Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Уроки подлинно человеческого отношения ко всему живому в произведениях писателя ханты Еремея Айпина

В условиях экологической опасности, возникшей при разработке нефтегазовых месторождений, актуальной стало обращение к ценностным ориентирам природосообразной культуры народов ХМАО, сущность которой выявляется в формах приспособления сообщества к жизнедеятельности в соседстве с природой, способах контактирования с непохожими материальными и духовными формами чужих культур.

Ценностная система культур народов ХМАО привлекательна не только своей самобытностью. Северный человек не демонстрирует любви к природе , в душе его она присутствует всегда.

Поставленные в жестокие условия самосохранения в эпоху советской власти, в период индустриального освоения сибирских окраин, ханты и манси продолжают бережно относиться к рекам и озерам, тайге и болотам, не забывают о восстановлении среды обитания и рачительном использовании природных богатств , пытаются сохранить свою ментальность «детей природы».

Поэтому, многочисленным народам, населяющим ХМАО, необходимо научиться жить в мире и согласии на этнической территории обских угров, а для этого следует внимательно изучить древние традиции и культуру народов Ханты и Манси, чтобы, используя древний опыт, связать повседневную жизнь людей с заботливым отношением ко всему живому в природе.

Примеры подлинно человеческого отношения ко всему живому можно увидеть не только в фольклорных произведениях , но и в произведениях писателей и поэтов коренных народов Севера.

Гипотеза: является ли для современного читателя воспитывающим фактором взаимодействия человека и природы, взаимодействия между людьми разных народов

Цель данной работы :

- раскрыть нравственные позиции Е. Айпина через анализ его произведений

- показать, как герои произведений взаимодействуют с окружающим миром

- выявить , какие художественные средства использует писатель для формирования у своего читателя подлинно человеческого отношения ко всему живому.

Предмет исследования: биография и произведения писателя Е. Айпина.

Объект исследования: литературный анализ сюжета, образов, художественных средств в романах Е. Айпина « Ханты. Звезда утренней зари. », « Божья Матерь в кровавых снегах».

Для этого была изучена биография писателя, проведен анализ литературной критики, проанализированы произведения Е. Айпина.

Биография Е. Айпина.

Изучая автобиографию писателя, узнаешь, что Еремей Данилович Айпин родился 27 июня 1948 года в пос. Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, в семье потомственного охотника-ханты. В 1967 году, после окончания восьмилетней школы, работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, охотничал, рыбачил на таежных речках. В 1971 году окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище, в 1976 году — Литературный институт имени А. М. Горького. Служил в рядах Советской Армии — заряжающим экипажа плавающих танков. Работал помощником бурильщика и плотником на строительстве железной дороги Тюмень — Сургут — Нижневартовск. С 1976 по 1978 год работает корреспондентом Ханты-Мансийского окружного комитета по телевидению и радиовещанию.

С 1978 года Е. Айпин — редактор окружного научно-методического центра народного творчества в Ханты-Мансийске, много работает над фольклором ханты, часто ездит в этнографические экспедиции. Литературной деятельностью занимается с 1969 года. С 1972 года печатается в журналах «Юный натуралист», «Юность», «Октябрь», «Сибирские огни», в альманахах «Родники», «Полярная звезда» и других, в издательствах Средне-Уральском, «Современник». В 1979 году в Свердловске издается первый сборник повестей «В ожидании первого снега». В 1981 году выходит новая книга «В тени старого кедра» на русском и хантыйском языках.

Рассказы переводились на испанский и венгерский языки, публиковались в журналах «Боэмия» (Куба), «Алфольд» и «Уи аурора» (Венгрия).

Е. Айпин принадлежит ко второму поколению северных писателей. В своем творчестве он поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и все народы нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре народа ханты.

Делегат VI съезда писателей РСФСР. Член Союза писателей СССР с 1981 года.

« Начинал Айпин с охотничьих зарисовок. ,- пишет о нем Вячеслав Огрызко,- Это и понятно. Он вырос в охотничьей семье. Мальчишкой научился читать таежные следы, выслеживать зверя, ставить капканы. Дед писателя, который считался лучшим медвежатником рода, передал внуку главную заповедь- всегда чувствовать на охоте свою меру: чтобы не оскудела тайга, не брать больше того, чем нужно для дома.

Так уже с детства дед и отец писателя заложили в нем основы бережного отношения к окружающей природе.

Нельзя писать о том, что не знаешь, а чтобы познать, нужно изучать, изучать и изучать. Еремей Айпин выбрал самый верный и надежный путь изучения - работу с теми, о ком надумал писать. Не увидев, не услышав, не познав, ничего путного не напишешь, а всякое сочинительство на авось, на глазок, по принципу "умный - промолчит, дурак - не догадается" обречено на конфуз, на скандальный провал

Потому таким важным и результативным для Айпина оказалось его вторжение в жизнь, в реальность.

Начало писательской биографии Айпина совпало с нефтяной эпопеей. В краю потомственных таежников геологи открыли богатейшие месторождения нефти и газа. На месте родовых угодьев появились буровые вышки. Над священным озером Самотлор взвилось пламя попутного газа. Зажглись огни новых поселков. Как остаться в стороне! Сотни молодых ханты и ненцев потянулись к буровым. Айпин не стал исключением. Окончив первый курс Литературного института, он вернулся в родные места и ступил на тропу нефтедобытчика.

