Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Психология цвета

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Мы привыкли видеть небо синим, траву – зеленой, а кровь - красной. Других сочетаний мы себе представить без определенных интеллектуальных усилий. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются интуитивно, неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет.

Но как же цвет влияет на нашу жизнь? Почему мы так по-разному воспринимаем цвета, любим одни и терпеть не можем другие? Кто-то из нас предпочитает часами бродить по зеленому лесу и говорить, что это его успокаивает и помогает расслабляться. Другого в лес не заманишь, он или она любит отдыхать, глядя на бескрайнюю морскую синеву. А третьему нужно уходить высоко в горы, потому что его влечет к себе белизна и отрешенность горных вершин.

Несмотря на то, что незапамятных времен цвет всегда окружал человека и влиял на него, мы сравнительно недавно научились воспроизводить цвет и свободно пользоваться им. До XIX века было известно ограниченное количество красителей и, в основном, это были красители органического происхождения. Кроме того, они стоили очень дорого, поэтому цветными изделиями и материалами могли пользоваться только богачи. Сотни тысяч улиток отдали свои жизни ради того, чтобы римский император мог одеть свой пурпурный наряд в то время, как его подданные вынуждены были носить одежду из некрашеного полотна или льна, из кожи или шерсти.

Изменения произошли только за последние сто лет или около этого, и, в первую очередь, благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов. Сейчас очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. К нашим услугам тысячи цветов и оттенков. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы; к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком: неоновые лампы, картины, обои, цветные телевизоры и масса всего другого, что очаровывает и атакует нас.

Расширение возможностей в использовании цвета вместе с ростом конкуренции между производителями товаров, стремящихся увеличить свои доходы, привело к развитию науки о психологии цвета, хотя она прошла через серию проб и ошибок. Цвета природы оказывают на нас огромное влияние, и, хотим мы того или нет, формируют наши психологические и физиологические качества. Производитель товара должен все это учитывать, чтобы заставить нас купить то, что предлагает он, а не конкуренты.

Что касается картин и цветной фотографии, то здесь психологическое значение цвета менее очевидно, потому что играют роль многие другие факторы: сам изображаемый объект, его форма, взаимодействия цветов, значения и компетентность зрителя, его эстетическое чувство. Иногда, конечно, можно дать довольно точную характеристику человеку, предпочитающему какой-нибудь один цвет – например, преобладания желтого в поздних работах Гогена. Но, как правило, когда несколько цветов создают нечто целое, то оценивают это целое и определяет нашу симпатию или антипатию эстетического чувство, а не психологическая реакция на определенные цвета.

На заре человечества жизнью управляли два фактора, неподвластные никакому контролю: это ночь и день, темнота и свет. Ночь заставляла человека прекращать активные действия. И тогда он уходил в свою пещеру, закутывался в мех и засыпал или же залезал на дерево и ждал рассвета. Ночь приносила с собой пассивность, покой, общее замедление процесса обмена веществ и деятельности желез внутренней секреции. День же давал возможность действовать, и человек отправлялся на охоту или в лес, чтобы собирать растения и пополнить свои съестные запасы. Днем же человек снова становился активным, у него усиливались обмен веществ и деятельность желез внутренней секреции, что давало ему энергию и побуждало к действию. С этими двумя состояниями человека ассоциируются два цвета: темно-синий (ночное небо) и ярко-желтый (дневной свет).

Поэтому темно-синий – это цвет покоя и пассивности, а ярко-желтый – цвет надежды и активности. Ночь(темно-синяя) уменьшает активность и приносит покой, день(ярко-желтый) позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этому.

Даже в наши дни не до конца выяснен механизм того, каким образом нам удается распознавать цвета. Такой простой вопрос: «Как мы распознаем цвет?» - порождает огромное количество теорий.

Физиолог Геринг заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под влиянием темных цветов.

Способность отличать контрасты является самым древним видом зрения. Цветное зрение связано с обеими областями деятельности мозга: как высшей, так и примитивной. Умение различать цвета, определять и называть их – так же, и воспринимать их с точки зрения эстетики, - все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциям. Рефлекторная же реакция на цвет управляется более примитивными областями мозга.

