Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сочинение "Как я провел лето"

Каждый год в начале лета всей семьёй уезжаем на всё лето из Тикси. Мы были на Азовском море в городе Ейске, на Чёрном море в городах Сочи и Геленджике, были в Саратове и Иваново, отдыхали в подмосковье в городе Тучково. А чаще всего проводим лето в Олёкминске у бабушки Лиды. Один раз совершили путешествие на пароходе по реке Лене, от Якутска до Олёкминска и от Якутска до села Кюсюр. Но каникулы в Тикси – оставили самые яркие впечатления. Мы остались на лето, потому что должны были приехать мои старшие брат и сестра, ведь они тоже соскучились по дому. И семейный совет решил, что это лето мы проведём все вместе, не выезжая из Тикси.

О походах прогулках я и хочу рассказать в своих «путевых заметках». Записную книжку я всегда брала с собой, делала записи, когда отдыхали. Вот такие маленькие зарисовки я предлагаю вашему вниманию.

Ура! Каникулы! Мы идём в поход!

Тридцать первого мая мы всем классом идём в поход на «Питьевое озеро». Готовились заранее, договорились, что взять с собой. Оказалось, что некоторые ребята не знают, где находится это озеро.

Собрались у гимназии утром, проверили снаряжение, взяли мячи, скакалки. Не успели выйти за посёлок – первая травма. Юля поцарапала палец, учительница зашла в больницу, взяла бинт, йод, обработала палец Юле и мы пошли дальше.

Пришли на место, разожгли костёр, достали припасы. Урок первый – всё что принесли нужно разделить на несколько частей, чтобы хватило всем и на весь день. Алла взяла своего младшего братика, он был самый маленький среди нас. Перекусив, все начали играть, прыгать на скакалках. Провели весёлую эстафету, бегали все и учительница тоже. После эстафеты и игр решили погулять и сходить на Портовскую гору. Было очень весело. Я никогда не видела наш посёлок с горы. А он оказался маленьким и очень уютным, спрятанным очень ловко между гор – с одной стороны Топорик, а с другой Лялькин пуп, и вокруг море ещё во льдах. Дома как с картинки – жёлтого. Зелёного, красного, синего цвета. Красиво! Мы шли по самой вершине горы и смотрели на море. На горах снег сошел, только в оврагах и в расщелинах с северной стороны лежал снег. Там где его не было, камни нагрелись от солнца, и мох тоже был тёплым, мы рассматривали растения, нашли лёжки леммингов, их прошлогодние гнёзда. Бегали, прыгали, устали, все проголодались – нужно идти назад, там, где костёр. Шли, пели песни, загадывали загадки. Из еды осталось две банки тушенки, печенье, морс. Разожгли заново костёр, разогрели консервы и ели с хлебом – это так вкусно. Пора идти назад, домой. Не хотелось расставаться, ведь увидимся теперь только осенью, в сентябре и будем мы уже в 4 классе. Этот день запомнится надолго. Поход нас сдружил, и я много узнала о своих одноклассниках.

До встречи в новом учебном году!

Ветряная станция.

На берегу Первого озера начали что-то строить. Мы ходили гулять туда каждый день, и с каждым днём сооружение становилось больше. Оказалось, что это строят Ветряную станцию. Она будет работать от ветра, очень интересно, как? Наверху огромные лопасти. Пришли посмотреть всем классом. Здорово, всем хотелось подойти поближе, но мы решили постоять лучше у дороги и смотреть издалека. Я думаю, её решили построить, потому что у нас сильные ветра, значит можно использовать силу ветра, природы на пользу человеку. Станция большая, её видно издалека.

Поход на «Драконов Хребет»

На карте горного хребта с таким названием нет, это придумала мама. Мы гуляли и с горы Топорик увидели очень красивое большое озеро, а вокруг горы. Это озеро было как чаша. Дома, папа сказал, что озеро называется Копчик, а за ним есть и гора Копчик. На другой день, мы ещё раз сходили на Топорик, составили примерный маршрут до этого озера. Вот тут мама и сказала, что главное дойти до горы, которая похожа на хребет Дракона. Нам название понравилось. А издалека действительно это гряда похожа на хребет дракона. Все взрослые кроме мамы на работе, решили в поход идти одни – я, мама и Ольга.

