Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русские поверья

У всех народов земного шара есть поверья и суеверия, у многих они схожи между собой, указывая на один общий источник и начало. У нас есть поверья, которые являются остатком или памятником язычества. Другие поверья придуманы случайно. Поверья третьего разряда в сущности основаны на деле, на опытах и замечаниях, поэтому их неправильно называют суевериями, эти поверья должны быть объяснимы из общих законов природы. Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения – народная поэзия, которая обращается в суеверие. К шестому разряду относятся поверия, в которых мы не можем добиться никакого смысла.

Пытливый разум, изыскивая и не находя причину многих явлений, в особенности бедствий и несчастий, прибегает к помощи воображения, олицетворяет силы природы, сваливает все на эти лица, на которых нет ни суда, ни расправы, - и на душе как будто легче.

Ведьма – женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный вред «учеными» ведьмами. Согласно общераспространенным представлениям, ведьмы не могут умереть и страшно мучаются, пока не передадут кому-либо свои знания; поэтому люди, наделенные колдовскими способностями, умирая могли передать их любому из родственников – через чашку, веник, другие предметы. Ведьма могла получить колдовские способности и после заключения договора с нечистой силой: черт начинает служить ведьме, исполняя все её распоряжения. «Была у нас старуха, все звали ее ведьмой. Вся ее премудрость заключалась в том, что она залезет под куриную нашесть, закудахчет курицей, а потом и тащит целый подол яиц. «Черт ей яйца приносил», - говорили люди.

Записаны поверья о том, как из тела умершей ведьмы выползают жабы, змеи и прочая нечисть: « взявши старуху, вывезли ее в поле, там вырыли глубокую яму, положили в нее дров, зажгли огнем; на огонь бросили тело, из которого поползли жабы, змеи, мыши, лягушки и тому подобные гадины в немалом количестве, которых народ метлами из березовых ветвей сбрасывал в яму».

Традиционный облик ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с подойником, корзиной в руках. Она умеет быстро передвигаться на помеле, хлебной лопате. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью – в доме ведьма обычно колдует у печи. Если опрокинуть ухват у печи, то ведьма потеряет способность колдовать. Если повернуть заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться.

Ведьма летит дымом, вихрем, а чаще – птицей.

Труба – излюбленный путь ведьм из дома в дом, а вьющийся дым особенно причудливыми кольцами – одно из свидетельств присутствия в избе ведьмы.

Ведьма оборачивается иглой, клубком, мешком, катящейся бочкой, копной сена. Однако чаще всего она принимает облик птицы (сороки), змеи, свиньи, лошади, кошки, стремительно катящегося колеса. «Жила в соседней деревне старуха, все жители называли ее ведьмой. И вот решили мы с подругами пойти туда на танцы. Идем с девчатами с вечерки, смеемся, шутим. Вдруг видим колесо деревянное катится, обмотанное колючей проволокой. Мы в сторону, оно за нами; мы быстрее – оно быстрее. Как добежали до нашей деревни не помню. С криком, визгом забежали в первый попавшийся дом, боялись идти домой. Пришлось хозяину провожать нас до дому. Больше мы в ту деревню не ходили», - вспоминает Никиенко Анна Григорьевна.

Сборища ведьм (приурочиваемые нередко к Пасхе или ко дню Ивана Купалы) 7 июля могут происходить и на кладбище.

Одно из наиболее традиционных занятий – выдаивание чужих коров. Обычно в сумерках, ночью, обернувшись свиньей, кошкой и тайком пробравшись к корове, ведьма доит её, перетягивая вымя невидимыми волосками. У выдаиваемой ведьмой коровы пересыхает вымя, она чахнет и погибает. На Ивана Купалу, в Петров день коров вместе с телятами старались оставить дома, чтобы сосущий теленок мешал ведьме отнять молоко, на дверь сарая вешали чертополох, клали в дверях молодое осиновое дерево, подпирали дверь осиновым поленом, обсыпали льняным семенем. На окна клали жгучую крапиву и вообще старались не спать в ночь на Иванов день, чтобы не стать жертвой колдовских проделок.