Верховой из Айпина получился неплохой. Пошло у него дело и с дизелями. Со временем он мог бы вырасти в помощника бурового мастера. Но не захотел. Через несколько месяцев оставил Айпин буровую, и не потому, что кончились каникулы и надо было уезжать в институт. Нефтяные вышки разрушили ту гармонию, которую он с детства привык в тайге наблюдать. Машины перепахали оленьи ягельники, солярка залила рыбные реки, частые пожары уничтожили красивые, богатые зверем и ягодами леса. Правда, тогда соседство с нефтяниками Айпину еще не казалось трагическим. Ему, как и герою его давнего студенческого рассказа « В урмане» старому таежнику Коске, «не нравилась нефть, зато нравились люди».

Иллюзии стали исчезать, когда в домиках охотников, которые испокон веков не знали замков, стали пропадать меховые вещи и пошла охота на оленьи рога. Приключенческие романы Купера просто померкли на фоне разбоя нефтяников. Как итог - несколько хантыйских охотничьих родов прекратили свое существование. Нефтяники спалили десятки стойбищ, споили сотни потомственных таежников, многие семьи хантов и ненцев оставили без личных оленей. Но рассказы Айпина об этом никто ни в семидесятые годы, ни в восьмидесятые печатать не захотел, у нас тогда нефтяникам только гимны пели.

Большую помощь в становлении молодого писателя оказал литератор Корнеев, который направил письмо С. Огрызко. "Посылаю Вам два рассказа молодого хантыйского писателя Еремея Айпина. Учитывая, что среди хантов в настоящее время нет прозаиков, я считаю необходимым обратить на Айпина внимание. Если есть такая возможность, то прошу пригласить его на совещание в Тюмень. "

В годы перестройки и особенно после 1991 года удалось еще многое сделать как депутату Верховного Совета СССР, Государственной Думы, президенту Ассоциации коренных народов Севера. Конец 80-х – начало 90-х гг. – мощный подъем публицистического творчества Е. Айпина. В газете “Слово народов Севера”(1996,№ 3) он снова повторил свои главные мысли: надо становиться сильными, надо осознать, что человек сначала погибает духовно, а затем физически. Человечество скорее звереет, чем добреет, и надо доказывать превосходство Духа над телом, возможного воплощения Слова в Дело, во имя спасения народов Севера, духовного оздоровления человечества. Наш Север питает Россию и Европу нефтегазовой энергией, но он способен питать их и духовно. Великие русские писатели знали и знают, как рождаются Совесть и Душа человеческая. Сегодня Север- экономическая и финансовая база страны, до сих пор нещадно эксплуатируемая центром, равнодушным к смыслу и жизненной необходимости поиска новых духовных опор. На Севере они есть:”Еще пока жива душа!”

Анализ литературной критики.

Наибольшую помощь в раскрытии выбранной темы оказали мне критические статьи Сергея Залыгина « Летописец народа ханты», Вячеслава Огрызко « Чувствовать чужую боль», Константина Лагунова « На стремнине», Владимира Рогачева « Стрелы вольного охотника».

Первые критические статьи о прозе Е. Айпина , написанные Г. Сазоновым, А. Мищенко, А. Омельчуком в 1980 г в «Тюменской правде», по моему мнению написаны в духе «эпохи прославления человека стахановского труда» , и поэтому обращают внимание на молодого охотника- ханты из тайги увидевшего буровую , восхитившегося трудовыми подвигами « покорителей» Севера и из отцовской патриархально- отсталой жизни шагнувшего в индустриально светлое будущее. Для них Айпин – крестьянский писатель, рассказывающий о жизни ханты, которые живут , соблюдая природное расписание времен года, обладают практическими навыками от служителя небу до выполнения печального обряда проводов ушедших в мир иной.

Другое мнение высказал в начале 80-х, рекомендуя Е. Айпина в творческий союз писателей, А. Приставкин, который отметил в творчестве писателя « острое социально – критическое мышление, вызов тем, кто « воспринимает блага живой природы как некую бесплатную благодать , с которой возможно обращаться как вздумается. Проза Айпина вызвана болезным переживанием самого автора за судьбу родного края: он призывает к справедливости, к нравственности, к национальной культуре хантыйского народа» ***.

А. Приставкин выделил высокую художественность , прекрасное языковое чутье и вкус « суровое отношение к себе».

Во многом помогает глубже понять творчество писателя точка зрения К. Лагунова, который обозначил два круга в творчестве Е. Айпина. « В первом ведут спор

« природа- человек- родная культура- индустриальная цивилизация». Здесь рождаются сюжеты и события, возникают противоречия и вопросы. Выбирают свой путь герои. Во втором – земля обетованная, живительный родник спасения для автора, тот священный огонь, который нельзя притушить, предать забвению. »

Однако, главным источником понимания исследуемой проблемы является творчество самого писателя. По словам В. Рогачева « Все живое в прозе Айпина говорит с ним на своем языке и через него оборачивается человеческим добром, божественным устроением земли, ибо высок и силен тот из нас, кто внимает мудрым голосам вечного времени.