На следующий день встали рано, снаряжение приготовили с вечера и вышли. День был тёплый и солнечный, с утра дул лёгкий ветерок, настроение отличное! Сначала поднялись на гору Лялькин пуп, спустились в долину к озеру, перешли небольшую горушку и опять спустились в долину. Перешли всего лишь горушку, а как будто попали совсем в другое место. Вокруг озера много цветов, высокая трава, густой березняк. Мама нам показвлв как цветёт морошка. У неё красивые мелкие белые цветочки и почти без запаха, уже цвела голубица и брусника. А ещё увидели чудо – лиственницу. Она была мала, веточки стелились по земле, а на концах шишечки. Откуда она попала сюда и выживет ли? Наверное, случайно, с животными семечко из шишки попало в это место и проросло. Конечно, сфотографировали это деревце. А какие яркие, мягкие и пахучие у неё хвоинки! Дошли до ручья, сделали привал. Было тепло, решили искупаться, хотя вода в ручье течёт горная, поэтому очень холодная. Бегали по ручью, брызгали друг друга водой. На другой стороне увидели поляну розовых цветов – это оказался Кипрей, или его называют иван-чай. Подошли поближе – стебли высокие как в деревне у бабушки в Олёкме, цветы крупные и их много. А рядом росла необыкновенная ива, у неё листья с перламутром, округлые и с пушком. И ещё она была высокой, почти мне по пояс, настоящее дерево! После привала идём дальше, казалось вот он наш «Драконов» хребет, но чтобы к нему пройти нам нужно было перейти болотистую долину. И ещё одно препятствие , о котором мы не догадывались – горная речка Сожинка. С горы её не было видно. Речка неширокая, но глубокая и с сильным течением. Брод искали долго, почти 2 часа, уже хотели повернуть назад, и тут мама нашла место, где можно перейти. Мы дошли до нашего «Драконова» хребта. Поднявшись на него, увидели, что гряда тянется дальше, только нужно пересечь ещё одну долинку, но день подходил к концу, мы оказались не готовы идти дальше. А какой вид с гор – видно всё вокруг! С одной стороны посёлок «Полярка», горы, внизу озеро, а по берегу 3 охотничьих балка. И кругом цветы, яркие. Нарядные, самых разных оттенков и красок. А ещё я увидела, что склоны гор покрыты рыжим лишайником, некоторые склоны были ярко-оранжевыми. А вот до озера Копчик не дошли совсем немного, ветер сменился, стало прохладно. Нужно идти домой. Вернёмся в другой раз!

«Корякинская лагуна»

Наконец – то у папы, Васи и Ксюши отпуск! Планируем идти на копчик, но уже все вместе по проверенному маршруту.

Нет, планы меняются. Думаем, куда же нам пойти, где ещё не были? Папа достал карту местности, рассказал про Корякинскую лагуну.

Раз не попадаем на гору и озеро Копчик значит, идём на Корякинскую. Идти далеко – купили большой походный рюкзак, котелок, сделали продуктовые запасы. До аэропорта доехали на машине. Раннее утро. Свежо, туман стелется. Доходим до речки Сожинка, папа и Вася достали удочки, прошло немного времени – и вот она первая рыбка!

Папа рассказал, как будет проходить наш маршрут. Только начали идти спустился густой туман, мы шли полтора часа, а оказалось, сбились с пути и пришли совсем не туда. Пришлось ждать пока рассеется туман. Мы прошли по болотистой тундре лишних три километра, развернулись и пошли в другом направлении. В тундре совсем не пусто, даже в болотистой. Курлыкали кулички, прятались. Летали огромные шмели, пролетали птицы, я не знаю их названия. Встречались скорлупки от яиц, значит, кто-то здесь гнездился.

