Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ Кутузова в истории

Недавно на одном из Интернет-форумов мне встретился вопрос, выдвинутый для широкого обсуждения: «Кого можно считать народным героем?» Ответы, данные Интернет-пользователями поразили меня. Среди «народных героев» оказались: Кузьмич - герой фильма «Особенности национальной охоты», Саша Белый – из фильма «Бригада» и им подобные выдуманные и реальные личности. И всего несколько раз встретились имена русских былинных богатырей, да и то, их вспомнили благодаря недавно прошедшим на экранах мультфильмам.

Неужели действительно так сегодня измельчал образ народного героя? Этот вопрос заинтересовал меня. Кто же такой народный герой? В энциклопедиях, словарях я не нашла определения народного героя. А значит, про народного героя надо спрашивать народ.

Каким должен быть герой, и кого считают народным героем? Такие вопросы я задала своим одноклассникам, односельчанам и друзьям по Интернет-переписке. По их мнению, народным героем можно назвать человека, обладающего такими качествами как: справедливость, доброта, мужественность, смелость и т. д. Среди тех, кого можно считать народным героем респонденты в возрасте от 14 до 25 лет наиболее часто называли- Петр I , Александр Македонский, Ленин, а респонденты в возрасте от 25 до 50 – В. В. Путин, Жанна Д`арк, Жуков. Среди названных героев было и имя великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Имя этого человека знакомо каждому школьнику по событиям, прежде всего, Отечественной войны 1812 года и по роману Л. Н. Толстого «Война и Мир».

Можно ли Кутузова считать народным героем, ведь он выполнял государственный долг, находясь на службе у государя, а не народа? Но Кутузов – это тот человек, которым люди восхищаются, помнят, ценят и любят. До сих пор его полководческая деятельность и жизнь описана историками не только нашей страны, но и зарубежными.

Однако, образ народного героя должен быть доступен и понятен каждому. А ведь не все читают исторические документы, и не каждому простому обывателю понятен сложный язык изложения исторических событий. А значит, образ народного героя должен быть представлен не только в истории, но и в искусстве: литературе, живописи, скульптуре. Именно поэтому я решила рассмотреть, как образ Кутузова изображён в истории, в литературе и других видах искусства.

Перед собой я поставила следующие задачи:

✓ Изучить доступные мне исторические документы, свидетельствующие о деятельность Кутузова. Рассмотреть образ Кутузова в изображении его современников, историографов.

✓ Познакомиться с произведениями, описывающими события конца XVII в. и первой четверти XIXв. Посмотреть, насколько широко образ Кутузова представлен в литературе.

✓ Выяснить, как представлен образ Кутузова в изобразительном искусстве: в живописи и скульптуре.

Для работы над темой своего исследования я использовала: исторические справки и документы, содержащиеся на Интернет-сайтах - http://ru. wikipedia. org, www. museum. ru, http://www. voskres. ru, http://napoleonbonapart. narod. ru, http://rubtsov. penza. com. ru/peoples/kutuzov. htm, http://krkutuzov. narod. ru/name. htm, где описана полководческая деятельность Кутузова, а также даны описания этого человека его современниками, представлена информация о творчестве художников и скульпторов, запечатлевших образ Кутузова. И, конечно же мной прочитаны и проработаны литературные произведения: «Война и мир» Толстого Л. Н. , «Волк на псарне» Крылова И. А. , оды Державина, стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других русских поэтов.

Образ Кутузова в истории.

Михаил Илларионович Кутузов единственный сын генерал-поручика и сенатора Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова (1717—1784) и его жены, урождённой Беклемишевой. Общепринятый год рождения Михаила Кутузова, считался 1745 год, указанный на его могиле. Однако в позднейших его биографиях год рождения М. И. Кутузова является 1747.

С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. Уже в декабре того же года Кутузову дают чин кондуктора 1-го класса с приведением к присяге и назначением жалованья. Способный юноша привлекается для обучения офицеров. В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженер-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Через пять месяцев стал флигель-адъютантом ревельского генерал-губернатора Гольштейн-Бекского. Расторопно управляя канцелярией Гольштейн-Бекского, сумел быстро заслужить чин капитана в 1762 г. В том же году назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым в это время командовал полковник А. В. Суворов. С 1764 года находился в распоряжении командующего русскими войсками в Польше генерал-поручика И.  И.  Веймарна, командовал мелкими отрядами, действовавшими против польских конфедератов. В 1770 переведён в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 г. войне с Турцией.

Большое значение в формировании Кутузова как военачальника имел боевой опыт, накопленный им в период Русско-Турецких войн 2-й половины XVIII века под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова. В период русско-турецкой войны 1768-74гг. Кутузов в должности строевого и штабного офицера принимал участие в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За отличие в боях был произведён в премьер-майоры. В 1772 году Кутузов был переведён во 2-ю Крымскую армию. В июле 1774г в бою близ деревни Шумы (ныне Кутузовка) к северу от Алушты Кутузов, командовавший батальоном, был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который навсегда перестал видеть. Императрица наградила его военным орденом Св. Георгия 4 класса и отправила на лечение за границу. Через два года, возвратившись в Россию, Кутузов назначен командиром Луганского пикенерного полка. С 1785 был командиром им же сформированного Бугского егерского корпуса. Он прикрывал своим корпусом границы вдоль Буга, когда разгорелась вторая война с Турцией в 1787.

