Культура  ->  Танец  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Палеохореография - связь современной хореографии с искусством танца каменного века

С научной точки зрения танец – это вид искусства, основанный на выразительных движениях и пластике тела человека. Его можно рассматривать как объяснение исполнителя с другими исполнителями и зрителями на языке пластики. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Являясь одним из древнейших проявлений народного творчества, изначально связанного со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства.

История танцев уходит своими корнями в глубокую древность, когда для первобытных людей танцы были необходимым обрядовым действом. Без которого не обходилось ни одно событие в их жизни - нужно было обязательно задобрить богов, чтобы получить хороший урожай, отлично поохотиться и вернуться с доброй добычей, попросить дождя или хорошей погоды, победы в войне. Прошли века, и танец почти утратил свое религиозное и обрядовое значение, но никуда не ушел из нашей жизни. Он стал одним из самых ярких проявлений художественного творчества, и прочно вошел в нашу современную жизнь, чтобы сделать ее ярче, интереснее, разнообразнее.

Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том, что впервые некоторые позы на археологических объектах культуры искусства трактуются как позиции и движения классического танца и классический танец естественен для человека даже в большей степени, чем ходьба.

Цель исследования: выявление доказательств, что танцующий человек на наскальных рисунках – высокий образец танцевальной культуры древнего человека, что танец эпохи палеолита является прародителем всех видов современного танца.

Древнекаменный век или палеолит – начальный и самый длительный период в истории человечества, в развитии которого можно проследить ряд этапов: древний или нижний палеолит (до 150 тысячелетия до н. э. ), средний палеолит (150-35 тысячелетия до н. э. ) и верхний или поздний палеолит (35-10 тысячелетия до н. э. ).

Поздний палеолит – наиболее важный для изучения искусств этап, т. к. в это время окончательно сложилась родовая организация, появилась изобразительная деятельность. В эту эпоху жил непосредственный предок современного человека – кроманьонец.

Поздний палеолит делится на периоды, соответстующие развитию культуры: Ориньяк – Солютрейский (35 – 20 тысячелетия до н. э. ) и Мадлен (20 – 10 тысчелетия до н. э. ). Появляются памятники изобразительного искусства, относящиеся к началу ориньякской эпохи. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской. Гравированный рисунок на камне исполнялся кремневым резцом, иногда рисовали просто пальцем на мягком слое глины. Наносилась краска. Очень часто настенные росписи создавались в труднодоступных местах пещеры. Такая пещера редко использовалась под жилье.

Основным районом распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В России только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен. Возможно, что у людей времени Ориньяк были уже какие – то своеобразные, как бы театрализованные представления, носящие магический характер, но в то же время играющие практическую роль, являясь репетицией перед охотой.

Наивысший расцвет искусства падает на эпоху Мадлен. В шедеврах мадленской живописи изАльтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон – де – Гом, Ляско, Руфиньяк) ощущаются гармония, симметрия, ритм (№6, стр. 10-13).

Самым большим успехом в духовной жизни людей этого времени было появление первых и еще очень робких шагов в области изобразительного искусства, памятники которого относятся к началу ориньянской эпохи. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. В искусстве палеолита встречается изображение человека. Это может свидетельствовать о том, что эти изображения были связаны с определенными обрядами, которые имели важное значение для первобытного человека. Танец - особый вид искусства, который не изобретен человеком, а рожден вместе с природой, вместе с миром. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь – через подземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и культуры. Первобытные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по миру нашей планеты. Их находили в Италии, Англии, Германии, в Алжире, Австралии.

Первобытные танцы служили одним из основных средств общения людей между собой, и имели в их жизни особое значение. Все в танце говорило о соединении человека с силами природы. При помощи танцев люди рассказывали обо всех изменениях, происходящих в их жизни. Здесь были целые танцевальные повести и, даже, целые романы, повествующие о смене времен года, сценах охоты, маленьких сражениях и больших войнах, выраженные в танце описания жизненного пути своих великих предков.

