Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Особенности жанра фэнтези

В последнее время во многом благодаря экранизациям, в нашу жизнь вошёл жанр фэнтези, «мир меча и магии», королей, гномов и других фантастических существ: человек всегда искал утешения в сказках, ему было свойственно одушевлять, обожествлять реальный мир. Странные интересы, ведь за окном 21 век, мы всё знаем, можем всё объяснить. Но получается, что слабости человеческие, выражающиеся в надежде на что-то сверхфантастическое, красивое, логически необъяснимое, были, есть и останутся у человека всегда.

Людей, не читавших роман Дж. Толкиена «Властелин колец», становится всё меньше. А тех, кто хотел бы увидеть продолжение фильма, снятого по этому роману, всё больше. В современном мире становятся всё популярнее книги и фильмы в жанре фэнтези, с каждым годом появляется всё больше его поклонников.

Почему это происходит? Отчего так велика сила притяжения этого удивительного жанра и произведения? Что заставляет людей не только читать его, но и объединяться в движение толкиенистов?

Стремление найти ответы на эти вопросы и стало целью данной работы. Кроме того, попытаемся проанализировать трилогию Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» и найти в ней проявление особенностей жанра фэнтези.

Что касается названия жанра, то этимологические корни назвать сложно. Ведь почти никто из критиков или литераторов об этом подробно не говорит. Но название, скорее всего, пошло от слова «фантазия», на английском «fantasi», читающееся как «фэнтези». Видимо, это и говорит о том, что все произведения в этом жанре основываются на авторской фантазии. По традиции, к фантастической литературе относятся только определённые жанры: научная фантастика, утопия, фэнтези.

История появления жанра

Как отдельный вид литературы жанр фэнтези начал формироваться на рубеже 19 - 20 вв. Наиболее значительной фигурой раннего периода является британский аристократ лорд Эдвард Дансени, автор сборника «Боги Пеганы», основанного на ирландской мифологии. Поле него были ещё авторы. Самые известные из них - Роберт Говард, Кларк Эштон Смит и Филипп Лавкарт. Самой значительной фигурой из них является Роберт Говард, создавший образ знаменитого воителя, бесстрашного Конана-варвара.

Жанр фэнтези сформировался под влиянием средневековой культуры и мифологии различных народов. Литература народов средневековой Англии отличалась обилием вымышленных персонажей, героев-рыцарей и могущественных королей, что и легло в основу современного фэнтези. Просматривая произведения европейских писателей, можно заметить, что герои этих произведений схожи с героями произведений жанра фэнтези.

Герои фэнтези

Мифология - одна из основ жанра фэнтези. Главные герои жанра - эльфы и гномы. Эльфов подразделяют на светлых и тёмных.

Светлые эльфы - духи воздуха, красивые маленькие человечки (ростом с Дюймовочку) в шапочках из цветков. Эльфы могут обитать в деревьях, которые в этом случае рубить нельзя. Любят водить хороводы в лунном свете, а их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. Занятия светлых эльфов - прядение и ткачество, а их нитки - летающая паутина.

Светлые эльфы были не просто диковинными существами - они представляли собой целый народ. Светлых эльфов часто описывали как уменьшенные копии людей. Основным отличием эльфов от людей являлись некоторые необычные способности, например, в некоторых книгах упоминается их умение колдовать, кроме того, характерной чертой является их способность к полёту.

Тёмные эльфы - гномы, подземные кузнецы, хранящие в горах сокровища. В Скандинавии их именуют берфолками и хульфолками, и представляют они собой стихийных духов.

Согласно мифам западной Европы, гномы - это уродливые карлики, которые охраняют находящиеся под землёй богатства. В Англии и Шотландии гномов называют наккерами, а в Германии - эрлаутами. По легендам, эти существа обладают невероятной физической силой, живут они долго. Гномы также владеют искусством магии и являются искусными кузнецами.

