Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Памятники и скульптура в советские времена

В советские времена на улицах и площадях нашей страны смешных и необычных памятников не было. На главной площади любого областного центра возвышался бронзовый Владимир Ильич. Монументы Ленина сохранились во многих городах, не исключая и Северск.

Памятники, возведенные в Советском Союзе, обычно выражали типическое, для них были характерны обобщения, лаконичность форм, монументальность, но они не отражали индивидуального опыта.

Почему же нам до недавнего времени предлагали соглашаться с величественными истуканами? Почему именно такие фигуры — утверждающие и прославляющие — продолжали воспроизводиться в современных российских городах, как будто бы и не было изменений в нашей жизни?

Однако время шло, и облик наших городов стал постепенно меняться. На серых улицах начали появляться веселые жизнерадостные фигуры. Последнее время наблюдается тенденция по городам, согласно которой многие хотят украсить свой город каким-либо интересным и отличающимся от других памятником. Так появляются «прикольные» памятники, пользующиеся огромным интересом у туристов, которые приезжают в город, а также и у местных жителей, вызывая у них гордость за место своего проживания. Туристы спешат сфотографироваться у таких достопримечательностей, чтобы увезти с собой память о них, запечатленную на пленке.

Сейчас даже проводятся конкурсы на самый лучший смешной или необычный памятник. Кого и чего только не изображают в своих скульптурах! Здесь можно увидеть все, начиная от пельменя на вилке в Ижевске и заканчивая памятником плавленому сырку в Москве. Особенно летом города просто пестрят разнообразными выставками деревянных, каменных, бронзовых скульптур, а зимой произведениями изо льда. В Интернете можно найти множество таких фотографий.

В последнее время и в Томске появилось несколько забавных и необычных скульптур. Все знают памятник Антону Павловичу Чехову, который стоит на набережной Томи и давно уже является достопримечательностью города. Слава об этом необычном монументе, увековечившем классика, распространилась далеко за пределы Томска.

Мода на забавные памятники не обошла стороной и другие российские города. Количество возведенных монументов, обычно небольшого размера, растет как на дрожжах и уже практически не поддается учету.

Конечно, в мире существует огромное количество прекрасных, величественных, гигантских памятников. Но весь секрет в том, что сегодня в разных уголках планеты эти забавные памятники способны радовать, дарить улыбки, а главное – запоминаться.

Особенно популярна необычными монументальными сооружениями Европа. Сейчас по всей Европе можно встретить памятники, которые просто поражают своей необычностью и даже какой-то нелепостью. Во многих городах мира стоят памятники, увековечившие в металле самые неожиданные предметы быта: вилки, ложки, спички, пасхальные яйца, пивные кружки и т. п. Иногда фантазия авторов просто поражает и даже шокирует неподготовленного зрителя. Есть скульптуры, посвященные всемирно известным литературным героям.

Следовательно, приметой нашего времени стали забавные памятники, которые появляются то в одном городе, то в другом. С чего это началось? С Чижика-пыжика на Фонтанке?

Эпоха словно стряхнула с себя ложный пафос минувших десятилетий. В последние годы в России растет число памятников нового типа, представляющих разные возможности для зрительского восприятия и ощущения времени, содержащих игровое начало, открытых разным прочтениям. Это говорит об изменении облика городской среды. К таким памятникам не понесут венков, не будут давать торжественные клятвы. Но проходящие мимо люди, может быть, вспомнят об этих незаметных тружениках, и наверняка улыбнутся.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы определить роль и значение забавной скульптуры в жизни современного города и показать претворение этой темы в памятниках на улицах Томска и других городов России.

В задачи работы входит:

1. Изучить литературу по выбранной теме, описывая наиболее интересные скульптуры.

2. Дать описание и анализ скульптурных изображений, которые встречаются на улицах современного города.

3. Исследовать проблему проникновения иронии в скульптуру.

4. Определить наиболее интересные по тематике и остроумные по воплощению памятники в Томске;

5. Познакомиться с творчеством скульпторов, работающих в этом жанре.

6. Показать гуманистическую и этическую направленность творчества мастеров данного жанра.

7. Подчеркнуть актуальность обращения к этой теме в художественной культуре России.

Конечно, невозможно охватить все многообразие памятников, созданных скульпторами в интересующем нас жанре во всем мире в рамках одной работы, но при помощи метода отбора и сравнения мы сможем выбрать наиболее интересные из них – в этом и состоит наша основная задача.

Когда мы начали работу над темой, мы даже и не представляли, сколько забавных скульптур уже создано мастерами. Чтобы «не утонуть» в море информации, мы решили остановиться на двух столицах России – Москве и Петербурге, побывать на экскурсии в Киеве, сделать небольшой обзор по городам России и по всему миру, останавливаясь на наиболее интересных произведениях этого жанра. Особое внимание будет уделено родному для нас Томску.

В результате мы убедимся, что данная тема является актуальной и имеет огромное значение в современном мире, потому что позволяет взглянуть на привычные вещи по-новому, под необычным углом зрения.

II. Скульпторы смеются

1. Новые тенденции в городской скульптуре

В 2005 году в Санкт-Петербурге прошел всероссийский конкурс «Забавный памятник». Уже в названии этого конкурса, по мнению некоторых исследователей, было заложено противоречие. Согласно современным энциклопедическим словарям «забавный» - значит потешный, несерьезный, смешной, гротескный, а памятник - произведение искусства, создаваемое для увековечения людей или исторических событий.

Конечно, смешное тоже можно увековечить, но памятником это вряд ли будет считаться, скорее, просто забавной скульптурой. Ведь скульптура - более широкое понятие. Оно включает в себя все, что вырезано, высечено или изваяно из твердых и пластических материалов, и имеет разные жанры - в том числе шарж, пародию, карикатуру, юмореску.

