Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сказка как вид фольклорного творчества

Сказки - это удивительный жанр. Мы зачастую забываем, что тексты сказок – порождение глубочайшей древности. Есть письменные записи сказок, похожих на современные, которым более трех тысяч лет.

Нечто важное происходит с людьми, когда они рассказывают и слушают сказки, на эмоциональном и на телесном плане. Причем эти универсальные переживания выходят за пределы личного опыта.

Существует обширная традиция анализа и интерпретации сказочных сюжетов и символов волшебных сказок. Наиболее известны интерпретации в психоанализе и в Юнгианском подходе. Большой вклад в исторический анализ сказок внес В. Я. Пропп. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей и взрослых. Это хорошо известно, поэтому метафоры волшебных сказок широко используются в психокоррекционной и психотерапевтической работе.

Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в тоже время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие.

Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. В обычной жизни они разговаривают на разных языках. Язык сказки их естественно сближает.

Сказка более информативна, чем обычная разговорная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналоги. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают и материал для анализа, и названия индивидуально значимых понятий.

Поэтому, по нашему мнению, сказку можно использовать для изучения ценностей личности. В настоящее время произошел кризис идеологической системы на государственном уровне. О своих идеалах, ценностях люди говорить перестали. Считается что это «немодно».

Язык сказки во многом метафоричен, образен, в чем-то бессознателен. С помощью сказки, возможно, выявить, что является ценным и важным для человека.

Целью данной работы является изучение ценностей личности с помощью анализа сказок, составленных учащимися разных возрастов.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал об использовании сказки в психологической практике;

2. Выявить в результате анализа теоретического материала и описать классификацию сказок и методы анализа;

3. Модифицировать методику написания сказки;

4. Подобрать методику изучения ценностей;

5. Проанализировать полученные данные.

6. Разработать занятие для учащихся по теме «Сказка и ценности личности».

Объект исследования: младшие школьники, подростки.

Предмет исследования: ценности личности.

Методы исследования: теоретический анализ, опрос, изучение продуктов деятельности, шкалирование, контент – анализ, статистические методы (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Новизна работы заключается в том, что мы применили сказку для изучения ценностей личности.

Материалы, полученные в ходе исследования, были использованы в рамках занятий по психологии, семинаров для участников диагностики.

Глава 1. Сказка в психологии

1. 1. Сказка как вид фольклорного творчества

Рассмотрим разные виды фольклорного творчества.

Сказка – это встреча миров. Прежде всего, встреча сказочного мира с внешней реальностью. Читатель, слушатель, свидетель сказки всегда активно участвует в этой встрече: ведь он приносит с собой на эту встречу мир привычной ему действительности. Он неминуемо сопоставляет этот мир с виртуальным миром сказки. И это сопоставление, сознательное или подсознательное, делает свою важную работу.

Очень часто к сказкам относят и притчи, хотя это не одно и тоже. Притча - как правило, является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать со взрослыми и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. Из притч часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются .

Басня - более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако басни Эзопа раньше этим не отличались. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и Ивана Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом, являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни хороши в работе с подростками.

Легенда, былина, сага, эпос – это повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут быть использованы в работе с подростками.

Миф – это повествование о богах и героях. В мифах можно найти, с одной стороны, информацию о сотворении мира. С другой стороны, описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать даже «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о проблемных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев, и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, с одной стороны. С другой, для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны и полезны мифы школьникам

Почти все авторы словарей и энциклопедий сходятся во мнении, что сказка - это рассказ, история, не имеющие иной цели, как действовать на фантазию слушателей.

Сказки – это рассказы, имеющие в содержании необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной речи, что позволяет сказке жить и изменяться .

Сказка видится как какое-то необычное место в придуманном мире. В нем живут герои, в их чертах сконцентрированы характеры и типы многих хорошо знакомых персон.