« Все живое и я во всем», - сказал философ и поэт Ф. И. Тютчев. Е. Айпин не повторил- тогда бы не было художника слова. – Он заново открыл эту заповедь. И стал пускать свои одухотворенные стрелы- слова, пронзая сердца бездушных манекенов якобы прогрессивной цивилизации, заново обучая их словарю природы, естественной трудовой жизни и той Любви, про которую в Писании сказано: « Бог есть любовь».

Проза Айпина чиста и трагична, глубока и трогательна, ибо рождена целебным огнем священных преданий древней цивилизации и культуры ханты.

Первые произведения Е. Айпина опубликован6ы в Свердловске в 1979 г. в книге повестей « В ожидании первого снега». С самых первых слов проникаешься древним уставом таежной Югры: « Когда Луна прилета гусей и уток растаяла, и под неугомонную песнь талых вод подкралась к тайге Белая ночь». Но еще сильнее поражает молитвенное Слово Микуля, долг памяти , отданный Древу Жизни: « Старик, ты долго жил на этом свете. Немало Солнц тебе дарили свое тепло и тянули ввысь».

И вот, когда читаешь Еремея Айпина, тебя не покидает ощущение, что кто-то обязательно должен был рассказать о небольшом народе ханты, о северной природе, о той действительности, в которую погружен сегодняшний Север. , т. к. он требует все больше человечности для того, чтобы ее решить, доброго отношения друг к другу людей, которые там живут. Именно эта человечность и доброе отношение становятся все более и более редкостным явлением. И Е. Айпин об этом умеет сказать, и это есть наиболее существенная черта его творчества.

« Куда исчезла рыба, которую ловили еще во времена моего детства здешние таежники? Кто виноват в оскудении тайги и рек моего родного края? Думается, главное зло в потребительском отношении иных хозяйственников к сибирской земле. », -говорит Айпин.

Нефть продолжала наступать, теснить тайгу, грозя нарушить и эту красоту. Больше всего обижало коренного таежника Еремея Айпина то потребительское отношение к тайге, то ребята без особой нужды сосны повалили, то ради забавы подняли стрельбу по неоперившимся еще уткам, добычу же оставив нетронутой лежать в тайге. Именно тогда и появилась у него мысль: включить в штат каждой экспедиции геологов коренных жителей, которые бы знакомили приезжающих на Север людей с законами тайги, учили их уважительному общению с природой и давали отпор потребительским настроениям.

Таким образом, мировоззрение писателя, заложенное еще в детстве его дедом потомственным охотником, научившим разумному рачительному отношению к окружающей природе, проявляется в творчестве писателя, в характерах и поступках его героев, в их активной жизненной позиции.

Творчество Е. Айпина.

Е. Айпин впитал в себя традиции народов приобского Севера, для него неприемлемо потребительское отношение , когда блага природы воспринимаются как бесплатная благодать, к которой можно обращаться как вздумается. Он ведет спор с индустриальной цивилизацией.

В своих произведениях писатель раскрывает психологию потомственного охотника, пришедшего на буровую. Так, в повести « В ожидании первого снега» главный герой Микуль не спешит «вычленить» себя из природы. Ступив на тропу нефтедобытчика, он постоянно помнит о таежных заповедях. Характерно его признание: «Только надо чувствовать тайгу так, как чувствуешь свое тело». Не случайно принятие неизвестной ханты профессии бурильщика происходит у Микуля во многом через сравнения с реалиями природы: в добыче зверя он видит немало схожего с добычей нефти, ведь в обоих случаях человек не то что вступает в самые тесные отношения с природой, а и живет ею.

Неоднозначно складываются и отношения героя с нефтяниками. У бурильщиков Микуль учится обращению с техникой. А бригада, видя, как для новичка, пришедшего на буровую с таежных урманов, все проявления природы звучат с прописной буквы, пробует с его помощью уловить и прочувствовать голоса тайги. Нефтяники извлекают из общения с Микулем свои уроки: уроки подлинно человеческого отношения ко всему живому.

В повести Микуль, как и сам автор, оказался на распутье, на крутой развилке. Влево пойдешь, от тропы предков оторвешься, забудешь родовые обычаи, утратишь волю, отречешься от матери-природы, и вместо настоянного на смоле и багульнике чистого воздуха, родниковой воды, таежного приволья и постоянного общения с мудрой, доброй, отзывчивой родной природой - нескончаемый грохот железа, гарь и копоть, жестокие рамки трудовой дисциплины. А шагнешь вправо, отстанешь от времени, от цивилизации, застынешь на феодальном рубеже с первобытным бытом, с домостроевским укладом жизни. Поймут ли, простят ли это дети и внуки?

Микуль тянется к тайге, родному поселку, видит их во снах и наяву, бредит охотой, плачет по бесцельно загубленным соснам, заступает дорогу временщикам-браконьерам.

Он - исконный, законный хозяин этой земли, стало быть, должен, обязан сделать все возможное и от него зависящее, чтобы нефтеразведчики делали свое важное, нужное народу и Родине дело не как рвачи-стервятники, а как рачительные, добрые, чуткие дети великой сибирской природы.

