Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Пятигорск на страницах повести М. Ю. Лермонтова

Изучая на уроках литературы жизнь и деятельность М. Ю. Лермонтова, мне захотелось побывать на Кавказе, самому увидеть Лермонтовские места и собрать о них материал, дополняющий школьный учебник.

Кавказские Минеральные воды занимают особое положение среди мест, освященных гением Лермонтова. Он побывал здесь и в Кисловодске, и в Железноводске, и в Пятигорске, и в Иноземцево, и в г Лермонтове. Для изучения Лермонтовских мест в этом году я выбрал Пятигорск, так как на Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта.

М. Ю. Лермонтов был впервые привезен на Кавказ бабушкой Лизаветой Алексеевной Арсеньевой в 1825 году. Ему было 10 лет. Он полюбил Кавказ, полюбил сразу и навсегда.

Хотя я судьбою на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас.

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню Отчизны своей

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял

Но мне несь, что в розовый вечера часТа степь повторяла мне памятный глас

За это люблю я вершины тех скал.

Люблю я Кавказ.

Здесь, на Кавказе, М. Ю. Лермонтов соприкоснулся с природой, с миром, который своей мощью и величием поднимал и саму душу на вершину к небесам. И здесь, как нигде, он был свободен. Свобода была его судьбой, и она толкала его в противоборство с миром.

На Горячих Водах (так назывался Пятигорск) будущий поэт наблюдал обычаи и нравы кавказских жителей, встречался с людьми сильными, мужественными, слушал народные песни, предания, легенды. Все это надолго запомнилось, служило источником вдохновения. Пятигорье заняло достойное место в ранних стихах и поэмах Лермонтова. На Кавказе он написал произведения: «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени» и др. Тут происходят многие в них события.

Основой сюжета поэмы «Аул Бастунджи» стала слышанная когда-то горская легенда. С любовью пишет поэт о дорогих ему местах в поэме «Исмаил-Бей»:

Где по кремням Подкумок мчится,

Где за Машуком день встает,

А за крутым Бештау садится.

На Горячих Водах испытал поэт и первое увлечение. Об этом с волнением рассказал он позднее в дневниковой записи от 8 июля 1830 года: « Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собой была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей Я тогда не об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь»

Это же признание в стихах:

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!.

Новая встреча поэта с Пятигорьем произошла в 1837 году. Его отправили на службу в Нижегородский драгунский полк. Но по дороге Лермонтов простудился и поехал в Пятигорск. Здесь впервые состоялась его встреча с В. Белинским. Белинский был одним из тех, кто при жизни Лермонтова оценил его гениальное дарование. М. Ю. Лермонтов пробыл на Кавказе до декабря 1837 года. Здесь он изъездил все верхом и на перекладных от Кизляра до Тамани. Одетый по черкески с ружьем за плечами он снял все виды, которые посещал. Лазил на снеговую гору Крестовую, ему очень нравился горный воздух.

Лермонтов внимательно всматривался в жизнь так называемого « водяного общества». Некоторые из лиц, с которыми ему приходилось встречаться, послужили прототипами для персонажей «Княжны Мери». Это отмечали современники поэта. В. Г. Белинский восхищался мастерством автора повести: «Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности».

Это же подтверждает и художник М. А. Зичи. Увлеченный поэтичностью изображения Пятигорья, он приехал сюда в 1881 году, чтобы с натуры сделать зарисовки, и был поражен необыкновенной точностью лермонтовского описания.

В последний раз находившийся в ссылке Лермонтов заехал в Пятигорск в мае 1841 года. Среди отдыхающих здесь он встретил много старых знакомых, однополчан. Он любил веселую компанию, но за него внешней беззаботностью скрывалась напряженная духовная жизнь. О последних его стихотворениях можно сказать, что каждое из них – шедевр, жемчужина русской поэзии.

В Пятигорске у Лермонтова были не только добрые знакомые, но и недруги, скрытые и явные. Они сами питали враждебные чувства к поэту и старались посеять рознь между ним и теми людьми, которые его окружали. К сожалению, окружение это, по справедливому замечанию писателя И. И. Панаева, хорошо знавшего Лермонтова, в большинстве «состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или тех мелко плавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры. Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям»

Все это создавало сложную обстановку, чем и воспользовались враги поэта, спровоцировав дуэль, на которой он был убит 15 июля 1841 года.

§2 Цель и задачи работы

Цель: Познакомиться ближе с жизнью и деятельностью М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске.

1. Составить карту-схему посещения Лермонтовских мест в г. Пятигорске.

