Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Исследование декора народного жилища на примере Фокинского района г. Брянска

Искусство домовой резьбы на Брянщине богато и разнообразно. Встретить его в той или иной мере своего развития можно почти во всех уголках области, в том числе и у нас, в Фокинском районе г. Брянска. В своей основе – это поздние декоративные формы народного деревянного декора, возникшие в период конца 60-70-х годов 19 века, то есть в самый молодой и, очевидно, последний этап многовекового развития резного деревянного убранства народного жилища, свойственный многим областям

Северной и Центральной России, Поволжья и Западной Сибири.

Само по себе искусство украшать избу не столь древнее для России. Оно родилось в глубинах русского народного прикладного искусства лишь на грани 17 века, хотя русские резчики по дереву были еще известны еще в 10 – 12 веках, что подтверждают раскопки Десятинной церкви в Киеве, проведенные институтом археологии Академии наук Украинской ССР в пятидесятых годах 20 века. Здесь были обнаружены мастерские резного дела, изготавливавшие резные деревянные детали для киевских церквей.

Отъехав несколько километров от брянских городов, можно увидеть образцы домовой резьбы не только конца 19 – начала 20 веков, но и наших дней. Есть они и у нас, на Брянске втором.

Брянщина издавна славилась своими обширными лесными массивами. Недаром и назвался Брянск в старину

Дъбрянском, Дебрянском, что указывает на присутствие в его округе глухих дебрей – лесов. Дерево стало здесь для умельцев одним из самых излюбленных материалов. Но если по всем другим известным в

Брянской области видам прикладного искусства собраны хоть сколько – нибудь значительные материалы, то по домовому декору позднего периода ( 18-20 века) подобного материала нет вовсе ни в центральных музеях страны, ни в местных – брянских. Совершенно отсутствуют и литературные источники: по этому вопросу нам удалось найти две работы в краеведческом отделе областной библиотеки имени Ф. И. Тютчева:

Как пишет Г. Мароховский: «. по этому вопросу не было проведено ни одного фундаментального исследования, отражавшего бы сущность домового декора хотя бы до конца 19 века, не говоря уже о более раннем времени».

Как мы увидели, архитектура народного жилища мало изучена, имеет целый ряд своих проблем, связанных с чрезвычайно недостаточным исследовательским и документальным материалом. Очень важно именно сейчас, когда развернулось строительство, когда многие дома идут под снос, уступая место более совершенным и удобным поселениям, заняться изучением народной деревянной архитектуры во всей её

совокупности хотя бы в тех рамках, в каких мы можем видеть её сейчас.

Исследования этого рода представят огромный интерес для истории, архитектуры, этнографии, краеведения, а самое главное - обогатят нас и будущие поколения, всколыхнут в нас чувства глубокой любви и преданности своему дому – нашей Родине.

Ох уж эти уездные города! Везде на тысячи верст у них одна и та же физиономия: разбросанность, запыленность.

Словно в панораме проносятся улицы, где рядом с щеголеватыми зданиями скромно лепятся, как будто сконфуженные такой компанией, лачужки.

Дома даже второстепенных и захолустных улиц заняты подряд лавками, лавчонками и мастерскими часовщиков, сапожников, лудильщиков, портных, столяров и другими. Весь этот рабочий люд ютиться по углам и закоулкам в бедности и тесноте.

Конкуренция сводит их заработок до пределов, необходимых для поддержания жизни.

« Путевые заметки»

П. А. Крушеван.

Введение.

Вы приезжий и первый раз в нашем городе? А может быть, Вы живете в другом районе нашего города, и вас случайно занесло к нам в Фокинку?

Мы всем Вам говорим – добро пожаловать!

Наш район, можно сказать, самый молодой район Брянска.

На восток от реки Десны протянулась широкая асфальтированная дорога. Она идет по высокой дамбе. По её обочинам заливная, зеленая, поросшая кустами и деревьями просторная пойма. Весной у краев поймы плещется вода. Зимой она вся в снегу. Слева в Десну вливаются воды речушки Снежеть, а справа – Свени. Обе они как бы охватывают Фокинский район.