Древнейшее искусство помогало удовлетворить потребность человека выражать свои чувства. Свидетельством служат наскальные рисунки, изображающие разнообразные хореографические композиции ритуальных танцев. Из них видно, как танец постепенно превращался в основной элемент практически всех обрядов и церемоний.

Благодаря археологическим раскопкам нам известно, что танец уже существовал во времена среднего палеолита (300 – 35 тыс. лет назад). Неандертальцы, населявшие территории современной Африки, Европы и Азии, использовали танец, о чем говорят сохранившиеся до нашего времени наскальные рисунки.

2. 2. Первобытный танец – прародитель всех существующих ныне видов танцев.

Первобытный танец – и есть прародитель всех существующих ныне видов танца как хореографического искусства. Наибольшим количеством функций танец был наделен в пербытнообщинные времена и занимал в жизни людей важное место. Для древнего человека граница между жизнью и танцем была тонкая. Танец сопровождал человека всегда (image-dance. com. ua). Он танцевал – и шел на охоту. Танцевал – и вступал в брак. Танцевал – и обучал подрастающее поколение. Когда древний человек научился рисовать, то он давно уже умел танцевать (Мойше Фельденкрайц - теоретик и основатель ТОТ – Телесно - ориентированаая терапия). От того далекого времени не осталось свидетельств о существовании в первобытном обществе слова, письменности, литературы, но остались свидетельства о танце. Именно он был главным объктом в палеолитическом изобразительном искусстве. Именно он восполнил пробел отсутствия речи языком невербального танца. Что мы видим на наскальных рисунках – танцы! Танец возник, как коллективное действие. Война, религия, любовь, силы, вызывавшие танец к жизни, был связан с людьми, коллективом. Все эти силы слиты воедино, танцор их несет в самом себе.

Первобытный танец можно назвать постановкой или спектаклем, он всегда нес какую-то смысловую задачу, это могло быть изгнание духа, молитва об урожае и т. п. Поэтому часто танцующие одевали маски и украшали себя соответствующим образом. Существовали даже такие члены общества, которые ни чем иным, кроме как танцем, не занимались. Они были настоящими мастерами и знали все тонкости и особенности каждого танца племени. Для первобытного человека танец был основной формой существования. Известно, что танцевальная активность была свойственна уже палеоантропу (от палео. и греч. antropos – человек; ископаемые люди периода палеолита –питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы).

Среди палеолитических объектов культуры встречаются человеческие изображения, которые трактуются учеными, как фиксация танца. Древние изображения человека вполне могут дать представление о физиологических параметрах наших предков, его пластике, тренированности, других особенностях. Изображения древнего человека позволяют приоткрыть физиологические и интеллектуальные способности древнего человека.

Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Через танец люди выражали свое мировоззрение при соприкосновении с окружающим миром. Эмоции выстраивались в сложный комплекс телодвижений, зависящий от направленности танца, будь то танец для вызова дождя, молитва великому светилу о благодатной земле, просьба о защите или прощении грехов.

Первобытный танец – и есть прародитель всех существующих ныне видов танца, как хореографического искусства. Благодаря археологическим находкам, стало известно, что танец уже существовал и во времена среднего палеолита, о чем говорят наскальные рисунки. Самые древние изображения датируются 15-11 тыс. до н. э. (пещера «Трех братьев» во Франции). Первобытный танец можно разделить на три направления: ритуальный, обрядовый, бытовой (dream-and-dance com). У танца есть свои этапы развития. С тех пор, как человек стал осознавать себя человеком, но еще не научился выражать свои чувства словами, он, наблюдая за природой, пытался скопировать, а затем изобразить и передать с помощью мимики и жестов состояние растений и поведение животных. Цветы и деревья, тянущиеся к солнцу, животные, выслеживающие добычу – все служило неисчерпаемым источником для новых движений. Постепенно человек добавлял собственные движения и жесты.

