Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Определение теоретического понятия «Культурная ценность»

Чувство прекрасного, потребность в красоте всегда были присущи человеку. Мы вглядываемся в окружающий мир, пытаемся понять его, восхищаемся многообразием проявления жизни. На помощь в этом человеку приходит искусство, которое не только отражает жизнь, но формирует, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче человеческую душу.

Искусство – это средство самовыражения человечества, его предметом является как человек во всех измерениях – психологическом, социальном, нравственном, бытовом, так и отношение человека с миром. Часто в творениях художников можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Искусство – одна из важнейших ступеней в эволюции человека – помогает человеку развивать свои способности, абстрактное мышление, дает возможность не только посмотреть на мир с разных точек зрения, но и заглянуть за рамки обыденного, проникнуть в глубины и тайны окружающего мира, тайны человечества. Кроме того искусство выполняет множество функций: познавательную, мировоззренческую, воспитательную, эстетическую, коммуникативную, медико –оздоровительную и другие.

Таким образом, искусство (литература, театр, музыка, живопись) играет огромную роль в жизни человека. С целью изучения значимости искусства для старшеклассников нами была проведена следующая анкета:

Вопрос Варианты ответа Процентные соотношения Диаграмма

1. Какую роль играет 1) Важную 77,2%

искусство в жизни 2) Незначительную 19,1%

человека? 3) Никакой 3,7%

2. В вашей жизни?

1) Важную 60,6%

2) Незначительную 34,2%

3) Никакой 5,1%

2. Что привлекает вас в 1)Цветовое разнообразие картин; 15,4%

живописи, в отличие от 2) наличие в картинах чувств и переживаний других видов искусства? художника; 59,5%

3) Затрудняюсь ответить

3. Нужно ли посещать 1) Пустая трата времени 19,1%

выставки художников, 2) Да, помогает развитию, дает 50,4%

бывать в музее ИЗО? эстетическое наслаждение

3) Желательно быть в курсе культурной жизни города (страны)

4. Как часто вы бываете на1)Часто 7,4%

выставках? (Что мешает, если редко) 2) Иногда 58,7%

3) Никогда 33,9%

5. Знаете ли вы 1)Да 25%

художников нашего города?

(других творческих людей?) 2)Нет 35%

3) Что-то слышал, но это отрывочные знания40%

6. Нужно ли знать людей 1)Да 80%

искусства своего города, края? (Если да, то зачем?) 2) Нет 20%

Результаты анкетирования показали, что учащиеся старших классов в основном не знают людей искусства нашего города, в частности художников, и не интересуются их творчеством, т. е не используют возможность для своего духовного обогащения.

Но учащиеся понимают необходимость приобщения к настоящему искусству, знают о его влиянии на нравственное развитие личности. 80% опрошенных старшеклассников говорят, что нужно знать творчество художников нашего города. Возникает вопрос: насколько значимы художественные произведения наших живописцев, имеют ли они культурную ценность?

Объект исследования – произведения художников нашего города.

Предмет исследования – существенные признаки теоретического понятия «культурная ценность» в произведениях художников нашего города.

Цель: поиск доказательств культурной ценности произведений живописи художников нашего города.

Гипотеза: если в произведениях живописи художников нашего города будут найдены существенные признаки теоретического понятия «культурная ценность», то мы можем утверждать, что они являются составной частью современного искусства.

Задачи: 1. проанализировать теоретическую литературу по искусству и выделить существенные признаки понятия «культурная ценность»;

2. познакомиться с произведениями живописи художников нашего города и выделить в них существенные признаки, которые составляют понятие «культурная ценность»;

3. дать оценку произведениям живописи художников нашего города в соответствии с теоретическим понятием «культурная ценность»

Методы исследования: беседа, анкетирование, анализ, сопоставительный анализ, изучение теоретический литературы.

2. Основная часть

2. 1. Определение теоретического понятия «Культурная ценность

Искусство – литература, музыка, театр, живопись – составляет часть духовной культуры общества, отражает и характеризует уровень развития цивилизации в то или иное время.