Более сложны волшебные сказки. Они не являлись на момент создания развлечением, забавой, им придавали серьезное практическое, ритуальное значение. Так и до настоящего времени у некоторых народов сказки рассказываются во время охоты, чтобы привлечь благоволение лесных духов, у приморских народов сказки рассказываются иногда с целью прекратить ветер.

В сказках ярко выражена противоположность: добро – зло, свой – чужой, наше царство – иное царство, родная семья (падчерица) – неродная семья (мачеха) и др.

Человеку, становящемуся личностью, помогает в развитии тот, кто сам стал личностью. И здесь все вышеперечисленные виды фольклорного творчества отступают, уступая свое место авторской сказке. С помощью сказки, человек может познавать себя, странствовать по своему внутреннему миру. С этой точки зрения возможности сказки для использования в психологии безграничны.

1. 2. Классификация сказок

Сказочные сюжеты возможно разделить на несколько групп. Во-первых, стоит разделить сюжеты на традиционные, с древности бытующие в культуре разных народов, и авторские, то есть сочиненные писателями «в стиле» древних фантастических сюжетов (к последней группе можно отнести жанр «фэнтези»).

Народные сказки необходимо разделить на несколько групп.

1. Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни. Например, «Лиса и Журавель».

2. Сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах.

3. Сказки-басни, поясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму.

4. Притчи - истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях.

5. Сказки о животных (иногда они оказываются в разделе басен).

6. Мифологические сюжеты, в том числе истории про героев.

7. Волшебные сказки («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»).

Волшебные сказки наиболее задевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь. Именно в сюжетах «ВОЛШЕБНЫХ» сказок наиболее устойчиво сохраняются воспоминания о древних ритуалах и тайнах мира .

Некоторые гениальные писатели интуитивно чувствовали эту тайну и их «сказки» воспроизводили «подлинность» формы. В русской культуре это А. С. Пушкин и П. П. Ершов, во Франции - Шарль Перро и многие другие.

1. 3. Виды сказок в психологии

Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

Внимательное наблюдение за поведением человека (независимо от возраста) дает нам возможность понять, какой ответ он ищет в данный момент своей внутренней жизни. Для многих поиск ответа оказывается мучительным еще и оттого, что внутреннее пространство несвободно для его принятия.

К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Художественные сказки могут быть авторскими и народными. Некоторое время среди специалистов была очень живая дискуссия на тему: «Какие сказки лучше для развития личности ребенка – народные или авторские?». Говорили, что в авторских слишком много личностных проекций, они-то мудрость и скрывают. Говорили, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Г. Х. Андерсена может складывать комплекс «жертвы» и «несчастной любви». Так и ходят девушки, любившие в детстве сказку о Русалочке, несчастными всю жизнь. Компания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. Однако многие ли помнят, чем заканчивается «Русалочка»? Часто мы встречаем ответ: «Русалочка превратилась в морскую пену, пожертвовав собой». А у Г. -Х. Андерсена в конце сказки она, отделившись от морской пены, оказывается среди дочерей воздуха. Эти существа не имеют бессмертную душу, но могут заслужить ее добрыми делами. В итоге любовь для Русалочки стала дорогой в бессмертие .

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. В авторских сказках как будто сам автор, человек говорит со слушателем. Если необходимо помочь человеку осознать свои внутренние переживания, скорее всего лучше выбрать авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент!).

Когда же надо выбирать народные художественные сказки? Во многих случаях, но в особенности тогда, когда хотим донести до людей многовековую мудрость разрешения разнообразных жизненных загадок («сказочные уроки»).

Взять хотя бы структуру сюжета полной волшебной сказки. Он, как правило, складывается из семи этапов. Герой рождается, растет в отчем доме, покидает его, выбирает путь, сражается со злом и одерживает победу, на пике удачи его подстерегают новые испытания, он их выдерживает (часто благодаря помощникам), прибывает домой, вновь доказывает на что он способен, после чего получает истинную награду и сказка заканчивается . Часто осознание этой динамики в процессе сказкотерапии оказывает мощный эффект: восстанавливается утерянная связь между событиями и к ним возвращается утерянный смысл (часто являющийся источником тяжелого психоэмоционального состояния).

