СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Феномен рыцарской культуры в западной и восточной цивилизации

Одной из самых любимых детских книг является роман Вальтера Скотта «Айвенго». Многие годы поколение за поколением читатели всех стран мира снова и снова выезжают вместе с Айвенго на рыцарский турнир и побеждают всех соперников.

Конечно, далеко не случаен такой стойкий интерес к роману, повествующему о давно прошедших рыцарских временах, - одних из самых ярких, живописных, порой драматических, противоречивых страниц истории человечества. Крестовые походы, перевернувшие весь средневековый мир, ожесточённые распри, борьба за власть и богатые земли, вероломство, коварство

Эти жестокие времена породили романтические понятия о рыцарской чести и достоинстве, верности слову и долгу. О преданной беззаветной любви, культе Прекрасной Дамы. Рыцарские времена породили и своё искусство. На полотнах, фресках, книжных миниатюрах, гравюрах, в скульптуре запечатлевались герои – рыцари и эпизоды великих сражений.

Поэтому не удивительно, что данная тема не перестаёт быть актуальной на протяжении многих веков. В век информационных технологий нам людям так не хватает порой приключений, мужества, отваги, верности слову, чести.

Цель данной работы провести сравнительный анализ средневековой рыцарской культуры на Западе и Востоке (на примере рыцарей Западной Европы и Японии), определить актуальность ценностей рыцарской культуры для современной молодёжи.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть возникновение рыцарского сословия в Средние века, его сущность;

- определить общие и отличительные черты рыцарской культуры в Западной и Восточной цивилизации;

- выявить особенности развития воинского сословия в Киевской Руси;

- провести опрос учащихся, сделать вывод.

Объект исследования: История Средних веков.

Предмет исследования: рыцарская культура Средневековья.

Гипотеза: Рыцарская культура порождена феодальными отношениями и характерна для большинства средневековых обществ и государств, она отражает специфические культурные, социально-экономические и политические особенности развития западной и восточной цивилизации.

Научная новизна работы заключается в определении особенностей рыцарской культуры на Западе и Востоке.

Практическая значимость: материал данной работы может быть использован на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

1. Феномен рыцарской культуры в Средние века.

1. 1. Рыцарство Западной Европы.

Рыцарство – порождение средневековья. Рыцари были высшим классом среди воинов. Первые рыцари появились в Х – ХI вв. Дословно на всех европейских языках слово рыцарь означает «всадник», и не случайно – рыцари всегда сражались верхом.

Появилось рыцарское сословие в системе феодальных отношений. Чтобы сохранить своё владение в неприкосновенности крупные феодалы должны были иметь собственное надёжное войско. Для этого богатый поместный владелец раздавал часть своих земель вместе с крестьянами и свободными людьми в пользование другим, более мелким, при условии верной военной службы.

По первому зову своего властелина – сеньора они обязывались являться к нему на коне, с хорошим вооружением, в сопровождении оруженосцев и обусловленного числа воинов новых подданных. Рыцарь обязан был не допускать, чтобы телу и жизни его сюзерена был нанесён какой-либо ущерб или угроза. Он не имел права ограничивать свободу своего сюзерена или каким-либо образом вмешиваться в его действия или влиять на принятие каких-либо решений.

С детства будущего рыцаря обучали пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда чтению, письму, арифметике.

Юношу отдавали в пажи, или валеты, в чужой замок, владел которым богатый земледелец. Здесь он проходил школу «куртуазии» – учился вежливости и светскому общению. В 15 лет из рук священника он получал меч. Теперь он становился оруженосцем и каждый день тренировался в искусстве владения мечом, арбалетом, копьём, чтобы быть неуязвимым в бою.

Ночь перед посвящением в рыцари юноша- оруженосец проводил в храме и молился. На рассвете ему предстояло омовение – в знак начала новой жизни. Затем оруженосец смирно исповедовался, причащался и опускался перед епископом на колени. Последний благословлял его меч и вручал оружие будущему рыцарю.

Затем наступал самый волнующий и торжественный момент. Рыцари, молодые дамы и девушки облачали юношу в доспехи. Он преклонял колени перед своим сеньором, который трижды прикасался к его плечу мечом со словами: «Во имя Божие, во имя Святого Михаила и Святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен». После этих слов рыцарю предстояло продемонстрировать своё воинское искусство.

