Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Уникальный мир культур сибирских народов

Уникальный мир культур сибирских народов тем интересен, что, сколько бы о нём ни писали, он всегда будет оставаться для всех, прикасающихся к нему извне, удивительно красочным, похожим на северное сияние.

Археологи открыли на территории Прибайкалья более 30 древнейших стоянок. Эти стоянки обнаружены на террасах реки Ангары, недалеко от села Олонки, до устья реки Осы и в других местах. Наиболее полно изучены стоянки на левом берегу реки Белой у селения Мальта.

В 1936 г. на правом берегу Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А. П. Окладниковым была изучена ещё одна стоянка древнекаменного века. Селения у Мальты и Бурети имеют возраст 24 -25 тыс. лет.

Территория Иркутской области не была полностью покрыта ледником. Ледник захватил горы Байкала и отроги Восточного Саяна. Когда ледник стал отступать, климат и природа значительно изменились. На степных пространствах и в перелесках бродили стада носорогов, северных оленей, диких лошадей и быков. Обитал в этих местах и пещерный лев, гигантская кошка, соединившая в себе признаки льва и тигра.

Люди в этих местах вели не бродячий, а полукочевой или полуоседлый образ жизни. Это подтверждается тем, что на стоянках обнаружены жилища.

В Мальте и Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. В земле выкапывали прямоугольное или круглое углубление. От него шел узкий коридор к реке. По краям углубления были вкопаны и прочно укреплены плитами известняка бедренные кости и бивни мамонта, служившие столбами, опорой сооружения. Сверху цеплялись рога северного оленя. Получалась прочная мелкая сетка. Всё жилище покрывалось шкурами.

Жители Мальтинской и Буретской стоянок занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством.

В период средневековья в нашем крае проживали курыканы, буряты, эвенки, тофалары.

Курыканы

Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселялись курыканы по берегам Байкала, в долине Ангары, верховьях Лены. Об их жизни мы узнаём по раскопкам поселений, городищ, стоянок, могильников и наскальным рисункам. О них рассказывают рисунки на скалах Шишкинской писаницы, на берегу Лены. Здесь изображены фигуры воинов – витязей на породистых, богато убранных лошадях, фигуры всадников со знамёнами, сцены охоты.

Главным занятием курыкан было скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, верблюдов. Курыканы были первыми землевладельцами в нашем крае.

Курыканы умели плавить железо. Широко распространено было кузнечное ремесло. Из железа изготавливали наконечники копий и стрел, ножи, топоры, кольчуги и другие предметы.

Курыканы вели полукочевой образ жизни. Их землянки и полуземлянки были четырёхугольной формы, стены и пол покрывались берестой, а крыши – корой лиственницы. Наземные жилища сооружались из жердей, поставленных вертикально и обмазанных сверху глиной с примесью соломы. Около жилищ находились ямы для хранения продуктов. Посёлки курыкан были укреплены валами и рвами.

Курыканам была известна письменность. Об этом свидетельствуют надписи на древнетюркском языке на дне глиняной посуды, на бараньих лодыжках из пещер Байкала, на скалах у Верхоленска.

Высокое развитие у курыкан получило искусство, о котором мы можем судить по наскальным рисункам у деревни Шишкино. В начале 11 в. Под давлением монгольских племён большая часть курыкан ушла на север и составила ядро якутского народа.

Оставшаяся часть курыкан обитала в лесах, а на эту территорию пришли монголы, кидани, тюрки. Здесь появились отдельные родовые поселения, относившиеся к племенам эхиритов, булагатов, хоринцев. Они положили начало формированию бурятского этноса.

Буряты.

Первоначально жители Предбайкалья имели название «баргуты», т. е. лесные народы. Позднее это слово превратилось в «буряты» и стало этническим наименованием бурятского народа. Буряты сохранили свой древний уклад родовой жизни и свою шаманскую религию.

Основным занятием бурят было скотоводство, подсобными – охота и рыбная ловля. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли. Лошадь давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения.

Земледелие велось примитивно и находилось в зачаточном состоянии. Большое место в жизни приангарских бурят занимала охота. Они знали индивидуальную и коллективную охоту. На охоте буряты использовали сложный монгольский лук. Стрелы имели железные наконечники четырёхгранной или плоской формы, иногда с костяной свистулькой. С помощью лука и стрел охотились на крупных и мелких зверей – изюбрей, медведей, коз, лис, бобров, соболей.

