Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История промысла Гжель

Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всем мире: богородскую резную игрушку, жостовские подносы, загорскую матрешку, федоскинскую лаковую миниатюру, гжельский фарфор, хохломские деревянные изделия и многое другое.

Однажды, на уроке «Беседы об изобразительном искусстве», в художественной школе, учитель нам рассказывала о древнем русском промысле – «Гжель». И мне стало интересно узнать о нем подробнее. Как развивалось древнее мастерство, каковы его особенности, почему оно носит такое название? Я задалась целью узнать , как все начиналось, овладеть техникой гжельской росписи. Чтобы все это изучить и познать я наметила следующие задачи:

- изучить литературу о народных промыслах и декоративной росписи;

- посетить выставки народных промыслов, исторический музей в г. Самаре

- научиться самой расписывать глиняную посуду.

Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, занятые изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Гжель- самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветешь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом

Как шекспировский сонет

Ты звучишь высоким словом-

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело- синий,

Сине- белый свой букет.

История народного промысла «Гжель»

1. 1. Историческое название промысла.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее "нежно-голубое чудо".

Исстари люди на Гжельской земле занимались гончарным промыслом. Для земледелия почвы были не богатые, но в недрах таились огромные запасы глины. Село Гжель не знало крепостного права и передавалось членам княжеской семьи из поколения в поколение.

Название Гжель впервые упоминается в грамоте великого князя Ивана Колиты, как волость «Гжеля», от названия реки. Так как Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды появились попытки связать непонятное название со специализацией: «Посуду жгут, обжигают, отсюда все производство названо «Жгелью», словом, обратившимся в «Гжель».

1. 2. Майолика

Слава крупного гончарного района пришла к Гжеле в 18 веке. Когда ее мастера освоили производство майолики. Майолика - это изделия из цветной обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью. Ассортимент гжельских изделий этого времени- квасники, блюда, тарелки, чернильницы, кружки. Эти изделия изготавливались из цветной глины, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью. Низкая температура второго обжига позволяла применять довольно много разных красок. Использовались пять цветов по белому фону: желтый, зеленый, коричневый, вишневый и синий. Несмотря на локальность каждого цвета роспись не создает впечатления пестроты. Она мягкая и спокойная по тонам. Местами линия рисунка утолщается и почти переходит в пятно. Кое- где росчерки кисти особенно тонки и изящны. Сплошь окрашенные части сосудов сочетались с разнообразными растительными мотивами орнамента, с сюжетными изображениями – фигурами птиц, деревьев. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов. Каждая «картинка» на гжельской посуде – результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьём художника. Кроме росписи, многие сосуды украшались скульптурой, раскрашенной теми же красками. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головой птиц.

Впервые, майолику выпускали на московском заводе купца Афанасия Гребенщикова. Где работали и гжельцы. Вернувшись в родные края они наладили её выпуск и в Гжели. И через несколько лет производство майолики в Гжели достигло больших размеров. Крестьяне- кустари трудились от зари до зари, творя из глины необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное представление окружающего мира. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку. В середине 18 века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте изразцы для печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

1. 3. Полуфаянс

С конца 18 века в Гжели развивается производство полуфаянса. Это такое же замечательное явление в истории русской керамики как и майолика. Привозимые из- за границы предметы из этого материала были очень дороги и их могли купить очень немногие. Мастера - крестьяне были вынуждены ускорять процесс изготовления своих изделий, которые становились грубее, а роспись суше, небрежнее. И этот факт невольно толкнул гжельцев овладеть их технологией производства полуфаянса. Гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета, добавив в свои глины известь гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом. Полуфаянс имел белый, толстый черепок. Здесь уже роспись велась не по сырой эмали, а после обжига. Что значительно облегчало и ускоряло работу. Изделия покрывались бесцветной прозрачной глазурью. Не сразу гжельцы выработали свой стиль росписи кобальтом, первые десятилетия роспись полуфаянсовых изделий была такой же, как у майолики. Начиная с 1820-х гг. она уступает место синим росписям. Изредка ещё использовали зеленый и коричневый цвета.

Со второй половины 19 века работы мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составляло новую линию развития искусства. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с разноцветной краской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединялась с глазурью, при обжиге дает меньше брака, излучает сияние неподвластное времени. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента преобладание кистевой росписи и орнаментов, выполненных синей краской.

Тогда же, во второй половине 19 века, стали использовать люстр. Люстр - это вид глазури с перламутровым переливом, цветным или бесцветным. Для образования люстра перед обжигом поверх глазури наносят специальное вещество, которое после обжига образует тонкую надглазурную пленку, преломляющую падающие лучи света. Стремясь расширить возможности полуфаянсового производства крестьянин Афанасий Киселев начинает выпускать новый вид полуфаянса – так называемую «бронзовую» посуду.

1. 4. Фаянс

После полуфаянса народные мастера освоили производство фаянса. Фаянс - это изделия из белой глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью. От фарфора фаянс отличается наличием пористости, отсутствием просвечивания. Высший сорт фаянса, близкий к фарфору, называется опак. Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в Древнем Египте, Китае (4-5 вв. ). Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой росписи. Напротив, они составляют единое целое со всей русской керамикой. Здесь используется уже печатный рисунок, а не кистевая роспись. В фаянсе чаще всего встречается декоративный пейзаж.

1. 5. Возрождение промысла

Так постепенно развивалось российское мастерство. К концу 19 века наблюдается спад производства. Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 20-е годы 20 века он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединявшие мастеров художественной керамики. Лишь со второй половины 40-х годов 20 века наступает подлинное возрождение традиций. Гжельские мастера свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают. Вспоминают технологию производства, традиционную для местности Гжель: литье фарфоровой массы в гипсовые формы, сушка в естественных условиях. По эскизам художников мастера на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками. Сначала обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Жидкую фарфоровую массу- шликер, литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает кобальтом. В полусказочном мире, создаваемом мастерами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего.

Практическая часть.

2. 1. Изготовление тарелки в школе искусств.

Для изготовления тарелки глина, мокрая тряпочка.

Прежде чем начать изготовление мы проанализировали какие у нас будут размеры и форма тарелки. После этого мы вылепили и обожгли ее в печи в ПК «Бригантина». Теперь нам нужно выбрать изображение и приступить к росписи.

2. 2. Роспись тарелки

Прежде, чем начать расписывать тарелку я овладевала техникой гжельской росписи на листах бумаги. Отдельно рисовала орнамент, узор, а затем уже училась рисовать на глине.

Для того, чтобы расписать мою готовую тарелку я использовала традиционную роспись. Традиционная роспись выполняется вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок» и роспись «одной кистью». Это основная особенность росписи гжельских изделий. Орнамент растительный, геометрический, плоскостно - объемный.

Узор всегда расположен в центре изделия. Самое трудное в гжельской росписи - это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик. В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем. Узор всегда начинают писать с крупных деталей.

Заключение.

Слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Идея гжельскийх мастеров перенести на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег, сейчас применяется и в ткацком производстве. Очень популярны гжельские орнаменты, цветы, природа на скатертях, полотенцах, шторах.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Любуясь замечательными гжельскими изделиями – посудой, скульптурой, неповторимостью их узора, видно, как рука мастера украшала предметы. Очень любят гжельские мастера дополнять скульптуру словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным творчеством.

Я тоже научилась некоторым премудростям гжельской росписи. Своими руками я не только вылепила, но и расписала ее. Работа доставила радость не только мне, но и моим друзьям и близким.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель

Ласка, забота, тепло и творенье -

Русская звонкая гжель

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)