Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Живописные работы по сюжетам школьных произведений

Взаимодействие различных видов знания — важная образовательная задача. В школе эта задача решается на уровне межпредметных связей, в рамках интегрированных курсов.

Изобразительное искусство, как предмет школьной программы всегда изучалось во взаимодействии с другими общеобразовательными дисциплинами — литературой, историей, музыкой, географией, природоведением, обществознанием, а также с кино и музейными экскурсиями. Такие широкие связи обусловлены статусом художественного произведения как эстетического феномена, обладающего универсальной познавательной природой.

О связи живописи и литературы первыми заговорили сами художники и писатели. Наиболее искусно эту связь выразила художница Анна Кауфман в картине «Поэзия и живопись».

Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века.

Взаимосвязи литературы и живописи имели место на различных творческих уровнях: художественное направление (классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм), проблематика и функциональная направленность (писатели народники — художники передвижники). Некоторые художники воссоздавали сюжеты древнерусского эпоса и фольклора (В. Васнецов).

1. Иллюстрация. История иллюстрирования произведений.

Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражирования и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

Иллюстрация – всякое изображение поясняющее текст, воспринимаемое в определённом единстве с текстом. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету они должны соответствовать содержанию литературного произведения. От художника требуется чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация, полуполосная, разворотная, оборочная, рисунки на полях.

Ведущими художниками - иллюстраторами детской книги в России были: И. Билибин, В. Фаворский, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Т. Маврина, Б. Дехтярёв и другие.

2. Временные и пространственные искусства.

Временные виды искусства - музыка и литература – воспринимаются последовательно от начала к концу, то есть в течении времени.

Пространственные виды искусства – обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Так же часто можно встретить название – пластические искусства, что в узком смысле означает «лепка», а в широком – искусство выразительной формы.

Виды искусства имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности. Обратимся к изобразительным видам искусств. Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чём они думают, к чему стремятся. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Живопись, графика, скульптура – основные виды изобразительного искусства. Остановимся подробнее на живописи.

3. Литература и живопись.

Литература - (лат.  lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных текстов.

Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Литература занимает особое место в школе. Ну на каком еще уроке есть время говорить о нравственности и безнравственности, о героизме и трусости, о поступке и его последствиях. Литература — это еще и единственный предмет эстетического цикла с первого по выпускной класс: есть возможность поговорить о художественном тексте как об искусстве, когда музыка и изобразительное искусство остались далеко позади — в начальной школе.

Литература занимается формированием основных надпредметных умений: читать с пониманием, мыслить по поводу прочитанного, говорить и записывать свои мысли. Без этих базовых навыков говорить о свободе выбора и самообразовании —  лукавство.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий разнообразное многоцветие окружающего мира. Существует множество разных видов живописи.

Художники создают самые разные картины, которые различаются по предмету изображения. Одни изображают природу – пишут пейзажи, другие пишут военные сражения – баталии, третьи – море – моренисты. Есть произведения, посвященные историческим событиям. Художники- портретисты делают портреты разных людей. Бывают картины, в которых художники показывают повседневную жизнь людей и окружающую их обстановку, их быт, т. е. бытовой жанр. Натюрморты – это изображение овощей, фруктов, предметов, цветов и т. д. Различаются картины и по размеру. Бывают картины крохотного размера, они легко умещаются на ладони. Это миниатюрная живопись. Но существуют и такие, что целиком покрывают стены или потолки огромных церквей или дворцов. Это монументальная живопись. Еще по жанрам различают живопись станковую, декоративную, театрально- декоративную.

Подразделяют живопись и по технике исполнения на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По названию этих жанров живописи ясно, что различаются они по материалам, которыми пользуется художник – масляная краска, темпера, рисунок на влажной штукатурке, восковые мелки, стекло, слюда, акварель, гуашь, пастель, уголь, графит и т. д.

