Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Цветовая лексика в фольклоре

А вообще, что такое цвет? Научное объяснение цвета - окраска, световой тон чего-либо. Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Вообще в человеческом языке используются одни и те же термины для обозначения цвета. Эволюционно способность к восприятию цвета развилась для целей идентификации предметов вместе со способностями к восприятию других свойств (размеров, твердости, теплоты и др. ) и перемещений в пространстве, помогая обнаруживать и опознавать в жизненно важных ситуациях отдельные предметы по их окраске при всевозможных изменениях освещения и состояния окружающей среды. Например, зелёная листва деревьев признаётся зеленой даже при красноватом освещении на закате солнца.

Наименования многих цветов произошли от названия объектов, окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный. Нередко даже цвет источника света описывают цветом какого-либо характерного несветящегося объекта: кроваво-красный диск солнца. Эффект принадлежности цвета не столь силён для источников света, поскольку в обычных условиях их редко сопоставляют с другими источниками. Примером может служить неопределённость понятия «белый свет», в отличие от полной определённости понятия «белый цвет поверхности несамосветящегося предмета».

Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях и уменьшаться при усталости.

Роль цвета исключительно велика в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества.

Цветовая лексика в фольклоре

Лексика – это система многомерных смысловых связей между словами и совокупность слов, словарный состав языка. Выявление смысловых отношений между лексическими единицами. Лексика всякого языка образует сложную систему. Слова в ней связаны друг с другом, как по звуковой форме, так и по значениям.

Как известно, на природу лексического значения существует множество точек зрения, которые являются или представляются взаимоисключающими. Возникает вопрос, как понять соотношение слова и краски в ряду слова и вещи, слова и времени. Так же ясна связь слова с обозначаемой вещью, явлением. В слове отражается движение времени, изменение «вещного мира». Но чем и как слово связано с миром красок, цветом самых разных предметов?

Если представить всю картину развития цветообозначения в русском и хакасском языках, то можно отличить цветовой ряд постоянных эпитетов в литературе и цветовое разнообразие в деловом языке, начиная с XX века.

Сравнивая названия цветов в фольклоре, я пришла к выводу, что складывается одинаковое мнение (см. таблицы).

Белый – ах

Черный – хара

Красный – хызыл

Желтый, рыжий - сарыF

Зеленый – от кöк

Голубой – тигiр кöк

Золотой – алтын

Бронза – кÿрелдей

Формирование цветообозначений связано с разными предметами и явлениями: цвет лица, кожи, цвет волос и цвет неба, земли, растений, т. е. того, что не было окрашено самим человеком. В хакасском фольклоре мы всегда можем заметить правильно очерченное лицо с черными бровями и ресницами, черными, как смородинки глаза. А в русском фольклоре всегда заметны голубые, как небо глаза. Выразительные глаза с черными бровями и ресницами тоже подчеркивают красоту этого народа.

У хакасских героинь были чудесные черные, длинные, густые волосы: «Ол хап-хара састыF, хара курен, харахтыF абахай хыс»¹. Волосы русских героинь привлекали своим блеском: «Ее волосы были светло – русые, и отливали они золотым блеском». Цвет неба ассоциируется с покоем, счастьем, высотой и свободой. Мы стремимся к свободе, но она недосягаема, как небо. Эти значения одинаковы как для русского, так и для хакасского фольклора.

«Хорошо, что ты видишь, и солнце, и голубое небо, и травку – муравку».

“Кун хараFы, кöк тигiрден тузiп, чирге алтын чарыFын тастап турча. ”²

Символом земли является коричневый цвет. В фольклоре и у хакасов, и у русских не встречается нигде этот цвет. Он считался священным и неприкосновенным. А если встречается, то черная земля - символ горя, печали и в хакасском и в русском фольклоре.

«Выехал он на середину черной земли – черный ворон на плече встрепенулся».

«Хара чирзер кöрзе, кöк от чалыннып кöйгедiр. »³

«Ол хап-хара састыF, хара курен, харахтыF абахай хыс. »¹ - Она черноволосая, черноглазая, красивая девушка.