Рыцарь был феодалом. Он владел крестьянами, замком, управлял ими, как хороший хозяин, хотя редко занимался хозяйственными делами. Основное время он отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря – охота и турниры – были связаны с военным делом. Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнить запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость; борьба с разъярённым диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.

Понятие рыцарь стало символом благородства, возникла рыцарская система ценностей, кодекс рыцарской чести, заявленный средневековой литературой. Средневековая литература, с одной стороны, отражала реальную жизнь, а с другой – заставляла рыцарей следовать правилам чести, столь чётко и недвусмысленно сформулированных в балладах, а после в средневековых стихотворениях и романах Средневековья.

Рыцарь должен был происходить из хорошего рода. Недаром на турниры допускали только тех рыцарей, у которых таковыми были и отец, и дед. Правило было очень строгим – за обман рыцаря изгоняли с праздника, а это было позором. Раскрыть такой обман было очень просто: на каждый турнир приезжали люди, которые отлично умели «читать», что написано на рыцарском гербе. Но в рыцари мог быть посвящён человек низкого происхождения за мужество и доблесть в бою.

Как бы хороша не была родословная – главное для рыцаря – это война. А на войне важны сила, отвага, мужество, верность слову. Этими качествами должен был обладать рыцарь. Сила подразумевалась сама собой. Снаряжение рыцаря не по плечу «слабаку». Одна только кольчуга весила несколько килограммов: делалась она из железных колец. Железный шлем, тяжёлые рукавицы дополняли наряд. Во всём облачении нужно было не просто скакать на коне, но и сражаться. Согласно кодексу чести благородный защищал благородного, рыцарь – рыцаря. Ведь славу рыцарю приносила не столько победа, сколько поведение в бою. Противника надлежало уважать, нельзя было убивать его сзади. Иногда, таким образом, рыцарь пытался свести счёты с личным врагом. Горе было такому нечестивцу! Его имя покрывалось вечным позором, он лишался статуса рыцаря, и в церкви его отпевали как покойника. Позором считалось убийство безоружного противника. Гибель в бою была славным завершением жизни рыцаря, ведь боевому рыцарю трудно смириться с ролью немощного старика.

Средневековый рыцарь должен быть щедрым. Даже после пира, где накрывался обильный стол, где слух гостей услаждали музыка и пение, хозяйка должна была одарить всех гостей подарками в благодарность за то, что они посетили её дом. Законы гостеприимства обязывали давать приют всем нуждающимся. Отношение к врагу было истинно рыцарским.

Немаловажную роль в жизни рыцаря играли турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости – устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Специальные глашатаи – герольды – объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Иногда состязание кончалось серьёзными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побеждённого противника. По турнирным правилам в спорных случаях победителя называла именно женщина. Увидев, что воин выбивается из сил, женщина могла приказать главному судье, чтобы он позволил уставшему воину отдохнуть. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершался пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других, важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечером обитатели рыцарского замка собирались в общей зале, где горел огромный очаги – камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники.

Быть рыцарем – это быть влюблённым. Таков непреложный закон, и обойти его рыцарь не мог. В песнях Марии Французской говориться об одном рыцаре, который всем хорош, вот только избегает женщин. «Это большой порок» - таков вывод автора.

Женщину уважали и почитали не только за красоту, достоинство, таланты. Рыцарь мог месяцами отсутствовать, и все дела замка вела Прекрасная Дама. Управление слугами, хозяйственные расчёты, отношения с соседями – всё ложилось на её плечи. А в случае нападения врага, как свидетельствуют летописцы, хозяйка замка зачастую возглавляла обороняющихся.

Отношение к женщинам рыцарей не было бы таким возвышенным, не появись во Франции куртуазная (придворная) литература. В искусстве и жизни сложился куртуазный стиль, главное в нём – внешний облик, эффективность, манерность.

Первые рыцарские романы созданы в Англии в 1066 году. Их основа – любовно-приключенческий сюжет. Родиной поэзии стал французский Прованс. Отличительная особенность песни трубадуров – это то, что она строится на диалоге:

Слывёт сильнейшей из страстей

Моя любовь издалека,

Да, наслаждений нет хмелей,

Чем от любви издалека!

Одно молчанье – мне в ответ,

Святой мой строг, он дал завет,

Чтоб беззаветно я любил.

( ДЖАУФРЕ РЮДЕЛЬ)

Любовь – главное для рыцаря. Она обязана была облагораживать. Служение Прекрасной Даме требовало самопожертвования, ограничения себя, исполнения такого же долга в отношении своей любви, как и в служении Церкви. Рыцарь мог почитать женщину, равную себе. Он может любить жену другого рыцаря, но отнюдь не простолюдинку или обычную горожанку.