Жюри конкурса отметило тогда следующие работы: «Сантехник, выглядывающий из канализационного люка», «Чижик-пыжик», «Отпечатки ступеней человека-невидимки», «Котенок Вася и Ворона». Этот перечень замыкало скульптурное произведение нашего земляка Леонтия Усова «Антон Павлович Чехов глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

С чем у нас ассоциируется само понятие памятник? Так как мы потомки великого тоталитарного государства, которое тем и занималось, что насаждало свои идеи и идеалы, то для нас памятник в первую очередь – это дань культу. На территории бывшего СССР больше всего памятников было посвящено культу отдельной личности. Потому в сознании людей постсоветского пространства памятник – это сооружение, которое должно заключать в себе высокие идеи и гражданские идеалы.

Памятник в России всегда нечто большее, чем просто памятник. Когда памятник создается, встает задача определить, какие идеи и ориентиры важны для современного общества. Поэтому он часто становится объектом для восприятия и усвоения ценностей широкими массами, объясняющим также, какие представления о современности присущи заказчику. Он выделяет из множества исторических событий одно, важное именно в настоящий момент. Закрепляя в сознании зрителей образы истории, памятник участвует в формировании коллективной памяти, общепринятого знания о прошлом.

Российские монументы, появившиеся после 1991 года, тематически, идеологически и художественно отмежеваны от предшествующей традиции. Огромное число монументов вождям и их соратникам было демонтировано, иные, ранее “списанные” объекты подверглись реставрации (как, например, новгородский памятник XIX века “Тысячелетию России”). Развенчание недавних героев, необходимость вернуть истории замалчиваемые имена и пересмотреть оценки и трактовки прошлого, неприятие советских канонов в искусстве — все это обусловило активное проникновение в скульптуру новых тем, героев и сюжетов.

Необычные памятники всегда приводят в восторг туристов. Например, в Петербурге установлены памятники Носу из повести Гоголя, «Чижику-пыжику», «Бравому солдату Швейку», «Собачке Муму» и доброму псу Гаврюше. В Тамбове находится памятник волку, в Ижевске - настоящему русскому пельменю. В Мышкине - валенку.

Красноярцев потешает «Памятник пьянице», жители Ульяновска любуются «Памятником букве Ё», поскольку придумавший ее выдающийся российский историк и писатель Николай Карамзин был уроженцем этих мест, жителей Саратова веселит «Памятник Тётке», москвичей умиляет «Памятник Корове».

В Пензе поставили памятник «ежику в тумане», а в Ижевске — крокодилу. Чугунная скульптура так и называется — «Ижевский крокодил». Почему для увековечивания был выбран именно зеленый зубастый хищник, сказать трудно. Эти экзотические животные обитают довольно далеко от границ Удмуртии. Возможно, памятник посвящен крокодилу, когда-то сбежавшему из местного зоопарка. Впрочем, «Ижевский крокодил» довольно цивилизован — одет в костюм с бабочкой, шляпу и восседает на лавочке. Чугунный хищник быстро стал знаменитым. Рядом с ним часто фотографируются молодожены.

В Омске и Екатеринбурге есть памятники сантехникам, выглядывающим из канализационного люка. Неизвестно, почему представители именно этой профессии стали так популярны среди скульпторов. Возможно, это произошло благодаря незабываемому и, несомненно, самому выдающемуся сантехнику советского кинематографа, герою одноименного фильма — Афоне.

Не отстает от них и Томск. Кроме «Антона Павловича Чехова глазами пьяного мужика. », здесь установлен «Памятник домашним тапочкам», «Памятник Электрику», «Памятник Счастью» (волк из мультфильма, развлекающий детвору голосом Армена Джигарханяна, «Щас спою»), создан «Памятник Капусте».

Конечно, всему должно быть свое место и назначение. Городская и парковая скульптура должна органично входить в архитектурный ансамбль. Она создается для того, чтобы украшать территорию нашего проживания, вносить в нее разнообразные формы и краски, вызывать положительные чувства и эмоции. А памятники - это своеобразный призыв следовать трудовому, научному, ратному, творческому, служебному или жизненному подвигу наших замечательных земляков и соотечественников.

Для этого, прежде всего, следует обозначить жанровый критерий - с памятником мы имеем дело или с чем-то иным. Этот критерий позволит обозначить место и порядок установки скульптурного изображения, формы финансирования, ответственность за его сохранность. Но как только критерий будет найден, все встанет на свои места.

Необычные настали времена. Скульпторы больше не ваяют небожителей, а увековечивают простых смертных: рядовых, но незаменимых. В Омске, Сочи, Красноярске есть памятники водопроводчикам и электрикам, в Нижнем Новгороде – фотографу и мальчику-чистильщику, в Екатеринбурге – сантехнику. И, скорее всего, это не ударники труда, а люди, которые делают свое дело честно, добросовестно и вовремя.

Председатель томского отделения Творческого Союза художников Олег Кислицкий заявил: «Раньше государство ставило скульптуры и памятники государственной мощи. А теперь, как нам представляется, мир пришел к тому, что пора ставить памятники движению души, историческим памятным местам. Памятник - это место, где можно сфотографироваться на память. Да, это притянуто. Пусть это будут не памятники, а городская скульптура. ».

2. «Дорогу утятам!»

(москвичи смеются)

Сегодня Москва переживает самый настоящий монументальный бум. За последние пятнадцать лет на улицах столицы было установлено почти в 10 раз больше памятников, чем за весь XX век. При этом словосочетание "монументальная пропаганда", кажется, навсегда ушло в советское прошлое – сегодня скульптура служит не прославлению великих личностей и славных дел, но, прежде всего, улучшению настроения горожан.

В скульптуру пришли ирония и юмор – в Москве с каждым годом появляется все больше забавных, а то и по-настоящему смешных монументов. Большинство жителей и гостей столицы открывают их для себя случайно, зайдя по ошибке в чужой двор или свернув не на ту улицу.