“Кун хараFы, кöк тигiрден тузiп, чирге алтын чарыFын тастап турча”. ² - Глаза солнца проснулись и бросают на землю свое золото.

«Хара чирзер кöрзе, кöк от чалыннып кöйгедiр. »³ - Глядя в черную землю, зеленая трава горит.

Растения. Зеленый цвет встречается в фольклоре не часто. Является символом новой жизни прорастающего ростка.

«Вышел он в зеленое поле, в широкое раздолье».

«От кöк чалтытапча чазыда. »¹

Природа. Природой любуется каждый человек, и каждый описывает ее по-своему красиво.

«Был тот рассвет июньский, алый полночной темноты черней».

«Чахсы кÿн, позын хызыл кöзенезiн азабысхан, алтын сустарын, ÿстÿне кööлбек чайыбысхан». ²

Сравнение идет с предметами–носителями постоянного цветового признака: «Стал таким молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать!» Так же описываются герои хакасских сказок: «Очен Матыр алып кiзi полтыр, атыFчазын сыдамастыF кузiн кöзiттiр». ³ В русском фольклоре мужчины с густо желтыми усами отражают молодость, храбрость силачей. Возникает образ непобедимого человека, а хакасский парень отличается трудолюбием, усилием, стремлением к борьбе. Черные усы показывают зрелость, готовность к защите земли, детей, к труду, к борьбе со стихией.

Когда я читаю сказки, то не замечаю присутствие цвета. В основе лежат описания характера, действия героев. Я пришла к тому, что в хакасских сказках недостаточно цветовой лексики, а в русских сказках палитра богата.

«От кöк чалтытапча чазыда. »¹ - Блестит зеленая трава на лугу.

«Чахсы кÿн, позын хызыл кöзенезiн азабысхан, алтын сустарын, ÿстÿне кööлбек чайыбысхан». ² - Хороший день, взошло солнце и раскинуло свои лучи.

«Очен Матыр, алып кiзi полтыр, атыFчазын сыдамастыF кузiн кöзiттiр»³ - Очен Матыр – путешественник, покажи свою силу.

Сказки – одна из самых распространенных форм устного народного творчества. С ними мы знакомимся в самом раннем детстве и не оставляем их еще долго. Сказки завораживают своих маленьких читателей яркостью повествования и необычностью главных героев, их умом и смекалкой, их добротой, щедростью и способностью на сострадание не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Дети этого еще не осознают в полной мере, но они чувствуют положительных и отрицательных героев. Маленькие принцессы мечтают о своем принце, который приедет к ним на белом коне и заберет их в свое королевство. Почему именно на белом коне? Они этого и сами не знают, но чувствуют, что белый – чистый цвет и лучше любого другого. А ведь на самом деле белый – цвет чистоты и невинности, он несет свет, то есть по представлениям детей побеждает тьму, из которой выходят очень страшные и злые сказочные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, лешие, водяные и так далее.

Как я уже говорила, цветопись в русской сказке – это богатая цветовая гамма (присутствуют и злато-серебро, и красное крыльцо, и синее море, и белый хлеб, и золоченая коляска, и так далее), то в хакасской сказке доминирует только один цвет – черный: Черный хан, Черный Пидекей (с хакасского «хара» - «черный»), Черный медведь, Черная тайга, черная шуба и платок родителей Хара-хана, черная книга, черный дятел. Это, естественно, очень значимая особенность, так как «в этом, наверное, проявляется своеобразие мироощущения этих народов». Хакасские сказки более скупы по цветовой палитре, что, на мой взгляд, объясняется с исторической точки зрения, то есть постоянные набеги более сильных племен на тюркские оставили глубокий след в их душах и мировоззрении. Этим же объясняется и эмоциональная сдержанность хакасских сказок, в отличие от русских. В хакасских сказках больше всего преобладают белые и черные цвета, как символы добра и зла. Я думаю, это потому что условия жизни были сложные, приходилось бороться со стихией, кочевать с одного места на другое. Моим предкам сложно было любоваться красотой окружающего мира. Главным было выжить, поэтому описания действия больше.

