Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История возникновения «Граффити»

Проходя по улицам города, я все чаще стала замечать различные надписи и рисунки на заборах, стенах домов, в подземных переходах и других местах. Большинство надписей лишь портят облик нашего города. Но некоторые рисунки, на мой взгляд, довольно необычны и привлекательны. И, думаю, художники-граффитчики таких полотен приложили немало усилий, чтобы выразить подобным образом свой взгляд на окружающий мир.

Так как я наряду с музыкой, увлекаюсь и изобразительным искусством, то мне захотелось узнать о граффити больше и, таким образом, возникла идея написать научную работу.

Целями моей работы являются изучение и обобщение знаний о граффити, а так же исследование рисунков граффити и отношение к ним студенчества Нижнего Новгорода и учащихся нашей школы.

Итак, для достижения целей изучения искусства граффити мною поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие «граффити».

2. Изучить историю возникновения граффити и определить ее связь с современным уличным искусством.

3. Изучить современное искусство «граффити» в Америке и России.

4. Исследовать рисунки граффити в Нижнем Новгороде и определить отношение студенчества и школьников к ним.

ЧТО ТАКОЕ «ГРАФФИТИ»?

В первой главе своей научной работе я провожу исследования в области определения понятия «граффити» в различных источниках. Рассматривается понятие «граффити» изложенное в малой энциклопедии советского периода , определяется понятие «граффити» из современного журнала “Speak out” , приводится обзор интернет-сайтов по данному разделу. Хочу отметить, что поиск информации в интернете в данном случае является необходимым, так как искусство «граффити» как и интернет – часть жизни современной молодежи.

Значение слова «Граффити» в определении Малой Советской Энциклопедии 1959 года:

Граффити - итальянское слово graffiti – множественное число от graffito, буквально – нацарапанный, от греческого слова - пишу.

Граффити – древние начертания, рисунки, надписи бытового характера, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. д.

Граффити представляют значительный интерес, так как дают сведения о живом языке и быте древнего населения и пополняют сведения о палеографии. Граффити известны во многих странах Европы и Азии. Особенно много древне-римских Граффити найдено в Помпеях. Большой интерес представляют древне-русские Граффити, выцарапанные на стенах храмов (в Киеве, Новгороде) на бытовых предметах.

Самые древние изображения относятся к позднему палеолиту, т. е. созданы людьми примерно за 40—30 тысячелетий до н. э. Это т. н. макароны и меандры — отпечатки человеческой руки и пересекающиеся волнистые линии, выдавленные в сырой глине. Расцвет живописи палеолита пришелся на мадленский период (назван по месту раскопок в пещере Ла-Мадлен на юге Франции). С помощью кремневых резцов первобытные художники делали гравюры с изображениями животных, рисунки на кости, камне, роге оленя.

Главными героями сюжетов для древних мастеров были животные и человек, причем зверь, являвшийся источником существования для людей, объектом охоты и почитаемым тотемом, занимал основное место в росписях.

В настоящее время , у «граффити» есть статус 'уличного искусства'. В начале 1980-х годов, была реальная мода на надписи на стенах и мир искусства даже проводил показы уличного «граффити» в своих галереях. Направление художественного искусства «граффити» идет нога в ногу с веянием hip-hop в музыке.

Итальянское слово "Граффито" (употребляется во множественном числе с ударением на второй слог) означает не особенно интеллектуальную надпись, сделанную в общественном месте.

«Граффити» — это, прежде всего, закодированный текст , символика которого отражает определенные события культурной, политической или общественной жизни социума, членами которого являются исполнители рисунков на стенах.

Явление «Граффити» вызвано человеческой жаждой общения - "Граффити представляет собой страсть человека к общению". «Граффити» стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. Сфера отношения к «граффити» широка и спорна. Необходимо отметить, что много райтеров называют свои работы скорее "райтингом (письмом)", чем "граффити".