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и пр. ) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Алгоритм построения учебного задания может быть таким. Вначале ребенок узнает о жизни некой сказочной страны. Потом случается нечто, что разрушает благополучие. И только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы спасти страну, нужно выполнить определенное задание. Так уроки перестают быть скучными, и появляется смысл их выполнения. На уроках важно, чтобы ребенок «проникся» учебным материалом, и для этого можно сочинять сказки. Этот прием широко использует в своих «правополушарных» учебниках Ольга Соболева при обучении детей русскому языку. Широко известны лингвистические сказки Людмилы Петрушевской.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не сознавая того, сочиняют их блестяще.

Алгоритм сочинения такой сказки несложен. В первую очередь, подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, герой помещается в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываются герою все переживания ребенка. Следующий шаг – герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Задача психолога, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом», - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

Создавать психокоррекционные сказки помогает жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты были в детстве, и этим можно поделиться с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционные сказки зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями. Опишем психотерапевтические сказкки и «почувствуем разницу». Психотерапевтические сказки Сказки, врачующие душу Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом, что стимулирует процесс личностного роста.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Психотерапевтические сказки специально сочиняют вместе с клиентами, или психолог их создает самостоятельно (в особо сложных случаях). И тогда сказка является посредником между психологом и человеком, защищая психолога от эмоционального «заражения» проблемой клиента и контртрансфера.

Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей и пр. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем пациента в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития души и силы духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней смысл урока [3].

В зависимости от ситуации и стоящих целей, психолог может обсуждать сказки или оставлять клиента с вопросом в размышлении, давать читать на дом.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, расслабления и «подзарядки» организма и души.

Само слово «медитация» стало в наше время особенно популярно и ассоциируется у многих с духовной практикой.

Медитация есть полное погружение в какой-либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем: рисуем, сочиняем, играем - это можно назвать медитацией. Если мы самозабвенно колдуем над каким-либо блюдом, стираем любимую вещь, думая о том, как «волшебно» проявляется чистота, какая приятная вода и нежная мыльная пена, - это тоже медитация.

Но когда любящая мама, читая ребенку сказку, позволяет себе одновременно готовить обед, следить за стиральной машиной и пр. – это уже совсем не медитация. Только полное погружение в процесс, глубокое его проживание является основой развития души.

Главное назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

В системе сказкотерапии пока выделяется три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

Принцип построения текста сказки прост: «Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце – на Волшебную Поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ) Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ) Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба – его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ) А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ) И шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)»

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, они при систематических занятиях учат ощущать настоящее Настоящее. Дело в том, что множество проблем у взрослых людей создается еще и от тог, что жизнь, как правило, протекает только в двух временах: в прошлом и будущем. Думая о прошлых ошибках и достижениях, мы психологически находимся в прошлом. Строя планы на будущее, генерируя опасения и тревоги, мы фактически находимся в Будущем. А где же настоящее Настоящее? Что же называется жизнью?

Быть может, только «миг между Прошлым и Будущим». А он включает в себя наши ощущения, мысли, эмоции «здесь и сейчас».

Очень не просто научиться жить в Настоящем. Но медитативные сказки могут нам помочь.

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учебником и учебными предметами и пр. Образы, принесенные через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.

Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует дефицит эмоционального принятия, поддержки и тепла. Как известно, от этого многие дети становятся озлобленными, «ершистыми» и проблемными. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не существует. Знание о том «как может быть» дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.

3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации .

Итак, мы познакомились с видами сказок, выделяемыми на данный момент в психологии. На их основе возможно создавать развивающие, психокоррекционные и психотерапевтические программы, используя для «подачи» различные направления сказкотерапии: это анализ, рассказывание и сочинение сказок, кукло- и имидж-терапия, постановка сказок на сцене и в песочнице, рисование «волшебными красками», психодинамические медитации, исследование мифов и сказок, терапия абсурда и др.