Сказки, как и многие другие произведения, очень символичны. В них каждая деталь несет определенную смысловую нагрузку. Например, Василиса Премудрая обратилась в белую лебедь. Почему именно в лебедь и именно белую? Да все потому, что издревле белый цвет обозначал чистоту, невинность, непорочность, а лебедь – птица благородная и мудрая. В хакасской сказке черный цвет говорит не только о том, что эти герои – отрицательные, но и обозначает принадлежность к потустороннему миру.

Имя главного положительного героя состоит из двух частей: собственного имени героя и обозначения его богатырских качеств. Таковы имена Ай Мирген, Алтын Мирген, ХартыFа Мирген, Кÿрелдей Мирген, где Мирген (мерген) обозначает «меткий стрелок», а все наименования богатыря может быть передано так: подобный месяцу, золоту, соколу, бронзе, меткий стрелок. Эти имена положительных героев содержат в себе оценочный момент: Все положительные герои уподобляются месяцу, золоту, бронзе, а также красивым и ловким животным и птицам: соколам, белкам. Иногда второй частью имени является «мöке», что обозначает «силач», и выступает это наименование в разнообразных сочетаниях с подобными вышеприведенными именами (Алып Мöке). А злым героям давали такие имена, как Хара-Хан, Хара Пидекей, Хара Тас.

Воздушное

Тревога

Враждебность

Колючее

Звонкое

Певучее

Жизнеутверждающее

Пронизывающее насквозь

Обволакивающее

Обжигающее

Волнующее

Хакасский героический эпос и былины (русский героический эпос)

Каждая наука прежде всего определяет предмет своих занятий. Так же должны поступить и мы. Что мы называем эпосом?

На первый взгляд, вопрос этот кажется совершенно праздным. Всякий понимает, что русские былины, хакасский героический эпос, карело-финские руны, якутские олонхо, бурят-монгольские улигеры, узбекские дастаны, шорские кай и другие подобные им песни многочисленных народов представляют собой эпос. Однако ссылка на примеры – еще не научное определение; не имея же ясного, четкого представления о сущности эпоса, мы рискуем жестко ошибиться в его понимании. Дать научное определение эпоса хотя бы в общих, основных чертах, совершенно необходимо.

Эпос не определяется каким-нибудь одним признаком, сразу устанавливающим его сущность. Он обладает целым рядом признаков, и только совокупность их дает правильное определение и полное представление о том, что такое эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие поступки. Определение, изучение характера, внутреннего содержания героичности и составляет главную задачу науки по отношению к эпосу. Это содержание раскроется постепенно, пока же достаточно будет указать, что содержанием эпоса всегда является борьба и победа. Во имя чего ведется борьба, это и должно быть определено наукой. Мы увидим, что в разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведется не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху. Борьба эта всегда очень трудна, требует напряжения всех сил героя, требует способности пожертвовать собой, но зато она в эпосе приводит к победе. Борьба носит не личный, а общенародный и общегосударственный, а в более поздние исторические эпохи и ярко выраженный классовый характер.

Один из главнейших признаков эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения. Музыкальное исполнение свидетельствует о глубокой личной взволнованности, затронутости событиями песен, выражает состояние вдохновения, выражает чувства народа, возбуждаемые героями и повествованием песни.

Другим важнейшим признаком эпоса является стихотворная форма песен, тесно связанная с напевом. Стихотворная форма создалась не сразу, а возникла из прозаической формы и развивалась веками. Для наших целей достаточно установить, что этот стих – неотъемлемое свойство русских былин и что он полностью гармонирует с содержанием песен. Былинный стих – продукт очень длительной культуры. Он вырабатывался в течение столетий и достиг высшей ступени своего развития.

