Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тургенев – поэт красоты и влюбленности

И много дней прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда во вздохах этих звучных,Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. А. А. Фет.

Однажды, когда я готовилась к уроку литературы по творчеству И. С. Тургенева, я прочла оценку Д. С. Мережковского: «Тургенев – поэт красоты и влюбленности». Меня это высказывание заинтересовало, и я решила провести собственное исследование, найти доказательства такой точной оценки творчества Тургенева в самих его произведениях. И вот к какому выводу я пришла: действительно, произведения И. С. Тургенева пропитаны любовью к миру, к природе, к людям. Любовь-это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Иван Сергеевич как то по-другому смотрит на мир, он смотрит на него глазами постороннего наблюдателя, от глаза которого не убежит ни одна, даже самая мелкая деталь жизни людей , и это отражается в его произведениях. Иван Сергеевич Тургенев родился в старинной дворянской семье в городе Орле 28 октября 1818 года. Он был вторым сыном Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тургеневой, урожденной Лутовиновой. Пора первоначального детства Ивана Сергеевича являлась медленной и мелкой дворянской жизнью, с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек. В Спасском-Лутовинове (материнское имение, где Тургенев провел свое детство) Иван Сергеевич открыл для себя изящную словесность: один дворовый, крепостной человек Варвары Петровны, читал ему на старинный манер, мерно и распевно, поэму стихотворца Хераскова «Россияда».

Конец 1820-х и первую половину 1830-х гг. семья Тургеневых проводит в Москве. Ивану 15 лет - уже не ребенок, еще не взрослый. Живут против Нескучного сада. Соседи - княгиня Шаховская и ее дочь, княжна Екатерина, тремя годами старше Ивана. Екатерина кажется ему прекрасной, пленительной. Юный Тургенев опален огнем первой любви. Он благоговеет перед Екатериной, боится признаться в томительном и сладостном чувстве, им овладевшем. Внезапно пришел конец и мукам и радостям, и надеждам и страхам: влюбленный юноша случайно узнал, что княжна Шаховская - возлюбленная его отца. Боль узнавания этой правды долго преследовала Тургенева. Свою историю любви к Екатерине Шаховской писатель подарит юному герою повести «Первая любовь» (1860). Екатерина в этой повести скрыта под именем княжны Зинаиды Засекиной.

В октябре 1843 года в Петербург приехала с гастролями двадцатидвухлетняя французская оперная певица, испанская цыганка по происхождению, Полина Виардо. 28 октября она давала концерт в доме поэта и преподавателя литературы А. А. Комарова. Ее встречали восторженно: когда певица вышла на сцену, ее приветствовали оглушительными нескончаемыми аплодисментами; Виардо долго не могла начать концерта. Среди восторженных слушателей был и Тургенев. Несколькими днями позже Комаров представил Тургенева Полине Виардо на ее петербургской квартире, сказав: «Это - молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт»

Тургенев полюбил Полину Виардо на всю жизнь чувством, исполненным не столько страсти, сколько преклонения. Он последовал за нею и ее семьей во Францию; как верный рыцарь-паладин, он сопровождал ее в турне по Европе. Отныне его жизнь разделена между Россией и Францией. Первого поцелуя он ждал два года. И только в июне 1849 года в имении Виардо Куртавнеле Полина стала его возлюбленной. В 1879-1881 гг. старый писатель переживает бурное увлечение актрисой Марией Гавриловной Савиной, окрасившее его последние приезды на родину. Они познакомились после премьеры И. С. Тургенева «Месяц в деревне». В то время М. Г. Савиной было 25 лет, а Тургеневу почти 70. Писатель был поражен игрой гениальной актрисы, более того, он полюбил Савину как женщину. В письмах к ней он употребляет самые нежные обращения: «Милому другу», «душе моей», «моей голубушке». Это был странный роман, продолжавшийся около 3-х лет. Но, если суммировать дни, когда эти двое могли хотя бы лицезреть друг друга, не наберется и месяца. Эти чувства не принесли Тургеневу глубокого удовлетворения, так как Савина, вопреки желаниям Ивана Сергеевича обвенчалась со своим любимым Никитой Всеволожским, и Тургенев стал лишь частицей прошлого. В 1882 году Тургенев серьезно заболел. У него обнаружили рак позвоночника. Тяжелой была и кончина, последовавшая 22 августа 1883 года. Похоронить себя он завещал на Волковом кладбище в Петербурге, возле могилы Белинского, когда-то одним из первых оценившего его литературный талант.

