Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Раскол христианской православной церкви на Руси и последствия

Единого мнения по этому вопросу, давно интересующему учёных, не существует до сих пор. Автор одной из первых сибирских летописей Савва Есипов высказал мысль о татарском происхождении слова. Он писал, что Сибирью назывался городок на берегу Иртыша, в котором жили правители татарского ханства, такое же название носила маленькая речушка – приток Иртыша.

В XVIII в. это мнение поддержал историк Василий Никитич Татищев. «Сие было прежде токмо имя одного главного татарского городка на реке Иртыше», - писал он. Татищев сделал и перевод слова Сибирь на русский язык, что якобы означает «ты первый или главный».

В XIX в. было высказано мнение о происхождении слова Сибирь от названия народа шибир, который упоминается в одной из монгольских хроник среди лесных народов, попавших под власть монгольских завоевателей.

В XX в. изучение истории народов Сибири и их фольклора привело к мысли, что слово Сибирь происходит от названия народа, населявшего в конце I тысячелетия до н. э. территорию лесостепной полосы Западной Сибири. Это были предки древних угров – племена сипыр. И эта версия вероятна, если учесть последнюю публикацию в газете «Намедни» за 5 апреля 2000 года (в статье говорится об археологических находках найденными в Омской области)

Сибирь – матушка Строгая – сердечная, жаркая – студёная, обильная – бездольная, беспредельная. И беспощадная, и ласковая. Любимая.

Что двигало на её просторы людей - и с запада, и с востока? Летописи и хроники хранят сведения о том, что происходило в Сибири.

Не только за соболем и горностаем шли в Сибирь. Не только с оружием плыли на ладьях по рекам, торили тропы по таёжным урманам и степям. Чаще в котомке за плечами был пудик семенного зерна. А навстречу гнали косяки кобылиц и отары баранов – для кумыса, для пропитания татары и казахи.

И опять – таки – не только жажда хлеба насущного двигала людьми. В глухой тайге, в степях, в горах хоронились от преследований официальной церкви старообрядцы – и зарождали целый культурный пласт.

Двигались, сталкивались, оседали, обживались, роднились – создавая нечто новое, объединённое в наше время одним словом: сибиряки.

Так что же руководило нашими предками и управляет нами, ныне живущими? Об этом мы вам и расскажем.

В начале бурного событиями XVIII столетия в Сибири продолжается процесс открытия и освоения новых земель. XVIIIвек был для Сибири переломным: в течение этого времени совершался переход от освоения Сибири к развитию промышленности и земледелию. Реформы Петра I изменили положение Сибири – богатства восточного края должны были теперь служить интересам поднимающейся страны, и она становится государственной необходимостью.

В Сибирь двинулось огромное количество экспедиций, которые изучали особенности климата, местонахождение полезных ископаемых.

Ещё в конце XVII века в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные деятели церкви: царский духовник Стефан Вонифатьев, будущие враги Никон и Аввакум и др. Их возмущали нравы духовенства: невежество, пьянство, разврат. Особенно огорчали их разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из–за ошибок монархов – переписчиков, и различия в исполнении религиозных обрядов.

В 1652 году патриархом всея Руси становится Никон и, с присущей ему страстностью, принялся проводить в жизни реформу в обрядовой области, он взял за образец греческие обряды и книги, считая, что это поможет превратить Русскую церковь в центр мирового христианства и противопоставить её «латинству» (католицизму). Патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческим.

Многим верующим это казалось серьёзным нарушением религиозных догматов, введением «новой веры». Противников, вводимых Никоном новшеств, начали называть раскольниками, а позже староверами.

После смерти Никона 17 августа 1681 года раскольники (староверы) надеялись что «старая вера» восторжествует, но их надежды не оправдались

Староверы, не принявшие церковную реформу и нововведения патриарха Никона, продолжали многие годы упрямо придерживаться прежних обрядов и старых церковных книг. Во времена правления Петра I старообрядцев преследовали особенно жестоко. Пётр I издал Указ о взимании двойного подушного оклада не только с мужчин, но и с женщин и детей старообрядцев. Детей у них стали забирать с семилетнего возраста для воспитания в духе православной веры. Многие старообрядцы, спасаясь от преследований, селились в укромных уголках: в тайге, среди болот и в дебрях урмана, где они основывали свои поселения – скиты. Таковы были и на территории Тарского уезда.

Позже Екатерина II специальным Указом пригласит староверов вернуться в родные места и на льготных условиях предложит им переселиться в Сибирь, где для них нашлось бы дело. Началось массовое переселение староверов в Сибирь. В связи с этим стали появляться новые поселения староверов, в том числе и деревня Заливино.

Согласно найденным документам существует несколько версий возникновения деревни Заливино Тарского уезда.