Буряты переняли от курыкан высокое искусство кузнечного ремесла. Развивался и домашний промысел. Женщины катали войлок, которым покрывали юрты, обрабатывали кожу и шили из неё обувь и одежду. Мужчины готовили деревянный остов юрты, делали повозки, вили верёвки, шили конскую сбрую, изготавливали вооружение. Жили буряты в юртах. Юрты были войлочные и деревянные. Юрта делилась на две части: для себя и для гостей и торжеств. Пол в юрте был земляной. Вдоль стен делали широкие лавки, на них спали. Посредине юрты была яма, в которой разводили огонь. Над ямой ставили железный треножник, на который вешали котёл. Над огнём в потолке прорезали дыру, в которую выходил дым. За огнём в бурятской юрте всегда следила женщина. Если огонь гас, это считалось плохим знаком.

Между собой буряты были очень дружны и общительны. Вдовы, сироты и больные находились на попечении общины. Детей учили знать свою родословную, уважать старших. Буряты отличались необыкновенным гостеприимством и радушием. Кто бы ни был гость, ему уступали лучшее место у огня, подавали лучшее угощение.

Традиционной одеждой бурят был халат. Зимний халат шили из меха, чаще всего из овчины, а летний – из ткани, но на подкладке. Мужчины подпоясывали халат, а женщины сверху халата надевали безрукавку. В холодное время буряты надевали доху, т. е. шубу, сшитую шерстью наружу. Её называли - «саба».

Жили родами. Род объединял несколько улусов, во главе которого стоял князёк. Его власть переходила по наследству. Он опирался на богатую верхушку. Земля была в общем пользовании. Существовала частная собственность на скот.

Эвенки – коренные обитатели Восточного Прибайкалья. В нашем крае эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары. К началу прихода русских они считались вторыми по численности. Эвенки занимались оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Орудия охоты эвенка – медвежья рогатина, лук, колчан и стрелы, позднее появилась винтовка с пороховницей. Колчан обычно шили из оленьей кожи и вышивали разноцветным бисером. Охотились эвенки на лося, дикого оленя, кабаргу, козулю.

Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей, которые обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг. Чум устанавливался очень быстро, причём делали это почти всегда женщины.

Передвигались эвенки на оленях верхом, а зимой и на нартах. Их одежда была лёгкой, тёплой и удобной.

Зимой они носили сукуй ( полушубок ) из оленьих шкур, парку (доху из оленьих шкур). Носили эвенки и казакин, полукороткий меховой кафтан, сшитый по фигуре человека, слегка расклешённый книзу. Казакин подпоясывался широким ремнём или бисерным поясом. На ремне, как правило, висели кошельки для трубки, огнива и табака, а в ножнах – ножи. Спереди, поверх казакина, надевался нагрудник из оленьей шкуры, шерстью вниз, или из ровдуги (оленьей замши), который расшивался бисером и обшивался беличьими хвостами. Нагрудник защищал грудь эвенка от встречного ветра.

Женская одежда почти не отличалась от мужской. На голову женщины надевали повязку типа венка из беличьих хвостов, которая называлась «вача». Мужчины и женщины носили шапки из выдры, росомахи, из песцовых или лисьих лапок.

На ноги эвенки надевали камасы, т. е. сапоги из сохатиной кожи шерстью вверх, кульмеи ( сапоги с короткими голенищами), бокари. Вся обувь украшалась меховым орнаментом или расшивалась бисером.

Питались эвенки мясом, рыбой, молоком. Любимым лакомством была кровь животных в свежем и варёном виде, а также свежий костный мозг, сердце и печень животных. Оленье мясо заготавливали впрок, вялили и сушили. Рыбу ели в свежем или замороженном виде, иногда сушили и вялили её на солнце. Во время перекочёвок мясо складывали в особые сумки, где оно при трении превращалось в муку. Её заваривали кипятком, и получался хороший бульон. Соли и хлеба эвенки почти не употребляли. Каждая хозяйка готовила лепёшки из брусники, смешанной с икрой, лепёшки из черёмухи, замешанные на жире, на молоке варили черёмуховую кашу. По торжественным случаям готовили саламат, т. е. кашу из муки и жира. Эвенкийский саламат отличается от бурятского тем, что у бурят он готовится на кипячёных сливках. Иногда по случаю торжества готовили мясную кашу, т. е. мелко раскрошенное мясо смешивали с мозгами убитого животного, заливали жиром и тушили. Ели эту кашу в горячем виде.

Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. Мужчины занимались охотой, осматривали свои засеки, ямы, капканы, ловушки, самострелы, изготавливали изделия из дерева, кости и металла, делали нарты, лодки – долблёнки, лодки – берестянки. Бересту для таких лодок сшивали женщины, отличавшиеся особым трудолюбием. Они выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, из бересты делали посуду, сумки. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме и вокруг него. Если у женщины не было детей, она наравне с мужчиной ходила на охоту, могла быть и шаманом.

Эвенки отличались выносливостью, они очень наблюдательны, могут ориентироваться на необжитой местности. Это народ храбрый, весёлый, добрый. Эвенки – большие хлебосолы, но и сами любили подолгу находиться в гостях.

Эвенки были шаманистами, они верили в то, мир окружён и наполнен злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. Шаманов эвенки почитали особо. Они помогали лечить больных, давали согласие на брак молодых, предсказывали будущее, сохраняли в памяти народные сказания и предания. Счёт года у эвенков начинался с марта месяца. Эвенки были хорошо приспособлены к кочевой жизни.

Тофалары.

На склонах Восточных Саян живёт очень древняя народность – тофалары (тофы), до конца 30-х годов прошлого века их называли карагасами. Жили они родами. Вся территория, которую они занимали, была разделена между пятью родами. Земли каждого рода делились между семьями, и назывались они урочищами. Занимались тофы охотой и оленеводством. Охотились на соболя, белку, рысь и других диких зверей, обитавших в присаянской тайге.

Один раз в год, в самые суровые январские морозы, собирался суглан, то есть съезд, собрание всех представителей мужского пола, которые платили ясак. Суглан – это всегда праздник. К нему готовились как женщины, так и мужчины, шили новые наряды. Место проведения суглана выбирали заранее, оповещали об этом всех. На суглане платили ясак, крестили детей, венчали молодёжь. Тут же решались административные дела – выбирали шуленгу. Шуленга – это глава всех тофов, в переводе на русский язык – «великая голова». Каждый род выбирал даргу, т. е. главу рода, и судью. Срок полномочий каждого из них - три года, но если они нарушали «вековые традиции» тофов, их переизбирали раньше. На суглане делали расклад общественных расходов, судили за неуплату долгов. До прихода русских у тофов сохранялись телесные наказания. Судья мог присудить виновнику – мужчине до 50 розг, а женщине – до 30. Пороли верхушками молодых берез.

Юрты на суглане ставили по кругу, а в центре зажигали общественный огонь (костер), который горел днем и ночью, тушили его только тогда, когда завершался сулган. На сулгане закупали необходимое, т. е. меняли пушнину на муку, соль, сахар, ткани. Сулган - это большой и единственный праздник в году, поэтому здесь тофы «гуляли», т. е. пили вино, пели песни, молодёжь танцевала, старшие рассказывали новости, делились впечатлениями и приметами, намечали планы перекочёвок.

Жилище тофа – конической формы юрта. Летнюю юрту покрывали проваренной берёстой, сшитой оленьими жилами, а зимнюю – выделанными шкурами оленей. Летняя юрта делалась меньшего размера, жерди ставились более круто, чтобы легче стекала вода. Зимняя юрта была ниже и шире, чтобы лучше сохранить тепло. Основным средством передвижения у тофов были олени. Тофаларский олень высокий, он крепок, вынослив. Питается он «белым мхом», находит его даже под снегом, выбивает копытом из замёрзшей земли, поэтому видно, где прошли стада оленей.

Шаманизм.

Шаманизм – особая стадия в развитии религиозных верований человечества, сложившаяся во времена, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство. Для идеологии шаманизма характерны одушевление или оживотворение всего окружающего мира, населённого духами, представления всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры.

Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и духами. Задачи шамана многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Своих целей шаман достигал при содействии духов – помощников, без которых он был бессилен. Его избирали и наделяли особыми свойствами духи – покровители, благодаря им, он общался со сверхъестественными существами и посещал иные миры. Шаману недостаточно верить в своё призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять своё предназначение. У многих народов считалось, что шаманский дар передаётся по наследству.

Период становления шамана, приходившийся у разных народов на разные годы жизни, сопровождался

«шаманской болезнью». В глазах окружающих он выглядел душевнобольным: отказывался от еды, не понимал обращённых к нему слов, совершал странные поступки, убегал из дома. Во время болезни будущий шаман переживал то, что происходило с ним в мире духов. Когда период становления заканчивался, навсегда проходила и болезнь, вызванная самовнушением, основанным на традиционных верованиях.