В Нью-Йорке начала 1960-х молодой Julio с 204 street (район города неизвестен), начал писать свой "tag" (nickname; псевдоним) Julio 204 в метро. К 1968 году его тэгом были подписаны все части города. Но само явление писать «граффити» обрело популярность, когда молодой 17 летний грек Demitrios из Washington Heights оставил тэг "Taki 183" по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке. В 1971 репортер из 'New York Times' с целью узнать смысл этого послания нашел Taki и взял у него интервью. Статья 'Taki 183 spawns pen pals' стала первой из рода статей, посвященных «граффити».

«Граффити» — это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй.

Во времена зарождения современного «граффити» райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для «граффити», она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.

Райтеры создали "альтернативную систему общения для ребят, которые, так или иначе, имели доступ к широким проспектам уличной информации".

У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов. Лучшие райтеры города всегда поглядывали на 5 и 2 номер Lexington Avenue Express, как на вагоны высшего сорта для своих работ, которые объезжали обширные территории города. Это помогало быть признанными и стать известными. Опасность находящегося под напряжением "3-го рельса", вероятность быть арестованным и другие неприятности лишь добавляли адреналина и желания сделать "бросок" ('getting up').

«Граффити» также писали и на стенах, зданиях и т. д. , но подземка имела такую огромную притягательность, что была вне конкуренции - "Визуальная доступность, огромное количество посетителей и связь с другими такими же парнями по городу". Подземка также подчеркивала направленность и движение - чего сложно достичь на стенах.

Итак, итоги предварительного исследования показали, что:

- Само понятие «граффити» существует с древних времен. Первые «граффити» это изображения животных на поверхности скалы, процарапанные резцом;

- С начала 70-х годов в США появилось «граффити», а к 80-м приобрело статус уличного искусства;

- Современное «граффити» — это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения, являющиеся, в большинстве случаев проявлением недовольства молодежи окружающей действительностью;

- Подземка (метро) в США - связующая система для «граффити», своего рода икона для «граффити» райтеров, которые стремятся, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ГРАФФИТИ»

Главная задача настоящей главы – познакомить с историей «граффити» с древнейших времен, объяснить причины, побудившие возникновение рисунков на скалах. Источниками для написания данной главы явились издания: “Популярная история живописи” Г. В. Дятлева и журнал “Родина” №11, 12 за 2002 год.

Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда, а позднее — и специальные инструменты, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью. Одной из причин возникновения «граффити» стала необходимость передачи информации. Древнейшие изображения имели также магическую функцию, выполняя роль фетишей и тотемов (знаков племени).

1 «Граффити» в первобытной живописи и эпохе палеолита

Большинство рисунков эпохи палеолита (созданных людьми примерно за 40-30 тысячелетий до н. э. ), найденных археологами, процарапаны резцом на поверхности скалы. Часть из них, как, например, изображения животных в пещере Альтамира, открытой Марселино де Саутуолой в 1879 г. , и в пещере Ласко, покрывались краской. Художники использовали не только черную краску (вероятно, ее заменял древесный уголь), но и желтую, и красную, которые получали, растирая в порошок охру и другие минералы.

Мадленская живопись, открытая в XIX в. , привлекла множество желающих увидеть ее, но вскоре пещеры пришлось закрыть от посетителей, т. к. краска начала быстро разрушаться. Не сразу был открыт для жаждущих полюбоваться творениями первобытных художников и обнаруженный совсем недавно, в 1994 г. , грот Шовэ.

В настоящее время найдено множество росписей времен палеолита. На одной только территории Франции насчитывается более ста пещер, стены которых покрыты рисунками древних художников. Одной из самых интересных находок стала пещера Ласко, обнаруженная в 1940 г. и получившая название «доисторическая сикстинская капелла». В настоящее время она стала настоящим музеем, представляющим искусство эпохи палеолита. Открывается этот своеобразный музей Большим залом, или залом Быков.

Главными героями сюжетов древних мастеров были животные и человек. Причем зверь, являвшийся источником существования для людей, объектом охоты и почитаемым тотемом, занимал особое место в «граффити» того времени.

2 «Граффити» эпох мезолита и неолита

Живопись палеолита (30 тысячелетий до н. э. )— это отдельные, не имеющие между собой связи фигуры. Наскальная живопись представляет собой многофигурные композиции, изображающие события, происходившие с самим художником и его современниками.

