Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роспись по дереву в Миньяре

В долине живописной реки Сим с ее чистыми студеными притоками расположился город Миньяр. Издавна славился он народными умельцами, создававшими прекрасные изделия из бересты и лыка. Делали красивую мебель, резными наличниками украшали дома. Но какой-либо художественной школы не сложилось. Остались единичные мастера, сохранившие то или иное направление. В конце ХХ века занятия декоративно-прикладным искусством были очень популярны. Именно поэтому в нашем городе работают уже более 30 лет кружки росписи по дереву, воспитывающие интерес к народному искусству, развивающие творческие способности, эстетические и художественные вкусы. Но как в любом провинциальном городе остро ощущается недостаток литературы по декоративно-прикладному искусству. В рамках работы кружка нельзя выполнить изделие, соответствующее всем технологическим требованиям, которые изменяются в художественных центрах. В связи с этим появились изменения в композиционном построении рисунка и технологическими новшествами, которые появились в силу того, что мы удалены от исторически сложившихся художественных центров и не имеем возможности выполнить изделие по технологии. Мы проследили, какие виды росписи превалируют в нашем городе и почему, связано ли это с этническим составом населения и его историей. В этой работе мы обращались к мыслям ведущих искусствоведов, анализировали работу кружков росписи по дереву города Миньяра.

Декоративно-прикладное искусство (от латинского decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Произведения декоративно-прикладного искусства (как одного из видов пластического искусства) отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные учёные А. Б. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность». Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектное явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С. Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. Закон традиции оказывается главной силой в развитии. Очень важно, что народное искусство с его метаморфичностью и символикой – живое творчество и одновременно живая память, память об истоках культуры. Оно несёт опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод. Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта. В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живёт чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера во многом определяются умением варьировать и импровизировать в рамках традиции школы. Важное значение имеют знание свойств обрабатываемых материалов, высокий уровень владения инструментами и техники обработки.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Основой крестьянского искусства было ремесло. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.  д. ) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства и художественные традиции нации - это миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, его историческая память.

Искусствоведы отмечают два направления народного и декоративно-прикладного искусства: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Итак: Народное искусство - живое творчество, которое развивается по определенным законам. Ценность произведений народного декоративного искусства в духовной значимости предметов народного искусства в исторической связи времен. Национальные художественные традиции – это живой родник современной художественной культуры.

Глава 2. Из истории хохломской росписи

В настоящее время применяется 46 типов традиционных росписей, из которых 30 возрождено за последние 25 – 30 лет. Естественно, что наибольшее разнообразие росписей характерно для европейской части России, являющейся колыбелью русской культуры. Здесь расположено ¾ всех современных производств, выпускающих художественные изделия из дерева. Остальные современные очаги декоративной росписи находятся на территориях, где производство расписных изделий – дело относительно новое – в Среднем Поволжье, Чернозёмье, на Северном Кавказе.

Успешное восстановление ряда традиционных систем художественно – технических приемов росписей, положенное в основу современных производств, помогало практическому осуществлению творческих экспериментов, организации выпуска изделий из дерева с восстановленными росписями, созданию на предприятиях творческих коллективов художников, естественно влившихся в системы традиционного искусства.

Вместе с тем в современную художественную и бытовую культуру входили и отрицательные явления, в том числе использование заимствованных технологий и композиций росписи на вновь организованных предприятиях лесного хозяйства, мебельной и топливной промышленности. Нескоординированность планов, амбиция руководства приводили к стихийному размещению производств. Отсутствие вневедомственной концепции развития художественный промыслов как явления культуры отрицательно сказалось на деятельности многих предприятий, в частности, затормозило возрождение местных традиций народной декоративной росписи по дереву в тех районах, где они существовали раньше.

Наибольшей популярностью среди новообразованных предприятий пользуется «хохлома», подделки под которую распространились в 40 областях и краях страны. И хотя довольно быстро утвердилось однозначное мнение о недопустимости полного заимствования сложившейся в другом районе художественно – технической традиции, торгово-экономические идеи массового изготовления модных поделок. Реализованные в некоторых новых производствах, до сих пор продолжают оказывать отрицательное влияние на общую ситуацию в промыслах.

