Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Строительная культура русского народа

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется узнать о русской культуре, о том, как жили наши предки, какие соблюдали обычаи и традиции. Археологические исследования, случайные находки, кропотливая работа реставраторов и искусствоведов помогают представить жизнь наших предков во всем многообразии. К счастью, сохранились и многие памятники архитектуры, а ведь «Архитектура - эта та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат песни и предания» (Н. В. Гоголь). Недаром памятники зодчества называют «каменными страницами истории». Можно добавить - и деревянные, так как испокон веков основным строительным материалом на Руси было дерево.

Цель нашего исследования - это сравнение русского подворья XIX века с более современными, расширение представления о крестьянском быте нашего края, приобщение к истокам русской народной культуры.

В ходе работы мы должны изучить справочную, художественную, научно-популярную литературу, некоторые произведения русских художников, создать словарь старинных слов, используемых в проекте , выявить особенности подворья нашего края, рассмотрев дом купца Борисова в селе Всеволодо-Благодатское, дома в поселке Черемухово, выполнить макет крестьянской усадьбы.

В дальнейшем работа может быть использована на уроках ИЗО, истории, труда, литературы, черчения, в музее, в краеведческом кружке и просто заинтересованными людьми. Проект должен получиться интересным и содержательным в плане информации и наглядности.

Глава 1

Строительная культура русского народа

Места проживания наших предков

Строительная культура русского народа занимает особое место среди материальных и духовных ценностей, созданных в течение веков.

В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить - голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды, грибы.

Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать), а первые постройки назывались починками (от слова почин, т. е. начало).

Суровые продолжительные зимы заставили крестьянина объединить под одной крышей жилье и хозяйственные постройки.

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко - ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Типы усадеб

В современной литературе говорится, что типы усадеб бывают разнообразными как по способу соединения дома и двора, так и по ориентировке их по отношению к улице.

Однородных усадеб было немного. При этой застройке дом и двор располагались по одной линии торцом к улице и покрывались одной двускатной крышей-конем .

Двухрядные усадьбы ставились как вдоль улицы, так и перпендикулярно ей. Один ряд занимало жилище, а другой - хозяйственный двор. Крыши дома и двора были всегда раздельными - четырех - скатными (или двухскатными) - на два коня. Разновидностью двух разных усадеб являлись глаголеобразные, имеющие в плане Г-образной формы.

Трехрядные усадьбы имели разновидность. Двор размещался параллельно дому, но на значительном удалений от него, и образовавшееся пространство между ними превращалось в хозяйственный дополнительный двор. Каждая часть усадьбы закрывалась тремя двускатными крышами - на три коня.

Покоеобразные усадьбы в плане имеют П - образную форму - один угол занимал дом, за домом располагался теплый двор, а сбоку на значительном расстоянии от дома и двора, под прямым углом возводились амбары, санники, погреба и различные навесы.

Для открытой усадьбы с незамкнутым двором характерно наличие у дома свободного пространства, окруженного разрозненно стоящими хлевами, конюшнями, амбарами, погребами.

Типы жилищ

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа. « Семья сильна, когда над ней крыша одна», - так считали наши предки. Все вместе жили наши деды и отцы, внуки и правнуки:

Одному страшно, а в ораве все нипочем.

Семья в куче - не страшна туча.

Жилая часть называлось избой. Она имела свое лицо (фасад), на котором глазами были окна, ресницами - наличники, румяными щеками - нарядные ставни. Лицом изба была обращена к людям, к реке, озеру или дороге. Куда выходили лица, там была и улица. В основном можно было выделить четыре основных типа крестьянских жилищ:

- двухкамерное

- трехкамерная связь

- пятистенок

- крестовик

Двухкамерные постройки, состоящие из жилой половины и сеней, чаще всего являлись частью однорядных усадеб (изба, сени).

Трехкамерное жилище называлось связью, связкой. В нем жилой частью была изба, к ней примыкали сени, по другую сторону находилась клеть для хранения домашнего имущества и отдыха в летнее время. Постепенно шел процесс преобразования клети во вторую жилую избу или горницу. Сени между двумя срубами превращались в жилое помещение- светелку, середник.

Пятистенок состоял из сруба с внутренней поперечной, пятой стеной, рубившейся одновременно с остальными стенами сруба. К двум неравным помещениям пятистенка сзади пристраивались сени, из которых можно было пройти в оба жилых помещения.

