Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Физические представления и знания народа Саха

В настоящее время северные территории Земли, в том числе и Якутия, являются зоной повышенного внимания политических, деловых и научных кругов всего мира. Прежде всего, это связано с местом и ролью данного региона как глобального и стратегического природного резервата человечества, и, соответственно, с его особым значением в формировании стабильного и динамичного развития мирового сообщества государств и народов.

Сегодня в Якутии, вовлеченной в орбиту современной мировой цивилизации, происходит процесс модернизации, в том числе, интенсивное приобщение к передовой научно-технологической культуре, масштабное воздействие которого на образ жизни, хозяйство и культуру народа саха имеет тенденцию к дальнейшему усилению и углублению. В этом свете особую актуальность приобретают вопросы, связанные с сохранением традиционных материальных и духовных основ его жизнедеятельности, так как вызовы нового времени поставили перед “идеальнейшим народом” - коневодов и скотоводов роковую дилемму: или покориться неотвратимым изменениям жизни и исчезнуть как отдельный этнос, или попытаться приспособиться к ним, адаптируя привычный жизненный уклад к существующим, и возможно, будущим кардинальным переменам.

В данном аспекте воспитание подрастающего поколения начинает восприниматься как стратегический фактор выживания в целом народа саха. На наш взгляд, неотъемлемым элементом этого процесса должно стать этническое образование, основанное на знании материальной и духовной культуры родного народа, а также призванное содействовать самоидентификации, саморазвитии и самореализации детей и молодежи саха, как представителей своего этнического коллектива.

Нет сомнений в том, что региональный (этнический) компонент в различных образовательных программах, в том числе и в школьном курсе физики, направлен на воспитание личности - этнофора (носителя национального характера и национальной культуры), который глубоко знает и понимает особенности среды обитания народа саха, прежде всего, ее уникальных природных явлений (вечная мерзлота, северное сияние, сильные морозы, продолжительные туманы и др. ), уважает эмпирические народные знания научных закономерностей в области физических, математических, технических и других точных дисциплин и предметов.

Объектом исследования являются предметы материальной культуры, созданные в результате хозяйственной деятельности народа саха.

Предмет исследования составляют физические знания и представления народа саха, материализованные в процессе формирования его хозяйственно-культурного комплекса.

Цель и задачи исследования. Цель нашей работы заключается в систематизации физических знаний и представлений народа саха, тесно связанных с его хозяйственной деятельностью, а также в их разработке как регионального (этнического) компонента в школьном курсе физики.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

1. Проанализировать имеющуюся научную литературу по истории, археологии, этнографии и фольклору народа саха и выявить сведения об их элементарных физических представлениях и знаниях;

2. Рассмотреть представления и знания предков саха об основных физических закономерностях на примере изготовления ими различных предметов материальной культуры.

3. Определить влияние физических представлений и знаний на формирование и развитие материальной культуры народа саха;

4. Разработать и составить задачи по различным темам школьного курса физики с учетом регионального (этнического) компонента.

5. Внедрение регионального (этнического) компонента по отдельным темам для 7, 8, 9 классов.

Глава 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗНАНИЯ НАРОДА САХА

Якутия является страной нестандартных климатических условий, которые со времен легендарных Омогоя и Элляя ставили в жизненную необходимость накопление эмпирических представлений и знаний в области многих точных наук, в том числе и физики, не только для преодоления трудностей суровой северной природы, но и для ведения своего хозяйства. Безусловно, естественная среда обитания не могла не сказаться на элементарных научных знаниях саха, которые для изучения многих физических явлений использовали метод наблюдения. Таким образом, логическая цепочка “наблюдение - мысль - опыт - знание”, которая отражает работу любого естествоиспытателя, стала своеобразным “окном” в мир физики и для народа саха. В этой связи уместно вспомнить высказывание известного исследователя народов Сибири XIX в. Ю. Джулиани, который писал, что “якуты, в отличие от прочих сибирских народов своей проницательностью и рассудком. имеют особую наклонность к приобретению познаний”.

Как известно, физика - наука о наиболее общих и наиболее простых свойствах материального мира . Внимательное наблюдение за разнообразными явлениями и особенностями окружающего их мира, знание их взаимосвязей и взаимозависимостей, позволили предкам саха находить им практическое применение в своей повседневной жизни. Так, в работах таких исследователей жизни народа саха, как Н. К. Витсен, Ф. И. Табберт-Страленберг, П. С. Паллас, Г. Ф. Миллер, Я. И. Линденау, И. Биллингс, А. Ф. Миддендорф, И. А. Худяков, Р. К. Маак, В. Л. Серошевский и др. находятся различные сведения о стихийных знаниях якутов в области физики и об умении использовать их в процессе хозяйственной деятельности.

Например, повсеместно были распространены представления о плотности вещества - снятие сливок с парного молока в невысокой, плоской посуде (“чабычах”); об естественной конвекции (процесс теплопередачи) - сооружение специальных хранилищ для мясных и молочных продуктов: “булуус” (ледник) и “онкучах” (погреб); о физико-химических свойствах тел - технология обработки кожи; о теплопроводности различных материалов - шитье одежды из меха и пушнины; о силе упругости и взаимодействии тел при изготовлении охотничьих принадлежностей - лука, тетивы лука, специальных покрытий лыж из меховых лапок; о способах изменения внутренней энергии тела - получение огня при трении и т. д..

