Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

По страницам путевых записок И. А. Гончарова

В середине XVIII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена "государевой землей". Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами; полезными ископаемыми, пушниной, рыбой и т. п. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности, вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом.

Однако, в то время Якутия была самой отдаленной и экономически отсталой глубинкой. Для нее были характерны: бездорожье, холодная и продолжительная зима, короткое, но очень жаркое лето, бескрайняя тайга, пересеченность рельефа с множеством рек больших и малых, гор и болот. Постоянный рост числа русского населения, появление городов, затем открываемые золотые прииски, так же требовали сообщения с центром. Якутск является опорным пунктом в освоении новых земель на северо-востоке. Именно по этим основным причинам и начал формироваться естественный маршрут связи с "центром". В организации почтового дела на Руси особое внимание уделял Петр I. Для исследования Сибири, Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку, крайне была необходима хорошо налаженная почтовая связь. Руководитель и организатор Великой Северной экспедиции (1720-1740 гг. ) адмирал Н. Ф. Головин добился, чтобы отряды исследователей были связаны почтой. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска.

Важным связующим звеном между ними был Якутск. Якутск в силу своего более северного месторасположения сразу приобрел значение опорного пути, от которого впоследствии разошлись региональные почтовые тракты (Аянский, Верхоянский). Самый первый путь первопроходцами был проложен: из Москвы через Тобольск, Нерчинск далее на реку Олекму, по Олекме-реке, далее по Лене и до Якутска. Но это был тяжелый и изнурительный путь. Затем был избран второй, наиболее короткий, удобный и более приемлемый маршрут, который и стал впоследствии почтовым трактом: Москва— Тобольск — Енисей — Илимск - Усть-Кутская слобода — Якутск.

Согласно сенатской инструкции от 16 марта 1733 года Сибирская канцелярия в 1834 году определила пункты, где должны были быть созданы почтовые станции от Тобольска до Якутска. В 1836 г. началось регулярное почтовое движение: от Москвы до Тобольска 2 раза в месяц, а далее до Енисейска и Якутска — 1 раз в месяц. Таким образом, благодаря энергичным действиям Петра I, началась организация регулярного почтового сообщения через всю Сибирь. В результате вхождения Якутии в состав Российского государства постепенно возникали такие города, как Якутск (1632 г. ), Олекминск (1635 г. ), Верхоянск (1638 г. ), Зашиверск (1639 г. ), Средне-Колымск (1643 г. ) а также Амгинская слобода и многие другие деревни русских крестьян. В 1640-1760-х годах возникли шесть русских населенных пунктов: Витимская, Пеледуйская, Амгинская, Олекминская деревни на Лене, Олекминский острожек и Покровский монастырь. Лена стала единственной транспортной артерией для снабжения Северо-Востока Азии.

В 1730-1770-х г. предпринимались энергичные меры для организации регулярного почтового сообщения через всю Сибирь: открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определяли порядок ее разгона.

По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев в 1743 г. проложил тракт от Витима до Якутска и учредил на этом отрезке 28 станций, начиная от Якутска: Табагинскую, Улах-Анскую, Самыртахскую, Тойон-Арынскую, Тит-Арынскую, Синскую, Журинскую, Иситскую, Малыканскую, Саныахтахскую, Мархинскую, Хара-Балыкскую, Намахинскую, Тухтахскую, Хомустахскую, Биринскую, Неленскую, Желенскую, Хара-Тюбинскую, Огонохтохскую, Жедайскую, Жербинскую, Чахыйанскую, Муринскую, Хабаландинскую, Хамринскую, Березовскую, Песковскую, и Витимскую. В каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие юрты.

Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км действовал круглый год, причем 2400 км тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины, а иногда и до конца апреля, а с мая открывался летний путь. Летний путь на лодках проходил то вдоль берега Лены, то вдоль протоки, то пересекая реку.

II. По страницам путевых заметок И. А. Гончарова «Фрегат Паллада».

Писатели реалисты впервые ввели в якутскую литературу живые образы народов Севера (якутов, эвенов, чукчей), показали и раскрыли их трудовую деятельность, исторически сложившиеся художественные взаимоотношения с великим русским народом. С этой точки зрения одним из интереснейших документов нового периода являются известные очерки И. А. Гончарова о Якутии.

