Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Психологическая война Кукрыниксов 1941-1945гг

Слово "пропаганда" в русском языке имеет совершенно особый смысл. Пропаганда - это распространение и внедрение в головы людей идеологических образцов. Причем элементов правящей идеологии.

«Пропаганда» (от лат. propaganda — подлежащее распространению) означает следующее: популяризация политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под пропагандой понимается лишь политическая или идеологическая пропаганда, осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую пропаганду можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.

Гитлер в "Майн кампф" так сформулировал свои основные принципы пропагандистской кампании:

1. избегать абстрактных идей и апеллировать к чувствам;

2. постоянно повторять несколько одних и тех же идей и использовать стереотипы;

3. останавливаться только на одной стороне аргументации;

4. постоянно критиковать врагов;

5. выделять одного врага для постоянного поношения.

В свою очередь органы пропаганды стран антигитлеровской коалиции в своей деятельности делали основной упор на следующие виды пропаганды в зависимости от ожидаемого эффекта.

1. Военная пропаганда - это использование информационных каналов в интересах политической поддержки ведущихся военных действий и общих целей, поставленных перед собою воюющими сторонами.

2. Конверсионная пропаганда - это массированное пропагандистское воздействие на ценностные ориентации человека или групп людей с целью изменения его (их) установок, отношений, суждений и взглядов на политику, проводимую высшим военно-политическим руководством страны.

В военное время главной целью конверсионной пропаганды является изменение отношения населения и военнослужащих к характеру войны со своей стороны и признание ее несправедливой и агрессивной. Однако, несмотря на активную политическую пропаганду, особенно со стороны СССР, в ходе войны достичь этой цели в полном объеме не удалось. Значительная часть, как личного состава немецкой армии, так и населения Германии до конца войны оставалась под влиянием фашистской идеологии.

Этому способствовали следующие причины:

• хорошее обеспечение германской армии продовольствием и другими видами снабжения, а также средствами связи, оружием и боеприпасами, что способствовало поддержанию веры в возможность победы;

• опасение немецких военнослужащих возмездия в случае поражения;

• активная деятельность гестапо и других карательных органов, направленная на борьбу с инакомыслием;

• высокая эффективность немецкой внутриполитической пропаганды;

3. Разделительная пропаганда - это пропагандистское воздействие, направленное на разжигание межгрупповых противоречий на основе различий религиозного, национального, социального, профессионального и др. характера с целью ослабления единства в рядах противника вплоть до его раскола.

Значительную роль в ходе реализации целей разделительной пропаганды сыграла дискредитация военных и политических руководителей Германии.

В начале войны англичане сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки Герингом, Геббельсом, Риббентропом, Гиммлером и другими руководителями рейха. Текст листовки гласил, что при любом исходе войны эти люди не пострадают. Кроме того, в этом материале вместе с попытками вызвать неприязнь к руководству страны, населению внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу.

К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что циркуляция таких марок сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать распри среди нацистского руководства.

Для разжигания разногласий в лагере противника и порождения атмосферы недоверия использовались маскировочные печатные материалы.

Так, англичане издали и распространили листовку в сентябре 1943 года, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха к немецкому народу. В этом "обращении" Кох говорил об опасности, нависшей над фюрером, и бранил некие "реакционные круги", собирающиеся свергнуть Гитлера. Целью листовки являлась попытка внушить немцам мысль о том, что далеко не все благополучно в руководстве рейха.

В ходе ведения разделительной пропаганды широко использовалась и дезинформация.

Чтобы спровоцировать шпиономанию англичане передавали "поздравления по радио (микрофоном) легко рассекречиваемой шифровкой своих вымышленных агентов за отличную работу, которую они проделали во вражеской стране". Для оказания воздействия на боевую мощь немецких ВВС, Би-би-си сообщала о случаях дезертирства немецких летчиков со своими самолетами в Англию. При этом упоминались фамилии пилотов, сбитых во время воздушных налетов. Цель данной акции заключалась в попытке спровоцировать командование совместно с гестапо на проведение чисток среди личного состава ВВС, а также посеять недоверие летчиков друг к другу и тем самым повлиять на их моральный дух и снизить боеспособность.

