Культура  ->  Танец  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Танцевальная культура средних веков

Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Очень многие задают себе эти вопросы, увидев на сцене или по телевизору «Щелкунчика», «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный танец. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, эстетического и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Так, как я занимаюсь в танцевальном кружке «Северная фантазия» мне стало интересно, какие танцы были до нашего века развивался, и поэтому выбрала тему «История танца», в работе подробно остановилась на становление и появления новой танцевальной культуры в разные эпохи. За основу взят придворный, салонный бальный танец прошлых веков. Это даёт возможность теоретически познать историческое развитие танца.

Историко-бытовой танец является частью хореографического искусства. Изучая историю развития танцев в композициях, создаёт условия для дальнейшего творческого развития. Народный танец стал основой всей хореографии. Попадая в другую среду, народный танец видоизменялся, терял естественность, природу, принимал манерность, изысканность, галантность и парадность соответственно этикету, вкусу, потребностям определённого слоя, общества.

Необходимость осмысления исторического развития танца в разные вековые периоды для познания настоящего.

Объект исследования: хореография.

Предмет исследования: развитие танцевальной культуры.

Цель исследования: проследить по векам развитие танцевальной культуры.

Задачи исследования: проследить, каковы тенденции развития в определенный период времени.

Методы исследования: литературное исследование.

Гипотеза: одинаковы ли тенденции развития танца в разные эпохи.

Глава I. 1. 1. Первые танцы.

То, что танец пришёл к нам из глубокой древности можно догадаться. У каждого народа во все времена были свои танцы. Наверное, уже самые первые люди на земле ощущали потребность вместе после удачной охоты повеселиться у костра. А в качестве музыкальных инструментов для сопровождения первых плясок на земле использовали дубинки, панцири древних черепах и камни. Так, вероятно, возникли первые на земле ритмы, творимые человеком, так родилась музыка и ритмичные движения.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человека передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем.

Танец является древнейшим из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства.

1. 2. Танцевальная культура средних веков.

Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ - например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов.

Но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. "Танец смерти" (danse macabre), особенно широко распространился в Европе в XIV веке в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы "танец смерти" часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; если девушка - ее целовали мужчины. После "воскрешения" следовал общий хороводный пляс.

От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название "пляска св. Витта", а в Италии - "тарантелла".

Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми.

В средние века появляется ряд простейших танцевальных форм, которые дают начало многим танцам.

Народное творчество отстаивает свои права на существование в тяжелой борьбе. Церковь запрещает смех, веселье, прославление земной жизни. Но, несмотря на строгие запреты, во время народных праздников простые люди исполняют свои незатейливые танцы.

Танцы простого народа были связаны с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Наиболее распространённые танцы – бранль прачек, бранль башмачников. В этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии.

Танцы раннего средневековья в основном хороводные, часто исполнялись под пение самих танцующих.

В танцевальной культуре позднего средневековья появляется парный танец.

Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадях, феодалы – в дворцовых залах. На феодальных балах создавались променадные танцы-шествия. Они носили торжественный характер и были несложными. Танцы-шествия прочно вошли в придворный быт. Поклоны и реверансы, основные элементы танцев этого века, костюм влиял на технику и манеру исполнения.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т. д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.

1. 3. Бытовые танцы эпохи Возрождения.

Развитие театрального танца в эпоху Ренессанса (Возрождения) связано главным образом с Северной Италией, хотя несколько позже, когда танец распространился по Европе, источником его изысканной стилизации и барочной красоты стали французские дворы. Правители итальянских городов- государств, такие, как Медичи, Сфорца, Эсте и Гонзага, все больше внимания уделяли пышным зрелищам.

Постепенно сложился набор танцевальных приемов с рядом обязательных правил. Оживленный сельский танец не подходил придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы или сады, в которых они танцевали, сам строй их мыслей абсолютно не допускал неорганизованного движения. Чтобы навести порядок и усилить дисциплину, имелись специальные танцмейстеры, для которых танец был воплощением сдержанности и утонченности. В нем теперь не оставалось ничего "народного"; танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные.