Как пишет В. Ф. Афанасьев: “У якутов есть благоразумное средство, проезжая ущелья гор, не только не петь песен, но даже и говорить. Нигде это правило не соблюдается с такой строгостью как здесь. Вековой опыт научил его, что малейшее сотрясение воздуха может обрушить целые груды камней и снега”, т. е. они интуитивно знали теорию равновесия, законы колебания и тяготения физических тел .

Из исследований Р. Маака, В. Серошевского и др. , известно о разнообразных типах жилищ народа саха, имевших различную степень утепления, это - ураса, балаган (юрта), уутян, халтама, а также о различных хозяйственных постройках - хотон, амбар и т. д. По описанию В. Серошевского, “Остов юрты составляют четыре столба, багана, толщиной в 6 дюймов и от 4 до 4,5 футов высоты над землей. В вершинах столбов сделаны мелкие полукруглые гнезда. На столбах в эти гнезда кладутся балки соответствующей длины и 6 в диаметре толщиной: кладут сначала две параллельно, а на них наверх еще две, так что образуется над столбами квадратная рама. Раньше кладутся балки, лицевая восточная и задняя западная, а на концы их - уже балки южная и северная. Затем посередине рамы. кладется толстая дюймов в 8-10 матица, сис мас, или, в случае неимения таковой, две потоньше. Затем из таких, 3-4, кругляков кладут крышу. Бревна стен ставятся торцом вплоть друг около друга, наклонно. Строение, таким образом, представляет усеченную пирамиду с уклоном боков приблизительно в 70 ” .

Безусловно, размеры такого балагана зависели от материального благосостояния отдельной семьи: у богатых они были большими, высокими и имели многочисленные пристройки, у бедных - маленькими, низкими и имели мало пристроек или не имели их. Однако для нас важнее следующее наблюдение исследователя: “Раз материал заготовлен, такой дом. строится чрезвычайно быстро. Его можно выстроить в 3-4 дня” , которое позволяет предположить, что при их строительстве (переноске и поднятию тяжелых балок, бревен) широко применялись простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость, блок и т. д.

Кроме того, для саха было характерно довольно высокое развитие ремесел - кузнечного, ювелирного, деревообрабатывающего, лепной керамики и др. , что без превосходного представления химических и физических свойств разных металлов и многих веществ было бы абсолютно невозможным, более того, уровень описываемой К. Длужиком, В. Берингом, И. Гмелиным, Г. Стеллером и другими исследователями якутской металлургии предполагает и отличное знание процессов плавления и отвердевания кристаллических тел . Следует сказать, что изделия якутских кузнецов были известны и в Центральной России, так как Якутия была участницей политехнической выставки в Москве (1885 г. ) и знаменитой ярмарки в Нижнем Новгороде (1896 г. ).

О добыче железа из руды Р. Маак в своих исследованиях пишет: “Печь для выплавки руды вышиною в 1 аршин 10 вершков посредством трубы сообщается с близстоящей юртой, в которой помещены раздувательные меха. Форма такой печи наверху цилиндрическая, книзу расширяющая с отверстием для вынимания переплавленной массы (так называемой крицы, по-якутски – болхо) вышиною в 0,5 аршина и шириною в 6,5 вершков. Для раздувания огня служат кожаные мешки (симиир), употребляемые для сбережения масла. К широкому отверстию в стене юрты два меха рядом, по очереди выдувают из них воздух. Самый процесс выплавки руды заключается в следующем. Разведя в наполненной доверху углем печи огонь, кладут в разных местах на уголь по горсти нетолченой руды. Когда угли опустятся на 14 вершков, печь снова наполняется: сверху накладывается руда и. т. д. Мерой в этом случае служит берестяная корзинка в 0,5 ведра емкости. Описанный процесс в печах с настоящими раздувательными мехами повторяется от 10 до 20 раз” .

Много якутских изделий, в том числе и из железа (нарезные винтовки, ножи и т. д. , включая и образцы руды из Вилюя) были отправлены в Вену (1879 г. ) и в Париж (1889 г. ) .

Хомус - вершина металлургического производства якутских кузнецов. Якутский композитор Грант Григорян дал такое определение хомуса: “Маленький подковообразный инструмент с металлическим стержнем, вибратором, который при игре прикладывается к губам исполнителя” .