Невозможно точно определить время возникновения искусства; существует несколько теорий его происхождения, но оно, как и вся духовная жизнь человечества, развиваясь под воздействием исторической действительности, прошло огромное количество стадий.

Существует ли связь между доисторическими пещерными Венерами с «Мадоннами» Рафаэля или «Авиньонскими девицами» Пикассо? Несомненно, должна существовать; и, вероятно, она всегда существовала. Искусство (в частности живопись) в современном понимании – это поистине живое порождение народов и культур, самовыражение общества и вместе с тем форма, в которую облекаются мысли, чувства, нужды, страхи и чаяния людей и которая сближает народы разных стран и разных эпох.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития: художники той эпохи были основоположниками всех видов изобразительного искусства- графики, живописи, скульптуры. Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли художников всех стран Европы. Средние века создали совершенно особенный, специальный принцип в искусстве, имеющий в основе чисто клерикальный характер (главенствующее положение церкви). Век Возрождения открыл для человечества обширные горизонты и оказал влияние на развитие культуры последующих столетий. Художники ставили своей целью дать представление об устройстве мира, их произведения проникнуты верой в человека, в силу его разума и творческих возможностей. XVII век называют «золотым веком» в живописи, это столетие Веласкеса, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Рембрандта, Я. Вермера, Н. Пуссена

В центре их внимания человек, но его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. К XVII веку утверждается жанровая структура европейского искусства (наряду с мифологическим жанром занимают важное место исторические и бытовые жанры, портрет, пейзаж, натюрморт). Основные художественные направления эпохи – барокко, классицизм и реализм. В XVIII веке усиливается светское миропонимание: художники стремятся запечатлеть жизненные ситуации; прославление разума, формирование идеалов гражданственности, общественной активности оказывают воздействие на развитие искусства. Крупные мастера – Ж. Л. Давид во Франции и Ф. Гойя в Испании – стремятся показать характер современной действительности. Творчество этих мастеров открывало дорогу в XIX век, искусство которого в I половине определялось наличием разных направлений; в недрах романтизма стал формироваться реализм XIX века, связанный с прогрессивными общественными настроениями.

Для конца XIX начала XX веков характерно появление новых художественных течений в живописи, которые приняли за основу авангардизм. К авангардистским течениям относятся импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, кубизм и др. Французские художники Пабло Пикассо и Жорж Брак стали родоначальниками кубизма, их интересует не реалистическое восприятие мира, а те мысли и чувства, которые этот мир вызывает у человека. Известные художники-сюрреалисты Сальвадор Дали и Рене Магритта взяли на себя миссию предотвращения вселенской катастрофы, предрекая своими картинами апокалипсис. Художники импрессионисты стремятся отобразить глубоко индивидуальные впечатления от жизненных явлений, подчеркнуть их красоту и привлекательность, а также изменчивость как впечатлений, так и самих явлений.

Известные импрессионисты (Моне, Ренуар, Дега, Коровин) ставили своей целью донести до зрителя непосредственные впечатления от природы, ее изменчивость.

Авангардисты были окружены непониманием (зачастую это происходит и сейчас), но они боролись за новый стиль в искусстве, основанный на новом видении мира.

Итак, этот небольшой экскурс в историю живописи, показал, что искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда. охоты, войны). Оно сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, а значит, прошло длительный путь развития, запечатлевая окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, оставляя на своем пути яркие имена великих творцов, чутко понявших закон гармонии красоты и идеальной правды.

История искусства (живописи в том числе) – это прогрессивное стремление к идеалу прекрасного и изящного. Благодаря традиции последовательного преемства, когда опыт передается из поколения в поколение, совершенствуется, идея идет вперед, прогрессирует, стремясь подойти ближе к истине, к идеалу.