В трилогии Дж. Толкиена «Властелин Колец», кроме образов живых существ, встречаем образ Кольца, которое является воплощением тьмы, «яблоком раздора» в Средиземье. Проявляясь лишь в отдельных эпизодах, оно играет почти самую главную роль в книге. Именно вокруг кольца разворачиваются все события, причем не только в настоящем, но и в прошлом. Все герои книги так или иначе связаны с Кольцом.

Упоминание о Кольце всевластья встречается не только во «Властелине колец», но и в большинстве произведений указанного жанра.

II. 4. Особенности жанра

В чём же особенности и существенные признаки фэнтези?

Во-первых, это «своя», то есть авторская реальность. В ней нет ограничений. Каждый автор создаёт свою мифологию, придумывает свои правила поведения в этом мире своих существ или изменяет уже существующих, тех же эльфов и гномов, например, ведь почти в каждом произведении они выглядят и ведут себя по-разному. Этот мир автора может быть связан с нашим, реальным, но разнообразные «походы сквозь время и пространство» из нашего мира в другой или наоборот характерны скорее для научной фантастики.

Другая особенность фэнтези в том, что в книгах зачастую всё имеет душу или просто живёт. Это значит, что жизнь и действия героев неотъемлемо связаны с жизнью природы. Вспомним хотя бы Н. В. Гоголя и его «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в которой предметы как бы жили своей жизнью, и это непременно отражалось на жизни героев. Но у Н. Гоголя всё произведение пронизано иронией, в том числе и «жизнь предметов». В фэнтези всё это без тени иронии, леса и деревья действительно помогают или же, в худшем случае, мешают в пути, а тропинка ведёт героев в самом прямом смысле.

Личный героизм, доблесть, смелость и прочие достоинства персонажа могут помочь ему стать героем, при этом он может даже спасти всё то, что создал автор в своём мире, да и сам мир тоже. И даже если этот герой всего лишь маленький хоббит, как у Толкиена, его героизм возводит его над остальными героями, иногда даже ставит наравне с полубогами или другими сильными существами. Но ни о каком единении с богами не может идти и речи. В этом плане в фэнтези очень хорошо читается принцип того, что кот (или любое другое сильное животное) при всём желании и каких бы то ни было «неземных» возможностях не полетит, не для того был рожден. Так что персонаж, ставший героем, всё равно остаётся земным и смертным существом.

Если собрать воедино всё, то ясно становится видна связь фэнтези с мифами. В общем, фэнтези можно назвать мифом, только очень длинным и авторским.

II. 5. Классификация произведений жанра фэнтези

В жанре фэнтези выделяют три основных направления: героическое, приключенческо-игровое, эпическое.

Героическое фэнтези, или так называемые «романы меча и колдовства», - это самое старое направление фэнтези, его первоисточниками являются греческие мифы.

Второе направление - это героическое фэнтези. Название «игровое фэнтези» происходит от системы ролевых игр, так называемой «D&D», «Dungeons and Dragons», что означает «Подземелья и драконы». Эта система очень тесно переплетается с игровым фэнтези. Если основная тема героического фэнтези - то, что Вечный Герой настолько могуч, что никто ему поперёк дороги встать не способен, то игровое фэнтези заявляет, что настоящего успеха может добиться только отряд, состоящий из нескольких человек/существ, желательно отличающихся друг от друга как можно сильнее.

Третьим направлением, происходящим от «Властелина колец», является эпическое фэнтези. В то время как игровое фэнтези взяло у Дж. Толкиена идею отряда, идущего на опасную миссию, идея эпического фэнтези - идея/символ судьбы мира в руках одного человека.

II. 6. Как отразилась на содержании трилогии жизнь её автора

Жизнь Дж. Толкиена во многом отразилась в его творчестве. Заглянем в его родословную.

Отец будущего великого писателя Артур Руэл происходил из семейства Толкиенов. Тётушка Толкиена (в шутку или всерьёз) утверждала, что их родовая фамилия была Гогенцоллерн, поскольку их предки жили на землях принадлежавших Гогенцоллернам - одним из правителей Священной Римской империи. При осаде Вены в 1529 году некий Георг фон Гогенцоллерн, сражаясь на стороне эрцгерцога Фердинанда Австрийского, проявил неслыханную храбрость, захватив штандарт самого турецкого султана, за что и получил прозвище «Tollkuhn» - «безрассудно отважный». Позже семейство породнилось со знатными французскими фамилиями, и предков Толкиена даже стали называть по-французски - дю Темерер. Эта легенда показывает, что мифотворчество было у Толкиенов в крови.