В системе сказкотерапии не важно, с какой проблемой, точнее, с каким симптомом работать. Мы обращаем сказку к душе, и, в итоге, все становится на свои места.

1. 4. Уровни анализа сказок

Сказкотерапия предполагает работу на ЦЕННОСТНОМ УРОВНЕ. И сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, могут быть поданы под разными «соусами». Это анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановка, рисование и пр. Однако будем помнить о том, что разнообразные формы «обыгрывания» сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии – в жизненных ценностях, которые несут сказки.

В нейро-лингвистическом программировании (НЛП) разработано представление о семи логических уровнях, на которых «кодируется» любая форма поведения. Эти семь уровней можно использовать для совершенно различных целей; в том числе, они дают очень удобную и функциональную схему анализа сказки.

Эти семь уровней можно представить как семь «ступеней», ведущих от более поверхностных к более глубинным уровням существования личности. Вот они:

1.  «Окружение». Это то, что существует «вокруг» человека – или героя сказки. Ключевые вопросы: что окружает тебя? Кто вокруг тебя? В каком месте ты находишься? И тому подобное.

2.   «Поведение». Это то, что герой делает видимым, физическим образом.

3. «Способности». Психологические аспекты поведения. Способности – это те возможности, умения, которые дают герою возможность делать то, что он делает. Например, Илья Муромец дубы дергал с корнем из земли – это поведение, под которым лежит определенная способность, а именно громадная физическая сила.

4. «Верования». Это те убеждения, которые делают героя способным делать то, что он делает. Убеждения или верования указывают, что в мире «хорошо», а что «плохо», и что стоит делать, а чего делать не стоит. В убеждения Ильи Муромца, который дергал с корнем дубы, например, входило, по всей вероятности, вера в то, что физической силой можно переменить мир к лучшему (избавив землю Русскую от супостатов), а вот не входило, вероятно, «зелёное» или «экологическое» представление о ценности или самоценности растущих из земли Русской дубов.

5. «Ценности». На этом уровне расположены достаточно глубинные внутреннепсихические представления о том, что ценно для человека (для героя), а что нет. Ценностью для Ильи Муромца и для Змея Горыныча является сила; распространенными ценностями являются «добро», «родина», «свобода» и так далее.

6. «Миссия». Это еще более глубокий уровень представления о том, ради чего предпринимаются все те дела, о которых идет речь на уровне «поведения». В том числе, это ответ на вопрос, ради чего герой пришел на эту землю, ради чего он был создан (если вам близка сказка о целенаправленном творении). Миссией Ильи Муромца, по всей вероятности, было избавить землю Русскую от внешних врагов. Очень интересными могут быть «миссии» отрицательных персонажей; но со сценарной точки зрения, их миссия обычно – просто мешать герою выполнить свою «позитивную» миссию.

7. «Идентичность». На этом уровне рассматривается идентификация героя, то есть ищется ответ на вопрос: «Кто ты?» Понятно, что вопрос очень трудный для вербализации, и его часто сводят к переживанию определенного состояния и символическому обозначению этого состояния (при этом становится возможным, что, например, поведение медсестры в реанимации сводится к идентификационной формулировке «я – цветок на горном лугу»). При работе со сказкой ответить на этот вопрос – в контексте конкретного сюжета – легче .

В нашем исследовании нас подробно будет интересовать пятый уровень представленной типологии, а именно анализ сказки с точки зрения выявления ценностей героя.

Глава 2. Ценности личности

2. 1. Определение понятия «ценности личности»

В советской философской и социологической литературе проблема ценностей и ценностных ориентации анализируется с начала 60-х годов прошлого века. Существует множество подходов к этому вопросу. В марксисткой теории «ценности — это те явления (или стороны явления) природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества или класса в качестве действительности или идеала»

Другие исследователи считают неправильным «отождествлять ценность с оцениванием предмета. Ценность есть значение предмета для человека, для его познавательной и практической деятельности».