По мнению специалистов, этот древнейший музыкальный инструмент представляет собой исключительное достояние материальной культуры народа саха . Исследование металлографической структуры и акустических характеристик традиционного хомуса, а также анализ типологических параллелей сибирских варганов, убедительно доказывают, что при проектировании, моделировании и конструировании инструмента, состоящего всего из двух деталей, якутские мастера учитывали свойства звука. Мелодичность “языка”, соединенного с корпусом хомуса, показывает их хорошее знание природы звука - попеременное сжатие и разрежение воздуха. Так, звучащее тело (колеблющийся “язык” хомуса) то уплотняет, то разрежает воздух, благодаря упругости которого эти чередующиеся воздействия создают звуковые волны. Вместе с тем, игра на таком музыкальном инструменте, как хомус, представляет собой не только простое гармоническое колебание, а сочетание многих гармонических колебаний с определенным набором частот, что свидетельствует о знании мастерами и звуковых явлений. Основной тон (наиболее низкая частота) и разное количество обертонов, извлекаемых их хомуса, придают его звукам особую неповторимую окраску - тембр. Тембр и мелодичность хомуса позволяет исполнителям-импровизаторам, используя различные артикуляционные манипуляции, с высоким мастерством передавать красоту и душевность звучания хомуса.

Как известно, на протяжении долгого исторического периода народ саха пользовался собственными физическими величинами, созданными на основе накопленных эмпирических представлений и знаний. Например, для измерения длины и массы тела обычно применяли такие единицы:

ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СИ (М)

Илии-тарбах 0,02

Сµ³м 0,15

Б³рсµ³к 0,044

Тутум 0,07-0,09

Уллу²ах 0,25-0,28

То²олох 0,3

Сото 0,5-0,56

Хаамыы 0,5-0,7

Саhаан 2

Биэрэстэ 1000

К³с 10000

Кµннµк сир 30000

ЕДИНИЦЫ МАССЫ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СИ (КГ)

Мэмэhээн арыы 1

Сµгэhэр, отут харах 12

Биир тымтай 16

Таhа±ас 500

Глава 2. ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ

7, 8, 9 КЛАССОВ ПО ТЕМАМ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

7 класс.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Физические величины Якутские единицы измерения длины и массы

Измерение физических величин

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Взаимное притяжение и отталкивание молекул Окрашивание берестяных полотниц для урасы

Взаимодействие тел

Обработка «сарыы этэрбэс» (якутские сапоги)

Плотность вещества

Охотничьи снаряжения якутов

Сила упругости

Снятие сливок с парного молока

Сила трения

Изготовление лука

Способы уменьшения и увеличения давления

Плавание судов Суоруна (жернова)

Изготовление «туут хайыhар» (охотничьи лыжи), якутских ножей, инструментов кузнецов

Рычаги в технике, быту и природе Якутские лодки (материалы, скорость, грузоподъемность)

Материал для дополнительного чтения

Талкы (кожемялка)

Знание якутов в области астрономии и метеорологии

8 класс.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Способы изменения внутренней энергии тела Получение огня при трении

Теплопроводность

Шитье одежды (саныйах, торбаза, шапки и т. д. )

Строительство балагана и урасы

Конвекция Обустройство «булуус» (ледников), «онкучах» (погребов)

Плавление и отвердевание кристаллических тел Металлургия у якутов

9 класс

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Звуковые волны Якутские народные музыкальные инструменты

Свойства звука

Звуковые явления

7 класс.

Тема: Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах.

Региональный компонент: Окрашивание берестяных полотниц для урасы.

«Берестяные полотнища, которыми покрывалась ураса, после установки остова обрабатывались и сшивались исключительно женщинами.

Для прочности бересту вываривали в воде, затем соскабливали ножом верхние слои сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Береста внутреннего покрова окрашивалась в красновато- коричневый цвет отваром из ольховой коры при помощи мочала и стружек, после этого поверхность слегка смазывалась сливками или топленым маслом. Затем покрышка урасы украшалась нашивкой из узких, выкрашенных в черный цвет полосок тонкой, расщепленной бересты с прорезными узорами.

Черную краску приготовляли из черных березовых наростов. Наросты эти предварительно прожигали, затем, превратив в мелкий порошок, смешивали с маслом или со сливками. Для шитья пользовались нитками, ссученными из конских волос. Швы выполнялись с удивительной тщательностью и служили как бы украшением, окаймляя с боков черные полоски. »

Материалы для дополнительного чтения.

Региональный компонент: Знание якутов в области астрологии и метеорологии.

«Древние якуты были очень наблюдательны. Они знали звездное небо: Млечный путь (Халлаан сиигэ), Полярную звезду (Орой сулус), Большую Медведицу (Аранас сулус), похожую на лабаз; Малую Медведицу (Тонус аранас сулуhа). Большую Медведицу называли звездой Аранас, но еще было представление, что это- лось. Она служила для якута ориентиром. Находясь в других краях, якуты говорили, что они живут под созвездием Большой Медведицы. Зимой Большая Медведица служила ночными часами. По е. положению на зимнем небе определяли время ужина (киэьээнни ас), время отхода ко сну (киэьээнни уот), полуночи (туун уеьэ), утреннего рассвета (халлаан сырдыыта).