Иван Александрович Гончаров родился в июне 1812 г. в Симбирске в зажиточной купеческой семье. Отец, Александр Иванович был уважаемым человеком в городе, избирался городским головой. Умер, когда сыну было 7 лет. Воспитанием мальчика занималась мать, Авдотья Матвеевна, и друг семьи, бывший морской офицер Н. Н Трегубов, человек образованный, с передовыми взглядами. Он пробудил у мальчика интерес к морским путешествиям.

В 1820-1822 гг. Иван учился в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого в селе Рельевка. Там познакомился с творчеством русских и европейских писателей, изучил французский и немецкий языки. С 1822 по 1830 гг. учился в Московском коммерческом училище, куда поступил по желанию матери. Это учебное заведение не удовлетворяло любознательного подростка, в этот период он активно занимался самообразованием. По просьбе матери был отчислен из училища, так и не окончив полного курса, в 1831 г. поступил на словесное отделение Московского университета. Для этого необходимо было уволиться из купеческого звания, так как представителей этого сословия в университет не принимали. В этом же году в журнале "Телескоп" появляется первая публикация начинающего литератора — перевод двух глав романа французского писателя Эжена Сю "Атаргюль".

Самым ярким впечатлением студенческих лет стал визит в университет А. С. Пушкина. Он участвовал в публичном диспуте с профессором М. Т. Каченовским на тему подлинности "Слово о полку Игореве". К А. С. Пушкину И. А. Гончаров относился с благоговением. Позднее он вспоминал об этом событии: "Для меня точно солнце дарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии: я питался ею, как молоком матери".

В 1834 г. И. А. Гончаров оканчивает Московский университет и возвращается в Симбирск, где служит секретарем в канцелярии симбирского губернатора. На следующий год он переезжает в Санкт-Петербург. Там поступает на службу в департамент высшей торговли Министерства финансов в качестве переводчика. В это время сближается с посетителями литературного салона Майковых, принимает участие в выпуске рукописных альманахов, где помещает свои стихи и повести.

Имя И. А. Гончарова приобретает известность после публикации в 1847 г. в журнале "Современник" романа "Обыкновенная история", получившего высокую оценку В. Г Белинского. Детская мечта о морских путешествиях осуществляется в 1852 г. , когда И. А, Гончаров становится секретарем адмирала Е. В. Путянина, отправляющего на военном корабле, фрегате "Паллада" в кругосветное плавание. В Петербург И. А. Гончаров возвращается с Дальнего Востока, преодолев сухопутным путем Сибирь, Урал и Европейскую Россию. По возвращению служит цензором Петербурского цензурного комитета, где старается облегчить дорогу в печать произведением передовых писателей.

В 1859 г. русские читатели получают одно из самых знаменитых произведений литературы XIX в. - роман "Обломов". Имя главного героя стало нарицательным. Современники отмечали, что И. А. Гончаров был натурой флегматичной, склонной к пассивному времяпрепровождению.

В 1860 г. И. А. Гончаров уходит из Петербургского цензурного комитета, а в 1862 г. становится главным редактором газеты "Северная почта". В 1863-1867 гг. служив в Совете по делам книгопечатания и в Совете Главного управления по делам печати в должности "Цензора цензоров". В 1869 г. выходит в свет третий знаменитый роман И. А. Гончарова — "Обрыв". И. А. Гончаров умер 15 сентября 1891 в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавы. В 1956 г. прах перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

В 1852-1854 годах Гончаров совершил кругосветное путешествие.

Он обогнул берега Европы, Африки, Азии и в августе 1854 года высадился в местечке Аян. Этот "скромный" уголок России, отстоящий в десяти с лишним тысяч километрах от Петербурга, в то время представлял собой маленький поселок. В нем было всего — навсего с десяток домиков, в которых проживало не более 200 жителей. Именно с этого местечка Аян начинается Якутско-Аянский почтовый тракт, который был открыт в 1844 году.

Путевые очерки писателя воплотились в двухтомном произведении под названием "Фрегат Паллада". Отдельным изданием оно увидело свет в 1857 году. В этом произведении Гончаров дал занимательные для читателя материалы о малоизвестных в то время народах и странах, описал природу этих мест, вывел характеры и типы людей различных национальностей. Большое место в произведении занимает описание Якутии, быта и нравов якутов того времени.

