Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Стихотворение «Кладбище» как произведение духовной поэзии I половины XIX века

После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там — величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. Я пришел на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей.

Услышал я имена почивших — живых для моего сердца. Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! Какая чудная, священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание об умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.

Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сенью покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и также — только в течение краткой чреды своей, также увянут, исчезнут.

Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!

Игнатий Брянчанинов (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867) свои художественные произведения не отделял от аскетических (духовных) писаний, поместив их вместе в первом и втором томах собрания сочинений («Аскетических опытов»). Но святитель Игнатий сознавал их качественное отличие и объединил их в особую рукописную тетрадь, которую назвал «Поэтические сочинения». До 1998 года этот рукописный сборник не издавался и произведения, в него входящие, не рассматривались как художественные творения, тем более тексты не подвергались структурному анализу.

В 1998 году этот сборник стал основой тома «Странник» (русская духовная проза, «Лествица»). Был напечатан и сопровождён вступительной статьёй «Поэтические опыты» Аскета» духовного редактора серии священника Геннадия Беловолова. Но всё равно художественные произведения святителя Игнатия не заинтересовали современных литературоведов. По крайней мере в каталогах областной библиотеки им. Бабушкина нами не обнаружено ни одной исследовательской работы на эту тему, кроме работы Г. Беловолова.

Поэтому мы на себя взяли смелость проанализировать отдельные произведения святителя (в данном случае - стихотворение в прозе «Кладбище»)

Нас интересовало следующее:

1) как произведение вписывается в биографию святителя;

2) какое место оно занимает в общем литературном процессе первой половины 19 века;

3) какой литературный род произведение представляет, и к какому жанру его

4) можно отнести;

5) каковы особенности композиции произведения;

6) как развивается тема в произведении, представляющем духовную литературу, в рамках литературы начала 19 века.

7) Каким образом мы проводим исследование текста?

I. Может быть, этот метод можно назвать методом аналогии.

1) Мы воспользовались работами: а) Е. Г. Эткинда «Симметрическая организация текста»; б) Ю. М. Лотмана « Культурно- биографический контекст стихотворения А. С. Пушкина «К***» из сборника «Я помню чудное мгновение» (Материалы для занятий по истории русской литературы и поэтики), Вологда, «Русь», 1995 год.

в) главой «Сюжет» из учебного пособия к спецкурсу «Специфика искусства» и анализ литературного произведения» Баранова С. Ю. (Вологда, 1988 год).

2) Познакомившись с материалами по анализу стихотворения Пушкина и новеллы О. Генри «Пурпурное платье», мы провели аналогичную работу с произведением Брянчанинова «Кладбище» и получили некоторые выводы.

II. Мы провели сравнительный анализ стихотворения в прозе «Кладбище» со стихотворением В. А. Жуковского «Сельское кладбище», чтобы подчеркнуть принадлежность произведения святителя к духовной литературе.

В ходе исследовательской работы мы познакомились не только с литературой, дающей полное жизнеописание святителя, но и с огромным количеством справочников по теории литературы.

Кроме того, по вопросу симметрии нам пришлось познакомиться с книгой Л. Тарасова «Этот удивительно симметричный мир». А по вопросу о логарифмической спирали- с книгой Н. А. Виленкина «Функции в природе и технике».

Наиболее значительным выводом считается следующий:

Литература начала 19 века не может быть представлена только как литература светская, нерелигиозная. В ней пусть нешироким пластом, но явлена и духовная. А это говорит о неразрывной её связи с литературой Допетровской эпохи. Художественные произведения Игнатия Брянчанинова продолжают традиции древнерусской литературы, черпавшей сюжеты из Священного Писания.

Наша исследовательская работа построена так:

1) Вначале мы обращаемся к вопросу о времени и месте написания произведения «Кладбище».

2) Далее уточняем жанр, композицию, тему произведения.

3) Затем для выявления авторской позиции обращаемся к сравнению его с произведением Жуковского.

4) Делаем выводы по сравнительному анализу и намечаем перспективу дальнейшей работы по произведению.