От звезд и созвездий отличали появляющиеся в разное время суток, года или раз в несколько лет, перемещающиеся светила, которые они называли чолбонами (теперь они известны как планеты Солнечной системы). Это- красивое утреннее светило Венера в юго-восточной части неба (Дьэллэнэ); являющиеся несколько раз в году Меркурий (Мэндэнэ); очень яркий, проходящий высоко по небу с востока на запад раз в несколько лет Юпитер (Сэндэли), Красноватый Марс (Хатааhын чолбоно), «вызывающий весенние холода» на юго - западном небе.

Из небесных светил особое место занимало Солнце- Кун. К нему якуты относились с великим почтением, т. к. они видели, что без солнца невозможно жить на земле. Все красивое, милое, приятное они сравнивали с солнцем. В честь солнца и луны в древности устраивались празднества «ысыах». В сказках о солнце и луне говорится как о живых существах. В самую критическую минуту, когда приходилось расставаться с жизнью якут нередко восклицал: «Кун туллара, куhэнэ быстара буолла!». Перед смертью и современный якут прощается первым долгом, говоря: «Прощай, мое белое солнышко!». Когда случится затмение солнца современный якут говорит, что «солнце умерло».

Солнце было объектом поклонения. В некоторых вариантах это поклонение сохранено до нашего времени. В летнее время солнце являлось дневными часами. По его положению на небе якуты определяли отрезки времени: восход солнца (кун тахсыыта); солнце поднялось на макушку деревьев (кун мас оройугар тахсыыта); солнце греет (кун уоттаныыта); дневной удой (кунуску ыам); полдень (кун ортото); четвертый удой (туертуур ыам); ослабление солнечных лучей (кун уотун хала5айыыта) и др.

Таким образом, якуты очень верно определяли время в течение суток по движению Солнца и звезд. Они знали и метеориты, которые воспринимались как падающие звезды (сындыыс сулус). У якутов были свои представления и по поводу происхождения Земли. Они считали, что Земля возникла в незапамятные времена из чего-то материального, величиной с берестяную миску (чабычах), а затем постепенно увеличивалась.

О Луне они думали, что она имеет земное происхождение. Считалось, что однажды разыгрался сильный ветер, который оторвал от Земли большой кусок и понес его в небо. Из него потом возникла Луна (Ый)- младшая сестра Земли.

У древних якутов были определенные представления о метеорологии. Существовали веками выработанные общепринятые в народе приметы (Кун-дьыл билгэлэрэ), по которым предсказывали погоду на ближайшее время.

По состоянию природы. Например, солнце заходит в красных облаках (былыт кыыhар)- к ветру. Солнце заходит не прячась в облака- к погожему дню. Ярко- красный восход солнца- к засухе. Пучки переломленных лучей по бокам Луны или Солнца (Ый Кун ытар5ата)- впереди дни облачные без осадков. Луна иСолнце, окруженные ореолом таких же лучей (Ый, Кун дьиэтэ) – к ненастью. Предвестники ненастья - циклонические ветры (олооьун тыала) с востока, запада, юго-запада. Если зимой эхо раздается далеко, то ждать усиления морозов (ой дуораана туьэр), а если эхо пропадает (ой дуораана сутэр) – морозы слабнут. Звезды и планеты ярко загораются - к усилению морозов. Тускло мерцают - к потеплению. При усилении морозов ярко полыхает северное сияние (дьукээбил уота).

Для отсчета времени якуты пользовались народным календарем в 360 дней или вечным календарем в 365 дней, возникшим на основе юлианского летоисчисления, перенятого у России.

По якутскому народному календарю год (сыл) делился на 12 месяцев, месяц (ый) на 30 дней. Считалось, что год состоит из 360 дней. Новый год наступает в мае, поэтому май месяц считался первым (бииринньи), июнь –второй месяц (иккиньи), июль-третий (уьунньу), август-четвертый (тердунньу), сентябрь-пятый (бэьинньи), октябрь –шестой (алтынньы), ноябрь –седьмой (сэтинньи) декабрь –восьмой (ахсынньы), январь-девятый (тохсунньу), февраль –десятый (олунньу), март-одиннадцатый (кулун тутар), апрель-двенадцатый (муус устар).

В народном календаре, дошедшем до нас, сохранились порядковые номера месяцев от октября до февраля. Эти названия, по видимому, возникли на прародине якутов. Остальные возникли, вероятно, по мере передвижение на Север. Некоторые месяцы названы по видам хозяйственной деятельности: кулун тутар (март) означает «месяц подкармливания жеребят», бэс ыйа (июнь)-месяц подготовки сосновой заболони (находится под корой). Апрель (муус устар),-«весенний ледоход», (ыам ыйа)- «месяц икрометания» и т. д.

Счет месяцев - сложный, он велся по фазам Луны. Дни от первого числа до десятого назывались «днями новолуния», от одиннадцатого до двадцатого - «дни среднелуния», а остальные дни до конца месяца - «дни старолуния». В названиях дней отражены представления якутов о фазах Луны. Из-за разницы лунного времени по сравнению с солнечным, через три года вводили тринадцатый месяц (между августом и сентябрем). Поэтому якутский календарь - комбинированный, лунно - солнечный. Он был точнее, чем лунный, но менее точным, чем солнечный.

