Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Источники формирования сказок

В мировом творческом наследии жанр сказки представляет собой универсальное явление, при всем многообразии которого традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов. Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.

Во многих пословицах сказки сравниваются с песнями: «сказка – складка, а песня – быль», «сказка – ложь, а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о событиях, которые в жизни произойти не могут. Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», т. е. рассказывают сказки. В этом первом упоминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней. С одной стороны, сказка – любимое развлечение и потеха, с другой – ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни. Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы. В исторической и мемуарной литературе XVI–XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Сказка как средство воспитания потому, вероятно, блестяще выполняла функции «назидания, развлечения, устрашения», что отвечала сущностным потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до детского сознания, «втолковать» в форме моральных сентенций, прекрасно осваивалось ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивало его поведение. К. Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствуют быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка. Эта кажущаяся доступность сказки вкупе с поэтически образной формой, безусловно, способствует ярким впечатлениям и ее запоминанию. Но дело заключается не столько в дидактическом и эстетическом, сколько в психолого-педагогическом воздействии сказки на ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Семья – один из старейших социальных институтов общества, с 90-х годов 20 века в значительной степени утратил морально-ценностный потенциал, ситуация здесь тревожна и драматична. Число лиц, лишенных родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое. По причине неблагоприятного климата в семье, жестокости и насилия ежегодно из дома убегают не менее 50 тысяч детей. Именно эта армия несовершеннолетних составляет особую группу риска совершения противоправных деяний. Одним из самых опасных социально-психологических явлений, которые деформируют личность, является субкультура насилия, которая иногда складывается в семье и тиражируется средствами массовой информации.

Из какого источника будут черпать юноши и девушки, будущие мужчина и женщина, будущие родители представление о правильной жизни, о своем истинном назначении в семейной жизни? Будет ли в этом источнике достойное место уму, благородству, терпению, прощению, смирению, добродетели вообще? В нашем быстро меняющемся мире, где все легко обесценивается и осмеивается, трудно найти такой источник.

Поэтому обращение старшеклассников за советом и помощью к лучшим образцам художественной литературы, к народной мудрости, выраженной в сказках, весьма актуально.

Современное прочтение сказок – это их современное звучание, то есть прочтение с позиции системы ценностей современности, их актуализация, овладение способами осмысления информации и интерпретации социальных феноменов, отраженных в сказках.

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они персонифицированы в образах Кащея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.

Сказка – это метафорическое выражение народного духа, поэтому в русской сказке «Русью пахнет», по словам А. С. Пушкина. Не случайно великие русские писатели обращались к сказке и как читатели, и как сочинители, и как пересказчики. Кредо русских писателей высказано Василием Андреевичем Жуковским: сказки должны представлять «воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли». А. С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".

Сказка — это социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.

А что такое сказка для ребенка XX века? По мнению А. В. Запорожца, ценность сказки в том, что «она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков.

Откуда взялась сказка? Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Одна из них - антропологическая, ее последователи видели в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистическая гипотеза отражает эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, исследователи приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и дальнейшем ее «кочевье» по странам и континентам. Психоаналитическая гипотеза, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение «извечных подавляемых желаний» и «комплексов человека».

Каждая из этих гипотез затрагивает тот или иной аспект сказки как социогенетической инварианты. Подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном «сказочном» пространстве.

Когда мы говорим о фольклоре, и в частности о народной сказке, то зачастую забываем, что это особый раздел художественного творчества, существующий по своим законам. При этом зачастую выпускается собственно фольклорная специфика того или иного жанра. Так, при изучении народной сказки практически не учитываются мифо - ритуальные корни этого жанра. Между тем для более полного и правильного понимания семантики нужно уметь видеть в них отражение древних пластов народного мировоззрения, иметь представление об их трансформации – от мифологического сознания к волшебно - фантастическому.

