Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Персонажи – похитители женщин в русских народных сказках

Тема похищения женщин достаточно широко представлена в русских народных сказках, записанных разными собирателями в разное время по всей территории России. И для тех сказок, которые объединяются темой похищения, главным, центральным, образом является образ похитителя.

В роли похитителей женщин в сказках могут выступать различные персонажи. Сложность определения таких образов состоит в том, что все они взаимопроницаемые. Поэтому цель нашей работы – составить классификацию образов похитителей женщин в русских народных сказках.

Следует отметить, что классифицировать персонажей – похитителей мы будем по преобладающему признаку. Особое внимание в определении такого признака обратим на наименование персонажей и внешний облик некоторых похитителей. Поэтому в достижении поставленной цели помогут следующие задачи:

- прочитать и проанализировать русские народные сказки, объединённые темой похищения;

- проанализировать значимость имени и внешние признаки персонажей-похитителей;

- составить классификацию персонажей-похитителей женщин в народных сказках.

Классификации подверглись те персонажи, которые с течением времени не утратили своего значения и глубины сущности.

Персонажи – похитители женщин в русских народных сказках

Животные-похитители. Это самый древний тип похитителей.

Чаще всего похитителем в образе животного в сказках предстаёт медведь или «Медведь Медведёвич».

Стоит отметить, что в сказках встречается два вида медведя-похитителя. Один из них, например, персонаж из сказки «Животные зятья», а другой персонаж из сказки «Медведь и три сестры». Разница между ними состоит в том, что в первом случае медведь оказывается шурином героя и впоследствии его помощником; во втором же случае медведь является персонажем, насильно удерживающим женщину в заточении. Что касается разрешения самой ситуации, то в первом сюжете медведь остаётся мужем сестры до конца повествования; а во втором же героиня спасается от него бегством.

О внешнем облике медведя-похитителя сказки дают мало сведений. В одном из рассмотренных вариантов указывается, что он «мохнатый». В некоторых текстах медведь одаривает своего шурина шерстью «сколько в горсть войдёт».

Во многих сказках этот персонаж наделяется «лесной» атрибутикой: он часто ходит в лес, на охоту, на пчельник или же просто гулять.

В некоторых вариантах медведь характеризуется как «лесной зверь», «лютый зверь». По своим внешним признакам этот персонаж, по-видимому, ничем не отличается от обычного животного.

Кроме этого персонажа, женщин иногда похищают заяц, волк или кот.

Таким образом, среди похитителей преобладают дикие животные.

Птицы – похитители. Среди птиц, похищающих женщин, преобладает ворон. Этот персонаж нередко именуется «Ворон Воронович», «Когот Коготович», «Клёкот Клёкотович», «Коршун Коршуневич».

Ворон-похититель в сказках также имеет две разновидности. В большинстве текстов он является помощником героя, одаривающим его различными чудесными предметами. Однако в некоторых вариантах ворон противостоит освободителю: «был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича – и сделался мрачней чёрной ночи». Нередко в сказках данный персонаж имеет устрашающий аппетит: «этот Ворон Воронович стал хлеб уплетать: один за щеку, второй за щеку, третий за щеку, четвёртым подпирает». Он даже может быть людоедом.

Что касается внешности данного персонажа, то в нескольких вариантах указывается, что он имеет чёрный цвет. Стоит отметить, что в одной из рассмотренных сказок сразу три похитителя имеют одно имя – Ворон Воронович, Когот Коготович, но отличаются дополнительными характеристиками: один из них – «медный нос, оловянный хвост», другой – «серебряный нос, чугунный хвост», а третий – «золотой нос, стальной хвост». В отдельных сказках этот персонаж гиперболизируется с помощью описания крыльев: «Ворон Воронович посадил старика под крыло». В некоторых текстах своеобразно подчёркивается перьевой покров ворона, когда сообщается, что он отдаёт «пёрышко из под правого крылышка».