8 августа 1854 года Гончаров высадился в местечке Аян. Здесь же Гончарову рассказали, что зимой не сходят и не съезжают, а спалзывают с горы. Оленей отпрягают и пускают сойти самих, а к нартам привязывают длинную сосну с ветвями и сталкивают вниз, с людьми и с кладью. В Аяне произошло первое знакомство Гончарова с якутами. Они произвели на него приятное впечатление, которое сохранилось у писателя до конца жизни.

Огромный путь совершил писатель верхом и на лодке от Аяна до Якутска. Гончаров говорит о станциях, селениях встречающихся на пути. Это станции Челасин, Маил, Нелькан, Мая, Маймакан, Иктенда, Терпильская, Чабда, Усть-Мая, Байтанга, Алдан, Ючюгэй — Муранская, Амга, Ыргалахская, Цепандинская, Натарцкая, Крестовская. Проходя по этим станциям он делает свои замечания о природе и богатствах края, о его экономических возможностях, говорит о своих встречах с людьми разных национальностей, такие как тунгусы, татары, якуты, русские поселенцы. Гончаров рассказывает об их жизни, занятиях, нравах, и обычаях.

Ему пришлось проехать всю Якутию от Аяна до Якутска и дальше к Иркутску. По пути из Аяна в Иркутск Гончаров сделал остановку в Якутске и пробыл здесь с 8 сентября по 25 ноября 1854 года. Во время путешествия Гончаров вел подробные записки виденного и пережитого им. Время от времени он художественно отрабатывал их и в форме писем отправлял в Петербург, своим близким. Эти письма печатались в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник».

Особое внимание в своих очерках Гончаров уделяет природе Якутии. Когда отъезжал от Аяна он писал: "Ничего нет ужасного в этих диких пейзажах, но печального много. По дороге идет густой лиственный лес, едешь по узенькой, усеянной пнями тропинке. Потом лес раздвигается, и глазам является обширное, забросанное камнями болото, которое в дожди должно быть непроходимо. Щебень составляет природное дно речек, а крупные каменья набросаны, будто в виде украшений, с утесов, которые стоят стеной и местами поросли лесом, местами голы и дики. Нигде ни признака жилья, ни встречи с кем-нибудь". Гончаров интересовался горами Якутии. Горы были одна круче другой, серые и недоступные. Они были похожи на искусственно насыпанные пирамидальные кучи камней. Одни сероватые, другие зеленоватые, все сообща неприветливые, гордо поднимающие плечи на небо, не удостаивающие взглянуть вниз, а только сбрасывающие с себя каменья. Осенью всегда холодно, изморозь и мрачно, темное небо. От Аяна до Якутска писатель все время встречал на дорогах болота и сосновый да слабый лес. Перед нами раскрывается неприветливая, пустынная природа Севера Якутии, являющаяся как бы символом безрадостной жизни тогдашних обитателей. Гончаров подчеркивает неимоверную трудность борьбы человека с силами природы, но, несмотря на это, автор "Фрегата "Паллады", твердо убежден, что человек в конечном счете одолеет и природу.

Наблюдая жизнь народов Крайнего Севера Сибири, в частности Якутии (якутов, эвенов, русских переселенцев), входящих в состав царской России, Гончаров не замечал среди них той разобщенности национально-расовой вражды, которые культивировались в колониальных странах западноевропейскими и американскими капиталистами. Здесь, наоборот, вопреки колониальной политике царизма, великий русский народ и лучшие представители прогрессивной его интеллигенции всегда с большим сочувствием и вниманием относились к отсталым народам. Гончаров колонизаторской идеологии западноевропейских и американских капиталистов противопоставляет цивилизаторскую роль русского народа в национальных областях России. Русский народ приобщает отсталые народы к более высокой духовной и материальной культуре. Гончаров описывая жизнь народов Крайнего Севера Сибири, много места уделяет деятельности русских поселенцев в Якутии. Простые русские люди своим неутомимым трудом превращают пустыни в жилые места, они борются с дикостью, внедряют культуру, развивают производительные силы в национальных окраинах. Благодаря их деятельности, пишет Гончаров "изменяется вид и форма самой почвы, смягчается стужа, из земли извлекается теплота и растительность" — словом, творится то же, что творится. Гончаров показывает, как русские крестьяне способствовали развитию земледелия в Якутии. Писатель в лице отставного русского матроса Сорокина рисует образ одного из пионеров распространения хлебопашества среди местного якутского населения. Труд Сорокина не пропал даром. Следуя его примеру, соседние тунгусы и якуты тоже стали обрабатывать землю и сеять хлеб и тем самым переходить к более высшему способу производства.