Наш район начинается от Десны, у так называемого Черного моста. Следующая остановка – Западная. Сойдите на остановке, спуститесь с дамбы и перед вами откроется вид на так называемый частный сектор. Вы удивлены? Вы сердитесь?! Ах, зачем Вам это надо?! А Вы прислушайтесь. Именно в таких « частных секторах» стоит удивительная тишина, пахнет печным дымком и все еще можно встретить очень нарядные, украшенные деревянной резьбой дома. Соседствующие с современными архитектурными комплексами эти дома, словно вышедшие из далеких русских сказок, стоят живыми свидетелями прошлого, донесшего в наш стремительный 21 век талант, трудолюбие, изобретательность, выраженные в расчётливой и неторопливой архитектуре, пусть не всегда безукоризненной, но всегда искренней, а потому волнующей.

Брянщина издавна славилась своими обширными лесными массивами. Недаром и назывался Брянск в старину Дъбрянском, Дебрянском, что указывает на присутствие в его округе глухих дебрей – лесов. Дерево стало здесь для умельцев одним из самых излюбленных материалов. Но если по всем другим известным в Брянской области видам прикладного искусства собраны хоть сколько – нибудь значительные материалы, то по домовому декору позднего периода (18-20 века) подобного материала нет вовсе ни в центральных музеях страны, ни в местных – брянских. Совершенно отсутствуют и литературные источники: по этому вопросу нам удалось найти две работы в краеведческом отделе областной библиотеки имени Ф. И. Тютчева:

Как пишет Г. Мароховский: «. по этому вопросу не было проведено ни одного фундаментального исследования, отражавшего бы сущность домового декора хотя бы до конца 19 века, не говоря уже о более раннем времени».

В 1975 году на Брянщине работала этнографическая экспедиция. Именно тогда и был собран чрезвычайно интересный материал по декору русского народного жилища, сделаны рисунки, фотографии. Во время экспедиции были заданы вопросы, на которые и сегодня ответить пока ещё очень трудно.

Ограничивается ли брянская домовая резьба тремя названными (по технике) типами: долбленая резьба, более поздняя ( с середины 19 века) накладная и пропиловка? Каково было её развитие в более ранний период? Как выглядела она? Наконец, что из себя представляла совокупность резных деталей декоративного убранства крестьянского жилища, допустим ,18 или хотя бы начала 19 веков?

Заманчивые вопросы. Ответив на них, можно было объемно представить себе архитектурные аспекты этнографии древнего крестьянского жилища Брянской области. К сожалению, ответить на многие вопросы архитектуры народного жилища еще трудно.

Искусство домовой резьбы на Брянщине богато и разнообразно. Встретить его в той или иной мере своего развития можно почти во всех уголках области. В своей основе – это поздние декоративные формы народного деревянного декора, возникшие в период конца шестидесятых – семидесятых годов 19 столетия, то есть в самый молодой и, очевидно, последний этап многовекового развития резного деревянного убранства народного жилища, свойственный многим областям Северной и Центральной России, Поволжья и Западной Сибири.

Само по себе искусство украшать избу не столь древнее для России. Оно родилось в глубинах русского народного прикладного искусства лишь на грани 17 века, хотя русские резчики по дереву были еще известны еще в 10 – 12 веках, что подтверждают раскопки Десятинной церкви в Киеве, проведенные институтом археологии Академии наук Украинской ССР в пятидесятых годах 20 века. Здесь были обнаружены мастерские резного дела, изготавливавшие резные деревянные детали для киевских церквей.

Отъехав несколько километров от брянских городов, можно увидеть образцы домовой резьбы не только конца 19 – начала 20 века, но и наших дней.

Г. В. Мароховский считает, что особенно интересны трактовки домового декора, где деревянная резьба получила не только высокий технический уровень, но и изобретательность, гибкость узоров. Всё это можно увидеть в юго-западных районах области, в Клинцах, Новозыбкове, Злынке, Больших Щербиничах, Великой Тополи и других. Любопытны декоративные комплексы и в центральной части области: Брянске, Сельцо и сёлах, прилегающих к Жуковке.

Задача нашей работы скромна: исследование домового декора (в частном секторе) Фокинского района. Мы будем считать работу выполненной, если нам удастся выявить особенности (или хотя бы закономерности), сходства домового декора в нашем районе с домами, находящимися в советском районе , где проводил свои исследования Г. В. Мароховский в 1975 году.

