Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Великая сила слова

Ни для кого не секрет, что нашим поколением потеряно искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом.

Сегодня очень важно наполнить нашу жизнь благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что мы в этом возрасте познаем и делаем. Это жизненно необходимо как для меня, так и для моих сверстников.

Небольшая возвышенность при въезде в родное село. Впереди, в низине, раскинулась моя «малая» родина, земля моих предков – станция Клявлино. Какой великолепный мир открывается передо мной! Панорама смягчена легкой дымкой, тающей в отдалении. Простые и до боли знакомые картины. На переднем плане – многогранная крыша спортивного комплекса. Слева матово поблескивает, будто запотевший на холоде, золотой купол Церкви. Справа – розоватые силуэты многоэтажных домов. Заводские трубы Все это - издавна знакомое. И неожиданно новое, удивительное, будто только что увиденное. Как научиться постоянно хранить в себе способность открытия нового в старом – способность, обогащающую нас и легко утрачиваемую в суете будней? Обычно мы мало внимательны к ни с чем не сравнимой красе, своеобразию, к великолепной новизне родного края. Но сейчас, кажется, я слышу дыхание родной земли. Меня переполняет необъяснимое чувство: хочется смеяться и плакать одновременно. Трудно выразить словами такое состояние.

Отклик своему чувству находишь в стихотворениях местных самодеятельных авторов. В такие минуты в памяти сердца невольно возникают стихотворные строки о любви к Родине моих земляков-поэтов.

Несказанно богат литературными талантами край мой клявлинский.

Проникновенно пишет о родном крае Владимир Ильич Никонов:

Мой край родной, другим незаменимый.

Его я исходил и вдоль и поперек.

Не раз судьбою по свету гонимый

Любовь к нему как к матери сберег.

Любовь сберег. И испытав невзгоды,

Твой блудный сын вернулся все ж домой.

В чужих краях потерянные годы

О, Клявлино! Теперь я вновь с тобой.

С любовью к матери сравнивает поэт любовь к «малой» родине. С нежностью и любовью говорит он о родном крае как о самом близком и дорогом, что есть в жизни человека.

Образ героя-патриота создается при помощи лексического повтора «любовь сберег».

Любовь к родине сливается у В. И. Никонова с любовью к родной природе. В его пейзажной лирике есть изумительные по красоте строки, в которых выразились самые искренние чувства.

Лето. Жарко Небо зноем дышит,

А вокруг – такая синева.

И с утра концерты пташек слышим.

Зеленеет спелая трава.

Жемчугами на траве искрится

Ранним утром свежая роса.

Скоро-скоро вновь засеребрится

Острым жалом в мураве коса.

О чудесном отдыхе мечтая,

Выйдем в поле, спустимся к реке,

Где трава высокая, густая

На своем лопочет языке.

За деревней у лесной опушки,

На корявом липовом соку

Вновь кукует хитрая кукушка

Звонко, часто, радостно: «Ку-ку».

Лето! Лето! Золотое лето!

Будто бы жар-птица пролетит.

И поет, наверное, об этом

Соловей. И реченька журчит.

Лирический герой этого стихотворения – человек, испытывающий наслаждение, легкость от общения с родной природой. Это человек внимательный. Он способен заметить бесконечно маленькую округлую каплю хрустальной влаги (сравнение «жемчугами искрится роса»), услышать, как дышит трава. Это человек чуткий и добрый. Так как только чуткий и добрый человек может заметить такую красоту.

На первый взгляд, ничего броского в этом стихотворении не замечаешь. Но при чтении испытываешь чувство радости от соприкосновения с удивительным миром родной природы.

На родной земле для автора исполнены поэзии каждая травинка, каждый листок. Поле, лес, река – все напоено тихим теплым светом Родины.

Благодаря синтаксису (использование односоставных предложений «ЛетоЖарко», неполных – «А вокруг – такая синева!», восклицательных - !Лето! Лето! Золотое лето!») стихотворение проникнуто возвышенным, радостным настроением, которое передается и читателям.