II. Игнатий Брянчанинов. Стихотворение в прозе «Кладбище» как произведение духовной литературы 19 века.

Глава 1

Культурно- биографический контекст произведения И. Брянчанинова «Кладбище»

Написанное Брянчаниновым в 1844 году стихотворение в прозе «Кладбище» может быть принято за своеобразно отданную художником дань модной теме «кладбищенской поэзии». Это предположение может проистекать из того, что в 20-е годы 19 века( 1822-1826гг. ), обучаясь в Главном Инженерном училище в Петербурге, Дмитрий Александрович Брянчанинов благодаря родственным связям с президентом Академии художеств, директором Императорской публичной библиотеки А. Н. Олениным вошёл в круг литературной жизни северной столицы. На литературных вечерах в доме Олениных он познакомился с поэтами Гнедичем, Крыловым, Батюшковым и другими. К этому времени относятся его первые стихотворные опыты. Литературные, поэтические пристрастия той эпохи могли вполне сохраниться и вылиться позднее в создание произведения «Кладбище».

Это предположение может быть подтверждено тем, что произведение Брянчанинова- это размышление о жизни именно на кладбище, на могилах, как это и было принято в поэзии кладбищенской. В нём есть выход на мысль о воскресении, ожидающем умерших. В произведение есть и особый пейзаж:

«величественное кладбище, осеняемое вековыми деревьями», «широко раскинувшиеся ветви», которые «образовали сень над могилами».

Но мысль, почерпнутая из статьи Геннадия Беловолова «Поэтические опыты Аскета», о том, что «поэтически религиозные размышления» святителя «. всегда связаны с каким-то конкретным лирическим, «душевным», выражаясь аскетическим языком, впечатлением (как правило, при этом указывается точное место и время переживания)» (стр. 12), заставила нас двигаться другим путём.

Мы рассмотрели материалы биографические, связанные с пребыванием и посещением Брянчаниновым усадьбы Покровское.

Сделали следующие выводы:

1) В родовом гнезде, принадлежащем отцу Александру Семёновичу Брянчанинову, прошло детство Дмитрия Александровича с 18(6) февраля 1807 года по 1822 год.

2) А затем он посещал Покровское:

А) 1826- трёхмесячный отпуск

Б) 1829-1830гг. (зима)- по вызову родителей из-за тяжёлой болезни матери.

В) 1832 год- неоднократное посещение Покровского(болезнь матери и её кончина). Со смертью матери прекратились поездки Игнатия Брянчанинова в дом родительский.

Г) Весной 1844 года архимандрит Игнатий последний раз посетил село

Покровское, «чтобы поклониться почившим предкам своим и своей родительнице и свидеться с родителем своим и другими из ближайших родных. Здесь угостил обедом всех крестьян и этим посещением своим простился навсегда с местом родины своей. Тут на могилах прародителей своих написал он статью «Кладбище», помещённую в первом томе

Обращение к тексту «статьи» «Кладбище» доказывает нам, что стихотворение в прозе не дань модной теме, а живое переживание случившегося:

«После многих, лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился», «я пришёл», «услышал имена почивших. моей матери, братьев, сестёр. », «К окончанию панихиды. утешение. заменило печаль».

Слово произведения поражает своей точностью и ясностью. Оно лишено «красивости», максимально близко к пушкинскому 30-х годов.

Обратившись к работе С. Ю. Баранова «Специфика искусства и анализ литературного произведения» (стр. 30), где говорится о стихотворении Пушкина «Я вас любил», воспользовались цитатой, которая разрешает точнее выразить нашу мысль о произведении, анализируемом нами.

Стихотворение (имеем в виду Брянчанинова)- «показ предмета вне рода привычного, рассказ о явлении новыми словами», «поэзия мысли» привела «к абсолютной прозрачности форм», «Тем не менее произведение несёт глубокую печать авторской индивидуальности».

Влияние пушкинского «метода» на творчество отмечал и сам святитель, о чём свидетельствовал в письме к архимандриту Антонию (Бочкову):

«Мне очень нравится метод Пушкина. он беспощадно вымарывал в своих сочинениях изменение слова. Его сочинения получили необыкновенную чистоту слога и ясность смысла. Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правша».

Подводя итог исследованию, сделаем вывод.

Стихотворение Игнатия Брянчанинова «Кладбище» написано по событиям, имевшим место в жизни святителя, в нём отражены переживания и раздумья автора, в то время уже вступившего на путь духовного служения. Это произведение ни в коей мере не дань модной кладбищенской поэзии романтического направления. Литература реализма, близкая пушкинскому стилю 30-х годов.

Глава 2

Жанровая, тематическая и композиционная организация текста произведения Игнатия Брянчанинова «Кладбище».

Первоначально произведение И. Б. «Кладбище» нами не соотносилось ни с одним из возможных жанров ни эпической, ни лирической литературы.