Так, например: в дозорной книге 1701 года сообщалось, что «Тарский глава Василий Кузьмин сын Заливин и его брат Степан имеют пашню возле реки Ибейка на Ичиковском (Фрунзенском) острове. В 1708 году уже записаны деревня Заливина и в ней три семьи Заливиных. Здесь же упомянуто о казаке Терехове: « пашня у него возле Зуева озера и подле увала на горе за речкой Ибейкой против Чёрного куста. Владеет пашней исстари» (Иртышский ветроград, Омск, 1998, стр. 28-29)

По данным Государственного Архива Омской области первое упоминание о деревне Заливино Тарского Уезда встречается в ответах на опросные листы историка Г. Ф. Миллера (так называемые «Портфели Г. Ф. Миллера»), датированные 1734 годом. Эти документы находятся на хранении в РГАДА (Российском Государственном архиве древних актов). /119817, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 17/.

Более позднее упоминания о деревне Заливино встречается в документах Тарского архива в метрических книгах церкви за 1797 и 1800 годы, здесь же имеются подворные списки прихожан.

Ещё одна версия высказана в книге «Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири» - (Новосибирск 1983 года стр. 133).

«Село основано староверами в 1794 году. Возможно, ранее стояло на самой реке Таре. В 1849 году в ней было 44 двора, в 1869 году – 70 дворов, 239 душ мужского населения и 243 души женского населения. Село их, Заливино, просторно раскинулось на берегу крутояра, одним концом упирающегося в озеро Зуево (теперь Фрунзенское), другим - в речку Ибейку, мелкую и лениво петляющую по травянистым лугам поймы Иртыша. Но по одну сторону, как раз на противоположном конце озера, примостилась деревня Фрунзе, по другую вдоль речки – сёла Коренево и Бородихино. »

В ту пору д. Заливино не претендовала на главенствующую роль среди этих поселений, отличалась хилым жильём да крестьянской нищетой.

Из воспоминаний: «Деревня Заливино выглядела, как и многие деревни в глубинке. Избы стояли без палисадников, домов не было, были только избушки. Они были покрыты дёрном, пол земляной. Животные бродили там, где приходилось, то есть по всей деревне. Была плохая и тяжёлая жизнь, работали день и ночь. Шили обувь из невыделанных кож. В деревне было очень много верующих, по улицам ходил поп, и сами люди ходили в церковь, что была в Корнево. Была в деревне и школа» А само название Заливино произошло из–за того, что весной Иртыш разливался и своими водами заливал весь луг до самого крутояра. И есть вторая версия: деревня названа по фамилии первых поселенцев.

Крепче и зажиточнее скорее выглядело Корнево да близ него лежащее Бородихино.

Что же представляла из себя сибирская деревня более позднего времени?

Подробно об этом сказано в исторических очерках Анатолия Юрьева: «Сибирская деревня представляет много особенностей и отличий от деревень Европейской России. Кругом всякой деревни, верстак в двух, коли не боле, проходит околица так называемая «поскотина». Внутри поскотины получается большое пространство, в несколько квадратных вёрст, на котором и пасутся табуны и скот жителей совершенно без присмотра. В определённый час вечером скотина и лошади сами по себе безо всякого зова возвращаются домой. Загородка поскотины состоит из крепких жердей, туго привязанных к довольно солидным столбам. Высота этой загородки по плечо взрослому человеку. Каждый поселенец имеет свой участок, величина которого зависит от количества скота и лошадей у хозяина. За поскотиной расположена крестьянская земля, большею частью мереная кое – как, весьма приблизительно. В деревнях избы деревянные, большие иногда двухэтажные, крытые тёсом. В каждой деревне имеется земская квартира. Это чрезвычайно удобное учреждение представляет собой обыкновенную избу или часть избы, нанятую за определённую плату, на казенный счёт для остановки проезжих чиновников».

А между тем шёл 1924 год. На полуострове между озером и речкой Ибейка (в некоторых источниках упоминается река Зуевка, соединяющая Зуево озеро и речку Ибейка) решил народ создать коммуну. Инициаторами её организации стали братья Иван и Ефим Бобровы, братья Лапшины – Матвей, Иван, Николай, Павел и Пётр, Николай Яковлевич Нагибин и Кузьма Николаевич Бурков. Построили у озера жилой дом, кое – какие скотные дворы. Начали жить сообща, и как назвать коммуну решили сразу – «Начало». Ведь именно это слово как нельзя лучше соответствует истине. Первые шаги коммуны показали, что коллективной работой на земле, за коллективным крестьянским трудом – будущее.