Первобытные танцы служили средством общения между людьми и имели в их жизни особое значение. Все в танце говорило о соединении человека с силами природы. При помощи танца люди рассказывали обо всех изменениях, происходящих в их жизни. Свидетельством этому служат наскальные рисунки, которые отображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев(vsetke. ru). Наскальные рисунки чаще всего изображают движение, танец. Древнейший танец – интереснейший феномен культуры

2. 3. Анализ изображений человека в наскальной графике и современном танце в выворотной позиции.

Как известно, основным признаком классического танца является его исключительная выворотность, выражаясь профессиональным языком. «Выворотность» – позиции ног, когда колени и стопы развернуты в стороны и движутся в одной плоскости с плечевым поясом. Предельная выворотность может быть достигнута в процессе сложной учебы. Та же выворотность прослеживается на всех наскальных рисунках .

✓ Проанализируем рисунок из пещеры в Алжире. Центральные танцующие фигуры мужчин показаны в широкой выворотной второй позиции.

Колени – развернуты предельно в стороны. Исключают перегрузки в коленном суставе. Угол сгиба коленей примерно 90*. Опора на две ноги, вес распределен равномерно.

Голова – пропорциональна росту.

Плечевой пояс – в одной плоскости с развернутыми коленями и стопами.

Позвоночник – вытянут вверх.

Ноги – находятся на одной линии. Конфигурация мышц ног – мощная.

Голень – тренированная. Подтянутая икроножная мышца говорит о несомненной выворотной позиции древнего исполнителя танца.

Стопы – развернуты в стороны, образуют с голенью угол, нет завала на большие пальцы стоп.

Корпус – мышцы корпуса напряжены, показывают стремление к вертикальному положению.

Руки – отведены в стороны, в позицию, сходной со II позицией классического танца, параллельны земле.

Тазовый пояс - тазобедренные суставы находятся на одном уровне.

Общее положение фигуры – устойчивое. Проекция центра тяжести падает в центр площади опоры.

Общее движение – исполнители удерживают II широчайшую позицию классического танца. Присутствует синхронность исполнения.

Предположительно, древние танцоры исполняют plie –общепринятое название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание». В учебнике А. Я. Вагановой «Основы классического танца» сказано: «Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном pas. У богато одаренных танцевальными способностями от природы ахиллово сухожилие очень податливо и нога легко образует острый угол со ступней. При его исполнении важно усиленно открывать колени, т. е. соблюдать выворотность всей ноги, причем надо следить за верхней частью от бедра до колена. Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie».

Иллюстрация из учебника А. Сибли.

✓ Антуаннет Сибли, Президент Королевской Академии Танца (КАТ) в Великобритании в своем учебнике «Балет уроки» рекомендует исполнение plie следующим образом: поскольку эта позиция называется открытой, вы прекращаете сгибание ног, когда бедра примут положение горизонтальное полу.

✓ Анализируя сцену из современного балета «Плавающий мир», мы видим -

Пэгги Петеувейт и Алексей Боровик в балете «Плавающий мир».

Алексей Боровик исполняя в танце свою партию, использует ту же II широчайшую позицию, что и танцовщики с наскальных рисунков пещеры в Алжире.

✓ Анализ гравюры со стены австралийской пещеры Джулирри (р. Хумбет, Северная Территория, Австралия).

Танцовщики образно изображают в танце экзотические существа: птиц, животных, пресмыкающихся, насекомых. Среди всех движений в невыворотной позиции привлекает внимание предельно выворотная для человека поза. Изображена женщина, которая исполняет танец какого- либо земноводного (лягушки, к примеру). Исполнительнице на протяжении всего представления нельзя было выходить из образа. А, значит, все движения надо было делать в неестественной для обычного человека выворотной позиции. Исполнительнице надо было обладать очень мягкими связками, либо с детства их растягивать, чтобы исполнить такой танец. Здесь требуется выворотность, близкая к идеальной

2. 4. Выявление учебных позиций классического танца на палеолитических гравюрах.

Палеолитическая гравюра в пещере Джулирри в Австралии.

✓ Предположительно, танцовщики с данной гравюры исполняют древний танец, используя позицию рук, подобную III позиции рук европейской школы классического танца.