Большинство картин, которые мы видим в художественных галереях, написаны масляными красками на холсте. Эти материалы получили широкое распространение, начиная с 15 века. Холст, грубую льняную или хлопчатобумажную ткань, легко резать на кусочки любого размера любой формы, не то, что деревянные панели, на которых раньше писали переносные картины. В масляных красках краска смешана с маслом из льняного семени или другим растительным маслом. До появления масляных красок чаще писали темперой. Ее основой, или растворителем, служили яйца, а не масло. Но смешивать ее труднее, и сохнет она сложнее. Фреска, которой пользуются для создания огромных картин на стенах и потолках, - техника трудная, надо быстро наносить рисунок поверх влажной штукатурки. Акварелью обычно пишут небольшие картины на бумаге. Эта краска разводится водой. Красители изготавливаются из множества разных веществ, в том числе из глины, скальных пород, руд металлов и минералов. Сейчас многие художники-профессионалы предпочитают акриловые краски. Они обладают свойствами масляных красок, но растворяются в воде и высыхают быстрее масляных. Кроме холста, деревянных панелей, бумаги и стен, художники пишут на металле, стекле, сланце, на слоновой кости и на шелке (особенно в китайской живописи).

Кисти – основные орудия труда художника. Обычно их делают из шерсти животных – барсука, осла, кошки, горностая, норки, белки, верблюда. Жесткие кисти изготавливают из грубой, прочной свиной щетины. Ими пользуются при письме маслом. Мягкие кисти делают из шерсти с кончика хвоста норки, других пушистых животных. Эти кисти лучше подходят для письма акварелью. В наше время кисти иногда делаются из нейлона.

Живописным работам найдется место в любом уголке дома.

Точки соприкосновения. Язык искусства.

Связь литературы с живописью не сводится к иллюстрации. Можно сказать, что с нее она начинается, но широкое поле взаимодействия видно только тогда, когда мы выйдем за рамки непосредственного заимствования сюжетов и образов одного искусства у другого. Картина не редкий гость на уроках литературы, но используется она не всегда целенаправленно, чаще всего, как иллюстрация к произведению, что в свою очередь уменьшает её достоинства. Между тем у литературы и живописи много общего. В первую очередь оба вида искусства призваны воздействовать на наш эмоционально-духовный мир. Они раскрывают нам такие понятия, как – жанр, направление, композиция, образ, сюжет и многое другое. У них разный язык, воздействующий на разные органы чувств, но мы прекрасно понимаем насколько мы становимся беднее, не имея возможности использовать их не все.

Жанры и направления.

3. 1. Классицизмом называют период, когда в мире процветало подражание греческому и римскому искусству, архитектуре и литературе. Хотя обычно этим термином называют разновидность искусства, полученного от древних, иногда под ним подразумевают накопленный опыт, высокое художественное качество изображений, консерватизм и пр. По окончанию классического периода начался неоклассицизм, какой представлял собой видоизмененные классические мотивы, дополненные новыми тенденциями и веяниями. Приверженность традиционным эстетическим формальностям бытовала в течение долгого времени. Классическое искусство отличает четкость, порядок, равновесие, симметрия и достоинство. Первый крупный период классицизма начался во время эпохи Возрождения в Италии. В 18-м веке уже началось неоклассические движение - после археологических открытий древних руин на Эрколано и Помпеях. Ведущие художники - Микеланджело, Рафаэль, и прочие. Русский классицизм наиболее ярко проявился во время существования империи, когда Россия, преемник Греции и Византии, широко использовала греческие мотивы в искусстве - архитектуре, живописи и т. д. Дополненный местным аристократизмом правящих слоев, русский классицизм выглядел более романтичным, нежели в других странах. Здесь не было той нарочитой «окаменелости», прослеживающейся в архитектуре и скульптуре европейских держав, здесь линии были стремительными, летящими, изображения людей - максимально приближенными к их реальному образу. Русский классицизм стал базой для появления шедевров науки и искусства, именно в этот период Россия перестала восприниматься как страна диких медведей. Начали массово строиться школы и прочие заведения, появились ученые и просветители, а также деятели искусства. Русский классицизм в значительной степени разбавлялся итальянскими мотивами из-за тесного общения Санкт-Петербурга и Рима, что послужило в создании грандиозных городских ансамблей. Классицизм в литературе также имел свои особенности, какие опять же требовали соблюдения существующих пропорций, и в качестве базы называли основные произведения древней греческой и римской литературы («классики»). Во время и после эпохи Возрождения, к этим произведениям относили, к примеру, работы Гомера, какие до сих пор считаются непревзойденными шедеврами мировой литературы. Классицизм в литературе разных стран проявлялся в разное время, к примеру, в 17м веке начался этот период в французской литературе, в 19м - в западной. Классический стиль и подход к литературной композиции, как правило, имитирует греческую или римскую модель (к примеру, мифы), или подразумевает использование существовавшего тогда жанра (трагедия, эпос, ода и пр. ). Классицизм в литературе предлагает доктрину, согласно каковой писатели должны руководствоваться установленными правилами, а не капризами вдохновения. В наиболее строгом виде (17-18 вв. ), классицизм в литературе требует соблюдения правил, созданных еще Аристотелем и Горацием. Доминировал классицизм в французской литературе в 17м и 18м веках, в более слабой форме он проявляется в Англии, а позднее в Германии (конец 18 - начало 19 вв. ), последние отличались большой приверженностью к греческой модели. Классицизм в живописи наиболее ярко отражает итальянская живопись. В 15 веке были написаны многие догмы, управляющие живописью, каким должны были отвечать итальянские картины. Классицизм в живописи приветствовал, когда художники брали свои сюжеты из мифов Греции и Рима, изображая персонажей в соответствии со сложившимися в античности нормами. Вообще, классицизм в живописи древнего мира проявлялся совсем уж интересно - имелись стандарты, до миллиметра указывающие, например, величину руки до локтя или крутизну лба. Собственно, именно ими руководствовались художники классического периода, создавая свои картины. Жесткое следование нормам, четкое соблюдение параметров - это основные черты, какие характеризуют классицизм (в живописи, архитектуре и пр. ).