Поэтому мы возвращаемся в Фокинский район.

Глава 2. Резной промысел.

Одно из основных направлений русского народного искусства - художественная резьба по дереву. По технике она бывает разных типов: более старый – долбленая резьба, более поздний (с середины 19 века) – накладная, или пропиловка.

Было время, когда на Руси резьбой занимался практически каждый мальчишка. Хуже или лучше, но резал. Да и как было не резать, если за околицей его родной деревни тянулись, куда не глянь, леса. Вот и резали, кто во что горазд: солдатиков, кораблики, непонятных зверюшек Правда, не всем было дано уверенными и унаследованными от дедов и отцов движениями ножа высвободить из куска липы, осины или ольхи деревенскую душу, не забыв выразить в изделии хоть частицу собственной

Подлинные же умельцы резали свободно, точно и уверенно, превращая деревянный брусок в кружево. Оно рождалось тут же, под лезвием долота и стамесок, имело самые разнообразные сюжеты, нередко вбирающие в себя отдельные мотивы фольклора.

Резьбой обычно покрывали детали внешней поверхности дома: срубы, наличники окон, ставни, крыльцо, выдержанные в классических формах. Каждый хозяин хотел, чтобы его дом был не только теплым и удобным, но и красивым. Поэтому и появлялись на фронтоне обычного деревенского дома, диковинные чудо -птицы. Орнамент изображения был весьма декоративен, но хорошо передавал оперения птиц, словно прилетевших из сказок. Ставни превращались в резные деревянные полотенца. На них обязательно вырезали символ Солнца – наверное, для того, что бы оно почаще заглядывало в окошко.

Мы хорошо знаем, народный мастер ничего не делал зря.

Каждый элемент, каждая деталь, выходящая из-под рук народного мастера, имела тщательно продуманное назначение и чаще всего утилитарного характера.

Конструктивно накладные фронтоны в народном деревянном зодчестве носили не только художественно – эстетический характер, они предназначались и для сохранения верхних венцов сруба: предохраняли их от попадания влаги, снега. В худшем случае венцы подвергались преждевременному старению, деформировались, а это влекло за собой смещение кровли, ремонт которой дело всегда хлопотное. Конечно, можно было бы использовать в качестве фронтона не резную, а обычную доску даже не тесанную, и она бы вполне справилась со своим назначением Но в том то и заключается народное искусство, что из обычного, оно делает необычное! « В красиво доме, что ни скажите, и жить красивей» - говорят народные мастера.

Знакомясь с декоративным обликом народного жилища Брянской области, мы обратили внимание на смысловые сочетания отдельных резных блоков, а иногда и целых комплексов декоративного оформления избы.

Мы уже отмечали, что каждая деталь, выходящая из-под рук народного мастера – резчика, должна была нести определенное утилитарное назначение, выполнять те или иные функции: конструктивные, прикладные, декоративные. Таким образом, фронтон оберегал венцы сруба, фриз – связь сооружения, наличники служили основной защитой оконного переплета, подвесные карнизы предохраняли от бокового дождя верхний фронтон ( если он имелся), подкровельные венцы и т. д. Всем этим деталям, без которых трудно было обойтись, но которые противоречили художественному облику избы, народные мастера придавали те или иные мотивы и элементы резного декора, определявшие художественно-эстетические начала деревянной архитектуры жилища.

Сопоставляя резные детали домового убранства, мы можем видеть, что волновало мастера при разработке конструкции, сюжета орнамента, видеть индивидуальную, духовную сторону исполнителя. Интерес к смысловому и логическому сочетанию резного домового декора возрастает и потому, что в поздней резьбе, явление это не частое. Если в ранней резьбе, сюжет строился на реальном материале и за изображением не трудно было увидеть рельефные мотивы, волновавшие мастера, то в поздней резьбе сюжет значительно завуалирован, многое в нем только намечено, не договорено.

Очевидно, здесь сильно сказалась смена технологии изготовления ранней и поздней резьбы. Новая технология пропильных и накладных методов резьбы существенно ограничила мастера в реальной разработке сюжета конструкции.