Эпосу всегда присуща некоторая величавость, монументальность, которая в лучших образцах народного искусства сочетается с простотой и естественностью.

Эпос характеризуется не только приведенными признаками, но всей совокупностью его многогранного содержания, миром созданных им художественных образов, героев, предметом его повествований. Он определяется также всей системой свойственных ему поэтических приемов, характерным для него стилем.

Сравнительная таблица: героическое сказание и былина

Название Героическое сказание Былина

Жилище В героических сказаниях средневековое поселение У положительных героев изба всегда красивая, уютная.

представляет собой аал, состоящий из большого количества Внутри избы обязательно есть печь – теплая, побеленная. На юрт, а в центре аала находится роскошная белая юрта хана,окнах весят кружевные занавески. Рушники вышиты красными, перед входом в которую, как обязательный атрибут, стоит яркими петухами. В избе всегда есть половики. В описании золотой чепче – столб (коновязь). Иногда рядом с белой избы преобладают цвета, которые есть на крестьянских юртой хана бывает и шелковая юрта, если у хана есть дочь. иконах – красный, золотой, серебристый, лазурный.

Великолепно и внутреннее убранство ханской или бегской юрты. У хана золотой посох – символ власти, пышная и мягкая постель, хан и его приближенные пьют вино и едят из золотых кубков и чашек.

Жилище простых людей представляло собой деревянные юрты, покрытые лиственной корой или берестой. В то время жилища типа юрта строились из камня. Наряду с юртами имелись, вероятно, жилища типа полуземлянок, в которых ютился самый бедный народ.

Описание героя В портретной характеристике подчеркивается красота, Богатырь всегда молодой, красивый. Воинского телосложения, молодость героя. Черты лица четкие, во всем теле выраженаплечи и грудь широкие мускулистые. Парень умный. Сражается храбрость и готовность к борьбе. У богатырей всегда с не на жизнь, а на смерть. Обычно воюет за свободу, за собой конь и меч, это означает, что герой сам идет на родину.

войну. После сражения отмечают победу, а если проиграл, Добрый герой обязательно светлый, а злой – черный. Русский то готовится отомстить. Чаще всего богатырь несет богатырь сам по себе. Он отвечает только за свои поступки, ответственность за несколько поколений. За отца и деда в за проступки своих предков он не отвечает.

обязательном порядке.

Одеяние Чаще всего портрет героя сводится к описанию его одеяния Русский народ наряжал своего богатыря богато. На богатыре и вооружения. В изображении одеяния героя подчеркивается всегда были сафьяновые красные сапоги, у которых загнутые его воинственность: он надевает воинские доспехи – узкие носы. Кафтан бархатный, красного или синего цвета.

железный панцирь, боевой шлем подобный месяцу. Отделан соболем. Все пуговицы из чистого золота. Каждая

Отличительным признаком был пояс, разукрашенный золотыми пуговица представляет собой животное (голова льва, голова или серебряными бляхами, - признак военной и феодальной медведя). Они символизируют силу, ум, мощь. Рукавицы власти. Главный герой хакасского героического эпоса вышитые. Шапочка соболья. Всегда пушистая, дорогая, всегда воин-всадник. Обычно героя называют Хулатай. украшена узорами. И вообще на русских богатырях одежда красивая, богатая.

Вооружение Очень разнообразно – это лук со стрелами, копье, стальнаяИнкрустированное золотом. Оружие мощное, сильное, сабля или меч. Характеризуется богатырь и такими индивидуальное. В основном это дубина, остренькая сабля, воинскими доспехами, как луноподобный меч, луноподобная лук.

шапка (шлем), всесокрушающий молот и всесокрушающая стрела, придающие алыпу богатырскую мощь и силу.

Описание коня Обычно у Хулатая коня зовут Хара-хулат. У коня всегда Обычно кони каурые (рыжие), черные, вороные, белые. Конь быстрые ноги, а в некоторых сказаниях конь имеет крылья. всегда красивый, породистый, ухоженный. У коня сбруя

Конь является другом героя и поэтому прислуживает только украшена золотом и серебром. Также богатое седло. Попона ему. Если же коня выкрадут, то он не служит своему новомувсегда дорогая. Конь является служителем, а не другом.