Очень большое значение в шаманстве имеют ритуальные атрибуты – костюм, бубен, колотушка. Полный комплект костюма он приобретал с течением времени, по мере роста опыта и авторитета. Шаманская одежда не была единой у разных народов. Даже у одного и того же народа обрядовая одежда шамана представлена в разных вариантах. При всём внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя – птицы. «Железную корону», которую мог завести себе только «сильный» шаман, украшали выкованные из железа оленьи рога, иногда и фигурки птиц. Разнообразные подвески, обычно из железа, символизировали духов – помощников, а также оружие и орудия шамана. Обилие железных подвесок делало костюм тяжелым: у эвенкийских шаманов он весил более 30 кг. На шаманских костюмах некоторых народов подвески или нашивки изображали кости скелета – человеческого или звериного. Эвенки считали, что на костюме символически представлен костяк самого шамана, который, подобно щиту, оберегал его от враждебных духов.

Бубен сопоставлялся с иконостасом. Древнейшая символика отражала понимание бубна как животного. Бубен отождествляли с ездовым оленем для воображаемых поездок в иные миры.

С бубном связано и представление о «шаманском» дереве. По поверьям многих народов, духи сообщали шаману, где растёт и как выглядит дерево, из которого надо сделать обод или рукоятку бубна.

Смысл шаманских камланий – переговоры с духами и божествами, нередко предполагавшие путешествие в иные миры. Движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит. Многие шаманы сопровождали камлание трюками, основанными на хорошем владении телом, ловкости рук, способности регулировать работу органов чувств. Показывали, как пронзают тело ножом, прикасались к раскалённым железным предметам, освобождались от верёвок. Некоторые умели внушить окружающим, что вылетают из жилища или отрезают себе голову, а затем возвращают её на место.

Чаще всего проводили шаманский обряд, чтобы вылечить больного. Повсеместно было распространено убеждение, что недуг вызван враждебными духами, укравшими душу человека. Шаману предстояло отыскать её и вернуть больному. Во многих случаях заболевшие выздоравливали, ибо вера в помощь шамана способствовала мобилизации сил организма.

Во время камланий шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние – экстаз, был сильно возбуждён или, напротив, впадал в беспамятство. Он переживал галлюцинации. Беснуясь и падая в обморок, шаман сохранял прочную связь с окружающим миром, чутко реагировал на поведение присутствующих. Чтобы стимулировать работу воображения, шаманы иногда применяли мухомор, а у некоторых народов перед совершением обряда целый день постились.

Русские.

На территорию нашего края русские пришли в 17 веке. Они несли с собой знания о земледелии, о культурах овощей, злаков. С приходом русских постепенно изменяется и культура коренного населения. Появляются первые деревянные постройки, новые орудия труда, новые обычаи. Изменяется быт, пришли новые понятия, например: улица – у лица дома. Дом строили на светлом месте. Осенью крестьянин опахивал место под постройку дома. В середине будущего строения сажали берёзку. Дерево служило оберегом для семьи, особенно для женщин. После 6 января крестьянин едет в лес рубить деревья для дома. Эта поездка была праздником для крестьянина и его семьи. Считалось, что хозяин леса – медведь и крестьянин идёт к нему в гости. Он надевал новую рубаху, нарядную одежду и ехал в лес. Деревья на постройку рубились топором, а не спиливались. Деревья рубят так, чтобы они не падали на запад. На постройку дома не берут деревья, из которых делают поделки, а именно: берёзу, осину, рябину. Считалось, что берёза – берегиня дома, рябина – дерево Иисуса Христа. Срубленные деревья перевозились на санях к будущей стройке и лежали там до 1 марта – до праздника Евдокии Плакальщицы – праздника, когда делались все большие дела. Приглашались соседи, родственники на толоку, чтобы сделать основную работу – вывести «ноль» в строительстве дома. Дом рубили в «лапу», когда на углах не выходят концы брёвен, в «обло» - когда выходят концы бревен или в «реж» - это редкое строение. Когда положили первый ряд брёвен, на углы кладут по пятаку – для оберега дома. После возведения стен срубали берёзку, ту, что посадили осенью. У срубленной берёзки обрубали ветви. Ребёнок уносил их к реке и пускал по течению. Ветви, прибившись к берегу, давали корни и через несколько лет вырастали новые берёзы. Ствол срубленной берёзки клали под матицу и в неё вкручивали крюк, на который в доме вешалась зыбка (колыбель).

