Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Родословная флага России

Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи.

При звуке гимна начинает взволновано биться сердце. Спортивные болельщики решительно раскрашивают лица в «государственные» цвета. У победителей соревнований нередко наворачиваются слезы, когда вверх взмывает флаг их родной страны.

Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее СИМВОЛАМ. Без их почитания, без знания их истории. Без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личное становление юного гражданина России.

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность, и именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Флаг(flagg) – слово немецкого происхождения. Определение флага содержится в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких, часто с эмблемой». Флаги бывают самые разные: государственные, военно-морские, торговые, сигнальные и др.

Российский бело-сине-красный флаг на рубеже 1980 – 1990-х гг. стал символом возрождения суверенитета России. Ранее практически неизвестный общественности (за исключением историков, специалистов и любителей российской геральдики), он снова вернулся к нам 12 марта 1989 г. в ходе несанкционированных митингов в Москве и Ленинграде, которые были посвящены годовщине февральской революции.

Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые в недавнем прошлом казались малозначащими и не вызывали особого интереса не только в общественной, но и в научной среде. Но сегодня новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории забытых и низвергнутых эмблем и символов, которые могут многое рассказать о стране, государстве, народе.

Изучением знамен, флагов, прапоров, штандартов занимается особая наука - вексиллология. Термин «вексиллология» происходит от латинского слова vexillum – знамя (военное)[2]. Кроме того, в отечественной литературе используется понятие «знаменоведение» и «флаговедение», восходящее к немецкому Flaggenkunde, где в качестве основополагающего выступает слово «флаг».

Между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Знамена несут определенные люди – знаменосцы. Они же охраняют знамя в бою. Знамя считается символом воинской части или организации.

Знамя состоит из нескольких частей, главная – полотнище. Обычно полотнища прямоугольные, но могут иметь и другую форму. Полотнище крепится к древку, которое венчается навершием.

Разновидностью знамен являются штандарты. Когда – то штандартами называли полковые знамена в кавалерии, сегодня штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. Штандарт имеет меньший размер полотнища, чем обычные знамена и флаги. Как правило, полотнище штандарта квадратной формы.

К знаменам относятся и хоругви. Хоругвь – это церковное знамя. По сути, это икона, изображенная на полотне. На хоругвях обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного Писания и молитвы.

В отличие от других знамен хоругвь крепится к древку особым способом. Верхняя часть полотнища прикладывается к горизонтальной перекладине, а та в свою очередь, - к древку, образуя крест.

Хоругви выносят во время крестных ходов и других церковных ритуалов. В старину боевые знамена также называли хоругвями.

Вымпелы имеют узкое полотнище, а бунчуки не имеют вовсе. Слово «бунчук» - тюркского происхождения, оно обозначает древко с привязанным к нему конским хвостом. На Востоке бунчук служил символом власти, а по форме он стоит ближе всего к древним знаменам, не имевшим полотнищ и представлявшим собой шесты с изображениями божеств.

Вексиллология теснейшим образом связана с геральдикой, т. е. знамена нередко вместе с гербами составляют единые символические комплексы, а также – с унимоформологией, фалеристикой и другими специальными историческими дисциплинами. Вексиллология – молодая, но быстро развивающаяся наука, в которой четко определен предмет исследования, выработана терминология, учитывающая исторически сложившуюся в результате практического использования различных видов и типов знамен систему их описания, сконструирована источниковая база. В настоящее время количество источников активно пополняется за счет введения в жизнь российского общества новых территориальных символов.

Возрастающий объем объектов исследования, разнообразие их типов влечет за собой «тематическую» дифференциацию вексиллологического материала. В настоящее время к числу наиболее изученных относятся морские флаги.

Обращение к исторической символике Российской державы и придание ей официального статуса обусловили возрастание общественного интереса к прообразу сегодняшнего государственного стяга, его истории и эволюции.

Стяги Древней Руси.

История отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность. К сожалению, исторические источники не позволяют воспроизвести полную картину эволюции русских стягов до эпохи Петра I. Эта картина носит довольно мозаичный характер, в неё фрагментарно вписывается и проблема возникновения российского государственного флага.

Старинные русские знамена сохранились в музейных собраниях в небольшом количестве, причем самые ранние относятся к XVI – XVII вв. Чтобы восстановить историю существования и использования знамен на Руси, приходится собирать по крупицам сведения о них в различных источниках: летописях, литературных памятниках, рассказывающих о военных походах и битвах, в княжеских договорных грамотах. Примерно с XVI в. Изображения знамен можно увидеть на иконах в руках святых воинов, а также в лицевых (иллюстрированных) рукописях, красочные миниатюры которых дают представление о форме и цвете старинных русских боевых стягов.

О первых русских знаменах имеются известия уже в «Повести временных лет» - общерусском летописном своде начала XII в. , который включает сведения и о более раннем периоде развития русского государства. Знамена здесь именуются «стягами». Считается, что «стяг» - военный значок на древке – мог получить это наименование от «стаганья» - соединения, сбора вокруг себя воинов.

Согласно летописи, в военных событиях с конца XI в. присутствуют стяги. Однако, исходя из смысла текста, очевидно, что речь идет о военных соединениях, полках, которые именуются «стягами».

С XII в. под «стягом» все чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и «стяговник» - знаменосец. Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, «собирательная» и «управленческая» функция которых во время боя дополнялась звуковыми сигналами. Они подавались с помощью труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 г. Говориться, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов и труб 40, столько же и бубнов», его брат Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Ранние стяги представляют собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Уже позднее для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета.

