Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Основные этапы жизни и творчества Р. И. Фраермана

Рувим Исаевич Фраерман (10 (22) сентября 1891—27 марта 1972) родился в Могилеве в бедной еврейской семье.

Его отец был мелким подрядчиком, занимался лесными промыслами. По долгу службы ему пришлось много путешествовать. Из воспоминаний писателя мы знаем, что в детстве вместе с отцом Рувим Фраерман часто разъезжал по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины. Отец то и дело оставлял сына в чужих домах, и мальчик участвовал в трудовой жизни крестьянской семьи, семьи лесника, лесоруба, плотовщика. Этим путешествиям писатель обязан своими первыми детскими впечатлениями. Поездки с отцом вызвали интерес к разным людям, к родной природе, страсть к путешествиям.

Однако кочевая жизнь стала причиной того, что Рувим довольно поздно начал учебу в Могилевском реальном училище, поэтому был гораздо старше своих одноклассников. Но это обстоятельство не помешало раскрыться таланту мальчика: именно там, в училище, творческие способности Р. Фраермана были поддержаны учителем словесности Солодким, а в училищном журнале «Труд ученика» опубликованы первые стихи Р. И. Фраермана.

Окончив училище в 1914 году, Рувим Фраерман поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3-го курса, отправился на производственную практику на Дальний Восток, к берегам Великого океана, где и началась его взрослая жизнь.

2. 1918 – 1920 годы в жизни Р. И. Фраермана

На Дальнем Востоке три самых суровых года революции и Гражданской войны стали для Фраермана "университетами" жизни. Перед его глазами прошли семеновцы, японские интервенты и анархисты, отличавшиеся особой жестокостью.

В своей ранней повести «Буран» (1926), в рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) писатель изобразил панораму Николаевска-на-Амуре, пестрого от многочисленных народов, взбудораженного революцией, борьбой против японских интервентов и белогвардейцев, в которой на одной и той жe стороне выступали анархисты, анархисты-коммунисты, эсеры, рыбаки, золотоискатели, интеллигенты, немногочисленные рабочие и крестьяне, бывшие политзаключенные и даже уголовники. В повести изображен разгул свирепой стихии, испытывающей на прочность человеческое в человеке, чувствуется тяготение автора к целостному изображению дальневосточной природы, людей и событий.

Кроме того, значительная доля впечатлений писателя 1918-1919 годов послужила материалом для повестей «Огнёвка», «На Амуре», «Васька-гиляк», «Золотой Василёк», рассказа «На мысу».

В мае 1920 года Р. И. Фраерман получил назначение на должность комиссара, вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший 4-месячный поход (свыше шести тысяч километров пешком и на оленях через глухую тайгу, через перевалы Яблонового хребта, вброд через бурные горные реки) к Охотскому морю, чтобы установить новую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск.

Этот трудный и опасный поход навсегда сблизил его с охотниками, рыболовами, приискателями, с тайгой и её обитателями. Писатель признавался: «Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и ее бедные угнетенные при царизме народы».

Имя писателя стало известно по всему краю, услышал о нем и партизан Александр Булыга - будущий писатель А. Фадеев. Позже в Москве они познакомились, и их дружба продолжалась свыше 30 лет. В 1971 году Рувим Исаевич Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»), которые дополнят историю Гражданской войны на Дальнем Востоке и подтвердят реализм художественных обобщений в лучших повестях писателя, посвященных этой теме, — «Васька-гиляк» и «Никичен». Тогда же, в год похода, писателем был найден прототип Фильки, одного из главных героев знаменитой повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

На Дальнем Востоке Фраермана начал заниматься журналистикой: он редактировал в Керби газету военно-революционного штаба «Красный клич», затем был назначен заместителем редактора в редколлегию якутской газеты «Ленинский коммунар», позже в Иркутске стал работать секретарем в центральной газете Сибири - «Советская Сибирь». Её главный редактор Е. Ярославцев, крупный публицист и общественный деятель, во многом повлиял на становление Рувима Фраермана как писателя.