Прошло несколько лет. И коммунары убедились, что место для развития хозяйство подобрано не совсем удачно. Некуда было расширять угодья, негде строить жильё – полуостров – то маленький. И тогда коммуна в 1928 году переселилась на это самое место, где сейчас и стоит деревня. Название дали по имени героя Гражданской войны Михаила Васильевича Фрунзе. И сразу же в коммуну стали вступать новые члены. Летом в 1929 году их сюда приехало 14 семей. Построили общежитие из 12 комнат на 24 семьи. К лету 1930 года построили двухэтажное общежитие. В нём разместились: детские ясли, школа, контора, клуб. Построили коровники, свинарники, телятники и даже провели водопровод по самому центру деревни. Коммуна имени Фрунзе стала показательным хозяйством во всей округе. И сюда съезжались крестьяне, чтобы убедиться в выгодности общественного труда.

Коммуна росла, расширяла свои угодья

Исподволь наблюдали заливинцы за всем тем, что происходило рядом. Дивились делам своих нечаянных соседей, кто как вёл свои единоличные хозяйства, и незаметно тянулись к новой форме организации труда.

И, когда в 1928 году зашла речь об организации в деревне своего колхоза, большинство крестьян, не раздумывая, вошли в него. Назвали своё коллективное хозяйство «Советской деревней».

Трудно было в первые годы советской власти. Техники почти никакой не было, и основной рабочей силой была лошадь. На всех участках работы производились вручную. А согласно переписи 1928 года « в деревне Заливино было 152 хозяйственных двора. Население в деревне мужского и женского пола 848 человек из них мужчин 399, а женщин 449 человек».

Работать приходилось от зари до зари. Очень трудно было работать доярками, так как они не только доили коров, но сами и чистили, и кормили, и, кроме того, принимали участие в уборке урожая и на заготовке кормов.

Первыми доярками в колхозе были: Краснопёрова У. Е. , Краснопёрова М. С, Горбова А. А. Первыми колхозниками были: Гостев Д. , Скуратов П. И. Скуратов В. И. , Заливин В. Я. , Гурьев И. М. и другие.

В то время руководил коллективным хозяйством Гостев Дмитрий.

Трудное было время, но в деревне развивалась общественная жизнь. Именно в эти годы в деревне начинают создаваться первые партийные и комсомольские ячейки. Первыми коммунистами были: Заливин М. Я. , Краснопёров М. Д. , а комсомольцами – Калинин А. К. , Басов Н. Г. , Заливин В. С.

По всей округе стали расти колхозы, словно грибы после дождя. В деревне Коренево – « Имени 1-го мая», в Бородихино – «Светлый путь»

Организовались колхозы «Первомай» и «Светлый путь» из бедняков, в которые вошли семьи: Михеевы, Антоненко, Ларкины, Новиковы. Первым председателем в Бородихино был Ларкин В. С начала образования колхозы стали крепнуть. В 1950 году колхозы «Светлый путь» и «Первомай» объединились в один колхоз «Сибиряк», а в 1956 году он был объединен с колхозом имени Фрунзе, в который вошёл и колхоз «Красный хлебороб» (д. Шкитовка, исчезнувшая деревня, авт. ).

Расправлялись колхозные плечи, год от года шаг твёрже становился, шли в гору дела и люди; и добрые слова о добрых людях и их добрых делах всё громче слышались на Тарской земле.

Из воспоминаний Халтуриной Елизаветы Тихоновны. « Пятидесятые годы. Трудное время: освещение от специальной установки, которое прекращалось часов в семь вечера, техники практически никакой, помню как впервые в деревне появилась «полуторка», невиданная по тем временам машина – так ребятишки толпами за ней бегали – дивились. Доярки от темна до темна находились на работе, и коров подоить надо, и вычистить, и корма заготовить. Бывало запрягут лошадей и на болото- кочку рубить, уж больно трудно было с кормами. Халтурин А. В. председатель колхоза был человеком крепким и волевым. Многое сделал для развития нашего села. За огромный вклад в развитие сельского хозяйства и освоение целинных земель он был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Вернёмся немного назад.

В 1937 году в городе Таре была создана сельскохозяйственная станция для ведения сельскохозяйственного производства на научной основе в подтаёжной зоне Омской области.

Длительное время у станции не было производственной базы, где можно было бы вести производственную проверку научных рекомендаций и внедрение их в производство. С этой целью в 1967 году станции был передан колхоз имени Фрунзе, на базе которого образовано Опытно – производственное хозяйство (ОПХ) имени Фрунзе.

Первые месяцы директором ОПХ им. Фрунзе был Смык Анатолий Степанович. А производство требовало грамотных, квалифицированных, эрудированных специалистов. И вот в 1967 году на смену ему приходит Носков Владилен Фёдорович.

В. Ф. Носков в сельском хозяйстве был не новичок. Родился и вырос в селе. Закончил экономическое отделение сельхозинститута, полтора года работал в Сибирском отделении института экономики сельского хозяйства в городе Новосибирске, потом главным агрономом в одном из совхозов Называевского района.