Письменные памятники в какой-то степени описывают ранние военные знамена. Кроме полотнища и древка, у знамени наличествует «чолка стяговая». Однако, как показывают самые ранние миниатюры, «чолка» может служить навершием знамени. Роль древка может исполнять и копье, к которому прикрепляется кусок ткани. Стяги были разной формы, например треугольной. Со временем форма полотнища менялась. У некоторых знамен полотнище имело вырезы – «языки» или «хвосты», которые трепетали на ветру подобно языкам пламени. Автор «Слова о полку Игореве», сетуя на княжеские распри, пишет: «сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии Давидовы, нъ розно ся хоботы пашуть – а ныне одни стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы, и порознь их хоругвь? развеваются».

До конца XVII в. существовала особая форма знамени со скощенным снизу вверх клином и каймой. Конец такого полотнища трепетал на ветру, взмывая вверх, создавая приподнятое настроение у воинов, вселяя в них уверенность в победе. Недаром полковое знамя называлось ещё и прапором, от «лечу», «двигаюсь».

Навершия русских знамен обычно делали в форме креста. Люди верили, что этот символ христианства будет хранить их в бою. Православные стяги утверждали силу христианской веры.

Такое же значение имели и изображения на знаменах. Они были разнообразны. Это и кресты, и ангелы, и восьмиконечные звезды. На знаменах помещали лик Спасителя, изображения Богородицы, святых, евангельские тексты. Их рисовали красками или вышивали цветными нитями.

Многие знамена были большими и тяжелыми. Их устанавливали, вкапывая древко в землю.

Внешний вид знамени, изображения на нем демонстрировали, что это – святыня. Нередко новые знамена делались по образцам старых. Слово «знамя» вошло в употребление с конца XV в.

Сложно сказать, какого цвета были знамена на Руси. Вероятно, их цвета отличались разнообразием. Очень распространенным был красный цвет. Популярны были также голубой, белый цвета.

Функции ранних знамен как средства управления войском постепенно соединяется с использованием знамени в качестве символа власти. В начале XIIв. в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Данила и Василька Романовичей в Польшу к городу Калишу. Обороняющие этот город воины обращались к своему князю: “Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?” Там же повествуется и о воцарении князя Данила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: “Даниил вошел в город свой, пришел в храм пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя свое ”. Здесь идет речь о юго-западных русских землях, где на западный манер на городских воротах и башнях вывешивались знамена. В других регионах Руси этот обычай, по-видимому, не был известен: упоминания о знаменах сопутствуют описанию битв и сражений.

Лицевые рукописи дают нам представление о первых русских знаменах. В списке (копии) XIV в. в Византии, переведенной на болгарской язык и широко известной на Руси, изображен, в частности, поход русского князя Святослава Игоревича (Х в. ) на Доростол. Есть предложение, что на одном из листов рукописи изображен с войском князь Святослав, преследующий врагов. Конные воины держат в руках знамена красного цвета, одно из них – с «чолкой стяговой» - имеет также выступающую в нижней части полотнища косицу – «хобот».

Еще на одной миниатюре – в Радзивиловской летописи XV в. , где показаны более ранние военные сражения, изображены русские войны и их враги – половцы с «черлеными» военными стягами практически идентичной формы – вытянутое красное полотнище широким концом прикреплено к древку. Древко заканчивается «чолкой», крестом или полумесяцем. По-видимому, навершие стяга служит своеобразной отличительной характеристикой сражающихся.

Древнерусские знамена помещены в рельефах замечательного памятника русской истории – так называемого Мономахового трона. Созданное русскими мастерами в 1551 г. церковное Царское место хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Надписи и рельефы этого произведения искусства XVI в. излагают историю передачи Владимиру Мономаху византийских императорских регалий. Отправляющиеся в поход в византийские земли русские войны на нескольких рельефах изображены со знаменами двух форм – «стягами» и «хоругвями». По-видимому, именно так выглядели в представлении художников, резчиков XVI в. древнерусские знамена XII в.

3 Знамена XIV – XVI веков.

В XIV в. стяги и хоругви получают названия «знамения». В словарях древнерусского языка «знамение» толкуется как изображение. «Знамя» понимается как « стяг» («знаменье глаголять стягъ, им же знаменуют воеводы победу»), в понятие «знамя» включается и «хоругвь» («знаменье же стягь ли хоругвь»).

Почему же понятие знамени связывают с изображением (на нем)? Ответ на этот вопрос дают нам прекрасные произведения, так называемые памятники Куликовского цикла – «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», где описываются знамена русского воинства. Особенно красочное описание знамен содержится в «Сказании о Мамаевом побоище»: «Князь же великий,въехав на высокое место, увидел образа святых, шитые на христианских знаменах. Будто какие светильники солнечные, светящиеся в лучах солнечных; и стяги их золоченые шумят, расстилаясь, как облаки, тихо трепеща, словно хотят промолвить; богатыри же русские стоят, и их хоругви, точно живые, колышутся»

Из описания следует, что русские воинские стяги времен Куликовской битвы несли изображения святых, о чем в более раннее время практически нет упоминаний. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «сказании» это описано очень образно: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»

«Сказание» загадало загадку относительно цвета русских знамен. Согласно тексту знамена в войске Дмитрия Донского якобы были черными. Данное описание не соответствует другому описанию стягов, которые выглядели золочеными, светящимися в лучах солнца. В «Задонщине» русские хоругви названы «берчатыми» (берчатые – нецветные узорчатые ткани). В некоторых же списках «Сказания» вместо слова «черные» написано слово «чермный», то есть красные. Поскольку сохранился не подлинный текст «Сказания», а его много численные списки, то ряд исследователей ссылается на неизбежность переписчика, не заметившего в слове «чермный» выносного «м».

Действительно, лицевые рукописи показывают, что русские знамена были красного, зеленого, синего цвета, но отнюдь не черные. Косвенным подтверждением служит описание более позднего знамени – самого раннего из сохранившихся стягов времени Ивана грозного. Это знамя «Всемилостивейшего Спаса», с которым царь Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 г. В Описи Оружейной палаты – главного хранилища древних знамен Московского государства – записано. Что знамя продолговатое, с откосом, «построено» из малиновой, по старым описям – «червчатой», камки. На середине «вшит образ Спасов Нерукотворенный, вышитый золотом серебром, голубым и разноцветными шелками»

Вокруг образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Кромка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом.