Также в роли похитителя может выступать орёл или «Орёл Орлович». В сказках из всех внешних признаков этого персонажа наиболее часто подчеркиваются крылья, которые отличаются достаточно большой длиной, а также тем, что во время полёта от них «ветер идёт». Орёл, также как и ворон, имеет перьевой покров и предлагает герою взять «девятое перо» из своего правого крыла или столько перьев, «сколько в горсть войдёт». Подчёркивается и прожорливость: «Съел Орёл Орлович шесть быков, да шесть кулей хлеба, да шесть бочек вина выпил».

Ещё одним похитителем является сокол или «Сокол Соколович». В текстах он характеризуется как «ясен сокол», и «от его пера такой свет, будто каждое место горит».

В некоторых случаях похищение может совершить Жар-Птица.

Похитители-рыбы. Что касается рыб, то иногда женщину похищают сразу двенадцать ершей, ещё похитителем может выступать является щука.

Все похитители, в том числе и рыбы, обладают в сказках магической силой, которая сосредоточена в их шерсти, перьях или чешуе. Подобные персонажи наделяют этой силой других героев, передавая её как чудесный предмет.

Следует отметить одну важную деталь. Почти все похитители-животные и похитители-птицы представлены в сказках в достаточно изменённом виде. Поэтому в результате перенесения присущих человеку психических свойств на животных в сказках появляются перевоплощающиеся персонажи, которые могут свободно менять свой животный образ на человеческий и становиться «добрыми молодцами» или стариками. В то же время и некоторые похитители-рыбы в редких случаях появляются попеременно то в человеческом, то в животном облике.

Похитители-носители магической силы. Наиболее часто в роли такого похитителя с выступает старик, старичок или мужичок. Его внешность нередко описывается следующим образом: «сам с ноготь, нокоть, ноготок, нокоток, борода с локоть, локоток»; в единичных случаях могут быть уточнения: «борода семь локтей» или дополнения: «усы семь четвертей». В некоторых сказках эта характеристика становится именем персонажа «Сам с ноготь/нокоть/ноготок, борода с локоть/локоток», которое заменяет описание. Это указывает на неопределённость облика персонажа, и ставит его в один ряд с такими именами, как: «Мороз – красный нос» и другие. Однако рассматриваемый персонаж имеет вполне конкретную внешность: это существо необычно маленького роста и с непомерно длинной бородой. Наличие же самой бороды подразумевает, по всей видимости, лицо, ведь борода – это волосы на щеках и подбородке. Вообще же этот похититель отличается большой физической силой, которой таится в бороде.

Стоит отметить, что в некоторых сказках в роли похитителя, удерживающего героиню в заточении и являющегося обладателем длинной бороды, выступает старик Черномор. По всей видимости, этот персонаж сформировался под воздействием поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».

К таким похитителям относится и «Немал человек». Этот персонаж наделён гиперболическими признаками: он отличается «большущим, громадным ростом», ростом «под потолок», «с потолок», а также имеет «голову с пивной котелок». Вообще данный персонаж нередко получает в сказках следующую характеристику: «проклятый дьявол», «нечистая сила».

К числу данных похитителей относятся также другие персонажи, являющиеся носителями физической или магической силы: богатырь, волшебник; иногда похищение совершает баба-яга или «Баба-Яга».

Похитители-природные существа. В качестве похитителей женщин в сказках иногда выступают и небесные тела: Солнце и Месяц. В нескольких вариантах сообщается, как Месяц «выставил в окно кулак», « запихал перстик свой в дырочку», «ноготок свой маленький, остренький сунул в щель» и осветил таким образом баню. Что же касается Солнца, то в сказках указывается, как оно «уселось среди полу», «село на стул». После этого жена «поставила на него сковороду», «налела на него тесто и напекла блинов и оладьев».

В некоторых сказках встречаются такие похитители как, гром, который поднимается «высоко», чтобы «стучать и греметь»; дождь, который очень лих и умеет лить, топит сёла и города, молния.