И всё же, став директором опытно – производственного хозяйства, немного растерялся. Да и практически начинать надо было с нуля. Три животноводческих двора на 600 скотомест и ни одной совхозной квартиры. Пришлось самому директору более года на частной квартире пожить (у Денисовых, сейчас улица Набережная). Центральная усадьба – село Заливино – одна улица, растянувшаяся вдоль крутояра (теперь ул. Набережная).

С чего начинать?

Поля не ухожены, в животноводческих помещениях непролазная грязь. Вечная нехватка кормов. Урожайность зерновых колеблется от 10 до 16 центнеров с гектара, да и много других проблем. Владлен Фёдорович ездил по полям и фермам, беседовал с людьми и везде прямо ставил всё тот же вопрос. С чего начинать?

Строить! – так ответили на заданный вопрос фрунзенцы новому директору хозяйства, к такому выводу пришёл и сам он.

В первый же год было начато строительство жилья, средней школы на 320 мест, завершено строительство Дома культуры. На окраине села поднялись корпуса машинно-тракторной мастерской, зерноскладов, котельной

В растениеводстве был объявлен призыв «За высокую культуру земледелия». Произведен полный сортобмен. Первыми в районе здесь появились сорта пшеницы Ладе, Омская-12, овса Сельма, Нарымский, ржи Чулпан, Тетра - короткостебельная, гороха Неосыпающийся -1. Все растениеводство было переведено на звеньевую систему.

В животноводстве с постройкой Заливинского животноводческого комплекса, рассчитанного на 1200 коров, 1000 телят и 350 племенных бычков, была проведена четкая специализация. В Заливино, в основном, было сосредоточено молочное стадо, во Фрунзе – племенные телки, в Бородихино – откорм мясного скота. Все было непривычным на животноводческом комплексе: сплавная система навозоудаления, ни транспортёров, ни цепей для привязи коров – кругом чистота.

Одновременно с решением вопросов культуры производства коренным образом перестраивалась культура села. В Заливино, Корнево, Бородихино, Фрунзе появились новые улицы домов. За последние годы (во время руководства В. Ф. Носкова) было построено 270 квартир, детский сад на 140 мест, торговый центр, административное здание, кафе «Русь», Дом культуры.

На центральной усадьбе была открыта в 1981 году музыкальная школа, где до сих пор трудятся талантливейшие люди Лисовые Николай Николаевич и Людмила Петровна.

Ускоренными темпами шло благоустройство села. Голубые ленты асфальта протянулись ко всем животноводческим фермам, токам и мастерским, красивыми и чистыми стали улицы села и деревень хозяйства.

Все жители пользуются водопроводом, все квартиры газифицированы, озеленены улицы и скверы.

С приходом в хозяйство руководителем Шевченко В. Н. было продолжено строительство жилья, благоустройство сёл. Запущена новая котельная на жидком топливе, чем было обеспечено центральное отопление во всём селе Заливино (кроме части ул. Набережной).

А в 2003 году случай ещё раз подтвердил то, что наше село имеет давнюю историю. На улице Набережной стали подводить водопровод в частные дома, при прокладке трассы водопровода в траншее было найдено древнее захоронение. Экскаватором были подняты на поверхность несколько долблёных гробов. Такие гробы назывались колодами. Массивный ствол дерева распиливался пополам и. внутри лесины выдалбливалось углубление по контуру человеческого тела – так хоронили на Руси с XII века. О давности найденных захоронений свидетельствует тот факт, что ещё указ Петра I, запрещающий рубить лес, пригодный для строительства флота, долбить для покойников цельные деревья. На смену колодам пришли гробы, сколоченные из досок. В России кладбища создавались при монастырях, соборах, церквях. В связи с эпидемией чумы в Москве указом Сената от 1 ноября 1771 года запрещалось захоронение при церквях и монастырях, предписывалось создавать кладбища за чертой поселения.

В колодах уцелели только кости. Одежда давно истлела, можно определить, что были лапти, у маленькой девочки косичка. Никаких других предметов, погребённых вместе с усопшими, не обнаружено. Всю находку захоронили на том же месте (улица Набережная).

Идут годы, меняется стиль руководства, меняются люди, но неизменной остаётся преданность опэховцев своей родной земле, отчему краю. Социально-политические изменения, которые произошли у нас в стране за последние пятнадцать лет не пощадили и наше родное хозяйство. Под руководством С. А. Мясникова пытается удержаться на плаву некогда самое процветающее хозяйство, хотя следует отметить нелегко это даётся. Но не торопятся молодые люди уезжать из родных мест, а напротив, строятся, обживаются, обзаводятся семьями. Жива родная деревня, а это главное.

И хоть в наши дни наше родное хозяйство переживает не лучшие времена, но с уверенностью можно сказать о том, что верят люди в доброе и надёжное будущее, осознавая и то, что очень многое зависит от них и от нас с вами.