Сказка выросла из мифа. Переход от мифа к сказке происходит тогда, когда некогда сакральная, священная и абсолютно достоверная истина начинает восприниматься как повседневная, занимательная и недостоверная история. Но миф как бы просвечивает сквозь сказку, заставляя вспоминать о себе буквально на каждом шагу. К примеру, широко известная сказка «Царевна-лягушка» восходит к древнейшим представлениям о браке человека и темного животного - первопредка, которое дарует своему избраннику удачу, но покидает его, когда человек нарушает определенный запрет. В сказке «Иван-царевич и серый волк», а также в других сказках, где герой добывает какую-нибудь чудесную вещь: свинку - золотую щетинку, молодильное яблоко, живую воду, златогривого коня, - нашли свое отражение мифы о культурных героях, которые доставали для людей огонь, хлебные злаки, железо и другие, важные для жизни предметы.

Широко обращается сказка к древнейшей ритуальной практике. Многие сказочные сюжеты восходят к инициальным обрядам (обрядам посвящения). Через эти обряды проходил каждый член социума, поэтому именно им сказка обязана рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов, а иногда и общей структурой. Многие сказки восходят к свадебным ритуалам. Целый ряд сказочных мотивов и символов находит объяснение в брачных обычаях и обрядах. Это, например, запекание кольца в пирог, скрывание невестой лица, испытания жениха, в ходе которых герой должен выполнить трудные задачи: построить дворец, выкорчевать лес и т. д. В основе этих задач лежит брачное испытание, гипертрофированное сказочной фантастикой.

Постепенно все большую роль в формировании сказки начинают играть социально-семейные мотивы. Глобальные, космические проблемы мифа трансформируются в социальные коллизии, решаемые на уровне семьи. Так, противопоставление младшего брата старшим, безусловно связано с процессом вытеснения минората (наследования имущества младшим сыном) майоратом (наследование старшим сыном) и развитием семейного неравенства. Образ злой мачехи обязан своим появлением нарушению древнейших обычаев, по которому жену можно было брать только из близкородственных групп, и возникает тогда, когда падчерица перестает быть родственницей мачехи, как это было первоначально.

Особенно рельефно в сказке представлены внутрисемейные отношения. Необходимость анализа этих отношений в социогенетическом исследовании социальной психологии детства обусловлена очевидными обстоятельствами:

1. семья в ходе истории человеческого общества является для ребенка той естественной питательной средой, в которой осуществлялась первичная социализация ребенка,

2. семья представляет собой для ребенка социальную группу, воплощающую живую микромодель общества в целом.

Как «социальное учреждение» семья несет функции:

• Сексуального воспитания;

• Сохранение генофонда;

• Экономического сотрудничества, учитывающего интересы и потребности пола, возраста, предпочтений;

• Сохранения разграничения между поколениями (взаимодействие старших и младших, запрет на инцест и др. ) для стабильности отношений и выполнения задач;

• Передачи культуры общества через воспитание;

• Умения признать, когда один из членов семьи становится взрослым, способным выполнять взрослые роли и функции.

Народная сказка в поэтической художественной форме дает общественно-типизированные образцы социально-психологических отношений в семье: супругов между собой, родителей к детям, детей к родителям и между собой, отношение к старшим членам семьи, другим родственникам. Типы отношений в семье с момента ее возникновения в истории культуры и до наших дней претерпели существенные изменения, что не могло не найти своего отражения в сказке как особой форме выражения общественного сознания.

Историко-культурный анализ сказок дает представление об эволюции института семьи и внутрисемейных отношений с глубокой древности и до Новейшего времени. В сказках достаточно отчетливо проступают три основные исторические эпохи формирования семейных отношений в культуре.

Первая эпоха - древнейшая, архаичная. Изображение семейных отношений в сказке этого периода не знает четкой иерархии по половозрастному типу, в ней звучит эпическая идея единения; главный герой не выделен, либо его образ очерчен без откровенной идеализации. Примером такой «сказочной семьи» может служить известная «Репка», в которой люди наравне с животными, объединяясь общей земледельческой целью, действуют сообща. Это выражение идеалов равенства и спаянности людей в первобытно-общинный период социогенеза.