Самые первые памятники живописи эпохи мезолита в Востоной Испании были найдены археологами в 1908 г. Покрытые росписями скалы возвышаются по краям долин и в горных ущельях между Барселоной и Валенсией. Встречаются они и далее к югу. Это главным образом живописные сцены (петроглифы здесь практически отсутствуют) с изображением людей и различных зверей. Размеры фигур животных обычно не превышают 75 см, а человеческие — немного меньше.

Множество рисунков посвящено сценам охоты. Росписи изображают стада животных, преследуемых людьми с луками, или охотников, убегающих от раненого зверя.

Схематические рисунки эпохи неолита (V – IV вв. до н. э. ), а также бронзового, медного и железного веков встречаются на скалах Португалии и Италии, на могильных камнях Англии, Ирландии, Франции, Италии, Скандинавии, Германии. Древние погребения украшены не только символами в виде крестов, свастик, кругов и полумесяцев, на них вырезаны или выбиты условные изображения людей, животных, колесниц и лодок, орнаменты из геометрических фигур и спиралей. Например, в департаменте Морбиан в Бретани более трехсот надгробных памятников покрыты спиралевидными орнаментами, рисунками кораблей, кинжалов.

Таким образом, основной тенденцией развития «граффити» как искусства в эпоху неолита стал переход от воспроизведения конкретного животного или человека к общей схеме, к знаку и символу. Изобразительный язык становится обобщающим, стилизованным, теряет эмоциональность и выразительность. Стало принято расписывать усыпальницы.

3 «Граффити» - поп-арт нашего времени

Поп-арт появился в США и Великобритании во второй половине 1550-х гг. (от popular art — общедоступное искусство). В композициях красочные мазки сочетаются с предметами быта, фотографией, муляжем, репродукциями, обрывками газет и рекламных изданий. Произведение поп-художника может иметь три измерения и занимать целый выставочный зал.

Картины художников поп-арта изображают (и часто очень реалистично) бутылки кока-колы, банки с консервами, рекламные плакаты. Иногда творения поп-мастеров — это огромные мягкие телефоны, пишущие машинки.

Крупным представителем английского поп-арта является Ричард Гамильтон.

В отличие от американских мастеров поп-арта (Р. Лихтенштейна, Э. Уорхола), которые в своих работах прославляли мир вещей и товаров, английские художники, работавшие в этом направлении, создавая подобные произведения, критиковали потребительскую психологию людей и таким образом выражали свой протест против вещизма.

Во второй половине XX в. появилось новое, необычное искусство. Оно сформировалось в молодежной среде США, а позднее проникло в Европу. Свое название это направление получило от итальянского слова graffiti, что буквально означает «процарапывание» (в древности — надписи, имеющие бытовой или магический характер, на сосудах, на стенах строений и на других предметах).

Сначала любители «граффити» разрисовывали с помощью распылителей с краской стены зданий, вагоны метро, ограды. Со временем это своеобразное творчество начало завоевывать картинные галереи, где размещались картины, выполненные в такой технике. Но, несмотря на это, «граффити» по-прежнему остается занятием подростков, расписывающих транспорт и стены домов, что нередко вызывает недовольство окружающих.

В стиле «граффити» работал умерший в 1990 г. от СПИДа американец К. Харинг, писавший не распылителями, а мелками. Его произведения выставлены во многих музеях мира («Молчание = смерть»). Работы Харинга напоминают картины немецкого мастера «граффити» А. Р. Пенка.

Сейчас подобное искусство кажется нам странным, но, возможно, через какое-то время оно станет привычным, ведь и прекрасные творения импрессионистов когда-то не признавались современниками.

Выводы, которые мне бы хотелось сделать, проработав материал второй главы:

- Причины возникновения наскального рисунка «граффити» – необходимость передачи информации, между первыми людьми нашей планеты;

- Эпохи мезолита и неолита характеризуют «граффити» уже как искусство: расписывая стены пещеры, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить восхищаться своей работой;

- По моему, современное «граффити» схоже по своему внутреннему наполнению «граффити» эпохи неолита – желание молодежи быть услышанными и привлечь внимание к своим психологическим проблемам.