Любовная тема в произведениях И. С. Тургенева

Тургенев вошел в русскую литературу как художник, запечатлевший духовный образ своего современника. «Лицо» это не было статичным, ведь писатель наблюдал его на протяжении почти полувека, за эти годы произошла не просто смена поколений, но и смена культурных эпох. Именно этот меняющийся лик времени умел, как никто другой, уловить и передать в своих произведениях Тургенев, признававший в числе отличительных особенностей своего таланта стремление «добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом» его наблюдений. Пожалуй, именно этим объясняется особая острота и ожесточение споров между критиками и читателями, причем споры эти велись не о художественных достоинствах тургеневских произведений, а об отношении автора и его героев к животрепещущим проблемам эпохи.

Вместе с тем на протяжении всего творческого пути писателя прослеживается и другая, весьма устойчивая черта, связанная с неизменным интересом к тайнам и загадкам человеческой психики, таинственному и необъяснимому в жизни, вследствие чего тургеневский читатель, независимо от принадлежности к той или иной эпохе, всегда оказывался в сложной ситуации. У разных тургеневских произведений есть некий родственный мотив – это мотив трагической любви. Любовь не только главная испытующая сила для героя, тесно связанного с общественными проблемами своей эпохи, она же является той стихией, через которую врывается в мир произведений Тургенева таинственное, странное и непостижимое. Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Пример такого явления можно увидеть в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь». По Тургеневу, любовь – сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и, стало быть, обреченное на заведомую гибель. «Любовь даже вовсе не чувство – она болезньобыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка» («Переписка», 1856). Другими словами, любовь – это некая надличностная сила, неподвластная человеку, непреоборимая, сила порабощающая. «Любовь – цепь, и самая тяжелая, - напишет герой «Переписки» в своем прощальном письме. – По крайней мере я дошел до этого убеждениякупил это убеждение ценою жизни, потому что умираю рабом». Но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону – светлую, когда даже горечь любви окрашивается теплом.

Такая ее сторона представлена в «Первой любви», чья главная тема – это непосредственное обаяние любви. Хотя и здесь Тургенев продолжает утверждать понимание любви как неизбежного подчинения и добровольной зависимости, как стихийной силы, господствующей над человеком.

В 1856 году, возвращаясь по прошествии долгих шести лет в Куртавнель, в лоно семейства Виардо, он думал иначе, надеясь на счастье в обществе любимой женщины. Однако уже через несколько месяцев признается друзьям, в каком драматическом состоянии находится: «Я постоянно чувствую себя сором, который забыли вымести Авось это пройдет, когда я брошу Париж Я познакомился здесь со многими людьми Я вообще приятно мог бы провести время, если б не был отравлен»(В. П. Боткину); «Тоска меня гложет Мне теперь плохо»(П. В. Анненкову). Причиной этому – охлаждение в отношениях между Тургеневым и Полиной. Он оставляет Куртавнель и снимает в Париже квартиру по улице Риволи. Душевную драму усугубляет физическое нездоровье. Тургенев нуждается в лечении, и ни о каком возвращении в Россию не может быть и речи. На этот смутный период приходится и его творческий кризис. Он намерен оставить занятия литературой: «Таланта с особенной физиономией и целостностью – у меня нет, были прозаические струнки – да и они прозвучали и отзвучали, - повторяться не хочется – в отставку!» Главным образом, решение Тургенева уйти из литературы продиктовано сменой читательских вкусов и приходом новых писателей. Через месяц с небольшим Иван Сергеевич получит из Рима письмо от Н. А. Некрасова, находящегося там на лечении. В нем, в частности, есть такие слова: «Я вот что подумал: ты поэт более, чем все русские писатели после Пушкина, вместе взятые. И ты один из новых владеешь формой – другие дают читателю сырой материал, из которого надо уметь брать поэзию» Сам переживающий непростые времена, Некрасов пытается подставить плечо Тургеневу, советуя ему черпать силы для жизни и творчества в собственном прошлом: «прошу тебя уйди в себя. В свою молодость, в любовь, в неопределенные и прекрасные по своему безумию порывы юности, в эту тоску без тоски – и напиши что-нибудь этим тоном. Ты сам знаешь, какие звуки польются, когда раз удастся прикоснуться к этим струнам сердца, столько жившего - как твое – любовью, страданием и всякой идеальностью» (26 марта(7 апреля)1857 года). И как будто послушавшийся Некрасова Тургенев отправляется искать уединение, где бы можно было бы «уйти в себя». Последовала полоса скитаний по Европе (Лондон, Италия, Швеция). Летом Тургенев приезжает в курортный немецкий городок Зинциг на берегу Рейна. «Я предпочел Зинциг, - читаем в письме к П. В. Анненкову, - здесь почти никого нет, и я могу предаваться полнейшему уединению и по возможности работать (чего не делал более года)». В Зинциге Тургенев начинает писать глубоко личную повесть «Ася».