По мнению Г. П. Выжлецова принятые в литературе различные определения ценностей не противоречат друг другу, поскольку входят на разных уровнях в целостную структуру ценности и проявляются соответствующим образом в зависимости от ситуации.

В понятии «ценность» объективны его свойства, независящие от человека, которые становятся ценностью в момент их познания и оценки человеком. Ценность не может рассматриваться отвлеченно от человека.

Ценность — это понятие для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного .

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

2. 2. Два класса ценностей

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя их как «. устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств .

2. 3. Ценности в сказках

В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции Но тем не менее, они от этого не были менее «социально адаптированными». Возникает вопрос – почему. Может быть потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Может быть потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?

Сегодня на прием к психологу обращается немало родителей одаренных, хорошо интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто их источником оказывается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам. Чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая произошло недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии.

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи, не понимают их смысла, считают «пережитком прошлого».

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории. И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня действует процесс передачи знаний о жизни, с помощью рассказывания сказок. Но часто люди ошибочно полагают, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Глава 3. Исследование ценностей личности в младшем школьном и подростковом возрастах

3. 1. Методы и организация исследования

В психологии существует множество методов исследования психических процессов и свойств личности. В нашем исследовании мы использовали метод анализа результатов деятельности (сочиненные сказки) и метод шкалирования. При обработке результатов исследования мы использовали статистические методы и метод контент-анализа.

Для реализации этих методов мы воспользовались методикой изучения ценностных ориентаций (автор Д. А.  Леонтьев) и методикой «Сочинение сказки».

Методика изучения ценностных ориентаций (автор Д. А. Леонтьев)

Цель: изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности.

Оборудование: ручка, бланки с перечислением ценностей.

Ход работы и инструкция: раздаются бланки и предлагается поработать с первым, произносится следующая инструкция. «Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в соответствующей графе поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная цель получит номер 18. Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в соответствующей графе цифру в процентах».

После того, как все участники исследования выставили рейтинг и процент реализации ценностей – целей, им предлагается поработать со вторым бланком. Инструкция: «Перед Вами список, включающий положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в соответствующей графе цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная для Вас личностная черта получит цифру 18. Затем оцените, насколько каждая из них уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в следующей графе соответствующую цифру в процентах».

Комментарий: в младшем школьном возрасте (4 кл. ) процент реализации не выставлялся, так как учащиеся не знакомы с понятием «проценты». Это понятие вводится по школьной программе позже.

Обработка результатов стандартная, взята из книги Д. А. Леонтьева

Методика «Сочинение сказки» (модификация Д.  Васильчука).

Цель: выявить ценности учащихся, с помощью анализа свободно сочиненной сказки.

Оборудование: ручка, чистый лист бумаги в линию.

Ход работы и инструкция: детям предлагается прослушать вводную медитативную сказку для создания атмосферы творчества. Во время того, когда произносится сказка, участникам раздаются листы в линию. Инструкция: «Добрый день , дорогие друзья! Хочу сразу представиться, меня зовут Дмитрий, я ученик 10 класса. Сегодня я приготовил для вас очень интересное занятие. Сегодня мы будем путешествовать в сказку. Прежде всего, я хотел бы спросить, какие сказки вы знаете и какие ваши самые любимые? (идет обсуждение сказок с участниками). Ну что ж, очень даже хорошо, а теперь давайте все вместе закроем глаза и начнем представлять

Итак, представим себе утро, раннее утро, самое начало рассвета. Мы встаем, умываемся, чувствуем энергию бодрости и свежести. Одеваемся и на цыпочках выходим из дома, ведь в доме все спят, и мы не хотим никого разбудить. Мы идем по тропинке и заходим в пробуждающийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки от прошедшего ночью дождя. Мы вдыхаем свежий утренний воздух и выходим на поляну. Осторожно идем по траве в центр полянки и садимся, Солнышко уже выглянуло и потихоньку начинает нас пригревать.