Перекрестная рифма (дышит-слышим, синева-трава, искрится-засеребрится, роса-коса) придает стихотворению мягкое, мелодичное звучание. Олицетворяя природу родного края («трава лопочет»), поэт подчеркивает ее девственность, целомудрие. Она как маленький ребенок, еще не научившийся разговаривать.

В каждой строчке этого стихотворения неизбывная любовь и нежность к родной стороне. Образ родной земли словно соткан из света. Синева – цвет неба - подчеркивает чистоту, святое начало. Неисчерпаем свет «малой» родины – свет добра, бескорыстия, любви. Щемит сердце от этой нежности и любви. Понимаешь: «Это все родное и близкое. Это все мое. Я рос среди этой красоты. Привычные, знакомые картины дороги сердцу: встреча с ними рождает умиротворенность». И вместе с теплом приходит горечь оттого, что не ценим мы свою землю, легко расстаемся с ее тихой красотой, с неповторимым и единственным в мире лицом.

Пронзительные стихи о своей «малой» родине написал Анатолий Иванович Кожевников. Подробнее хочется остановиться на его стихотворении «Ручей моей жизни».

У живого всегда есть начало

У ручья же обычный исток.

Каменистое дно источая,

Капля к капле слились в ручеек.

И пошел по ложку, собираясь

В ускоряющий бег, свой поток,

В ширину, в глубину разрастаясь,

Креп звенящий его голосок

Ежегодно с тобою встречаюсь

Много мыслей моих ты унес,

А при встрече души я не чаю,

Не скрываю непрошеных слез.

Подросли, возмужали уж дети,

Подарили троих мне внучат.

Для того и живу я на свете,

Не жалея, что годы летят

Верю свято: покуда журчишь ты,

Жажду жизни всегда утолишь,

Боль, тревогу, беду и ненастье

Ты прохладой своей укротишь

Одолеем любые преграды,

Не заилим мы к счастью путей,

Моя вечная боль и отрада

Незабвенные Сорок Ключей.

Небольшая речушка Сорок Ключей протекает по территории нашего района, а именно деревне Ключевка, родине А. И. Кожевникова. В тексте она названа ручьем. По толковому словарю определяю: «ручей – небольшой водный поток». Автор имеет в виду то место, где провел многие годы жизни. С ручьем у него связано много воспоминаний. Через олицетворение ручья («ежегодно с тобою встречаюсь») автор подчеркивает связь с родными местами.

Образ родной земли окрашен сильным лирическим чувством. На это указывает метафора «души я не чаю».

Притягательной силой наделяет родные места поэт. Встреча с ними вызывает непрошеные слезы. Невольно задумываешься: «Наверное, это то, без чего невозможно жить. Голос «малой» родины манит, зовет».

Я считаю, что в стихотворении «Ручей жизни» течение ручья сравнивается с движением человеческой жизни. Как ручей набирает силу (градация «капля – ручеек – поток»), так и человек, пуская свои корни в детях, внуках, чувствует себя способным одолеть любые препятствия.

Используя метафору «дети подарили внучат», поэт выражает уверенность в том, что жизнь его не прошла даром, потому что во внуках он видит свое продолжение («для того и живу я на свете»).

Ручей жизни объединяет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в стихотворении сначала употребляются глаголы прошедшего времени «слились, пошел,. », затем – настоящего времени «встречаюсь, живу,», и наконец, будущего времени «одолеем, не заилим».

Возвращение к своим истокам – счастье для поэта. При помощи развернутой метафоры «не заилим мы к счастью путей» автор выражает уверенность в том, что связь с родными истоками не должна прерваться.

Плавный трехстопный повествовательный анапест располагает к откровению. Лирический герой ведет доверительный разговор с ручьем, в котором улавливаем мысль о целительной силе родных мест:

Боль, тревогу, беду и ненастье

Ты прохладой своей укротишь.