Цвет вашего характера

В этой главе описывается смысл и значение каждого из восьми цветов. Очень разнообразны предпочтения людей относительно цветов. Различия в отношении к цвету отражают не только различия во вкусах, но и настроение человека. Цвет может вызвать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.

Известный психолог М. Люшер проделал колоссальную работу по изучению психологического значения цвета для человека. Вот очень коротко его наблюдения. По мнению М. Люшера:

Серый цвет считается «бесцветным», не темным и не светлым. В нем не заложено никаких психологических тенденций. Серый – нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Если веем цветам вы предпочитаете серый, значит, вы сознательно отгораживаетесь от внешних воздействий, чтобы сохранить идеальный покой и внутреннюю стабильность. Вы принадлежите к скрытым людям, не склонны афишировать свои чувства. Если серый цвет для вас на последнем месте, вы – особа скорее агрессивная, во всяком случае, очень деятельная и увлеченная. Вы считаете серость олицетворением скуки, отсутствия интереса к жизни. Вы же стремитесь к ярким впечатлениям и вовсе не хотите, чтобы жизнь оставила вас на обочине. Но осторожно! Жажда новых ощущений и скрытый страх перед одиночеством могут привести вас к связям с неподходящими партнерами. Старайтесь контролировать свои поступки, потому что только полная откровенность, искренность и безоговорочная преданность друг другу могут обеспечить тесный контакт.

Синий – этот цвет символизирует стремление к психологическому равновесию. Каждый человек в состоянии расслабления и внутренней гармонии чувствует свою связь со всем, что его окружает, полную безответственность. Синий цвет – это символ впечатлительности, привязанности, верности. Те, кто поставил синий цвет на первое место, в минуты неудач легко впадают в уныние. Если вы решительно отбрасываете синий цвет, то это означает внутреннее беспокойство и желание перемен, которые помогут избавиться от депрессии и пассивность, охватывающих вас время от времени. Однако остерегайтесь действовать поспешно; подходите к окружающим людям и проблемам с большим, чем до сих пор, терпением, пониманием и доброжелательностью. Тогда будет легче найти друзей, а также обрести внутреннее равновесие.

Зеленый цвет – это воплощение твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивление переменам. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. Зеленый – символ стабильности и инстинкта обладания, которые призваны обеспечить чувство уверенности в себе. Выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желания убедиться в собственной полноценности, либо посредствам реализации каких-то намерений, либо, стараясь разными способами понравиться другим. Те, кто поставил этот цвет на первое место, в большинстве своем прямолинейны, бескомпромиссно стремятся к выполнению собственных решений, обнаруживают тенденцию к идеализации самих себя, одновременно имея склонность насильно «улучшать других».

Сила воли и высокая психологическая стойкость приверженцев зелени могут оказаться бесценными в преодолении всевозможных трудностей.

Человек, решительно отбросивший зеленый цвет, часто жалуются, что окружающие слишком много от него ждут, чувствует себя обиженным и потерянным. Он хотел бы освободиться от тягостей апатии, но ему не хватает смелости принятия решения.

Красный цвет – это выражение жизненной силы, активности нервной системы, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления. Красный символизирует безудержное стремление к успеху, драматизации переживаний, ощущении полноты жизни. Это – стимул ко всякой деятельности, активности во всевозможных сферах. Если вы помещаете красный цвет на первое место, значит, вы хотите интенсифицировать свои эмоциональные ощущения, действовать энергично. Однако старайтесь в каждой ситуации сохранять уравновешенность, спокойно рассматривать все «за» и «против», чтобы избежать риска бессмысленных приключений. Все кто исключает красный цвет, делает это в основном потому, что попросту ощущают неприязнь к агрессивности.