СОВРЕМЕННОЕ АМЕРИКАНСКОЕ

«ГРАФФИТИ»

Третья глава полностью посвящена обзору интернет-сайтов – практически основному источнику, содержащему разнообразнейшую информацию по данной теме. Как и hip-hop в музыке, с которым «граффити» близко по времени существования и моральным направлениям, искусство рисования на стенах – занятие молодежи, а основной источник информативности и связи с идейно-близкой общественностью является интернет.

1 «Граффити» как вид уличного искусства

Существует 3 фундаментальные формы «граффити» и, хотя существует множество, больше тысячи различных стилей, формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами.

Иерархический порядок граффити форм:

TAGS (тэги) - тэги являются nickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэги используются для того, чтобы имя райтера было "на виду", чем их больше, тем больше "слава" райтера. Хотя большинство тэгов выглядят похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца - единственная в своем роде смесь всех элементов райтера.

THROW-UPS -(фроу-апс) - "набросок" - более развитая форма тэга, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т. д. с помощью баллона. Райтеры обычно используют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3 букв.

Обычно используются два цвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта форма является наиболее быстрым способом создания больших кусков работ .

PIECES - (писес) - куски, картины - это термин, используемый для шедевров (masterpieces).

Куски считаются наиболее выдающейся формой граффити. В кусках обычно используется большее число букв, чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 - это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощи технологии 'fat cap' (насадок, дающих широкую линию - от 3см). Super Kool понял, что, заменив "родную" насадку на широкую, снятую с баллона с пеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем. Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широко известную форму искусства

Стилизация «Граффити» в подземке - когда часть вагона подземки покрыта куском работы более длинным, чем сам вагон и покрывающим окна. Зародились еще несколько форм «Граффити»:

TOP TO BOTTOMS (сверху донизу) - это определение относится к кускам, которые покрывают часть вагона с верху донизу, но не по всей длине вагона.

END TO ENDS (от края до края) - судя из названия - работа, покрывающая вагон от одного конца до другого, но не полностью по высоте.

WHOLE CARS (целый вагон) - это полностью закрашенный вагон метро - сверху донизу и от края до края (включая окна) .

Первый "целый вагон" сделал в 1973 Flint 707, это было вдвойне потрясающе, поскольку кусок был выполнен в 3-D. "Целый вагон" - довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что эта работа зачастую выполнялась группой райтеров или "crew". Все те, кто делали часть куска, были поделены между собой в соответствии с опытом и положением в команде.

2 Школа «Граффити»

Вот несколько вещей, которые необходимо сделать, для того чтобы добиться чего-либо в граффити.

Сначала узнать историю - поможет разобраться: зная процесс развития, будет легче вникнуть в суть дела.

«Граффити» занимались как пещерные люди, так и римляне и египтяне. То же самое делали индейцы, греки и американцы. «Граффити» появилось в нью-йоркском метро спустя год, как оно было построено.

Второе - узнать правила игры. Играя не по правилам, можно быть исключенным из игры.

Правила для начинающего «граффитера»:

– Ты - ничто до следующего пункта.

– Потребуется много времени, перед тем, как ты только признаешь свое существование, и еще больше, - перед тем, как мы посмеем взглянуть на эти каракули, которые ты называешь своим именем. Чтобы ускорить процесс твоего принятия в «граффити», ты можешь: (А) - выбрать умное имя, которое определяет норму незамысловатого сленга. Будь ИЗБИРАТЕЛЕН!!! (В) - используй краску, получай знания о насадках, будь ушлым, изучай стили написания при любой возможности, с каждым разом пиши свое имя все в больших размерах, веришь, 3х6 м - это далеко не все. Не используй тонких маркеров и не поддавайся желанию писать на грязи.

– Ревность - это болезнь для слабака.

– Твое сердце является твоим самым великим владением, не разрешай кому-либо отобрать его у тебя.

– Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения. Единственное, чего они в итоге добиваются, - это как минимум огромного негодования и желания наказания хозяевами работ, со всеми вытекающими последствиями. Отдельный и трудноизлечимый случай - это порча работ, тут мораль вообще бессильна: мало того, что живут в полном дерьме, так пытаются залить им все вокруг. Результат - ПРЕЗРЕНИЕ НАВСЕГДА.

Третье – разработка стиля.

На этой стадии можно передирать все, что хочется, без всяких запарок. Все, что скажут старшие, какая прелесть! Короче, следует перенимать хорошие приемы, цветовые сочетания и буквы в целом, стараться отразить это как можно аккуратней и сначала на бумаге. Никогда не беспокоиться, что становишься должен - сначала все действуют по стандартам. Однако стиль - это еще не все. Это понимание, почему переход и сочетание букв, которое рисовал, плывет и ритмично переплетается. И почему цвета, которыми нарисовано, так прекрасно смотрятся и передают настроение, которое хочется отразить на стене. Стиль - это процесс, который ведет к трогательному результату. Однажды станет понятно, что можно изобретать новые формы букв для самоутверждения.

Четвертое - не поддаваться на провокации, заниматься делом. Лучше порисовать дома, чем потрещать о погоде весь вечер где-нибудь в центре. Следует запомнить, что патруль неравнодушен к «Граффити», их работа требует считать злодеем райдера в зависимости от того, сколько он сделал. А когда райдер «убъет» достаточно стен, они обязательно захотят с ним встретиться. Следует обеспечивать максимально безопасное проведение работ настолько, насколько это возможно. Если райдер попадается, то он совершил административное правонарушение по ст. 143 часть1 (перекраска фасадов зданий) Кодекса об административных правонарушениях РБ. Но если райдера не видели, как он это делал, то практически нельзя завести дела без собственного признания.

Пятое - держать свои мозги в разумном состоянии. Зазнаваться всегда еще очень рано! В конце концов, «Граффити» - это свобода, оно впечатляет девушек и является героическим для тех, кто ведет скучную жизнь. Оно подарит миллионы историй, для того чтобы рассказать их своим скучным, угрюмым знакомым. Оно бессмертно, больше, чем жизнь, и, в конце концов, это лекарство для серых, скучных подворотен.

Так как третья глава научной работы полностью посвящена обзору электронной информации, обнаруженной на страницах интернета, то она по стилю напоминает манеру общения молодежи, использует молодежный «сленг». Являясь представителем современной молодежи я, систематизировав информацию интернет-сайтов могу сделать выводы, что:

- «Граффити» не случайно не изменило названия с древних времен: как и раньше это искусство масс – доступное каждому, желающему самовыразиться оставив память о себе на стене (скале);

- Прожив миллионы лет человечество порой использует все те же способы передачи информации;

- Изменились краски и техника, но все так же – главный герой «граффити» - человек.

«ГРАФФИТИ» В РОССИИ

Настоящая глава представляет информацию о появлении искусства «граффити» в России.

Особую ценность представляет научно-исследовательская работа, проведенная мною среди студентов ННГАСУ, которые были опрошены с целью выявления статистических данных количества молодежи, увлекающейся искусством «граффити». Выводы по опросу оформлены в виде диаграммы.

1 Современное «Граффити» в России

В России «Граффити» появилось в начале 90-х годов, и , сегодня кажется, переживает настоящий бум На смену бессодержательным надписям в подъездах, сделанных дешевыми маркерами, приходят виртуозные шрифты и замысловатые рисунки. Авторство, как правило, принадлежит продвинутой, альтернативно настроенной молодежи, среди которой много поклонников рэпа и Хип-хопа.

Подобно своим американским предшественникам, графитчики выступают под никами - кличками. Общаются на специальном жаргоне, заимствованном в основном из нью-йоркского уличного слэнга.