Веками складывалась культура сибиряков, появлялись традиции, которые живы до сих пор. Далее в своей работе мы хотим рассказать о том, как развивалась культура в нашем селе.

Нам известно уже, что село Заливино образовано староверами в начале XVIII века и, конечно же, ни о каких культурных учреждениях не могло быть и речи. Но со слов старожилов нашего села можно сделать выводы, что не только трудиться умел и умеет наш народ, но и отдыхать. Не было раньше ни радио, ни телевиденья – собирался народ, в какой – нибудь избе, а летом на улице. На ходу придумывали игры, пляски

После революции жизнь коренным образом изменилась во всех областях, в том числе и в культуре. Стали появляется читальные избы и клубы, у молодёжи было где собираться, поделиться друг с другом интересным, отдохнуть от трудовых забот.

У нас в селе первый клуб был построен ещё до войны на единственной в то время улице (ныне Набережная). Никто клубом не заведовал, собирались стихийно, кино было каждый день, но в зале яблоку негде было упасть. А на вечерах до поздней ночи не стихали песни, частушки, байки на разные темы.

С 1955 года по 1965 год заведовал клубом Калинин Анатолий Викторович. Затем служба в армииГоды службы пролетели быстро. Встал, вопрос куда? Конечно на родину, в родные места, где корни, где всё своё близкое, дорогое. У Анатолия Викторовича в трудовой книжке поставлена запись « принят в колхоз имени Фрунзе заведующим клубом».

Из воспоминаний Анатолия Викторовича: « трудились много, много делали ручную, но вечером вся молодёжь в клубе. Главное гармонь бы играла. А уж гармонист первый парень на деревне. Бывало, заслушаешься Банкрутенко С. И. и Банкрутенко А. Т. Именно тогда на ферме был образован женский хор доярок, в который входили: Калинина Ф. Н. , Калинина С. Т. и другие. А как пели Калинин В. Т. , Скуратов Д. А. , Герасимов Н. А. – заслушаешься!»

В 1962 году летом был впервые проведён праздник «День берёзки» - народное гулянье, на котором подводились итоги посевных работ. Как правило, праздник проходил под горой, где собиралось очень много народа. Этот праздник стал традицией, а позже проводился на фрунзенском острове. Организовывался подвоз со всех отделений. Было весело, звучали песни в исполнении самодеятельных артистов, проводились игры и конкурсы, шла торговля – чего только душа пожелает.

В 60-е годы началось строительство нового дома культуры. В то время председателем колхоза был Смык Анатолий Степанович.

22 октября 1967 года, год 50 летия Великой Октябрьской революции – в Заливино открывает двери новый Дом культуры, а руководит в нём Валющенко Михаил Кузьмич, он в то время учился заочно в Алтайском Государственном институте культуры. В 1968 году Михаилу Кузьмичу пришлось учиться очно, поэтому он оставляет работу и едет на учёбу в город Барнаул.

За несколько месяцев, в течение которых не было Михаила Кузьмича, сменилось три заведующих клуба. И вот вновь возвращается Валющенко Михаил Кузьмич – работа закипела. Главным помощниками были: Януш Александр Владимирович, Ситников Василий Васильевич, Калинины Анатолий Викторович и Виктор Викторович.

В 70-е годы началась централизация клубов и в ОПХ им. Фрунзе был образован культурно – спортивный комплекс, руководителем которого стал Михаил Кузьмич.

В те годы, впрочем, и сейчас, была хорошо развита художественная самодеятельность, талантами, высоким мастерством которым можно только было восхищаться. В состав самодеятельности были постоянные участники: Неупокоева Полина, Полякова Людмила, Федяева Нина, Тиде Надежда, Неупокоева Галина. Тогда был создан «ВИЗА» (вокально-инструментальный заливинский ансамбль). В первом составе были: Халтурины Александр и Валентин, Гурьев Владимир, Макаев Владимир. Второй состав: Герасимов Семён, Поляков Владимир, Заливин Леонид, Валющенко Владимир. Концерты ансамбля «ВИЗА» шли с аншлагом. В 1975 году художественная самодеятельность заливинского Дома культуры стала призёром в городе Омске и получила по тем временам, очень дорогой подарок телевизор «Тауэрс».

Существовали при Доме культуре агитбригады, состоящие из работников культуры и учащихся школы. Старостами, отвечающими за организацию работы агитбригады, были Загородная Катя и позже Гутман Татьяна. Агитбригады были частыми гостями на различных производственных участках.

Народный хор в нашем селе родился не сразу. Вначале он был академическим, в его составе было 30 человек, часто менялись участники хора. Но с 1989 года основная группа этого коллектива постоянна, а годом рождения народного хора стал 1987 год.

У народного хора сложились свои традиции: два раза в год проводить семейные «голубые огоньки», поздравлять участников с днём рождения и т. д.