Анализ изображения:

Голова – вертикальна;

Плечи – развернуты;

Руки - в локтевом сгибе округленные;

Кисти рук: почти соприкасаются

✓ На рисунке слева даются рекомендации из учебника А. Я. Вагановой для педагогов – хореографов, студентов хореографических училищ и вузов.

При исполнении третьей позиции Агриппина Яковлевна Ваганова в своей книге «Основы классического танца» рекомендует следующее: «Руки должны быть подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руги и заканчивая движение из III почиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто: рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу».

✓ Юные балерины, исполняя свою партию в балете, подняли грациозно руки в III позицию.

Юные балерины из Московского хореографического училища. Фрагмент из балета «Пахита».

Анализируя рисунки из пещеры Джулирри, учебника А. Я. Вагановой и балета «Пахита», я пришла к выводу, что у всех танцовщиков абсолютно идентичные позиции рук.

2. 5. Анализ изображения «больших прыжков» в наскальной графике.

✓ Исследование рисунков из пещеры в ЮАР и в Ливийской Сахаре, где древние танцовщики исполняют прыжки. Рисунки являют собой символ стремительности, полета. Танцоры на изображении показывают сложнейшие прыжки, похожие на прыжки классического танца с большим и стремительным продвижением вперед. Этот прыжок требует значительного пространства. На рисунке представлен Grand jete из арсенала классического танца в сценическом варианте.

Пещера в Ливийской Сахаре Е. Аслан танцовщик из Анкары в балете «Дон Кихот»

Пещера в ЮАР

Анализ изображения:

Плечи - развернуты.

Ноги - параллельны земле, образуют развернутый угол.

Голова – строго вертикальна.

Корпус – жестко закреплен верикально, неподвижен. Вес тела распределен поровну. Положение корпуса показывает стремление исполнителей прыгнуть как можно выше, забросив ногу, как можно дальше.

Руки помогают оттолкнуться и взлететь.

Колени – развернуты в стороны, на зрителя. Угол сгиба коленей – минимальный, одинаковый. Колени предельно вытянуты.

Тазовый пояс – линия тазового коромысла параллельна земле.

Положение фигуры – устойчивое.

Общее движение – исполнители в высшей точке прыжка зависают. Синхронность исполнения.

Большие прыжковые движения с палеолитических гравюр дают предположения о том, что исполнители имеют специальное танцевальное образование.

Для сравнения возьмем изображения классических прыжков из учебника Вагановой А. Я. «Основы классического танца». Для сценического исполнения Grand jete – большой прыжок (с фр. ) нужно послать корпус вперед, надо от чего - нибудь оттолкнуться. Можно применять разные приемы, что дает нужный разбег. Мужчины же часто заменяют это широким небрежным разбегом .

✓ Рассматриваемые движения требуют специальной танцевальной подготовки. Об этом говорят иллюстрации больших прыжков из современных балетов в исполнении профессиональных танцовщиков.

Масами Чино и Юрий Бурлака Мнацканян и С. Баранов

(па де де из балета «Щелкунчик») в балете «Тема с вариациями»

Большие прыжки в исполнении выпускниц

Московского хореографического училища

Иллюстрации помогают убедиться, насколько похожими оказываются разновременные избражения – от палеолита до современного балета.

Анализ показал, что на артефактах изображены прыжки, которые очень близки сложным прыжкам техники классического танца. Качество исполнения прыжков очень высокое, невозможное без длительной подготовки исполнителя и без наличия развитых физических данных и способностей. Такие прыжки осваивают современные ученики балетных школ на последних курсах обучения.

2. 6. Анализ изображений групповых танцев в наскальной живописи.

Самым древним танцем был хоровод, он сопровождался песней. Он известен людям с эпохи палеолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. Хоровод – массовый танец. Его рисунок – простой круг – олицетворял движение Солнца вокруг Земли В групповом танце первобытный человек ощущал себя частью огромного Космоса . Круг – символ, имеющий древнейшую основу. Олицетворяет целостность, порядок, общность, бесконечность, завершенность. Может обозначать Солнце, Луну, Зодиак, спящее око Бога, циферблат. Древние считали, что все в мире развивается по кругу.