Представляет ли оно лирическую прозу или стихотворение в прозе?

Это стало предметом нашего исследования.

То, что было совершенно ясно и не подвергалось никакому сомнению, это наличие в произведении действия Я. (Я- повествователь, биографическое начало несомненно. Произведение написано в селе Покровском, которое принадлежало отцу Игнатия Брянчанинова. )).

Примером этому служат следующие основы предложений: «Я пришёл. », «я услышал. », «я внимал. », «меня объяло чувство», которое «. начало облегчаться постепенно. » Это позволило первоначально предположить:

Произведение эпическое, анализировать которое можно, работая с элементами сюжета.

Решили построить схему, а вдруг что интересное обнаружится. Построили, и обнаружили!

Во-первых, мы получили действия Я- повествователя.

Во-вторых, движение чувства (печаль -> утешение-> духовное услаждение).

В-третьих, было выявлено движение духа (духовное услаждение -

> блаженство).

Поэтому в нашей схеме получились три линии. Трансформация сюжета осуществилась путём некоего расслоения:

Я (человек)- существо земное линия земли, существо эмоциональное линия чувств, существо духовное линия духа, веры.

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, оказались лежащими в плоскости земного.

Развитие действия- в плоскости эмоционально- духовного.

И кульминация- в линии веры.

Вера в воскресенье умерших- это один из Символов Веры (. И воскресшаго в третий день по Писанием. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века).

Можно было бы сделать вывод: перед нами образец духовной прозы. Но! Сюжетная схема преподнесла нам сюрпризы. Появились два лирических кармана: лирический образ тишины (Какое уединение на кладбище! Какая чудесная священная тишина!). Всё это интересно, т. к. в «сюжете» (линии земли) масса звуков: «перечислялись имена», «шумели листья», «песни панихиды».

Почему тишина? Ответ на этот вопрос получили, обратившись к небольшому религиозно-поэтическому размышлению Брянчанинова «Плач мой»:

«. несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моём. Но я не понимал её, я полагал, что это - обыкновенное состояние всех человеков. » «Я начал оплакивать. сладостную тишину, которую я потерял,. » Тишина- состояние души (мир, спокойствие), которую И. Н. Брянчанинов ощутил впервые в 15 лет. А «возвеяла» она благодаря мысли, «парившей» Богу молитвой, чтением Евангелия и жития святых.

Тишина в стихотворении - поэтический, лирический, духовный образ.

И второй лирический «карман»- образ духовного услаждения.

Подобные находки позволили склониться к мысли, что перед нами произведение эпического жанра- лирическая проза.

Однако мы имеем и вторую часть произведения «Кладбище», которая не уложилась в схему сюжетной организации текста.

Наличие второй части говорит об усложнённой 2-х частной композиции произведения и предполагает возможность какой-то антитезы или просто контраста.

Духовному движению человеческого Я вверх противопоставлена чреда сезонов(весна-осень), где движение идёт по линии земли, горизонта, поверхности.

Логика исследования заставляет совместить точку «Небо»- «верх» с плоскостью земли и получить некую схему:

Почему же не опустить перпендикуляр на плоскость? И не сделать вывод, что обретённое духовное зрение Я «обнажает» законы бытия, раскрывает тайны Природы. И это так на данном этапе исследования.

Но стоит обратить внимание на то, что повторяемость: «зеленеют», «пожелтеют», «спадут», «истлеют» в тексте задана до бесконечности. Но эта бесконечность предполагает не прямую линию, а окружность(круговорот в природе). И поэтому напрашивается вывод: в данной схеме (точка (вверх) и получившаяся окружность (земля)) наличествует так называемая поворотная симметрия.

А как я знаю , симметрическая организация возможна в поэтическом тексте. Почему бы не сделать вывод, что мы имеем дело не с эпическим произведением, а с лирическим, где есть элемент повествования.

Точка «вверх», «небо», «Вера»- это в сюжетной линии- кульминация эмоционально- духовного развития Я (повествователь). Поэтому мы предполагаем, что упорядочение текста стихотворения в прозе «Кладбище» идёт по линии спирали, где ось симметрии (повторной) связана с идеей Бога.

Вторая часть стихотворения сугубо поэтическое произведение.

Если в I части мы не встречаем (за исключением двух случаев «величественное кладбище» и «чудная тишина») никаких других средств выразительности, то вторая часть нам кажется развёрнутой метафорой: жизнь без веры- кладбище: родился, созрел, умер- могила на кладбище.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)