Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ русской избы

В наше время многие люди в качестве жилья выбирают частные дома. И меня стало интересно: на Руси люди жили в деревянных избах, которые имели некоторое различие в зависимости от географического расположения, но принцип постройки был очень схож. И я решила поподробнее узнать об этом. Изучая найденный мною материал, я познакомилась с народным зодчеством. Есть и еще одна не менее важная причина, почему я выбрала именно эту тему, я ведь и сама живу в частном доме. О строительстве, которого я почти ничего не знаю.

Выбор дерева для постройки избы

Существует множество запретов деревьев для постройки будущей избы. Вот один из них с представлениями о смерти, загробном мире. Запрет дерево, упавшее при рубке деревья макушками в северную сторону, было «не добрым». Эту сторону наши предки, ассоциировали с вечным холодом, мраком, безжизненной зимой – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб и люди в доме долго не проживут.

Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые». Такое дерево как будто стремиться отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытянут из него бревно для избы – того и гляди обрушит избу на голову жильцам. Даже щепка от такого дерева нарочно подложенная злым плотником, по мнению крестьян, была способна, разрушить новый дом или мельницу. Если же «буйные» деревья рубили на дрова – следовало опасаться пожара.

Белорусы называли «буйные» деревья «стоеросовыми». «Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего росли на заброшенных лесных дорогах, в особенности, на перекрестках таких дорог. Существовал и запрет и на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В 1-ую очередь садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды. Ученые считают, что дело тут в мифологическом смысле таких противоположностей как «свой» - «чужой», «природный» - «культурный», «дикий» - «домашний». Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть «смену качества»: из «чужого» сделаться «своим». С садовым деревом такого превращения произойти не могло, кроме того, садовые деревья для наших языческих предков были едва ли не членами семьи. Возьмем, к примеру, русские народные сказки: в них с плодовыми деревьями беседуют, советуются. За ними ухаживают, и в ответ на ласку и доброту ждут хорошего урожая. Как же срубить родное дерево. Витой ствол, закрученный против солнца, не внушал доверия язычникам. Все направленное против движения солнца, так или иначе, связано со злым колдовством. Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказались непригодными, то в этот день лучше не приступать к делу: не будет добра. В отличие от большинства современных людей древние славяне твердо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Кстати, научные исследования доказали языческое убеждение. Цветок в горшке буквально «сходит с ума», когда к нему подходит человек, недавно погубивший дерево или любое другое растение: об этом ученым поведали электронные приборы, подключенные к его листьям. Выходит, дереву нужно объяснить, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять шапку, поклониться перед ним, рассказать, какая нужда заставила тебя покуситься на его жизнь. Затем положить перед ним угощение (например, кусочек хлеба), чтобы древесная душа покинула ствол полакомиться, и не испытала лишних страданий.

Когда дерево срублено, следует посмотреть, не легло ли оно на соседей, это знак - ищи другое место в лесу и начинай все заново. Согласно верованиям сербов, нужно на пне срубленного дерева отрубить тем самым топором курице голову, на случай если дерево все–таки оказалось «буйным»: эта жертва отвлечет от человека внимание разозленной древесной души. И, конечно же, вернувшись из леса, непременно следует попоститься и тщательно вымыться, лучше всего – очистить себя банным потением, чтобы души деревьев «потеряли след». Мало, однако, было повалить дерево (бревно) и перетащить ствол к месту строительства. Древние правила предписывали: нужно тщательно осмотреть приготовленное бревно, нет ли на нем какого либо изъяна, к примеру «пасынка» - сучка, идущего из глубины, при выпадении которого остается скошенное отверстие. Еще в XIX веке у славян от Польши до Алтая существовало убеждение, что подобное бревно в срубе вызовет скорую «смерть хозяина».

В северных районах России строили деревянные – рубленые избы на Юге же хата–мазанка. Техника строительства оставалась та же самая. Но есть и отличия: кровлю хаты-мазанки застилали соломой, а не приколачивали доски как у рубленой избы. Есть и еще одно не менее важное отличие: хату-мазанку обмазывали глиной, от этого и произошло название мазанка от слова «мазать».