По этому календарю год делился на 140 летних и 220 зимних дней. лето начиналось 22 мая («Николин день»). С этого времени разрешалось сидеть, лежать на земле. 25 июня самый длинный день - «сайын иэ5иллиитэ», т. е. поворот лета на зиму. 14 сентября («Семенов день»)завершаются летние хозяйственные работы и начинается подготовка к зиме. С 14 октября («Покров день»)- начинается стойловое содержание крупного рогатого скота, образуется устойчивый снеговой покров. 25 декабря- самый короткий день- называли «дьыл иэ5иллиитэ».

В свою очередь, якутский народный календарь был использован при составлении якутского гражданского календаря, который был принят на основе «Декрета о введении в Российской республике западно - европейского календаря» от 24 января 1918г. А с 1 января 1924 г. был введен Якутский национальный гражданский календарь, соответствующий русскому гражданскому календарю. Якутское народное времяисчисление было заменено международным научным времяисчислением, вполне отвечающим требованиям современной жизни и ее интересам.

Как, видим. На основе постоянных наблюдений за явлениями окружающей природы и в результате хозяйственной деятельности у якутов складывались определенные собственные представления о пространстве и времени, о небесных телах, передаваемые из поколения в поколение. »

8 класс.

Тема: Теплопроводность. Конвекция.

Региональный компонент: Организация личного хозяйства у якутов.

«Якуты, переселившиеся к Арктическому побережью из-за климатических условий, резко отличающихся от природной среды центральных районов области, усвоили такие виды хозяйства как оленеводство, охота и рыболовство, чем занимались местные кочевые племена.

Таким образом, преобладающее большинство населения области к концу Х1Х века занималось скотоводством, иногда совмещая его с земледелием.

Историки отмечают сравнительное разнообразие типов жилищ у якутов. Это говорит, с одной стороны, о сложном историческом пути, пройденном якутским народом, совершившим миграцию на огромные расстояния к северным широтам. С другой стороны - это разнообразие объясняется суровым, резко континентальным климатом Якутии, требовавшим жилища с различными степенями утепления. Основные типы жилищ у якутов имели прототипы на юге, затем, по мере приспособления к новым климатическим условиям, происходило некоторое их изменение, отчасти и усложнение.

Якуты не любили поселяться среди аласов, особенно больших. Считалось, что жилище слишком хорошо просматривается с верху, со стороны небожителей, и хозяева такой усадьбы обречены на несчастливую жизнь. Поэтому якуты, будучи под сильным влиянием предрассудков, выбирали места для усадеб по окраинам аласов и долин рек, недоступных сильным ветрам и другим стихиям, якобы, насылаемым с неба. Постоянное поселение называлось ыал («жилой дом», «отдельная семья», «двор», «хозяйство», «сосед» и др. ). временные жилища так не назывались, а только постоянные.

Одним из древних типов жилищ якутов был балаган. У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку – хотон (хлев для скота). У бедных балаганы были ниже и меньше и не было никакой пристройки.

Стены составляли из бревен, слегка наклоненных внутрь. Нижние концы их неглубоко закапывали в землю, а верхние опирались на верхнюю раму. Каждая стена представляла собой как бы массивный односкатный ветровой заслон. Снаружи бревна не очищались от коры, что способствовало более прочному удержанию обмазки.

Количество окон было различным – от 2-4 до 12, размеры – 30-42 Х 42-45 см. зимой в них вставляли толстые льдины, а места стыков обсыпали снегом и поливали водой; летом их затягивали рыбьими или бычьими пузырями, волосяной сеткой, кусочками стекла в берестяной оправе. У зажиточных рамы вставлялись цельные стекла, иногда слюда.

Дверей чаще всего было две: входная – наружная, внутренняя – ведущая в хлев. Крышу покрывали одним или двумя слоями лиственной коры и засыпали землей, толщиной до 60-70 см. для удержания тепла вокруг основания делали земляную насыпь, у более зажиточных такая насыпь сдерживалась от сползания деревянным забором. Непременно делался и навес над дверью

Центральной деталью интерьера в балагане была якутская печь- место для приготовления пищи, источник света и тепла. Печь считалась святым, почитаемым местом в доме, которому, по представлениям якутов, надлежало получать угощения в виде самых лучших частей блюд. Печь помещалась, если вход был с западной стороны, то печь ставилась ближе к северо-западному углу. Якуты относились к своим печам очень бережно, почитали их и содержали всегда в чистоте и порядке.

Во внутренней обстановке балагана большое место занимали нары, которые делались из тесаных плах, наглухо закрепленных между столбами. Расположение их было такое: налево от входа ближайшая от дверей правая задняя нара для рабочих мужского пола и для неважных гостей. Под той же стеной, правая средняя нара под окном - назначение такое же. Правая передняя нара - глухая, удобная и теплая кровать, одно из самых почетных мест в юрте- для самых почетных посетителей, где спал приглашенный для камлания шаман. Нара над противоположной выходу стеной и передняя нара составляли красный угол дома. Здесь всегда стоял стол, а над ним под потолком на резной полочке ставили иконы. Напротив камина помещалась всегда хозяйская семейная кровать, над ней старались не прорубать окна. Далее - нара для женской молодежи, на которой спали, сидели, работали взрослые девушки, дочери и родственницы хозяев. Затем - левая нара, где спали женщины- работницы и подростки обоего пола.