Известно, что уже в московском княжестве использование знамен регламентировалось. Например, в договорной грамоте 1367 г. между Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем серпуховским и Боровским Владимиром Андреевичем записано, что всем идущим в бой «боярам и слугам» последнего, где бы они ни жили, собираться под стягом Владимира Андреевича. А в договорной грамоте Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном (1404), напротив, в случае войны людям митрополита выступать вместе со своим воеводою, но под стягом великого князя.

Стяги великого князя, удельных князей, таким образом, различались. Но в чем состояла это различие? Крупные и мелкие феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов, вполне светские символические знаки. Стяги русских князей подобных эмблем не имели, ибо Русь не знала института герба вплоть до XVII в. Рыцарство, рыцарские ордена, турниры, герольды, трубадуры – все эти атрибуты западного европейского общества XII – XVI вв. были не свойственны Руси в силу особых исторических обстоятельств, прежде всего – довлеющего над нею многовекового иноземного ига, которое она преодолела не без помощи православной церкви. Обращение к Богу, к Богородице, к святым заступникам, «помощникам во бранех», в условиях междоусобных войн и постоянной иноверной опасности кажутся естественными. Подобные обращения несли, вероятно, также знамена, сопровождавшие русских князей, а затем царей в их военных походах. Образ Всемилостивейшего Спаса на знамени Дмитрия Донского выглядит вполне достоверным. Нам неизвестны знамена его наследников, однако, по сообщению одного из современников, на белом знамени Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.

Некоторые «государевы» знамена сохранились от времени Ивана Грозного. Выше уже упоминалось знамена, с которым русский царь ходил на Казань. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани в 1552 г. был отслужен молебен, затем Иван Грозный приказал воздвигнуть церковь на том самом месте, где стояло знамя во время боя. Размер знамени был значительным: длина около 3 м, а высота по древку 1,5 м. Для ношения знамени назначались 2 - 3 человека. Нижний конец такого знамени был острым: знамя можно было воткнуть в землю, чтобы оно стояло.

Еще больше по размеру – великий стяг Ивана Грозного 1560 г. Оно также хранилось в оружейной палате и подробно описано: полотнище сшито из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнищ брусничного цвета, а вокруг откоса – макового (бледно-зеленного). В лазоревой середине вшит круг из темно-голубой тафты, в круге – Спаситель в белой одежде, на белом коне. По окружности – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах и на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой Архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. Например, Ермак Тимофеевич начал в 1581 г. завоевание Сибирского ханства Кучума под знаменами синего цвета, на которых имелись изображения Иисуса Христа и Ангела Михаила, а также льва и единорога (библейские звери), готовящихся к бою. На рисунке в составленной через сто лет С. У. Ремизовым «Истории Сибирской» войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают Архангел Михаил и Николай Мирликийский.

4 Русские знамена XVII века.

В XVII в. знамена сохраняют тот же вид, что и в предшествующее столетие. В Оружейной палате долгое время сохранялось знамя Дмитрия Пожарского, малиновое полотнище которого с обеих сторон украшают библейские сюжеты. Знамя прямоугольное двустороннее. На одной стороне – Вседержитель (Иисус Христос), правая рука – в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На обратной стороне библейский полководец Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета

Такая же сложная композиция сохраняется почти в течение всего века и у государевых стягов. Алексей Михайлович, например, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты черватого (красного) цвета с ликом Иисуса Христа. Это знамя подлинное произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок иконописному.

Среди подобных знамен нет такого, которое можно было бы охарактеризовать как государственное. «Государево» знамя – да, или знамя Большого полка, с которым обычно отправлялся в военный поход царь. Но это был царский стяг. Князья, военные предводители (подобные Ермаку) имели свои знамена. Но они тоже считались государевыми, выдаваясь на время участия в походе.

С конца XVI в. на военную службу в Московию стали усиленно приглашаться иностранцы. Особенно приток иностранцев в воинскую службу наблюдается после Смуты начала XVII в. В московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские, драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы, которые вносили в военную службу свои привычки. Так появились на западный манер знамена с изображением светских эмблем. На них «писали» орла, грифа, химер и т. д. (для устрашения). Надписи делались на латинском языке. В течение XVII в. обычай помещать светские эмблемы широко распространяется не только на ротные (сотенные) знамена, но и на полковничьи, на боярские, а также на знамена старого московского строя, то есть стрельцов, казаков. На одном из знамен стрелецких полков, например, уже в первой половине XVI в. был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш» .

К концу XVII в. на военных знаменах можно увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались в городских гербах. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле золотая корона, под нею восточный серебряный меч с золотой рукояткой. В 1686 г. В полк генерал-майора В. И. Швыйковского было приказано сделать знамя с двуглавым орлом, а « под орлом пушка, а на пушке птица гамаюн, против того, как печать города Смоленска».

Особенно полюбились русским воеводам прапоры – небольшие знамена с длинными хвостами, употреблявшиеся как личные штандарты. У каждого воеводы был свой прапор, а иногда и несколько, причем с разными эмблемами (что свидетельствует об отсутствии у них родового знака, то есть герба). Иноземцы, пришедшие на русскую службу, часто именно герб своего рода помещали на воинское знамя.

Известны два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотом идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой черный орлик. Поле прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма черная, и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы – типичный западноевропейский геральдический сюжет. В XIX в. этот прапор был использован при создании герба Романовых, но с изменением цветов. Второй прапор нес совсем другие эмблемы .

Предпосылки появления в России государственного знамени.