Пожалуй, наиболее любим публикой памятник сырку "Дружба", установленный у проходной завода плавленых сыров "Карат" (между станциями метро "Дмитровская" и "Тимирязевская"): ворона и лисица сидят, обнявшись, на пеньке и нежно прижимают к груди плавленый деликатес. При этом герои знаменитой басни изображены в традиционной бронзе, а сырок выглядит предельно натурально – в характерной желто-красной обертке со всеми "выходными данными" и даже штрих-кодом. Эта необычная скульптура была создана по мотивам басни Крылова "Ворона и лисица". По задумке авторов проекта, героев "подружил" плавленый сырок. Памятник "Сыр Дружба" является символом дружбы, мира и согласия, что очень важно в наше неспокойное время.

В Парке "Кузьминки" можно увидеть памятник Пчеле – гигантское насекомое сидит на внушительном пне, призывая настоящих пчел к производству меда. Оказывается, что именно в Кузьминках расположены пасека и ульи московского мэра Юрия Лужкова.

В Жулебино, во дворе одного автодилера стоит памятник "копейке" – жигулям самой первой модели. ВАЗ 2101 выполнен в масштабе 1:1 и водружен на огромный мраморный постамент. Колеса со штампованными дисками, характерные круглые фары и закоптившаяся радиаторная решетка – в эту машину так и хочется запрыгнуть и нажать педаль газа!

А вот подмосковный город Мытищи решил увековечить в металле свой водопровод, и в один прекрасный день в мытищинское небо поднялись три гигантских трубы, увенчанные кранами. По абсурдности этот памятник, пожалуй, превосходит все прочие произведения современной монументальной пропаганды, но как же он поднимает настроение! Разглядывать букет из шлангов и вентилей без улыбки просто невозможно.

Около Ростокинского акведука, на пересечении улиц Бажова и Малахитовой, установлен монумент дворнику. Сварная скульптура носит декоративно-прикладной характер. Работа Владимира Лепешова и Андрея Асерьянца является аллегорией по сути, поп-артом по форме. Ее высота составляет 3 метра, вес – одна тонна. Особое очарование этому памятнику придают материалы, из которых он сделан: фигуру дворника не отливали из дорогостоящей бронзы, но собрали из металлолома. Все лето скульпторы несли со свалок ржавое железо: листы, трубы, болты и гайки. От бронзы отказались сразу: слишком дорогой металл, да и является приманкой для вандалов. Зато железо – надежный, оригинальный и отвечающий целям художников материал.

Фартук сделали из куска прямого железа, бейсболку – из бывшего газового баллона. В глазах у него – гайки, в усах – болты, прутья и водопроводный кран. Ржавчину на железе не счищали, а, наоборот, укрепляли особым раствором. Постамент под памятником – толстый железный лист, на краю которого напоминающие кремлевские стены зубцы. Это подчеркивает принадлежность памятника городу Москве, значимость фигуры дворника для города. Кроме того, считают скульпторы, Красную площадь ведь тоже кто-то подметает!

Какая бы эпоха ни стояла на дворе, дворники всегда добросовестно делали свое дело – подметали, убирали, скалывали лед. Вожди приходили и уходили, а дворники оставались.

А на площади Лермонтова увековечен гастарбайтер. В сквере за известным памятником автору "Героя нашего времени" расположился усталый немолодой человек в оборванной одежде и стертых ботинках. Это – памятник сезонному рабочему, и установлен он здесь неслучайно: в начале 1920-х годов здесь располагалась биржа труда, на которой искали работу на сезон приезжающие в Москву работники.

В "Отрадном" можно найти памятник железной дороге. Когда-то по улице Декабристов действительно проходила железнодорожная ветка, потом пути сняли, а тоска по паровозам у местных старожилов осталась. Памятник получился очень милым – зеленый паровозик, фрагмент рельс и фонарный столб любимы детворой, которая использует монумент в качестве игровой площадки.

Неизменный восторг у детишек вызывает и скульптурная композиция "Дорогу утятам!", установленная в скверике у Новодевичьего монастыря, которая является аналогом питерскому Чижику-Пыжику. Вслед за мамой-уткой следуют семь крошечных утят: кто-то подбирает с земли червячка, кто-то пугливо озирается по сторонам, кто-то громко крякает. К сожалению, утят периодически пытаются забрать на сувениры, поэтому рядом с произведением искусства стоит будка охраны.

У станции метро "Молодежная" сегодня сложился целый скульптурный ансамбль. В 2005 году скульптор Андрей Орлов установил здесь памятник барону Мюнхгаузену, а год спустя к нему добавились Ходжа Насреддин и его верный осел. На Мосфильмовской улице установлен памятник Евгению Леонову в образе Доцента. На бронзовых руках даже можно рассмотреть наколки! Недалеко от станции метро "Таганская" можно увидеть монумент "Первому табурету земли русской". И это действительно табурет, правда, очень большой, так что посидеть на нем вряд ли получится. Ночью композиция эффектно подсвечивается. А в одном из арбатских двориков не так давно появился Александр Сергеевич Пушкин, прилегший на кушетку и закинувший ноги на ее высокую спинку.

Памятник в виде сердца с цилиндрическими колокольчиками был установлен в саду Эрмитаж на День всех влюбленных. По замыслу авторов, влюбленные пары должны проходить сквозь это сердце, звеня колокольчиками, и загадывать желание.

А тех, кто любит созерцать бесконечность, может прогуляться до кинотеатра "Горизонт" – перед ним установлен памятник ленте Мебиуса. В загадочной ленте при долгом изучении можно угадать детали обнаженного женского тела, хотя, возможно, это незапланированный оптический эффект.

3. Чижик-Пыжик, где ты был?

( Забавные памятники северной столицы)

Одним из первых несерьезных монументов в России стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге. Его установили в 1994 году на Фонтанке, где Чижик, как поется в известной песенке, «водку пил». Это один из самых миниатюрных монументов, его высота составляет всего 11 см.

Статуя Чижика-Пыжика работы Резо Габриадзе появилась в Петербурге во время фестиваля юмора «Золотой Остап». Чижик-Пыжик сидит на Фонтанке у самой воды. Словосочетание «чижик-пыжик» родилось в середине позапрошлого века. Тогда на набережной Фонтанки открылось училище правоведения, воспитанники которого носили форменные мундиры желто-зеленого цвета, из-за чего и получили прозвище «чижики». Студенты любили хаживать в кабак, находившийся рядом с училищем — в полуподвале дома купца Нефедова (дом № 14) Отсюда возникла и песенка: «Чижик-пыжик, где ты был?».