На Руси древесину выбирали в качестве строительного материала потому что: она прочная, долго не гнила, легко доступна. Вообще, у древесины множество преимуществ.

Выбор места будущего дома

Но вот бревна благополучно выбраны и доставлены к месту строительства. Всякое ли место годилось для строительства дома?

Часто Боги говорили с людьми через свои священные изображения, в том числе указывали место, где можно возвести дом или деревню. Подобные обычаи выяснения божественной воли встречались не только у славян, да и традициям отнюдь не пересеклась после принятия христианства. Вот как поступали на Русском Севере Христиане-Новгородцы пришедшие осваивать неведомые места: они пускали по реке принесенную с собой икону (иногда 3 раза). Где икону прибьет к берегу, там и быть деревне.

А вот как поступил в IX веке норвежский викинг Ингольв Арнарссон – первый скандинавский поселенец в Исландии. Увидев с корабля берега недавно открытого острова, он спустил в воду резные столбы, на которых были вырезаны изображения богов, эти столбы хранили их род. Вышло так, что Ингольв потерял столбы из виду, а нашел их спустя 2 года. К тому времени у него был выстроен огромный дом. Ингольв бросил все и, не смотря на недовольство своих рабов, переехал на то место где нашел свои столбы.

Якуты срывали пучок травы и пускали ее по течению реки: где она остановится там, и оставались жить. Северные славяне, Карелы и Скандинавы, племена, которые селились на берегах рек и озер. Согласно северно-русским гаданиям, случалось, что лес, доставленный по воде к назначенному месту, вдруг, сам собой отплывал прочь, уводя с собой и людей. Собираясь закладывать новую деревню, уже в христианские времена, славяне нередко запрягали в сани молодого «неезженого» жеребца и, усердно помолясь, отправлялись в лес. Там в сани грузили 1-ое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда он пожелает. Где он остановиться, там можно селиться. Чаще всего так выбирали место для церкви. Кстати, если на месте остановки жеребца на самом деле закладывали сруб, привезенное «самое 1-ое дерево» устанавливали посредине будущего здания.

Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя строиться там, где прежде была баня: банный дух Банник, был существом недоброжелательным – вдруг проникнет в дом и начнет кого-нибудь обижать. Спорный участок так же не годился для строительства: в таком доме считалось, что между членами семьи не будет ладу, сразу начнутся ссоры и споры.

Верным признаком «недоброго» места были так же найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же в этом месте до крови поранился человек или просто сломалась телега: то в этом месте строиться опять-таки опасались. Разве в «добром» месте такое случиться?

Не годилось строить дом на месте дома, сожженного молнией, либо же оставленного из-за болезней, наводнения или других несчастий.

Присмотрев место для хаты, хозяин приносит с четырех разных полей по камушку (причем нес их на голове под шапкой, либо же за пазухой у голого тела) и раскладывал избранном месте, помечая будущие углы. Сам же вставал в центре, обнажив голову, усердно молился. Через 3 дня приходил смотреть камушки: если оказывались непотревоженными. Иногда вместо камушек насыпали горсти зерна.

Что же касается славян то, «скотий Бог» Волос был отнюдь не просто «Богом Скота»: в его владении находилось богатство вообще.

Так вот место, где уляжется молодая корова, пережевывая жвачку, считалось счастливым и безопасным. Не правда ли от доброй коровы, безмятежно жующей траву, так и веет покоем, уютом, теплым молоком? Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит место «доброе».

На Украине похожий способ гадания существовал еще в конце XIX века в несколько ином виде: на месте будущего дома оставляли перевернутую сковороду и смотрели, появиться ли под нею роса.

Еще одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле деревянный кружок – значит место счастливое.