Свой уровень русские граффитчики оценивают довольно скромно, не скрывая, что пока это по большей части подражание ранним американским образцам. Сюжетных рисунков пока довольно мало, в основном зашифрованные слова. Трудятся райтеры как правило группами от 3 до 15 человек, между которыми существует негласная конкуренция, так как признание в своем кругу для граффитчиков значительно важнее чем восторги восхищенной публики. В Москве и других крупных городах России существует множество команд "жертвами" которых становятся длинные заводы, гаражи и поезда

2 «Граффити» в Нижнем Новгороде

В июле 2002 года у нижегородских граффитчиков появилась идея "продвинуть" легальное граффити. В государственных органах они понимания не нашли, а вот Клуб экстремальных игр, совместно с администрацией школы № 35, решил поддержать нашу акцию, предоставив граффитчикам одну из стен для самовыражения. Рисунок на стене можно видеть по адресу: ул. Фруктовая, 8 – справа от входа в спортклуб. Это одна из первых легальных в Нижнем Новгороде работ граффити!

Рисунок явился средством достижения определенных целей, как со стороны клуба, так и со стороны райтеров. Мало того, что под яркими красками скрылась облезшая стена, которую граффитчики сначала загрунтовали, а потом нанесли яркое изображение с помощью баллончиков. Это однозначно привлечет внимание прохожих. А молодежь, которая черкает на стенах домов «Здесь был Вася, Петя» и т. п. явно заинтересуется наличием в клубе студии граффити. Хотелось бы, чтобы начинающие райтеры ориентировались на что-то подобное, качественное. К тому же, рисунок был на заданную тему.

Дирекция клуба попросила эскиз, и райтеры попытались отобразить тему занятий спортом, активным образом жизни и отдыха, но в сочетании с изображением тех лиц, кто еще не определился, чем заняться Автором эскиза был Змей, остальные участники команды эскиз видели впервые. Но никаких затруднений это не вызвало. Рисунок получился точно как на листе бумаги, только в несколько раз больше по размеру и нарисован с помощью баллончиков, а не карандаша.

Площадки «Граффити» Нижнего Новгорода:

– Пр. Гагарина - ост. "Тобольские Казармы" - 10 блоков бетонного забора

– Ул. Родиона 23 - ост. "Завод Маяк" - бетонный забор офисного центра

– Ул. Ямская - Похвалинский съезд - ост. "Ул. Маслякова" - бетонный забор базы Дорожной службы

– Мост Канавинский - ост. "Планетарий" - боковая стена первой опоры.

Анализ «Граффити» по материалам американских интернет-сайтов и нижегородских изображений позволил мне сделать вывод, что, несомненно “American graffiti” более ярок, выполнен более дорогими красками (с использованием люминесцентных), но, тем не менее, нижегородские рисунки в стили «граффити» более художественны. Изображение пасти крокодила , делает честь автору за органичность и оригинальность вписания картины. А изображения, прорисованные на заборе Похвалинского съезда, поражают мастерством исполнителей. Впрочем, как я узнала, выполнены они студентами ННГАСУ (Нижегородского Архитектурно – Строительного Университета), которые всегда отличались высокой художественностью, особенно студенты-архитекторы и студенты-декораторы.

3 Студенты и школьники нашего города о «Граффити»

Исследование отношения студентов к рисункам «Граффити» я выбрала не случайно, просто вот уже шесть лет я и мои родители летом отдыхаем в спортивно-оздоровительном лагере ННГАСУ «Чкаловец». Лагерь находится на берегу Горьковского моря и является центром культурной жизни студентов Нижнего Новгорода. Так как в ННГАСУ учатся на архитекторов и дизайнеров, то многие из студентов неплохо рисуют (тому подтверждение расписанный в стили «Граффити» забор около ННГАСУ). Каждый год в лагере проходят соревнования рисунков «Боди – арта» (рисунок на теле), «Графити» (рисунок из баллончиков) и «Скульптура из песка». Все это очень увлекательно.

Так как мне с детского возраста пришлось много общаться со студентами, обучающимися у моей мамы, то проблем с проведением тестирования среди студенческой молодежи у меня не возникло. Студенты с удовольствием приняли участие в социологическом опросе и подсказали мне наличие площадок с рисунками «Граффити» в Нижнем Новгороде.