Памятник быстро завоевал популярность среди жителей и гостей города на Неве. Даже возникла примета — нужно загадать желание и бросить в Чижика-Пыжика монетой. Если попадете, то желание сбудется. Популярность имеет и обратную сторону. Чижика уже несколько раз воровали, но все же восстанавливали на прежнем месте.

На Балканской площади, от которой начинается улица Ярослава Гашека (в Купчино), пьет бронзовое пиво из бронзовой кружки бронзовый бравый солдат Швейк.

На ул. Римского-Корсакова, 11 установлен памятник Носу из повести Гоголя, который сбежал от майора Ковалева.

Памятник Остапу Бендеру – на Итальянской улице у ресторана «Золотой Остап»; Городовой стоит на Малой Конюшенной, Водовоз — на Шпалерной улице в сквере «Водоканала», перед Водонапорной башней, построенной почти 150 лет назад, в которой устроили замечательный музей Воды.

Множество оригинальных памятников появилось благодаря энергии и инициативе Сергея Борисовича Лебедева – известного краеведа, знатока истории Петербурга. Это памятник Достоевскому на Владимирской площади, Фонарю на Одесской улице, Зайцу возле Петропавловской крепости, Трамваю на Адмиралтейском проспекте, Кошкам на карнизах Малой Садовой.

Кота, установленного в январе 2000 года, решили назвать Елисеем (он размещается на карнизе одноименного магазина), а его подругу, появившуюся 1 апреля того же года, нарекли Василисой. Кота Елисея с Малой Садовой каждый день в определенное время предполагалось кормить: тетенька в чепце должна была высовываться из окна в определенное время и выставлять на карниз блюдце молока и муляж сосиски. Идея не осуществилась, но кот и кошка стали знамениты. Их автор — скульптор-анималист Владимир Петровичев.

Не менее популярны и другие скульптуры на Малой Садовой: фотограф с бульдогом (раньше здесь находилось ателье знаменитого Карла Буллы), Памятник Бродячей собаке Гаврюше, которую также часто называют просто «доброй собакой».

Памятник, выполненный скульптором В. А. Сиваковым, расположен в маленьком дворике, который стал настоящим местом паломничества туристов и жителей Санкт-Петербурга. Дело в том, что некоторые горожане считают, что Гаврюша может помочь в достижении каких-либо целей — например, сдать сессию на «отлично» или найти хорошую работу. Раньше все стены закоулка, где установлен памятник, были исписаны незамысловатыми надписями, но недавно творческая мастерская Юрия Круша подарила собачке «почтовый ящик мечты», куда теперь можно отпускать письма со своими просьбами и пожеланиями.

Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения» (установлена 17 мая 2003) находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Существует легенда, что остров был назван Заячьим, после того как один ушастый зверек во время наводнения попал в сапог Петра I и спасся. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям. На его невысоком постаменте указаны метки всех питерских наводнений. Автор скульптуры — Владимир Петровичев, архитектор — Сергей Петченко.

Сергей Борисович Лебедев по-прежнему полон идей. Среди них установка шуточных памятников Дачной мухе (в районе Дачного), Василию Ивановичу и Петьке на улице Чапаева, Доброму Бармалею из бронзы на Бармалеевой улице, Василию Теркину в Веселом Поселке.

4. Забавные скульптуры ставят по всей России

Лет 15 назад в городах России также стали появляться небольшие забавные памятники. Наблюдается своеобразный бум установки разнообразных скульптур. Сюжеты таких скульптур могут быть навеяны известными литературными произведениями, местным фольклором, или особыми событиями региональной истории. Часто с ними связаны свои традиции: метко заброшенная монетка, памятная фотография или просто прикосновение к статуе становится своеобразным ритуалом.

Наверное, это объясняется тем, что облик городов за последние годы заметно изменяется, а вот недостаток малых скульптурных форм становится весьма ощутимым. Ведь памятники — необходимая часть городской среды; город очень теряет и проигрывает, если скульптур мало.

В Челябинске и Нижнем Новгороде пешеходные улицы буквально заставлены изваяниями размером в человеческий рост, а своеобразным хитом в обоих городах является памятник даме, смотрящейся в настоящее зеркало.

В Петербурге Международный благотворительный фонд им. Д. С. Лихачева провел конкурс в городах и селах России на самое лучшее необычное произведение монументально-декоративной скульптуры. Первое место заняла скульптурная группа, состоящая из пожилого слесаря, выглядывающего из люка, и стоящего рядом молодого парня. У красноярского дяди Яши есть реальный прототип — Яков Зубков, который пришел в водоканал в 1945 году и проработал там почти 30 лет.

Второе место по забавности поделили два памятника: плита с отпечатками ступней человека-невидимки, лежащая рядом с Екатеринбургской областной библиотекой, и петербургский Чижик-Пыжик, который «на Фонтанке водку пил».

На третьем месте тоже оказались две скульптуры: памятник котенку Васе и вороне в Воронеже и «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». По легенде, писатель потерял калошу, что дало право скульптору изобразить его босиком.

Необычные памятники можно встретить во многих российских городах. В прошлом году в Уфе перед центром торговли и развлечений «Мир» появился дворник. Он не убирает улицы и не гоняет молодежь. «Мастер чистоты» отлит из бронзы в человеческий рост и весит 300 килограмм. Дворник открыл серию оригинальных памятников в столице Башкортостана. Городские власти еще не решили кого отлить в бронзе следующим: возможно, это будет милиционер или пожарник, а может это будет вообще абстрактный памятник, например, «человек, спешащий по делам» или «человек, загруженный своими заботами». Но дворника уже окрестили волшебным: уфимцы верят, что стоит только потереть метлу, как любое желание исполнится.

Это любимая примета россиян: чтобы мечта сбылась, нужно обязательно что-нибудь потрогать.