Шли долго по болоту, топка, вязко, ноги проваливаются в мокрый мох, и нигде нет сухого места, присесть и отдохнуть. И вот мы у Неелова залива. Ленская вода, песок, туман рассеялся. День тёплый даже жаркий, а над головой такое яркое голубое небо. Настроение улучшилось. До привала оставалось идти 3 – 4 километра. Шли по берегу, а берег - крупный песок, тоже идти тяжело, но чуть выше, где берег повыше, такая яркая сочная зелень, столько цветов, особенно незабудок, глаза разбегались от такого буйства красок. Поэтому идти было тяжело, но настроение отличное, радостное! Нашли склон, а за ним небольшое углубление, там лежал снег, большой плотной кучей. Вокруг лето, солнце, цветы и это снег, так интересно. Папа сказал, сто вряд ли он растает, скорее всего, не успеет. Перед привалом поднялись на гору, папа нам показал могилу старой рыбачки. Она похоронена по – особенному, в домике, так говорят, хоронят шаманов, не знаю так ли это. Она умерла в 1942 году, так написано на табличке.

Спустились к реке, это уже Ленская вода, в этом месте лена образует самую крупную дельту с множеством рукавов, проток. Очень красиво, такой простор! Берег реки необычный, папа нам запретил подниматься на него, потом мы поняли почему, когда услышали странные шуршащие звуки. Медленно, со склонов сползали комья земли, а под ними лёд. Иногда комья эти были огромными, они скользили, шурша вниз по льду. Мы думали, что это вечная мерзлота, но это называется - жильные льды. Очень интересно! Лёд, под небольшим слоем земли везде лёд, огромными глыбами, он грязно-серого цвета, при этом образуются причудливые узоры, пещерки, а там где задержалась земля. Растут цветы. Мы всё фотографировали, ведь такое больше нигде не увидишь.

Привал был весёлым, мы купались, играли, наблюдали за чайками. Вскипятили чай, перекусили, оказалось, что после такого перехода по мокрой болотистой тундре никто не проголодался. Только очень хотелось пить.

Идём дальше, наш путь лежит вдоль берега. С одной стороны вода, а с другой гористы берег, состоящий из ледников, откуда также медленно шурша, сползает земля. Останавливаемся часто, чтобы полюбоваться такой красотой и сфотографировать. Но идти по такому берегу трудно. Небольшие ручейки вместе с песком и глинистой массой стекают вниз к реке, ноги вязнут, по воде, оказалось, идти удобнее. И так по берегу 5-6 километров, такое расстояние определили по карте.

Вот и конец пути, до охотничьего балка (конечный путь) не дошли немного, у нас не было лодки, а нужно переплавляться через речушку. Но и на этом месте среди коряг, сушняка тоже неплохо! Поставили палатку, развели костёр, папа и Вася пошли ставить сети, мы варили ужин. Рядом увидели домик весь поросший мхом и цветами. Пошли посмотреть, а заходить страшно. Первая зашла мама, потом мы. Там чисто, полы земляные, но подметены, стоит железная печка. Чайник. На полке соль, сахар, крупы. Это так делают охотники и рыбаки, вдруг кому-то понадобится в непогоду. Мы взяли чайник, а потом на другой день поставили на место. Тихо, кругом ни души, на реке полный штиль. Мы не спали всю ночь, хотелось посмотреть, как солнце садится в море и как оно восходит. По небу поползли тучи, сначала мы ими любовались, фотографировали, а они пролились дождём. И вот только дома, рассматривая фотографии и по энциклопедии узнали, что по контуру туч, по тому как они выглядят об осадках можно узнать за 12 часов до их выпадения! Вот сколько интересного и неожиданного можно узнать в природе!

Путь назад начали в 5 утра, опять опустился очень плотный, густой туман. Шли все рядком, друг за другом, чтобы не отстать, потому что ничего не было видно из-за тумана. Пока шли, туман поднимался и опускался несколько раз, в промежутках светило яркое солнце, день должен быть тёплым. Так оно и оказалось.