Боязнь ведовской порчи и ведьм была сильна. Особенно опасались ведьм во время свадеб, на которые старались пригласить «сильного» колдуна-охранителя, вежливца.

Водяной – «живая» стихия воды – выглядит и ведёт себя, как озеро, река или пруд: он просыпается весной (по поверьям некоторых районов России – 16 апреля); радуется весной новоселью; когда вода в реке рябит – это водяной сердится, наводнение – свадьба водяных, чаще всего водяные женятся на утопленницах; мутный вал, несущийся по реке, - лошади: « водяные любят иногда пошалить. <> Наводнение в 1800 г. под Петрозаводском было, по мнению местных жителей, « не чем иным как свадьбой в водном царстве», а гул перемешанным с песком и глиной воды – «музыкой водяных». Рыба – традиционный облик водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек; и рыба, и человек или ездит на рыбе. Любимый конь водяного это сом. Водяной может быть «щукой без нароста пера», может напоминать налима, быть просто громадной рыбой или рыбой себя ведущей необычно: «Один мельник ловил ночью рыбу и вдруг ему в лодку запрыгнула большая рыба. Мельник понял, что это водяной и надел на неё крест. Рыба стала просить мельника чтоб он отпустил еёНаконец сжалился над водяным, а за это водяной пообещал, что он не будет размывать мельницу мельника весной. По общерусским суевериям, водяной может быть человеком с рыбьем хвостом вместо ног. Кроме рыбьих обликов водяному свойственны и птичьи. Чаше всего водяной бывает в облике птиц, которые обитают на поверхности воды – лебедь. Водяной может быть ещё собакой, кошкой и свиньёй. По распространённым поверьям водяной очень любит коров и лошадей. Говорят, что у водяного есть своё стадо. В рассказе,записанном в Поволжье, водяной с арканом бегает по острову за белой лошадью. У водяного очень длинный волос и он очень любит их расчесывать гребнем. Водяной – «хозяин» дарующий жизнь и урожай воды, соответственно, и «хозяин плодородия». Он может принимать традиционный облик «индоевропейского демона плодородия» - коня. По своей независимости, коварству, непредсказуемости водяной в поверьях соответствен с чертом. В народе говорят, что у водяных есть семьи и у них есть жены, которые страшно безобразны. Обитатели дома водяного чертенята у хаты водяного играет музыка. Жилище водяного может быть дворец. Нередко жилище водяного это омут, река, озеро. Человек,попавший к водяному хозяину может вернуться на землю, обманув его, но это случается очень редко. На Тамбовщине считают, что утонувший человек становится слугой водяного, до тех пор пока не найдёт себе замену, т. е. кого – нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает водное царство, а сам становится водяным. В целом же многоликий водяной не сколько зол, сколько непредсказуем и двойствен, «играет» вместе со стихией воды; он существо столь же опасное, сколь и необходимое, как сама вода, которой в поверьях русских крестьян уделено одно из ведущих мест.

Домовой – «хозяин» двора и дома. Имена домового «господарь», «большак», «дед», «дедко», «братанушко», «хозяин», «хозяинушко» характеризует отношение домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый «хозяин». Крестьяне были твёрдо уверены, что без домового дом не держится. Образ домового при внешней простате – один из самых сложных, многозначных в крестьянских поверьях. Домовой наделяется разнообразными обликами, качествами, способностями. Основные занятия домового – забота о скотине, предсказание бедующего обитателя дома. По рассказам крестьян XIX – XX вв. , домовой – дворовой чаще имеет человеческое обличие, но он предстаёт и змеёй, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньёй, ягнёнком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем.