Пятистенки преобразовались в крестовики - шестистенки, т. е. срубы с двумя взаимно перпендикулярными внутренними стенами.

Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Конструктивные особенности жилищ.

Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят - не сдвинуть.

Жилым помещением усадьбы была изба. Она возводилась на подклети, используемой в хозяйственных целях.

Вход в подклеть был как жилого помещенья, так и с улицы - через дверь в стене. Благодаря подклети жилая часть избы изолировалась воздушной массой от земли и приподнималась на высоту, обеспечивающую лучшую естественную освещенность.

Для потолка и пола применялись плахи и полубревна, но иногда использовались бревна целиком.

Много терпенья требовалось для возведения крыши.

Самой распространенной была двухскатная крыша - конем.

Прочную основу кровли создавали повалы - выступающие за пределы сруба верхние продольные бревна. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конь - охлупень). Скаты крыши очень напоминали крылья. С. Есенин писал: « Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице».

В конце XlX - XX веков возводились крыши трех- и четырех скатные. Они держались на балках- стропилах.

Основным кровельным материалом было дерево - пиленый или топорный тес. Его укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Железо было только доступно населению, проживавшему возле городов и заводских центров. Крыши строились с большими свесами и глубокими фронтонами - самцами, защищавшими срубы от осадков. Самцы соединялись слегами, в обрешетку которых вырубались курицы. На них клали бревно с выдолбленным в нем продольным желобом, и получался водосток.

Жилище не обходилось без крылец, которые ставились на южном боковом фасаде дома. Их делали на столбах , срубные на круглых или тесаных бревнах, уложенные в клетки - ряжи, висячие крыльца на выступающих из сеней балках. Все крыльцо украшалось ажурными резными подзорами. На крыльцо вели ступеньки.

Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, с соседями .

Жить в соседях - быть в беседах.

Теплыми летними вечерами собирались на крыльце - посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Окна - «глаза дома».

Одно кривое окно весь фасад портит.

Окна обычно находились только на двух стенах, которые соединялись в переднем углу. Окон могло быть два или три. Над окнами крепились очелья. Они прикрывали окна от снега и дождя. Позже появились накладные наличники со ставнями.

Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни - значит, хозяева уже встали, а закрыты - значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в Новгороде и Москве появились в XIV веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стекла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Внутренние двери всегда были одностворчатые из широких плах.

Хозяйственные постройки. Быт и основные занятия русских людей.

Все хозяйственные постройки крестьянского двора примыкали к избе сзади, уходили на задворки. Такое объединение было мудрым - работы по хозяйству можно было выполнять, подолгу не выходя из дома.

Дом вести - не бородой трясти.

Без хозяйки изба плачет, без хозяина - двор.

Крытые дворы, вплотную поставленные к жилищу, возводили двухъярусными. В дальней нижней части находились хлева, стаи, а наверху - поветь для сена, инвентаря, ларей для муки. С улицы на второй этаж вел - взвоз.

Сельскохозяйственный комплекс включал овин, гумно, мельницу, амбар.

Пора сбора ржи и пшеницы - очень важное время для крестьянина:

Кто веет и сеет, тот не обеднеет.

Собранный и связанный в снопы урожай везли на гумно.

Гумно иначе называлось ригой. Ворота у гумна делали с двух сторон: в одни въезжали, а в другие выезжали. Это очень удобно, так как, разгрузив телегу, можно ехать за новыми снопами, не распрягая лошадь.

Часто около гумна ставили овин. Еще для сушки зерна применяли, так называемые, вешала. К ним крепились слеги.

Овины строили двухэтажные верховые и земляные.

Русские крестьяне сооружали водяные мельницы двух типов: колесные и мутовки.

Кто не знает сказку о Колобке? «По амбару метен, по сусекам скребен» Что же это за сусеки? А это - сделанный из толстых досок короб. Сусек побольше служит наполнителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разборные сусеки. Вот когда все зерно уже выбрано, то приходится скрести амбар и мести сусеки.

Баснями амбар не наполнишь.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хвались урожаем, когда рожь в сусек засыпаешь.

Уже из множества пословиц видно, какое важное значение в хозяйстве крестьянина имел амбар. В его верхней части было место для всевозможной утвари - бочек, кадок, коробов, сундуков, деревянных ведер.