В этой повести так же есть явление трагической любви. Двое молодых людей – господин Н. Н. (автор скрыл о нас настоящее имя героя) и Ася случайно встречаются и знакомятся друг с другом. Постепенно между ними возникают взаимные теплые чувства , перерастающие в любовь. Казалось бы, все хорошо, но на самом деле далеко от идеала. Внезапно читатель узнает, что Ася полюбила Н. Н. горячо, безоглядно, даже опасно. Она призналась ему в своей любви, а Н. Н. отверг ее, более того, он обвинил девушку в том, что она рассказала о своих чувствах брату. Я думаю, Н. Н. просто испугался сильного чувства Аси и попытался скрыть испуг под маской предательства. Асе ничего не оставалось делать, как покориться Божьей воле и уехать туда, где она никогда не сможет встретиться с этим человеком. Н. Н. вскоре понял, насколько сильно он обидел Асю, пытался ее разыскать, но было уже поздно. Он больше никогда ее не увидел.

2. 2 Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» Повесть о воспитании чувств. История создания повести. Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 душ крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Отец И. С. Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны – исправники, ревностно и верно стоящие на службу Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры. Тогда, в 1816 году, Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на шесть лет, могла не задержаться в сознании молодого мужчины, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна решила пустить в ход главный свой козырь – богатство. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. 14 января 1816 года в церкви Спасо – Преображенья, в селе Спасском – Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковым будет распределение ролей в будущей семье. Женившись на Варваре Петровне по расчету, Сергей Николаевич никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа горячо и тяжело переживала его многочисленные романы. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он – покорствуя своему любвеобильному характеру, она – властной хозяйкой судьбы. Однако, несомненно и то, как много было отдано в жизни Сергея Николаевича любовной игре и страстям, обусловившим скрытый от посторонних глаз драматизм его отношений с Варварой Петровной. Все связанное с ними, глубинное, тайное, нашло отражение в «Первой любви». Она поражает читателей своей откровенностью.

Почему – то первая любовь не проходит сама по себе. Она кончается всегда драматически. И эта первая боль первой любви имеет в сердце самую долгую память и ревностно оберегается от последующих жизненных наслоений. Но автор, несмотря на все перипетии любовного чувства продолжает настаивать на том, что более достойного и возвышенного духовного переживания, чем любовь, в мироздании не существует. Она всегда несет с собой опыт жизни души. Какой опыт вынес для себя герой Тургенева, нам предстоит узнать при условии вдумчивого изучения текста повести.