Но человек «прикован» к земле, он не может создать никакого чисто вымышленного образа – в деталях он будет напоминать тот или иной земной оригинал. Природа заключила кругозор человека в такую скорлупу, из которой ему никогда не выбраться. Только повседневный опыт может служить учителем художнику, малейшее отклонение в сторону и мы прямо говорим ему: «Такого неба в натуре нет, вы не понимаете воздушной перспективы». Природа – самый важный учитель живописца. Но вместе с тем человек создает чудесные вещи: «Сикстинской мадонны»,. не было никогда в натуре, их создание и есть проблеск человеческого гения.

Так что же нужно творцу, чтобы создать значимое, гениальное произведение?

Задача художника – уловить сущность предмета, его самостоятельное «я» и двумя-тремя штрихами выразить эту характерную сторону предмета, опустив все случайные уклонения. Отсутствие в художественных произведениях этих уклонений и возвышает искусство над натурой: идея в них является яснее и полнее, чем в природе, создаются общезначимые идеи, образы, вырастающие до общечеловеческих символов, что дает возможность искусству выразить смысл исторического развития. «Сикстинская мадонна», «Бурлаки на Волге» - это уже не просто художественные образы, это символы культурно – значимых общечеловеческих ценностей, ведь искусство вбирает в себя (или запечатлевает) все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Следовательно, творения художников будут иметь культурную ценность, т. е. будут образцом, эталоном, если не только будут отражать реальность, но и раскрывать глубокие, значимые общечеловеческие ценности.

Как достигнуть совершенства художественного произведения? Главный предмет изображения художника – человек, общественная жизнь, явления окружающего мира, что и является темой произведения. Идея - это внутренний смысл изображаемого, оценка отношение художника к изображаемому. Тема, идея и оценка, будучи неразрывными, составляют содержание произведения, которое воплощено в материально – предметной, чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов. При достижении единства содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства художником будет создано совершенное произведение, которое станет воплощением и олицетворением прекрасного1.

Это даст возможность художникам своими произведениями воздействовать на человека:

-передавать информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);

-формировать эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух;

-просвещать и образовывать людей, пополнять знания о мире;

-воздействовать на подсознание и психику человека (помогает выжить в трудных условиях);

-доставлять наслаждение человеку, делать сопричастным творчеству художника.

Все вышеперечисленные признаки являются существенными признаками теоретического понятия «культурная ценность» для произведений живописи.

2. 2. Знакомство с произведениями художников нашего города

Нашему городу повезло: «птица» искусства щедро осенила его своим крылом, поэтому так много у нас талантливых людей. Это артисты, литераторы, музыканты, художники, которые влюблены в суровый северный край, свой родной город. Знакомясь с их творчеством, ты впитываешь в себя тот «возвышенный дух», который нельзя ни продать, ни купить». Щедро, не скупясь, этот «возвышенный дух» дарят нам местные художники, создавая удивительные по красоте, глубокие по мысли произведения.

У истоков развития живописи в городе стояли талантливые художники – Зорина Елена Васильевна, Щербань-Хомякова Галина Васильевна, Лаврант Андреевич Бокотей. Е. В. Зорина – участница многих художественных выставок Е. Зорина – человек разносторонний, она пробует себя во многих жанрах: графические работы, выразительные портреты, неповторимые пейзажи, которые не оставляют зрителя равнодушным. Может быть, это потому, что в своих картинах художница стремится выразить внутренний мир героев, их эмоциональное состояние, их отношение к жизни.

Талантливый художник, интересный, неординарный человек, замечательный педагог. Это характеристика Г. В. Щербань-Хомяковой. Она умеет понять своего ученика, распознать одаренного ребенка, развить его талант: ее воспитанники дипломанты окружных фестивалей.