Россия в XV – XVI вв. и в первой половине XVII в. не имела единого государственного знамени, на котором изображался бы государственный символ, хотя этот символ украшал печати. В XVII в. религиозные сюжеты постепенно уступали место светским, если речь шла о государственной атрибутике, используемой при соотношениях с иностранными державами. При Иване Грозном вырезали даже особые печати, которые прикладывали к грамотам, отправляемым в соседние страны.

Знамя, естественно, не отправляли за рубеж, но все-таки имеются основания в XVII в. говорить об использовании стабильной государственной символики на стягах, олицетворяющих верховную власть государя над землями, присоединенными к России. Такие знамена жаловались государем. Так, в 1614 г. Войску Донскому было пожаловано знамя – «на средине двуглавый орел, на груди его государев образ на коне, колет змея». Алексей Михайлович в 1646 г. пожаловал Войску Донскому, которое защищало южные русские рубежи от набегов татар, ногайцев, калмыков, такое же знамя. Известно, что в России XVII в. существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное». По-видимому, под таким знаменем в это время собирали натуральную подать (ясак) с нерусских народов Поволжья и Сибири.

Количество знамен и прапоров со светскими, нетипичными для русских воинства знаками увеличивается во вторую половину XVII в. При царе Алексее Михайловиче, двор которого являлся проводником многих западных новшеств в русскую жизнь, обществу прививался «генеральский вкус». По указанию царя было «состроено необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых» знамен тем, что соединяло церковную символику со светской. В описи Оружейной палаты имеются подобные данные о знамени, которое названо «знамя гербовое царя Алексея Михайловича, 1666 - 1678 гг. ». Середина и откос его были сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты. В середине в круге изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла изображен всадник, колющий змея. Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись «Москва». На верхней кайме изображен Иисус Христос, богословие и два восьмиконечных креста с подножьем. Вокруг орла по бокам и нижней кайме расположены клейма в картушах, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. Известно имя автора рисунка знамени – иноземец Станислав Лопуцкий (по-видимому, выходец из Речи Посполитой), который изобразил всадника на груди орла повернутым в правильную геральдическую сторону – влево от зрителя.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

При Алексее Михайловиче появилось еще одно «знаменное новшество». Для охранных целей во время плавания по Каспийскому морю и по Волге русское правительство в 1667 г. в Дворцовом селе Дединове на реке Оке начало строить корабль, получивший имя «Орел», яхту, бот и две шнявы. Руководил строительством и получил должность капитана «Орла» иностранец Д. Бутлер. В требовательной ведомости Бутлер указал все предметы, которые необходимы были строящемуся кораблю. Среди них – материя для корабельных флагов – «морских знамен для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на среднем большом дереве» (гюйса). «А цветами, - писал далее Бутлер,- как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По этому запросу Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафтъ червчатых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, нынешний Государственный флаг России ввел не Петр I, а его отец Алексей Михайлович. При нем появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые царским указом устанавливаются тогда же как государственные цвета.

Многие считают, что именно с этого распоряжения Алексея Михайловича следует вести отсчет нынешнего Государственного флага. Однако достоверно неизвестно, каким был флаг на «Орле» и в какой степени можно говорить о нем как о государственном. И сам «Орел» и его флаги просуществовали недолго: он дошел до Астрахани, где судно сожгли казаки Степана Разина, по которым из корабельных пушек был открыт огонь. Команда разбежалась, вряд ли прихватив с собой знамена.

Случайным ли является выбор цветов для первого корабельного российского флага? Вероятно, царь в этом вопросе прислушался к мнению специалистов, к тому же воспользовался своеобразным пособием под названием «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров».

Автор «Писания» пытался представить мировую историю знамен, начиная с библейских времен. Но если текст (с 12 рисунками) составляют мифические данные о знаменах у евреев, греков, римлян, то заканчивается справка рисунками вполне реальными: изображением существовавших в то время флагов английского, датского, шведского и голландского – полосного, красно-бело-синего.

Так же на выбор цветов флага повлияла отечественная традиция. По русским обиходным понятиям XVII – XIX вв. красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Эти три цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия. Кроме того, сочетание этих трех цветов было отлично видно даже в пасмурную погоду.

До сегодняшнего дня среди исследователей российских флагов ведутся споры: полосным или крестовым было основной флаг «Орла». Образцы в справочной книге давали возможность изготовить и крестовый, и полосный стяг, используя белую, красную и синюю ткань. Большинство считает, что традиции использования крестов на русских военных знаменах позволяет предположить: флаг «Орла» представлял собой полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке. Другие настаивают, что флаг был изначально полосный (в каком порядке шли полосы неизвестно), подобный созданному более чем через 20 лет петровскому флагу с двуглавым орлом. Кстати, приказом царя в 1669 г. командиру «Орла предписывалось также «поставить на носу и на корме по орлу и на знамени и на яловчики нашивать орлы же».

6 Петровские знамена.

Царь – реформатор Петр Алексеевич уважал традиции. Он сохранил и употреблял знамена, появившиеся еще до его рождения, а некоторые «строил» заново в подражание прежним. К ним относится, например, гербовое знамя 1696 г. из красной тафты с изображением золотого двуглавого орла и фигурами святых. Оно и форму имеет старое – с центральной частью и откосом. Однако в лапах орел держит копья, увитые лентами, а под орлом изображено море с парусными кораблями. Предполагают, что знамя изготовлялось ко второму Азовскому походу (1695 - 1696).

В то же время на гравюрах современников, изображающих взятие в результате этих походов Азова, на русских рисовались флаги крестовые (с крестом на полотнище) и полосные (с разноцветными полосами), подобные тем, что украшали суда европейских морских держав.

Начало созданию корабельных стягов положил юношеские увлечения ПетраI. Шестнадцатилетний царь обнаружил старый ботик, принадлежавший Никите Ивановичу Романову. Отреставрировать ботик и спустить его на воду помогли молодому царю голландцы, жившие в Немецкой слободе. Голландские мастера помогли оснастить первые русские корабли, овладеть морским делом в Голландии, куда Петр прибыл вместе с Великим посольством (1697 - 1698).