Но поистине велики регенерационные способности современного художественного творчества: нерешённые теоретически идейно-художественные проблемы находят свое практическое решение. Что выход из создавшегося положения есть, если даже в области или республике не было высокоразвитых традиции художественной росписи, первым доказали творческие работники башкирского объединения «Агидель». Использовав теоретическую (хохломскую) технологию, они нашли оригинальный ход в создании изделий с геометризованным растительным орнаментом. Результаты их экспериментально-творческой совместной с сотрудниками научно-исследовательского института художественной промышленной работы получили признание не только в самой автономной республике, но и за ее пределами.

Таким образом, эти фабрики имеют много общего между собой, не взирая на небольшие различия, которые наблюдаются в орнаменте изделий.

Хохломская роспись имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. О ней сказано уже много. Но в последнее время интерес к народному искусству растет, и уже во многих местах появляются кружки, где занимаются росписью по дереву.

Происхождение промысла связано с торговым селом Хохломой, откуда золотистая расписная деревянная посуда направлялась на различные ярмарки и продажи. По данным археологических раскопок, изготовление деревянной посуды в Заволжье занимались ещё в незапамятные времена. Знакомясь в музеях с изделиями 15,16,17 веков, производимыми в монастырях, мы находили вещи, близкие к хохломским по своей форме и киноварному фону. В целях экономии золота иконописцы при окраске икон в золотистый цвет использовали приемы, близкие к хохломской росписи. Самыми ранними изделиями мастеров были чашки, братины, кружки, туески. В 1-ой половине 19 века мастера научились использовать при росписи вместо серебра олово. Изделия стали почти полностью окрашивать в золотистый цвет. В орнаменте появилась плоскостная силуэтная трактовка мотивов. Красочную гамму довели до основных цветов орнамента: красного, черного и золотого. Формирование хохломского орнамента относится также к 19 веку. В конце 19-начале 20 века промысел угасает. После Октябрьской революции стали создаваться кооперативные артели. Со временем мелкие предприятия превратились в крупные. В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в 3 художественных центрах. Старейший из них фабрика «Хохломской художник» находится в селе Семино. Второй крупный центр расположен в городе Семенове - художественное объединение «Хохломская роспись». Третий центр - «Семеновское производственное объединение сувениров».

Для всех этих фабрик общей остается техника хохломской росписи. Все три фабрики выпускают художественные изделия из дерева, которые подразделяются на:

1) утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы);

2) декоративные (настенные панно и т. д. );

3) предметы украшения (броши, браслеты, подвески);

4) предметы сувенирного характера (коробочки, шкатулки и т. д. ).

По способу изготовления все предметы делятся на: столярные, токарные, резные, щепные.

Итак: эти фабрики имеют много общего между собой, не взирая на небольшие различия, которые наблюдаются в орнаменте изделий.

Глава 3. Технология хохломской росписи

Особенность техники золотой окраски хохломских художников – получение золотистого цвета без применения золота. Процесс производства довольно трудоемкий и предполагает следующие этапы: получение заготовки, грунтовка, роспись, закалка.

Из хорошо просушенной древесины: липы, березы, ольхи или осины вытачивают на токарном станке или выдалбливают изделие, которое называется заготовкой или бельем. Белье еще раз тщательно просушивают и грунтуют. При грунтовке в изделие втирается глина. Оно покрывается несколько раз олифой с просушкой при температуре 60-70 с°. Затем его подвергают лужению. На почти просохшую, но липкую поверхность тампоном – куклой, наносят тонко перетертый порошок олова или алюминия. Цель этой операции получить серебристую окраску. После этого изделие вновь сушат и оно готово к росписи. Роспись производят беличьими или колонковыми кисточками с помощью масляных красок: красной (киноварью), черной (газовой сажей), желтой и зеленой.

Роспись. Это один из самых интересных этапов. Прежде чем приступить к росписи объемных изделий, необходимо выполнить ряд упражнений, чтобы изучить отдельные элементы хохломской росписи по бумаге. Можно потренироваться и на объемном изделии, но , чтобы не портить деревянный заготовок, для начала возьмите жестяную банку, бумажный стаканчик или тарелку.

Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания тремя пальцами и ставить вертикально к плоскости рисунка.

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо «под листок». Фоновое письмо – это Кудрина, роспись под «фон».

Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Верховое письмо выполняется по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи «травка» будет сиять поверх мерцающего золотого фона. Просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, золотой фон делает изделие выразительным.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки» - самый простой элемент. Он выполняется легким движениями кончика кисти сверху вниз. «Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента. «Кустик» - это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх, то вниз.

Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют «печатку-тычок», скрученную из плотной ткани, фетра. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью, после высыхания красной краски ягоды разживляют желтым цветом. При нанесении рисунка «травки» следует начинать с крупных элементов; нанося мазки необходимо сохранять определенный ритм. В росписи под «листок» кроме красной и черной краски используют желтую и зеленую. Сначала рисуют черной краской стебельки и веточки, наносят ягодки, потом рисую стилизованные листочки, заканчивают роспись припиской – тоненькие крученые усики, маленькие ягодки. Роспись под фон более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья и цветки могут остаться не закрашенными, тогда они получаются золотыми. Далее выполняют прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап – приписка. Ее делают по фону, используя всю цветовую палитру хохломы. «Кудрина» - самая трудная по технике выполнения роспись. Начинают ее с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создается за счет золотых цветов, листьев. Далее выполняют радужку. Роспись «кудрина» напоминает ковер.

Последний этап изготовления хохломских изделий – закалка, заключающаяся в следующем: высохшую роспись покрывают тонким слоем лака, и изделие закаливают в печи при температуре 270-300С°. Под воздействием высокой температуры масляный лак слегка желтеет, и изделие становится золотым. Для получения красивого тона (более насыщенного золотого оттенка) и придания лаковой пленке прочности процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз.

Таким образом, в орнаменте хохломы утверждаются характерные для декоративного народного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость изобразительных средств.

Глава 4. Цветовое решение в работах хохломских мастеров

Цветовое решение в орнаментике хохломской росписи очень условно, однако, во всех произведениях оно передает основные тональные соотношения или диктует общую цветовую гамму. Орнамент хохломы включает, в основном, золотисто-охристый цвет, который гармонирует с общим колоритом изделия. В росписях преобладают темные тона. Но изделия в целом решаются не на сближенных тонах, не на сочетаниях родственных цветов, а почти всегда на цветовых контрастах. Хохломская роспись не многоцветна, правда, вначале, в период зарождения промысла росписи были достаточно броски и разноцветны. Однако, не смотря на объединяющий золотистый фон, элементы произведения не создавали целостной картины. Тогда в хохломской росписи употребляли синюю, голубую, зеленую, коричневую, розовую краски. Белила использовали при оживке. Оживка – тонкая разделка белилами или краской темных тонов элементов орнамента с применением оживки элементы орнамента становились более выразительными. Очень скоро мастера хохломской росписи отказались от такого колорита и остановили свой выбор на трех основных цветах: красном, черном, золотом: исчезла оживка. Но тем не менее роспись не утратила присущих ей живописных качеств, в силу того, что силуэтный рисунок, выполненный красной, черной краской, создавал на золотом фоне неповторимую красочность и нарядность. Три основных цвета были выбраны не случайно. Отказавшись от многоцветья, мастера применяли законы цветоведения при создании своих произведений. В самом начале зарождения промысла золотой фон в изделиях преобладал над цветом орнамента и рядом с яркой и многоцветной росписью выглядел далеко не выгодно. Золотой не обладал достаточной теплотой. Теплого оттенка можно было достичь, только нанося рисунок черной и красной краской. В этом случае происходил очень интересный эффект: красная краска, которая ложилась поверх золотого фона, придавала ему желаемый теплый оттенок, а черные штрихи или мазки кистью, нанесенные на золотой цвет фона, как бы зрительно его высветляли, отчего он казался ярче и уже более походил на цвет золота.

Глава 5. История ремесел и виды росписи по дереву в Миньяре

История одного из старейших городов Южного Урала началась с развития железоделательного производства. Указом Бергколлегии от 6 мая 1771 года было разрешено строительство Миньярского завода. 1771 год - год основания Миньяра.

Началом строительства в Миньяре являлась плотина, перекрывшая реку в месте слияния ее с рекой Сим. Сюда были завезены крепостные крестьяне из Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Это были первые жители поселка Миньяр. Старый Миньяр был застроен в основном деревянными домами с добротными надворнымипостройками. Занимались охотой, рыболовством и пчеловодством. Летом, в пору сенокоса, завод останавливали на месяц. Заготавливали корм для скота. В противном случае, низкая плата за труд кормильца обрекала семью на полуголодное существование.