3. 1921 год – начало нового этапа в биографии писателя

Отправившись в 1921 году в Москву на Съезд журналистов, Рувим Исаевич Фраерман расстался с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершённой повести "Раздумье".

В Москве по рекомендации Е. Ярославского писатель был принят на работу в аппарат Российского телеграфного агентства. Писатель был командирован РОСТА в газету "Беднота". Помимо заметок, отчётов, репортажей, вместе с Г. Устиновым писал для газеты сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездил по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стал очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и две книги - «22 на 36» (очерки) и повесть для колхозных ребят старшего возраста «Вторая весна» (1932).

Дебют Р. И. Фраермана как беллетриста состоялся в 1924 году, когда в журнале «Сибирские огни» вышла повесть «Огневка», за ней последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). Эти произведения свидетельствуют о стремлении автора максимально овладеть профессиональными приемами письма, перейти от фиксирования впечатлений к широким художественным обобщениям. В 20-х годы в сибирской периодике выходили его стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете».

Отсчет удач начался с повести «Васька-гиляк» (1932 год; переработка повести «На Амуре", отчасти - «Буран» и рассказа «На мысу»). Стиль писателя стал более строгим, человек, природа и непростое время изображались в едином нравственном освещении. Психологический портрет охотника-гиляка является связующим центром всего повествования, в котором много героев, очерченных точно, без схематизации. Заметно неоднозначное отношение к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости. Повесть «Никичен» (1934) более лирична, в центре ее сюжета - образы невесты и жениха, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизанского отряда за установление советской власти в крае. Образ комиссара Небываева во многом автобиографичен, в повести нашли отражение воспоминания писателя о таежном походе.

В 1934 писательская бригада (Александр Фадеев, П. Павленко, венгерский писатель А. Гидаш и Рувим Фраерман) выехала в Хабаровск. Результатом поездки для Р. И. Фраермана стали рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерь Юн Фа - фу», "На реке", очерк "Два снайпера», приключенческая повесть для детей "Шпион" (1937), посвященная теме труда и обороны края. Впечатления от советского Дальнего Востока во многом обусловили темы произведений 50-60–х годов, например, рассказа "На утренней заре", повести "Золотой Василёк".

С начала 30-х годов Константин Паустовский и Рувим Фраерман подолгу жили в рязанской деревне Солотча, куда часто приезжали А. Фадеев, В. Гроссман, К. Симонов и многие другие. Там Р. И. Фраерман написал несколько рассказов, сказки, в соавторстве с А. Платоновым пьесу "Волшебное существо" (поставлена в 1967 году Малым театром), повесть "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" (напечатана в 1939 году, экранизирована в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком).

4. 1941- 1945 годы и послевоенная деятельность писателя

С начала Великой Отечественной войны Фраерман вступил в московское ополчение, был сотрудником газеты "Защитник Отечества". Лишь жестокая болезнь и контузия вывели писателя-воина из строя. М. Прилежаева встретила его в Алма-Ате инвалидом Отечественной войны, потерявшим здоровье и силы, но не потерявшим отвагу и стойкость, доброту и страстную веру в победу над фашизмом.

В своих очерках "Миномётчик Мальцев", "Военный хирург", "Генерал", "Подвиг", рассказе "Подвиг в майскую ночь" (1944) и других писатель изображает войну как тяжёлую работу, требующую мастерства и самоотверженности. А в повести "Дальнее плавание" (1946) рассказывает о духовном становлении подростков военных лет.

Написанный в соавторстве с П. Зайкиным большой роман "Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головина, путешественника и мореходца" (Ч 1-2, 1446-48), посвящен истории крупнейших достижений русского мореплавания 18 века.