Случилось так, что Артур Толкиен должен был пробиваться по жизни сам. Он выбрал банковское дело, а поскольку в Англии карьерный рост был медленным, то он решил поехать в Южную Америку, где совсем недавно были обнаружены золото и алмазы и где карьеру можно было сделать быстро.

В столице Оранжевой республики, городе Блумфонтейне, Артур Толкиен получил место управляющего в филиале Африканского банка. И там же 3 января 1892 года родился его первый сын Джон Рональд Руэл. А через 2 года в семье Толкиенов появился второй сын, Хилари Артур Руэл Толкиен.

Надо сказать, что Мэйбл Толкиен в Африке было нелегко. Непривычный климат, постоянная скука и оторванность от общества действовали ей на нервы, и поэтому на протяжении всего времени пребывания на Чёрном континенте Мэйбл стремилась попасть в Англию хотя бы на некоторое время.

Наконец, в начале апреля 1895 года это произошло. Артур Толкиен должен был последовать за женой и сыновьями при первой же возможности, но дела банка требовали его постоянного присутствия, да к тому же путешествие в Англию стоило очень дорого. Прошло несколько месяцев, но Артур продолжал оставаться в Африке. Осенью Мэйбл получила известие о том, что он заболел, и решила ехать к мужу. Но в феврале 1896 года пришла телеграмма, в которой говорилось, что 15 февраля Артур Толкиен умер.

Мэйбл осталась одна с двумя маленькими детьми и весьма скромными средствами. Пожив некоторое время у своих родителей, Мэйбл с сыновьями переезжает в деревню Серхуол, недалеко от Бирмингема. Четыре года они прожили в этом уютном мире. Это время оставило в душе будущего писателя неизгладимое впечатление. В деревне были и луг, и мельница, и река, и огромные деревья. Эти чудесные картины природы видим и в трилогии «Властелин колец», именно в таких местах проживают хоббиты.

Ещё в то время у Рональда проявились способности к языкам - латынь, которую преподавала ему мать, очень ему нравилась. После этого он в течение многих лет был всецело поглощён языком. Склонность автора к изучению языков тоже отражена во «Властелине колец»: герои говорят на придуманных писателем языках: эльфийском, хоббитанском.

В 1900 году произошло событие, разрушившее уютные семейные взаимоотношения: Мэйбл Толкин приняла католичество. Это обстоятельство многое изменило и в её судьбе, и в судьбе её детей. Джон Саффилд, воспитанный методистом и состоявший в унитарной церкви, почувствовал себя оскорблённым таким неожиданным поворотом событий. В основном Толкиены были баптистами и католиков терпеть не могли. Таким образом, большинство родственников заметно охладели к Мэйбл и перестали ей помогать.

Мэйбл не сиделось на месте, и это связано с финансовыми затруднениями и поисками хорошей католической церкви, так как именно церковь стала для неё главным утешением. При этом Мэйбл очень трепетно относилась к образованию своих детей, и когда поняла, что новая, католическая школа её не устраивает, куда она их было перевела, то забрала сыновей оттуда и стала учить их сама. В тот же период семья Толкиенов познакомилась с католическим священником Френсисом Морганом, которому в скором времени было суждено стать неотъемлемой частью их жизни.

Через некоторое время Рональд вернулся в самое престижное учебное заведение Бирмингема - школу короля Эдуарда. И тут произошло ужасное событие - 14 ноября 1904 года 34-летняя Мэйбл умерла от диабета.

В своём завещании опекуном детей она назначила священника Френсиса Моргана. Надо сказать, что он не только заботился о мальчиках, но и очень любил их и старался делать всё, чтобы они ни в чём не нуждались.