4. Деморализующая пропаганда - это пропагандистское воздействие, направленное на ослабление психики человека, обострения его чувства самосохранения с целью снижения морально-боевых качеств вплоть до отказа от участия в боевых действиях.

Среди мотивов, использовавшихся для дестабилизирующего воздействия на психику населения и военнослужащих противника, можно выделить следующие:

• "траур" - напоминание о смерти (радио Люксембург одно время транслировало передачу "Письма, которые вы не получили", в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат);

• "голод" - эксплуатация продовольственных затруднений противника (на позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы);

• "проигранное дело" - внушение противнику, что его положение безысходно;

• "семейные мотивы" - использование темы "детей, ждущих возвращения отца", спекуляции по поводу жен, изменяющих фронтовикам с "тыловыми крысами";

• "превосходство в силе" - показ неспособности противника противостоять силе союзников (в английских листовках, разбрасывавшихся над Германией, звучал вопрос:"Где люфтваффе?").

5. Пропаганда плена - это пропагандистское воздействие на человека или группы людей, направленное на формирование положительных установок по отношению к сдаче в плен как единственно разумному и безопасному выходу из сложившейся обстановки.

Стремление избежать смерти или физических страданий в экстремальной ситуации, которую представляет собой боевая обстановка, вызывает у людей с низкими морально-психологическими качествами реакцию, в основе которой лежит, как правило, эгоистические мотивы: уклонение от участия в боевых действиях, сохранение своей жизни любой ценой. Такие военнослужащие и были подвержены эффективному воздействию. Особенно это характерно в случае неудачно складывающегося хода боевых действий. По форме пропаганда плена в годы второй мировой войны была многообразной и отличалась большой изобретательностью. Над немецкими городами сбрасывались листовки с адресами и списками военнопленных из данного города с приветами их родным. Распространялись информационные листовки, объединенные общей темой: "Как живут военнопленные в Советской России?".

В материалах печатной пропаганды приводились факты организованной капитуляции под руководством немецких генералов. Так, генерал-лейтенант В. Мюллер, исполнявший обязанности командующего 12-м армейским корпусом, 8 июля 1944 года сдался в плен, а затем отдал приказ о капитуляции личному составу объединения. В листовке под названием "Генерал Мюллер поступил разумно" был помещен его портрет, а также фотокопия приказа с факсимиле. Уже 9 июля 2 тыс. человек сдались в плен, а в целом приказу генерала из 33 тыс. окруженных последовало 15 тыс. военнослужащих.

Из Корсунь-Шевченковского котла вышли 55 тыс. солдат и офицеров с листовками, призывавшими к сдаче в плен, написанными генералами Зейдлицом и Корфесом.

С целью склонения военнослужащих противника к сдаче в плен получил дальнейшее развитие и такой способ информационно-психологического воздействия как обратный отпуск военнопленных. В случае безысходного положения частей противника и низкого боевого духа его войск использование такого способа было весьма эффективным. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Учитывая необходимость быстрой засылки военнопленных через линию фронта, командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен.

В ходе второй мировой войны появилась и активно использовалась так называемая "черная пропаганда", т. е. такой вид пропаганды, при ведении которой принадлежность ее источника приписывается оппозиции или группам сопротивления в рядах противника. Классический пример ведения черной пропаганды - деятельность радиостанции под руководством англичанина С. Делмера. Он выступал в роли старшего германского офицера и через радиостанцию, якобы расположенную в лесах Тюрингии, ежедневно обращался к немецким военнослужащим с размышлениями о положении на фронте и в Германии. С целью придания содержанию радиопрограмм объективности, он критиковал как фашистских руководителей, так и западных лидеров.

Радиоканал был настолько хорошо замаскирован, что даже в американской разведке некоторое время его принимали за истинный.

Немцы для ведения черной пропаганды использовали три радиостанции, якобы вещавшие с территории Великобритании. Одна станция называлась "Радио Каледонии" и вещала от имени шотландских националистов против Англии. Другая носила в своем имени название "рабочая" и представляла мнение левых сил. Третья называлась "Новое Британское Радиовещание" и готовила новостные передачи в духе Би-би-си.