В повести "Золотой Василёк", созданной в 1963 году писатель вернулся к теме Дальнего Востока и революции, соединив её с темой детства и юности. Нелегкая судьба Нади Морозовой, главной героини, была типичной для девушек из среды народной интеллигенции. Сосредоточив внимание на своеобразии внутреннего мира Нади, на перипетиях ее странствий по стране, писатель создал образ глубоко реалистический и вместе с тем лиричный, согретый личным чувством. Прообразом героини стала жена Рувима Исаевича Фраермана - B. C. Скрыльникова.

Выпуск в 1951 году сборника статей из ранее не публиковавшихся материалов «Жизнь и творчество Гайдара» (Составление и общая редакция Р. И. и B. C. Фраерман) положил начало исследованиям творчества Аркадия Гайдара. В 1964 году исследование было продолжено книгой-очерком «Любимый писатель детей».

Выпустил Р. И. Фраерман также сборник очерков и рассказов на морально-этические темы «Испытание души» (1966 год), адресованный подросткам, сборник для детей «Желанный цветок» (1953 год), состоящий из переработанных китайских народных сказок, сборники статей о литературе.

Таким образом, многие произведения Р. Фраермана посвящены Дальнему Востоку, а для художественного мира Рувима Исаевича Фраермана характерен единый взгляд на взаимоотношения человека с другими людьми, с природой, на значение истории в становлении характеров и судеб. Образы его героев отличаются национальной, социальной и индивидуальной определённостью, а стремление следовать первичным понятиям о добре и зле, подобно коренным обитателям Приморья, обусловило цельность идейно-нравственного содержания всего разнообразного литературного наследия писателя.

5. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

В 1921 году Рувим Исаевич Фраерман поехал в Москву на республиканский съезд работников печати, где по рекомендации своего редактора, Е. Ярославцева, был принят на работу в аппарат Российского телеграфного агентства.

С этого периода начался новый этап его биографии — журналиста, писателя, потом солдата Великой Отечественной войны. Он изъездил, обошел пешком чуть ли не всю Россию, дважды побывал на Дальнем Востоке, подолгу жил вместе с Гайдаром и Паустовским в небольшой деревеньке под Рязанью, Солотче.

Но где бы он ни был, Дальний Восток, его природа, в описании которой Фраерман вложил столько поэзии и любви, люди, прошлое и настоящее края снова и снова оживали в его книгах, ведь свое призвание писателя он видел в том, чтобы говорить обо всем этом честно, «с горячей страстью, убеждением и верой в то, о чем говоришь». Например, на страницах таких повестей и рассказов, как «Васька-гиляк», «Соболя», «Шпион», «Золотой Василек».

Замысел повести «Дикой собаки динго. » тоже возник на Дальнем Востоке, когда Р. И. Фраерман был в партизанском отряде и в походах наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками. И местом действия в повести тоже стал Дальний Восток.

Но прежде чем появилась книга, он думал над ней долгие годы. Зато написал быстро, «с легким сердцем», за один месяц в Солотче (в декабре 1938 года). Он работал по ночам и лишь ненадолго выходил подышать свежим морозным воздухом. Сам писатель, размышляя об этом, признавался: « Я долго раскачивался перед тем, как начал писать «Динго».

думается мне, что мысль написать повесть о первой любви возникла у меня из общения и наблюдений над детьми, с которыми я много лет занимался в литературном кружке в Доме пионеров на улице Стопани. Там были талантливые, любопытные юноши и девушки. Многие из них сейчас широко известны, получили заслуженную славу. Это С. Баруздин, Н. Евдокимов, Н. Гребнев, С. Львов и другие.

Бродили, бродили во мне какие-то неясные образы, смутные впечатления, отдельные картины, лица, даже слышались знакомые голоса. Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть. Показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой, готовность умереть за счастье любимого, за товарища, за того, кто с тобой плечо к плечу, за мать, за свою Отчизну».

В январе 1939 года Р. Фраерман перепечатал повесть и отнес в журнал «Красная новь» Александру Фадееву, даже не думая о том, какова будет ее судьба. Но повесть была принята хорошо и напечатана в седьмом июльском номере журнала.