Давайте рассмотрим поближе один из наличников, которые мы сфотографировали. Эти наличники по элементам декора мы можем отнести к 20 веку. Здесь, наряду с гармоничным сочетанием накладных и пропильных элементов резьбы, мастером вводятся характерные детали его личного восприятия. Иными словами, представлен мир таким, каким его видит сам исполнитель. Это и резной блок под лобовой доской наличника , чем – то напоминающий расшитое русское полотенце с хлебом – солью, который говорит о гостеприимстве хозяев; и приветливый пропильной подзор, подчеркивающий простую, но уютную обстановку жилища; это и элементы, заимствованные мастером у окружающей природы. Здесь мы видим различной формы и конфигурации снежинки, стилизованные елочки.

На фотографиях №1 и № 4 мы можем увидеть крупные накладные снежинки.

Крупные накладные снежинки являются центральными фигурами средних блоков наличника. Они преднамеренно увеличены в сравнении с другими деталями резного убранства средних блоков, разделяющих верхний и нижний ансамбли узоров. Значительно увеличенные мотивы снежинок наталкивают на размышление о суровой зиме, снежных заносах, которые так часто бывают у нас.

Г. В. Мароховский пишет о том, что только у нас, на Брянщине, встречается комплекс скрытого, так называемого « перспективного узора», который мы видим как бы в глубине лобовой доски – за пропильным подзором. Такая комплектовка декоративного блока наличника не стихийна. Она придает деталям композиции рельефность, наибольшую привлекательность, нарядность. « Подобная разработка сюжета и его компоновочное завершение присуще мастерам только Брянской области. Из всех более или менее известных районов развития домового деревянного декора Центральной России нигде больше не увидишь композицию перспективного узор подобного или похожего на брянский» - пишет Г. В. Мароховский.

Я не знаю как Вас, а меня невольно переполняет чувство гордости за наших предков. Само собой возникает некое чувство сопричастности - к месту, к людям, которые здесь жили и живут сегодня, к истории родного края.

Я старалась здесь, у нас, на Брянске 2, отыскать нечто похожее: на мой взгляд, это если и не в полной мере комплекс скрытого, «перспективного узора», то на него очень похож.

О чем же еще может рассказать наличник? Наличие растительных орнаментов, цветочных мотивов наводит на мысль, что зима не вечна. Сойдет снег, распустятся первые почки на хрупких ветвях деревьев, и лес зальет сказочное солнце. На фотографиях № 11 и № 12 мы видим его стилизованным в виде цветочной розетки или круга, но оно есть! Чем вам не русская народная сказка, где все особенно: и солнце, и цветы, и птицы.

Большинство домов, которые составляют частный сектор Фокинского района построены были в первой четверти 20 века и сейчас активно перестраиваются, обновляются или просто исчезают. Те резные доски, которые можно увидеть в Брянской области – это самое молодое явление в истории развития искусства домовой резьбы в России. Какова же история более ранних форм домовой резьбы, предшествовавших современным видам, возникши в конце 19 столетия?

«Этот вопрос сложен, запутан и касается не только Брянской области, а и многих областей Европейской России, где подобными исследованиями никто всерьез не занимался», - пишет Г. В. Мароховский в статье « Этнография и архитектура народного жилища в краеведческих исследованиях».

Что же касается конкретно Брянщины, то одним из осложняющих обстоятельств изучения раннего домового декора может быть то, что здесь не сохранились памятники деревянной народной архитектуры хотя бы первой половины 19 века. Совершенно отсутствуют и документальные материалы не только в брянских, но и центральных музеях страны.

Отсутствие наиболее древних памятников народной деревянной архитектуры на территории Брянской области можно объяснить многочисленными пожарами, которые часто возникали здесь в конце 19 – начале 20 веков. Так, в конце 19 столетия в результате большого пожара почти полностью выгорела четверть села Спиридонова Буда, сгорели старые дома в селе Макаричи, Медведи и т. д. Список этот можно продолжать бесконечно. Однако наиболее грустный пример являет собой война. За два года оккупации враги превратили в руины 70 процентов жилого фонда. Многие старинные деревни Брянщины постигла печальная участь ставшей всемирно известной белорусской деревни Хатынь. С лица земли были буквально стерты деревни с поэтическими древними названиями: Бежань, Журиничи, Хацунь, Фроловка, Матреновка Огромнейшие повреждения нанесла война почти всем деревянным строениям области.