3. 2 Романтизм (франц. romantisme)

Идейное и художественное движение, в европейской и американской культуре, конца 18 — 1-й половины 19го вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм классицизма и философии Просвещения. Романтизм стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в 19 в. , проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм. При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах. В конце 18—начала 19 вв. черты романтизма в разной мере уже присущи: в Великобритании — живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощрённый гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании — поздним работам Ф. Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения; во Франции — созданным в революционные годы героически-взволнованным портретам Ж. Л. Давида, ранним напряжённо-драматическим композициям и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приёмами произведений Ф. Жерара.

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма. В 1820-х гг. признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолётного движения человеческих чувств; в пейзаже — восхищение мощью природы, одухотворённой стихией мироздания. Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу, позднее Гранвиль, Г. Доре). Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонических композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики — к бурному движению.

В творчестве многих французских романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п. ).

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции.

Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистического настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций. Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 15 в. питали творчество Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др. , чья позиция стала особенно консервативной к середине 19 в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. Со 2-й трети 19 в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой — в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем, крупнейшего представителя немецкого реализма 19 в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем модерна) к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).

В США в течение всего 19 в, романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представителей костумбризма в Латинской Америке, Й. Манеса и Й. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше. Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.

В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров — в живописи и графике переселившегося в Петербург А. 0. Орловского, в портретах О. А. Кипренского, отчасти — В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм , оказал на формирование русского пейзажа (творчество Сильв. Ф. Щедрина, М. К. Воробьёва, М. И Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П, Толстого: в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.

3. 3 Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Эпоха реализма быстро расцветала как в 18, так и в 19 веке, в таких направлениях, как живопись, литература, философия. Впервые этот термин употребил Ж. Шанфлери, хотя точно не известно. Рождение реализма чаще всего связывают с произведениями французского художника Гюстава Курбе. В художественном течении реализм слишком сложен и противоречив. Реализм многовариантен и границы его очень размыты. Возникают новые жанры в данную эпоху, как бытовой сюжет, пейзаж, портрет и другие.

В целом, реализм - это направление в искусстве, означающее изображение социальных явлений, а так же психологических, этнических и экономических, которые сильно соответствую действительности.

Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например: а) типизация фактов действительности, т. е. , по Энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах"; б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер; в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов; г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".

Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.

Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.

В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и многие, многие другие.

3. 4 Композиция Слово композиция происходит от латинского compositio — сочинение, составление, расположение.

Композиция — это построение художественного произведения. Поэтому необходимо знать, из чего, образно говоря, строят его и как строят. Композиция выражает всегда идеи художника, то, во имя чего он создавал данное произведение, какими мыслями и переживаниями хотел он поделиться с обществом, создавая это произведение.

Говоря о композиции в живописи, я не буду рассматривать те средства создания образа, которые присущи только живописи: цвет, свет, пространство и др. Когда художник выражает свой замысел, он использует эти чисто живописные средства в составе тех элементов композиции, которые используются в разных видах искусства: деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм. Например, ритм в поэзии создаётся чередованием ударных и безударных слогов, паузами, а в живописи — геометрией форм, светом, техникой нанесения красочного слоя. Но понятие ритма как элемента композиции едино для всех видов искусств.