2. Сделать фотографии Лермонтовских мест Пятигорья.

3. Собрать материал о Лермонтовских местах г. Пятигорска.

4. Проанализировать произведения М. Ю. Лермонтова: а) какое место заняло Пятигорье в ранних стихах и поэмах поэта; б) какие события, описанные в произведениях Лермонтова, происходят в памятных для писателя местах Пятигорья.

5. Собрать материал о встречах Лермонтова с друзьями в г. Пятигорске.

6. Собрать воспоминания людей о Лермонтове, общавшихся с ним в Пятигорске.

7. Просмотреть периодическую печать: как в настоящее время люди чтят память о М. Ю. Лермонтове в Пятигорске.

II §1 Элова арфа. Знакомство с лермонтовскими местами в Пятигорске я начал с Эоловой арфы. Ее знают все, кто побывал в этом городе. Построенная на склоне Машука, она издалека манит к себе изящными очертаниями, четко вырисовывающимися на фоне неба.

Беседка привлекает многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове.

Еще десятилетним мальчиком, в 1825 году, когда его привозили в эти края для лечения водами, жил он с бабушкой у ее сестры Е. А. Хвастатовой в небольшом деревянном доме, стоявшем там, где впоследствии было выстроено здание пушкинских ванн. А это почти у подножия горного уступа, на котором высится Эолова арфа.

Самой беседки в тот год еще не существовало, на ее месте стоял казачий сторожевой пост- один из многих постов, размещавшихся в то время на возвышенностях Горячих Вод. Много интересного мог Лермонтов видеть и слышать здесь в те годы. Приезжавшие на лечение водами раненые рассказывали о боевой жизни, о мужестве русских солдат и горцев, о захвате пленных.

Чувствовалась близость военных действий. По ночам Лермонтову приходилось слышать перекличку часовых. Об этом вспоминал он в поэме «Черкесы»:

Лишь только слышно: кто идет,

Лишь громко слушай раздается

Отсюда он с восхищением любовался серебряной цепью Кавказских гор с возвышающимися над ними двуглавым великим Эльбрусом.

В 1837 году, приехав на Горячие Воды. Лермонтов был удивлен происшедшими здесь изменениями. Небольшой поселок, насчитывающий раньше несколько десятков домов, значительно расширился. Появились большие здания.

На месте, где располагался когда-то привлекавший его в детстве казачий сторожевой пост, стояла красивая беседка с восьмью колоннами из тесаного камня. На ее покрытом железом куполе были укреплены деревянная с позолотою арфа и подвижный флюгер. Внутри беседки на восьмиугольном пьедестале в круглом футляре находились две арфы. Соединенный с флюгером футляр поворачивался, и струны под действием ветра издавали, по свидетельству современников, «довольно гармоничные» звуки.

Беседку, названную Эоловой арфой по имени бога ветров Эола, построили в 1830-1831 годах архитекторы братья Бернардации.

Она полюбилась приезжающим на воды. Об этом свидетельствует и Лермонтов. В повести «Княжна Мери» читаем: «На крутой скале, где построен павильон, называемой Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус»

А когда в 1841 году на вечере, устроенном поэтом и его друзьями в гроте Дианы, во время одного из антрактов между танцами послышалась тихая мелодия, исполняемая на каком-то струнном инструменте, Лермонтов в шутку уверял всех, что по случаю этого праздника он приказал перенести сюда Эолову арфу.

Старый музыкальный инструмент, находившийся в беседке, к сожалению не сохранился. Он был кем-то снят еще во второй половине позапрошлого столетия. В 1973 году беседку снова озвучили, но уже при помощи современного электромузыкального инструмента.

Это место по-прежнему популярно. Отсюда открываются чудесные виды Пятигорья, здесь вспоминаются лермонтовские строки: «На запад пятиглавый Бешту сереет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым ЭльбрусомВесело жить в такой земле!»

§2,3 Академическая галерея, Елизаветинский источник. Спустившись от беседки Эолова арфа по кольцевой тропинке на площадку, где теперь стоит здание Академической галереи, я оказался на том самом месте, где когда-то находился знаменитый Елизаветинский источник:

«Наконец вот и колодец!. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку или безобразную круглую шляпу». Здесь, у Елизаветинского источника, собиралось « водяное общество», за жизнью которого наблюдал автор повести.

У Елизаветинского источника Печорин встречается с юнкером Грушницким. С источником связан один из эпизодов повести- знакомство с княжной Мери: «Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.

Княжна Мери видела все это лучше меня.

Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко».