Отец Френсис перевёз детей от их тётушки, где их жизнь была унылой и однообразной, в дом своей знакомой, которая устраивала музыкальные вечера и к тому же сдавала комнаты. Именно в этом доме в 1908 году Рональд познакомился со своей будущей женой Эдит.

Эдит, которая была старше Рональда на 3 года, тоже была сиротой, им это жильё, также как и братьям Толкин, для неё нашёл опекун. К тому же она была очень симпатичной и, кроме того, прекрасно играла на фортепиано. Так что не влюбиться в неё было трудно.

Всё было невинно и трогательно: одним прекрасным днём они отправились на велосипедную прогулку, где их заметили «доброжелатели» и тут же всё рассказали отцу Френсису. Тот очень разозлился - ещё бы, вместо того чтобы готовиться к экзаменам в Оксфорд, его воспитанник увлечён тайным романом! Отец Френсис потребовал прекратить это безобразие. Рональду было запрещено общаться со своей возлюбленной, пока ему не исполнится 21 год. Наверное, если бы Толкиену не запретили любить и даже писать Эдит, первое любовное приключение ничем бы и не закончилось, но когда запрещают «Быть может, ничто иное не укрепило бы мою волю на столько, чтобы этот роман стал для меня любовью на всю жизнь (пусть даже эта влюблённость с самого начала была совершенно искренней)», - писал позже Толкиен.

Рональд и Хилари переехали на другую квартиру. После нескольких неудачных попыток встретиться с возлюбленной Рональду пришлось смириться с вынужденной разлукой. В то время ему было 18, значит, ждать надо было долгих 3 года! Эдит переехала в другой город.

В школе Рональд обзавёлся друзьями. К моменту её окончания они создали «Чайный клуб». В это общество входило четверо постоянных членов, которые обсуждали прочитанные книги, декламировали друг другу свои стихи и осуществляли театральные постановки.

Со второй попытки Рональд получил стипендию в Оксфорде. Вопрос, чем заниматься, перед ним не стоял, - конечно, филологией. Своё обучение Толкиен начал на классическом факультете (античная литература и языки), но затем перешёл на английский факультет, чтобы окончательно посвятить себя лингвистике - изучению древне- и среднеанглийского языка. Как раз во время перехода с одного факультета на другой в его жизни произошло важное событие - закончились 3 года ожидания любви.

Между тем началась Первая мировая война. Большинство знакомых Толкиена по Оксфорду оказалось в армии. Он же остался в университете заканчивать обучение и параллельно проходил военную подготовку. Вскоре он начал сочинять стихи. И не только обычные, но и стихи на новом, одному ему известном «эльфийском» языке.

Толкиен принимал участие в боевых действиях, но вскоре заболел окопной лихорадкой и был отправлен из воюющей Франции на родину. И на протяжении всего остатка войны болезни спасали его от вторичной отправки на фронт.

После войны началась долгая и плодотворная карьера Толкиена-учёного. С 1925 года он преподавал и жил в Оксфорде со своей семьёй - женой Эдит, сыновьями Джоном, Майклом, Кристофером и дочерью Присциллой.

Будучи профессором университета, Толкиен помимо преподавательской деятельности участвовал также в создании нескольких литературных клубов.

II. 7. Работа Дж. Толкиена над трилогией

Интересно, что при написании «Хоббита» Толкиен не подозревал, что кольцо, найденное Бильбо, будет играть в его следующем произведении такую важную роль. Более того, как ни покажется странным, но «Властелин колец» был написан практически без плана. То есть, как говорил сам Толкиен, особенно в первой книге «Хранители», его герои просто шли вперёд, причём ни они сами, ни автор не знали, куда. В отличие от большинства авторов, вначале задумывающих основной сюжет произведения, а потом нанизывающих на него отдельные детали, Толкиен поступал с точностью до наоборот. Небольшие детали (удачно «подвернувшееся» имя или название) влекли за собой кардинальные повороты сюжета.