Всех животных и пресмыкающихся, которые могли быть воплощением домового-дворового, запрещалось убивать в пределах двора, дома и возле них. В поверьях русских крестьян домовому чаще всего сопутствует лошадь. Основные занятия, за которым его можно увидеть, - кормление, поение лошадей. Невидимый домовой делается зримым, если

Взглянуть на него через хомут. На попечении домового находится скотина. Получив скотину, домовой холит её, кормит, поит. Домовой заплетает животным хвосты, гривы. Эти «косы» ни в коем случае расплетать нельзя.

Нелюбимых животных домовой «загоняет», т. е. катается на них по ночам, забивает под ясли, путает, сбивает им гривы, хвосты. В таких случаях корову или лошадь стараются продать, чтобы угодить домовому.

От проказ домового оберегались по-разному: помещали в конюшне медвежью голову, убитую сороку; зарывали под жильем череп козла; окуривали дом и двор медвежьей шерстью или обводили медведя вокруг дома. У крестьян преобладает уважительное, с некоторой опаской, отношение к домовому. Подарки домовому – хлеб, цветные лоскутки, монета. Домового чествовали по праздникам, перед Великим постом, были и особые праздники домового – 7 февраля, день Ефрема Сирина, «именины домового». 12 апреля, в день Иоанна Лествичника домовой праздновал наступление весны. В этот день он бесился, сбрасывал шкуру, подкатывался хозяевам под ноги.

Лик домового обращен не столько к животным, сколько к людям.

Домовой – плотный мужичок в смуром кафтане, космат, весь оброс мягким пушком. С представлениями о мохнатости домового связаны с понятием о достатке дома, его хозяев. Домовой обитает чаще всего в подполье, в подпечье. Другие традиционные места его обитания – углы, чердак, порог.

Домовой, пожалуй, не столько «хозяин» дома, сколько вещун человеческой судьбы. По распространенным поверьям домовой может красть детей и разносить болезни. Обычно невидимый, а только слышимый домовой стонет и плачет перед бедой, а становится видимым – к несчастью. Появляется домовой-судьба не только в облике старшего, но и в обличье недавно умерших обитателей избы или тех домочадцев, которым суждено сильно заболеть или умереть.

Домовой в отсутствии хозяина дома носит его одежду – к несчастью, имеет вид хозяина дома – к несчастью, является на место хозяина дома и делает его работу – к смерти хозяина. Домовой – предок рода, обреченный в батраки живущим в доме и каждый раз принимающий облик последнего умершего.

При переселении в новый дом хозяйка брала горшок недоваренной каши и доваривала её в новой избе;домового перевозили в лапте. Домовой, позабытый на старом месте жительства, тосковал, иногда умирал и мог извести скот, навлечь беды на семью: «Домовому тяжело быть вне дома. Он будет мучить себя и домочадцев». Домовой – «хозяин», «душа и судьба» человека и дома – не мог не сопутствовать всей жизни крестьянина.

Кикимора – дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой, девочкой или маленькой женщиной.

В крестьянских поверьях кикимора предстает одетой в рванье, лохмотья; с распущенными волосами. Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в курятнике, в сарае, на чердаке.

В Крещение крестят рукой или ножом по воздуху окна и двери, а также ставят кресты мелом, краской, углем, чтобы кикиморы не вошли в дом.

Обычно невидимая, она обнаруживает себя главным образом ночью. Поселившись в пустом доме, она швыряет во входящих камнями из развороченной печи; в жилых домах растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину; топает, свистит, пляшет, стонет, стучит, гремит посудой, бьет её, мешает спать детям. Проделки кикиморы не только доставляют мелкие неприятности, но и могут буквально изгнать хозяев из дома.

Кикимора именуется иногда женой домового, волосы у нее растрепаны, живет под полом, выходит по ночам прясть.

Кикимора – кукла, щепка, ножик может обнаружиться под печкой, в переднем углу, под полом, в бревнах сруба, в поленнице. Следствия ее присутствия – шум, беспорядок, странные и страшные вещи, ведения, не дающие хозяевам покоя.

От проказ кикиморы помогали подвешенные курятнике «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, горшок без дна, старый лапоть.

Изгнать кикимору можно было, окропив дом святой водой и с помощью заговоров.