Так началась здесь романтическая история, которая трагически завершилась дуэлью между Печориным и Грушницким в Кисловодске.

По тропинкам, окружающим площадку Елизаветинского источника, прогуливались лермонтовские герои. В этих местах завязывались и стремительно развивались описанные в повести события.

Одно из них - неожиданная встреча Печорина с Верой: «Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она?. И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках! Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уж вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

Вера! - вскрикнул я невольно».

§4 Грот Лермонтова. Тут говорится о гроте, носящем теперь имя Лермонтова. Привлек он внимание поэта еще в 1837 году

Грот был устроен в 1830-1831 годах архитекторами братьями Бернардации, использовавшими для этого естественную пещеру.

§5 Провал.

При виде этого благоустроенного уголка Пятигорска, всегда шумного от говора людей и проезжающих автомобилей, трудно представить, что в лермонтовское время это была еще полудикая местность.

Тоннеля, к образовавшемуся на дне Провала озерцу, не было. Чтобы осмотреть Провал, посетители, цепляясь за кустарники, взбирались по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронке и оттуда с любопытством всматривались в казавшуюся бездонной таинственную пропасть.

Это достопримечательное место в окрестностях Пятигорска было хорошо известно Лермонтову. Не раз он бывал здесь с друзьями. Они днем спускались в корзинах к озеру, а вечером, постелив над пропастью доски, устраивали танцы. О Провале говорится в повести «Княжна Мери». Сюда в обществе знакомых совершают прогулку Печорин и княжна Мери: «Мы пришли к провалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди ее не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза».

§6 Пятигорский бульвар. По свидетельству современников Лермонтова на этом бульваре наблюдалось «почти такое многолюдство, как на Невском проспекте».

На бульваре можно было увидеть самую разнообразную публику, удивительное смешение одежды: фраки и черкески, колпаки и мохнатые кавказские шапки, бурки и сюртуки. Порой за чопорными господами, направлявшимися принимать ванны, запыхавшиеся слуги и служанки несли узлы, подушки, тюфяки.

Пятигорский бульвар неоднократно упоминается в повести «Княжна Мери». Вспомним первую прогулку Печорина по Пятигорску:

«Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частью семейства степных помещиков: об этом можно было тотчас догадаться по истертым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам же и дочерей; видно, у них вся водяная молодежь была уже на перечете, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но скоро, узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись»

Неузнаваемо изменился архитектурный облик бывшего Пятигорского бульвара. Но кое-что здесь и сейчас напоминает нам о времени Лермонтова.

§7 Дом княжны Мери (просп. Кирова, 12). Художник М. А. Зичи, создавая в 80-е годы 19 века иллюстрации к повести Лермонтова, зарисовал с натуры это здание как дом, где жила княжна Мери. На рисунке изображен эпизод, когда мимо окон княжны по велению Печорина слуга нарочно проводит черкесскую лошадь, покрытую персидским ковром. Этот чудесный ковер торговала накануне княгиня Лиговская в магазине Челахова, но он был перекуплен Печориным.

О доме, где жила княжна Мери, в повести говорится так: Спустившись от Елизаветинского источника, она «скрылась за липками бульвара Но вот ее шляпка мелькнула через улицу: она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска». Под этим домом подразумевается тот, который мы видим на фото.

§8 Дом для неимущих офицеров (просп. Кирова ,19). Также сохранился до наших дней, только раньше он был не трех -, а двухэтажных. Здание интересно тем, что в нем бывал Лермонтов. Как офицер, он по прибытию в Пятигорск, явился к военному коменданту. А канцелярия пятигорской комендатуры находилась в одной из комнат этого здания. О Лермонтове на бывшем бульваре напоминают не только здания. Неразрушимыми временем вечными памятниками лермонтовского Пятигорска останутся посвяшенные ему строки: «Поздно вечером, то есть часов одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отросли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порой звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом. Я сел на скамью и задумался »

§9 Лермонтовские ванны Находятся они по соседству с бывшим домом для неимущих офицеров. В Пятигорске сохранилось одно из тех зданий, где Лермонтову пришлось лечиться. Это бывшие Николаевские, ныне Лермонтовские, ванны.

Здание это было построено в 1826-1831гг. и являлось в то время одним из лучших и самых больших в Пятигорске.

Лечение водами оказало благотворное влияние на здоровье поэта. Но не меньшую роль в этом сыграли окружающая природа и особенно горный воздух, который, по признанию Лермонтова, был для него целительным бальзамом.