хозяину. Этим подчеркивается тесная дружба богатыря с конем как с боевым товарищем.

Если конь служит добру, то он белого, рыжего, вороной, буланый, а если злу – черный.

Место действия, В описании места действия можно встретить белый тасхыл, Большое внимание уделяется описанию природы. Когда

Описание природы черный горный хребет, красный или синий кряж и богатырь в пути он разговаривает природой, тем самым соответственно меняются цвета моря: белое, черное, олицетворяет ее. Поля зеленые, леса березовые, солнце красное, синие. яркое. Во время сражения природа переживает за богатыря,

Природа описывается не только цветом, но и рельефом. она сочувствует ему. В былинах природа описана красочней.

Описание природы идет темными цветами в главной части сказания, и только в конце, после победы, она описывается красочно.

Когда происходит битва богатырей, то все вокруг приходит в движение, горы покачиваются, море-река заливает берега, пыль или туман поднимается из-под ног их до небес, а после битвы кости погибших богатырей образуют горы.

Обычно природа помогает хакасскому богатырю. У хакасских богатырей взаимодействие с природой ярче.

Сравнение «Алтын-Арыг» и «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Проведем сопоставительный анализ русской былины и хакасского героического сказания на материале былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и героического сказания «Алты-Арыг».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» начинается с зачина, который одновременно является и завязкой действия, поскольку в нем описан выезд богатыря из Мурома в Киев. Указание на то, что Илья Муромец утром выехал «из того ль из города из Мурома, Из того ль села да Карачарова», чтобы к «обеденке» поспеть в Киев, свидетельствует о стремлении подчеркнуть историческую достоверность содержания былины. После зачина-завязки в былине нарастает развитие действия. Путь в Киев для Ильи оказался нелегким, его «дорожка призамешкалась» под Черниговым, где герою пришлось победить «силушку великую» и освободить от врага город. Черниговцы просят его стать их воеводою, но он не соглашается и продолжает путь в Киев. По дороге его встречает Соловей Разбойник. Кульминацией в сюжете былины является описание состязания богатыря с противником. Здесь ведущим композиционным принципом былины становится прием антитезы – противопоставление богатыря и его противника. Если Илья Муромец – обычный человек, то от свиста Соловья Разбойника «то все травушки мурвы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются». Илья Муромец побеждает противника и привозит его в Киев. Развязка былины – сообщение о том, что Илья отвез Соловья Разбойника «во чисто поле» и «срубил ему да буйну голову».

В центре внимания былины – богатырь. Анализ былины продолжим беседой о ее главном герое – Илье Муромце. Чем знаменит Илья Муромец среди других русских былинных богатырей? Почему Илья отказался стать черниговсим воеводою и как это его характеризует?

Образ Ильи Муромца является первенствующим между всеми другими былинными богатырями. Все киевские богатыри считают Муромца своим старшим братом, охотно подчиняются ему во всем. Илья – главный страж русской земли и постоянно ее отстаивает. Одна из главных черт его характера – человеколюбие: он дает себе заповедь не кровавить рук и преступает ее только в самых крайних случаях, когда надо отстаивать интересы народа, земли, отомстить за слезы вдов и сирот. Илья Муромец никогда не хлопочет о своей славе, никогда не требует платы за свои труды и отказывается от добровольной дани. Для русского народа этот герой стал идеальным образом сберегателя русской земли, причем не только от внешних врагов, но и от обидчиков сильных, кто бы они ни были. Крестьянский богатырь Илья Муромец, защищая русскую землю со стальным князем, был и защитой всего крестьянства.