Впервые Петр I увидел море и настоящие корабли в 1693 г. в Архангельске, где он плавал по Двине на своем «струге» со всем корабельным оснащением, в том числе и с флагом. Он оставил архангельскому архиепископу Афанасию и «струг» и флаг. Флаг хранился в Архангельске 200 с лишним лет и лишь в начале XX в. был привезен в Петербург в Морской музей капитан-лейтенантом П. Белавенцем, большим знатоком военных флагов. Белавенец так описывает привезенный им раритет: «Флаг сделан из особой флажной материи («флагдуха»), из которого делаются все флаги и сейчас. Полотнище его, представляющее квадрат по 6 аршин в стороне, имеет три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. Полосы равной ширины. На флаге вышит из этой же материи, захватывая все три полосы, желтый орел. У него на груди масляною краской нарисован красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий белый, на белом коне, колет золотым копьем зеленого змия, поворот фигуры “церковный”, то есть в правую сторону щита».

Белавенец давал следующую оценку данному флагу: «По-видимому, флаг этот был первым стандартом (в нынешнем значении этого слова), который когда-либо поднимал русский самодержец на судне». Современники были согласны с ним, считая, что и трехполосный флаг, и «стандарт во образе креста Святого Андрея» «потребны для морского хода», но не претендуют вовсе на роль общегосударственного и национального, чего и сам Петр Великий не имел в виду при их составлении.

Почти в одно время с полосным бело-сине-красным флагом появляется флаг для частных коммерческих судов – из белой тафты, с черным двуглавым орлом посредине. Во всяком случае, об этом флаге в 1693 г. царь сообщал в грамоте Тиммерману.

В 1697 г. Петр I работал на корабельных верфях в Голландии, сначала в Саардаме, а затем в Амстердаме на верфи Ост-Индийском компании, чьи корабли ходили под многополосными флагами. С ними царь мог познакомиться не только в Голландии, но и в Англии, куда прибыл в следующем году «для усвоения теории кораблестроения» и где имел возможность увидеть самые современные для того времени корабли и их оснащение.

Корабли Ост-Индийской компании ходили под многополосными флагами. С ними царь мог познакомиться не только в Голландии, но и в Англии, куда прибыл в следующем году «для усвоения теории кораблестроения» и где в Дептфорте и Портсмуте имел возможность увидеть самые современные для того времени корабли и их оснащение.

И отнюдь не случайно по прибытии в Россию государь оснастил соответствующим образом построенный в 1701 г. под его руководством и по его чертежам 58-пушечный корабль «Предестинация», снабдив его 9-полосным бело-сине-красным флагом.

Петр I придавал огромное значение постройке военного флота, где морские флаги играли особую роль. Создавая их, царь, естественно, ориентировался на крупнейшие морские державы, каковыми в то время являлись Голландия, Англия и другие, чьи корабли бороздили близкое России Балтийское и Северное моря. Среди них выделялись «постоянство» датский флаг – с белым крестом на красном фоне, известный еще с XIII в. и являющийся одним из первых государственных флагов, голландский – красно-бело-синие-полосный, который является государственным нидерландским флагом до сего дня, английские флаги и вымпелы – бело-сине-красных цветов и т. д. Неудивительно, что Петр I ориентировался на их конструкцию так же, как и на конструкцию самих кораблей. Царь и сам нарисовал многие знамена, рисунки которых сохранились до наших дней. Несколько раз издавались по его непосредственному приказу сборники флагов.

В 1705 г. в Амстердаме была издана «Книга о флагах» голландца К. Алярда. По распоряжению Петра I книга эта в 1709 г. переведена на русский язык. В ней показаны и описаны флаги и вымпелы многих стран. Интересно, что в это издание включено описание флагов «его царского величества Московского». Первый флаг, как пишет Алярд, «разделен на трое, верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия». Второй стяг также имеет полосы – белую, синюю, красную, а эти полосы «прорезаны» синим Святого Андрея крестом. Наконец, третий флаг – квадратное полотнище с прямым синим крестом, первая и четвертая четверти – белые, вторая и третья – красные. Все эти стяги существовали уже до 1705 г. , когда книга издавалась в Амстердаме.

В начале Северной войны многие флаги, созданные для морских судов, употреблялись в сухопутных баталиях. Андреевский флаг – белое полотнище с косым голубым крестом (Андреевский крест) – также применяли сухопутные войска, но постепенно, примерно с 1707 г. , он прочно на века утверждается в российском военном флоте.

После первых побед в Северной войне Петр I, по-видимому, решил упорядочить применение различных флагов и знамен. Во всяком случае, 20 января 1705 г. именной указ царя повелевал на торговых судах, которые ходят «по всем рекам и речкам ради торговых промыслов», использовать полосный бело-сине-красный флаг . Думается, поверив в силу создаваемого им военного флота, Петр предполагал, что, и торговый флот под российским стягом займет свое прочное место среди флотов крупных европейских морских торговых держав, чьи суда бороздили Балтийское море, выход к которому царь в это время уже получил. Впрочем, трехполосный флаг в течение Северной войны неоднократно украшал и военные корабли.

В начале XVIII в. Петр I создал еще один флаг – «царский штандарт». Современники описывают так: «Как известно, англичане считают себя хозяевами четырех морей – кватор мариум. Чтобы походить на них и в этом, царь завел себе большой желтый русский штандарт, который при всяком торжестве развевается над Петербургской (Петропавловской) крепостью. На штандарте изображен царский черного цвета герб и четыре моря по одному в каждом углу в знак того, что царь – владыка четырех морей (Белое, Каспийское, Азовское, Балтийское)».