«Ежедневно брожу по горам, - писал он М. А. Лапухиной, - только и делаю, что хожу; ни жара, ни дождь меня не останавливают»

§10 Грот Дианы. Расположен в одном из уголков парка «Цветник», рядом с Лермонтовскими ваннами. Он был создан еще в начале тридцатых годов позапрошлого века архитекторами братьями Бернардацци. Этот небольшой украшенный колоннами грот широко известен как место связанное с памятью о последних днях жизни Лермонтова. По свидетельству современников поэта он был частым посетителем этого грота. Даже утверждали, что «если уже какой –либо грот называть именем поэта, так этот. Тот, что именуется Лермонтовским гротом, - это грот Печорина».

8 июля 1841 года, за наделю до дуэли, Лермонтов и его друзья устроили в гроте Дианы своеобразный бал.

Много волнующих воспоминаний оставил этот балл у его участников. А. И. Арнольди, сослуживец поэта по лейб – гвардии Гродненскому гусарскому полку, вспоминал:

«В первых числах июля я получил, кажется от С. Трубецкого, приглашение участвовать в подписке на бал, который пятигорская молодежь желала дать городу В квартире Лермонтова делались все необходимые к тому приготовления, и мы намерились осветить грот, в котором хотели танцевать, для чего наклеили до двух тысяч разных цветных фонарей. Лермонтов придумал громадную люстру из трехъярусно помещенных обручей, обвитых цветами и ползучими растениями, и мы исполнили эту работу на славу

Наш бал сошел великолепно, все веселились от чистого сердца»

Екатерина Быховец, описывая этот бал, сообщала сестре; «Вечер очаровательный, небо было так чисто, деревья от освещения необыкновенно хороши были, аллея также освещенаОттуда мы шли пешком. Все молодые люди провожали нас с фонарями. Лермонтов предложил сейчас мне руку; и он до дому меня проводил»

В своих воспоминаниях Н. И. Лорер отметил, что Лермонтов в тот вечер «необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то настроено к весельюКто думал тогда, кто мог предвидеть, что через неделю после такого веселого вечера настанет для многих, для всех нас, участников, горесть и сожаление?»

§11 Ресторация. Расположенное в центре Пятигорска здание с шестью колоннами из тесаного камня

В лермонтовское время было лучшим строением города. Называлось оно гостиницей Найтаки (по имени её содержателя) или ресторацией. Построено здание в 1812 году братьями Бернардации по проекту архитектора Шарлеманя.

Приезжающие на воды могли здесь снять комнату и заказать у хозяина гостиницы обеденный стол. По вечерам в небольшом, но уютном высоком двусветном зале для «водяного общества» уст- раивались балы различного рода увеселения.

На публичных сборах в гостинице Найтаки проявлялись обычаи и нравы обитателей курорта. Вероятно, поэтому Лермонтов и решил свести героев повести «Княжна Мери» на балу в зале ресторации. Без этого характеристика «водяного общества» была бы неполной

«Зала ресторации, - читаем мы в дневнике Печорина- превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явились из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что Княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнули к нейТанцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились»

Ресторация связана с памятью и о самом Лермонтове. Известно, что он часто бывал в этом здании. В 1841 г. , в свой последний приезд в Пятигорск, он остановился здесь вместе с А. А. Столыпиным. Затем они переехали на квартиру в небольшой домик, где поэт провел послед- ние два месяца своей жизни.

III Музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. §1 Лермонтовский квартал. Он представляет собой старейший городской квартал. Сейчас здесь создан музей-заповедник. Я сфотографировал макет, чтобы могли представить, каким был Лермонтовский квартал прежде, так как сохранились почти все дома того времени: дом Чилаева, Уманова, лермонтовский домик, дом Горбылева, Котырева, Поповой,дом Верзилина. Знакомство с музеем я начал с домикаЛермонтова(ул. Лермонтова,4) Приехав в последний раз в Пятигорск, Лермонтов во время посещения комендатуры познакомился с капитаном В. И. Чилаевым, который предложил ему и Столыпину снять флигель в своем доме. При этом он добавил, что квартира в старом доме занята уже князем А. И. Васильчиковым.

О своих квартирантах Чилаев записал в домовой книге, хранящейся теперь в музее: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова, из С-Петербурга, получено за весь средний дом 100 рублей серебром».

Описание домика составил писатель П. К. Мартьянов, когда был еще жив домовладелец В. И. Чилаев.