Амбары иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах - сваях. Тесали такие столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки у гриба. В этом случае грызуны пролезть в амбар не могли. По столбу еще можно забраться, а дальше шляпка не пустит. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья. Их врывали корнями вверх. Эти корни тоже служили препятствием для мышей и крыс. И стоял тогда амбар, будто на перевернутых птичьих лапах.

Следующая неотъемлемая принадлежность крестьянского двора - банька. Строили ее на задах, за огородами, часто на берегу реки или у озера, у самой воды:

От мытья частого тело живет.

В баньке мылись, парились, стирали белье. Она делилась на две половины: предбанник и собственно баню. Основное в бане - открытый камелёк с крупными камнями. Затапливали камелек (а позднее печку) заранее, чтобы камни раскалялись, а мыться приходили, когда в бане становилось жарко. По стенам баньки стояли лавки, возле них - ушаты с холодной водой, ковши. Но главное, чем знаменита русская баня, - это парилка:

Баня без пара - что щи без навара.

Пар костей не ломит.

Парились дубовым или березовым веником. Считалось, что березовый «вкуснее»: от него шел удивительный дух - пахло, как весной в березняке. Поэтому заготавливали веники весной, когда на березе появлялись первые клейкие листочки:

В бане веник дороже денег.

В народе знали, что парилка с веником помогает от многих хворей. Не было лучшего средства от простуды, ревматизма и просто усталости, поэтому и применяли веники из мяты или из жгучей крапивы, что росли вокруг бани:

Баня правит, баня все исправит.

А как нахлестал себя веником - беги к речке, озеру и с мостков - в воду (мостки еще и для стирки, и лодку можно привязать). Окунулся, а потом опять в парилку. И так несколько раз. Зимой около мостка вырубали прорубь и бросались из парилки в ледяную воду. И что интересно: ни насморка, ни кашля, ни простуды!

В баню бегали гадать девушки под Новый год: ставили две свечки между двумя зеркалами и до боли в глазах всматривались в пляшущие по поверхности зеркал световые блики.

Для обустройства бани применялась ель или сосна. Когда дерево нагревалось, на нем выступали капельки пахучей смолы, и дух в бане был легкий, смоляной.

Раньше в каждом почти хозяйстве водился дубовый или кленовый чурбан. На этом чурбане хозяйка бураки рубила, морковку секла Дети сидели на чурбане и ладошками ласкали его гладкие бока его, хранящие тысячу ударов топора и ножа добротный торец.

Вся крестьянская усадьба окружалась забором (тыном, плетнем). Отдельно огораживалось место под огород. В XII - XIII веках уже выращивали разные овощные культуры - лук, чеснок, капусту, картофель, репу, огурцы и другие; в саду сажали яблони вишни. Основной заботой было земледелие и животноводство:

Что посеешь, то и пожнешь.

Землю на Руси пахали сохой или плугом. В народе говорили: «Где пашет сошка, там и хлеба крошка». Но соха была удобна для земли, отвоеванной у леса, с остатками корней. И еще: для нее нужна была только одна лошадь. Плуг брал землю глубже, но в него необходимо было впрягать несколько лошадей или волов. Сеяли зерно из лукошка, хлеб жали серпом или косили косой, а молотили деревянным цепом. Засеивали озимую и яровую рожь, ячмень, просо, овес, пшеницу, гречиху, а так же лен:

Что в поле ни родится - все в доме пригодится.

Но все же основной культурой была рожь, а ржаной хлеб был главным продуктом питания.

Животноводство давало крестьянину продукты питания:

Корова на дворе - харч на столе.

Лошадь была помощником в поле и главным средством передвижения. Скотину в основном кормили сеном. Сенокос был очень важным делом - об этом говорится еще в берестяных грамотах. Почини (сенокосы) часто находились далеко от дома. Косить, как правило, выходили всей семьей на целый день:

Коси, коса, пока роса. Роса долой - и ты домой.

Сено надо было вовремя убрать, привезти в усадьбу:

Заведи хлевину, а потом скотину.

Строительный материал техника, декор крестьянской усадьбы.

Жилые и хозяйственные постройки возводились, в основном, из еловых и сосновых бревен - стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

Из гнилого леса не надолго изба.

Соломиной не подопрешь хоромину.

Их заготавливали зимой. Считалось, что зимой лес спит и рубка для него безболезненна. Он как бы сохраняет жизнь. Никогда не употребляли лес мертвый, например, поваленный ураганом.