Для успешной сдачи экзаменов студентам Тулы советуют потереть свою зачетку о зачетку, которую держит в лапах бронзовый дракончик, которого установили в сентябре прошлого года в сквере Тульского государственного университета. Это 30-сантиметровый грустный дракончик на цилиндрическом постаменте высотой с человеческий рост. В лапках он держит зачетную книжку. Надпись на постаменте гласит «XBOSTOB. NET». По легенде, в ящера вплавлен 91 медный пятак, каждый из которых помог сдать экзамен - по примете перед сдачей нужно положить монету в левый ботинок под пятку. А каждую вторую субботу сентября туляки отмечают «Праздник Хвоста».

В Ульяновске забеспокоились, что россияне перестали писать букву «Ё» и в 2005 году напротив Главной библиотеки города поставили ей памятник. Посвятили его также писателю Николаю Карамзину, который впервые 200 лет назад употребил букву «Ё» в своем произведении. Однако, даже на клавиатуре до буквы «Ё» доставать неудобно. В России есть единственная в мире клавиатура, где достать до «Ё» сложно даже ногами. Причем клавиатура сделана из бетона и воспроизводит обычную «клаву» в масштабе 30:1. Каждая клавиша весит 100 килограмм, а «пробел» так вообще полтонны. В итоге получился не просто памятник, а объект городского пейзажа. Клавиши жители умудрились использовать как скамейки.

Зато первый памятник отопительной батарее, установленный в Самаре, такого практического применения не имеет. Бронзовую композицию в виде радиатора и расположенного над ним подоконника с греющейся кошкой установили в проходной старейшей в стране Самарской ГРЭС. Батарея отлита по образу и подобию 90-летнего радиатора, обнаруженного недавно в местном музее. Общий вес двухметровой скульптуры 200 килограмм. Был еще второй вариант памятника: батарея с греющейся на ней кошкой. Но энергетики возмутились, что в Самаре батареи разогреваются настолько сильно, что ни одна кошка не выдержит такого жара.

Забавный памятник сантехнику Степанычу установлен в Омске. Прямо на тротуаре из приоткрытого люка на прохожих смотрят рабочий в каске и с гаечным ключом, вылезающий из канализационного люка.

6. Забавные и необычные скульптуры Европы

Огромный ком из всех ваших вещей, целующиеся незнакомцы, писающая на столб собака, плавающий разноцветный слон – это городские скульптуры Европы, которые украшают города своей нестандартностью и спорностью. Самое тривиальное, что вы можете сделать, приехав в Париж, – посетить Лувр, дабы насладиться классическим искусством. Между тем город просто нафарширован необычными скульптурами, которые совершенно без очередей и билетов вы можете увидеть под открытым небом.

Дирекция одного из старейших вокзалов Парижа – Сен-Лазар – рачительно относится к ненужным вещам. Вместо того чтобы выбросить вышедшие из строя часы, которые когда-то украшали собой фасад, внутренние помещения и перроны вокзала, из них сделали памятник времени, которое особенно дорого, когда опаздываешь на поезд. С другой стороны вокзала расположился памятник забывчивости и нерадивости пассажиров, состоящий из множества оставленных на вокзале и в поездах чемоданов, за которыми никто не пришел.

В самом центре Парижа, в небольшом парке рядом с площадью Согласия, в небеса  взмыли белоснежные руки и ноги, а также девушка в кресле, которая свысока взирает на посетителей парка. Рядом, уже на земле, установлен бюст даме, лицо которой заботливо скрывает занавеска,  придерживаемая двумя белыми перчатками. Композиция из сюрреалистических дам больше всего привлекает голубей, которые любят греться, сидя на квадратной голове или других частях тела статуй.

Очень забавная скульптурная группа находится на улице Сен-Дени.   Стремительный роллер проносится мимо читающих и курящих парижан, присевших отдохнуть на ступени и послушать концерт уличных музыкантов. Рядом с ними невоспитанная собака задрала ногу на рекламный щит. За всем этим наблюдает толстое семейство туристов, причем совершенно очевидно, что эта скульптура сделана с иронией в отношении этих самых гостей Парижа. Вокруг нее ведутся постоянные споры – русские это, немцы или американцы – три нации, которые недолюбливают французы.

Фонтан возле Центра Жоржа Помпиду наполнен двигающимися и поливающими все вокруг себя водой разноцветными статуями – здесь и клоуны, и скрипичные ключи, и слон, и русалка с пышными формами.

Очень маленькая скульптура вырывающегося из белого камня грустного человека не снабжена табличками и подписями, поэтому можно договориться считать ее памятником депрессии и печали.

Многоликая металлическая женщина при внимательном рассмотрении являет собой воплощение самых известных богинь-женщин – Венеры, Афины, Радхи. То есть, по сути, это идеальная женщина-богиня. Одной из составляющих скульптуры является виолончель как один из самых женственных инструментов.

  Скульптура Берлина

Огромный ком, состоящий из всего домашнего скарба, связанного веревкой, «прикатился» на одну из центральных улиц города и призывает то ли делать уборку чаще, то ли не увлекаться вещизмом.

Символ Берлина – медведь – украшает не только герб города, но и его улицы. Это и пластиковый «превед, медвед» у магазина сувениров, и недовырезанный из красного полена медведь-буратино.

Некоторым старинным скульптурам, поврежденным временем, тоже повезло приобщиться к современности: веселые прохожие привесили к полуразрушенному атланту полиэтиленовую сумку. Наверное, чтобы ему было с чем ходить за покупками.

Посреди реки возвышаются гаргантюанские металлические дырчатые силуэты, которые символизируют дружбу, хотя, если этого не знать, кажется, что граждане скорее дерутся. Огромный стальной конь напоминает о мощи германского машиностроения и о детских лошадках-качалках.

Малые формы тоже в почете – на улицах можно найти улетающую в небо на зонтике пышную барышню или металлического короля в золотистой короне из фольги.

Абстрактные городские скульптуры соперничают со стенами. Некоторые из них оформлены как настоящая городская достопримечательность, и, кажется, вот-вот зашелестят своими бронзовыми листочками.