Главным персонажем в повести выступает юноша, попавший в водоворот чувств. Внутренним ритмом повести Тургенева становится ритм переживания, движение эмоций, проявляющие мир человеческой души. Шестнадцатилетний юноша Владимир неожиданно встречает княжну Зинаиду Засекину. Уже с первого взгляда у Володи появляется симпатия к Зинаиде. После недолгого общения и пребывания в доме княжны Владимир чувствует к молодой девушке сильное горячее чувство – любовь. При этом в Володе неотступно живет «предчувствие», «ожидание» чего-то: «я все ждал» «и весь был наготове», «сердце ныло – так сладко и смешно». Это ощущение настолько интенсивно владеет юношей, что он как будто «дышал им». Говорят, от любви глупеют. Во всяком случае, поведение Владимира накануне сна выглядит со стороны крайне забавным. Почему- то он, «сам не зная зачем, три раза повернулся на одной ноге», но главное, «напомадился» и только потом лег в постель. Смешным и трогательным предстает он и «перед утром», когда проснется на мгновение, приподнимет голову, посмотрит вокруг себя с восторгом и опять заснет. Несомненно, перед нами человек, встретившийся с любовью. Он потрясен и заворожен представшим перед ним идеалом, которому суждено стать уже этим летом великим счастьем и великим несчастьем всей его жизни. Но все еще впереди. А пока юноша спит и не знает, что встреча с женщиной – грезой уже на пороге. При первом же приближении к идеалу, Володя испытывает благоговение. Он стоит перед ней, сладко замирая от серебристого звука ее голоса, смущенно лепечущим маленьким пажем, который по первому знаку госпожи бросится помогать ей распутывать связки шерсти. Он чувствует себя рыцарем, который должен преданно служить Прекрасной Даме. Он абсолютно счастлив, и любит свой Идеал бесповоротно, и на всю жизнь, как истинный рыцарь. Хотя ведет себя при этом как сущее дитя («Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомиться»). Какой высокой духовностью наполнены слова этого шестнадцатилетнего рыцаря. Это в полную силу звучит голос – заклинание первой любви:Я глядел на нее - икак дорога и близка становилась она мне!Мне сдавалось, что и давно-то я ее знаю и ничего не знал и не жил до нее Казалось бы, все прекрасно: Владимир любит Зинаиду, та испытывает к нему ответную симпатию, хоть для нее он еще ребенок. В чем тогда дело? Почему пылкая любовь Владимира не способна на свершение? Страдания влюбленного юноши идут по нарастающей. Вначале причиной их становиться невинное кокетство Зинаиды ( «все мужчины, посещавшие ее дом, были от неё без ума – и она их всех держала на привязи, у своих ног»). Однако вскоре случится нечто более серьезное.

Любовь юноши придет в неразрешимое столкновение с глубоко трагической и жертвенной «взрослой» любовью – отца и Зинаиды. Владимир понимает, что он ничего не сможет с этим сделать, и от этого ему еще хуже. Неразделенная любовь – это кошмар, катастрофа: «Я перестал работать, читать – я даже перестал гулять по окрестностям, ездить верхом. Как привязанный за ножку жук, я кружился постоянно вокруг любимого флигелька: казалось, остался бы там навсегдая запирался у себя в комнате или уходил в самый конец сада, взбирался на уцелевшую развалину высокой каменной оранжереисидел по часам и глядел, ничего не видя». Одинокий, погруженный в свой внутренний мир, он сам должен разобраться во всем происходящем с ним. Это очень трудно. Но ведь для чего-то дается юному человеку первая любовь? Опыт первой любви бывает разный. Но в случае с тургеневским героем он оказался необыкновенно духовным, нравственно возвышающим. Юношей, Владимир Петрович понял главное, определяющее качество любви – ее жертвенность. Жертвенность во имя другого человека. Через 20 лет после «Первой любви» и за два года до смерти Тургенев в стихотворении в прозе «Любовь» напишет то, что открылось шестнадцатилетнему юноше: «Чужое я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен и твое я умерщвлено». И кто знает, возможно, люди потому во все времена становятся счастливыми и несчастными, что следуют именно этому значению. Как бы там ни было, но такой предстала любовь перед Владимиром. А помогает ему обрести ее вековечный смысл отец. Отец остался в памяти сына человеком чести.

Несмотря на то, что Тургенев последовательно проводил мысль о неравенстве в любви отца и княжны, о рабской зависимости ее от возлюбленного, тем не менее они удивительно похожи своей духовной глубиной и чистотой, серьезностью чувства и обязательств перед любимым человеком, преданностью и жаром души, и, когда стало необходимым, - способностью пожертвовать своей любовью. Именно это запретное, греховное, безысходное, обреченное на несвершение чувство отца и Зинаиды явилось для Володи школой воспитания чувства. Трудно сказать, сколько выпало на долю этому мальчику. Он теряется в догадках, наблюдая день за днем тайно свершающуюся жизнь души Зинаиды.