Желтый – характерной чертой этого цвета является прозрачность, он создает хорошее настроение. Этот цвет также символизирует пространство, а, следовательно, освобождении ото всего, что стесняет и гнетет. Желтый считается проявлением разумного начала, оптимизма, конструктивности. Он ориентируется на будущее, дает отдых и способствует положительным эмоциям. Те, кто помещает желтый цвет на первое место, обнаруживают стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь, не отказываясь при этом от активного участия в реализации своих планов. Таким людям необходимо следить, чтобы жажда перемен не привела к погоне за иллюзорными целями, которые либо недостижимы, либо не стоят затрачиваемых усилий. Те, кто помещает желтый цвет на последнее место, считают его выражением поверхности. В таком случае желтый цвет кажется слишком ярким, кричащим и неприятным. Противником этого цвета не хватает определенной стабильности и психологической самостоятельности. Они часто поддаются нажиму окружения, все время чувствуют себя в опасности, нередко впадают в депрессию.

Фиолетовый – этот цвет соединяет две противоположности: красную краску – символ импульсивной жизненной силы и захватнического инстинкта и синею – выражение нежной преданности, верности и т. д. Цвет художников и духовенства.

Все кто любит фиолетовый цвет, легко поддаются влиянию других людей, но и сами хотели бы оказать влияние на окружающих. Чаще всего они создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия, однако нередко колеблются, принимая решения. Тайный страх перед одиночеством может привести их к некритичным новым знакомствам. Человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет «волшебных отношений». Он не только хочет приукрасить себя, но и в то же время очаровать и восхищать других, вызывать у людей восторг. Тот, кто помещает фиолетовый цвет на последнее место, высказывает, бессознательную тоску по чувственным эмоциональным переживаниям, а также необоснованное стремление «выковывать» из самого близкого человека идеал.

Коричневый – смесь красного и желтого. Обозначает чувственную особенность, впечатлительность. Как любимый цвет – он означает существование сильной потребности в отдыхе и расслаблении, так как коричневый – символ бес проблемной и бесконфликтной, приятной атмосферы. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворительности. Коричневый – символ тревоги, зависти, неудовлетворенности. Если вы считаете коричневый наименее соответствующим цветом, значит, вы решительно отбрасываете всяческую повседневность и рутину, банальные решения. Коричневый в таком случае – это выражение повседневности и определенной унификации, от которой вы стараетесь отделиться, подчеркивая собственную индивидуальность.

Черный – отражает процесс торможения, ограничения внешних воздействий, а потому служит символом отречения. Черный – самый темный цвет и, по сути, является отрицанием цвета. Черный – это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому олицетворяет идею уничтожения. Черный – это «нет», противостоящее белому «да». Белый цвет – это чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный – это конец, за которым ничего нет. Черный – это отрицание по своей природе, означает отказ, окончательную капитуляцию, и он оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находится в той же группе, усиливая черты этого цвета. Те, кто помещает черный цвет на первое место, часто терпит поражение в поединках с судьбой, но все же пытаются противостоять тому, что приносит жизнь. Если вы помещаете черный цвет на последнее место, значит, вы не собираетесь ни от чего отказаться, но тем самым рискуете, ожидая от жизни слишком много.

Белый – идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет – ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.

Воздействие цвета на человека и его психику.

§ 1. Физическое воздействие цвета.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстра версии, т. е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета ослабляют возбуждение слухового центра, т. е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Основные цвета имеют следующие характеристики:

Таблица 1.

Цвета Возбуждающие Угнетающие успокаивающие

Красный +

Оранжевый +

Желтый +

Зеленый +

Голубой +

Фиолетовый +

Темно – серый +

Черный +

Желто – коричневый цвет кажется сухим, зеленовато – синий – влажным, розовый – слащавый, красный – теплый, оранжевый – кричащий, фиолетовый – тяжелым, желтый – легким. Это действие цвета нельзя объяснить ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т. е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

Ниже приводится основные характеристики кажущегося воздействия цветов.

Таблица 2.

Белый Легкий

Желтый Легкий Теплый Сухой

Оранжевый Теплый Сухой Кричащий, громкий

Красный Тяжелый Теплый Сухой Кричащий, громкий

Фиолетовый Тяжелый

Синий Тяжелый Холодный Влажный Тихий, спокойный

Зеленый Прохладный Влажный Спокойный

Голубой Легкий Влажный Тихий, спокойный

Коричневый Тяжелый Теплый Влажный

Черный Тяжелый сухой

§ 2. Эмоциональное воздействие цвета.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это явление очень тесно связано с оптическими свойствами цвета.

У красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. А в религиозно- ритуальной литературе означал такие положительные качества, как «достойный», «почтенный», и даже «святой».

Красный цвет у крови. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гневом. А может означать и любовь.

Тёмно – красный. Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и властности. Недаром цари, императоры, короли носили красную (пурпурную) одежду. Пурпурный – цвет всего магического и потустороннего. Он совмещает в себе несовместимые по природе части спектра – синюю и красную. Этот цвет власти и величия.

Итак, красный цвет – цвет любви, величия, но таит в себе опасность.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. Этот цвет символизирует развитие, юность, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью. Этот цвет – середина спектра. Зеленый – ни радостный, ни печальный. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Цвет раздумий.

Зеленый цвет выражает состояние напряжения и одновременно волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому этот цвет – воплощение твердости, постоянства, но в то же время и готовности к переменам.

Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей. Это усиливает чувство гордости, сознания превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Человек стремится установить контроль над своей жизнью.

Жёлтый символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность.

Он ассоциируется с солнцем, золотом, теплом, одуванчиком, цыпленком.

Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. В XVI веке в Англии золотисто – соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости и избранности. В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью.

Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному.

Синий цвет ассоциируется с небом, поэтому совмещает в себе ощущение возбуждения и покоя: с одной стороны, ощущение зыбкости, атмосферы сна, нереальности, с другой – мир, сдержанность, скромность, спокойствие, вечность.

Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну. Он показатель переменчивости настроения, спутник светлой грусти.

Синий цвет – цвет веры и преданности. Синий – это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Он является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.

Белый. Ни один цвет не способен так влиять на настроение, как белый. Восторг, с который облачаются в одежду белого цвета, сравним с приобщением к таинству.

Восприятие этого цвета связано с двумя понятиями – «свет» и «начало». Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами. Он ассоциируется с небом, дневным светом, небесными светилами и водой, поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, ясностью, мудростью, святостью. Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов священны.

Невеста идет под венец в белом платье. Символ чистоты и непорочности, а также символ перехода в новую жизнь, начало супружеской жизни. Однако белый цвет может получить и противоположное значение, так как он выражает и сияние снега, и холод льда.

По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете – со смертью, вечностью

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Черный – самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета.

Черное ассоциируется с мраком и землей, поэтому черный – эмблема скрытого, тайного, неизвестного, колдовства. Ночь роднит черное со сном. Черный символизирует также неуверенность и отстраненность от жизни.

Черный цвет часто становится символом не столько смерти, сколько отрицания, протеста, оппозиции, со стремлением к конфликту и агрессии. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты.

Серый. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое – беззвучно и бездвижно, но это неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами – желтым и синим. Поэтому серый цвет – это безутешная неподвижность.

Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметом, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие–либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый- с солнцем, синий – с небом, водой, зеленый – с лесом, лугами.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рисунке 4.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.

Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т. е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

§ 3. Оптическое воздействие цвета.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т. к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Это явление играют существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле кажется более низким, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим (рис. 3), то уже после короткой концентрации на них становиться заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека. Первый круг колет глаза, во втором глаз утопает.

Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т. е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.

§ 4. Символика цвета.

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый - женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, секс - черный.

Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т. к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный - активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет "аморальный" символический смысл.

Самое торжественное сочетание - это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики. В таблице 4 приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

Экспериментальная глава

С целью реализации поставленных задач и проверки гипотез использовались следующие методы:

-тестирование по методикам: личностный опросник Г. Айзенка и цветной тест М. Люшера.

Достоверностью выводов – основывается на применение корректных методик (личностный опросник Айзенка и тест Люшера), достаточным объемом выборки испытуемых (всего 65 человек), достаточным объемом исследуемого материала.

Суть использованных методик заключается в следующем:

Личностный опросник Айзенка позволяет оценить три показателя: экстраверсии, интроверсии нейротизма. Личностный опросник Айзенка предназначен для выявления двухосновных свойств личности. Предлагается ответить 57 вопросов.