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб, девиз. Он непременно знал свою родословную. Рыцари не стеснялись грабить побеждённых, собственных крестьян и даже приезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчётливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

Таким образом, важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Но эти правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.

2. Воинское сословие на Востоке.

Далёкая Япония, как известно, на долгие годы отгородилась от всего мира стеной. Но и там образовался особый класс воинов. Это были самураи.

Впервые в истории о самураях упоминается в X веке как о стражах императорского двора в Киото и ополченцах на службе у местных феодальных властителей. Усилия императора учредить систему воинской повинности для мелких землевладельцев и крестьян ни к чему не привели. В подражание ему столичная знать и крупные землевладельцы из дальних уделов начали создавать свои собственные военные отряды. Их набирали из честолюбивых юношей, принадлежавших к мелкопоместному дворянству и обученных боевым искусствам. Первые самураи были наёмниками, военному делу они обучались частным порядком, доспехи и оружие также приобретали на деньги своих хозяев.

Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения в духе бусидо. Основной задачей наставников молодого буси была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии самурая, т. е. воспитание человека физически сильного, владеющего военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.

Самурайская молодёжь приобщалась к профессии воина также во время праздников в честь побед над айнами и в других битвах эпохи средневековья, когда выставляли и носили по городу самурайское снаряжение, демонстрировали искусство буси и рассказывали повести о героизме (гундан). Значительное влияние оказывало конфуцианство. По одному из его принципов, дети должны были относиться к родителям с почтением и уважением. Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных историй из книг конфуцианского характера.

Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе - верности своему феодалу. Семья и наставник, прежде всего, заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение.

Будущих самураев старались растить бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого, особенно жизни своего покровителя и господина.

Мальчики и девочки воспитывались в умении контролировать свои действия, воздерживаться от выражения своих чувств восклицаниями, от стонов и слёз. "Что ты плачешь от таких пустяков, трусишка? - говорила мать плачущему сыну. - Что ты будешь делать, если тебе отрубят в битве руку или тебе придётся сделать харакири?" Такое воспитание вырабатывало хладнокровие, спокойствие и присутствие духа, помогало самураям не терять ясности ума при самых серьёзных испытаниях.

От самурайского юношества требовали систематически тренироваться, чтобы овладеть военным искусством, быть всесторонне подготовленным для пользования оружием, физически сильным и ловким. Молодые самураи должны были в совершенстве владеть приёмами фехтования (на мечах и алебардах), стрелять из лука, знать дзю-дзюцу, уметь обращаться с копьём, ездить верхом (для юношей из самурайских семей высокого ранга), обладать знанием тактики.

Педагогические требования бусидо добавляли к овладению военными искусствами ещё и изучение литературы, истории, каллиграфии и т. д. Однако самураи останавливали своё внимание на посторонних военному делу дисциплинах лишь постольку, поскольку это касалось профессии воина и могло быть полезно в военной практике.

В 15 лет воспитание молодого самурая считалось законченным. Он получал настоящие боевые мечи, с которыми не должен был расставаться всю жизнь; девушке вручался короткий кинжал - принадлежность каждой женщины сословия воинов. Юноша переходил в новую возрастную группу - общество взрослых.

Весь комплекс того, что культивировал в себе каждый самурай, все духовные и физические способности были подчинены, в конечном счёте, единственному и главному моменту - овладению военным мастерством, без которого было бы бессмысленным само понятие "самурай". От степени военной и физической подготовленности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину: умение бороться (с оружием или без оружия) с противником и побеждать его.

Моральный принцип в военных тренировках японских воинов был обусловлен учением Конфуция. Познание "до" ("правильного истинного пути", или "правды") считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т. д. (где оно являлось как бы образующим идеалом самурая, достижение которого означало в философском смысле познание самого себя), необходимым для гармонического развития индивидуума.

В военных искусствах самураев "до" носило характер образующего идеала и начала, без которых эти искусства были невозможны.

Таким образом, самурай, познавая "до", должен был достичь военного мастерства, соприкасающегося с "истинным путём", и "войти в совершенную гармонию с природой", с которой человек составляет неразделимое целое.

Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость) рассматривался как несущественный. Физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев - бусидо - неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина.

Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", впоследствии стало означать "путь самурая, воина". Бусидо касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, к государству.

Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём харакири - вскрытия живота малым самурайским мечом. Таким образом, самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.

Бусидо основывался на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии. Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.

Бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в "Начальных основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана:

"Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного. На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться. Если на войне самураю случится проиграть бой, и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

Воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины - какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник".

Даймё (буквально — «великие имена», так назывались владетельные самураи) устраивали в своих замках салоны для художников, драматургов, мыслителей, а также превращали свои покои в площадку для пышных представлений театра но, традиционно услаждавшего самую избранную публику, и даже сами участвовали в постановках. Самурайские военачальники занимались каллиграфией, искусством составления букетов, играли на лютне. Во время кровопролитной гражданской войны (1467—1477), когда значительная часть Киото выгорела дотла, военачальники в перерывах между сражениями развлекались тем, что сочиняли поэмы и наряжались в красочные шелковые одежды.

Однако самым утончённым из всех удовольствий считалась у самураев чайная церемония. Философская отрешенность в процессе приготовления чая, маленькая чайная комната, куда запрещено было входить с мечом, — все это пришлось по душе воинам, утомленным ратными подвигами. Иные самураи дорожили своей чайной утварью не меньше, чем мечом. В среде самураев существовало презрение к производительному труду, в частности к труду крестьян. Это отношение оправдывало безжалостную эксплуатацию японского крестьянства изречением, приписываемым Конфуцию: "Кормящийся от народа управляет им".

Таким образом, основным в бусидо были верность сюзерену, с которым буси находился в отношениях покровительства и служения, и честь оружия, являвшегося привилегией воина-профессионала, а не идеи лояльности к монарху или патриотического отношения ко всей Японии.

Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск. Принцип скромности вырабатывался вследствие подчинённого положения рядовых воинов, невозможности для них поднимать голову перед своим господином. К скромности было близко также понятие "вежливость", подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла.

Умение владеть собой, управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства.

Отношение самурая к смерти, многократно воспетое в литературе было естественным для всей даосско-буддийской системы мировоззрения, определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепи перерождений. Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого толка была очень невелика.

С чем же сравнить тело твоё, человек?

Призрачна жизнь, словно роса на траве, словно мерцанье зарниц.

В этом стихотворении дзенского мастера Роана отражён не субъективный взгляд на действительность, а универсальная истина, не требующих никаких подтверждений.

Со временем смерть во имя долга стала восприниматься в самурайской среде как довольно трудный, но не лишённый эстетического наслаждения этап самосовершенствования.

Честь и слава ценились дороже жизни. Ложь для самурая была равна трусости. Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали достоинство.

Кроме чисто профессиональных особенностей, присущих сословию воинов, самурай должен был, по бусидо, обладать также благосклонностью, милосердием, чувством жалости, великодушием, симпатией к людям.

Японского рыцаря уже в детстве учили презрению к торговцам и деньгам, что должно было сделать его совесть "неподкупной" в течение всей жизни. Самурай, который не разбирался в покупной способности монет, считался хорошо воспитанным.

Мораль сословия самураев служила только сословию данного класса и не распространялась на отношения буси с низшими слоями, находившимися вне законов самурайской морали.

Анализ отношений между самураями и низшими социальными слоями феодальной общности Японии - крестьянами, ремесленниками, париями и др. показывает, что моральные принципы бусидо были не равнозначными для господствующего класса и простонародья. Если скромность предписывала самураю вести себя с господином подчёркнуто вежливо и скромно, быть терпеливым, то в отношениях с простолюдином буси, наоборот, держался надменно и заносчиво. Здесь ни о какой вежливости не могло быть и речи. Любое оскорбление чести и достоинства буси (даже если ему это только показалось) или неуважительное отношение к официальному положению воина позволяло немедленно пустить в ход оружие.

1. Общее и особенное в рыцарской культуре на Западе и Востоке.

Кодекс чести самураев был очень похож на средневековый рыцарский, но правила игры – гораздо жёстче. Французский или немецкий рыцарь, нарушив клятву, отпевался в церкви и лишался навсегда рыцарского сана. Японский же воин обязан был покончить жизнь самоубийством. Причём такое «наказание» могло ждать не только за серьёзные прегрешения, но и за небольшую, с первого взгляда, оплошность. Но она вызвала гнев начальника, а уметь по его приказу – высшая честь. У самурая не возникло даже мысли о том, что можно избежать смерти

Отношение к вышестоящему в Японии было особое: это состояние полной подчинённости. Во Франции или Германии обиженный королём, мог написать ему письмо, где называл короля на «ты» (они ведь оба – рыцари, значит, он имеет право!) и пытался доказать свою невиновность. В Японии подобное было просто немыслимо. Суд был один – желание стоящего выше.