III. Памятники Томска

У каждого из нас есть свои любимые места в городе, строения, памятные изображения. Многим особенно дорог уголок Университетской рощи, где установлен скромный, традиционный, но такой волнующий памятник «дедушке Сибири» Григорию Николаевичу Потанину. А на центральном проспекте задерживается взгляд на облике Александра Сергеевича Пушкина. Даже в ненастную погоду он излучает солнечный свет, порыв, вдохновение. Своеобразны памятники декабристу Г. С. Батенькову, академику М. А. Усову. Уникален памятник П. И. Макушину - бессонная лампочка над рельсом, олицетворяющая путь к знаниям. От них веет жизнью, силой, упорством.

За последние годы в Томске появилось много необычных памятников и скульптур, которые уже стали достопримечательностями города. Наиболее популярные памятники нашего города это: бронзовый  Чехов,  скульптура известного мастера Леонтия Усова, в 2005 году памятник занял 3-е место на всероссийском краеведческом конкурсе «Забавный памятник».

Говорящий, бронзовый и мультяшный памятник Волку, олицетворяющий счастье по-русски, расположенный на улице Шевченко. Памятник носит название самой крылатой фразы из мультфильма «Жил был пес»: «Щас спою». На этой же улице находится «Памятник электрику».  

Вызывает много споров и разногласий парковая скульптура «Беременная» - первый в истории Томска авангардный памятник. Женская фигура в металлическом балахоне, напоминающая одежды Мадонны, с милым животиком состоит из множества скрепленных между собой пластин. Сквозь одеяние виден и пока не родившийся плод. Смелая идея мастера посвящена главному женскому счастью – материнству.

Большим сюрпризом для томичей, особенно для гостей города, стало открытие памятника домашним тапочкам возле гостиницы «Томск» на привокзальной площади. Под тапочками красуется надпись их создателя: «Будьте как  дома». «Памятник футбольному болельщику» находится на стадионе «Труд» в центре города, рядом с городским садом, а памятник дворнику - на Иркутском тракте, остановка «ул. Мичурина».

Скульптуры Олега Кислицкого

Олег Кислицкий - скульптор, известный в Томске. Выступая в одной из передач, О. Кислицкий так сформулировал свое отношение к творчеству и свое жизненное кредо: «На душе должно быть хорошо». Эти слова стали его девизом. С таким настроением он приступает к каждой работе.

Труд скульптора является очень трудоемким, он требует не только большого духовного напряжения, но и физических затрат. Зато фантазия человека, безраздельно отдающегося творчеству, поистине безгранична. Кислицкий считает, что скульптор должен сделать то, что никто до него не делал. Всеми своими работами он подтверждает свое понимание предназначения скульптора.

Его творческий процесс начинается с лепки из пластилина. Пластилин - главное средство в его работе. Для него лепить характер будущей скульптуры - важное условие творческого процесса. Очень сложно создать лицо, выполненное в реальной манере, поэтому он часто использует прием гротеска и гиперболы. Доля юмора присутствует во всех работах мастера.

«Будьте, как дома»

Важной деталью для передачи характера человека являются руки и ноги. Руки рассказывают о характере и жизни человека не меньше, чем его лицо. Ноги должны прочно стоять на земле. Наверное, поэтому одним из необычных памятников в творчестве скульптора стал памятник домашним тапочкам.

На крыльце городской гостиницы «Томск», около главного вокзала, открылся памятник домашним тапочкам. «Будьте, как дома» - именно с этой надписи начался памятник, - рассказывает автор скульптуры Олег Кислицкий. - Уже потом пришло, что это должны быть тапочки, это должен быть памятник комнатным тапочкам, стоптанным, ношеным, таким, какими мы пользуемся все время, которые у нас дома лежат, которые мы гостям не даем, а сами в них ходим».

Сам скульптор рассказывал в одной из передач по ТВ, как у него возник замысел произведения. Однажды, приехав из командировки из Москвы и ступив на томскую землю, ему очень захотелось домашнего тепла и уюта, засунуть ноги в растоптанные домашние тапочки. Так и родился замысел этой скульптуры.

Примерить бронзовые тапочки может любой желающий. Длина их - 32 сантиметра, поэтому в них свободно войдет нога любого размера. Путевку в жизнь памятнику дал проходивший в Томске саммит Российской гостиничной ассоциации. Кислицкий предложил участникам форума рассмотреть проект, а они устроили аукцион: в каком городе, у какой гостиницы установить монумент. В итоге бронзовые тапочки остались дома, а посодействовал этому директор гостиницы «Томск» Михаил Кофман. «Пусть это будет небольшой деталью нашего гостеприимства, нашей теплоты, нашего добросердечия, нашей томской культуры», - сказал он.

Памятник «Капусте»

Летом прошлого года в Томске прошла презентация памятника «Капусте» работы местного скульптура Олега Кислицкого. Установлен памятник у роддома номер 1, который расположен в университетской части города.

«Мы знаем, что некоторые родители, объясняя своим детям их появление на свет, говорили: «Тебя нашли в капусте». Вот мы и решили поставить напротив роддома памятник капусте, из которой является миру младенец», - сказал автор памятника. Заместитель мэра Томска Алексей Балановский заверил присутствующих на презентации, что проект получит поддержку от властей.

Сама скульптура представляет собой кочан капусты диаметром 82 см, из которого, раздвигая капустные листья, появляется на свет младенец. Главврач роддома Татьяна Растохина измерила младенца, после чего выдала скульптору бирку и свидетельство о рождении. В документах говорится, что «сына» Олега Кислицкого зовут Леха, его масса составляет полторы тонны, а рост - 60 сантиметров.

Другие памятники скульптора

Кислицкий - автор не единственного подобного памятника в Томске. Он создал «Корову Маню» и «Говорящего кота». Он воплотил в жизнь свои задумки под названием «Любовник, спускающийся с балкона», памятники «Троллейбусному зайцу», «Граниту науки» и «Ученым львам».