О надворных постройках можно сказать следующее. Амбары, постройки хозяйственного назначения, получили широкое применение, они были почти в каждой семье и служили для хранения вещей и продуктов питания.

Были и мельницы, они сооружались по русским образцам, с незначительными изменениями, подсказанными местными условиями. В результате усвоения якутами земледелия появились на дворе и помосты для сушки снопов и хранения их до обмолота. Некоторые хозяева сушили снопы на жердях, установленных на плоской крыше амбара, а некоторые строили для этого особые сооружения на сваях. Как правило, все эти приспособления для сушки находились с южной стороны.

Ледник (булуус) и погреб (иин, онкучах) – это специальное хранилище для мясных и молочных продуктов. Ледники сооружались у северной стороны жилища или под полом амбара, чтобы таяние почвы было минимальным. На ледниках каждая семья имела погреб с навесом, в основном, для хранения молочных продуктов. Хозяйки домашнего очага, чтоб снимать побольше сливок, парное молоко ставят в невысокой , плоской посуде (чабычах). »

8 класс

Тема: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Региональный компонент: Развитие металлургии у якутов.

«Из металлов якуты знали: железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. По значению и распространенности на первом месте следует поставить железо. Это, кроме того, единственный металл, который в настоящее время якуты добывают из руды, и единственное производство, ясно обособившееся в кустарный промысел. Им занимаются некоторые роды в Вилюйском и Якутском округах.

Выплавка производится в кувшинообразных печах из огнеупорной глины в 3 фута 8 дюймов вышиной в 3 фута шириной в самом широком месте, которое приходится на четырнадцати приблизительно дюймах выше дна. Верхнее отверстие печи узко - немного более 1 фута. Внизу находятся дверцы для вынимания крицы. Огнеупорные стенки печки не толще полутора- двух дюймов. Для крепости и сбережения тепла она помещается часто в сруб, набитый обыкновенной глиной. Маак описывает такие же печки в Вилюйском округе, но без обшивки. В нижнюю часть горна проведена труба от раздувательных мехов. Заперши кричное отверстие глиняной дверцей, и обмазав ее глиной, разводят огонь и, мало- помалу раздувая мехи, наполняют печку доверху углем. На него высыпают около полуведра искрошенной в куски руды. Когда уголь сгорит и опустится до половины печки, то опять добавляют доверху угля и на него кладут такое же количество руды. И так повторяют процесс до 15-20 раз.

Из каждого пуда руды получается от трех с половиной до четырех фунтов железа. Из одного пуда болго получается максимум 25 фунтов железа. Иногда получается прекрасное мягкое, волокнистое железо, иногда высокого достоинства сталь; чаще всего помесь того и другого, гибкая и вместе с тем доступная закалке. Ее то ставят выше якуты, называя «якутским железом» саха тимир, в отличие от чистого, мягкого железа, русского. Последнего они не любят; привозная же сталь, уклад, недоступна им по дороговизне. Руководить процессом выплавки, чтобы получить желаемый сорт железа, якуты не умеют. Употребление флюсов им неизвестно. Руду ищут на поверхности земли, на берегах рек или добывают из неглубоких шахт и ям. Затем сушат ее и дробят на небольшие куски молотком. Излюбленные якутами руды: бурый и красный железняки. Мастера, выплавляющие железо, обыкновенно селятся недалеко от залежей руды.