Вторая эпоха — древняя. В сказках, отражающих этот период, заметно выражена иерархия во внутрисемейных отношениях: супружеских (главенствующая позиция мужа и подчиненная - жены) и родительско-детских (полное подчинение воли родителей, их особое отношение к младшему из детей, часто пренебрежительное, насмешки старших братьев или сестер над самым младшим). В сказках этого периода, отображающих строгую половозрастную иерархию, могут обнаружиться и еще более древние слои семейных отношений - своеобразные исторические реликты отношений, допустим, матриархата — женского приоритета, или минората — предпочтения младшего сына старшему в праве наследования. Такой отголосок матриархата можно найти в сказке о чудесной тотемной супруге — волшебнице, принявшей звериный облик и вследствие нарушения супругом установленных ею запретов (табу) покидающей своего мужа. Тем самым она лишает его своего покровительства и обрекает на тяжкие испытания. Пережиток древнейшего инфантицида — умерщвления детей, а также предпочтения младшего сына старшему можно найти и в сказке «Мальчик-с-пальчик».

И, наконец, последний период формирования семейных отношений в культуре - третья эпоха. Она связана с процессом утверждения классового общества и упрочения нуклеарной семьи современного типа. «Сказочная семья» этого периода так же, как и всех предыдущих, основана на браке.

Но если архаичный древнейший брак — это средство достижения героем каких-либо благ, например, волшебных предметов («Молодильные яблоки»), брак древнего периода является целью, ради которой совершаются подвиги.

В третьем периоде брак выступает как данность, после чего ведется повествование. Сами внутрисемейные отношения здесь лишены налета идеализации, так свойственной второму периоду, и зачастую могут принимать форму распрей: между братьями или сестрами, между отцом и детьми, между супругами. Появляются мотивы «злой жены» или ее супружеской неверности: прежняя иерархия с приоритетом мужа переворачивается, обнаруживая главенство жены в семейных отношениях, но это главенство связано не с особыми магическими способностями женщины, как в архаичной сказке, а с ее скверным характером и забитостью мужа (как в «Сказке о рыбаке и рыбке»). Появляются темы обездоленной падчерицы («Морозко»), хитрой матери, желающей погубить сына-царевича («Притворная болезнь»); младшей сестрицы, несущей наказание за злые действия старших сестер и вынужденной «трое железных башмаков износить, трое посохов железных изломать, трое колпаков железных порвать», прежде чем обрести мужа («Финист — Ясный Сокол», «Аленький цветочек»).

Таковы на материале анализа сказки основные периоды социогенеза семейных отношений, связанного с историческими эпохами становления семьи как социального института. В детской сказке не только нашла свое отражение эволюция семьи с древнейших времен, но и запечатлена обобщенная оценка семейных отношений каждой из эпох. Основные социальные ценности, позитивные установки, четкие полоролевые и эстетические образцы, вероятно, были сформированы во вторую эпоху, которую можно было бы назвать классической (патриархальной).

Сказка, обнаруживая в себе пласты «различной древности», дает представление (особенно в своих ранних периодах) об идеальной семье, а значит, как справедливо отмечает Владимир Яковлевич Пропп: "Сказка - не только вчерашний день, но мечта о будущем" ).

Являясь выражением общественного сознания прошлого, детская сказка сама формирует определенные аспекты индивидуального сознания настоящего и будущего. Как социогенетическая инварианта, относительно стабильная на протяжении веков, сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений, в частности, об идеальной семье, семейном счастье. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого человека.

Художественная литература дает нам блестящие образцы анализа воздействия социогенетического, в частности, сказочного наследия на представления зрелой личности. Так, И. А. Гончаров пишет о детстве Обломова: «. Он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, и она нашептывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, Да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. И старик Обломов, и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек и дядек, сквозь века и поколения».

В исследовании участвовали 43 учащихся 11-х классов школы, 16 юношей, 27 девушек.