Таким образом, проникновенный рассказ о ручье оборачивается мудрым словом о времени, о себе.

Современная жизнь отчуждает нас от природного мира. А стихотворение А. И. Кожевникова позволяет почувствовать связь с родной землей. Ведь родной край – это место, где ты родился, где тебе легко и свободно, где тебя любят и ждут. «Малая» родина вызывает ощущение радости и восторга. Поэтому нужно сберечь и сохранить то место, где мы по праву считаем себя дома.

Любовь к родной земле, родному краю явилась источником вдохновения нашего поэта – земляка Ивана Васильевича Никитина.

Образ родного края раскрывается через предметные детали, отражающие быт (сено, картошка) и контингент жителей («остались только старики»).

Готовили сено, копали картошку,

Ума набирались, росли понемножку.

Все реже песни и гулянки

В селе, заснувшем у реки.

Кому гулять? – в домах крестьянских

Остались только старики.

Никитина волнует проблема распада деревень. Его родное село опустело. Молодежь не спешит возвращаться к своим истокам:

Домов пустых стоит в деревне много,

Но не ведет нас к тем домам дорога.

В соседних селах картина более неприглядна:

Два дома осталось всего в Воскресенке,

А было большое, с торговлей село.

Михайловку временем тоже смело,

Подгорка - соседка почти опустела -

Такое у нас развеселое дело.

Понять и почувствовать масштабы поднятой автором проблемы позволяют контекстные антонимы (два дома – большое село), метафора («временем смело»), метонимия (Подгорка - соседка опустела).

Автор мечтает сохранить «малую» родину. Ответственность за это он возлагает на молодежь, на тех, кто родился здесь, чье детство было обласкано теплотой родной земли. Он обращается к покинувшим отчий край землякам:

А ты вдали проводишь год за годом,

Места родные в памяти храня.

Ты не забыл, что из деревни родом,

Что там могилы предков и родня.

Там у ручья в домишке деревянном

Нас ждет всегда тепло отцовских стен,

Всех силой насыщая постоянно

И ничего не требуя взамен.

Родная земля, в которой похоронены предки, дает силы живым. Родная природа – это храм, в котором душа человека отдыхает. Поэт понимает, что сыновнее чувство питается глубиной времени. Сколько бы времени ты ни отсутствовал, родина помнит о тебе и ждет тебя. Поэтому в стихотворении «Байтермишские парни» - он пишет:

Так ждем мы, надежды своей не тая,

Сынов своих снова в родные края!

Как не любить эту землю, где при каждом домишке сад. А тропинка, что ведет к речке, усажена молодыми деревьями. Если взобраться на развесистый дуб, что стоит на перекрестке двух дорог, то можно увидеть серебристо-голубую ленту реки и леса, которые тянутся до самого горизонта.

В зимнее время будто звездное небо опускается на голубые снега. Они мерцают, перемигиваются, эти звезды, сливаются в огненные узоры, образуя в отдалении светящуюся туманность, отбрасывающую на небо бронзовый отблеск.

А летом

Порою летней в окна, на крылечки

Течет медовый воздуха настой.

То поведет нас по степи широкой,

То удивит чащобою лесной.

(«Земля моего детства»

Пятистопный ямб с пиррихиями создает впечатление изящества и гармонии. Художественные детали конкретны, зримы, осязаемы (окна, крылечко). Они не могут не привлечь внимание человека, ощущающего себя частью родной земли. Поэтому трепетны и поэтичны.

Строфа изобилует эпитетами: метафорический эпитет «медовый воздуха настой», постоянный эпитет «по степи широкой», изобразительный эпитет «лесная чащоба». Они придают тексту особую свежесть и проникновенность.

Автора манит деревня:

Кому – то город по душе,

Кому – то степь ночами снится,

А мне леса в Байтермише

И за окном поля пшеницы.

Жизнь деревенская милей,

Народ приветливей и проще,

Здесь по оврагам у полей

Еще живут леса и рощи.