«Наружность домика- самая непривлекательная. Одноэтажный, турлучный, низенький, он походит на те постройки, которые возводят отставные солдаты при уездных городах. Главный фасад его выходит на двор и имеет три окна, во все три различной меры и вида

Сбоку домика с правой стороны пристроены деревянные сени с небольшим крылечком. Стены снаружи обмазаны глиной и выбелены известкой. Крыша тростниковая с одной трубой».

Стоит он в центре двора, как бы нарочно выдвинувшись на середину, чтобы дать возможность людям обойти и осмотреть его со всех сторон.

На фасаде, у входа, маленькая мемориальная доска: «Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов». Она установлена в 1884 году.

Так выглядел домик в военные годы.

Входя в дом, попадаешь сначала в сени, где стоит деревянная скамейка. Из сеней налево дверь ведет в прихожую. Это небольшое полутемное помещение с дверями: прямо - в приемную, направо - в зало.

Из четырех комнат домика две, окнами в сад, составляли «лермонтовскую половину» (тут жил поэт), другую половину занимал А. А. Столыпин

Но приемная, как и зал и буфетная, были общими, а размещались Лермонтов и Столыпин в двух комнатах, служивших им спальнями. Спальня была для поэта и кабинетом, где он работал.

В комнатах бросается в глаза скромность их общего вида и обстановки: низкие деревянные потолки, небольшие разноразмерные окна, простая мебель.

В приемной слева, у окна, стоит стол, справа, у стены,- колясочный сундук, обитый телячьей кожей. На стенах висят две акварели, приписываемые кисти Лермонтова, на которых изображены сцены из кавказской жизни.

Дверь в деревянной перегородке соединяет приемную с маленькой буфетной. Здесь хранились вещи домашнего обихода, главным образом столовые принадлежности.

Все хозяйство в лермонтовской квартире вели прибывшие с ним крепостные Иван Соколов и Иван Вертюков, а также прислуживавший Лермонтову гуриец Христофор Саникидзе, крепостной В. И. Чилаева. В буфетной находится подлинный металлический поднос, которым они пользовались.

Рядом с ним на столе походный складной самоварчик- точно такой же имелся у Лермонтова. В

Буфетной интересны две вещи, принадлежавшие поэту,- металлический молочник и фаянсовая тарелочка. Здесь же старинное полотенце с вышитым на нем гербом рода Лермонтовых.

Из приемной дверь ведет в спальню Столыпина. Это типичная комната кавказского офицера. Здесь находится стол и небольшой платяной шкаф, военный сюртук и офицерская фуражка, курительные принадлежности - чубук и табачница.

У стены - кровать. Она воссоздает форму и размеры кровати, принадлежавшей когда-то Лермонтову. Это длинная и узкая на шести ножках походная складная кровать, точные размеры которой когда-то зафиксировал Мартьянов. Но поскольку она не подлинная , то и поставлена не на «лермонтовской половине»

В следующей угловой комнате, обращенной окном в сад, находился кабинет-спальня Лермонтова.

В кабинете Лермонтова стоял под окном довольно большой стол с выдвижным ящиком, и два стула. У глухой стены стояла уже упомянутая походная кровать и треугольный столик. В углу между дверями ( в соседнюю спальню и зал) -печь, по сторонам дверей- четыре стула.

Вещи, составляющие обстановку Лермонтова, не сохранились. Здесь теперь стоят стол и кресло из петербургской квартиры поэта. Они были переданы музею в 1912 году Евгенией Акимовной Шан-Гирей.

Она рассказала, что у нее отца с эти столом было связано много воспоминаний о поэте. Сидя за столом, Лермонтов читал Шан-Гирею свои произведения. Накануне последнего отъезда поэта из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи, хранившиеся в ящиках стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, а ненужные рукописи сжигали в камине.

За этим столом создавалось большинство произведений в годы жизни Лермонтова в Петербурге: «Маскарад», «Бородино», «Смерть поэта», «Дума», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени».

На столе лежат книги, которыми в этот период интересовался Лермонтов.

В гостеприимном лермонтовском домике всегда было много шума, горячих споров, встреч с разными по складу ума и характеру людьми. Но здесь, в этой маленькой комнате, служившей и временным рабочим кабинетом, поэт оставался наедине с самим собой. Чаще всего это бывало ночью или ранним утром, на рассвете, когда можно было дать полную свободу сокровенным мыслям и чувствам.

О том, чем жил поэт, что волновало его в часы уединения, потомки узнали из единственного источника, о котором в «Описи имения» убитого на дуэли поручика Лермонтова было указано: «Книга на черновые сочинения подарена покойному князем Одоевским.