Самым загадочным памятником в Томске является памятник «Любовник, спускающийся с балкона». Его название говорит само за себя. Тем не менее, тех, кто рассчитывает полюбоваться на роскошного красавца с лихо подкрученными усами и букетом роз в руках, ждет разочарование. Памятник прозаичен и приближен к реалиям нынешней жизни.

Сюжетная композиция памятника проста: толстый мужчина в необъятных семейных трусах, из последних сил держащийся за балкон возлюбленной. Скульптура буквально воплотила в себе многочисленные анекдоты о внезапно вернувшемся из командировки муже и застигнутом врасплох любовнике.

Он появился в Томске 14 февраля 2001 года и с тех пор уже несколько раз менял место жительства. Первоначально композиция стала украшением здания совета профсоюзов Томска на улице Ленина. Торжественное открытие монумента проходило под звуки свадебного марша Мендельсона. А затем скульптуру постигла судьба своего прототипа – памятник был вынужден скитаться от балкона к балкону. Он повисел даже на городском музее истории. А спустя какое-то время в 2005 году скульптура и вовсе исчезла. По некоторым данным, его перевезли в Омск.

Памятник электрику установлен в скверике рядом с Томскгорсветом, по адресу ул. Шевченко, 60. Памятник представляет собой фонарный столб с фонарем модели середины XX века, на который взбирается мужчина, на ногах которого монтёрские кошки. Рост электрика - 1,6 м, общая высота памятника 9 м, масса - 200 кг. Столб и электрик выполнены из стеклопластика.

Скульптор Леонтий Усов

Леонтий Усов причислен Кембриджем к числу выдающихся художников и дизайнеров XX века, его работы покоряют Россию и Европу, заставляют людей улыбаться, удивляться и размышлять над смыслом бытия.

Его скульптурная композиция, посвященная А. П. Чехову, вызвала бурю эмоций, и споры эти не стихают и по сей день. Одни воспринимают ее как полушутливый манифест в духе современного искусства, других вид великого классика босиком на мостовой ввергает в шок, одни считают памятник образцом художественного юмора, другие возмущены попранием идеалов.

Его скульптуры не исключает гротеска и иронии. Но они касаются не того страшного и подчас чудовищного, что нередко проглядывает в человеке, а, прежде всего, нелепого и смешного. Это нелепое и смешное художник любит, даже воспевает, находит для него убедительное пластическое соответствие.

Памятник А. П. Чехову

В 2004 году на набережной Томи, недалеко от ресторана «Славянский Базар» был установлен своеобразный памятник – «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Памятник стал излюбленным местом жителей города. Здесь собирается молодежь, а студенты непременно трут босую ногу Чехова перед экзаменом – на счастье.

Автором и инициатором создания «ироничного и нестандартного» памятника стал ныне известный томский скульптор Леонтий Усов, в прошлом профессиональный актер. За последние десять лет он выполнил не одну деревянную скульптуру: «Иван Грозный на смертном одре», «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский, наблюдающий за рождением Сальвадора Дали», «Притча об указательном пальце», «А. С. Пушкин, разглядывающий нас» и многие другие. С работами Л. Усова знакомы в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Франции, Финляндии, Германии, Австрии.

Таким образом, томичи «отомстили» Чехову за ту нелицеприятную оценку, которую в свое время писатель дал Томску в своем дневнике по пути на Сахалин. В 1890 г. писатель проездом оказался в Томске. При переправе через Томь Чехов едва не утонул и сильно простудился. Город ему чрезвычайно не понравился, и он отозвался о нем очень нелестно, назвав его «нетрезвым» и «свиньей в ермолке». «Томск гроша медного не стоит Скучнейший город и люди здесь прескучнейшие Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское Грязь невылазная но возникают и зачатки цивилизации – на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад. Замечателен сей город тем, что губернаторы здесь мрут словно мухи Обеды здесь отменные в отличие от женщин, жестких на ощупь» (А. П. Чехов). Наверное, эти строки и побудили скульптора Усова взглянуть на Антона Павловича глазами пьяного мужика, лежащего в канаве.

Светоч русской литературы представлен в довольно карикатурном виде да к тому же еще с непропорционально большими босыми ногами, так как в свое время потерял в грязи калошу, выходя из ресторана, расположенного рядом с местом памятника. Ракурс для памятника выбран необычный, именно такой, как может выглядеть фигура человека, если смотреть на нее снизу, из канавы. Но именно в таком, явно гротескном виде, усовский Чехов был отлит из бронзы.

Вскоре после установки памятника на набережной, его авторы получили письмо от некоего Е. И. Копышева, председателя ЦИК МССО, генерала-майора авиации. «Я получил фотографии памятника Чехову А. П. со всеми надписями на нем. Воспринял как личное оскорбление. Как же нужно ненавидеть Россию, русский народ и русскую культуру, чтобы так издеваться над великим русским писателем, которого Л. Н. Толстой называл «Пушкиным в прозе»?!! От имени советских офицеров выражаю решительный протест против такого опошления русской культуры», - говорилось в письме.

Согласны с этим мнением и члены совета старейшин и городского совета ветеранов: «Для гражданина, человека, любящего и берегущего русский язык как высшее народное достояние, - пишут они, - уже само по себе сочетание слов «памятник» и «глазами пьяного мужика» звучит кощунственно. Это все равно как частушку назвать гимном».

Журналисты спрашивали томичей, нравится или нет им «памятник Чехову», считают ли они нужным сохранить его или лучше снести, отвечает ли оно нашему представлению о Чехове, человеке и писателе? Ответы были достаточно противоречивы.

Автор памятника утверждает, что памятник - это не сведение счетов с Чеховым, скорее, ироничный взгляд жителей на самих себя. Понять мятущуюся душу писателя, а затем сделать его портрет узнаваемым и в то же время необычным по силам лишь неординарному художнику и большому знатоку литературы.