Таким образом, по мере увеличения земледельческого населения хлебопашество прочно внедряется в быт якутского населения.

Основное место в очерках Гончарова отводится якутам. Он пишет, что "якуты ласковы и внимательны,. они тихий и вежливый народ: съезжают с холмов, с дороги, чтобы раскланяться с проезжим". С этими положительными чертами характера якутов связаны и другие их качества — гостеприимство, услужливость, стремление принести облегчение русским людям в их трудном пути по незнакомой им безлюдной местности. Вот как, описывает писатель гостеприимство якутов: "В самой беднейшей юрте. между якутами, в их семействе я принят очень хорошо. В камине подложили дров, уступили мне передний угол, принесли молока". С чувством глубокой благодарности говорит Гончаров и о этой трогательной заботе, которую оказывают якуты — проводники, впервые очутившимся в тайге, русским путешественникам.

Несмотря на кратковременность своего посещения Якутии Гончаров проявил поистине удивительную наблюдательность. Он сумел хорошо ознакомиться с бытом и нравами якутов, правдиво описать их характер, дарования, занятия, жилище, одежду, взаимоотношения их с русскими. От внимания писателя не ускользают мельчайшие подробности местностей и людей, встречавшихся ему на пути. Он называет все населенные пункты, через которые пришлось проезжать и дает краткое описание почти каждого из них. Некоторые из этих населенных пунктов рисуются писателем уже давно приобщенными к русской культуре. Вот, например, Амгинская слобода, разбросанная их двух-трех километрах. Писатель замечает, что вид этой деревни решительно "намекает на Европу и цивилизацию". В ней проживают якуты "в избах, не совсем русской, но и не совсем якутской постройки. Избы уютные, чистенькие. Якуты находятся в близких дружеских отношениях с русскими. Русские жители здесь умеют разговаривать по-якутски, а якуты – по-русски. "

Якутские юрты в то время, как писал писатель были бревенчатыми избами, но только бревна, составляющие стены, ставятся вертикально: притом они без клопов и тараканов, с двумя каминами, дым идет в крышу, опрятные, полы усыпаны еловыми ветками, лавки чистые. С беспристрастных, объективных позиций пишет Гончаров о сметливости и способности якутов к разного вида ремеслам. По его мнению, якуты хорошие скорняки, кузнецы, но особенную способность проявляют к плотническому и столярному делу, они замечательные резчики по дереву, кости, "Давайте им образец — они сделают совершенно такую же вещь".

"Якуты, народ с широкими скулами, с маленькими глазами, таким же носом: бороду выщипывают: смуглые и с черными волосами. Они, должно быть, южного происхождения и родня каким-нибудь маньчжурам. Все они христиане, у всех маленькие кресты: все молятся: но говорят про них, что они не соблюдают постановлений церкви, т. е. постов. Да и трудно соблюдать, когда нечего есть. Они едят что попало: белок, конину и всякую дрянь: выпрашивают также у русских хлеба. Русские все старообрядцы и все переселены из-за Байкала", - пишет Гончаров. Якутские девушки, живущие в юртах далеко от города, одевались в высокие остроконечные шапки из оленьей шкуры, в белом балахоне и в знаменитых сарах. Мужчины же одеты в фризовые капоты, олений мех, вывороченный наизнанку. Городские якуты одеты понаряднее. У мужчин грубого сукна кафтаны, у женщин тоже, но у последних полы и подол обшиты широкой красной тесьмой: на голове у тех и у других высокие меховые шапки, несмотря на прекрасную погоду. Якуты стригутся как русские, оставляя сзади за ушами две тонкие пряди длинных волос— вероятно последний, отдаленный намек на свои родственные связи с той тесной толпой народа, которые из Средней разбрелась до берегов восточного океана.