Важное место в былине отводится и верному помощнику богатыря – богатырскому коню. Гиперболическое изображение силы коня помогает понять силу противника, с которым богатырю предстоит сразиться, силу опасности, которая нависла над Родиной. В эпизод единоборства Ильи с Соловьем Разбойником внимание уделено эпитетам (чисто поле, белы ручишки), это означает, что в произведении большая эмоциональная насыщенность. Основная идея произведения – это идея защиты Родины, интересов народа – основная патриотическая идея былины героического содержания. Таким образом, жанровая специфика былины определяется, прежде всего, ее назначением – рассказать о чем-то существенном, важном, чаще всего о событии, имеющем национально-историческое значение.

Из героических сказаний хакасского народа я читала известную богатырскую поэму «Алтын-Арыг». Героическое сказание хакасского народа «Алтын-Арыг» насчитывает свыше десяти тысяч стихов. В начале предлагаю сопоставить зачин в русской былине и в хакасском сказании, определить, чем они различаются. Если в русской былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» зачин краток, лаконичен и содержит точное указание места действия, то в хакасском сказании развернутое описание не только конкретной земли, но и картины сотворения мира, восходящей к мифу. Вместе с тем в зачине поэмы проявляются и реальные черты хакасского края – белые тасхылы, текущие реки, широкие степи, озера и тайга с соболями, что сразу придает повествованию неповторимый национальный колорит.

Обращаю внимание на сложность и многоплановость сюжета хакасского повествования: если в русской былине рассказывается об одном эпизоде из жизни героя, то в героическом сказании подробно обрисована вся биография главного героя, а в «Алтын-Арыг» вообще повествуется о жизни трех поколений богатырей – Куу-Иней, Алтын-Арыг, Таптаан-Молате. Но все же в центре внимания сказителя судьба богатырской девы Алтын-Арыг.

Дева-богатырка Алтын-Арыг в отличие от русских былинных богатырей имеет чудесное происхождение – она зародилась в священной белой скале вместе со своим бело-игреним конем, поэтому чаще всего в поэме ее имя сопровождает сложный эпитет – «сама по себе зародившаяся». Непобедимость героини, ее неуязвимость для врагов объяснима тем, что души Алтын-Арыг и ее коня соединены вместе в образе двуглавой кукушки величиной с лошадиную голову, которая укрыта в надежном месте. «Могучая», «неукротимая» богатырка появилась на свет, чтобы защищать родную землю. На своем богатырском коне она много раз побеждает врагов своего народа, возвращает угнанных людей и скот в родное стойбище. При описании богатырских поединков Алтын-Арыг с врагами сказители используют прием гиперболы: во время боя девы с противником шатается и сдвигается со своего места Желтый хребет, а река начинает течь, поднимаясь волнами. Так же, как и русские богатыри, Алтын-Арыг – идеализированный образ, в ней сочетаются не только черты физической мощи, но и девичьей и нравственной красоты. Само имя Алтын-Арыг означает «чиста, как золото», а наиболее часто встречающиеся постоянные эпитеты – «благородная», «чистая». Героиня сравнивается с солнцем и луной:

Она прекрасна, как восходящее солнце,

Она чиста, как убывающая луна.

Конечно же, здесь содержится и нравственная характеристика героини: она излучает добро и свет. Верный друг и помощник богатырки – ее конь, это конь-великан, он имеет девять сажен в длину, он умен и способен понимать слова своей хозяйки. Богатырский конь за один миг преодолевает огромные расстояния, в своем стремительном беге уподобляется ветру и птицам – он может взмыть до небес:

Скакун, богатырский конь,

Оба уха прижал,

Словно ястреб, полетел,

Как птица Хан-Кирет, распластался.

В поэтическом описании коня используются и постоянные эпитеты: «шелкогривый», «лучший из коней».

Но образ главной героини противоречив и трагичен. Дева-богатырка не чужда некоторым человеческим слабостям. Именно ее излишняя доверчивость, самонадеянность и стали причиной гибели. Народ осуждает в богатырке вполне простительные человеческие пороки, несмотря на явное сочувствие к ее жестокой судьбе, к ее изгнанничеству. Не случайно, поэтому убийство героини воспринимается в поэме как преступление против устоев хакасского чурта.