Якутская кузница до сих пор осталась подвижной кузницей кочевника, а якутский кузнец- бродячим мастером, охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению. Главные его инстрменты: мех (керт), наковальня (кыстык), клещи (кытыгас), молот (етуйэ), напилок (иги). Все эти вещи и посейчас схожи с теми, которые изображены в монгольской кузнице XVII столетия Палласом. Мехи их представляют, также как и у древних монголов, кожаные мешки из мягкой кожи, сшитых так, что формой они чрезвычайно напоминают кожу, снятую чулком с кобыльего зада; два рукава этих мешков привязываются к общей двугорлой деревянной втулке, жерло которой вложено в переднюю стенку горна. Работа с якутским мехом требует некоторого навыка, но почти каждый взрослый якут умеет с ним справляться. Воздуха дает такой мех много, но невысокой плотности; отверстие его жерла широко, что мешает сосредоточить накаливание на небольшом пространстве. Приемы и инструменты якутских мастеров очень первобытны, тем не менее они справляются со своими грубыми инструментами прекрасно и при их помощи сваривают довольно удачно даже ружейные дула. Закаливают предметы, погружая их в холодную воду со льдом; для большей крепости иногда перед нагреванием посыпают их порошком слабо пережженного рога и соли. Ввиду прекрасного навыка некоторых распознавать качества данного материала по его наружному виду, излому, цвету нагрева якуты с закалкой особенно своей стали справляются сносно; они делают из нее напильники, удачно закаливают топоры, ножи, долота, пешни, копья и т. п. Не умеют только калить и ковать ружейных и всяких других пружин. До недавних пор не умели также нарезывать винты и сверлить железо. Паяльник у якутов обыкновенно железный; как облегчающие спаивание вещества употребляют нашатырь, стеарин, воск, лиственную смолу. Жестяной посуды не делают; даже дно, заплаты вставляют до того не умело, что всегда после починки якутские хозяйки принуждены замазывать щели тестом. Зато большинство якутских кузнецов прекрасные медники и серебрянники. Не говоря уже о мелких предметах, как-то: пряжках, кольцах, серьгах, крестах, печатях, цепочках, привесочках и целых сложных украшениях, которые они чисто и тонко отливают из обоих металлов, многие из них из медного лома выливают и выковывают большие, ведер в 10-12, котлы, пузатые чайники в несколько фунтов весом- и даже в Намском улусе есть предание о том, что один из колоколов Намской управской церкви отлит якутом. (1891г). Они плавят и льют даже золото. Для плавки этих металлов они употребляют небольшие тигли из огнеупорной глины, с круглым, как у яичной скорлупы, дном. Горшки слегка греют, затем кладут в них металл и, поместив посередине горна, тщательно обсыпают мелким горячим углем. Немного спустя начинают слегка поддувать мехами, все усиливая и усиливая приток воздуха. Когда металл расплавится, его мешают тонкой деревянной лучиной, выдувают через длинную трубку с горшка золу и уголь и, схвативши загнутыми щипцами за край горшка, вынимают его с горна и выливают металл в приготовленную и согретую заблаговременно форму. Форма обыкновенно состоит из двух совершенно одинаковых рамок, которые наполняются влажным, мелким речным илом. Выглаживаются, посыпаются порошком древесного угля и сдавливаются на модели, как створки. Оттиск обыкновенно чист и нежен. Крупные вещи также формуются и отливаются якутами, как мелкие; разница только в размерах форм.

Из всех якутских металлических инструментов самого большого внимания заслуживает , несомненно, якутский нож. Он небольшой, спинка его тупая, прямая. Конец острый, пальмовидный. Лезвие слегка выгнуто. Сточена у него всегда одна сторона, подобно большинству виденных мной древних курганных сибирских ножей, и, подобно им же, правая сторона у якутских хороших клинков слегка вогнута.

О кузнечном деле якутов писали К. Длужик, В. Н. Беринг, И. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, Я. И. Линденау, впоследствии В. Л. Серошевский, Р. К. Маак, другие исследователи, путешественники и ссыльные. Об этом много научных и литературных источников.

Изделия якутских кузнецов, мастеров серебряных дел был известен и в центральной России. Якутия была участником выставок в Нижнем Новгороде(1896г), политехническом в Москве(1885г). Якутские изделия, в том числе изделия из железа: нарезные винтовки, ножи, и даже, руда из Вилюя были отправлены в Вену(1879г) и в Париж(1889г).

Местная металлургия может развиваться только на местном сырье. Якутия в этом плане достаточно богатый край. Их знали давно. Открытые рудные проявления обнаруживались в разных местах. Технология и секреты мастерства мастера- домника передавались из поколения в поколение. Под их руководством подключалась к плавильному процессу близкая родня плавильщика или сами заказчики- помощники.

Якутская черная металлургия второй половины Х1Х века находилась на довольно высоком уровне промышленного производства, занимая промежуточное положение между кричным и доменным производствами. »

9 класс.

Тема: Звуковые явления.

Региональный компонент: Музыкальные инструменты.

«Заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР М. Н. Жирков выдвинул три типа инструментов: ударные, духовые и струнно-щипковые. Со всеми разновидностями он посчитал около двадцати разновидностей якутских народных музыкальных инструментов.

1. Хомус – маленький подковообразный инструмент с металлическим стержнем- вибратором. «Дергая» пальцем за кончик вибратора мы заставляем его колебаться. меняя положение рта, исполнитель придает звучанию хомуса разнообразную окраску.

В последнее время к древнейшему музыкальному инструменту – варгану проявили интерес не только музыковеды, исполнители и пропагандисты народной музыки, но и специалисты других отраслей знаний. Впервые исследованы металлографические структуры и акустические характеристики современных хомусов. Проделан опыт типологических параллелей сибирских варганов. Все это задает тон для дальнейших исследований и поисков специалистов разных направлений.

В металлургическом производстве особенно сложным считается плавильный процесс. Только сам мастер может умело управлять ходом термической реакции металлургического сырья плавильной печи. Опыт достигается чисто эмпирическим путем, долголетней практикой, изнурительной и трудоемкой работой. Самые тонкие производственные, технологические секреты отец- мастер передает только в конце жизни своему наследнику- сыну плавильщику.

Современные мастера хомусных изделий за последние 10-15 лет достигли многого. Их вдохновляет тысячелетний опыт якутских металлургов, техническое мастерство потомственных ремесленников, и последнее- живой опыт великого мастера хомусных дел Семена Иннокентьевича Гоголева, получившее всеобщее признание не только в Союзе, но и за рубежом.