Репертуар хора разнообразен – это тихие, задушевные, лирические, весёлые и задорные песни: «Сибирь», «Банька сибирская», «Речка Омка» и многие другие.

Заливинский хор выступает не только в клубах своего хозяйства, но и в других сёлах – Чёкрушево, Ложниково, Кольтюгино, Кирилино, Ермаковке, Черняево, в сёлах Большереченского района.

В нашей области продолжается шествовать Всероссийский фестиваль русской культуры «Душа России». Его политра красочна и разнообразна, однако, не во всех его мероприятиях могут принимать участие таланты северной глубинки. Но благодаря поддержке отдела культуры и руководства ОПХ им. Фрунзе, нашлись средства для конкурсной поездки самодеятельных артистов из ансамбля «Родные напевы» Заливинского СДК. Заливинцы в 1996 году защищали честь Тарской культуры на областном фольклорном празднике «Поёт село родное», что прошёл в селе Ростовке под Омском, а в 2001 году, ансамбль «Родные напевы» выступал в Омском музыкальном театре во время дней Тарской культуры в городе Омске. Не обходится практически ни одни, праздник в районе без участия художественной самодеятельности. С 1996 года ансамбль «Родные напевы» носит почётное звание «народный».

Интересно и то, что костяк ансамбля составляют семейные пары: Марина и Сергей Стюф, Татьяна и Александр Волковы, Нина и Владимир Васильевы, Ирина и Владимир Лукашевичи, Любовь и Александр Шманёвы, Ольга и Сергей Гурьевы, Надежда и Сергей Мясниковы, Карагодина Валентина и мн. др. , а верховодят в сельском Доме культуры Гуляевы Валентина Арвидовна и Леонид Евгеньевич, руководят ансамблем «Родные напевы» Людмила Петровна и Николай Николаевич Лисовые.

За участие в различных мероприятиях ансамбль был не раз награждён дипломами и ценными подарками.

В 1981 году открывается в селе Заливино филиал Тарской школы искусств, где преподают опытные преподаватели Лисовые Николай Николаевич и Людмила Петровна.

Духовная музыка, занятия хора и ансамбля, игра на фортепиано и баяне - каждый может найти себе дело по душе. За более чем 20 лет существования школа дала музыкальное образование более 100 учащимся. К чему бы ни притронулись супруги Лисовые всё начинает играть другими красками. Людмила Петровна и Николай Николаевич не только учат детей видеть красивое, они, совместно со школой, Домом культуры и сельской библиотекой проводят разные мероприятия, которые отличаются своей содержательностью. На протяжении многих лет работает гостиная «В гостях у поэта», не забываются традиции русского народа.

В 1992 году в Заливино заканчивается строительство нового, более современного Дома культуры и 7 августа 1994 году открывается новый очаг культуры. Директором Дома культуры является Гуляева Валентина Арвидовна, Художественный руководитель Гуляев Леонид Евгеньевич и Валющенко Михаил Кузьмич. В Доме культуры начинают складываться династия. В 2000 году пришёл работать Гуляев Андрей Леонидович, который ведёт работу с ВИГ (вокально - инструментальные группы) которые посещают многие ребята.

При Доме культуры работают различные кружки: танцевальный «Ритм» (руководитель Лисовая Алёна Николаевна), ансамбль песни «Родные напевы», вокальные ансамбли «Хорошее настроение», «Молодость», «Родник», трио «Рябинушка», ВИГ «Импульс», «Сириус».

Работают при Доме культуры любительские объединения: детский клуб «Кузнечик», для участников художественной самодеятельности «Прекрасное мгновение», для ветеранов Великой Отечественной войны клуб «Память», для ветеранов труда «Сибирячка».

Сельский очаг культуры притягивает жителей села содержательной духовной жизнью: вокально – инструментальные ансамбли: «Сувенир», «Амати», тематические вечера, дискотеки, посиделки, рождественские встречи – всё это способствует более гармоничному развитию людей.

Но главное, ознакомившись с материалами, можем сказать: «Жива сибирская глубинка, да и не только жива, а крепка своими корнями и традициями».

Далее в своей работе мы остановимся на вопросе развития почтовой связи на территории нашего сельского поселения.

Потребность людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало Почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, Почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер. В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная Почтовая связь: письменные сообщения пересылались с конными и пешими гонцами по принципу эстафеты.

Важная веха в развитии Почтовой связи - выпуск почтовой марки(1840г. , Великобритания). В 1869 году в Австрии появились почтовые карточки. В 1874 на 1-м Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий почтовый союз (с 1878- Всемирный почтовый союз). В1878 году заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

С изобретением телеграфа(1832), телефона(1876) и радио(1895) Почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей и в 70-х гг. XX в. остаётся самым массовым и дешёвым видом связи.