Побывав на выставке Г. В. Щербань-Хомяковой, мы поняли, что наиболее полно она раскрывается в своих работах. В центре внимания творчества художницы бытовая картина, жанр «ню», пейзаж, натюрморт, она работает в разных техниках – пастели, масляной, живописи, акварели, с удовольствием занимается графикой, дизайном, мультипликацией (награждена Дипломом V степени за участие в международном фестивале телепрограмм для детей и молодежи «Волшебный фонарь»). Все работы этой художницы, в какой бы технике (жанре) они ни были выполнены, оставляют глубокий след в душе зрителя, заставляют «заглянуть в себя», по-новому оценить окружающий мир, понять, что «каждый создан творцом», а значит, имеет право на жизнь, на счастье.

Серия картин «Деревенские окна» очень близка и понятна любому. Глядя на замершие в ожидании женские силуэты, на счастливого ребенка, улыбка которого адресована любимой маме, понимаешь, что у каждого в этом мире должно быть такое «окно», где любят, ждут встречи с тобой, единственным. Это помогает поверить в себя, выжить в сложной, не всегда принимающей тебя действительности. Доставляют наслаждение, делают сопричастным творчеству художника картины, посвященные лучшей половине человечества – женщинам, ведь женщина – это красота, любовь, мать, продолжение жизни на земле. Человек, побывавший на выставках Г. В. Щербань–Хомяковой, не останется равнодушным: обязательно задумается о вечных проблемах бытия, поймет, что мир не замыкается только на нем самом, его проблемах, что он многогранен, а увидеть его многообразие – значит, найти себя.

Ярким выразителем современной живописи является Лаврант Бокотей. Слияние в художественной практике живописца таких программных направлений, как абстрактный экспрессионизм и сюрреализм, наиболее полно характеризует концепцию автора, наполняя глубоким смыслом самые, на первый взгляд, «бессмысленные работы». Его оригинальные полотна не оставляют никого равнодушным, будоражат воображение, заставляют думать, вызывают немало вопросов, на которые нет простых ответов. Каждая его картина требует глубокого анализа, не терпит сиюминутного прочтения и воспринимается каждым зрителем по-своему. По мнению зрителей, его картины – «это путешествие в другой мир, более светлый, загадочный и вечный», «это праздник для глаз», «это буйство красок и фантазии», «редкое сочетание красок и рельефа, насыщенность тонов просматриваются древние миры и современность».

Картины Л. Бокотея предназначены для вдумчивого зрителя. Его произведение «Выход» завораживает, он там, за разорванным сплетением жестких ветвей, в ярком желто-голубом зареве. Что там – неизвестно. Но там – хорошо. И это чувствуешь, ощущаешь кожей

Кажется, что автор знает, где выход из тупика жизненных коллизий и вечных поисков смысла бытия. В его работах неоднократно прослеживается тема неизбежности судьбы, думы о прошлом и будущем России, великая тайна космоса.

Многочисленные выставки разных уровней (городские, региональные, столичные, международные) показали, что Лаврант Бокотей яркий представитель современного искусства. В его работах чувствуется школа известных художников, но, имея своих апологетов в искусстве, он, как истинный мастер, выработал свой собственный стиль живописи, преобразовав начинания предшественников в изобретенный им мир иллюзий и символов. Со своим зрителем художник говорит об общечеловеческих ценностях, но, используя фактор недосказанности, он оставляет за каждым право домыслить, дописать, дофантазировать, размышляя о жизни, о времени, о себе.

По мнению многих искусствоведов, творчество этого художника занимает ведущее место в культурной летописи Ноябрьска и достойно войти яркой страницей в историю отечественного искусства.