Может ли один человек заступить дорогу ненасытной сатанинской железной рати, что ринулась в сибирскую тайгу в начале шестидесятых?

Вдоль просеки беспомощно раскинулись поверженные дерева всех возрастов, пород и размеров. Лесные великаны, как сокрушенные в бою витязи, лежат то кучно, то вразброс, подлезая иногда под колеса и гусеницы, и те с хрустом и чмоком давят, кромсают, лущат еще живые, полные соков стволы кедров, елей иль сосен.

А посмотрели бы вы с летящего вертолета на сварочную колонну, прокладывающую в тундре газопровод! Ползет по сугробам гигантская огненная змея, неодолимо, упорно ползет - и ни реки, ни болота, ни перелески не в силах задержать ее стремительное движение.

А каким фантастическим огненным маяком видится работающая буровая в ночной тайге!.

Лишь много позже пришло прозренье. Началось горькое похмелье, мы взглянули трезвыми глазами на содеянное нашими геологами, нефтяниками, газовиками и строителями: какой урон, непоправимый, страшный, нанесли они природе, богатствам нашим и всей стране, покалечив при этом сотни тысяч человеческих душ.

И хотя Микуль сокрушается по поводу без нужды погубленного леса; изгоняет с буровой собак, чтоб не уничтожали звериных детенышей; калечит ружье браконьера Уханова; неистовствует, узнав, что буровик Коська вместо лосей подстрелил колхозных оленей, все-таки в родное село Микуль не воротился, с буровой не ушел, поменяв охотничью тропу на тропу геологическую.

Видите, как экономно, емко и выразительно живописует Айпин природу. Писатель, как и его герой, чувствует себя неразрывно, навеки связанным с ней. И как бы ни прикипал Микуль к железному ремеслу, как бы ни утешал себя, что тропа нефтяника - неизбежна и неизбывна для подлинного хозяина Югры, в нем росла и росла тревога за родимую землю, и эту тревогу всех ханты и манси - хозяев Югры - под конец повести открыто и четко высказал управляющий промохототделением Иван Филатыч: "Нефть-то рядом с охотником никак не уживется. Знаю, как будет. Сначала вроде бы терпимо, а потом пойдут дороги, нефтепроводы, нефтепромыслы и много кое-чего другого. Погубят сначала наши ягельные бора, промысловые угодья, реки и озера. Пойдут самозваные "охотники", которых и сейчас уже немало шастает по лесам. Подорвут запасы зверей и птиц. Вот тогда мы с вами по-другому запоем. "

Старый охотовед оказался пророком. Великое открытие сибирской нефти обернулось великой бедой, и не только для коренных жителей Югры, но и для всей Державы.

Нефтяная эпопея нанесла серьезный урон природе. Вездеходы повредили ягельник, стало меньше оленей, прекратилась заготовка сена, пришлось забить домашний скот, исчезли удобрения, а без удобрений не вырастить картофель. Это только одна цепочка взаимосвязей. Беспокойство за развитие традиционных отраслей Севера и наболевшие вопросы взаимоотношений человека с природой в эпоху НТР подтолкнули Айпина к созданию повести «Звезда утренней зари». Она получилась как отдельные сцены из жизни хантыйского охотника в современных условиях.

Главный герой - охотник Демьян только пытается осмыслить и понять железную дорогу, нефтяную буровую и нефтепроводы, окружавшие треугольником его охотничьи промыслы, хочет найти всему свое место в жизни хантыйского рода, в жизни тайги, в жизни всей планеты. Семья в его представлении разрастается до «Земли, и Солнца, и Звезд», а промежуточными «звеньями» он считает домашних оленей и охотничьих собак. И можно понять, что пережил Демьян, когда случайные люди из геологической партии убили самую любимую его олениху. Они верно отмечают, как семья Демьяна страдала от непонимания «пришлыми», «случайными» на Севере людьми того, что доброта — основа жизни на Земле, условие благополучия семьи Демьяна.

Писателю было интересно выявить также истоки национального характера, что невозможно без обращения к истории. Айпин решил проследить, откуда народ, насчитывающий всего двадцать тысяч, черпал силы, мужество, душевную доброту. А это требовало значительного расширения рамок повествования. Кроме того, в повести некоторые моменты, касающиеся современной экономики и культуры северян, только затрагивались. Писателя же со временем все сильней увлекали глубинные причины перемен, происходящих в краю потомственных охотников. Вот почему после долгих раздумий он взялся за расширение повести и на ее основе написал первый в литературе ханты роман «Ханты, или Звезда утренней зари», который является вершиной творчества писателя.

Этот роман привлекает постановкой острых проблем. Айпин показывает, как в последние десятилетия хозяйственники сосредоточились на промышленном освоении нефтяных месторождений и ослабили внимание к нуждам таежников.

Начинается роман со знаменитой мысли Э. Хемингуэя- « Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Далее автор рассказывает легенду об охотнике, попытавшемся достичь своей высоты. Однажды он сделал аргиш — олений караван — и решил подняться с семьей на небо. Охотник предупредил жену: нарты должны быть легкими, с собою взять надо только самые необходимые вещи, а остальные предметы подарить землякам. Жена не послушалась. Ей хотелось и высоко взлететь, и в окружении вещей остаться. Старики утверждают, что при подъеме в небо у сказочного героя соскользнула одна нарта и врезалась полозьями в верхушки деревьев. И стала нарта назиданием потомкам « Чтобы не брали в дальний путь ничего лишнего и нечистого, чтобы все дела и помыслы в дороге, называемой жизнью, были бескорыстными и чистыми, чтобы следующим поколениям проложили ничем не запятнанный след»*

Легенда гласит : у каждого северянина должна быть своя чистая цель, добиваться которой нужно честными путями.