На Руси уже в X веке существовал « повоз»- особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке организована специальная служба для пересылки письменных сообщений с регламентированным распорядком работы, тем немение ямская гоньба,- самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй половины XIX века. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей. В XVI веке для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. С учреждением в 1782 году Почтового департамента ямские дворы переименовали.

Начали создаваться другие почтовые учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц.

Различного характера новшества, которые происходили в России в начале XX века, лишь спустя какое-то время приходили в наш таёжный край. Как говорится во многих исторических источниках, в том числе об этом писал Анатолий Ионович Юрьев в своём историческом очерке «Град Тарский», что «. культурно-просветительская работа практически отсутствует. так же отсутствует какая бы то ни было воспитательная работа,. нет даже громкоговорителя, газет, журналов.

Совершенно отсутствует почтовая связь. Неорганизованность отправки почтовой корреспонденции. создает невозможность направлять письма, в том числе жалобы. Отсутствие дорог и связи требует от государства новых затрат до 1 ОО ООО рублей. » ( «Юрьев А. И, «Град Тарский», стр 69)

Это как бы подтверждает то, что Советская власть получило в наследство от царской России отсталую, по сравнению с европейскими странами, Почтовую связь, работа которой к тому же была дезорганизована хозяйственной разрухой в стране. Советское правительство поставило задачу обновления всей организации Почтовой связи и её технического совершенствования. В 1917-1921гг. рядом декретов были расширены функции Почтовой связи, были выпущены первые советские марки и т. д.

Когда появилось Почтовое отделение в д. Коренево, а это была деревня главенствующая среди таких как Заливино, Бородихино, Совкрестьянка, Кольтюги-но и др. , старожилы вспомнить не могут, но говорят о том , какую важную роль Почтовая связь сыграла в период Великой Отечественной войны- почта прочно связывала фронт и тыл.

Из воспоминаний Евдокии Павловны Герасимовой«. мужчины все на фронте, а кто на поле работать будет? Вот и пришлось женщинам и детям заменить мужей и отцов. Трудно было, работали от темна до темна, лишь ночевать возвращались домой. Подходя к деревне, невольно прислушивались - не слышно ли плача. Если да, то, значит, пришел почтальон с «треугольничком» с фронта. Больше всего боялись этого ».

В годы Великой Отечественной войны эту тяжелую работу в Заливино выполнял Калинин Иван Фомич. На фронт его не взяли, так как у него не было руки, которую он потерял на первой мировой войне. Его дочь, Анна Ивановна Гурьева вспоминает: «. отец часто говорил о том, что уж лучше бы на фронт, чем такие вести приносить». Но понимал Иван Фомич - идёт война и каждый должен выполнять свой долг перед Родиной на том месте, где он находится. И находились слова утешения и поддержки, чтобы хоть как-нибудь облегчить страдания односельчан. Общий почтальонский стаж Ивана Фомича составляет 30 лет, но годы войны были, как впрочем, и всем советским людям, самыми трудными. Боевые ранения часто давали знать о себе, поэтому приходилось детям помогать отцу разносить почту. Из воспоминаний Анны Ивановны: «. 1945 год, 9 мая, отец занемог, и за почтой пришлось идти мне, тринадцатилетней девчонке. Прихожу на почту в Коренево, а там мне и говорят, беги, мол, домой и сообщи что ПОБЕДА!. За 20 минут добежала до Заливино, дома этой вести не поверили, отец ещё и отругал, напутала, наверное чего-то. А сами в центр села, там всегда состоялись сходки. Пришли. А там уже были все от мала до велика».

В пятидесятых годах в Заливино новый почтальон Самсонова Ульяна Васильевна. Четверо детей. Всё надо успеть: и детей накормить, и по хозяйству управиться, и в Коренево за почтой сходить, а потом разнести по всей деревне. Итак, двенадцать лет, после которых уходит на заслуженный отдых. Назначена пенсия- 8 рублей. На смену Ульяне Васильевне пришла Заливина Софья Лукьяновна. До сих пор вспоминают односельчане тётю Соню. У которой для вех находилась минутка свободного времени, приветливое слово, добрый совет.

Почтовое отделение в Коренево было с давних времен. Оно обслуживало население близлежащих колхозов, а их было четыре: к-з им. Ворошилова, к-з Заветы Ленина, к-з им. Маленкова и им. Фрунзе.

В 1955 году в Коренево построили новое отделение связи. В этом же здании находилась сберкасса. Начальником почтового отделения был ветеран войны Седов Александр Иванович. Именно в эти годы Почтовая связь стала составной частью общегосударственной системы связи - одной из отраслей народного хозяйства СССР. В 1956 году при почтовом отделении установили АТС (автоматическая телефонная станция). До этого телефонная связь осуществлялась через коммутатор и обслуживала его одна телефонистка Седова Александра Павловна. С размещением АТС возможности связи увеличились, что сказалось на жизни сёл и деревень.