✓ Различные варианты круговых групповых танцев были у наших предков, о чем говорят наскальные рисунки из пещеры «Гобустан» в Азербайджане.

Азербайджан, пещера Гобустан.

Круговой танец служил особым языком общения с богами, природой, людьми и самим собой для привлечения счастья и сохранения мира. В круговом, групповом танце первобытный человек ощущал себя частью огромного Космоса (www://liveinternet. ru). Круг– символ, имеющий древнейшую основу. Олицетворяет целостность, порядок, общность, бесконечность, завершенность. Может обозначать Солнце, Луну, Зодиак, спящее око Бога, циферблат. Древние считали, что все в мире развивается по кругу. Различные варианты круговых групповых танцев были у наших предков, о чем говорят наскальные рисунки из пещеры Месткави в Алжире.

Пещера Месткави в Алжире

✓ Наскальные рисунки изображают ритуальные, групповые композиции в пещере «Месткави» в Алжире.

Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь – удары ногами, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах танцующие любят кружиться. Обязательно держатся за руки. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело.

✓ Групповые танцы, круговые танцы есть и в современное время у всех народов мира без исключения:

Молдавская пляска Ансамбля «Жок»

Художественный руководитель-В. Курбет.

Хороводы – встреча времен года, праздники, свадьбы (Древняя Русь)

Коло – круг (Сербия, Румыния)

Хора – праздники, свадьба (Молдавия, Румыния, Израиль)

Менуэт – (от menu с фр. - маленький) Франция

Краковяк – Польша

Сиртаки - Греция

Норвежская круговая – викинги

Танец Солнца – американские индейцы

Выступает хор русской песни Танец «Лето» из сюиты «Времена года»

Центрального телевидения Ансамбля народного танца Игоря Моисеева

Современные психологи, танцетерапевты считают, что после исполнения круговых танцев человек неспособен к жестокости, агрессии. Это знали и умели применять в жизни наши предки (2 – №1, стр. 25).

Анализируя изображения групповых танцев палеолитических гравюр из пещеры Гобустан, пещеры Месткави и групповые танцы современных профессиональных ансамблей, я пришла к выводу:

- здесь много похожих движений;

- похожих танцевальных рисунков;

- много идентичных положений танцующих на импровизированной природной и профессиональной сценической площадке;

- идентичных положений танцующих относительно других исполнителей.

Несомненно, истоки групповых танцев - в глубокой древности, в палеолите.

3. Заключение.

По мнению ученых, человек эпохи палеолита был дикарем. Жизнь у него была нелегкая. Никаких школ у детей и быть не могло. Воспитывала и учила суровая первобытная действительность. Но предположения о «детских каракулях» первобытного человека решительно не подтверждаются, о чем говорят артефакты. Люди, изображенные на них, возможно, учились в специальной балетной школе древнекаменного века на протяжении 5-8 лет. Ведь мастерство исполнения сложнейших балетных позиций достигается многолетними тренировками. Выходит, наши предки, подобно современным балеринам, немало времени оттачивали свое мастерство у хореографического станка.

На основе анализа палеолитических артефактов я сделала следующие выводы:

- Танец сыграл важную роль в эволюции человеческой культуры.

- Исследуемые артефакты отображают элементы и движения европейской школы классического танца.

- Исследуемые артефакты говорят о наличии в первобытности разнообразного танцевального образования. У первобытных племен были свои балетные школы.

- Древние учителя, обучая танцам, обладали глубокими знаниями об анатомии человека, исполнительском мастерстве, имели понятия о красоте.

- Танец эпохи палеолита является прародителем всех современных видов танца.

- Полученные данные доказывают, что современный танец тесно связан с искусством танца каменного века.

Если на наскальных рисунках эпохи палеолита изображен человек, то он обязательно танцует. И танец древнего человека - не что иное, как современный балет. Танец эпохи палеолита - прародитель всех видов современного танца.

Все гипотезы исследования подтвердились.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)