Е. Айпин делает гениальный символический ход- он сам всю жизнь хочет отыскать священное место у реки и посмотреть на ту лиственичную нарту Вверх Ушедшего человека. Увидевший ее будет лучше служить добру, отстаивать его на земле, постигать Истину Истин.

«Прошли десятилетия.

Но до сего дня живо во мне желание детства — увидеть лиственничную нарту Вверх Ушедшего Человека. Ведь лиственница — это вечное дерево Севера — за такой срок не могла превратиться в труху.

Я уверен, если поблизости не заложили новый город, не поставили буровую, не построили железную дорогу или нефтепровод, эта лиственничная нарта, наполовину врезавшаяся в землю, с поднятыми в небо носами полозьев, до сего дня стоит где-то на берегах великой Божьей Реки как памятник о Вознесении Человека земли, как память о Вверх Ушедшем сородиче моём. ». **

Сегодня многие из нас забыли об этом поиске. Поэтому главная тема романа- поиск утраченных родовых корней, духовных ценностей, «очищения у огня заповедного смысла жизни».

О чем этот роман? О судьбе небольшого по численности, свободолюбивого и гордого народа ханты, что столетия безраздельно владел бескрайней приобской тайгой, промышляя охотой да рыбной ловлей. На многих страницах романа автор неспешно и детально рассказывает о верованиях, обычаях и обрядах, о миропонимании и мироощущении своего народа. Всеми доступными ему средствами писатель подчеркивает мудрость вольнолюбивого народа, трудолюбие и высокую нравственность малоречивых, неторопливых, простодушных ханты. Тем не менее, уже на первой странице, хотя и беглым пунктиром, но все-таки писатель очерчивает стальную петлю, которую накинула индустриализация на таежную Югру. С одной стороны бурят скважины нефтеразведчики; с другой - строят железную дорогу; с третьей - прокладывают трубопровод.

В этой стальной "петле" и разворачиваются все действия романа, всю тяжесть которого автор, не колеблясь, взвалил на одни плечи главного и по сути единственного героя Демьяна - коренного обитателя югорской тайги, потомственного охотника и рыболова.

Герои произведений Е. Айпина – коренные жители Севера, рыболовы, охотники, таежники ,- люди, живущие в неразрывной связи с природой и в гармонии с ней. Они стремятся найти свое место в жизни в окружающем мире. Для них доброта- основа жизни и миропонимания. Они осознают, что великое открытие Сибири обернулось великой бедой, и поэтому протестуют против варварского отношения к природе.

Демьян - неординарный охотник, он - человек мыслящий, одержимый идеей всеобщего братства людей, неразрывной связи человека, природы и космоса. Он живет для людей, охотится для людей. Он верует в несокрушимую силу Добра, в возможность мирного разрешения любых конфликтов, включая и тот, наиглавнейший, занимающий и волнующий Демьяна - конфликт меж природой Югры, ее хозяевами и оголтелыми временщиками - грабителями недр земных, губителями всего живого.

Демьян выписан Айпиным любовно и бережно. Ничего лишнего, все в меру и к месту. Мудрый, добрый, целомудренный, как сама природа. Он видит брата в дереве и птице, в звере и воде, в звездах и цветах. Неразрешим для Демьяна парадокс бытия, когда « смертью друг друга живут, жизнью друг друга умирают». С каким неподдельным страданием, с какой глубинной болью вспоминает Демьян гибель первой им подстреленной белки.

". Первой белке дробинка попала в голову. Она свалилась на снег, обхватила головку скрюченными лапками и тоскливо, с жалобным криком, дергая задними лапами, закружилась против солнца. Передние лапки со скрюченными коготками судорожно хватали обе щечки, искали дробинку, застрявшую в плоть и причинявшую невыносимую боль. Она не могла поднять головку. Но туловище и задние лапы были еще живы, и они кружили, кружили, двигая беспомощную голову. А снег вокруг таял под бордовыми каплями крови. Белка все кричала, стонала, плакала по-человечески. И он стоял над ней и тоже плакал. "***

Вот это настоящий охотник. Подлинный хозяин лесов, рек и озер. И мы воспринимаем как реальность его разговоры с оленями и собаками, с кедром или с рекой. Все живое, что вокруг него, в родстве с ним. Но он - таежник-охотник, он должен убивать, чтобы жить: "Смертью друг друга живут, жизнью друг друга умирают" - вот парадокс нашего бытия, и острее других его ощущают такие, как Демьян. И оттого и берет он у природы лишь крайне необходимое, чтобы жить.

Это обожествление Добра, пожизненное служение ему представляется крайне важной гранью идеи романа.