Потомственные металлурги, профессиональные кузнецы очень тонко чувствовали свойства металла, осознанно управляли ходом термических процессов, умели закаливать и отпускать материал, манипулируя сложным составом варили легированную сталь. Недаром, еще в ХVII веке русские кузнецы оценили якутское железо «лучше немецкого». Задача современных мастеров хомусного дела состоит в том, чтобы достичь технический уровень предшествующих поколений. Ибо они достигли значительного уровня в получении качественного металла. А дальше: вывести его еще дальше на уровень сегодняшних требований металловедов, музыкантов, импровизаторов и музыковедов.

Необходимо совершенствовать звуковые и технические качества двух и трехязычных хомусов. На сегодняшний день они по музыкально- акустическим характеристикам значительно отстают от одно-пластинчатых мелодичных хомусов.

Далее, вопрос о нотировании якутских хомусов. Прежде всего, их нужно решать технически. Очень сложная, тонкая проблема. Рассчитывать на одни возможности индивидуальных мастеров, видимо, нельзя. Речь идет о квалифицированной научно- технической, музыкально- специфической помощи им. Без соответствующего оборудования, широкого ассортимента инструментария достичь желаемых результатов в этом плане трудно.

2. Бубен Якутский бубен давно стал предметом историко - этнографического изучения. Существует целый ряд литературы, где даются подробные описания металлических подвесок шаманского плаща, их названия и функциональные назначения.

Энциклопедические словари объясняют бубен как ударный мембранный музыкальный инструмент. Значит, в его музыкальной природе сомнений нет. Разновидности таких инструментов распространены по всему миру. В особенности они характерны для восточных и сибирских народов.

В отношении якутских бубнов дюнюр общеизвестным источником считается труд В. Н. Васильева «Шаманский костюм и бубен». Достаточно много говорится об якутских бубнах в монографиях Н. А. Алексеева. В них автор якутский бубен увязывал с группой алтайских и урянхайских бубнов, считал их инструментами древнего происхождения. Кроме того, подчеркивал конструктивное своеобразие, усиливающее извлекаемое из бубна звуковую вибрацию. Далее отметил «локальные и внутриродовые варианты» изготовления бубнов.

Сосредотачивая свое внимание на особый звук якутского бубна, мы не можем обойти набор железных подвесок, навешиваемых на шаманский плащ.

Ранние исследователи акцентировали свое внимание на звуковую характеристику. Так, Васильев, описывая отдельные части шаманского бубна отмечает: «Прорези ободка сделаны для большого резонирования звуков».

При устройстве арматуры бубнов обечайки обтягиваются жильными или веревочными струнами, урегулирующими акустические возможности извлекаемых звуков. Так, на бубнах белых шаманов имеются ушки- подпорки на обеих опоясках боковин, а на верхней части обечайки рожки- бугорки. Они при обшивке кожей создают полое пространство, усиливающее звуковое колебание. Помимо этого, на железных прутьях навешиваются трижды девять подвесок из оперений крыльев орла, три круглых бубенчика. Все они сливаются в единый ансамблевый перезвон и звуковое сопровождение ритуального танца.

Якутский бубен (дюнюр) уверенно вошел в состав народных инструментов национального оркестра. Реконструирование лучших образцов старинных бубнов продолжается.

3. Кырыымпа- четырехструнный смычковый инструмент, так называемая «Якутская скрипка». Корпус долбленый, шейка и головка изготовляются из одного куска. Дека деревянная, прикрывает корпус и шейку. В деке несколько небольших резонаторских отверстий. Общая длина инструмента около 750 мм. Струны из крученого конского волоса прикрепляются из головки к не вращающимся колкам. Натяжение струн производится с помощью «барашков», как у нарс-юха. Во время игры исполнитель только прикасается пальцами к струнам, но не прижимает их к грифу. Извлекая, таким образом флазолетные звуки. »

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе, на основе изучения имеющейся научной литературы по истории, археологии, этнографии народа саха, предпринята попытка систематизации, в основных чертах, их эмпирические физические представления и знания. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Эмпирические представления и знания народа саха об основных физических закономерностях составляют один из важнейших компонентов их элементарных научных знаний в области точных наук;

2. Основные представления и знания в области физики возникли и развивались в борьбе за существование в районах вечной мерзлоты и шли параллельно с накоплением эмпирических знаний в области астрономии и метеорологии, математики, химии, народной медицины и т. д. ;

3. Имеющиеся физические представления и знания народа саха тесно связаны с их традиционными видами занятий - коневодством, скотоводством, охотничьим и пушным промыслом;

4. Особенности физических представлений и знаний материализовались в виде различных предметах материальной культуры народа саха;

5. Углубление эмпирических научных знаний в области физики оказали определенное воздействие на формирование и дальнейшее развитие материальной культуры народа саха;

Кроме того, на основе проведенного исследования, разработаны и составлены задачи по различным темам школьного курса физики за 7, 8, 9 классы с учетом регионального (этнического) компонента.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)