По описи, было еще семь лоскутков бумаги со стихами поэта, но они исчезли бесследно. А то, что было вписано Лермонтовым в записную книжку, составило его поэтический дневник и явилось величайшим достоянием русской и мировой поэзии: «Дубовый листок», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», Пророк».

Четвертая комната («зало») служила столовой и гостиной. Здесь собирались друзья и знакомые поэта.

Бывал тут и майор Л. С. Пушкин. Лермонтову нравились его веселость и остроумие. Их часто можно было видеть вместе.

Чувство взаимной симпатии и уважения сближали поэта и Р. И. Дорохова, человека исклю чительно храброго, но вспыльчивого. Несдержанность характера была причиной его бед, неприятностей по службе. Судьба свела Лермонтова с Дороховым в 1840 году на Кавказе, в отряде генерала Галафеева. Встречаясь в этой гостиной, им было о чем вспомнить и поговорить.

Интересным собеседником Лермонтова был С. В. Трубецкой, смелый и образованный человек, снискавший себе славу «знаменитого и высокообразованного проказника», постоянно преследуемого Николаем 1. Трубецкой вместе с Лермонтовым участвовал в Валерикском сражении.

Частым гостем был здесь и поэт М. В. Дмитриевский, близкий кругу посланных на Кавказ декабристов. Стихи его Лермонтов высоко ценил

Как гостеприимный хозяин, Лермонтов обычно старался уделить внимание каждому, развеселить компанию. Вот он увидел сидевшего в раздумье Глебова, который слегка ухаживал за Надеждой Петровной Верзилиной, и сказал:

Милый Глебов,

Сродник Фебов,

Улыбнись,

Но на Наде,

Христа ради,

Не женись!

Но не только беззаботная веселость царила в лермонтовском домике. Возникали тут споры и общественно-политического характера. Об этом можно судить прежде всего по воспоминаниям ссыльных декабристов, с которыми Лермонтов встречался в Пятигорске и которые бывали в его домике.

Обстановка в гостиной восстановлена в том виде, какой имела она тогда.

Слева, при выходе из кабинета, складной обеденный стол. В простенке между окнами- ломберный стол, а над столом- единственное по всей квартире зеркало; под окнами по два стула. Направо в углу печь. У стены маленький, покрытый войлочным ковром диванчик и перед ним переддиванный на одной ножке стол. Лермонтов работал за этим столом, вынося его на небольшую террасу, пристроенную к домику со стороны сада, куда ведет дверь из гостиной. Поэт любил здесь работать и отдыхать, особенно на рассвете.

Когда, бывало, по словам Х. Саникидзе, он садился на «балконе» писать стихи, то в течение всего времени, пока занят был писанием, строго настрого приказывал прислуге не беспокоить его и не пускать к нему никого.

Кто знает, может быть, вернувшись однажды поздно домой и усевшись за этим самым столиком,

Лермонтов написал бессмертные строки:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь

Блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

По деревянным ступенькам с террасы можно спуститься в небольшой тенистый сад. Над ним раскинул широкую густую крону вековой клен- единственный сохранившийся здесь современник поэта.

По соседству с кленом - молодой орех. Растет он из видимого до сих пор остатка могучего старого корня. Этот, уже превратившийся в солидное дерево, отросток- потомок огромного ореха, стоявшего здесь со времени Лермонтова.

Рядом с этими деревьями уже в наше время появился небольшой дубок. Это своеобразный памятник: посажен он сотрудниками музея в 1964 году в честь 150- летия со дня рождения поэта. Прошли годы, вырос, зашумел дуб, напоминая о написанном в этом домике поэтическом завещании Лермонтова:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Когда после осмотра музея через калитку выходишь со двора чилаевской усадьбы на улицу и снова окидываешь взглядом старые одноэтажные домики, вспоминается, что где-то здесь автор «Героя нашего времени» поселил Печорина, записавшего в дневнике: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука»

А через несколько лет Лермонтов снова пришел сюда, в этот уголок Пятигорска, чтобы самому нанять здесь квартиру.

Дом Чилаева. В этом доме жил сам хозяин усадьбы. Кроме того, несколько комнат занимали С. В. Трубецкой и А. И. Васильчиков, и Лермонтов был здесь частым гостем. Дом, построенный почти 200 лет назад, принял прежний вид после реставрационных работ, выполненных в 1978 году. В доме сейчас размещается научная библиотека музея.