Эволюция танца в 1550-1660 шла от придворного представления - ballet de cour - к театральному танцу. Праздничные представления в Италии, Франции, Испании, наряду с мифологическими сюжетами и персонажами, часто включали популярные и народные танцы. Тяготение к театральности достигло кульминации в Комедийном балете королевы, наиболее крупном придворном представлении, которое было поставлено в 1581 и считается первым в истории настоящим балетом. В нем были использованы все типы придворных развлечений, с участием танцев.

В XVII веке законодательницей танцевальной моды для всего цивилизованного мира являлась Франция. Придворные европейских дворов подражали танцам, принятым в Версале.

В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигающие порой необычайной яркости и великолепия.

Танцы эпохи Возрождения более сложны, чем незатейливые бранли позднего средневековья. На смену танцам с хороводной и линейной композицией приходят парные танцы, построенные на сложных движениях и фигурах.

Придворные танцы эпохи Возрождения в большинстве своём – народные танцы, переработанные и видоизменённые согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде.

Танец эпохи Возрождения – танец парный. В нём большое внимание обращается на мелкие детали, движения рук, манеру носить платье, держать корпус, снимать шляпу, приветствовать партнёра и гостей.

Танцы XV века справедливо называют партерными (басдансы и их разновидности: бранли, павана, куранта). Прыжки в них отсутствовали. В XVII веке хореография обогащается более сложными, изящными движениями. Усложняется техника женского танца, в ней появляются мелкие движения типа pas de bourre. Этому немало способствует изменение фасона придворной одежды. Укороченные платья позволяют делать лёгкие и отчётливые движения ног. Более оживлённым и активным становится общение партнёров. Наиболее популярные танцы XVII столетия – менуэт и гавот – надолго пережили свою эпоху и были известны до начала XIX столетия.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые танцы.

Огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии. Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге "Орхезография" описал разные виды танцев.

Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду вошли менуэт, ригодан, романеска.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

1. 4. Танцевальная культура XVIII века.

В XVIII веке салонный танец насчитывает много образцов: часть унаследована от прошлых эпох, другие сочинялись и входили в моду. Сохраняется выворотность, многообразие позировок, движений рук, поклонов. Усложняется техника танца, включаются прыжки, заноски.

Благодаря изобретению системы записи танцев сохранено много образцов танцев прошлого.

В середине XVIII века парные танцы уступают место массовым. Контрданс пользуется всеобщим признанием и популярностью. Контрданс не что иное, как известные куплеты танца, повторяемые несколько раз. Впоследствии слово «куплет» заменили словом «фигура». В конце века контрданс получил название «кадриль». Кадриль не только танцевали с удовольствием, но она имела огромное воспитательное значение. Она приучала к хорошим манерам.

В XVIII веке стал широко известен полонез. Основу составляет ритмически не изменяющийся шаг. В нём нет сложных движений, поз, но ни один танец не требует такой строгой осанки, горделивости, внимания, как полонез.

Во второй половине XVIII века менуэт наскучил публике своими формализмом и жеманностью. Настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под названиями веллер или шпиннер. Этот быстрый скользящий крестьянский танец отличался непосредственностью, естественностью и полным отсутствием преувеличенной манерности. Вальс стал предметом всеобщего увлечения во второй половине ХVІІІ века. Быстро завоевав сердца немецких буржуа, он в течение долгого времени не получал доступа на придворные балы немецкого императорского дома. В Англии вальс находился под запретом до 1812.

В ХVІІІ веке вальс танцует вся Европа.

Увлечение вальсом сравнивали с эпидемией холеры. Вальс, проживший века, но навсегда оставшийся юным и блистательным. Это один из немногих блистательных танцев, который почти целое столетие удерживал первенство во всех танцевальных залах мира.

Лишь в ХХ веке ему стали составлять конкуренцию танго и фокстрот. Но именно вальс называют танцем влюблённых.

В чём секрет этого танца? Пожалуй, в том, что именно он синтезирует элементы различных европейских танцев. Но главный элемент «вращение», но вальс звучал не только в танцевальных залах. На балетной сцене живут хореографические композиции «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Вальсы из оперы «Война и мир», «Евгений Онегин». Наш вечный вальс. Потому что вальс - это вальс.