Героями книги стали простые школьники Таня Сабанеева, её отец, мама, Коля Сабанеев, Филька, учительница Александра Ивановна и другие хорошие люди.

Главная героиня повести Таня Сабанеева — искренняя, отзывчивая, способная на большое чувство девочка, романтик. Неведомые края чудятся ей. Непонятные фантазии тревожат ее сердце: «. она так любила просыпаться в палатке на заре, когда с тонких шипов ежевики капает на землю роса! Любила звук горна в лесу, ревущего подобно изюбру, и стук барабанных палочек, и кислый муравьиный сок, и песни у костра. » Движение души и желания Тани часто необъяснимы, неясны, но всегда прекрасны. Мечта героини противостоит действительной жизни, в которой её окружают обычные люди.

По принципу антитезы дан автором образ Таниной подруги Жени, «у которой не было никакой фантазии, но которая всему умела находить верную причину». Это она спрашивает: «А скажи, пожалуйста, Таня, зачем тебе австралийская собака динго?». Не знал о дикой собаке и Филька, не знали о ней и другие дети. Только романтической Тане Сабанеевой «так хочется в жизни перемен».

Филька – одноклассник Тани, которого Коля Сабанеев называет Санчо Панса, подчеркивая этим сравнением огромную преданность Фильки Тане, его готовность сделать для своего друга все. Он смелый, честный, справедливый, верен законам тайги, где знает каждую тропу. У него горячее, отважное сердце. А дружба его с Таней Сабанеевой — не только дружба, это любовь, робкая, первая.

Полковник Сабанеев – отец Тани. Он любит свою Таню. Даже оставив семью, узнаем мы из книги, он "не отбрасывал мысли о ней", "с любовью произносил ее имя". Но его любовь омрачена чувством вины перед девочкой: "Уплыло мое счастье, не качал я ее на руках",— думает он.

Сложно складываются отношения Тани с отцом. И это понятно: он человек, о котором она ничего не помнит, кроме того, что он ее отец и "жил где-то далеко". Но чуткость и внимательность отца постепенно растапливают лед Таниной души. Настоящее же сближение отца и дочери происходит тогда, когда Сабанеев спасает Таню и Колю в буран.

Не менее сложно развиваются отношения главной героини с Колей, приёмным сыном полковника Сабанеева. В начале произведения Таня и мысли не допускала о сближении с ним, считая, что тот мальчик отнял у нее отца. Но постепенно Коля «стал занимать ее ум более, чем в первые дни». Потом «упрямый взгляд его совершенно чистых глаз привлекал ее к себе». И, наконец, Таня призналась себе самой: «Ну и пусть любовь. Пусть она. »

Главным событием в "Дикой собаке динго. " является приезд отца Тани Сабанеевой, полковника Сабанеева, в поселок Чумикан, который он когда-то оставил, расставшись с матерью Тани. Вокруг этого события формируется вся сюжетная основа повести: встреча отца и дочери, знакомство Тани с Колей Сабанеевым, приемным сыном полковника, первая любовь, буран и спасение мальчика и многие другие.

Но вот остались позади многие события, важные для Тани Сабанеевой: «давным-давно прошел тот день, когда она так храбро билась. за свою живую душу», которую отец «нашел и согрел своими руками». Её жизнь ничего не омрачает. И вдруг в этот спокойный ритм жизни врывается неожиданное событие: в районной газете появляется заметка «о чудовищных безобразиях», которые творятся в школе № 2. Как в кривом зеркале искажен поступок Тани по спасению Коли.

Таня Сабанеева чувствует себя как рыба, которую вытащили из воды: она, «открыв губы, глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран. Уши ее ничего не слышали и глаза не видели;. Широко шагая, как шагают во сне, она шла по коридору, ударяясь плечом о стену, натыкаясь на малышей, с визгом разбегавшихся перед ней».