Проходя все станции Гончаров приехал в Якутск. В то время Якутск был главным городом области, производил торг пушными товарами, в ней не было гостиницы, были один каменный дом и много деревянного, шла продажа вина, живущие здесь господа хорошие, и купечество знатное, зимой живут в городе, а летом на заимках (дачах), проезжих бывает мало. Сейчас же Якутск — город республиканского подчинения, столица Якутии, порт на реке Лена. За годы советской власти Якутск превратился в промышленный, научный и культурный центр. Имеется много заводов, фабрик, училищ, университет, филиалы российских вузов, больниц, школ, музеев и театров. Если взять то, что в то время в городе отсутствовала гостиница, это в наше время любой приезжий человек может поселиться в любой гостинице города, в таких как "Тыгын Дархан", "Полярная звезда", "Лена", "Стерх" и другие.

Выехав из Якутска, по дороге в Иркутск он пробыл сутки в Олекминске. Это был маленький бедный городок. Там жил исправник, почтмейстер, окружной лекарь, да несколько купцов. В Олекминске жили гостеприимные, ласковые люди. Если сравнить тот Олекминск с сегодняшним мы убедимся, что за эти годы Олекминск очень преобразовался. Сегодня - это большой город, в котором есть филиал ЯГСХА, много детских и музыкальных школ, Дом культуры, клубы, несколько библиотек, музеев. Теперь Олекминск — город, центр Олекминского улуса.

Проезжая по Лене писатель увидел знаменитые Ленские столбы. Он пишет: "Это огромные, величественные утесы, каких я мало видел и на морских берегах. Едешь у подошвы и повозка с лошадьми похожи на ползающих насекомых. Они ужасно изрыты, дики, страшны так, что хочется скорей миновать их».

Ш. Заключение.

Гончаров твердо верит в будущий расцвет Якутского края, в развитие его экономики и культуры, ибо в этой великой преобразовательной работе принимает участие "целый легион титанов": русские, якуты, тунгусы, люди разных профессий, "которые все работают неутомимо". Он говорит, что жизнь здесь "не неподвижная, не сонная. Что в сумме здешней деятельности таится масса подвигов, о которых громко кричали и печатали бы в других местах, а у нас, из скромности, молчат". Писатель выражает надежду, что ". вскоре, может быть, загремят имена местечек и городков, теперь едва известного по имени: Олекминска, Витима и др. ". Вместе с тем он говорит и о наступлении этого счастливого времени, когда люди будут "носить сукна якутских фабрик". Веря в эту светлую перспективу развития Якутии, Гончаров пишет: "И когда совсем готовый населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание".

Письмо И. А. Гончарову.

Любезнейший Иван Александрович!

Сим письмом нижайше прошу позволения обратиться к Вашей милости из далекого будущего, с XXI века.

Не сочтите за гордость мое вторжение в Ваш уединенный покой.

Мне довелось, вернее, посчастливилось прочитать Ваше произведение "Фрегат Паллада". И прочитав это произведение, я узнала, что Вы твердо верили в наш Якутский край, что он в будущем станет большим населенным пунктом и центром. Я с радостью сообщаю Вам, что — то, что Вы предсказывали - сбылось. Якутия за эти годы стала большой, развитой республикой. Помните, Вы писали, что якуты хорошие скорняки, кузнецы, резчики по дереву. И Вы сожалели, что этот талант пропадет в неизвестной, крайней республике Севера. Но теперь я с гордостью скажу, что в Якутии за долгие годы стало быстро развиваться и набирать обороты искусства. Теперь у нас есть много зданий искусства, таких как: музей изобразительного искусства, Саха драматический театр, Государственный театр имени Пушкина, театр оперы и балета, театр сатиры и юмора, государственный цирк. Изделия наших мастеров изобразительного искусства, живописи, графики, ювелиров известны за пределами России, экспонируются за рубежом. Маленький городок Олекминск, в котором Вы пробыли сутки, теперь стал большим городом, имеющим при себе много музеев, школ, филиал ЯГСХА. Ему исполнилось 360 лет. Ленские Столбы, по Вашему Ленские щеки, привлекают внимание русских и иностранных туристов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)