Одним из важнейших элементов "черной" пропаганды является распространение слухов. С помощью слухов решались задачи по дискредитации военно-политического руководства, деморализации населения и военнослужащих, дезинформации и т. д. Например, в ходе "странной войны" во Франции в 1939-40 гг. заблаговременно заброшенная гитлеровская агентура с помощью слухов о неминуемом военном поражении и преднамеренно имитируемого панического поведения создавала среди французского населения панику в больших масштабах, что привело к полной панике.

Для достижения главных целей проводимой пропагандисткой деятельности использовались: радио, газеты, листовки, брошюры, живые выступления. Во время войны заметно возросла роль церкви. Еще одним мощным оружием пропаганды являлись плакаты, анализу и оценке которых посвящена моя работа. Особенно ярко это проявилось в творчество Кукрыниксов.

Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [1903-1991], Порфирий Никитич Крылов [1902 —1990] и Николай Александрович Соколов [1903 — 2000]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (1921-29), они с той поры постоянно работали втроем.

Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. С 1927 активно печатались в прессе (газеты «Правда» и «Комсомольская правда», журнал «Крокодил»). Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др. , 1959-60). Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. В 1930-е большую популярность среди творческой интеллигенции завоевали их иронические шаржи на известных деятелей культуры; чаще всего графические, иногда эти шаржи исполнялись в виде скульптур, а затем переводились в керамику. В графике Кукрыниксы предпочитали рисунок тушью и (для плакатных композиций) гуашь; позднее часто обращались к смешанной технике. Их графические серии («Старая Москва», 1931-34; «Транспорт», 1933-34; «О дряни», 1959-60; и др. ) впечатляют свои неистощимым остроумием, составляя сатирическую летопись периодов индустриализации и послевоенной «оттепели».

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45.

"Окна ТАСС"- агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным Агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Рисунки и тексты "Окна ТАСС" призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске "Окна ТАСС" участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др. ) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др. ).

Было создано свыше 1500 "Окон ТАСС" (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10—12 и более). "Окна ТАСС" выпускались в Москве; по типу московских "окон" создавались также и в других. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске). В плакатах этих лет графическая манера Кукрыниксов стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др. ) завоевал мировую славу.

Еще до войны художники обращались к станковой живописи (серия «Старые хозяева», 1936-37), но широкой известности добились в этой сфере лишь в 1940-е гг. Они придерживались принципов соцреалистической героической «тематической картины» («Таня», 1942-47; и др. ) или решенной в духе зловещего гротеска («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, «Конец», 1947-48, оригинал не сохранился; повторение 1961-64). Лучше всего удавались им картины второго рода, органически и весьма самобытно соединяющие живопись с карикатурой. Недаром «Конец» с Гитлером и его подручными в берлинском бункере, обреченно прислушивающимися к канонадам и взрывам последнего штурма, по праву считается самым значительным их живописным опытом.

Внесли они значительный вклад и в искусство книги. Здесь тоже, как в графике и живописи, проявилось их острое чувство гротеска, принимающее порой ирреально-экспрессионистский характер. Среди иллюстрированных ими произведений:"12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы", «Сказки» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950, Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933) наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького 1948-49 и др. ), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945-46).

Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Героев Социалистического труда.

Во времена Отечественной войны на вооружение был взят новый вид оружия – плакаты.

Одним из первых плакатов времен Отечественной войны, появившихся на улицах Москвы, был плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

На этой работе изображены Гитлер и солдат Красной Армии. В этом плакате Гитлер больше напоминает какое-то иноземное, сказочное лицо, чем человека. Пропорции не соблюдены, руки тонкие, длинные, тело маленькое и толстое. Художники подчеркнули особенности личности и внешности фюрера: острый, вздернутый нос (мания величия), усики, длинная, зачесанная набок челка, которые врезались в память каждому. Обязательным элементом внешности Гитлера является повязка на руке со свастикой и слетающая маска. Своими крючковатыми руками он разрывает Договор о ненападении между СССР и Германией, пролезает в него. Одна его рука тянется к красноармейцу, а в другой зажат пистолет. Всё это символизирует, что 22 июня 1941 года германские войска вторглись на территорию СССР без предупреждения о войне, нарушив заключенный в 1939 году пакт о ненападении, заключенный сроком на 10 лет, а также секретный протокол, в котором определялись сферы советских и германских интересов.