Обратно шли уже не по болоту, поэтому путь домой не утомил. Шли, отдыхали, рыбачили, собирали гербарий. Сделали ещё одни большой привал и всё – поход закончен. Остались фотографии, чудесные воспоминания, собранный гербарий, рисунки, скорлупки от яиц гагары и мои заметки.

Шахтёрский посёлок Сого.

Недалеко от посёлка Тикси был когда-то посёлок Сого. Следующий поход нашей семьи был туда. Нам папа рассказывал, что раньше в этом посёлке было школа, магазин, детский сад, теплица. Там добывали уголь. Хотя это место недалеко, но добраться сложно, нужно переправляться через небольшой залив, но глубокий.

Идём на Сого. На лодке переправились через залив, и шли берегом. Сколько вокруг плавника. Плавник – это лес, который прибило в низовье реки от плотов, от наводнений. Этот плавник лежит уже много-много лет и тянется на большие расстояния, говорят, что это экологическая катастрофа.

На берегу стоит охотничий балок, на этот вечер там никого не было, его заняли мы. Переправились через Сожинку, пошли смотреть сам посёлок. Сначала поднялись в горы, какие они там красивые! Как зубы акулы, лежат ровными рядами, а между рядами большое пространство. Нашли много горного хрусталя, друзы большие, правильные. Набрали полные карманы. На обратном пути в горах заметили каких-то зверушек, а они сидят, смотрят, наблюдают за нами. Подпустили близко так, что можно фотографировать. Это т – тарбаганы, или красношапочные сурки. Они довольно крупные, красивая коричневая с жёлтым шубка, маленькие глазки, несмотря что крупные, очень ловкие, они бегали с места на место как бурундуки.

Мы видели склоны с причудливыми узорами, как будто волны, может это горы вулканического происхождения? Очень интересно. А ещё я обратила внимание, что с одной стороны скалы покрыты ярко оранжевыми лишайниками, они были сплошными кругами, но только с одной стороны, а другие склоны без лишайников. Почему?

Потом мы ходили по пустому посёлку, смотрели, как раньше здесь жили люди. Зашли на старую шахту. Посёлок в таком состоянии, как будто люди покинули посёлок недавно. Чисто, нет мусора, многие предметы говорят о том, что люди предполагали там жить долго. Было немного грустно. Этот поход тоже был интересным, много увидели, узнали, сделали зарисовки, походили по «гуляющему» туману (он то поднимался, то опускался, то стелился низко по земле). Хочется вернуться ещё раз, побродить по горам.

Цветы тундры

Цветы тундры – настоящее заполярное чудо. Они выскакивают из-под снего, как только солнце чуть пригреет землю. И даже если вдруг в июне выпадет снег, они выстоят и не замёрзнут. У наших цветов мало времени, за короткое полярное лето нужно зацвести, образовать семена, и это всё они успевают. Ведь у нас полярный день, растение не спит, работает день и ночь! В июне горы стоят ярко бордовые и розовые, они покрылись цветами, которые растут среди камней, где есть почва. Выпал снег, а их розовые пушки выглядывают из-под снега. А вот подснежники (здесь их так называют) осторожничают, не спешат, но уж если вышли, то полянками, дружно, отцветает один, распускается другой. Им на смену спешат незабудки, сирень, набирает силу камнеломка, как она интересно растёт среди камней! Вот какое у неё название, действительно её встретишь на камнях, среди камней, в горах и среди мхов. В июле цветёт кипрей, богородская трава, и в это же время распускаются жёлтые полярные маки. Как можно сидеть в такое время дома? В тундре столько интересного! И ещё одно чудо тундры – это цветы похожие на хлопок, они называются пушица. На тонком стебельке сидит большая белая шапочка. Такие шапочки стоят долго, почти до сентября не такие нарядные как летом. Но держатся. И таких «шапочек» много, они точно снег, если смотреть издалека. Можно в тундре встретить и ромашку, настоящую белую, петушки. А мох все краски показал и жёлтые, и красные и белые, и голубовато-серые. Ковёр расписной!

Встреча Лета с Зимою. Возможно ли это?