Не все миньярцы работали на заводе, многие занимались ремеслами. Так, в пяти кузницах поселка ковали лошадей, из железа изготовляли сельхозорудия, кухонную утварь, щипцы. Столяры делали мебель: столы, буфеты, стулья, у себя в мастерской на дому. Особенно славился своим мастерством Федор Ефимович Фатеев.

Портных обычно приглашали работать на дом. В Миньяр приезжали портные из Костромы, Вятки, но были и свои хорошие портные, шили на дому. Были и женщины-портные. Их называли шитвицами. Сапожники и чеботари делали модную обувь со скрипом, и девушки просили шить башмаки со скрипом! Среди малых предприятий Миньяра славились такие, как гончарное производство и кирпичное, шпилечная фабрика, где из березовых плашек делали гвоздики-шпильки для изготовления обуви.

В Миньяре преобладают росписи народов Поволжья, это обусловлено: во- первых, тем, что во времена Екатерины 2 оттуда в наши края были завезены крепостные крестьяне для того, чтобы они трудились на Аша – Балашовских заводах. Миньяр был основан в 1784 году на тех землях, которые прежде принадлежали башкирским племенам, а поскольку в это время башкиры вели еще кочевой образ жизни, не было на этой территории населенного пункта. А для работы на строящихся заводах нужно было трудоспособное население.

Например, в 1789 году, Ирина Ивановна Бекетова, дочь основателя Миньярского завода И. С. Мясникова, завезла в округ180 крепостных из Калужской, Рязанской, Нижегородской и др. губерний. Нижегородская губерния – колыбель хохломской росписи по дереву. Другая причина превалирования этих росписей – это простота в исполнении и красочность. В–третьих, руководители данных кружков получили свое художественное образование в городах Уфе и Магнитогорске, Хохломе и Семенове и данным видам росписей по дереву обучали детей.

На данный момент в Миньяре, где проживают около 12 тысяч человек, существуют кружки росписи по дереву в Доме творчества, ЦДЮТ, школе искусств, в школе №4 и № 2. Занятия художественным ремеслом присутствуют во внеурочной работе школы и в учреждениях дополнительного образования. В стенах нашей школы работал долгие годы кружок росписи по дереву «Рябинка». Бригада росписи по дереву появилась на основе кружка с 1982 г. Ребята расписывали разделочные доски, круглые и прямоугольные панно, изделия из дерева, выполненные в кружке «Умелые руки». С 1998 года стали приобретать токарные изделия на Башкирском ордена дружбы народов художественном объединение «Агидель».

Ребята стали составлять сами композиции не только на панно, но и на вазу, ложки, поставцы, шкатулки. В основу росписи была положена хохломская роспись, использовались растительный, а иногда и элементы зооморфного орнамента. Работы, выполненные детскими рукам, пришлись по душе жителям города и района. Живой, неподдельный интерес вызвали изделия, выставленные в 1990 году на областной выставке – ярмарке, которая проводилась 29 апреля на площади трудовых резервов. Во Дворце культуры работал «Город мастеров». За хорошее исполнительское мастерство учащиеся нашей школы Хаманова Наташа (ныне обучает детей росписи по дереву в школе искусств), Федосова Юлия, Шагдамова Ирина получили дипломы и призы. На виду у посетителей девочки мастерски расписывали доски. После удачной поездки на областную ярмарку в Челябинск наше творческое объединение «1000 + 1 мелочь» было приглашено на зональную ярмарку в город Свердловск. Ярмарка принимала гостей из Челябинской, Пермской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирии и Удмуртии. А 28 мая этого же года творческое объединение «1000 +1 мелочь», где были представлены бригады росписи по дереву, глиняной игрушки, швейные изделия, было приглашено принять участие на Всероссийской выставке – ярмарке изделий. Москвичи и гости столицы оценили высоко работу миньярских школьниц. Было трудно, так как тут были выставлены работы из Горьковской области, где испокон веков занимаются росписью по дереву.

И так из года в год принимали ребята участие на всевозможных выставках и конкурсах. А в 1991году в Нижнем Новгороде девочки нашей школы Шагдамова Ирина и Романова Юлия получили малые золотые медали «Юный участник ВДНХ». Это – высшая награда ярмарки и девочки ее честно заслужили. К слову сказать, Романова Юлия обучает детей росписи по дереву в Доме творчества города Магнитогорска.