Красноармейца мы видим, как высокого, сильного молодого человека. На лице его непоколебимая решительность. Во всей его позе некая твердость, несколько напоминающая каменную, т. е. он просто так не отдаст родную землю, просто так и легко его не сдвинешь с места и не расколешь. Штык его орудия твердо и безоговорочно направлен в сторону фюрера. По мнению автора, этим контрастом художники хотели показать, что Советский Союз не испугался угрозы Гитлера, что страна готова отразить нападение и перейти от обороны в наступление, что у нашей страны хватит сил для победы.

Лозунг «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» лаконичен и тверд. Акцент делается на слово «беспощадно», что призывает отбросить в сторону жалость и сострадание против низкого и подлого явления по имени «фашизм». Ведь недаром, Гитлер изображен как неземное существо, ведь именно он является олицетворением всего нацистского движения. Эти короткие строки призывают собрать все силы воедино и как можно быстрее предотвратить войну, разбив и уничтожив врага. Здесь подразумевается полное уничтожение всего «червя» фашизма.

Я могу предположить, что плакат с лозунгом «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!» относится к осени 41 года, т. к. точная дата издания плаката неизвестна. Поэтому, прежде чем рассмотреть следующую работу художников, автор для лучшего понимания идеи плаката дает историческую справку о Московской битве во Время Великой Отечественной войны и о том, как Москва была оставлена французами в 1812 году.

По плану «Барбаросса» три группы армии должны были нанести мощные удары в направлении север (на Ленинград), юг (Крым, Кавказ), центр (Москва). Этот план должен был привести к завершению молниеносной войны- блицкриг и окончанию военных действий к зиме 1942 года. Московская битва длилась с 30 сентября 1941 по апрель 1942 года. Операции по захвату столицы СССР, названной «Тайфун», не суждено было реализоваться. Эта битва была проиграна немецкими войсками, и впоследствии германские генералы, объясняя это поражение, ссылались на суровость русской зимы, разрушительной для техники и гибельной для солдат. Однако главными причинами того, что вермахт был вынужден воевать в зимних условиях, к которым он не готовился, стали упорное сопротивление Красной Армии и жесткие меры, принятые руководством СССР по организации борьбы с врагом.

В 1812 году дело обстояло немного иначе. 2 сентября была оставлена Москва и русская армия расположилась в Тарутино. Французские войска беспрепятственно вошли в сожженную, пустую Москву. Наполеон 36 дней томился в столице, ожидая, когда ему принесут ключи от Москвы, но тщетно. Он был искусно введен в заблуждение и продолжал рассчитывать на заключение мира. Наполеон покинул Москву 7 октября лишь после поражения своего авангарда под командованием маршала И. Мюрата под Тарутино. Французская армия находилась в упадке: отсутствие продовольствия, жилья, теплых вещей, вдобавок ко всему этому моральный дух армии подорван. Здесь, конечно большую роль сыграли климатические условия, а так же неординарное разрешение ситуации русским командованием. Начиная с этого события, в войне произошел коренной перелом: русские войска заставили отступать французов по старой, разоренной Смоленской дороге. Войска противника уже не могли сопротивляться и бежали на родину.

В обоих случаях провал вражеского наступления на Москву развеял миф о непобедимости, как армии Наполеона, так и Гитлера, которые до этого почти беспрепятственно захватили почти всю Европу.

Обратимся непосредственно к самому плакату. Сначала подробно рассмотрим изображение на заднем плане, где легко узнаваем силуэт Наполеона: маленький рост, плотное телосложение, характерные черты лица (кончик носа загнут вниз, а подбородок – вверх, маленькие, плотно сжатые губы) и, конечно же, шляпа. По его позе можно легко понять, что он собирается бежать, а направленные в его сторону вилы делают это очевидным. Что касается вил, на них вырезана надпись «1812 г. », которая подсказывает зрителю, что здесь подразумеваются события Отечественной войны, а именно, своего рода перелом в ходе военных действий после Бородинского сражения. Ожидания ключей с поклоном от Москвы, поиск еды в Подмосковье, «забавы» с поджогами, подготовка взрыва Кремля увенчались поспешным бегством армии первого консула до самой границы Франции.