С утра моросит дождь, придётся сидеть дома. Но к вечеру небо прояснилось, выглянуло солнышко, решили прогуляться. Вечер был тихий, тёплый, ясное небо и яркое солнце. Дошли до большого ручья, и вот перед нами открылась белая, как после снегопада поляна. Это цветы с пушистыми шариками, висящими на стебельке как фонарики, они шевелятся от ветра, а между ними проглядывает зелень. Наступило лето, самое настоящее! Подошли к берегу, внизу ручей журчит, переливается по камням, а в самой глубине, на дне ручья огромная поляна снега!

Тепло, мы купались в ручье, прыгали через него, а потом играли в снежки, и пытались лепить снежную бабу. Вот такая встреча Лета и Зимы! Макушка лета и седая зима встретились на одном ручье!

Из бухты уходит лёд

В июле лёд ещё лежит в бухте, и как будто уходить не собирается. Чайки давно прилетели, уже отложили яйца, кулички в тундре, на болотах, среди кочек гнездятся, а лёд стоит и не уходит. Днём тепло, всё цветёт кругом, а на море, сколько видит глаз – один лёд. Он красив, прозрачен, даже слегка зеленоватый. Вечером это особенно красиво. Идём смотреть. Он треснул, крошится, разломался на куски, появились плавающие льды – значит уйдёт вот-вот, может даже завтра придем, а море будет чистым. Так и есть, приходим на следующий день, а море ни льдинки, за ночь весь ушел. Теперь можно приходить бросать камни «лягушки». Хорошо летом!

Первый снег.

В конце августа мы собирали грибы. Уже поспели и голубица и шикша, скоро дойдёт и брусника, можно собирать морошку. Мы выходим обычно рано, потому, что всё интересное встречается рано. Ранним утром можно увидеть - как солнце выходит из-за гор, росу или как туман опускается и поднимается.

Сегодня небо покрыто серыми свинцовыми тучами, скорее всего, будет дождь. Начало моросить, вдруг поднялся ветер, тучи опустились так низко, как будто хотели прилечь на землю. И вот из этих туч пошёл не дождь, а повалил снег, да такими крупными хлопьями. Они были большие, пушистые, красивые, ложились на ладонь и таяли. Ветер их сносил, получилась снежная стена. Мама сказала, чтобы я повернулась спиной, и сфотографировала снежинки на моей куртке. А на горах, в распадках уже лежал снег зимний, долгий.

О чайках.

Морские чайки очень крупные. Они прилетают неожиданно. Кругом тишина, иногда слышно пуночек и вдруг небо оглашается их радостным криком. Они прилетают к нам, чтобы вывести потомство. Свои гнёзда чайки строят на скалистых берегах. Приносят в гнездо сначала веточки, прутики, потом укладывают пух. Чайки очень бдительно охраняют свои гнёзда, и близко к ним никого не подпускают, могут даже напасть на человека. Мы это видели. Молодые чайки серого цвета, а взрослые уже белого. Они собираются в большие кони. Улетают тоже неожиданно и незаметно. О том, что они улетели, мы узнаём, потому что стало тихо, никто не кричит. Теперь будет тихо до следующей весны. Только чёрная ворона пролетает и каркает. Она зимует у нас.

Гриб выше дерева? Бывает и такое.

В тундре очень удобно собирать грибы. Они, грибы, выше полярных деревьев. Конечно, встречаются деревья и по колено высотой, но чаще всего они стелются по земле. Так они приспособились и деревья и грибы. Деревья, со стелющимся стеблем не собьёт ветер зимой, а гриб издалека видно, и человек и зверь найдёт. Всё в природе устроено правильно, даже когда, кажется что так не должно быть. А в этом году было особенно много грибов!

У меня осталось ещё много зарисовок, о которых сейчас не написала. Я не написала про голубицу, про соколов, как мы снимали фильм о маленьком лемминге, о том, как ходили в горы и поднимались на вершину и многом другом. Мне всё это интересно. Следующим летом мы поедем в Олёкминск и привезём новые заметки и впечатления.