Как и для всех настоящих художников, для И. Л. Громоляка живопись – призвание. Его первая персональная выставка (2001 год) называлась: «Этот мир, в котором я живу». Мир этот удивителен, богат и разнообразен, как разнообразно и творчество художника. У И. Громоляка много замечательных пейзажей, исполненных столь мастерски, что ощущаешь и звуки, и запахи знакомых уголков природы; теплом, светом, радостью веет от его осенних и зимних зарисовок, а сюжеты напоминают о хрупкости природы, ее уязвимости, необходимости бережного отношения к ней Но наряду с реалистическими произведениями у И. Громоляка есть и работы близкие к авангарду, сюрреализму. Наполненные многочисленными символами, они завораживают глубиной, недосказанностью, потому что исчезли узкие рамки, границы для неукротимой фантазии, как живописца, так и зрителя. Когда погружаешься в его «Калейдоскоп жизни» или «Голубую бездну», понимаешь, что и мир, окружающий тебя, и мир внутри тебя бесконечен. А значит, есть в жизни смысл творить, созидать, не «коптить зря небо»

Как видим, палитра ноябрьских мастеров кисти удивительным образом сочетает в себе и авангардистские и академические тенденции. Реалистическую школу, кроме названных художников, представляют Валерий Чалый, Дм. Прокопович, Инна Любомская, Александр Усатов, Василий Шпак, Тамара Шпак. Виктор Акимов, Людмила Шульга.

Широкий диапазон творчества у В. Чалого – автопортрет, натюрморты, пейзажи. Его картины подкупают безграничной любовью автора к местной природе. Эта трепетность невольно передается и зрителям, когда в работах («Багрянец сентября», «Вечерний город», «Розовый туман») узнаешь знакомые и дорогие места. И хотя природа на севере неброская, неяркая, одухотворенность пейзажей, их наполненность грустью, раздумьями навевает мысли о величии родной земли, ее неповторимости, вечности, о человеке, как венце творения природы.

Тревога за состояние природы, за сохранение экологии звучит в каждой работе В. Акимова, мастера монотипии. Мысли, отразившиеся в его стихотворении, созвучны мыслям в картинах: «А природа до предела проста и объята осенним тлением. Поражает меня не ее простота, поражает ее терпение».

Поиски собственного пути в искусстве привели художника Д. Прокоповича, автора морен, натюрмортов, московских и крымских двориков к социальной теме «маленького» незащищенного человека из «гоголевской шинели», что очень важно в наш век социальных контрастов, когда рядом с роскошью и богатством одних соседствует нищета и убожество других. Милосердие, сострадание – вот что пытается пробудить художник в своих зрителях.

Привлекают внимание работы Инны Любомской – живописца, графика, дизайнера, мастера декоративно-прикладного искусства. Ее пейзажи не спутаешь ни с какими другими: они предельно лиричны, их отличительная черта – жизнелюбие. Кажется, автор беседует со зрителем на понятном языке, откровенность слышится и в звучании акварели, шелковистой поверхности батика, материальной осязаемости холста. Поэтому произведения И. Любомской вызывают сопереживание, дают возможность «почувствовать» свое сердце, чтобы понять, что оно есть, что оно способно откликаться, а это одно из главных качеств настоящего искусства.

Процесс развития культуры и искусства в городе не прекращается, о чем свидетельствует появление новых самобытных художников, каждому из которых присуща своя манера исполнения: философский подтекст у Сергея Альмяшкина, мажорность Елены Брагиной, светоносность пейзажной лирики Олега Момотова, Леонида Козлова, Василия Бойчука, глубина психологических характеристик в графике Светланы Пташкиной, авангард Марианны Русиновой и Сергея Кутового, портреты Татьяны Голендухиной.

Так пейзажи О. Момотова разнообразны по географии: от теплого моря (воспоминания из детства) до зимнего северного леса (действительность). Реалистический характер его картин овеян каким-то едва уловимым духом романтизма, что помогает оторваться от действительности и оказаться в мире грез, мечтаний, поверить в лучшее будущее.

Словно магнитом притягивают к себе картины В. Бойчука, признанного специалиста местного пейзажа. Вглядываясь в его творения, чувствуешь, что это ты уже видел, вот только почему-то не заметил, как все прекрасно, а вот автор сумел рассмотреть красоту и запечатлеть неповторимость привычного, встречающегося на каждом шагу. И ты чувствуешь, как отогревается душа, как проникает в нее любовь к жизни, природе, внимание к ее необыкновенной повседневности.