Петровский штандарт по цветам аналогичен «цесарскому» (императорскому), который изображен в «Книге флагов» как желтый (золотой) с черным двуглавым орлом. Петр, еще, не будучи императором, считал себя равным по рождению крупнейшим европейским монархам.

Петр I придавал знаменам исключительное значение как агитационному средству, эмблем и девизов. Знамена прославляли деяния царя на суше и на море, наглядно демонстрировали военную мощь России. Так, знамя Преображенского полка 1706г. , огромное полотнище которого имеет площадь около 9 кв. метров, представляет собой настоящею картину. Черное полотнище с замысловатым синим растительным узором, представлено в виде занавеса, который раздвигают бог войны Марс с мечом в руке и морской бог Нептун, опирающийся на трезубец. Они окружены воинскими атрибутами – пушками, ядрами, якорем, знаменами. Внизу на широкой ленте латинская надпись «Аполо 1700» (Год Господень 1700-й). За занавесом посредине полотнища видно море с плывущей ладьей, в которой крылатый старец с крылатыми песочными часами над головой (Время) обучает юношу (Россию) мореплаванию. На заднем плане виднеется бомбардируемая горящая крепость и верфи со стоящими кораблями – напоминание о взятии Азова и о постройке флота в Воронеже. Над морем висит обнаженный меч, а над ним в облаках – «всевидящее око» как дань новой христианской символике.

Помимо прославления побед Петра Великого, на воинских знаменах сухопутных частей появляются в ходе военной реформы и распределения полков по городам эмблемы этих городов, затем перешедшие в городские гербы и оставшиеся таковыми вплоть до настоящего времени. Подобная «привязанность» полков и служивших в них солдат и офицеров к конкретному месту с запоминающейся эмблемой на знамени также могла воздействовать на воспитание патриотических чувств.

7 Знамена XVIII века в послепетровское время.

После окончания Северной войны и заключения победного Ништадтского мира в 1721 г. Петру I был поднесен титул Великого. Отца Отечества и императора всероссийского. В соответствии с новой титулатурой началось оформление новой властной атрибутики. Знаток геральдики граф Франциск Санти в 1722 г. начал по приказанию царя заниматься составлением и описанием, согласно принятым в Европе правилам, государственной печати Российской империи и государственного герба. По-видимому, проекты предусматривали создание государственного знамени, но в связи с болезнью, а затем кончиной первого российского императора многие планы не осуществились.

Во всяком случае, ни о каком государственном знамени не упоминается в Описании коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны. Она произошла 7 мая 1724 г. в Успенском соборе в Москве, и церемониал ее, безусловно, был разработан Ф. Санти, Я. В. Брюсом и другими знающими людьми.

Менее чем через год новый церемониал, но уже погребальный, был применен при похоронах Петра Великого. Он включал в себя реально существующую властную императорскую символику, прежде всего в виде государственного герба – двуглавого орла, который, как сказано в Описании погребения, «расписан золотом и серебром с красками, кругом оного 32 провинциальные гербы». Среди названных императорских регалий – корона Всероссийской империи, держава, скипетр, короны сибирская, астраханская, казанская, «4 государственные меча».

Выразителем скорби в церемонии выглядели знамена: «знамя из тафты черной с государственным гербом, расписанным серебром и золотом», «знамена с гербами провинциальными, писаны золотом и серебром с красками по черной тафте, с черными же кистьми и бахромою». Особое место в похоронной процессии занимали «Штандарт адмиралтейский», «белое знамя, на котором эмблема и девиз императорские писаны золотом и серебромпо углам того знамени вензели под коронами» и т. д. Однако самым первым из знамен траурного церемониала было названо «военное знамя красное с красною же бахромою». Известно, что в 1721 г. Петру I было поднесено почетное звание «адмирала от красного флага», которым он очень гордился.

После смерти Петра I в течение всего XVIII в. многие государственные ведомства, прежде всего Военная коллегия, занимались производством военных знамен. Назначенный еще при Петре генерал-фельдмаршал Б. Х. Миних возглавил создание художественного своеобразного пособия – «Гербовника знамен Российской империи, содержащего рисунки гербов городов, провинций, княжеств», - которое явилось продолжением издавшихся при Петре Алексеевиче пособий по составлению военных знамен.

Вопрос о государственном знамени и в этот период не ставился, но в тех случаях, когда требовалось изобразить государственный герб Российской империи, черный двуглавый орел располагался в золотом поле. При Анне Иоанновне черные и золотые (желтые) цвета названы государственными.

В этих же цветах «построено» знамя Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол дочери великого реформатора 25 апреля 1742 г. Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Отныне вместе с короной, скипетром, державой, мантией, другими инсигниями это знамя цветов штандарта Петра Великого и с полным императорским титулом в виде 33 территориальных гербов сопровождало русских государей в последний путь и присутствовало при восхождении на трон очередного правителя. В этом случае обычно изготовлялось новое знамя, более шикарное, чем предыдущее.

После коронации это «государственное» знамя, так же как «государственный скипетр» и «государственная держава», пряталось в Оружейной палате.

8 Государственные флаги России XIX - начала XX в.

Гербовая реформа середины XIX в. включала в себя и создание российского государственного флага. 11 июня 1858 г. Александр II издал закон, устанавливающий, чтобы все «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Описание государственного флага согласно полному собранию законов Российской империи выглядело следующим образом: «Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя – белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (святому Георгию) в Московском гербе».

Черно-желто-белый флаг назвали после царского указа «Гербовым народным флагом». Патриотическая пресса усердствовала в доказательствах, что «флаг состроен по Государственному гербу», что народ при помощи постоянного созерцания этого флага приобщался к употреблению «гербовых символических цветов Империи Русской».