Сущность композиции проще уяснить на примере литературного произведения эпического рода (рассказ, роман, повесть и т. д. ). Его композиция включает в себя следующие основные элементы:

• выбор главных и второстепенных действующих лиц и определение их отношений (сопоставления, противопоставления и прочее), а также способ изображения их — статично или в развитии;

• портреты героев, способ изображения этих портретов;

• изображение обстановки, условий жизни героев (окружение, интерьер, пейзаж);

• последовательное спокойное развитие сюжета или же использование перестановок, инверсии при изложении событий;

• жизненные итоги героев; развязка (романа, повести, рассказа и т. д. );

• выбор деталей в том или ином описании или повествовании;

• использование таких изобразительных средств, как аллегория, гипербола, антитеза, ритм.

Перечислять все элементы композиции было бы долго и скучно, тем более что композиция во многом определяется исторической эпохой (вернее, эстетическими взглядами на искусство, господствующими в ту или иную историческую эпоху), мировоззрением художника, требованиями жанра произведения.

Конечно, композиция в живописи отличается от композиции литературного произведения, хотя бы потому, что живопись обычно показывает события одномоментно, не во временном их развитии.

Кроме того, форма литературного произведения (стихотворная, драматическая или проза) не является дополнительным к композиции способом выражения идеи, а формат картины тесно связан с её содержанием.

Формат картины иногда содержит идейную информацию. Например, круг — это символ совершенства, безначальности, божественного, духовного. Соответственно круглый формат картины сам по себе, уже до анализа, предлагает зрителю нравственную оценку изображённому внутри картины, указывает зрителю, что внутри круга изображено нечто нравственно совершенное, вечное, идеальное. Поэтому в эпоху Возрождения часто в круг помещали библейские сцены: мадонну с младенцем, святое семейство, поклонение волхвов и другие. Вытянутый по вертикали формат картины часто служит возвеличению образа, указывает на значительность изображённого. Например, художники использовали такой формат при изображении святых.

Но суть композиции остаётся та же самая: она выражает идеи автора. Разбирая композицию картины, мы одновременно проникаем в идейный замысел художника.

Теперь перейдём к анализу композиций отдельных литературных произведений и возможности написания к ним картин.

В рассказе толстого «После бала» две части. Чем светлее и радостнее кажется первая часть, тем мрачнее вторая. Если бы в рассказе Л. Н. Толстого не было бы первой части, вторая воспринималась бы менее остро. В произведениях живописи тоже есть главное и второстепенное, но без второстепенного главное не будет полным. Земство обедает – тема картины Мясоедова. На картине главное место занимают крестьяне, и только вверху расположено окно в котором виднеется лакей. Хорошо видно, что господа сыто обедают и приятно отдыхают. Иначе обедают крестьяне – члены земства. Бережно едят они хлеб с солью. Действие происходит в небольшом уездном городке. Ясный солнечный день, но во дворе земства лишь небольшой участок двора освещён солнцем. Тёмные сгорбленные фигуры крестьян изображены на серо-жёлтом фоне. Потрескавшаяся стена дома, потрескавшиеся каменные плиты, между которыми пробивается блёклая трава. Всё это вызывает у нас унылое, безрадостное чувство надломанной судьбы. В рассказе Л. Н. Толстого всё контрастно. Всё показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле, обстановка первой и второй частях, грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной неестественной спиной.

Вообще, при анализе данного произведения работа с композицией усиливает художественно-эмоциональный отклик. При анализе любого произведения и любой картины важно понять, какие мысли и чувства художник выразил в ней, а не сосредотачивать внимание на том, по какому поводу написана картина и какой сюжет она изображает. Ведь даже в один и тот же библейский или мифологический сюжет художник может вложить разный смысл.

III. Книжная иллюстрация или живопись? Выводы.

Если иллюстрация призвана подчиняться содержанию литературного произведения, то живопись – это самостоятельный вид искусства, призванный раскрывать перед нами образы и сюжеты, пережитые самим автором, прочувствованные им. Если читателю хочется изображать содержание литературного произведения, создавая при этом самостоятельное живописное полотно – это повод ещё раз обратиться к самому произведению, проанализировать его замысел, создать образы и поработать над композицией. Это способ ещё сотни раз сопереживать героям, открывать для себя всё новые и новые грани прочитанного и просто побыть наедине с собой, произведением, и своими чувствами, превращающимися на листе в новое произведение искусства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)