Вот вы и в сказке! Теперь откройте, пожалуйста, глаза и попробуйте сами сочинить и записать вашу сказку. Помните о том, что у любой сказки есть название».

Обработка результатов: текст сказки анализируется с помощью контент–анализа по индуктивной схеме. Вычленяются ценности личности.

3. 2. Анализ полученных результатов

В нашем исследовании принимали участие учащиеся 4-го и 9-го классов НОУ СО ЧИШ. Общий объем выборки составил 28 человек, из них 11 младших школьников (6 девочек, 5 мальчиков) и 17 подростков (8 девочек, 9 мальчиков).

По методике Д. А. Леонтьева были получены индивидуальные рейтинги ценностей-целей и ценностей-средств. Просчитав средний показатель по каждому виду выделяемых ценностей, мы получили групповые рейтинги ценностей учащихся разных возрастов.

Среднегрупповые ранжирования ценностей выглядят таким образом:

Ценности-цели (4 класс):

1. Счастливая семейная жизнь (среднее значение данной ценности — 4,18)

2. Здоровье (4,81)

3. Познание (6,54)

4. Наличие хороших верных друзей (6,72)

5. Развитие (7,72)

6. Жизненная мудрость (7,81)

7. Активная деятельная жизнь (9,27)

8. Уверенность в себе (9,45)

9. Красота природы и искусства (9,72)

10. Интересная работа (9,81)

11. Любовь (10,54)

12. Свобода (10,63)

13. Материально обеспеченная жизнь (11,27)

14. Творчество (11,45)

14. Счастье других (11,45)

15. Развлечения (12,63)

16. Продуктивная жизнь (12,9)

17. Общественное признание (14,09)

Ценности-цели (9 класс):

1. Наличие хороших верных друзей (в скобках указан процент реализации: 85% и среднее значение по рейтингу — 5,47)

2. Любовь (65%; 6,05)

3. Интересная работа (53%; 7,35)

4. Свобода (80%; 7,94)

5. Материально обеспеченная жизнь (65%; 8)

6. Познание (77%; 8,64)

6. Здоровье (52%; 8,64)

7. Активная деятельная жизнь (69%; 8,94)

8. Счастливая семейная жизнь (66%; 9,11)

9. Уверенность в себе (71%; 9,17)

10. Развитие (66%; 9,41)

11. Жизненная мудрость (52%; 9,76)

12. Продуктивная жизнь (64%; 11,05)

13. Творчество (70%; 11,11)

14. Общественное признание (71%; 11,47)

15. Счастье других (61%; 12,52)

16. Красота природы и искусства (59%; 12,94)

17. Развлечения (57%; 13,35)

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между этими иерархиями статистически значим (((0,01). Можно выявить, что основные расхождения в ценностях-целях учащихся 4-го и 9-го классов относятся к любви, интересной работе, свободе, материально обеспеченной жизни. Перечисленные ценности-цели гораздо значимее для подростков, нежели для младших школьников. Это можно объяснить особенностями возраста и стремлением к самостоятельности.

Если говорить о ценностях-средствах, то групповой итог ранжирования в 4 классе выглядит таким образом:

1. Ответственность (среднее значение данной ценности — 5,63)

2. Воспитанность (6,09)

3. Самоконтроль (7,09)

4. Образованность (7,27)

5. Смелость в отстаивание своего мнения, своих взглядов (7,81)

6. Чуткость (8,36)

7. Жизнерадостность (8,54)

8. Честность (8,63)

9. Актуальность, чистоплотность (9)

10. Твердая воля (9,18)

11. Эффективность в делах (9,54)

12. Рационализм (9,5)

13. Исполнительность (9,63)

14. Терпимость (9,72)

15. Широта взглядов (11,09)

16. Независимость (11,45)