Таким образом, мы сегодня можем говорить лишь о тех видах домовой резьбы, которые относятся к позднему периоду и которые еще можно увидеть в городах и селах Брянщины.

Преимущественно это накладные и пропильные элементы резьбы. Причем, накладная резьба 19 века резко отличается от подобной технологии, характерной для начала 20 столетия. Отличие здесь сказывается в «рельефности» накладных мотивов, то есть глубины изображения ( шесть – восемь миллиметров) мастер достигал не методом « глухих» прорезей в материале, а путем накладных деталей друг на друга с постепенным сбавлением их масштаба. В итоге детали приобретали облик несколько подобный «глухой» рельефной резьбе, известной в середине 19 века в Поволжье. Правда, сюжетные разработки разных конструкций брянских умельцев, выполненные таким методом, тяготели исключительно к геометрическим узорам, так как растительный или иной орнамент набрать таким путем не представляется возможным.

Широкого распространения технология « рельефного» подбора узоров так и не получила из-за сложности набора, трудоемкости самого процесса изготовления деталей. Но сам факт существования такой технологии изготовления «рельефных досок» отрицать нельзя. На Брянской земле подобные резные конструкции были найдены в городах Новозыбкове и Злынке, где они в основном использовались в декоративном оформлении фризов, переплетах наличников.

В Брянске и крупных городах области, видимо, существовала некогда и очень редкая для наших дней орнаментальная резьба. Она представляла собой растительные орнаменты с причудливыми животными и птицами. Сейчас такие доски обнаружить весьма сложно, но отдельные отголоски орнаментальных форм декора можно увидеть на лобовых досках некоторых старых домов городов Брянска и Клинцы.

Ограничивается ли брянская домовая резьба названными нами видами? Каково её развитие в более ранний период? Как выглядела она? Наконец, что из себя представляла совокупность резных деталей декоративного убранства крестьянского жилища, допустим 18 или хотя бы девятнадцатого веков?

Вопросы, на которые только предстоит найти ответы.

Ах если бы это удалось, то мы бы по меньшей мере могли объемно представить себе архитектурные аспекты этнографии древнего крестьянского жилища Брянской области.

Но, очевидно, все же можно предположить, что и ранние виды домовой резьбы, возможно, даже близкие к нижегородским, на Брянщине существовали.

Заключение.

Как мы увидели, архитектура народного жилища мало изучена, имеет целый ряд своих проблем, связанных с чрезвычайно недостаточным исследовательским и документальным материалом. Очень важно именно сейчас, когда развернулось строительство, когда многие дома идут под снос, уступая место более совершенным и удобным поселениям, заняться изучением народной деревянной архитектуры во всей её совокупности хотя бы в тех рамках, в каких мы можем видеть её сейчас.

Исследования этого рода представят огромный интерес для истории, архитектуры, этнографии, краеведения, а самое главное - обогатят нас и будущие поколения, всколыхнут в нас чувства глубокой любви и преданности своему дому – нашей Родине.

Подведем итоги нашей работе.

Основываясь на добытых и изученных фактах, можно предположить, что на Брянщине существовали ранние виды домовой резьбы, возможно, даже близкие к нижегородским. Это предположение выдвинул и обосновал в своей статье Г. В. Мароховский после этнографической экспедиции по Брянщине в 1975 году. У нас в Фокинке подобных видов резьбы мы не увидели.

Наша пешеходная экскурсия по Фокинскому району дала нам интересный материал. Мы убедились, что и в начале 21 века резной промысел сохранился. Практически каждый второй дом украшен элементами резьбы: как и в стародавние времена резьбой обычно покрыты наличники окон, крыльцо, встречаются ставни. Как и тогда, каждый хозяин хочет, чтобы его дом был не только удобным и теплым, но и красивым. Поэтому и сегодня селятся диковинные чудо-птицы на фронтонах домов. Орнамент изображений декоративен, но хорошо передает оперение птиц, словно прилетевших из сказок. По технике исполнения господствует накладная резьба и пропиловка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)