Дом Уманова (Лермонтова,8) Направо от дома Чилаева в северо-восточном углу квартала стоит дом, построенный коллежским асессором Умановым. Он получил под застройку большой участок, который включил и территорию усадьбы, ставшей потом чилаевской. Вместе со своей дочерью, Прасковьей Янковской, он за два года построил три дома. Рядом с угловым отцовским домом дочь поставила свой, а немного дальше- еще один, тот самый, который затем наследники Уманова продали своему родственнику В. И. Чилаеву.

Поселившись в домике на чилаевской усадьбе, Лермонтов иногда заходил в угловой дом Уманова, где жили в то время его бывшие однополчане Арнольди и Тиран.

Вот что написал А. И. Арнольди об этом доме и своих соседях: «На дворе дома, нами занимаемого, во флигеле,поселился Тиран, по фасу к Машуку подле нас жил Лермонтов со Столыпиным, а за ними Глебов с Мартыновым. С галереи нашей открывался великолепный вид:

Весь Пятигорск лежал как бы у ног наших, и взором можно было окинуть огромное пространство, по которому десятками рукавов бежал Подкумок»

За день до дуэли, уезжая в Железноводск, Лермонтов в черкесском костюме подъехал верхом на сером коне к этому дому, чтобы проститься с Арнольди, который рисовал у открытого окна.

Теперь в доме Уманова размещена постоянная выставка «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве»

Дом Горбылева ( ул. Лермонтова,2)

На противоположном конце квартала сохранился еще один дом, связанный с памятью о поэте. Там жили знакомые Лермонтова, с которыми он встречался в последние дни своей жизни: М. П. Глебов, А. К. Зельмиц, Н. П. Раевский. Предполагается, что в этом доме жил Л. С. Пушкин. Здесь занимал одну комнату и Н. С. Мартынов,у которого также бывал Лермонтов.

Дом Котырева (ул. Буачидзе,1). Этот дом ценен как памятник лермонтовского Пятигорска. В 1832 году жил здесь русский композитор А. А. Алябьев, автор «Соловья» С восточной стороны дом Котырева граничил с усадьбой М. Н. Поповой. Ныне в этом доме размещается средняя школа №5.

. Дом Верзилиных (ул. Баучидзе, 9). В нем в настоящее время расположен литературный отдел музея. Здесь собраны исторические документы, автографы поэта, книги и журналы, лермонтовские картины и рисунки, а также портреты лиц из его кавказского окружения, виды мест, где приходилось ему странствовать, и другие документальные и изобразительные материалы рассказывают посетителям музея о том, какое место занял Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова.

Этот дом был одним из наиболее известных в Пятигорске, славился гостеприимством, что привлекало к нему многочисленное общество, главным образом молодежь. Часто бывал здесь и живший по соседству Лермонтов. Лермонтов возвращался к себе на квартиру по прилегавшим к этим усадьбам улицам.

Эмилия Александровна Клингенберг, падчерица генерал-майора П. С. Верзилина, вспоминала, что поэт любил повеселиться, посмеяться, поострить, затевал кавалькады, распоряжался на пикниках, дирижировал танцами, и сам очень много танцевал. Но бывало, заиграет одна из сестер Верзилиных на пианино, он подсядет к ней, опустит голову и сидит неподвижно час, другой. Зато как разойдется да пустится играть в кошки-мышки, так удержу нет. Характера он был , по ее сло- вам, неровного – то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен.

Иногда Лермонтов развлекал себя и других остроумными экспромтами и эпиграммами, меткими шаржами и карикатурами

В кругу обитателей верзилинского дома и пятигорских знакомых Лермонтова был, в частности, известен экспромт поэта, посвященный дочерям Верзилиных- Эмили, Надежде и Аграфене:

Пред девицей Эмили

Молодежь лежит в пыли

У девицы же Нади

Был поклонник не один

А у Груши в целый век

Был лишь Дикий человек.

В последней строке экспромта намек на ногайского пристава В. Н. Дикого, с которым в это время была помолвлена Аграфена Верзилина.

Как-то Надежда Верзилина попросила Лермонтова написать что-нибудь ей в альбом. «Как ни отговаривался Лермонтов,- вспоминала потом ее сестра Эмилия,- его не слушали, окружили всей толпой, положили перед ним альбом, дали перо в руки и говорят: «Пишите!». И написал он в шутку экспромт:

Надежда Петровна,

Отчего так неровно

Разобран ваш ряд.

И локон небрежный

Над шейкою нежной

На поясе нож.

Вот стих, который хромает.