17. Высокие запросы (15,18)

18. Непримиримость к недостаткам в себе и в других (15,27)

Ценности-средства (9 класс):

1. Честность (в скобках указан процент реализации: 73% и среднее значение — 6)

2. Твердая воля (75%; 6,8)

3. Ответственность (73%; 7)

4. Образованность (60%; 7,4)

5. Независимость (82%; 8,2)

6. Смелость в отстаивание своего мнения, своих взглядов (73%; 8,41)

7. Самоконтроль (60%; 8,52)

8. Рационализм (67%; 8,82)

9. Воспитанность (78%; 9)

10. Жизнерадостность (76%; 9,23)

10. Эффективность в делах (65%; 9,23)

11. Чуткость (73%; 9,29)

12. Исполнительность (66%; 9,94)

13. Широта взглядов (67%; 9,98)

14. Терпимость (69%; 11,35)

15. Актуальность, чистоплотность (69%; 13,17)

15. Нетерпимость к недостаткам в себе и в других (48%; 13,17)

16. Высокие запросы (53%; 14,52)

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между данными иерархиями тоже статистически значим (((0,05). Можно выявить, что основные расхождения в ценностях-средствах учащихся 4-го и 9-го классов относятся к таким качествам как: честность, твердая воля, независимость. Подобные качества ценятся девятиклассниками выше, чем младшими школьниками.

Анализируя результаты работы по другой методике «Сочинение сказки», можно сказать, что задача на сочинение сказки более легко и гармонично была принята младшими школьниками. У подростков написание сказки вызвало некоторые затруднения. Хотя многие авторы полагают, что именно с этого возраста можно говорить о словесном творчестве у детей в собственном смысле этого слова. Возможно, подросткам необходим более индивидуальный подход при такой работе.

Если говорить об анализе сказок, сочиненных детьми, то можно выявить одну очень значимую черту. Сказки, сочиненные подростками более сложны для анализа и содержат несколько скрытых смыслов, связанных с личностью автора сказки. Сказки, сочиненные младшими школьниками более «прозрачны».

Для анализа текста сказок применялась индуктивная схема, когда категории выделяются в самом оцениваемом тексте. Сначала выделяют субъективные категории, используемые самим автором текста, а потом их обобщают с позиции читателя-аналитика. Такой подход уместен при анализе произвольных текстов — сочинений на свободную тему, каким и было сочинение сказки в нашем исследовании.

В сказках младших школьников очень часто в виде героя выступают животные, наделенные человеческими чертами. Сказки подростков в виде героя содержат человека или известных персонажей.

Например: в сказках младших школьников главными героями оказались: три утенка, хомячки, пёс, лиса, медведь, а также карандаш и ручка, зеленый листочек. В сказках подростков в качестве главных героев фигурировали: фея, девочки, мальчики, Гарри Поттер, колобок, ложь и правда и т. д.

33 % сказок подростков неокончены и требуют продолжения, у младших школьников подобных сказок только 18 %. Подобная тенденция описана в литературе . Чем старше становится человек, тем чаще встречаются неоконченные сказки (в частности, сказки о самом себе).

Сюжеты в сказочных историях распределены таким образом — у младших школьников: межличностные взаимоотношения (46 %), приключения с элементами волшебства (27 %), реализация своих талантов (18 %), дружба (9 %). У подростков: приключения с элементами волшебства (33 %), внутренние переживания личности (27 %), сказки с моралью (20 %), описание жизни (20%).

С помощью сказки удалось выявить основные ценностные ориентации младших школьников и подростков.

Это забота о близких, умение прощать, значимость дружбы и любви, умение добиваться поставленной цели, жизнерадостность, свобода, ответственность.

Приведем пример сказки, сочиненной младшим школьником. В ней очень ярко звучит тема ценности смелости в отстаивании своего мнения, твердости воли, жизнерадостности, общественного признания.

Сказка «Жили-были три утенка» (автор М. Л. ).