Зачем же Леонтий Усов соорудил столь спорный или даже скандальный памятник? Трудно объяснить. Скорее всего, что Усов творил не памятник, а одну из большого ряда своих скульптур. Это уже потом посетители его мастерской, пораженные увиденным, решили, что нельзя такую скульптуру держать взаперти от народа, учредили акцию «Народный памятник» и установили его на томской набережной.

Необычный памятник легко вписался в пространство и время возле старинной городской харчевни, несмотря на негодующие возгласы оппонентов. Устанавливая памятник в Томске, Леонтий Усов преследовал цель - вновь привлечь внимание томичей, особенно молодежи, к известному писателю и побудить их перечитать замечательные произведения Антона Павловича, юмор и острота которых актуальны и понятны абсолютно всем и сегодня.

Памятник Счастью

Следующий уникальный говорящий памятник Томска - памятник Счастью, располагающийся на аллее улицы Шевченко. Памятник установлен в оживленном месте: в сквере, на тротуаре, ведущем к остановке и торговому центру. Памятник был подарен томскими бизнесменами городу к празднованию 400-летия города. Двухсоткилограммовый волк отлит из бронзы литейщиком Максимом Петровым. Консультировал создание монументального счастья художник Леонтий Усов.

Символом счастья заказчики и авторы скульптуры выбрали фигуру, наиболее полно воплощающую это состояние, – сытого волка на свадьбе из легендарного мультфильма «Жил-был пес». А чтобы не было никаких сомнений в том, что этот волк – тот самый, он при поглаживании прохожими сытого живота говорит незабываемым голосом Армена Джигарханяна: «Щас спою», «Бог в помощь» и другие известные цитаты из мультфильма (всего волк говорит восемь фраз из фильма).

Кроме того, волк обучен не только петь и желать хриплым голосом «Бог в помощь!». Ведь дикий волк и домашняя собака в жизни являются антагонистами, но в известном мультфильме они приходят на выручку друг другу. Поэтому эти забавные скульптуры имеют и воспитательное значение: они учат добру, главное в жизни - во взаимной выручке, в сострадании друг другу.

III. Заключение

Таким образом, в последние годы российские города приобретают свой неповторимый и индивидуальный образ, становятся все более красивыми, уютными и удобными для жизни. Забавные скульптуры стали неотделимой частью при оформлении различных уголков города. Подобные скульптуры называются жанровыми. Жанровая скульптура - это всегда неожиданный образ для городской жизни, который «цепляет» взгляд. Эти забавные фигуры по большей части не имеют практического назначения, но они способны поднять настроение, как взрослым, так и детям. С такими скульптурами можно вступать в контакт, они призваны улучшать настроение человека. «В советские времена активно развивалась монументальная архитектура. Сегодня городу не хватает интересной скульптурной пластики. Поэтому мы хотели создать «живую» скульптуру, которая располагает к общению».

Декоративная скульптура является настоящим украшением города и придает ему индивидуальный и неповторимый образ. Каждая модель является своеобразным произведением искусства. Скульптура украшает нашу повседневную жизнь яркими красками и добавляет в неё позитива.

Не все монументы, установленные в последние годы в российских городах, отличаются выдающимися художественными достоинствами. Многие из них явно нельзя назвать шедеврами искусства. Но некоторые памятники выглядят забавно, заставляют прохожих улыбнуться, улучшают людям настроение.

Эти забавные памятники объединяют городское пространство. После сноса многих официальных памятников, изображавших советских вождей, в архитектурной среде городов образовался вакуум, который «высоким» монументальным искусством не заполняется. Да и «высоких» идей, которые можно было бы воплотить в яркой художественной форме, у лидеров современной России пока не хватает. Вот и творит народ сам себе памятники, пусть несовершенные и смешные, зато от души!

Более того, эти памятники делают городскую среду менее отчужденной, психологически комфортной. По-видимому, большинство примеров из нашей «коллекции» можно сопоставить с традициями смеховой народной культуры, в которой любые события или явления преломляются особым комическим образом, в  присущем ей жизнеутверждающем, оптимистическом духе.

Художники выстраивают свой канон современного человека, каждый раз дополняя его новым конкретным жизненным материалом. Бесповоротно порывая с традициями академической школы, они отчетливо демонстрируют стремление к созданию новой системы ценностей. Привычные для скульпторов материалы – бронза, камень, мрамор – либо почти не используются современными художниками, либо выступают в качестве иронически окрашенной метафоры монолитной косности. Редкие случаи обращения к стилизации только лишь подчеркивают всеобщий отказ от использования канонических готовых форм.

Если говорить о тематическом репертуаре, то нельзя не заметить предпочтений в отношении уже некогда созданных популярных образов, заимствованных скульпторами из кладовых массовой культуры. Однако о какой бы типизации не шла речь, они всегда сознательно усиливают те или иные моменты, переводя восприятие в область актуального, то есть, образы обретают новую жизнь и значения. Цитирование и ироническая интерпретация лишают произведения современной скульптуры натужного драматизма, позволяя дистанцироваться от миссии разрешения социальных проблем силами искусства. Использование же прозаичных и знакомых всем материалов наряду с иронией при этом существенно сокращает расстояние между художником и зрителем.

Как правило, для усиления эффекта художники развивают свои замыслы в русле иронии и шутки. С одной стороны, это помогает исчерпывающе высказаться на ту или иную тему, с другой стороны - увеличивает шансы заинтересовать потенциальных зрителей. Часто с такими памятниками связаны свои традиции: метко заброшенная монетка, памятная фотография или просто прикосновение к статуе становится своеобразным ритуалом.

Каждый день в порыве доброжелательности, искренности, признательности и любви мы желаем друг другу счастья. Это чудесное пожелание звучит в День рождения, на свадьбе, по праздникам, да и просто так. «Счастливо!» - говорим мы знакомым и совершенно незнакомым людям. Наверное, трудно найти поздравительную открытку, которая не содержала бы этого волшебного слова. Кто знает, может быть, люди, ежедневно проходящие мимо забавных и смешных памятников, поймут, в конце концов, секрет истинного счастья – он не только в обладании акциями успешного предприятия, а в добром отношении и в улыбке, обращенной друг к другу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)