В 1996 году проводился областной конкурс мастеров, где принимали участие Юлины дети, занимающиеся хохломской росписью. Романова Ю. А. заняла второе место в этом конкурсе. Руководителем кружка «Рябинка» являлась Даутова М. А. , учитель немецкого языка, художник шестого разряда, проработавшая в экспериментально – художественной лаборатории на БОДНХО «Агидель». Она является автором многих изделий, участник международных и всесоюзных выставок. В 1978 году стала лауреатом премии И. Е. Репина, в 1980 году заняла призовое место на всесоюзном конкурсе художественных изделий «Олимпиада-80».

Долгие годы работал кружок, выпуская продукцию, радующую людей своей красотой. С удовольствием ходили дети на кружок, чувствуя себя на занятиях как дома, создавая новые рисунки, увлекаясь творчеством. Много детей прошло через кружок «Рябинка», и многие из них до сих пор не равнодушны к творчеству, к прекрасному. Многие дети выбрали специальность, связанную с художественным творчеством. Но в силу того, что нет денег на финансирование подобных кружков в школе, занятия в школе прекратились. Хорошо, что в городе существует система дополнительного образования, где работают высококвалифицированные специалисты, куда вечерами тянутся дети, чтобы окунуться в мир красок, заняться художественным творчеством.

В художественной школе ведет роспись по дереву Зеленцова Н. П. , которая с 1985 года стала посещать кружок росписи при Доме творчества. В 1988 и в 1989 году она ездила со своими работами в г. Москву. Была отмечена грамотой ВДНХ. В 1990 году поступила в Семеновскую Художественную профессионально – техническую школу. Имеет пятый разряд художника росписи по дереву; Наталья принимала участие в различных выставках. Учитывая ее мастерство, стремление к творчеству, ей предложили работать в экспериментально – художественной лаборатории при фабрике по производству художественных изделий. Здесь работают признанные мастера своего дела. Но она возвращается в Миньяр и начинает работу при детской школе искусств, учит детей составлять композиции, приемам кистевой росписи.

В Доме творчества обучала детей росписи по дереву Буравцова О. В. , которая тоже начала свой творческий путь с кружка росписи по дереву. Ещё в школьные годы она занималась в кружке «Декоративная роспись по дереву» при доме пионеров. Одним из педагогов была Даутова М. А. , которая помогла не только сделать выбор профессии, но и поступить в Уфимское художественное училище при художественном объединении «Агидель». В 1991 г. Ольга Валентиновна окончила училище и получила специальность художника миниатюрной лаковой живописи. С 1991 по 2007 г. работала в Доме творчества г. Миньяра педагогом дополнительного образования. Вела занятия в объединениях «Лучики» при ДОУ №4 и ДОУ №6 и «Художественная роспись». Принимала участие со своими воспитанниками во всех городских, районных и областных выставках и конкурсах.

В 2005 году она успешно показала себя на районном конкурсе «Педагог-Внешкольник». С 2007 года работает преподавателем композиции и скульптуры на художественном отделении школы искусств г. Миньяра. Её ученики успешно зарекомендовали себя на районной выставке, посвященной 65-летию Победы, заняв 1, 2 место в номинации «скульптура». Все городские конкурсы рисунков не обходятся без побед ее учеников. По итогам 2008-2009 гг. за успешную преподавательскую деятельность и работу заведующего художественного отделения О. В. присвоена высшая категория. Сейчас она работает в детской школе искусств, где обучается 30 детей на эстетическом отделении в течение 4 лет, 20 человек на художественном отделении по программе обучения в 7 лет. Эстетическое отделение (4 года обучения)есть еще на базе ДОУ №6- лепка и ИЗО и 29 человек на базе 3 класса в школе №4. За истекший период 1995-2010 годы художественное отделение закончили 51 человек. Из них поступили в ВУЗы и СУЗы17 человек- 33% от общего кол-ва выпускников.

В Доме юного туриста работает руководителем кружка Мызгина Е. Н. , которая наряду с творческой работой обучает детей работе с литературой, учит мыслить, сопоставлять. Жизнь каждого человека даёт ему основание выразить своё понимание красоты, и не только осознать, но и передать умение понимать и создавать красивое своим детям, близким, ученикам.