Анализ данных свободного ассоциативного эксперимента и результатов опросника «Пословицы» позволил сделать следующие выводы:

1. У старшеклассников выражена значимость ценностей традиционной семьи. Учащиеся осознают важность всех функций семьи: репродуктивной, воспитательной, материальной.

2. Характеристики идеальной семьи у учащихся практически дублируют характеристики представлений о своей будущей семье. В основном, характеристики, используемые старшеклассниками, отражают положительные переживания, сопровождающие конструирование образа семьи.

3. Резко отличается образ «семьи настоящей» и «семьи в прошлом». Характеристики, на которых базируется традиционная семья, отсутствуют в понятиях о современной семье. Также присутствуют искаженные представления о полоролевых и эстетических образцах мужского и женского поведения.

Анализ представлений старшеклассников о семье выявил позитивные тенденции, переживания и ожидания по поводу собственной будущей семьи. Но при существующих негативных факторах, сопровождающих становление современных семей, современного социума, отсутствии целенаправленной работы по подготовке к созданию семьи, актуален вопрос о том, как, на каких примерах, достойных образцах формировать идеалы и ценности семьи.

Сказки направлены на формирование важнейших ценностей: умения жить дружно, взаимопонимание, помощь, доброту, трудолюбие, уважение к старшим. Сказки могут быть использованы для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Так же для работы с учащимися по УМК «Начальная школа 21 века» используются и другие подходы, в частности, целительная сказка.

В УМК «Начальная школа 21 века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста, учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Но вместе с тем, в начальной школе не рассматриваются вопросы формирования семейных отношений, эталонов и норм, четких полоролевых и эстетических образцов мужского и женского поведения.

В качестве доказательства приведем пример вопросов к сказке «Царевич Нехитер-Немудёр»:

▪ Назови правильно сказку, ее героев.

▪ Что случилось с героями сказки и почему? Что изменило их жизнь?

▪ О чем мечтал Нехитер-Немудер? Какие чудеса происходили в сказке?

▪ Какая это сказка? Объясните?

▪ Прочитайте присказки.

▪ Подготовьте выразительное чтение отрывка из сказки.

Таким образом, в начальной школе вопросы воспитания детей разного пола при анализе сказок специально не рассматриваются, считается, что специально обращать внимание на эти вопросы надо значительно позже. Но психологи и психиатры предупреждают, что одним из самых сильных травмирующих факторов является недостаточное внимание к полоролевым аспектам формирования личности. В этот период происходит выбор и усвоение половой роли (ценностей, эталонов внешности, поведения).

Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной. В этой программе русская народная сказка, где рассматриваются внутрисемейные отношения, присутствует только в 5 классе: «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Программа общеобразовательных учреждений под редакцией В. Г. Маранцмана. Литература 5-11 классы. Русская народная сказка в 5 классе «Перышко Финиста-ясно-сокола».

Основная работа с художественными произведениями, со сказкой (в том числе и в 5 классе) направлена на развитие логического мышления, сводится к различного рода пересказам или составлению планов. Как само собой разумеющееся, учащимся предлагается готовая эстетическая, моральная, нравственная оценка произведения. Например, Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной.

Тематическое планирование курса литературы в 5 классе.

Введение. Фольклор. Русские народные сказки

Урок 1. Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним.

Вступительное слово учителя о литературе. Чтение статьи в учебнике "Любите читать!". Обмен впечатлениями о прочитанных летом книгах. Беседа о книге как источнике знаний.

Урок 2. Русские народные сказки.

Вступительное слово учителя о фольклоре - устном творчестве народа, что значит "знание", "народная мудрость". Так называют и былины, и сказки, и загадки, и пословицы.

Чтение в учебнике статьи "Фольклор", беседа по вопросам.

Устное описание картины В. И. Сурикова "Взятие снежного городка", где изображён эпизод старинной русской игры.

Уроки 3-4. "Василиса Прекрасная". Русская волшебная сказка. Волшебные герои и волшебные события. Тема, идея, язык сказки.