Столь же карикатурна фигура Гитлера на переднем плане. Только здесь он предстает несколько в другом амплуа. Если сравнивать с предыдущим плакатом, то здесь фюрер поправился и оделся в одежду XIX века, на нем такая же шляпа, как и на Бонапарте, только есть существенное отличие: на головном уборе вождя фашизма присутствует свастика. В напоминание о нарушении Германией договора 1939, в одной руке он сжимает кусок разорванного договора о ненападении, а в другой заряженный пистолет: ему угрожает прикладом фигура в красном- солдат Красной Армии.

Это плакат, по мнению автора, вышел в момент битвы под Москвой 1941 года, который призывал к разгрому фашистских войск и предвещал победу советских войск под Москвой. Художники в этой работе проводят параллель между Бонапартом и Гитлером, между двумя Отечественными войнами. Оба пришли в Россию после захвата почти всей Европы, оба были побеждены под стенами столицы нашей родины, оба проиграли из-за излишней самоуверенности, рассчитывая на молниеносную войну, оба не подготовили войска к тяжелым климатическим условиям России, не рассчитали на столь упорное сопротивление русских войск. В этом плакате художники иронизируют над гитлеровскими и наполеоновскими планами, намекая, что фюреру, как и консулу не удастся их воплотить. Этот плакат очень оптимистичен по натуре, призван воодушевить народ, вселить силу духа и уверенность в победе в самые тяжелые дни войны.

Большой интерес также представляет плакат 1943 года, посвященный окончанию Сталинградской битвы. Об этом говорит название плаката: «Потеряла я колечко. А в колечке том22 дивизии». Почему колечко и почему именно 22 дивизии расскажет история.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943. Со стороны противника наступление вела 6-ая армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа. 23 августа немцы прорвались к Волге, а городе было объявлено военное положение. Начались штурмы города. Несколько раз переходил из рук в руки Мамаев курган. 19 ноября 1942 года началась операция, в ходе которой были окружена немецкая группировка под Сталинградом. Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт, а 23 ноября войска Донского и Сталинградского фронтов сошлись на реке Калач. В окружение попала 6-я армия генерала Паулюса и 4-я танковая армия генерала Гота – всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. 12 декабря группа армии «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление, с целью прорвать окружение наших войск и освободить 6-ую армию Паулюса, но в конце декабря была отброшена. 10 января 1943 года войска Донского фронта под командованием Рокоссовского начали ликвидация сил противника. Остатки ее сдались в плен 2 февраля.

Перейдем непосредственно к анализу плаката. Я считаю, что лучше начать с заднего плана. На нем очень примитивно изображена карта Поволжья, об этом говорят извилистые синие линии, изображающие реки. В кольцо с немецкой свастикой «взят» город Сталинград. Фоновым цветом всей картины является песочно-желтый, символизирующий пустыню, разруху, голод, несчастье.

Жалок и смешон Гитлер на переднем плане. Художники изобразили его очень похожим на старенькую бабульку, о чем-то горюющую: об этом рассказывает поза, выражение лица. Яркой деталью обмундирования фюрера является большой черный платок, покрывающий его голову, который рассказывает зрителю о трауре, объявленному в Германии по погибшим под Сталинградом. Внешний вид Гитлера отражает горькие последствия битвы. Одежда его изорвана, потеряла настоящий цвет. Всё это отражает состояние армии, которая намного стала меньше, моральный дух её в упадке, силы на исходе. Также в плен был взят сам Паулюс, что тоже было большой потерей для немецкого командования.

Целью этого плаката является рассказать людям о победе при Сталинграде, о больших потерях фашистов, о жалком положении армии противника, о роли этой битвы в ходе войны, о том, что близок переломный рубеж. Кукрыниксы используют смех как мощное оружие против врага и как лекарство для советских людей, которое помогает поднять боевой дух войска.