Не менее интересен в поэме и другой женский образ – Куу-Иней. Она является первой защитницей этого владения, это наиболее древний образ, явно мифического происхождения, поэтому героиня имеет то человеческий, то звериный облик. У нее нет ни стрел, ни лука, ее постоянный атрибут – бронзовый осып указывает на то, что Куу-Иней – богатырка-труженица. Главный ее подвиг – сознательная, самоотверженная гибель ради оживления Алтын-Арыг и сохранения устоев рода. Свою миссию Охранительницы рода она исполняла на протяжении жизни трех человеческих поколений и считает ее выполненной с появлением на свет своей преемнице Алтын-Арыг. Способность Куу-Иней в трудную минуту принимать облик то трех-суставной травы, то черной лисицы, то волчицы свидетельствует и о том, что ее образ восходит к представлениям о тотемических первопредках.

Несмотря на трагический финал – гибель главной героини, сказание носит оптимистический характер, прежде всего потому, что Алтын-Арыг погибает, защищая интересы родного народа, родной земли; гибель защитницы рода для народа – трагедия, но жизнь героини продолжается в ее сыне, чудесно сотворенном первопредком рода из пяточной кости героини Таптаан-Молате. Именно его народ избирает своим новы ханом, так как видит в нем не только справедливого правителя, но и достойного преемника великой защитницы рода, его матери Алтын-Арыг. Безусловно, главные герои хакасского героического эпоса духовно близки православным богатырям русских былин – Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу. И здесь не столько важны конкретные аналогии, сколько понимание того, что мечты и представления хакасского и русского народов о счастливой жизни – о мирной, созидательной деятельности во благо рода, во благо родной земли совпадают. А излюбленные герои и русских былин, и хакасских героических сказаний – народные заступники, оберегатели родной земли, охранители нравственных устоев.

Читая произведения, ни взрослый, ни ребенок не задумываются, почему при описании героев используется цвет. Многие вдумываются в смысл произведения, в его суть, а ведь все это построено на цветовом восприятии. У каждого человека с рождения закладывается, что «черный – это плохо, а белый – хорошо». А почему именно так? Начиная с рождения ребенка, каждый родитель старается объяснить своему малышу, что такое хорошо, а что такое хорошо. Родители приводят примеры героев в сказках, а эти герои - это принц на белом коне и Кощей – бессмертный из черного подземелья. С раннего детства восприятие цвета помогает человеку ориентироваться в окружающей среде, учит радоваться, опасаться, любить, тревожиться. Так идет формирование чувств, эмоций. Когда мы вырастаем, то подвиги, описанные в сказке, забываются, но эмоции, чувства остаются с нами.

Мои сверстники, читая произведения, не задумываются, почему светлыми тонами описывают счастливые моменты, а горе - темными тонами, и почему у писателей в некоторых в произведениях где-то цвет присутствует, а где-то его вообще нет?

По моей просьбе Кристина Волкова, лауреат международных конкурсов, нарисовала иллюстрацию к хакасским героическим сказаниям. Она восприняла хакасские сказания красочно, так как у нее художника, особое восприятие цвета. Цвет она восприняла как в русском фольклоре. Образы для нее яркие, цветные, праздничные, нарядные. А вот в стихотворении Валентины Татаровой, хакасской поэтессы, цветовых определений мало. У нее «Черной волчицей стелилась ковыль» - символ предощущения беды, проблем, горя. Лирическую героиню преследует «злословье, как черная нитка слов». Для нее образ богатыря это не цвет, это образец для подражания и поддержка в трудную минуту:

И сердце мое наполнилось вновь

Жаждой победы.

Как давно мы играли на курганах

В богатырей.

Я в победу играю до самых

Сегодняшних дней.

Цветовая лексика, представленная в русских и хакасских фольклорных произведениях, помогает понять образ жизни наших народов, объединенных языческою культурой. Здесь борьба со стихией природы и осознание себя частичкою ее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)