Вальсы писали многие композиторы: Моцарт, Шопен, Глинка, Чайковский. А Иоганн Штраус сочинил 447 вальсов! Не даром его называют «королём вальсов». Родился вальс в Европе. Сначала его танцевали простые люди в сёлах. Кавалер, обняв даму за талию, кружил её под музыку. В разных странах танец назывался по-разному. В Австрии - лендлер, во Франции - вольта. Во времена Людовика ХІІІ вольта была запрещена, как слишком «смелый» танец. Но никакие запреты не подействовали. Танец распространялся везде.

1. 5. Танцевальная культура XIX века.

XIX век характеризуется, как столетие массового танца. Война 1812 года дала толчок развитию бальных танцев на основе национального танцевания славянских народов. В начале века все балы начинались церемониальными танцами. Сохраняются танцы прошлых эпох: менуэт, гавот, жига и другие. Но они видоизменялись, подчинялись вкусам, манерам исполнения нового века. Продолжают жить те танцы, в которых участвует большое количество пар.

Балы строго разделились по своему назначению. На придворные балы запускались только аристократическая верхушка, представители старинных знатных фамилий, высшие офицерские чины. Туалеты гостей, исполнение поклонов гостей имели строгие требования придворного этикета. Из танцев допускались полонез, вальс, кадриль. Популярными становятся общественные балы. На этих балах существовал свой церемониал, свои порядки. Новый танец даме полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев подряд разрешалось танцевать только с женихом.

Однако манеру исполнения и моду на танец устанавливали не на балах. По всей Европе организуются специальные классы, где обучали искусству танца.

Большой успех выпал танцу полька. Она стала излюбленным танцем как на общественных балах, так и на скромных ученических и домашних вечерах. Популярна французская кадриль, полонез, экосез, катильон.

К концу XIX века появляются танцы-гибриды, плоды творчества учителей танца. Это – полька-мазурка, падекатр. Бытуют падеграс, миньон, шакон и др.

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

В течение XIX века во Франции появилась чисто французская, "подпрыгивающая" разновидность вальса; в 1880-х годах в Америке распространилась американская разновидность - медленный вальс-бостон. В Европе вальс часто чередовали с кадрилью, которая была столь же популярна в начале и середине XIX века как канкан - в конце века. Среди подвижных, с прыжками, танцев XIX века можно отметить польку, мазурку и галоп.

Веку вальса с его романтическим настроением соответствовал век классического балета. Главными чертами балетного искусства стали воздушность движений, сказочные сюжеты и сценическое оформление, столкновение обыденного и сверхъестественного, смесь реальности и вымысла. Но гипертрофия технической стороны, одностороннее развитие виртуозности постепенно привела классический балет к вырождению в формальные стереотипы, против которых пришлось бороться следующему поколению театральных деятелей.

В конце XIX века европейский танец испытал новые влияния, идущие из афроамериканских и латиноамериканских источников. Афроамериканский танец, развивавшийся в Новом Свете, воплотил идею свободы. Законы запрещали неграм "бить в барабаны, трубить в рога и т. п. " на том основании, что подобные действия могли оказаться подстрекательством к восстанию, и поэтому негры танцевали под удары в ладоши и аккомпанемент банджо. Из шарканья ногами и притопывания родился характерный эстрадный танец типа чечетки (или степа), который исполнялся в представлениях т. н. менестрелей (минстрел-шоу) и позже приобрел художественную форму. Другим изобретением черных жителей Америки стал кэк-уок, который вошел в моду в США к концу XIX века. Это был танец-соревнование, где каждая пара старалась превзойти соперников в каскаде высоких замахов ногой, быстрых шагов, захватывающих дух прыжков и изобретательных поворотов. Кэк-уок был американской аналогией завоевавшего тогда Европу канкана.

Ритмические танцы Латинской Америки привлекали своим экзотическим обаянием. Особым успехом пользовались бразильский матчиш и кубинская хабанера - предшественница танго.

1. 6. Развитие танцевальной культуры XX – XXI века.

Влияние афроамериканского и латиноамериканского танца охватывает весь XX век. Эстрадный танец, поддерживаемый растущим интересом к джазу, перемещается из ночных клубов и театральных водевилей в американские мюзиклы и на концертные подмостки. В середине 1920-х годов после пасодобля, пибоди и уан-степа стиль джаза "диксиленд" помог выйти на первое место чарлстону. В 1930 году новую сенсацию произвела кубинская румба, а затем конга (танец по принципу "повторяй за лидером"). Конгу, в свою очередь, вытеснила самба и снова чарлстон в 1940-х годах.