Переходя к следующему плакату , не могу не отметить того впечатления, который он производит на зрителя. Не смотря на то, что это карикатура, она навевает скорее не смех, а непонятное, сложное чувства близости смерти, кладбища. На этом полотне преобладают резкие, четко вычерченные линии, почти нет плавных и волнистых. На мой взгляд, это говорит о твердости, неизбежности, предрешенности поражения немцев. Цвета холодны, даже, казалось бы, теплые красный и желтый должны согреть, но нет. Алое солнце насыщено также и синими оттенками, что делает его по-зимнему холодным. А желтые облака не согревает, а лишь оттеняет морозное голубой небо, что еще более усиливает эффект. Преобладание холодный цветов – призыв к хладнокровной, безжалостной расправе над оккупантами. Земля же песочного цвета, которую можно сопоставить с пустыней. А пустыня, в свою очередь, носительница смерти, голода, резких перепадов температур, тяжелых условий, лишений. То есть этим авторы «предсказывают» судьбу и «предостерегают» немцев. Это же настроение передаёт стая черных птиц, летящих из-за горизонта, по всей видимости, это стая черных воронов. По преданиям эти птицы летят туда, где близка смерть.

На втором плане разворачиваются основные действия: строй за строем идут ««фрицы» на восток». Интересен каждый ряд этого необычного шествия, и начнем с первого. Его составляют люди, но лицом они больше напоминают свиней. В публицистике Германии часто упоминаются цыгане как низшая, грязная раса, а славяне – свиньи. И здесь, на мой взгляд, авторы хотят унизить немцев, показав именно их причастность к свиньям, пусть даже и в плакате. По всей видимости, войско застало холодное время года, так как на солдатах утепленная форма, их фигуры одновременно выражают озноб, холод и причастность к фашистам -поза схожа на стилизованную свастику. Невозможно не отметить такую деталь как, передняя нога : у всего строя она больше напоминает чурбан. О нем будет сказано ниже, а теперь переходим к следующему ряду. Его составляют уже не люди, а стилизованные изображения свастики размером с человека. Лишь одно нам подсказывает, что когда-то это был человек: одна нога у этого существа человеческая, в сапоге. Этот ряд является промежуточным состоянием «фрицев» между свиноподобными людьми и могильными крестами, которые изображены в следующих двух. Та часть, которая ближе к первому строю, окрашена в синий цвет, что и на форме немцев, а другая – берёзовое полено. Как было сказано выше, заключает это шествие ряды с крестами. Это «парад» превращения бывших людей-роботов в людей крестов.

Будет ошибкой опустить фигуру Гитлера. Итак, он высок, угловат, мрачен, решителен, зол. Здесь фюрер напоминает чёрного ворона. Козырёк его головного убора вместе с носом сливаются в клюв. Кисть руки больше напоминает лапы с когтями. А его фуражка по форме напоминает всё те же крылья чёрной мрачной птицы. Наверное, недаром птицы на заднем фоне и фюрер напоминают ворона. Что-то мистическое есть в этой птице.

В его лице можно прочитать, что он до последнего будет посылать войска, не смотря на смерть, которую таят кусты, которая поджидает каждого ступившего на землю советскую.

Обратимся к стихам на плакате. Они четко, ясно режут:

«То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток

Это Гитлер строй за строем

Гонит «фрицев» на восток.

Здесь, где окна все – бойницы,

Здесь, где смерть таят кусты,

Здесь, глотнув чужой землицы,

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чье–либо колдовство,

Это – Армии Советской

Боевое торжество!»

Эти строки прославляют Красную Армию, показывают её всесильность, вызывают прилив патриотизма, радости, желание борьбы до конца. А фашистскую армию низводят до «сволочи немецкой». В плакате допущено слово «сволочи», таким образом, из нецензурного переходит в народное искусство, которое понятно и легко запоминается простым народом.