Вступительное слово учителя о разделении народных сказок на несколько групп: волшебные сказки, бытовые, сказки о животных. Отражение в народной жизни мечты народа о светлом будущем, о добре и зле, о борьбе за независимость, вера в собственные силы.

Чтение в классе сказки "Василиса Прекрасная". Пересказ понравившихся эпизодов. Наблюдение над построением сказки: присказка, зачин, своеобразная концовка сказки.

Чтение статьи Ю. Г. Круглова "Русские народные сказки. "

Урок 5. Сказка "Царевна - лягушка". Прославление в ней лучших качеств человека: доброты, мастерства и трудолюбия.

Знакомство с текстом, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов, беседа.

Урок 6. Сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Патриотический смысл сказки.

Знакомство с текстом, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов, беседа.

Урок 7. Разные типы сказок и проблемы, которые в них решаются. "Вазуза и Волга", "Загадка", "Откуда ветер дует", "Сказка - анекдот".

Чтение помещенных в учебнике сказок, беседа по содержанию. Обсуждение вопросов. Работа над репродукциями с картин В. М. Васнецова. Домашнее задание: чтение волшебных сказок (по выбору учащихся).

Уроки 8-9. Внеклассное чтение. "Я знаю русские народные сказки и люблю их".

Урок-конкурс на лучшего рассказчика народных сказок.

На уроке выставка книг-сказок русских писателей, иллюстрации учащихся к прочитанным произведениям. Жюри выбирает лучших рассказчиков.

Уроки 10-11. "Пишу сказку. " (Написание собственной сказки).

В школьном изучении сказок упор делается на рассмотрении фольклорной сказовой традиции, а также на нравственном потенциале сказок. При этом не акцентируется внимание на формирование у ребенка эстетических эталонов и представлений об идеальной семье, семейном счастье.

Известно, что возраст учащихся 5-6 классов – это период, когда дети осваивают ролевое поведение. У младших подростков возникают представления об истинном мужестве, женственности. Мальчики должны освоить поведение мужчины, девочки – женщины. Если этого не происходит, то у детей возникает чувство неполноценности. Цель этого возрастного этапа: проиграть в воображении ритуалы ухаживания, мужского и женского поведения. Это возраст, когда формируется окончательная ориентация на другой пол. Готовность к браку возникает именно в этот период. Именно этот возраст благоприятен для того, чтобы приучить читать романтическую литературу, повысить эстетический вкус, развивать эмоциональное сознание, чувства, обсуждать идеал мужчины/женщины.

В старших классах вообще отсутствует изучение народных сказок. А в этот возрастной период жизни старшеклассники переживают необходимость решения таких жизненно важных задач, как воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, установление близких отношений с лицами противоположного пола, общего развития и подготовки к жизни в собственной семье.

Мы можем сделать вывод о том, что развивающий потенциал русских народных сказок используется педагогикой недостаточно, в частности, при формировании представлений о своем истинном назначении в семейной жизни, об «идеальном» типе взаимоотношений и соответствующих полу образцах поведения, имеющих культурно-историческую природу.

Использование созданной нами подборки народных сказок, в которой отражены исторические эпохи становления семьи как социального института, целесообразно в работе со школьниками. Прочтение и анализ сказок с позиции современности является источником формирования представлений о правильной жизни, о своем истинном назначении в семейной жизни.

Мы предлагаем рекомендации, которые по сути «стары, как мир», но предложены они по-новому, в виде необычного наставления – волшебного кладезя народной мудрости.

Нами был проведен анализ сказок, собранных и изданных Александром Николаевичем Афанасьевым.

Народные русские сказки А. Н. Афанасьева.

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871), - выдающийся историк, литературовед, фольклорист, этнограф, знаменитый издатель русских народных сказок. А. Н. Афанасьев собрал и напечатал (1855-1863) замечательные русские сказки, сказки, которые близки и дороги всем нам. Это наше детство, это наши корни и культура, это то, что мы читаем и рассказываем своим детям и внукам.

Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ. , где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете. Окончив курс в 1848 г. , Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современник" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849 - 52 гг. ), "Отечеств. Записках" (1850 - 60 гг. ), "Архиве историко-юридических сведений о России", издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калачёва, ч. 1); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания о острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс. ", 1858 г. , № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г. , № 1 - 3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г. ); "Русские сатирические "журналы 1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап. ", 1855 г. , № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в. ).

В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др.

В 1860 г. он издал - "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В "Библиотеке для чтения" (1864) г. появились его статьи: "М. С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г. ) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т. , Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч. , Москва, 1870; 2 изд. , Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Народные сказки, в которой отражены исторические эпохи становления семьи как социального института (сборники сказок Александра Николаевича Афанасьева):

Первая эпоха - древнейшая, архаичная.

Изображение семейных отношений в сказке этого периода не знает четкой иерархии по половозрастному типу, в ней звучит эпическая идея единения; главный герой не выделен, либо его образ очерчен без откровенной идеализации. Это выражение идеалов равенства и спаянности людей в первобытно-общинный период социогенеза. Архаичный древнейший брак — это средство достижения героем каких-либо благ.

сказки:

❖ Терем мухи

❖ Репка

❖ Баба яга и заморышек

❖ Терешечка

❖ Мизгирь

❖ Смерть петушка

❖ Солнце, месяц и ворон воронович

❖ молодильные яблоки

Вторая эпоха — древняя.

В сказках, отражающих этот период, заметно выражена иерархия во внутрисемейных отношениях: супружеских (главенствующая позиция мужа и подчиненная - жены) и родительско-детских (полное подчинение воли родителей, их особое отношение к младшему из детей, часто пренебрежительное, насмешки старших братьев или сестер над самым младшим). Брак древнего периода является целью, ради которой совершаются подвиги.

сказки:

❖ Заколдованная королевна

❖ Окаменелое царство

❖ Несмеяна-царевна

❖ Мудрая дева

❖ Оклеветанная купеческая дочь

❖ Королевич и его дядька

❖ Гуси-лебеди

❖ Буренушка

❖ Крошечка-Хаврошечка

❖ Василиса Прекрасная

❖ Три царства – медное, серебряное и золотое

❖ Иван Быкович

❖ Семь Семенов

❖ Марья Моревна

❖ Иван-царевич и белый полянин

❖ Жар-птица и Василиса-царевна

❖ Сивко-Бурко

❖ Волшебное кольцо

❖ Безногий и безрукий богатыри

❖ Морской царь и Василиса Премудрая

❖ Елена Премудрая

❖ Царевна, разрешающая загадки

❖ Сестрица Аленушка и братец Иванушка

❖ Царевна-лягушка

❖ Царевна-змея

Третья эпоха - утверждение классового общества, упрочение семьи современного типа.

В третьем периоде брак выступает как данность, после чего ведется повествование. Сами внутрисемейные отношения здесь лишены налета идеализации, зачастую могут принимать форму распрей: между братьями или сестрами, между отцом и детьми, между супругами. Появляются мотивы «злой жены» или ее супружеской неверности, обнаруживается главенство жены в семейных отношениях, но это главенство связано с ее скверным характером и забитостью мужа. Появляются темы обездоленной падчерицы, хитрой матери, желающей погубить сына-царевича; младшей сестрицы, несущей наказание за злые действия старших сестер.

сказки:

❖ Жадная старуха

❖ Морозко

❖ Дочь и падчерица

❖ Баба Яга

❖ Кощей Бессмертный

❖ Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке

❖ Чудесная рубашка

❖ Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

❖ Царь-девица

❖ Перышко Финиста ясна сокола

❖ Вещий сон

❖ Диво - дивное, чудо-чудное

❖ Белая уточка

❖ Ночные пляски

❖ Сказка о злой жене

❖ Жена-спорщица

❖ Муж да жена

❖ Вещий дуб

❖ Ведьма Солнцева сестра

❖ Иван купеческий сын отчитывает царевну

❖ Отец и дочь

❖ Волшебное зеркальце

❖ Двое из сумы

❖ Приворотная болезнь

❖ Хрустальная гора

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)