Мал наш городок, но живут в нем творческие люди, которые щедро делятся радостью творчества, своего миропонимания. За 20 лет работы кружков сложились свои традиции, выросло целое поколение людей, не равнодушных к искусству.

Глава 6. Технология росписи, применяемая в работе кружков

Бытует мнение, что приобщение детей к народным ремеслам целесообразно лишь в исторически сложившихся художественных центрах. Но ранее приобщение детей к народному искусству, к владению его приемами, не означает, что все ребята будут работать в системе народных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства важна для общего художественного развития, познания самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных влиянию моды. Поэтому роспись, с которой дети знакомятся в кружках, существенно отличается от традиционных видов росписи. Соответственно меняется технология подготовки изделия к росписи, так как невозможно воспроизвести весь процесс без соответствующей технологии и приспособлений. Упрощаются технологии подготовки изделия к росписи, порой она начинает существенно отличаться от традиционной. Существует несколько видов подготовки изделия к росписи. Один из них заключается в том, что сначала изделие шкурят. Иногда грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы закрыть поры дерева и дерево приобрело приятный оттенок. Наносится рисунок.

В росписи используют гуашевые или акварельные краски. Гуашь наносится ровным слоем, создавая фон, на котором в последствии делают разживку. Затем просушенное изделие с законченной росписью покрывают лаком. Для отделки расписанных изделий из древесины раньше использовали лак 4 С (буква «С» означает, что лак светлый). В настоящее время широкое применение нами пентафталевые лаки ПФ-231 и ПФ-283 (бывший лак 4С). В основе лака ПФ-283 лежит алкидная смола, растворенная уайт–спиритом. Наносится этот лак методом напыления. Этот лак сохнет очень быстро, придает блеск поверхности изделия, делает ее гладкой и ровной. Изделие покрывают лаком несколько раз, сушат. Существует также и другой способ подготовки изделия к росписи по хохломским мотивам. При применении этого способа дерево приобретает золотистый фон. Для этого используют бронзовый порошок. Ошкуренное изделие («белье») грунтуют смесью, приготовленной из олифы и лака. Грунтуют несколько раз, когда последний слой почти полностью просохнет, но все же он будет слегка липким, в поверхность изделия втирают или вгоняют бронзовый порошок. Изделие приобретает золотисто – желтый оттенок. Роспись поверхности делают уже масляными красками. В качестве разбавителя используют скипидар, уайт–спирит, растворитель. Конечно же, работа масляными красками позволяет делать рисунок более тонким и четким. Просохшее изделие также покрывают несколько раз лаком ПФ-283. В результате получается золотисто – медовый фон, характерный для традиционной хохломской росписи. Нами также было подмечено, что изделие, сделанное по нетрадиционной технологии дешевле, чем сделанное по традиционной. Оно более выгодно и его себестоимость меньше. Поскольку изменилась технология подготовки изделия к росписи, изменяются также композиционное построение и цветовое решение росписи. В качестве разживки в элементах используются цвета более насыщенных тонов. Применяются также в кружках росписи по дереву нетрадиционные цвета: коричневый, оранжевый, разные оттенки зеленого. Для того чтобы изделие гармонировало с цветом дерева, используются близкие к дереву по тону цвета.

Из этого следует, что на кружках росписи по дереву детей можно научить приемам традиционных видов росписи, используя новые технологии подготовки изделия к работе.

Заключение

Я считаю, что в эпоху нравственной и экологической катастрофы, для того чтобы сохранить у подростков стремление познать, творить немалая роль отводится декоративно – прикладному искусству. Здесь формируется эстетический вкус на художественных ценностях исторически сложившегося народного декоративно – прикладного искусства. Сквозь века наш народ пронес любовь к прекрасному. Как легенды и песни, так и народное декоративно – прикладное искусство передается из поколения в поколение, бережно хранится. Даже в условиях кружка мы наблюдаем преемственность. Изделия народного декоративно – прикладного искусства отражают творческую индивидуальность мастера, приобретают особую ценность именно в силу своей неповторимости. Мы подчеркиваем еще раз, что народное искусство росписи по дереву характеризует:

1) коллективное начало и традиция, как законы развития народного искусства;

2) устойчивость тем и образов;

3) принципы народного творчества;

4) универсальность языка

В своей работе мы отобразили те технологические отличия, которые имеются между традиционной хохломской и нашей росписью.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)