В редких случаях в роли похитителя выступает ветер, который строг и может «дуть раздувать, и многие города раздувать, и хаты переворачивать». Наиболее же часто похищение женщины совершает Вихрь (как разновидность ветра), который в большинстве вариантов именуется «Вихорь» или «Вихорь Вихоревич».

Интересно, что в сказках Ветер получает положительную нагрузку и выступает в роли помощника героя. Вихорь же, напротив, противопоставлен герою и «может дунуть сильным ветром и раскинуть по сторонам» сыновей героини, чтобы её похитить. Кроме того, вихрь всегда связывается с действием демонов, нечистой силы. Вот и в сказках он наделяется эпитетами «могучий», «злой», «сильный», «лютый», «удушливый» и характеризуется как «нечистый дух».

Что касается внешнего облика, то почти все персонажи – это существа перевоплощающиеся, принимающие человеческий облик. Исключение составляет Вихрь, который наделяется только некоторыми антропоморфными чертами: руки и пальцы (мизинец), голова (лоб). В одной из сказок задействованы сразу три Вихоря Вихоревича, отличающихся друг от друга количеством голов.

Похититель-Змей. Описанию внешности Змея-похитителя сказки уделяют достаточно много внимания. Одной из наиболее общих, необходимых характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище».

Стоит отметить, что в некоторых вариантах сказок в роли похитителя выступают: чудо-юдо, морское чудовище. Эти персонажи, по-видимому, заменяют Змея. По поводу их внешности в сказках почти никаких сведений не содержится. Исключение составляет только чудо-юдо – это летающие «страшные страшилища», которые могут обитать в море, могут пожирать людей. От Змея его отличает наличие одной головы, изо рта которой пышет «огненная пена».

Что касается Змея, то в одном из вариантов его внешности описывается следующим образом: «идёт как машина, сзади хвост глаза сверкают, как не знаю что, а дым и огонь идёт, как из трубы».

Во внешности рассматриваемого персонажа обнаруживаются в полнее конкретные черты. В отдельных вариантах отмечается, что у Змея есть крылья, когти, хвост. В одном из вариантов рассматриваемый персонаж объединяет в себе черты человека и змеи « с виду Змей – богатырь, а голова – змеиная».

Кроме Змея, к числу данных похитителей относится Соловей-разбойник, который сочетает в себе признаки птицы (имя) и человека (внешность). Этот персонаж иногда имеет гиперболизированные черты: «Плечи у него аршины, лоб у него четвертинный, голова как пивной котёл, росту его сметы нет». Кроме того, он наделён способностью свистеть и так сильно и пронзительно, что люди остаются без памяти.

Похититель без определённых признаков. Центральное место в ряду таких персонажей по праву занимает Кощей.

Много споров вызывает происхождение не только самого слова «Кощей», но и образа, связанного с этим именем.

Стоит отметить, что упоминаемое имя появляется в русских сказках только с 18 века, до этого соответствующий персонаж назывался Карачун. В записях сказок 19-20 веков в качестве синонимов имени Кощей выступают Корачун, Корчун. Это слово восходит к древнеславянскому «корчун», обозначающему в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника, в русском языке это слово имело значения «смерть», «гибель», «злой дух». Поэтому персонаж имеет непосредственное отношение к миру мёртвых.

Следует сказать, что многие исследователи фольклора отмечают сходство образов Кощея и Змея. Считается, что Кощей – результат трансформации змея. О том, что Кощей появился в результате потери Змеем животного образа, говорит и В. Я. Пропп.

Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова».

Итак, уже при рассмотрении видимых признаков похитителей женщин в русской волшебной сказке обнаруживаются персонажи, связанные в большинстве своём с мифологическим восприятием различных явлений. Несмотря на многочисленные трансформации и переосмысления, которым эти образы подверглись в процессе своего существования, они даже в большинстве известных на сегодняшний день сказок не утратили свого внутреннего значения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)