Леший – лесной дух, «хозяин леса».

Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще невидим, а лишь слышен. невидимый леший ведет себя очень шумно: свищет, щелкает, кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему на ветру лесу. По поверьям леший пучеглаз, у него длинные волосы и зеленая борода; он может быть огромен, выше дерева и такой толстый, что девки вокруг него водят хоровод. По представлениям леший свободно меняет свой рост: от размеров маленькой травинки до самого высокого дерева.

Леший может превращаться в птицу, зверя, появляется в образе дикого козла, жеребца, зайца, но может быть и собакой, теленком, поросенком, петухом. Нередко леший представляется мохнатым, его облик напоминает нечистого духа, черта. Одно из наиболее распространенных обличий лешего – стремительно летящий по ветру конь. Увидеть лешего можно через уши коня, а также через хомут. Часто леший показывается и в облике человека. То он старик или человек огромного роста, в белом одеянии, то маленький человечек, рыжий, в остроконечной шапке. Леший обычно застегнут «наоборот», а иногда у него перепутана обувь, подоткнута правая пола одежды. У него зычный голос, а также любовь к повторениям последних слов собеседника.

В каждом лесу - свой леший. Излюбленное время лесовиков – сумерки, ночь. Распорядок жизни лешего связан со сменой времен года и с крестьянским календарем; с первыми морозами лесовики «проваливаются» сквозь землю, а весной «выскакивают» из земли.

Праздником для лесных владетелей является 2 августа, Ильин день, когда «открываются» волчьи норы, а звери и гады бродят на свободе»; 4 сентября, день Агафона – огуменника, лешие выходят из леса, бегают по селам, стремясь проникнуть на гумна, раскидать снопы. Один из самых больших праздников для лесных духов – 27 сентября, Воздвиженье – до недавнего времени крестьяне старались не ходить в этот день в лес, боясь встретить сборище змей, зверей, лесовиков. Отгуляв Воздвиженье, лешие уходят под землю, на покой.

леший – существо могущественное, вездесущее, обладающее властью не только над лесом, но и над многими сторонами человеческого бытия.

Леший – стихийный дух – производит ветер, вихрь, бурю. Леший – вихрь «подхватывает вихрем» и уносит с собой проклятых.

Леший пугает шумом, хохотом, свистом, может даже защекотать или загрызть. Леший уводит людей в лесную глухомань различными способами: принимая облик манящего за собой человека, аукаясь, перекликаясь с путниками; уводя по своей тропе; затягивая в чащу магической силой.

Избавиться от лесного духа можно молитвой или матерной бранью; вовремя оградив себя крестом; рассмешив лешего. Также леший страшится соли и огня, очищенной от коры палочки липы или рябины. Напугать или убить лешего можно было, только выстрелив в него медной пуговицей, хлебными крошками.

Кроме проклятых и потерявшихся в лесу людей, в подчинении лесного духа находятся самоубийцы и похищенные лешим дети. Лес, издревле почитавший обителью мертвых, в XIX – XX вв. остается местом пребывания умерших неестественной смертью.

У леших есть солдатчина, они воюют между собой и с водяными.

Лесной хозяин следит за поведением людей в лесу, он не переносит шума, хищнического сбора грибов и ягод, ночной работы в лесу.

Останавливаясь в лесу на ночлег, нужно просить разрешения у лесного хозяина.

Откупиться от лесовика, смягчить его гнев можно подношениями, оставляемыми на пне, на лесном перекрестке.

Согласно общераспространенным поверьям, леший обладает способностью губить домашнюю скотину, поэтому необходимо было заключить договор с ним. Обычно когда по весне стадо первый раз выходило в поле, то его поручали невидимому надзору святого Егория, но при этом пастух нередко заключал договор с лесным хозяином: приношение жертвы.

Завести добрые отношения с лешим старались и охотники, также подносившие ему дары, чаще всего – блины, яйца.

Образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружавший крестьянина с рождения до смерти. как и лес, он неизбежный и необходимый участник бытия крестьян.