В девочке живет обостренное чувство справедливости. Неправда больно ранит ее, выбивает из колеи, образует пропасть между ней и одноклассниками. Таня пытается «успокоить себя как-нибудь и найти какое-нибудь решение», но безуспешно. И Филька бросается защищать честь и достоинство девочки. Сцена драки завершается словами, которые говорит Танин рыцарь ее обидчику: «. я прошу тебя очень: будь хоть раз человеком. И ты будешь им, я даю тебе честное слово!»

Именно ЧЕЛОВЕКОМ был автор этого замечательного произведения, которое в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком было экранизировано, что привлекло к повести внимание ещё большего числа читателей, зрителей: на двух международных кинофестивалях фильм был отмечен премиями; по повести была сыграна радиопостановке популярными актёрами, композитор Александра Пахмутова прославила её, создав песню песню. Вскоре «Дикая собака динго» прочно вошла в школьную программу по дальневосточной литературе.

Вот и в ХХI веке повесть Рувима Исаевича Фраермана заставляет задуматься нас над многими вопросами, пробуждает в наших душах добрые чувства. Мы понимаем, что горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни, а если тебя настигла беда,— будь отважен, держись с достоинством. Мы слышим голос автора, который из ХХ века говорит нам: «Берегите друзей, будьте внимательны к людям, умейте светло и прекрасно любить!»

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Певцом Дальнего Востока назвал Р. И. Фраермана его друг, замечательный писатель К. Г. Паустовский, который заметил, что в сердце писателя живёт ощущение этого края как своей родины, а в произведениях - бесконечная любовь к нему.

Изучив материалы литературоведов, мы пришли к некоторым выводам.

Во-первых, Р. И. Фраерман прожил интересную жизнь, неоднократно был на Дальнем Востоке (например, 1918-1921 годы, 1934 год).

Во-вторых, писатель создал произведения разных жанров: рассказы, повести, фельетоны, заметки, отчёты, стихи, поэмы, романы.

В-третьих, многие произведения писателя рассказывают о Дальнем Востоке, его людях, природе:

• повесть «Буран» (1926), рассказ «Сквозь белый ветер» (1931) изображают панораму Николаевска-на-Амуре, пестрого от многочисленных народов, взбудораженного революцией, борьбой против японских интервентов и белогвардейцев;

• повесть «Васька-гиляк» (1932 год; переработка повести «На Амуре", отчасти - «Буран» и рассказа «На мысу»), «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход») (1971) - произведения об истории Гражданской войны на Дальнем Востоке;

• повесть «Никичен» (1934) рассказывает об образах невесты и жениха, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизанского отряда за установление советской власти в крае;

• рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерь Юн Фа - фу», "На реке", очерк "Два снайпера», приключенческая повесть для детей "Шпион" (1937), посвященная теме труда и обороны края – итог поездки Фраермана в Хабаровск в 1934 году в составе писательской бригады;

• впечатления от советского Дальнего Востока во многом обусловили темы произведений 50-60–х годов, например, рассказа "На утренней заре", повести "Золотой Василёк";

• повесть "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" (напечатана в 1939 году) – произведение, созданное на основе наблюдений многочисленных примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками; замысел повести «Дикой собаки динго. » тоже возник на Дальнем Востоке, когда Р. И. Фраерман был в партизанском отряде и в походах;

• повесть "Золотой Василёк" (1963) - возвращение к теме Дальнего Востока и революции, соединение её с темой детства и юности.

В-четвертых, самым известным произведением писателя стала книга «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», входящая сейчас в школьную программу по дальневосточной литературе.

Таким образом, Р. И. Фраермана действительно можно назвать певцом Дальнего Востока, ведь многие произведения писателя посвящены Дальнему Востоку, а для художественного мира Рувима Исаевича Фраермана характерен единый взгляд на взаимоотношения человека с другими людьми, с природой, на значение истории в становлении характеров и судеб. Образы его героев отличаются национальной, социальной и индивидуальной определённостью, а стремление следовать первичным понятиям о добре и зле, подобно коренным обитателям Приморья, обусловило цельность идейно-нравственного содержания всего разнообразного литературного наследия писателя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)