Весной снимали кору с бревен и выравнивали их поверхность. Строить усадьбу одновременно выходило до двадцати человек.

Чем больше рук, тем легче труд.

Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели, собиравшие бревна в сруб, который затем год- два просушивался.

Круглые бревна назывались венцами. Венцы в углах соединялись самым распространенным в древнерусском деревянном строительстве - в обло, при котором концы бревен выступали за плоскости стен, что не допускало их промерзания . На бревнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если надо, избу можно было разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно, чтобы одно бревно как бы входило в другое, и если все они плотно лежали друг на друге, - щелочки не увидишь. В пазы венцов клали мох, а еще через год стены конопатили льном и паклей.

Не для лета изба рубится, а для зимы.

Крестьянские хоромы были по- своему красивы и величественны. Обычая покрывать дом и раскрашивать масляной краской не было. Стены сруба были открыты и сохранили все оттенки естественного цвета дерева. Это роднило его с окружающей природой.

Горизонтальные линии бревен, многократно повторяясь, придавали всему строению нарядный вид.

Плотники художественно обрабатывали все детали- наличники окон, ставни, коньки крыш, подзоры и причелины, перила крыльца и многое другое, наполняя образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к своему дому силы добра и света и защититься от злых сил . Даже есть такая сказка «Про льва и единорога», в которой главные герои - солярные знаки . Во всем было чувство меры.

Глава 2

Особенности подворья нашего края

Мы исследовали село Всеволодо-Благодатское, которое было основано в 1824году . У села интереснейшая история, а, следовательно и люди, жившие там. Пройдя по улицам, мы наткнулись на усадьбу Борисова, наиболее подходящую для изучения русского подворья.

Борисов Николай Александрович, человек с трагичной судьбой, занимался торговлей - привозил продукты для местного населения. Основной состав населения - это манси, вогулы. Они обменивали свой товар - пушнину, рыбу, мясо на привозные продукты, такие как мука, соль, сахар Купец привозил много товара, все это надо было где-то хранить. Поэтому он построил два добротных дома, один из которых являлся основным, а другой -зимний, пятикамерный хозяйственный двор из вековых деревьев, возраст которых колеблется от100 до 120 лет. Со слов внука Николая Александровича, использовали для строительства сосну.

Основной дом сгорел осенью 2003 года, поэтому нам не удалось его исследовать. Но благодаря телевидению и тем фотографиям, которые предоставили нам потомки купца, мы можем хотя бы визуально определить тип, увидеть количество окон , форму крыши, декор

Дом - пятистенок с четырехскатной крышей, на фасаде здания расположено пять окон и крыльцо, на месте которого, очевидно, тоже было окно, а с правой боковой стены - было три окна; все они оформлены фигурными наличниками. Под домом находился большой подвал.

В настоящее время сохранился только зимний двухкамерный дом, крыльцо которого выходит на улицу. Окон всего четыре, три имеют вид на улицу, а одно на бывший, сгоревший дом. Размеры дома примерно 4x5 метров. Крыша четырехскатная. Зимний дом служил купцу магазином, в котором он вел торговлю.

За домами, метрах в восьми, находится хозяйственный двор. Родственники купца предоставили нам раздельную запись хозяйства №7 от 25 августа 1930 года. Из неё мы узнали, что в левом крыле располагался хлев на три отделения или камеры, где держали домашних животных: лошадей Серко, Сивко, кобылицу, двух жеребят, две коровы, пять овец. А в правом амбар на два отделения в два этажа, в котором хранили привозной товар (в коробах и ларях), в центре - гумно, которое, скорее всего, использовалось не по назначению. Мы считаем, что форма постройки была позаимствована с тех мест, откуда прибыл Николай Александрович на Урал. В амбаре были выкопаны ямы для хранения продуктов, которые служили холодильником. Над хлевом под крышей находится поветь, где складывали сено, солому. Длина хозяйственной постройки примерно 20 метров, ширина 4,высота 5. При дворе были сани, три телеги, таратайка, кошовка обитая и без обивки. За хлевом в огороде был навес.

Слева от хозяйственной постройки находится уже сгнившая баня, которая очевидно не является постройкой самого хозяина, а уже его потомков. Обычно бани строились на задах за огородами, но так как наш край имеет суровый климат, поэтому ее расположили недалеко от дома.