Сюжет романа разворачивается в период промышленного освоения Югры. В единое целое стянуты и коренной народ Севера – ханты , чья судьба раскрывается автором в эпической сказке , основанной на мифологии и фольклоре и духовная культура, и быт народа. Перед нами возникает образ свободных и трудолюбивых людей с твердыми этническими правилами, неспешных в своих решениях.

*** Айпин Е. Д. Клятвопреступник. Избранное:Роман и рассказы / Послесловие и комментарии В. Огрызко. М. : Русло,1993. - 423 с.

Фабула романа проста: Демьян – потомственный рыбак и охотник добирается до поселка, сдает пушнину, закупая все необходимое. Он повидался с сыновьями в школьном интернате и отправляется в обратный путь. Но это всего лишь ствол повествования, от которого отходит множество ветвей. Есть у ствола и глубокие корни, и эти скрытые и видимые корни и крона в единстве своем воссоздают яркую впечатляющую картину жизни хантыйского народа за все годы Советской власти.

И дорога Демьяна оборачивается дорогой памяти, народной исторической дорогой ханты, хранимой последними из посвященных. В пути медленно поднималась в небе Звезда Утренней Зари В ее свете течет сказ, течет река народной памяти: приход советской власти, коллективизация, страшные 1937-1939 –е, Великая Отечественная война, послевоенной лихолетье, пришествие в край нефтегазодобытчиков. Иссякает народная сила, слабеет дух Демьян мечтает о народном братстве людей, верит во всеобщую связь космоса, природы и человека. Но давняя боль терзает его- столкновение древней гармонии Югры с « покорителями» из нефтегазовых ведомств.

Главное отличие метафоры дороги — конечно, очень знакомой жанру европейского и русского романа, — в ее смысловом содержании. Дорога не ведет Демьяна в неведомое, в новый, непривычный мир, познание которого обычно являлось целью путешествия (и одновременно целью «воспитания души» героя), а, наоборот, напоминает о давно известном, дает возможность вспомнить, собрать воедино образ того, что уже обжито, понятно, привычно, и увидеть это привычное в свете новой целостности. Это возможно лишь перед лицом смерти, и не личности, а всего народа.

Образ дороги получает свое завершение в соотнесении с образом звезды, неба. Пространство, в котором живет народ ханты, это бесконечная дорога, равнина, но над ней бездонное небо, и человек постоянно смотрит на него, прокладывает свой путь «по звездам», и подлинной дорогой оказывается путь «Вверх». Горизонталь дороги, вопреки всем законам геометрии, продолжается в небесной вертикали. Истинный смысл незатейливого странствования по кочевьям охотника и рыбака ханты раскрывается в перспективе «пути Вверх».

Читая произведения Е. Айпина, невольно обращаешь внимание на богатую палитру художественных средств, используемых автором. Продолжая фольклорные традиции, он включает в свои произведения легенды и предания, услышанные в детстве, устойчивые словосочетания и обороты из них « Священный холм», « богиня Неба и Земли», « заросшая травой- мохом», « дожди- ветра», инверсию « сыновья Вверх Ушедшего Человека» , « земля окутана облаком нечистым». Повторы слов, системы однокоренных слов усиливают восприятие художественного образа « Луна» « лунные люди», « ощущение лунности», « лунный свет».

По мнению писателя в тайге должны разговаривать деревья, птицы, травы, а люди – уметь слушать и понимать этот разговор, поэтому активно используется олицетворение и метафоры « осень ласково шептала мне на опушке леса», « слушал симфонию золотисто – огненной коры», « небо вторило соснам невесомым смычком журавлиных стай», « ветерок тонко и нежно подыгрывал на струнах паутины». Для читателя все оживает : и деревья и Звезды, и Солнце, и белочка, лось, медведь и Земля. Все они чувствуют ту боль, которую причиняет им человек своим неумелым вторжением в царство природы. «Демьян поразился тому, что подтвердилась его мысль — Земля живая! Он и раньше думал, что у Земли, как и у человека, своя жизнь. Живая жизнь. Земля чувствует и боль, и радость, и горе, и любовь. Земля живая. И она еще, оказывается, растет. Выходит, она молодая, еще в юном возрасте. Демьян, конечно, хотел бы, чтобы его Земля росла вверх, в высоту, к звездам, а не вниз, в сторону Нижнего мира. Куда спешить, Нижнего мира все равно никому не миновать. »****

Таким образом, поэтический язык повестей и рассказов Е. Айпина формирует у своего читателя трепетное и нежное отношение к многогранной природе Севера.

Е. Д. Айпин « Ханты, или звезда Утренней Зари»

Клятвопреступник. Избранное:

Роман и рассказы М. : Русло,1993. - 423 с.

Роман « Божья матерь в кровавых снегах».