К 1957 году во все близлежащие деревни было проведено радио.

К 60-м годам потовая связь осуществляла множество услуг населению: пересылка почтовых отправлений, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей и посылок и т. д.

По стране перевозка почты осуществлялась железнодорожным транспортом или самолётами. У нас же почтальоны доставляли почту пешком, на велосипеде или же используя гужевой транспорт.

В одном здании с почтой жили Александр Иванович и Александра Павловна Седовы. В то время трудились почтальонами Глущенко К. И. , Гирштейн И. А. , Заливина С. Л. , монтёрами были Скуратов Дмитрий Андреевич и Белобородов. Нина Петровна Краснопёрова и Ирина Алексадровна Гирштейн вспоминают: « Приедешь, бывало, особенно зимой, сибирский мороз до костей проберёт, а в доме Седовых всегда можно было попить горячего чайку, согреться. Александра Павловна была строгим, справедливым начальником и гостеприимной хозяйкой. Но после короткого отдыха все принимались за работу. И. во все концы: вЧерняево, в Федотово, в Советскую Крестьянку, в Шкитовку, в Кольтюгино, в Бородихино. вЗаливино, в Айткулово, в Киргап, даже в Усть-Тару. В то время люди выписывали много журналов и газет, не было семьи которая бы не получала периодических изданий. Выписывали журналы: Мурзилка, Веселые картинки, Пионер, Костёр, Сельский механизатор, Работница, Крестьянка, Дошкольное воспитание и многие другие журналы и газеты.

Напряженными были предпраздничные дни, количество писем, телеграмм, открыток увеличивалось. Но главное для работников почты своевременно доставить весточки от родных, близких, друзей.

Жизнь шла, а с нею росли и развивались деревни Заливино, Фрунзе, Кор-нево, Бородихино, которые вошли с 1967 года в состав ОПХ имени Фрунзе. С этого времени центральной усадьбой становится с. Заливино. Новый директор ОПХ имени Фрунзе Носков В. Ф. , будучи дальновидным руководителем, большое внимание уделял строительству, в первую очередь, новой школы, производственных объектов, жилья.

В 1978 году в Заливино заканчивается строительство нового административного здания, где располагается новое отделение связи. Возглавляет коллектив Седова А. П. (А. И. Седов уже на заслуженном отдыхе). Начинает свою трудовую деятельность помощником начальника почты Артемьева Людмила Александровна. В то время работают почтальонами: Другова Л. Д. , Краснопёрова Н. П. , Тиде Н. Я. , Евтухова Т. С, Мошкина Л. А. , которые добросовестно выполняли свои обязанности. Непростая профессия почтальон. Самым главным, чем должен обладать это умение общаться с людьми. Не всем это удавалось, и такие люди надолго не задерживались. Очень часто приходилось выполнять просьбы далёкие от прямых обязанностей почтальона: уплатить за свет и радио, отправить телеграмму и мн. др. И. А. Гирштейн даже умудрялась на своём велосипеде возить посылки из Заливино во Фрунзе да не по одной, а бывало по5-6 штук. За всё это односельчане были всегда признательны почтовым работникам. Услуги почтовой связи прочно вошли в нашу жизнь. Несмотря на существование телефона, и телеграфа, а теперь ещё и компьютеров, люди не утратили милой привычки писать друг другу письма и поздравительные открытки. С бандеролями и посылками в наше время сложнее - цены не каждому по карману и всё же, хотя бы по большим праздникам, их удаётся отправлять родным и близким. А кто может поспорить с утверждением, что самый желанный гость в каждом доме - почтальон? Наверное, никто.

В наши дни на почте трудятся замечательные люди. Возглавляет этот дружный коллектив Артемьева Л. А. , которая проработала в системе связи почти ^четверть века, чуть поменьше , 22 года трудится Бородина Н. В. Её участок д. Фрунзе. Есть в Заливино второй почтальон-Банкрутенко Т. С. , а на участке Корнево-Бородихино жители привыкли видеть Артемьеву Н. В. Все женщины очень добросовестные и ответственные. В любую погоду - и в жару, и в снег, и в дождь они разносят по домам сельчан пенсии, корреспонденцию и письма. Любят свое дело, и работа у них спорится. А односельчане в свою очередь отвечают им уважением

Следует сказать, что, несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, Почтовая связь, несомненно, сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.

Главной целью деятельности краеведческого объединения является то, чтобы оставить потомкам, пусть на бумаге, информацию о том, как и чем, жили наши предки, чем и как живём мы.

Нашими материалами пополняется фонд школьного историко-краеведческого музея, они не просто лежат, а постоянно используются на классных часах, во время экскурсий и т. д.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)