За хозяйственным двором находились купеческие огороды, где выращивали такие овощные культуры, как картофель. Усадьба окружена высоким забором, между домами для сообщения с улицей стояли двухстворчатые ворота с калиткой.

За водой ходили к колодцу у болота.

К сожалению, архив поселка уничтожен пожаром. Время также безжалостно к людям - многих уже нет в живых. Поэтому только благодаря потомкам купца, которые предоставили раздельную запись хозяйства №7 от 25 августа 1930 года, нам хоть как-то удалось восстановить, пусть даже небольшую, картину прошлого. Исследовать усадьбу купца нам помогали его дочь Лаптева Елена Николаевна и внук Борисов Александр Сергеевич и его жена Аза Дмитриевна.

Мы решили сравнить усадьбу прошлых веков и современную.

Пройдя по нашему поселку, можно отметить, что наиболее преобладающая - это покоеобразная усадьба с крытыми дворами. Типы жилищ разнообразны - двухкамерные, трехкамерные, дома в два этажа, с мансардами, благоустроенные коттеджи.

Крыши домов и хозяйственных построек так же имеют различные формы - есть односкатные, двускатные, четырехскатные: вальмовые, шатровые, щипцовые, полувальмовые .

Для строительства применяется такой материал, как деревянные брусья и бревна хвойных пород, кирпич, бетонные блоки. В наружных стенах расположены оконные и дверные проемы. Материалы для оконных и дверных проемов - дерево и пластмасса. Размеры дверей и окон, как правило, стандартизированы.

Декоративное оформление домов стало современным. Используются различные материалы и технологии .

Дома, как правило, имеют центральное и печное отопление, есть водопровод.

При доме обязательно есть участок-огород, где выращиваются разные овощные культуры: картофель, морковь, свекла, капуста, огурцы, томаты, репа, брюква, тыква, чеснок, лук; плодово-ягодные культуры: смородина, крыжовник, садовые вишня и слива, малина, клубника. Не обходится и без зелени: петрушка, укроп, салат, сельдерей В огороде многих усадеб построены стеклянные теплицы.

При некоторых дворах держат домашних животных: коров, коз, кур, редко овец, гусей. К сожалению, лошадь - это редкость.

В настоящее время много усадеб используются как дачные участки.

Стараясь приобщить детей к истокам русской народной культуры, администрации поселка Черемухово и шахты «Черемуховская» обустроили два двора дома №12 по улице Калинина и дома №4 по улице Матросова в стиле деревянного зодчества .

Существует очень много произведений писателей и поэтов, затрагивающих идею русского двора. Это и Бунин, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Толстой, Е. Пермяк и многие другие. А сколько написано русских народных сказок - Теремок, Гуси-лебеди, Колобок, Репка, Лягушка-царевна Так же можно сказать о поговорках, пословицах и загадках .

Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов, произведениях художников

Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества « Слово о полку Игореве», золотое узорочье, летописи княжеских и городских дел, берестяную почту, творения художников и писателей; народ создавший собор во Владимире, Московский кремль, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, сумел даже архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Получив знания об особенностях русской усадьбы, нам захотелось изготовить ее макет с домом, хозяйственным двором, баней и огородом .

Заключение

Подводя итог нашей работы о крестьянском быте и хозяйстве, хочется подчеркнуть, что русские деревни и села удивительно вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга.

Именно здесь в лесной полосе России - на Русском Севере, на Урале и в Сибири крестьянское жилище стало наиболее выразительным по размерам, устройству и художественным чертам. Именно здесь сложились хоромы (двор-усадьба) - одно из чудес России.

Выполняя проект, мы сравнили русское подворье XIX века с более поздним. Оно стало более современным. Не поменялась только суть - дом все так же остается родным очагом, кровом.

В работе мы изучили разные источники информации, побывали на экскурсии в селе Всеволодо-Благодатское, присмотрелись к домам и придворным постройкам поселка Черемухово, взяли интервью у потомков семьи владельца усадьбы купца Борисова, познакомились с интересными людьми. Считаем, что мы своим исследованием внесли большой вклад в историю изучения нашего края.

И теперь, где бы мы ни были, наши глаза каждый раз пытаются прочесть русскую усадьбу, словно книгу.

В дальнейшем хочется продолжить исследование, затронув внутреннее убранство и интерьер крестьянского дома.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)