Цветной тест Люшера или «быстрого и сокращенного теста Люшера» позволяет высвечивать важные стороны человеческой индивидуальности и обращает внимание на существование зон психологического и физического напряжения.

Материал:

8 цветных карточек.

1. Планирование:

В качестве испытуемых были выбраны 65 учащихся 9-11 классов гимназии № 1 г. Назрань. С учащимися была проведена групповая работа (за 20 мин. ) по тесту Айзенка и индивидуальная работа по цветовому тесту Люшера.

2. Процедура проведения эксперимента:

Инструкция по тесту Г. Айзенка: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Отметьте крестиком «да» и минусом «нет». Отвечайте быстро и точно. Обработав полученные данные по тесту Айзенка получила результаты по трем показателям: экстраверсии-интроверсии (Э-И), нейротизма (Н) и демонстративности (Д). Инструкция к цветовому тесту Люшера:

1. Разложите перед собой восемь цветных карточек, цветной стороной вверх.

2. Внимательно рассмотрите все. Просто выберите тот цвет, к которому вы чувствуете большую симпатию по сравнению с остальными семью.

3. Положите выбранную вами карточку (цветной стороной вниз) в стороне ото всех.

4. Внимательно, друг за другом, рассмотрите оставшиеся цвета и выберите из них один, который теперь вам нравится больше остальных. Возьмите эту карточку и положите ее (цветной стороной вниз) рядом с первой справа от нее.

5. Повторите все, о чем говорилось в пункте 4, с оставшимися карточками – и так до тех пор, пока все восемь карточек не лягут в одном ряду цветной стороной вниз. Причем, слева от вас окажется цвет, который вам нравится больше всего, а справа – наименее для вас приятный.

6. Запишите цифры, написанные на обратной стороне карточек в том порядке, как вы их укладывали, слева направо.

7. Соберите все карточки, перемешайте их и разложите перед собой (цветной стороной вверх).

8. Повторите все действия, указанные в пунктах 2-6. не пытайтесь вспомнить или повторить тот порядок, в котором вы разложили карточки в первый раз. И точно так же не старайтесь специально разложить их по-другому. Просто выберите цвета, как будто видите их впервые.

9. Запишите цифры под теми, которые вы уже записали.

Обработав полученные данные по тесту Люшера, я выявила влияние предпочтительного (любимого) цвета на психическое состояние человека.

При интерпретации теста Айзенка и цветного теста Люшера я выявила зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента.

Таблица № 3

Сангвиник Желтый, светло-зеленый, зеленый

Холерик Красный, оранжевый, желтый

Меланхолик Зеленый, голубой, синий

Флегматик Голубой, синий, фиолетовый, сиреневый

Заключение

Цвет не объективная радость. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дела с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, карие глаза, а не просто отдельные цвета. Для человека чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Видимый спектр для среднего человека начинается с красного цвета и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть и неспектральные цвета, например, пурпурный. Есть цвета которые нас успокаивают, угнетают, умиротворяют, например, голубой, зеленый, черный, фиолетовый. И наоборот символизируют активность, направленность на успех, уверенность в себе, например, красный, желтый, оранжевый. Сангвиник предпочитает зеленый цвет, холерик – красный, меланхолик – голубой цвет, флегматики – фиолетовый цвет.

Если вы согласны с утверждением или вопросом, то на против соответствующего номера поставьте знак (+), что означает – верно, если не согласны, то поставьте знак (-).

Ответьте «да» или «нет»

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?

6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?

7. Часто ли у вас бывают спад и подъем настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя человеком несчастным, без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы все, что угодно на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли вы из себя, злитесь?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали то, чего не следовало бы говорить или делать?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любители вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком милым веселым?

28. Часто ли вы сделав какое-то важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли что вам не спиться от того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочесть об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у вас сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа требующая от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы бы платили за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам не приятно в обществе где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа требующая от вас быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-нибудь событий которые моглибы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить , что не упустите случая побеседовать о незнакомом человеке?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы почувствовали бы себя несчастным, если бы долгое время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любители вы, когда подшучивают над другим?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)