(«Батырмиш – Байтермиш»)

Перед нами возникает образ деревенской природы, таинственной, манящей, одухотворенной.

Используя контекстные антонимы («город» - «леса», «степь» - «поля»), автор дает нам «пропуск» в свою душу. Особое лирическое звучание придают стихотворению прилагательные в сравнительной степени (милей, приветливей и проще). Инверсия (еще живут леса и рощи) оставляет нам надежду на то, что еще не все потеряно, что еще не поздно остановиться и задуматься о своем отношении к родной земле.

В строчках этого стихотворения – все то до боли родное, сокровенное, с чем связывается понятие родины. Нельзя не откликнуться на зов души местного поэта.

Своей «малой» родине, селу Бор-Игар, посвящено стихотворение нашего земляка, известного поэта, автора нескольких сборников стихотворений Александра Яковлевича Каттая.

Отсюда шло мое начало.

Отсюда сделан первый шаг.

О, Волга, ты меня качала

И выводила на большак.

Ты вся в крови моей горячей,

Тебя одну в словах леплю.

И сызмальства, смеясь и плача,

Любил, не зная, что люблю.

(« Отсюда шло мое начало» )

Другой наш земляк Василий Иванович Антипов (Василий Эндип), уроженец села Черный Ключ, вдохновенно пишет о черемшанских родниках :

Черный Ключ, вода черным-черна,

А течет, журча, под снегом белым.

Возвращаюсь вновь издалека,

Не найдя заветнее пристанищ.

(«Черный Ключ, вода черным-черна »)

Также призывает нас «ощутить свое начало» Василий Григорьевич Базарнов.

Как жаль, что мы часто не знаем

Ни предков своих, ни начал пишет он в стихотворении «Дубочки»

Поэт рассказывает об истории создания села и о предках, которые поселились на земле, где по воле судьбы «себе уголок обрели».

Всем дела в то время хватало,

Ведь жизнь не отменишь ничем.

В заботе был старый и малый –

Трудиться положено всем.

Детишки рыбешку ловили,

Шли бабы в леса по грибы,

Мужчины артелью рубили

Под пашню большие дубы.

Уводя нас в далекое прошлое наших предков, автор прибегает к различным языковым средствам и приемам.

Инверсия «в заботе был старый и малый», синтаксический параллелизм «Детишки рыбешку ловили,// Мужчины артелью рубили» помогают поэту представить своему читателю заботливых и трудолюбивых предков. Автор старается воздействовать на читателя логическими доводами. Эмоциональность же достигается за счет использования антитезы (старый – малый), метонимии (артелью рубили), уменьшительно-ласкательных суффиксов (детишки), смешения нейтральной и разговорной лексики (жизнь, бабы).

В сердце В. Г. Базарнова - тревога за увядание красы родной земли:

Всего лет за сотню, как видно,

Исчезли сплошные леса.

И было потомкам обидно:

Куда подевалась краса?

Художественная деталь «исчезли леса» усиливает наше восприятие позиции автора. Плавный трехстопный амфибрахий дает нам возможность задуматься над актуальностью этой темы. При помощи аллитерации поэт пытается достучаться до наших сердец.

История эта печальна.

Она говорит нам о том,

Как важно беречь изначально

Природу и собственный дом.

Стихотворение о самом больном в нашей жизни – о том, что мы теряем традиции своих отцов, своих предков, теряем свое лицо:

Потомкам осталось в наследство

Три пня от могучих дубов

И нам не дано любоваться

Былой первозданной красой.

Развернутая метафора («осталось в наследство три пня») позволяет читателю понять и почувствовать масштабы поднятой автором проблемы.

Ужас и недоумение пронзают наши сердца и заставляют задуматься над жизнью. Самое святое в нашей жизни и жизни наших предков – родная земля. И мы должны сохранить для потомков ее первозданную красоту. Строки

И надо ж случиться такому:

От пней три росточка пошли.