Вода, которую в данном случае явно считали «живой», в некоторых разновидностях гадания прямо обозначала «уровень жизни» в будущем доме. Например, с вечера приносили ведро колодезной воды, отмеряли из «непочатого» (т. е. из которого никто еще не пил и не черпал воды) трижды по девять стаканов (3х3х3), выливали в сухой горшок, плотно покрывали крышкой (из непокрытого, считалось, лакал злой дух) и опять же оставляли до утра. Утром воду вновь измеряли стаканами. Окажется, что ее несколько прибыло – можно строиться, будет дом что «полная чаша». Если же воды убыло, делали вывод: «нет надобности, строить дом на убыток хозяину своему».

Ритуалы постройки

Ритуал «строительной жертвы» достаточно подробно воссоздан учеными на основе археологических данных. И оказалось, что в действительности он имел весьма мало общего с теми жуткими легендами, которые запали в память народа. Не говоря уже о человеке – даже конь погибал далеко не всегда (жертвенного коня, собираясь закладывать новую деревню, покупали, складываясь), кони ценились очень дорого, жертвенного коня покупали в складчину несколько семей. Если же собирались строить один дом, вполне мог пригодиться череп давно умершего коня. Череп закапывали в землю под красным углом, как раз под иконами, либо же закапывали под порогом, для того, чтобы зло не проникло в дом. Выше я уже сказала, что при строительстве дома (одного, но не целой деревни) вполне можно было использовать череп давно умершего коня. Таких черепов в любой деревне висело очень много, особенно на заборах. Люди считали, что в них сохранялась священная сила павших животных. Считалась, что черепа на заборе отгоняли от деревни всякое зло. Вместе с черепом в землю клали ковшик меда и воск. Издавна считались любимой пищей Богов. Кроме того, клали шерсть, зерно, куски хлеба. О смысле этих слов можно догадаться: они должны обеспечить новому дому богатую и сытную жизнь, умножение рода. В христианские времена с той же целью стали добавлять и деньги. Другим излюбленным животным при закладке дома был петух. Клали в основании избы и череп быка, самого быка, как и коня, готовили и поедали на жертвенном пиру. Ученые считают, что загадка: «стоит, бычище, проклеваны бочище» - отнюдь не случайна. И все-таки древняя вера, что дом строиться «на чью-нибудь голову», была неискоренима.

Еще в XIX веке при закладке избы старший плотник три утра подряд выходил на место строительства «слушать». Долетит человеческий голос, - значит умирать предстояло хозяину нового дома. Если же послышится мычание скота или крик петуха, - значит, речь шла об их головах. Поскольку к концу XIX века смысл древних поверьев был утрачен, везде в России считалось, что заклятие – кому умирать – накладывались сами строители и просили крестьяне строителей, чтобы те закляли вредных насекомых и мышей.

Выбор инструмента

Главным инструментом российского плотника до недавних времен оставался топор: пила в деревянном строительстве появляется значительно позднее. Иногда из этого делают вывод, что она вообще достаточно поздно стала известна славянам. Отнюдь: при, раскопках в старой Рязани и Ладоге найдены обломки пил, сделанных еще в IX веке. Это были одноручные пилы вроде наших ножовок, а также двуручные лучковые. И оказалось, что предки – строители не пользовались ими сознательно. Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Срез сделанный топором блестящий и гладкий, через него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает из легкой добычей гнили. Потому-то славянские плотники так упорно предпочитали топор, применяя его даже для выделки досок: не случайно они назывались «тесом».

Кладка бревна

На севере, с его сырым климатом и изобилием отличного леса, полуподземное жилище превратилось в наземное (избу) гораздо быстрее. Несмотря на то, что традиция у славянских племен не удается проследить столь же глубоко и далеко в глубь времен, как у их южных соседей, ученые с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили здесь еще во II тысячелетии до н. э. , т. е. задолго до того, как эти места в сферу влияния ранних славян. В конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый путь срубного бревенчатого жилища, между тем как на юге долго господствовали полуземлянки. Что ж каждое жилище подходило для своей области. Жилая изба IX-XI веков в городе Ладога – обычно это была квадратная постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили на месте будущего дома, иногда же сперва собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже заново. Но прежде чем разбирать сруб, нужно было пометить, т. е. пронумеровать. Ученым об этом стало известно, после того как были раскопаны бревна, на которых были сделаны зарубки своеобразные рубцы, которые наносились от нижнего венца до верхнего. На первом венце делали 1-у такую зарубку, на втором – 2, на третьем – 3 и так далее.

Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда входил выпуклый бок другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше впитывалась влага, и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне, но зато следили, чтобы бревна оказывались к верху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. Между бревнами клали болотный мох, имеющий свойство убивать вредных микробов, бактерий, и нередко промазывали глиной. Мохом утепляли и другие щели.

Пол в избе делали земляной, но чаще – деревянный, приподнятым на балках – лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб – подполье.

К избе нередко пристраивали – сени около 2 м шириной. Иногда сени расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли уложить спать пришедших гостей.

Завалинка

Вдоль поставленного сруба, клали еще бревна (первое бревно на первую сторону стену). Но не в коем случае не в притык к стене, потому что в этот промежуток должны насыпать землю или золу. Это своего рода наш современный фундамент. Бревна клали на 30 см от стены. Они закреплялись маленькими столбиками. Завалинку делали с такой целью: она сохраняла тепло. Так как земля или зола заполняла самые большие щели.

Составные части фасада дома

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Фасад – это передняя часть дома, на которой находятся красные окна. Можно подумать, что окна на самом деле были красные, но это не так. Красные окна можно перевести так: это окна, которые находятся на передней стене. В такие окна можно посмотреть и увидеть большую часть пространства. Не подумайте, что кроме красных окон никаких других не было. Конечно же, были – это волоковые и косящатые окна. Для начала поговорим о волоковых окнах. Волоковые окна закрывались, как бы заволакивались от этого, и произошло название волоковое. Такие окна чаще всего делали возле печи, через него выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было, это называлось топить «по-черному». В одной из боковых стен делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором. Через него свет падал на лавку, сидя на которой, хозяин занимался ремеслом. Косяки, косящатого окна как бы уходили вглубь. Такое впечатление создается, если находиться в избе, но снаружи это окно совсем обыкновенное.

Фасад состоит из: сруба, красных окон, оконных наличников, ставень лобовой доски, резных досок обрамляющие треугольник фронтона.

Декоративные мотивы резных украшений изб выполнялись особыми приемами. Это рельефная, глухая резьба. Некоторые мастера называют ее корабельной или долбленой. Резьба использовалась не только на фронтоне, но и на ставнях, наличниках, на лобовой доске, карнизе и на многом другом. На наличниках могли быть различные рисунки, так же как и на ставнях. Некоторые люди предпочитали вместо резьбы делать на ставнях, а иногда наличниках прекрасную роспись. В ней могли быть: различные животные, растения, мифологические существа, например: русалки. Карниз и лобовая доска так же обильно украшались резьбой.

Дом как Мироздание.

Термин «изба» происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб.

Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью Мироздания (вдумывайтесь в смысл слова – Миро-здание). Обращение, а значит, приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в постройку избы в ее украшение мастер вкладывал всю душу. И что не менее важно в строительстве своего дома он отражал свое представление о мире, создавал как бы «модель» познанного им Мира.

Пример такого отражения большого мира Вселенной в малом Мире повседневного быта может служить украшение наружной части дома. С ним связаны и фигурный конец охлупня в образе коня или птицы – слуги Солнца. На причелинах есть и знаки Дождя. На оконных наличниках – мотивы растительного Мира, Земли. В резном узоре можно увидеть изображение русалок – берегинь и ящерообразных львов – фантастических существ олицетворяющих водную глубинную стихию.

Таким образом, изучив материал по данный теме, я пришла к выводу: опыт наших предков, используемый при строительстве деревянного дома, применяется и современными строителями. Несмотря на высокий уровень строительных технологий и огромный выбор отделочных материалов, человек, заботящийся о своем здоровье, выбирает в качестве жилья деревянную постройку, отделывая ее также деталями из дерева.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)