Половицы, как и матицу, стелили с востока на запад. Дом построили. Возвели крышу и на охлупень прибивали вырезанный образ конька. Дом представлялся колесницей, запряжённой конями, летящей к Богу Солнца. Прорубили в доме окна, дверь, на окна сделали ставни. Ставни – полотнища, на которых изображали птиц и знаки солнца. Ставни служили энергетической защитой от нечистой силы. С обратной стороны ставен изображали ящерицу. При закрытых ставнях, ночью, ящерица оберегает дом от нечистой силы. Считалось, что окно это глаз дома и через него нельзя лазить – делаешь энергетическую дыру. Дом мой – храм мой. В дверном проёме делали порог – возвышение над полом. Он также считался сильной энергетической защитой. При входе в дом, надо было встать на порог, чтобы оставить всю нечисть за домом. Дверь открывалась наружу и обивалась ромбиками. Русскую печь ставили в центре дома. Она считалась матушкой в доме: и кормила, и лечила, и согревала, и была кроватью, и хранилищем трав, веников, сушёной ягоды. Переселенцы везли с собой и тараканов, т. к. если были в доме эти насекомые, значит, и была еда, продукты.

В новую избу приносили печного – жар из печи, но чужим огонек из печи не отдавали. На новоселье ели курицу, которой отрубали голову на пороге дома. В новый дом первой пускали кошку распугать нечистую силу.

Мебель в доме расставляли по углам. Стол, кровать, лавки стояли вдоль половиц. Считалось, если поставить поперек половиц в доме будут частые ссоры. Спать следовало головой на восток, ногами на запад. Считалось, что стол – это престол, еда – обряд жертвоприношения богу Солнца. Стол был круглый, т. к. круг – это оберег. Перед трапезой семья бралась за руки – образовывался круг – энергетическая взаимосвязь между членами семьи. Подполья в доме не было. Его делали на улице.

В доме лицом семьи была прялка. Хорошо сделанная прялка – богатая семья. Если девица пригласила парня посидеть, считалось, что они связаны (помолвлены) прочной ниткой.

В доме у хозяйки были длинные полотенца – это радуга – путь. С ними человека принимали в жизнь и провожали в последний путь.

Построив дом, крестьянин на усадьбе копал колодец. Хоть и считалось, что колодец – это отверстие в навий мир, для оберега изготовляли круглое колесо – по нему поднимали в ведре воду. Усадьба огораживалась плетнём из тонких березовых или осиновых деревцев. По плетню развешивались старые колёса, обручи – для оберега. У окон дома сажали березку и рябину. До сих пор кольца, часы, цепочка, браслет, пояс, ремень – несут в себе символ оберега человека. А березовые веники используют в парной для очищения тела, стельки, вырезанные из тонкой бересты и подложенные в обувь под меховую стельку, излечат ноги и сохранят их в сухости и тепле.

Быт русских девушек.

Девочке заплетали 1 косу. У девушки были серьги – колты (дутые серьги), где между пластинами вкладывалась ароматическая ткань. В косы вплетали жемчужные нити, которые снизу схватывались кожаной заколкой – костник (береста и кожа). У замужней девушки косу расплетали на 2 и надевали чепчик, который она не могла нигде снимать, кроме ночи и бани. Поверх повойника (чепчика) одевалась кичка. Если женщину хотели наказать, с неё сдергивали головной убор – опозорили. Женщина родила, муж дарит ей кичку рогатую с пожеланием иметь много детей.

Мужчина.

Мужчина – пахарь, воин. Славился делами. Носил рубахи: горнишную – дома, шёлковую – для гостей; порты (брюки), зипун.

Считалось, что человек живёт 7 кругов жизни. Например:

Женщина

I – Титешный

II – Девочка до 3 лет

III – С 3 – 12 лет

IV – Хороводный возраст

V – Молодуха

VI – Мужатица

VII – Старуха.

I – титешный – 1 год. Пояс оберег с солнечными дисками из ткани.

II – детство до 3лет (волосы ребёнка не резали, а счёсывали и собирали в мешочек, когда женщина рожала ребенка, то из её волос ему делали подушечку для сна). В 3 года мальчика садят на коня, девочку – за ткацкий станок.

III – с 3 – 12 лет. Мальчик – воин (надевали порты). Девочка – мастерица.

IV – хороводный возраст равнялся 5 годам, в течение которых молодые должны были найти себе пару – 13 – 18 лет. Уборы у девушек не должны были закрывать темя – огонёк из космоса.

V – Мальчик – армия; девушка – учёба. 18 – 20 лет.

VI – Женщина родила – мужатица. Надевает кичку рогатую. Большуха – хозяйка дома с 20 – 60 лет.

VII – женщина становилась старухой, когда не могла иметь детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)