Зато позже нарисовал ей же в альбом курда»

§2 История дуэли М. Ю. Лермонтова. Последний раз в доме Верзилиных Лермонтов был с Л. С. Пушкиным, С. В. Трубицким и другими своими знакомыми 13 июля 1841 года вот в этой комнате. Комната эта, называвшаяся раньше залом, угловая с юго-западной стороны дома. В ней четыре окна, из которых два, с довольно широким простенком, выходят на улицу, а два других- во двор. В простенке между окнами стоял мягкий обитый ситцем диванчик, на котором вечером 13 июля 1841 года сидели и велиоживленный разговор М. Ю. Лермонтов,Э. А. Клингенберг и Л. С. Пушкин. Над диванчиком висело овальное зеркало. Фортопиано, на котором играл князь Трубецкой, стояло в углу коинаты. Около него перед ссорою стояли и разговаривали Надежда Верзилина и Мартынов

О том, что произошло здесь в этот вечер, рассказывала та же Эмилия Александровна:

«13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать в собрание, а провести вечер домаМихаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкини принялись они вдвоем остритьНичего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом. (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал. ) Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний раз аккорд, слово «Кинжал» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», - и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание: «язык мой - враг мой»,- Михаил Юрьевич отвечал спокойно: «Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями».

Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. На другой день Лермонтов и Столыпин должны были ехать в Железноводск. После уж рассказывали мне, что когда выходили от нас, то в передней же Мартынов снова подошел к Лермонтову и сказал: « Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терплю ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах». На что Лермонтов спросил: «Что ж, что ли, вызовешь на дуэль меня за это?» Мартынов ответил решительно «да», и тут же назначил день»

Друзья считали эту встречу ничтожной и мелочной, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением. Все думали, что дуэль кончится пустыми выстрелами.

Дуэль была лишь новым развлечением друзей, разнообразившая жизнь на водах. 15 июля М. Ю. Лермонтов купил 5 билетов на прием ванн и поехал на дуэль. Дуэль состоялась между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч, секунданты (А. А. Столыпин, С. В. Трубецкой и А. И. Васильчиков) поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Секунданты дали дуэлянтам пистолеты, Глебов дал команду: «Сходитесь!» Лермонтов, выстрелив в воздух, сказал: «Я в этого дурака стрелять не буду». Мартынов выстрелил. Лермонтов упал. Он был мертв. К подобному исходу никто из них не был готов. Они даже не позаботились пригласить доктора, не подумали об экипаже. Игра в дуэль закончилась трагедией. Тело поэта долго пролежало под проливным дождем. Поздно вечером его привезли в Пятигорск, в квартиру. Глебов, Мартынов, а позднее Васильчиков были арестованы.

Отпевали Лермонтова в храме Святого Лазаря. Этот храм и сегодня выглядит также как и в 19 веке, здесь ни разу не было реставрации.

17 июля 1841 года представители тех полков, в которых пришлось Лермонтову служить, подняли на свои плечи гроб с телом поэта и медленно направились по этой дорожке к могиле.

«Народу было много,- вспоминала Э. А. Шан-Гирей,- и все шли за гробом в каком-то благоговейном молчанииТак было тихо, что только слышен был шорох сухой травы под ногами»

Печально опустили мы гроб в могилу, бросили со слезою на глазах горсть земли, и все было кончено»,- писал об этих тяжелых минутах декабрист Н. И. Лорер.

Это место первоначального погребения Лермонтова. Здесь в 1903 году установлен памятник-обелиск, на передней грани которого изображены венок и крест. На мраморной доске надпись: «Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова»

Убитая горем Е. А. Арсеньева после долгих хлопот получила разрешение перевезти прах Лермонтова в Тарханы. Весной 1842 года свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска

На склоне Машука, в нескольких километрах от города находится место дуэли. Здесь установлен памятник поэту.

Долгие годы в верзилинском доме жила дочь Эмили Александровны и Акима Павловича Шан-Гиреев, троюродная племянница Лермонтова, Евгения Акимовна, скончавшаяся здесь же в 1943 году в возрасте 87 лет

В небольшом сквере в центре Пятигорска установлен памятник М. Ю. Лермонтову. Он был сооружен за счет народных пожертвований. Бронзовая статуя, отлитая на заводе Морана, в 1889 году была перевезена из Петербурга в Пятигорск и установлена на постаменте из гранитных плит, доставленных сюда из Крыма. Открытие памятника состоялось в этом же году.

И вот уже многие десятки лет ежедневно к памятнику приходят тысячи людей. А в день рождения Лермонтова сквер с памятником поэту становится местом народных торжеств. Здесь устраивают поэтические праздники, в которых принимают участие поэты, писатели из многих ре- гионов нашей страны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)