Другие грани подлинно человеческого отношения ко всему живому открывает Е. Айпин в своем романе « Божья матерь в кровавых снегах». Писатель по мнению профессора Российского университета Николая Эвенгер « показал открытие сердца народа, духовные основы подвига выживания народа- заложника». « Роман « Божья матерь в кровавых снегах» - это вершина духовности ханты и манси. Ни один народ российских автономий не дал в период 1989-2003 годов литературного произведения такой возвышенной силы, как роман Айпина»*****

Историческое бытие родственных племен ханты и манси переплелось с развитием русской культуры, русского характера и русской воли российского государства. Единый народ ( родо- племенной союз) разделился на три потока:

- одна часть ушла в неведомую историю, но шла так, что Солнце каждый день освещало левую сторону головы ( потомками этих людей стали современные венгры);

- другая часть ушла таким путем , что Солнце освещало левую сторону головы и левую сторону затылка ( потомками этих людей стали современные эстонцы, финны, а также мордва, мари);

- третья часть нашла свою судьбу , уходя с Южного Урала таким путем, что Солнце светило им все время точно в затылок, с этими людьми как раз и находились предки героев книги Айпина « Божья матерь в кровавых снегах»- народы российского крайнего Севера – ханты и манси.

Рассказ о трех путях исхода Великого переселения- прорыва к свободе как к своей судьбе – в центре композиции книги, это ось, вокруг которой завивается трагедия Матери Детей и Кровавых Снегов Севера.

Внешняя канва событий проста: остяки ( так называли народ ханты) терпели большевистскую власть ровно семнадцать лет; в 1933 году они подняли восстание, известное по архивным документам как Казымское, которое подавлено в 1934-1935 годах. Причиной восстания была невыносимость установленных красными порядков. Поводом послужило обычное для красных святотатство: они осквернили святая святых – остров посреди Божьего озера, в верховье реки Казым, куда до этого чужакам вход был заказан. Остяки восстали, чтобы изгнать красных со своих земель и жить свободно, то есть по своим обычаям и верованиям, « со своими богами и богинями», как пишет в Прологе Еремей Айпин. ******

*****Литературная газета №13 02. 04. 2004 г.

****** Е. Айпин « Божья матерь в кровавых снегах», Екатеринбург, издательский дом « Пакрус», 2002.

Восставшие разбили первый отряд красных, пришедших подавлять бунт северного народа. После этого красные срочно подняли войска в Екатеринбурге. Эти войска были направлены в очаги восстания, против восставших применялись даже аэропланы. Оставшиеся в живых и не попавшие в плен мятежники отошли на восток по верховьям правых притоков Оби к Надымской тундре.

« Впереди красных отрядов шла весть : « Красные лиственничными дубинками забивают насмерть восставших остяков». Сам собой напрашивался вывод, что живым в лапы красных лучше не попадаться. »******

И там, где прошли войска, белые снега стали красными. Это были снега 1933-1943 годов» - такими словами заканчивается Пролог.

Дальше начинается история Матери Детей и Богоматери. Эта история развертывается в кровавых снегах 1933- 34 года, и повествует о том, как люди отрекаются от жизни в неволе, какая сила нужна для этого отречения и какова плата за нежелание неволи; о том, как люди жаждут свободы, как они хотят воли.

« Книга Айпина « Божья матерь в кровавых снегах» поражает великолепием невиданных ни в нашей, ни в европейской литературе, ни в мировой литературе странностей: удивительное переплетение тяжелых прозрений разума и высших наитий чего –то, превосходящего правду разума. Неодолимость мифа ведет борьбу с неодолимостью реальности, которая вне мифа не имеет смысла, но в то же время ведет борьбу с неодолимостью реальности. Как автору удалось художественно воплотить эту борьбу в своей книге – это секрет его творческого мастерства, суть его литературного и шаманского гения, природной одаренности его сердца, способности болеть болью своего народа, своей России и его личной писательской судьбы. »*****

Уже в первой главе виден высший накал столкновения основных сил, борющихся насмерть за счастье, которое каждый понимает по- своему.

Это , с одной стороны ,Вожак красных , громивший в годы Гражданской войны отряды Колчака. С другой стороны, это Матерь Детей , вынужденная защищать от красных свою семью, которая клянется огнем очага, что ее сын не стрелял в красных. И с третьей стороны, это Обычай защищать свою семью, свободу от любого насилия.

Когда Главарь красных затребовал мальчика к себе и уговоры и даже клятвы Матери не убедили пришельца, Матерь Детей понимает, что пробил ее час: достойно умереть – тоже немаловажное дело. Она, оберегая детей, закричала:

« Сначала убей меня!» И Главарь красных , увидев в чуме православную икону божьей матери, разразился криками и бранью. Он выхватил пистолет и разрядил его в икону.

****** Е. Айпин « Божья матерь в кровавых снегах», Екатеринбург, издательский дом « Пакрус», 2002.

*****Литературная газета №13 02. 04. 2004 г.

Айпин придал огромную энергетику великому символу – иконе Божьей Матери, которая приняла в себя пули взбесившегося фанатика и спасла Матерь Детей, ее дочерей и сыновей, хотя все поселенцы этого места были уже мертвы. В конце главы выясняется , что перебиты поселенцы становья, которое не было мятежным.

Айпин пишет: « Красные черным огнем пронеслись по становью и сожгли сердце женщины И осталась Матерь Детей с сожженным сердцем»

Все дальнейшее повествование автор прослеживает, как женщина с сожженным сердцем служит Обычаю Жизни и Обычаю остяцкого народа.

Проникновение в глубь этого художественного произведения, где мир- реальность, а реальность похожа на наваждение, заставляет всерьез задуматься над нашей общей историей, историей малочисленных народов и трагической судьбой русской державности.