Во время проведения предэкзаменноционных консультаций у студентов ННГАСУ специальности ИС - Информационные системы и технологии в строительстве (следует отметить, что студенты данного направления являются элитой ВУЗа и наиболее ‘продвинутой’ публикой в молодежной среде) – обучающимся были предложены небольшие тестовые опросные листы:

Группа  

Безразличен к граффити  

Отношусь негативно к граффити  

Интересуюсь граффити  

Из тех, кто интересуется граффити

Рассматриваю рисунки граффити  

Иногда сам участвую 'teg'  

Активный "граффитер"  

Опросные листы были наполовину анонимны (содержали только графы для указания группы и имени). Опросный лист разделен на три части: в первой следовало обозначить участника опроса, во второй части выяснялся интерес студента к «граффити». Если студент сразу же отвечал, ‘отношусь негативно к граффити’ или ‘безразхличен к граффити’, то на этом его опрос заканчивался. Если же студент отвечал ‘интересуюсь граффити’, то ему предлагалось ответить на третью часть опросного листа, – в какой степени он проявляет интерес к искусству «граффити».

Всего принимало участие в опросе 42 студента специальности ‘Информационные системы и технологии в строительстве’ и 40 студентов специальности ‘Социально-культурный сервис и туризм’.

Как показал опрос, среди студентов одна треть проявляет определенный интерес к граффити, а две трети или безразличны или же негативно относятся к «граффити» как к искусству.

Анализ темы исследования проводился дальше и я исследоваля те опросные листы, в которых студенты поставили галочку около варианта ‘интересуюсь граффити’. Таких оказалось 33 %. Дальнейший анализ показал насколько им интересен сам процесс производства рисунков «граффити»: являются ли они сторонними наблюдателями или же активными «граффитерами». /p>

Только один из опрошенных студентов оказался активным «граффитером», но он фанатично привязан к этому искусству и указал мне на забор, расписанный в стили уличного искусства около дороги, которая ведет от ННГАСУ вниз к Канавинскому мосту.

Возвращаясь домой, я внимательно исследовала данный забор, и, следует отметить, как бы негативно мы не относились к подобному проявлению молодежной моды, но бетонный забор достаточно интересно украшали рисунки в стиле «Граффити». А так как ничего неприличного надписи не содержат, то и негативной реакции среди созерцающих данный забор не было заметно.

Итогом исследовательской работы и опроса студентов, явилось то, что, по моему мнению:

- Отрицательного отношения к «граффити» среди студенческой молодежи не замечено;

- Ни один из исследованных мною рисунков «граффити» не содержит негативной или оскорбляющей информации;

- Большинство изображений «граффити» в Нижнем Новгороде выполнены на достаточно высоком художественном уровне;

- Подобное самовыражение молодежи не приносит вреда населению города, но в значительной степени иногда даже является украшением серых бетонных заборов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей научной работы я хотела бы отметить, что:

1. Исследовав направление современной художественной направленности «Граффити» я получила массу положительных эмоций: объезжая на машине с папой площадки «Граффити» и фотографируя их, я почувствовала себя настоящим фотокорреспондентом;

2. Обследовав площадки рисунков «Граффити» я не нашла среди них ни одной с негативной направленностью и считаю, что привлечение молодежи к данному виду искусства позволило бы современным молодым людям отвлечься от межличностных и других проблем, позволило проявить значительное самовыражение и эстетический вкус;

3. Достаточно высокая художественность нижегородских «Граффитчиков» позволяет даже предложить проведение соревнований между ними с выделением соответствующих площадей, а наличие большого количества серых заборов в нашем городе снижает до минимума затраты на проведение данных соревнований;

4. Так как я давно уже увлекаюсь современной музыкой и направление хип-хоп мне не чуждо, то изучение рисунков «Граффити» поставило передо мною новые цели изучения линии связи между этими двумя культурами;

5. Неожиданно для себя я увлеклась изучением темы «Граффити», я познакомилась со многими очень интересными людьми и, если такой появится, обязательно вступлю в клуб «Граффитчиков», потому что увлеченные натуры отличаются (как я заметила) доброжелательностью, умение понять и оказать помощь другу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)