«Жили-были на свете три утенка: их звали — старшего — Кря-кря, среднего — Кри-кри, а самого маленького утенка звали — Крю-крю. У каждого маленького утенка была своя мечта. У Кря-кря была мечта стать певцом. Он очень красиво крякал. У Кри-кри была мечта стать музыкантом. Когда он родился, ему подарили скрипку. Теперь он играет на ней каждый день. А у маленького утенка была мечта стать танцором. И вот однажды утята решили, что вместе они ничего не смогут. И разошлись.

Кря-кря ушел на восток. Кри-кри ушел на запад. Крю-крю ушел на юг. Кря-кря на востоке нашел очень маленькон здание, и ему стало очень интересно. Он зашел вовнутрь. Там он нашел группу людей, которая пела. Он и попросился к ним в группу. Кри-кри на западе нашел деревянный трехэтажный дом. На дома было написано «Музыкальная школа». Утенок стоял и боялся войти. И тут из дверей вышли четыре девочки. Они всяли утенка домой. И научили его играть не только на скрипке, но и на баяне, и на фортепиано.

А Крю-крю на юге забрел в село. Он очень устал. Он упал около дерева и лежал полдня не очнувшись. Но когда он очнулся, он увидел пары кружащиеся по паркету. Пары были нарядно одеты! Одна была пара в зеленом, другая в желтом, третья в оранжевом.

И так утята обрели свое счастье!!!»

Приведем пример сказки подростка. В ней говорится о ценности честности.

Сказка: «Сказка про ложь и правду»

«Жили-были ложь и правда. Они были совсем разные, но жили вместе. Иногда ложь мешала жить правде, и вот однажды они поругались.

Долго они дулись друг на друга, но в один прекрасный день помирились и решили, что, если бы их не было, то жизнь была бы такая скучная! И стали они дружить и помогать своим хозяевам. Когда нужно было выкрутиться из какой-нибудь неудобной ситуации, на защиту вставала ложь. Когда же честно человек говорил и делал, то тут вступалась правда.

Ложь и правда — независимые помощники в жизни каждого человека, но все-таки правда намного справедливее и лучше лжи.

Сказка о том, что правда и ложь живут в нас с рождения, а наша задача, чтобы наша правда помогала нам чаще, чем ложь.

Вот и сказочке конец, а кто думал, тот молодец!»

Если сопоставить выявленные ценности в сказках с получившими высокие ранги по методике Д. А. Леонтьева, то мы можем увидеть большое соответствие между ними. Это будет относиться и к сказкам младших школьников, и к сказкам подростков.

Можно сказать, что с помощью сказки можно не только выявлять ценности личности, но и ориентироваться в том, какие переживания актуальны на данный момент для человека, какие ситуации его тревожат, в сказках могут даже прозвучать пути выхода из затруднительных ситуаций. Сказка требует глубокого и длительного анализа.

Заключение

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для дальнейшего научно-практического исследования.

Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальной проекции личности, позволяют исследовать личностные образования.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают действенную помощь психологам, родителям, учителям; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Для эффективной диагностической работы требуется не только способность к чувственному проникновению, но и такт и, конечно, знания в области педагогики, психологии, в сфере истории символов, интеллектуальная гибкость.

Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие выводы.

Богатейший материал для диагностики детских представлений дает анализ продуктов их фантазии. О представлениях детей о мире можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям или предметам. Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.

Цель работы достигнута, все поставленные задачи решены. Сказка является транслятором ценностных ориентаций личности.

По материалам этого исследования были проведены занятия с младшими школьниками и подростками на тему: «Сказка и ценности личности» (см. Приложение). По итогам работы совместно с психологом планируется проведение семинара для педагогов на тему: «Возможности сказки в педагогической деятельности».

Если говорить о перспективах развития темы, то в дальнейшем нам бы хотелось применить сказку для профориентационной работы с подростками, а также более подробно остановиться на изучении влияния медитативных сказок.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)