К концу войны из Латинской Америки пришла мамба. Постоянно рос интерес к таким танцам, как калипсо и рок-н-ролл. Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем ча-ча-ча, пока в моду не вошел твист. Танцы 1960-х годов представляли собой сольные танцы, в которых партнеры танцуют на некотором расстоянии, не касаясь друг друга, причем движения, рисунок и ритм у каждого может быть свой.

В XX веке. классический балет подвергся многочисленным модификациям. В него влились новые направления, прежде всего благодаря деятельности антрепризы С. П. Дягилева, привлекавшей новые таланты и поощрявшей новые, экспериментальные идеи. Главными новаторами были И. Ф. Стравинский и В. Ф. Нижинский. В Англии огромное значение имела деятельность Мари Рамбер: она находила и воспитывала талантливых танцоров, благодаря которым Англия впоследствии заняла видное место в балете.

Америка и Германия были в первые два десятилетия 20 в. теми странами, где классический балет не успел пустить прочных корней. Айседора Дункан еще на рубеже веков взглянула на искусство танца с иных позиций и стала создательницей новых его форм. Чтобы раскрепостить дух, она освободила тело от сковывавших его викторианских чопорных запретов. Дункан давала сольные танцевальные представления, отмеченные глубоким лиризмом, как бы антитеатральные, но при этом обладавшие большой драматической выразительностью. Ее искусство было в высшей степени индивидуальным, вытекавшим из ее особого дара, из особой притягательности ее личности. Она избавила танец от функции развлечения и вернула его к функции самовыражения.

В течение 1930-х и 1940-х годов наивысшего развития достигли такие черты современного танца, как углубленная психологичность, драматическая напряженность. Против этого восстало новое поколение деятелей балета. Мерс Каннингем, Эрик Хокинс, Алуин Николайс, Пол Тейлор и Анна Соколова и др. создали новый тип танца, свободного как от рефлексии, так и от изобразительности хореографических образов. Для этого направления характерны эмоции духовного одиночества, а также качество, родившееся под влиянием восточной философии: неподвижность в движении и движение в неподвижности. Контрастом этому стилю сможет служить основанный на джазовых моделях, ритмически полнокровный, эмоционально насыщенный стиль Алвина Эйли. Возможно, самой крупной фигурой танца модерн с начала 1970-х годов является Туайла Тарп. Опираясь на формулы популярных музыкальных стилей (свинга, блюза, рэгтайма и других), Тарп смело экспериментирует с разными типами жестов и движений: оседаниями на пол, подергиваниями, толчками и отпихиваниями и несинхронными положениями рук и ног. В бродвейских мюзиклах танец был широко представлен задолго до того, как Агнес де Милль поставила в 1943 знаменитую "Оклахому!" Именно эта постановка обозначила новую эпоху в развитии мюзикла - эпоху синтеза музыки, слова и движения. После "Оклахомы!" в жанре мюзикла стали работать первоклассные хореографы. Кроме Хелен Тамирис (Анни, берись за ружье) и Агнес де Милль (Бригадун и Покрась свой фургон), в мюзикле работала Ханья Холм - балетмейстер, много сделавшая для развития танца модерн в 1930-х и 1940-х годах и нашедшая себя также в мюзикле (Целуй меня, Кэт). Имя Джерома Роббинса (среди его постановок - В городе, Король и я, Скрипач на крыше) обычно связывается с постановкой Вест-Сайдской истории - прочтения в жанре мюзикла истории Ромео и Джульетты. Для Роббинса характерно мастерское применение танца как средства развития драматического действия (например, сцена драки соперничающих молодежных группировок, поставленная на музыку Л. Бернстайна как комбинация джазовых и балетных элементов).

Заключение.

Танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками. В произведениях древних поэтов, писатель, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения.

Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танцевальные па (фр. pas - "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

В наш бурный и стремительный век сочетаются самые разнообразные танцы. Сначала танцевали гавот, менуэты. Затем вальсы, польки, мазурки. В начале ХХ века пришли чарльстоны, фокстроты, танго. За ними – рок–н –рол, твист, шейк.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)