Русалка – дух в облике женщины, который может появляться у воды, в лесу, в ржаном поле.

Волосы у русалок могут быть зелеными, черными, длинными, золотистыми, блестящими. по рассказам, русалка разнолика – то черна и растрепана, то вся бела, как снегурка.

С середины весны и летом русалки могут обитать в полях, появляться в огородах, у бань, даже в бане.

В облике русалок проглядывают черты покойников, главным образом девушек, женщин, утонувших или погибших, умерших не крещенными, лишенных погребения, пропавших без вести, похищенных.

Русалки-покойницы, в общем, похожи на обычных людей, но они бледны, «прозрачны», с неприбранными волосами, в просторных белых рубахах без поясов или вовсе лишены одежды.

Русалка может оборачиваться возом сена, красной коровой, конем, теленком, собакой, мышью, птицей, зайцем.

Появляются русалки и в одиночку, и группами.

«Мужья русалок» - водяные, лешие, а также защекоченные ими до смерти мужчины.

Традиционное занятие появляющейся у воды русалки – мытье и расчесывание волос. Русалка моется, сидя на камне

Расчесывание волос – колдовское действие. Традиционно считалось, что длинные, густые волосы обладающих сверхъестественными возможностями существ могут испускать особые, колдовские влияния.

Расчесывание волос воздействовало на окружающий мир. Пока русалка чешет волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг.

По распространенным представлениям, русалки сильно плещутся перед утоплением человека; могут «утянуть» к себе купающегося. Русалки особенно опасны в полдень и в полночь.

Русалки не редко ведут себя сходно с обычными людьми: водят хороводы, хохочут, поют, кричат, бьют в ладоши, но и катают яйца, играют пылью, празднуют свадьбы, расчесывают волосы, моют лицо, прихорашиваются, плетут венки, парятся в банях, стирают белье, прядут, воруют нитки и полотно, стерегут цветущую рожь, часто портят посевы.

Смысл традиционных, обыденных и одновременно магических действий русалок наиболее очевиден в связи с сезонным ритмом жизни.

Выходя из воды русалки появляются на земле, в лесах и на полях, в период с троицы до начала петрова поста или Петрова дня (12 июля). В соответствии с этим неделя, предшествующая Троице или следующая за ней, именуется «русальной», «русальской», а начало Петрова поста – «русальским заговеньем».

Появляясь на земле, русалки бегают по лесам и полям, играют, раскачиваются на ветвях деревьев; устроившись на ветвях, разматывают похищенную пряжу.

Само движение русалок воздействует на землю, на растительность

Раскачивание русалок на ветвях деревьев, также магическое действие, способствующее росту, созреванию.

Русалки появляются на земле в период напряжения всех ее сил, во время весеннего расцвета зелени, созревания злаков; их приход в леса и на поля соотнесен с пиком появления необходимых для наступления летнего расцвета, связанных с водой, влагой сил плодородия.

Русалка – воплощение силы плодородия, и сверхъестественное существо, влияющее на плодородие.

Согласно общерусским поверьям, русалки, обитающие в полях, охраняют их, изгоняют и преследуют людей, которые вредят посевам.

В период, приблизительно предшествующий жатве, русалок провожают буквально возражая породившей их воде: изображая русалку чучело во время ее проводов топили в воде.

«Обряд проводов русалки совершается следующим образом: какая-нибудь девушка с распущенными волосами и в одной рубашке, с венком на голове изображает русалку; она едет верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожают до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывается от провожающих. Последние же возвращаются назад , приговаривая: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить». Иногда роль русалки исполняет кукла или чучело».

Чтобы избавиться от русалки во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом, стать в этот круг. Русалки тогда не подступятся: походят, походят около черты, а потом и спрячутся.

В русских поверьях XIX – XX вв. русалка чаще всего неожиданно встречающееся человеку и столь же внезапно исчезающее « стихийное и роковое» существо, встреча с которым нежелательна.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)