Сам Толкиен неоднократно повторял, что именно лингвистические изыскания, такие как создание языков Средиземья, являлись главной движущей силой его трудов. Толкиен сначала подбирал имя персонажу (свидетельство тому - сохранившиеся черновики со списками похожих по звучанию имён), а потом придумывал, как включить его в сюжет.

Самым же ярким примером отсутствия какого-либо плана может служить Кольцо, найденное Бильбо в «Хоббите». Удивительно, но, начиная писать «Властелин Колец», Толкиен даже не подозревал, какую роль в эпопее будут играть кольца, особенно то, что было найдено Бильбо. Персонаж, ставший впоследствии Арагорном, долгое время существовал как хоббит-путешественник по имени Троттер (от англ. «to tpot» - идти рысью, бежать). Имя это так нравилось Толкиену, что он долгое время не хотел отказываться от него. Даже когда хранители уже стояли перед воротами Мории, существование Лориена и Рохана было неведомо самому автору.

Удивительно также, что, дойдя до половины второй книги «Хранителей» (которая в окончательном варианте является первой частью трилогии), Толкиен считал, что его работа выполнена на три четверти, и планировал закончить эпопею там, где сейчас заканчивается первая её часть. Именно появление всадников Рохана коренным образом изменило ситуацию. Вместе с ними преобразились энты, изначально задуманные как злые существа, захватившие в плен Гэндальфа, возник Саруман, ранее нигде не упоминавшийся, и в результате эпопея расширилась и приобрела свой окончательный вид. Из переплетения древнегерманского эпоса, разбавленного кельтским и финским, современной Англии и богатой фантазии Толкиена возник мир Средиземья - одновременно удивительно реальный и прекрасно нереальный, настолько привлекательный для поклонников, что, вероятно немалая часть их предпочла бы его миру, окружающему нас.

Мифологию Толкиена составляют 3 книги - «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец». Первой Толкиен стал писать «Сильмариллион». Он не напрасно считал её самой важной, и именно она стала основой для всех его мифов. По странной иронии судьбы при жизни автора она не была закончена, издана, хотя издать её Толкиен очень хотел.

«Хоббит» поначалу был просто забавной сказкой для детей, которую Толкиен начал да и забросил. И лишь случайное обстоятельство явило эту прекрасную сказку миру. Толкиен и не скрывал, что сказка про него: «Я на самом деле хоббит, хоббит во всём, кроме роста. Я люблю сады, деревья и немеханизированные фермы; курю трубку и предпочитаю хорошую простую пищу (не из морозилки!), а французских изысков не перевариваю; люблю и даже осмеливаюсь носить в наше унылое время узорчатые жилеты. Обожаю грибы (прямо из леса); юмор у меня простоватый, даже самые доброжелательные критики находят его утомительным; я поздно ложусь и поздно встаю (по возможности), путешествую я тоже нечасто».

Вышедший в 1937 году «Хоббит» стал очень популярен. Читатели требовали продолжения веселых приключений. Но вместо этого колоссальный труд длинной в 12 лет породил «Властелина Колец» - тысячестраничное произведение, которое создаст целый жанр литературы и останется при этом его лучшим образцом.

II. 8. Выявление особенностей жанра фэнтези, проявляющихся в трилогии «Властелин колец»

Попытаемся проанализировать трилогию Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» и найти в ней проявление особенностей жанра фэнтези.

1) Авторская реальность. Действительно, во «Властелине колец» есть такая реальность. Есть придуманный автором мир Средиземья, в котором расположены Хоббитания, Мория, Итилия, Мордор, Коника, другие страны.

Главные герои книги – хоббиты. Они живут по своим жизненным принципам. Главное их достоинство – то, что «они умели ладить и с эльфами, и с гномами, и с людьми, которых называли Большеногим Народом»[1]. Поэтому их «повсюду любили и уважали»[2].

Автор подробно описывает, «как выглядят эти забавные существа, где устраивают свои жилища, что едят и как веселятся»[3].