Тем не менее, черно-желто-белый флаг воспринимался в обществе как флаг правительственный, в отличие от петровского бело-сине-красного, который постепенно приобретал статус обывательского (гражданского).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. в. «было не столь заметным», ибо украшение флагами зданий не вошло еще в обычай: они украшались вывешенными коврами, гирляндами цветов. Однако вопрос о «двойственности» важнейшего государственного российского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме узаконенного императором, речь в государстве идти не может: народ и власть должны быть едины. Однако «самостийно» бело-сине-красные стяги выходили на городские улицы: ими был окружен памятник А. С. Пушкину в Москве 6 июня 1889 г. , памятник гренадерам, павшим под Плевной. Проекты национального флага появились на страницах печати. В одном журнале национальный флаг предлагалось изобразить в цветах праздничного мужицкого кафтана: синее поле, пересеченное узкой красной полосой.

В этих условиях император Александр III, только что подписавший законы о Большом, а затем Среднем и Малом государственных гербах и увеличивший свой гербовый титул присоединением эмблемы Туркестана, «вдруг» обратил внимание на тот факт, что дома в столице украшаются разными флагами. Он заявил о своем желании «в русской столице видеть национальные флаги». 28 апреля 1883 г. появилось законодательное распоряжение Александра III: «Полиция наблюдает, чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов; употребление же иностранных флагов допускается лишь по отношению к зданиям, занимаемым посольствами и консульствами иностранных держав»

Однако от имперских цветов окончательно не отказались, ибо не было Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага.

Последний российский император Николай II перед коронацией, которая происходила в Успенском соборе Московского Кремля с необыкновенной пышностью, повелел изготовить новое коронационное знамя, равного которому по роскоши не было .

Тем не менее, перед коронацией в марте 1896 г. по указанию императора было собрано Совещание «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге» под председательством генерал-адъютанта Посьета. Это Совещание в течение немногих месяцев изучения вопроса пришло к единому мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться российским, или национальным, и цвета его – белый, синий, красный – именоваться государственными. 29 апреля 1896 г. Николай II повел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны.

В ситуации, которая складывалась в России в конце XIX в. , требовался поистине русский символ для сплочения всех категорий населения. Таковым был введенный государем Петром Великим, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг.

Символ, объединивший народ и царя, - бело-сине-красный петровский флаг, по замыслу правительства, должен был явиться альтернативой все усиливающемуся использованию красного знамени. Красные флаги с демократическими лозунгами: «Свобода!», «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» - в последней четверти XIX в. становятся обязательным элементом демонстраций политического характера, а затем знаменами рабочих стачек и демонстраций.

Приближение эпохального события – празднования 300-летия дома Романовых – и только что прокатившаяся по России буржуазно-демократических революция с ее красными символами обусловили новый крутой поворот в политике правительства в отношении государственных (национальных) цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические российские цвета, но не бело-сине-красные, а черно-желто-белые. В черно-желто-белом полотнище сторонники монархии видели защиту от надвигающихся перемен: «Значение этого флага у нас в России всегда было и будет “За царя и Отечество!”»

И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910г. было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиций. Каждый из участников совещания в меру своих профессиональных знаний, а также политических убеждений отстаивал свое мнение. Как писал активный участник совещания П. Белавенец, мнения разделились: большинство было за введения флага «по гербу», но «вверх ногами», то есть флаг получался бело-желто-черный. Однако и сам Белавенец, специально ездивший в Архангельск за трехполосным петровским флагом, и ряд других участников категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргументы обеих сторон казались столь убедительными, что «высочайшее заключение» откладывалось.

В 1914 г. появился «симбиоз» двух флагов : бело-сине-красный флаг имел в крыже (верхнем углу у древка) желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начавшейся первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать вожделенное единство русского общества и монархической власти. Однако даже всплеск патриотизма в начале войны не помог утверждению столь эклектичного стяга. Подобные флаги реяли над русскими представительствами за рубежом в течение нескольких лет.

9 Армейские знамена 1917 – 1918 годов.

Отречение Николая II и Февральская революция исключили практически имперскую символику из государственной жизни России, прежде всего гимн «Боже, царя храни». Несокрушимым ударом в полном смысле этого слова подвергался двуглавый орел: его сбивали со зданий, сжигали на кострах, отчего возникали шутливые всевозможные прибаутки о «жареных орлах». Несмотря на попытки Временного правительства «внедрить» в сознание людей идеи гражданской символики и русских исторических традиций (печать Временного правительства с двуглавым орлом без атрибутов царской власти, решение Юридического совещания в апреле 1917 г. о том, что бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России, и т. д. ), оно не могло изменить революционного настроя масс. Символом Революции являлся красный цвет не только в виде красных стягов, но и в виде красных бантов, шевронов, нашивок и т. д.

Хотя в некоторых городах России в честь Февральской революции вывешивались бело-сине-красные флаги, их поднимали некоторые организации («Военная лига»), лента «национальных русских цветов» в качестве нарукавного знака использовались русскими солдатами и офицерами, бежавшими из германского плена, приверженность «к красному», казалось, затмевала разум – у бело-сине-красного флага отрывали две верхние полосы, оставляя нижнюю.

Шеврон из красной и черной полос нашивался на рукава ударных частей русской армии. В приказе Верховного Главнокомандующего генерала А. А. Брусилова данная символика объясняется следующим образом: «красный символ борьбы за свободу, черный указание на желание жить, если погибнет Россия».

Весной и летом 1917 г. полки, уходя на фронт и присягая Временному правительству, поднимали красные знамена. Их им вручали «шефы» - рабочие многих фабрик и заводов и просто российские граждане. На красных полотнищах читались демократические лозунги. Как установил современный исследователь и знаток флагов Февральской революции П. К. Корнаков, множество знамен периода марта – октября 1917 г. украшена эмблемами восходящего солнца («свет и свобода»), фигурами рабочего с молотом (киркой, лопатой), крестьянина с серпом, солдата с винтовкой. Иногда за неимением времени на изготовление знамен с многофигурной композицией и дефицитом материи на полотнище знамени изображали только часть рисунка – орудия труда в виде серпа, молота, а также солдатской винтовки, штыка. Через год данные эмблемы вошли в проект, а затем и в герб нового государства.