Что же объединяло самураев с рыцарями? Безумная храбрость в бою, умение, не отступая, сражаться до конца. Но если рыцарь не отступал, потому что давал клятву верности, то японский воин – ещё и потому, что за нарушение приказа его в любом случае ждала смерть. Казалось бы, и там, и тут воин был верен своему сюзерену. Но при этом в Западной Европе сохранялся дух товарищества, а сюзерен тоже считал делом чести защищать подчинённого. В Японии начальник – живой бог. Сесть с ним за один стол – высочайшая честь.

Анализ отношений между рыцарями и низшими социальными слоями феодальной общности, как в Европе, так и в Японии – крестьянами, ремесленниками и др. показывает, что моральные принципы были не равнозначными для господствующего класса и простонародья. Здесь ни о какой вежливости не могло быть и речи.

Жизнь средневекового рыцаря по сравнению с Японией кажется прямо – таки вольницей. В этой закрытой от всего мира стране веками существовали определённые правила и ритуалы, нарушать которые было нельзя. В Европе, например, пир шёл по установленным неписаным правилам. Но допускались какие-то отклонения, задушевные разговоры. А знаменитая чайная церемония расписана чуть ли не по минутам. Японцы – народ сдержанный, и никакие вольности не допускались.

Заключение

Рыцарская культура порождена феодальными отношениями и характерна для большинства средневековых обществ и государств, она отражает специфические культурные, социально-экономические и политические особенности развития западной и восточной цивилизации.

Кодекс чести самураев был очень похож на средневековый рыцарский, но правила игры – гораздо жёстче. Французский или немецкий рыцарь, нарушив клятву, отпевался в церкви и лишался навсегда рыцарского сана. Японский же воин обязан был покончить жизнь самоубийством. Отношение к вышестоящему в Японии было особое: это состояние полной подчинённости. Во Франции или Германии обиженный королём, мог написать ему письмо, где называть короля на «ты» (они ведь оба – рыцари, значит, он имеет право!) и пытаться доказать свою невиновность. Культ Прекрасной дамы в Японии, в отличие от Европы, так полностью и не сложился. Что же объединяло самураев с рыцарями? Безумная храбрость в бою, умение, не отступая, сражаться до конца.

На Руси так и не сложилось рыцарское сословие. Земля давалась дружинникам в «кормление» только на срок службы князю и не могла передаваться по наследству. Дружинники не были вассалами князей и имели статус служилого сословия. Поэтому на Руси не был известен рыцарский кодекс поведения. Идея экономической независимости не была популярна, зато у русских служилых людей сложились иные ценности – долгом чести считалось беззаветное служение князю и Руси. Дружинников роднило с рыцарями лишь одно – и те, и другие были профессиональными воинами, готовыми сражаться с врагом тогда, когда это необходимо.

Во времена рыцарства немало было ярких личностей. Людей отважных в сражениях и свято чтящих кодекс воина, твёрдых в поступках и в верности клятве, как раз таких, к каким в полной мере можно отнести широко известную фразу – рыцарь без страха и упрёка

Слава эта поначалу относилась лишь к одному определённому человеку – французскому рыцарю XV в. Пьер - дю –Трюрайля Баярда. Он участвовал во множестве войн при королях Людовике XII и Франциске I, на счету у него несметное число подвигов. Когда он попал в плен к врагу, то был немедленно отпущен на свободу без всякого выкупа.

Наиболее известным рыцарем «без страха и упрёка» был английский король Ричард I Плантагенет, прозванный Львиным Сердцем.

Многих из нас привлекают рыцарские времена – воинственные, жестокие, трагические, героические. Не только накалом страстей, захватывающими сюжетами, которые строила сама жизнь, но и верой в лучшие свойства человеческой души – благородство, верность долгу и слову, способность любить и черпать силы в любви, даже безответной.

Именно в эпоху рыцарства были созданы представления о том, каким должен быть настоящий мужчина – идеальный Рыцарь, и настоящая женщина. – Прекрасная Дама. Оказывается, несмотря на все превратности, выпавшие на долю человечества с тех пор, эти представления и по сей день живы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)