Очень ироничен следующий плакат 1944 года под названием «Два котла» . Он разделён художниками на две части. При рассмотрении верхней половины в глаза бросается черный фон, который создаёт иллюзию пустоты. Второй яркий предмет - стилизованное изображение котла, которое одновременно является лицом фюрера. Он [котёл] старый, надколотый, которым явно давно не пользуются – он пуст, внутри смело бегают крысы. Гитлеру [котлу] это определенно не нравится – он морщит нос, брюзгливо озирается. Кстати, не могу не заметить, что художники изобразили сосуд больше похожим на ночную вазу, которая годится только для определенных целей и ни на какие другие не рассчитана. Желтые глаза говорят о болезненном состоянии здоровья армии фюрера. Художники даже в этом плакате не отступают от уже сформировавшегося типа Гитлера. Если присмотреться, то хвост крысы, которая сидит на краю котелка, является намеком на зачесанную набок челку. А ещё, очень внимательный зритель, если всмотрится в черты его лица, линию бровей, глаз, то отыщет свастику

Теперь самое время перейти к наиболее яркой половине. Ярким контрастом с черным фоном верхнего изображения является живой, «горящий» оранжевый нижнего рисунка. Здесь нашему вниманию также предстаёт котёл. Только здесь он «при деле», его «хозяева» вряд ли сидят без дела, он до отказа набит немецкими солдатами. А на котелке нарисована красная звезда- символ Красной Армии.

Этот плакат рассказывает зрителю о событиях июля 1944 года под Минском: в ходе проведения операции «Багратион» З июля 1944 года Красная Армия освободила Минск и окружила 100-тысячную 4-ю армию. Её командующий генерал В. Мюллер приказал сдаться. Победа в этой операции позволила почти беспрепятственно освободить Вильнюс и продолжить наступление.

Цель этого плаката: рассказать народу о победе под Минском, объяснить тактику русских, а также воодушевить для окончательной победы. Также здесь проводится параллель между Берлином и Минском, Германией и СССР. Недаром плакат разделен на две части: одна (верхняя) характеризует состояние в Берлине, а другая (нижняя) - в СССР.

Следующее Окно ТАСС под номером 982 (рис. 6) изображает развал блока фашистских государств. Блок союзников символически изображен в виде кирпичного сооружения, по форме напоминающего свастику. А развал изображает то, что эта огромная масса упала и начинает давить на тех, кто так упорно воздвигал фашизм: Гитлера, Антонеску, Хорти, император Японии, царя Бориса. Но просто так это большое кирпичное сооружение не могло разрушиться или упасть: на него нашлась сила, которая изображена на плакате, как красная рука с красным мечом. Здесь даже не возникает вопросов, что может значить эта рука. Это меч Красной Армии. Стоит заметить, что все «герои» этого плаката цепями прикованы к блоку, что не даёт им спастись. А если присмотреться к «беглецам», то они больше напоминают насекомых-вредителей.

Всё сказанное выше имеет историческое обоснование. Художники доносили до людей информациюо событиях 1944 года. В августе Красная Армия вступила в центральный район Румынии. Это ускорило падение военно-фашистского режима. Диктатор Антонеску, отказавшийся от заключения перемирия с Советским Союзом, по приказу короля был арестован. Вследствие чего Румыния повернула оружие против Германии. В сентябре советские войска вступили в Болгарию, где активизировались антифашистские силы. Существовавшее правительство было низложено, и власть перешла в руки правительства Отечественного фронт. Дальше Красная Армия начала изгнание гитлеровцев из Венгрии.

Стоит заметить, что на плакате все смотрят в противоположную Гитлеру сторону. Все они бегут от меча Красной Армии, а Гитлер все ещё угрожает Советскому Союзу пистолетом, несмотря на то, что он уже под грудой кирпичей.

Этот плакат нес радостную весть советским людям. Он говорил, что военные действия уже перешли за границу нашего государства, что осталось совсем немного для завершения войны, что враг почти повержен.

Исходя из этого, можно заключить, что наша страна обладала еще одним очень мощным оружием – плакатами, рассылаемыми во все уголки нашей родины. Ничего не пугало людей: даже в оккупированных немцами поселениях партизаны и жители умудрялись расклеивать их. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой родины, напоминание о том, что друзья близко. Они призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма. Население, которое было лишено советского радио, советской печати, узнавали правду о войне из плакатов. Доказательством того, что они были мощным оружием против немцев, являются слова ветерана войны «Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами: "Собаке - собачья смерть". Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты». Поэтому я с уверенностью могу заключть, что вклад Кукрыниксов и других художников, выпускавших военно-патриотические плакаты, огромен. Благодаря плакатам моральный дух Красной Армии рос и креп, в то время как в немецких войсках чувствовался упадок, несмотря на пропаганду Геббельса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)