даруют нам надежду, что эти «росточки», то есть мы с вами, поймут, что нужно дорожить своей землей, памятью предков и их традициями. Сама природа подсказывает поэту, кто сохранит эти традиции: дети, внуки.

Лирика В. Г. Базарнова жива одной большой любовью к «малой» родине.

Ах, деревня, моя деревенька,

До чего ж ты, родная, мила!

Ах, деревня, ты боль и отрада!

Если б мог, я тебя бы обнял.

(«Деревня» )

Именно деревня – чистый исток, духовный родник, из которого Базарнов черпает силы для поэзии и жизни, с которым он навсегда связан тесными узами.

И свое завершив в ратном деле,

Я вернулся в отцовский курень

И как будто не видел доселе

Я таких, как моя, деревень.

(«Деревня»)

Приверженность поэта к родной земле звучит в его стихотворении «Не слышно песни жаворонка» :

Мы с детства слышим жаворонка,

Его напев, как звон ручья:

То тихо, то зальется звонко,

То вдруг замрет, чуть-чуть журча.

Сравнение (напев, как звон ручья) позволяет увидеть сходные черты между разнообразными явлениями огромного и загадочного мира природы. Автор проникает в тайную жизнь природы и воспевает ее красоту. Это происходит благодаря тому, что поэт обладает даром «пристального глаза» и напряженной внутренней работы по созданию в своей душе как бы «второго мира» природы, обогащающего мыслями.

Вся природа видится автору живой, одухотворенной:

Время шло, росли питомцы,

Набираясь высоты,

Вот уж ласковое солнце

Смотрит в кроны с высоты.

И теперь любой прохожий

Глаз не сводит с тополей.

Видит он: как братья схожи

Шесть стоят богатырей.

Шесть огромных, величавых.

В тень упрятан старый дом.

Шесть красавцев всех встречают

Под развесистым шатром.

(«Соловьевские тополя»)

Поэт любит родную природу, с детства живет в единстве с ней, поэтому все деревья, травы, растения кажутся ему такими же живыми, как он сам, живущими своей особой жизнью, наделенными своей душой и судьбой. Поэтому тополя у него «как братья схожи» и напоминают красавцев.

Природа в стихотворениях местных поэтов тесно связана с жизнью человека. Она влияет на его настроение и физическое состояние, пробуждает в нем вдохновение, помогает постичь смысл жизни и принять ее такою, какая она есть.

В творчестве местных поэтов немаловажное место занимает образ березы.

В. Г. Базарнов одухотворяет образ березы.

Береза, милая береза!

Ты явь и видишься во сне.

Я плачу, видя твои слезы,

Они – и боль, и грусть во мне.

К чему минутные забавы

Творить красавице во зло?

(«Береза» )

И водят они хороводы,

Душевный ведут разговор.

Укроют меня в непогоду

Под свой золотистый убор.

Смотрю я в далекие дали,

В осенний простор голубой,

Туда, где меня ждут и ждали,

Березоньки с русой косой.

(«Стоит на опушке береза»

Олицетворения, яркие эпитеты создают неповторимые, волшебные образы.

Неосознанно возникает параллель с есенинской «страной березового ситца», которая наполнена разными образами березок, отражающих настроение и мировосприятие поэта.

Березки И. В. Никитина пронизаны ощущением молодости, ожидания, радости:

Вот из леса вышли березки – девчонки

Смотреть, как машины бегут по щебенке.

( «Новая дорога»)

Живые, говорящие, чувствующие березки А. Ф. Кондрашкина вызывают у читателя сердечную теплоту и искреннюю, страстную любовь к родной земле.

Идет трудиться люд наш славный,

Сиянью солнечному рад.

По нашей улице центральной

Березки стройные стоят.

Листвой березы тихо шепчут,

Ведут березы хоровод.

Я так хочу, чтоб жил получше

Наш замечательный народ.