Таким же «волшебством» обладают картины С. Альмяшкина. Их можно назвать картинами «настроения». Природа изображается с точки зрения человека, животного («Как видит ёжик»), причем они поглощены каким-то своим душевным состоянием и замечают лишь то, что звучит в лад с этим состоянием («Фонарь», «После дождя»). Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Любому человеку понятны и близки эти состояния, а значит, зрители становятся сопричастными творчеству художника.

2. 3. Оценка произведений живописи художников г. Ноябрьска в соответствии с понятием «культурная ценность»

Художник - это мыслитель, который отображает свое видение предметов и явлений, вносит свою интерпретацию в изображаемое. Но чтобы стать художником, необходимо пройти школу живописи, пользоваться достижениями предыдущих поколений. Все вышесказанное присуще нашим талантливым живописцам.

Воспроизводя явления окружающего мира, общественной жизни, они дают им свою оценку, объясняют сущность и смысл, выражают понимание мира, т. е. воплощают в произведениях свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Благодаря своему воображению, фантазии, вымыслу, художники не просто копируют действительность, а достигают композиционной целостности, образной выразительности. Образность не простое копирование натуры, а такое воспроизведение единичного явления, которое содержит обобщение и поэтому становится общечеловеческим символом.

В работах наших художников прослеживается целостное отображение мира: в любом отдельном явлении просвечивает характер жизни в целом (в понимании автора). Они поднимают философские проблемы. Дают оценку человеческим поступкам, раскрывают отношения между личностью и обществом. Такие произведения воспитывают людей, положительно влияют на формирование их личности, характера, мировоззрения. Они взывают к нашей совести, побуждают задуматься, как живем, как поступаем. В этом их нравственное значение.

Художники г. Ноябрьска – люди беспокойные, способные отзываться на чужую боль и делить радость других, они своим творчеством зажигают сердца правдой, верой, любовью к людям, родной земле. Их работы дают нам возможность приобщиться к жизни наших современников на Севере России, а будущим поколениям помогут узнать нынешнюю жизнь, так как картины рождены укладом жизни, нашей современной историей, природой, имеют свою неповторимую интонацию и духовную основу.

Знакомясь с талантливыми произведениями наших местных художников, зритель почувствует то же, что и мы: желание познавать новое о мире, восторг перед ним; окунется в мир тревог, радостей, грусти, раздумий художника, потому что одно из главных качеств настоящих произведений – способность вызывать сопереживание, желание думать, размышлять, почувствовать свое сердце, душу.

Значит, художественное наследие города Ноябрьска имеет культурную ценность, является важной составной частью современного искусства.

3. Заключение

Проанализировав специальную литературу по искусству, познакомившись с произведениями художников нашего города, мы можем сделать следующие выводы:

1. произведения, созданные художниками города Ноябрьска, имеют культурную ценность, так как

• в них прослеживается единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства художника;

• они не только отражают реальность, но и раскрывают общезначимые человеческие ценности, т. е. целостно отображают мир.

2. произведения живописи художников нашего города оказывают положительное влияние на человека, потому что выполняют следующие функции:

• познавательную ( являются средством просвещения и образования людей);

• мировоззренческую (выражают в художественной форме определенные чувства и представления);

• воспитательную (воздействуют на людей через эстетический идеал, наделяют художественным организованным, обобщенным, осмысленным опытом);

• эстетическую (формируют эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностноориентируя их в мире);

• гедонистическую (доставляют наслаждение человеку, делают сопричастным творчеству художника);

• коммуникативную (передают информацию от поколения к поколению, от человека к человеку);

• прогностическую (обладают элементами предвидения);

• компенсаторную (воздействуют на психику человека, подсознание, помогают выжить в трудных условиях)

3. Целесообразно, учитывая значимость живописи в жизни человека, знакомить учащихся школ города с художниками г. Ноябрьска, с их творениями, с целью положительного воздействие на формирование гармоничной личности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)