Герои книги говорят на придуманных автором языках, путешествуют дружной компанией «сквозь пространство» - направляются в Мордор, чтобы расплавить там в Огненной горе магическое Кольцо Всевластья. На протяжении пути они вынуждены противостоять врагам – оркам, назгулам и др.

2) Всё в трилогии имеет душу, живёт. Действительно, жизнь и действия героев неразрывно связаны с природой. Великий лес, возглавляемый Трибором, помогает странникам в пути и, наоборот, всячески мешает врагам, воинам Мордора.

3) Героизм, доблесть, смелость персонажей тоже налицо. Эти качества помогли Фродо, Сэмми, Пиппину, Мери стать настоящими героями. Они к тому же спасают от чёрных сил мир, созданный Дж. Толкиеном.

Итак, видим, что три особенности жанра фэнтези проявляются в трилогии «Властелин колец».

II. 9. «Толкиенизм». Что это?

С каждым годом поклонников Дж. Толкиена становится всё больше. В нашей стране это, пожалуй, одно из развитых, но малоизвестных современных движений. В России толкиенизм появился в середине 80-х годов XX века, но не имел большой популярности и распространения в широких кругах.

В 90-х годах произведения Толкиена привлекли внимание и более широких кругов общества.

В наше же время про толкиенизм слышал почти каждый, а в скором времени, возможно, это движение станет столь же популярно, как тот же самый панк.

В ряды толкиенистов входят не только подростки, но и люди постарше, люди, которым надоел наш обыденный мир и которые хотят найти что-то новое, что-то необычное и непривычное, но в то же время что-то, что могло бы увести от мыслей о повседневных заботах.

Вся идея этого движения построена на книгах фэнтези, а в основном на книгах Дж. Р. Р. Толкиена. Очень вырос интерес к этому движению в последние годы, когда была сделана экранизация знаменитого «Властелина Колец». Многие молодые люди вступили в это движение именно из-за популярности фильма и волшебного мира, описанного в нём.

Среди толкиенистов есть как «новички», не знающие правил толкиенизма, так и молодые люди, для которых Толкиенизм действительно является единственной радостью в жизни. Это люди, которые действительно видят эльфов и других волшебных существ, люди с нестандартным мышлением и укладом системы в голове. В обычной жизни таких не очень любят, зато в роли толкиениста такие люди раскрываются полностью. В основном это люди творческие – ведь Толкиенизм – движение, где каждый человек может раскрыть свои истинные таланты.

III. Заключение. А как у нас?

А как у нас? Знакомы ли наши ребята с литературой жанра фэнтези? Читали ли они мифы и легенды разных народов (вне школьной программы)? Знают ли, как представлен этот жанр в литературе, в кино? Нравится ли им этот жанр? Если да, то чем? Если нет, то какие жанры нравятся им больше всего?

Для ответа на эти вопросы проведено анкетирование учащихся 7 «А» класса. Вот что оно показало.

В анкетировании приняли участие 20 человек.

1. Знаете ли вы, кто такой Дж. Р. Р. Толкиен? да – 35% нет – 65%

2. Читали ли вы книгу «Властелин Колец»? да – 85% нет – 15%

3. Смотрели ли вы экранизацию этой книги? да – 80% нет – 20%

4. Читали ли вы мифы и легенды разных народов (вне школьной программы)? да – 65% нет – 5% затруднились ответить – 30%

5. Нравится ли вам жанр фэнтези? да – 70% нет – 10% не очень – 20%

6. Произведения каких жанров вы любите читать?

Боевики, ужастики, детективы, приключения, фантастика, о войне, исторические, молодёжные романы и др.

Из ответов респондентов видим, что с фэнтези и конкретно с трилогией «Властелин Колец» ребята знакомы, такие книги им нравится.

Это связано, на мой взгляд, с тем, что литература фэнтези позволяет любому человеку окунуться в мир сказки, в мир фантазий. Люди любят приключения. Нам близка природа и её связь с человеком. Любовь к чтению фэнтези можно объяснить и тем, что людям хочется вырваться из реального, часто негативного мира. А книги типа «Властелина Колец» Дж. Толкиена как нельзя лучше способствуют этому.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)