Полуосознавая, что ходит рядом с чужим счастьем, Володя вдруг начинает ощущать свою оставленность и непреходящее одиночество в целом мире, страдает от неистово разгорающейся в нем любви к княжне. Повесть Тургенева звучит для девятиклассников как откровение. Они оказываются свидетелями того, что первая любовь способна прийти к человеку не только в юности, но и значительно позже, как, например, к отцу героя. Любит первой любовью и Зинаида. И все три героя, очищенные ее светом, удивительно достойно выходят из драматической жизненной ситуации: Зинаида и отец – высотой своей жертвенности, Володя – осознанием присутствия в жизни идеала. Этим идеалом оказалась любовь отца и Зинаиды, в равной степени способная отбросить быт и обречь себя на самосожжение.

Вместе с тем Тургенев хотел сказать нам всем, что воспитание чувства никогда не кончается. Один из главных законов жизни – сохранение любви, сохранение живой памяти о ней. Вот почему всем, кто уже начинает прислушиваться к тишине огромного безмолвно – прекрасного мира, к биению своей пробудившейся души, так важно не оставить незамеченным время первой любви.

2. 3 «Стихотворения в прозе» - заключительный аккорд в литературной деятельности писателя. Тема любви присутствует не только в повестях Тургенева, но и в стихах. В последние годы жизни Тургеневым было написано несколько небольших произведений: повести «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич», отрывки из воспоминаний – своих и чужих» и «Стихотворения в прозе».

«Стихотворения в прозе» справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений. Писатель назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы»Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, - «Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы.

«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохамистарика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя. В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений писателя. Одни восходят к «Запискам охотника» («Щи», «Маша», «Два богача»), другие – к любовным повестям («Роза»), третьи – к романам («Деревня», например, напоминает отрывок из «Дворянского гнезда», а «Порог», «Чернорабочий и белоручка» связаны с романом «Новь»).

В некоторых стихотворениях («Насекомое», «Старуха», «Сон») звучат настроения грусти и печали, являющиеся отголоском мыслей повестей «Призраки» и «Довольно». Это мотивы тщетности существования, бессмысленности надежд на личное счастье, ожидание и предчувствие непредотвратимой гибели – личной и всеобщей.

Но с не меньшей силой выступает в «Стихотворениях в прозе» и другой круг мотивов и настроений: любовь, побеждающая страх смерти («Воробей») ; красота и сила искусства («Стой!»); нравственная красота народного характера и чувства («Два богача»); моральное величие подвига («Порог», «Памяти Ю. П. Вревской»); мотив борьбы и мужества («Мы еще повоюем!»); животворящее чувство родины («Деревня»). «Самостоятельный узел» в любовной теме «Стихотворений» - это тексты, связанные с Полиной Виардо («Стой!» - «Когда меня не будет»). Особое внимание следует обратить на стихотворение в прозе «Стой!», обращенное к неземному – к таланту («Какой Бог своим ласковым дуновением откинул назад твои рассыпанные кудри? Его лобзание горит на твоем, как мрамор побледневшем челе!») и утверждающее бессмертие творческих постижений прекрасного: «Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!»Образы многих стихотворений имеют прототипы, а в основе событий часто лежат факты личной жизни писателя. Так, последняя встреча с Некрасовым послужила основой «Последнего свидания».

Своеобразным торжественным гимном прозвучала горячая вера Тургенева в будущее русского народа в стихотворении «Русский язык». «Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника, итог всей его жизни.

Любовь для И. С. Тургенева – смысл жизни

Прочитав эти произведения, я поняла, что И. С. Тургенев был человеком романтичным, надежным. Для него любовь – это смысл жизни, это бесконечный источник энергии, это что-то такое, что вселяет в человека жажду жить, жажду отдавать себя другому человеку, ничего не требуя взамен. Это чувство, благодаря которому человек может чувствовать себя счастливым и несчастным, одиноким или нет. Так что прав был Д. С. Мережковский: «Тургенев – поэт красоты и влюбленности». Это действительно так, к такому выводу я пришла, изучив произведения И. С. Тургенева, ознакомившись с монографиями о Тургеневе, воспоминаниями о нем тех, кто был рядом с ним долгое время. А что может быть доказательнее и интереснее?

Раньше я никогда не вчитывалась в произведения Ивана Сергеевича, а сейчас они стали для меня чем-то вроде окна в таинственный мир человеческих чувств и эмоций, ключом к разгадке некоторых человеческих поступков. Работая над этим рефератом, мне захотелось перечитать все ранее известные мне произведения этого писателя и приступить к изучению новых. Я надеюсь, в скором времени и у вас появиться подобное желание.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)