(«Красивы в Клявлино рассветы»)

Сравнивая стихотворения разных авторов, понимаешь: традиционный образ березы, символа России, всегда свеж, индивидуален. Стихотворения, в которых встречается образ березы, объединены общей темой любви поэтов к милой сердцу деревенской природе.

Наверное, неслучайно в стихотворениях наших авторов часто встречаются образы деревьев (тополя, дубы, березы, рябины, клен). Дерево – давний и традиционный символ жизни (вспомним древо жизни). Корни его уходят глубоко в почву, храня связь с породившей его землей, оно тянется к небу, солнцу, стремясь достичь высоты и познать ее; оно рождает новые побеги, сбрасывая старые ветви, цветет и теряет листву, продолжает свою жизнь семенамиЕго жизнь по сути бесконечна.

Так и человек, прожив жизнь, не должен исчезнуть бесследно, не оказав нравственного влияния на потомков.

Вот как сказано об этом в стихотворении И. В. Никитина:

Я сыну и внукам оставлю в наследство

Весь мир моего босоногого детства.

Оставлю я душу ему без изъяна,

Лес за селом и с цветами поляны

(«Что оставлю я сыну»)

И. Ильин писал: «Каждый человек отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал или влил в них, чем он их «обогатил». Думаю, что это высказывание актуально и сейчас.

Природа родного края – это всегда память о детстве. Здесь нам всё знакомо, и потому в нас живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несут через всю свою жизнь наши местные поэты. Эта мысль проходит через всё их творчество как гимн Родине.

Проникновенная лирика местных поэтов не оставила меня равнодушным.

Вникая в поэтический мир, осознаешь свою связь, свое единство с природой в освоении искусства жить в ладу с природой, а значит и с собой, друг с другом. Возникает желание сделать свою землю еще краше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я закрыл последние страницы сборника стихотворений местных поэтов и задумался над властью слова. Благодаря текстам, мы узнаем мысли авторов. Тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живем, передалась и мне, читателю. И я подумал о том, какое счастье, что были и есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как наши местные поэты; какое счастье читать их стихотворения – пусть порой незатейливые, но в большинстве своем глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. В стихотворениях, как в зеркале, отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

«Слово, - пишет наш современник – выдающийся пушкинист В. С. Непомнящий – это и звук, и смысл. Слово обозначает предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей – со Смыслом Жизни»

Не потому ли нам так легко запоминаются стихотворения наших поэтов, не потому ли сразу находит слово отклик в сердце каждого из нас?

Выводы:

1. Поэзия местных авторов через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую, взращивает ее, незатейливо воспитывает, умудряет, врачует, укрепляет. Она как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее, как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее.

2. Рассмотренный материал позволяет констатировать, что стихотворения клявлинских поэтов искренни и убедительны, впечатляющи. Мы понимаем, что нет ничего дороже родной земли, значит, никакие усилия не покажутся чрезмерными, чтобы ее сберечь и сохранить. Любовь к Родине равнозначна любви к матери, которую любят не за то, что она богата, красива и умна, но за то, что она есть.

Своими стихотворениями авторы прививают любовь к родной природе; приучают видеть, слышать природу, подмечать ее красоту, гармоничность, ощущать поэзию природы во всякое время года; призывают нас жить по совести, честно трудиться и любить землю, на которой нам суждено жить.

3. Меня приятно удивило, что многие стихотворения, несмотря на кажущуюся примитивность, имеют четкую систему стихосложения. Картины жизни нашей малой родины настолько обыкновенны, что сразу и не привлекают внимания. Но благодаря простому, естественному языку, поражающим воображение метафорам, неожиданным эпитетам, художественным деталям, образам, фигурам, выражениям осознается вдруг незаметная красота родного края.

4. Работая со стихотворениями, я по-новому увидел и познал не только наших поэтов, но и нашу землю, самого себя. Я понял: каждый человек должен оказать хотя бы капельку нравственного влияния на потомков. Эти капельки образуют духовный родник человечества, к которому еще не раз будет возвращаться мир.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)