10 Флаг РСФСР.

Таким образом, красный цвет и красные стяги как символы свободы сыграли свою объединяющую роль в российском обществе еще в период буржуазно-демократических преобразований. Они были «приняты на вооружение» большевиками социалистического государства.

8 апреля 1918 г. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета под названием «О флаге Российской Республики» постановил, что этим флагом является боевой красный флаг, который стал национальным российским флагом. На V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция России. В 6-м разделе «О гербе и флаге» в ней записано: «Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цветы, в левом углу которого – у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Уточнение рисунка стягов Советской России было проведено по декрету ВЦИКа от 29 сентября 1920 г. Декрет постановил:

1) красный флаг с золотыми буквами РСФСР в левом верхнем углу должен использоваться в качестве военного флага;

2) для торгового флота установить красный флаг с белыми буквами РСФСР большого размера в середине флага;

3) для морского флота установить красный флаг с якорем, красной звездой по середине его и белами буквами РСФСР в верхней части якоря.

Кроме того, как можно было почитать в прессе тех лет, в Народном Комиссариате по Иностранным делам имелось более подробное описание всех флагов и, в частности, было записано, что флаг Российской Республики – красного цвета в левом верхнем углу золотые буквы РСФСР. Длина флага вдвое больше ширины.

Это описание Государственного флага Российской Социалистической Федеративной Советской Республики утвердила Конституция РСФСР 1925 г. , затем Конституция 1937 г.

11 Знамя Победы.

Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. правительство Советского Союза вернулось ко многим традиционным российским символам: золотым погонам, офицерским званиям, мундирам и т. д. В первые послевоенные годы некоторые изменения вносились в полотнища флагов союзных республик в виде полос красного, синего, зеленого цветов, согласно «национальным особенностям». В начале 1954 г. последним из республиканских утвердили флаг РСФСР – красное полотнище с узкой вертикальной синей полоской у древка. В проектах имелись и белая полоса, однако сочетание подобных цветов в российском флаге вряд ли было возможным сразу после войны.

В целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне1941 -1945 гг. , в ознаменование заслуг благодарности потомков победителям над фашистскими захватчиками особый статус получило Знамя Победы. Указом от 15 апреля 1996 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин постановил в дни государственных праздников Российской Федерации, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Знамя Победы, водруженное над рейхстагом в мае 1945 г. , выносится 9 мая – в День Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. и 23 февраля – в День защитников Отечества для возложения венков к могиле Неизвестного солдата, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади в Москве.

12 Знамя новой России.

Еще в 1918 – 1920 гг. , когда в качестве символа Советской России принимался красный флаг, «по другую сторону баррикад» в противовес Красному возникло Белое движение, в котором, кроме ярых монархистов, принимали участие и те, кто после отречения императора поддерживал лозунг «Да здравствует демократическая республика!». Впоследствии он принял форму: «Республика без Советов», «Россия без царя и без Советов». Как альтернативу красному знамени Республики Советов часть воинства Белого движения использовала бело-сине-красный флаг. С ним, например, шел в феврале 1918 г. в первый Кубанский поход ударный корниловский полк. На полосатом полотнище было написано большими буквами слово «Отечество». Как русский национальный флаг он (и военно-морской Андреевский флаг) вместе с русской эмиграцией вышел за пределы России, став символом противостояния власти большевиков.

Исторические судьбы России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу сегодняшнюю жизнь. Еще в 1989 г. по случаю годовщины Февральской революции его подняли митингующие на площади Маяковского в Москве и перед Казанским собором в Ленинграде. В апреле 1991 г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила применение трехполосного флага как нового символа Российской Федерации. В этом же году (22 августа) Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Президентскими указами 1993 – 1994 гг. определялся статус этого флага как государственного символа, четко установились цвета: бело-сине-красный (вместо: белый, лазоревый, алый). 22 августа объявлено Днем Государственного флага Российской Федерации.

Согласно 70-й статье Конституции России 1993 г. , государственные символы утверждаются специальным федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г. , 20 декабря он одобрен Советом Федерации, а 25 декабря того же года подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Закон установил описание Государственного флага и порядок его официального использования. В ст. 1-й говориться: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3». В последующих статьях разработаны принципы использования Государственного флага, который постоянно поднят на зданиях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а в дни государственных праздников Российской Федерации Государственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организации независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Статья 10 особо подчеркивает, что использование Государственного флага с нарушением правил, указанных в Федеральном законе, надругательство над флагом ведет к наказанию в соответствии с законодательством РФ.

Каждый житель России обязан соблюдать законы страны и с уважением относиться к государственной символике. Но, помимо долга гражданина, неплохо руководствоваться и историческими знаниями. Исторические экскурсы позволяют судить о закономерностях развития такого общественного института, как военные, а затем и государственные знамена и флаги. Эволюция знамен, флагов на Руси и в России имеет свои особенности, но в рамках развития русской государственности, необходимых контактов с другими странами происходит определенное нивелирование, внешне производящее впечатление заимствования чужого опыта. Оно находило понимание у наших предков. Так, на торжественной церемонии по случаю поднесения Петру I титула «императора всероссийского и отца отечества» старейший из сенаторов канцлер Г. И. Головкин счел необходимым подчеркнуть важнейший для России смысл деяний великого реформатора: «Из тьмы неведения на феатр славы всего света из небытия в бытие произведены и в общество политичных народов присовокуплены». В том же ключе произнес свою речь на похоронах российского императора Феофан Прокопович: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, любима и будет; сделал на весь мир славную, славная и быти не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления». Оставил нам Петр I прекрасный Андреевский флаг, оставил трехполосный бело-сине-красный стяг – это наша история, которая сегодня с нами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)