Главная заслуга Еремея Айпина как художника слова- это новый поход к пониманию исторической судьбы народов Крайнего Севера, который принято считать отсталыми, пережившими времена своего расцвета в далеком прошлом и теперь умирающими. Автор подчеркивает – никакой народ нельзя считать исторически отсталым только потому, что он исповедует иную систему ценностей, чем народы, создавшие орудия массового уничтожения, орудия беспощадной и бессмысленной эксплуатации земных недр. Остяки заслонились от железа, стали аэропланов, большевистских «просветителей» чуждой культуры своими землепроходцами – охотниками и рыбаками, своими первооткрывателями человеческих возможностей, тундры, северных рек и лесов, своими шаманами- поэтами, шаманами - врачевателями тела и души.

Духовное богатство опыта выживания на Крайнем Севере , в тундре, на реке и в лесах позволило остякам выжить в условиях господства тоталитаризма. Остяки, как и другие народы тундры, были в прямом смысле этого слова заложниками заблуждений ложных представлений о «светлом будущем», о «вражеском окружении».

Человеческая зрелость народа рождается не технологическими преобразованиями природы, а переживанием желаний и надежд, сожалений и радостей, забвений и прозрений. Настоящая радость – это радость сопереживания, исполнения желаний, это разделенная радость. Автор удивительно тонко и проникновенно показывает эту настоящую радость, когда описывает рисунки вышивок на одежде детей и взрослых, когда рассказывает, как Белый строил церковь, когда описывает как хозяин, приютивший Белого человека, рассказывает ему, что «в древние- предревние времена остяков и вогулов ( ханты, манси) называли уграми, жили они на берегу Тепловодного Океана, где было вечное лето»

Айпин преподносит нам урок нравственности , показывая , что уважение к человеку – главное у остяков. Тем самым Е. Айпин протестует против неуважения красных к человеку, к остяку и вогулу, к ненцам, к другим людям Народов Крайнего Севера. Тут есть некая магия: красные хотели порядка; но они не понимали, ослепленные своими идеологическими догмами, что порядок создается жизнью, но сам он жизнь не создает. Страница за страницей запечатлевает писатель горькие образы и сцены, которые показывают, как, стремясь к порядку, красные уничтожают жизнь, сея беспорядок и беззаконие.

Подавление Казымского восстания и методы этого подавления сделали политику большевиков в отношении остяков совершенно бессмысленной. Остяки, вогулы, ненцы борются за свое достоинство даже ценой собственной жизни и жизни своих детей.

Своеобразие художественных средств, используемых Е. Айпиным в романе, можно увидеть уже в самом заглавии « Божья матерь в кровавых снегах». Метафора, использованная автором , имеет двойственный смысл: «кровавый снег»- это протест автора против жестокости и насилия, неуважения к малому народу, это осуждение той несправедливости , с которой невозможно смириться. С другой стороны, « кровавый снег», ассоциируется с красным цветом, который для ханты является символом свободы и независимости.

В своем романе « Божья Матерь в кровавых снегах», беря под защиту самобытность и достоинство всех малочисленных народов Российского Севера, Айпин доказывает, что политика лишь тогда имеет не грязный , человеческий смысл, когда она помогает раскрыть духовную устремленность народа, бережно сохраняет его традиции и культуру. В этом и состоит глубокий смысл подлинно человеческого отношения к народу, нации, к человеку.

« Правда романа состоит в том, что как бы ни были тяжелы « правила игры» в нашей современной истории, неучастие в ней обрекает на прозябание в подлости. Спасибо Еремею Айпину! Никому не дано укрыться от жизни. Именно так. »*****

*****Литературная газета №13 02. 04. 2004 г.

Заключение.

Формирование нравственных качеств остается актуальной проблемой в современном обществе, где стремительное развитие цивилизации характеризуется сменой ценностных ориентаций людей. Мы, жители Севера, должны осознавать необходимость уважительного отношения к традициям и мировоззрению коренных народов- исконных хозяев этой земли. Именно культура древних народов четко определяет место человека в системе мироздания, а традиции и обряды закрепляют эти представления, передавая их из поколения в поколение. Культура народов ханты и особенно литература учит нас жить в гармонии с природой. Народные традиции , основанные на принципах гуманизма и ответственности: не убей, не навреди, не бери больше того, чем требуется, исключают потребительское отношение к природе и помогает адаптироваться современному человеку к окружающей действительности.

Соприкоснувшись с творчеством Е. Айпина , по-другому начинаешь воспринимать окружающий мир, с уважением относиться к древним коренным народам Севера.

Исследование произведений писателя подтвердило выдвинутую гипотезу. Читая повести и рассказы, знакомясь с образами, созданными писателем , не только обогащаешься опытом гармонических отношений человека и природы , но и учишься стойкости и самоотверженности, любви к своей Родине. В нашем представлении возникают яркие лица героев произведений писателя, и через их мировоззрение и глубокие эмоциональные переживания раскрываются для нас законы жизни на Земле. Автор учит любить и ценить необычную красоту северного края, оберегать и преумножать богатства Югорской земли, хранить и передавать из поколения в поколение неписанные законы, уроки нравственности, которые демонстрирует нам малочисленный народ ханты и писатель Еремей Айпин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)