Летом 1788 со своим корпусом принимал участие в осаде Очакова, где в августе 1788 года вторично тяжело ранен в голову. На этот раз пуля пробила щеку и вышла у основания черепа. Михаил Илларионович выжил и в 1789 году принял отдельный корпус, с которым занимал Аккерман, сражался под Каушанами и при штурме Бендер. В 1792 Кутузов, командуя корпусом, принял участие в русско-польской войне, и в следующем году он был направлен чрезвычайным послом в Турцию, где разрешил в пользу России ряд важных вопросов и значительно улучшил взаимоотношения с ней. Находясь в Константинополе, посетил султанский сад, посещение которого для мужчин каралось смертной казнью. Султан Селим III предпочел не заметить дерзости посла могущественной Екатерины II. В 1795 был назначен главнокомандующим над всеми сухопутными войсками, флотилией и крепостями в Финляндии, и одновременно директором Сухопутного кадетского корпуса. Многое сделал для улучшения подготовки офицерских кадров: преподавал тактику, военную историю и другие дисциплины. Екатерина II ежедневно приглашала его в своё общество, он провел с ней и последний вечер перед её кончиной.

В отличие от многих других фаворитов императрицы, Кутузов сумел удержаться и при новом царе Павле I. В 1798 произведён в генералы от инфантерии. Успешно выполнил дипломатическую миссию в Пруссии: за 2 месяца пребывания в Берлине сумел привлечь её на сторону России в борьбе против Франции. Был литовским (1799—1801) и по воцарении Александра I назначен петербургским (1801-02) военным губернатором.

В 1802, попав в опалу к царю Александру I, Кутузов был снят с должности и жил в своём поместье, продолжая числиться на действительной военной службе, как шеф Псковского мушкетёрского полка. В 1811 году, когда война с Турцией зашла в тупик, а внешнеполитическая обстановка требовала эффективных действий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим Молдавской армией вместо умершего Каменского. В Рущукском сражении 22 июня 1811 года (15-20 тысяч русских войск против 60 тысяч турок) он нанёс противнику сокрушительное поражение, положившее начало разгрому турецкой армии.

12 июня 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, началась Отечественная война. Силы были неравными, так как французская армия почти втрое превосходила силы русских армий. 1-я русская армия отступила к Дриссе, но там возобладала точка зрения Барклая-де-Толли и отступление продолжилось. Дважды Наполеон настигал Барклая у Полоцка и Витебска, но тот, маневрируя, от сражения уходил. 22 июля 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Французская армия была значительно сильнее даже объединенной русской армии, и было принято решение с арьергардными боями (4-6 августа) оставить Смоленск. Война приняла затяжной характер. Отказ от генерального сражения под Смоленском окончательно подорвал авторитет Барклая-де-Толли. Нужен был такой командующий, которому бы доверял народ, за которым бы пошла армия.

Александр I под давлением общества в августе 1812 году назначил главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями Кутузова.

Назначение Кутузова вызвало патриотический подъем в армии и народе. 17 августа Кутузов прибыл к войскам, располагавшимся у Царева-Займища. Поздоровавшись с почетным караулом, он громко воскликнул:

— Да можно ли всё отступать с такими молодцами!

Эта фраза вмиг облетела всю армию и наполнила сердца радостью в такой степени, как будто солдат и офицеров оповестили, что война непременно будет выиграна, что это уже окончательно решено на каком-то самом высшем, заоблачном совете. Кто-то обронил: «Приехал Кутузов бить французов», и случайный экспромт мгновенно стал поговоркой, которую всюду, посмеиваясь в усы, повторяли.

Сам Кутузов не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем. » 17(29) августа Кутузов принял армию от Барклая-де-Толли. Большое превосходство противника в силах вынудили Кутузова отступать вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года. У Наполеона при Бородине было около 133-135 тыс. человек. Численность русских войск определялась в 126 тыс. и около 10 тыс. ополченцев. Историки по-разному оценивали Бородинскую битву. Так единого решения кто победил, а кто проиграл, не существует.

1 сентября состоялся военный совет в селе Фили. Предстояло решить: защищать Москву или оставить ее без боя. Многие генералы русской армии предлагали дать сражение при Филях или двинуться навстречу Наполеону. За оставление Москвы первым высказался Барклай-де-Толли, которого также поддержал ряд генералов. Заключая споры, Кутузов заявил: "С потерею Москвы не потеряна Россия. Приказываю отступать" . Кутузов приказал отступать по рязанской дороге.

На первый взгляд, это было бессмысленное решение, так как, уходя на юго-восток, армия оставляла французам свободные пути и на юго-запад к Калуге, и на северо-запад к Петербургу. Но, выйдя из Москвы, не доходя до Бронниц, Кутузов проселками перевел армию на Калужскую дорогу. На Рязань продолжали идти лишь несколько казачьих полков, за которыми последовали французские пикеты. Так Кутузов совершил Тарутинский маневр, оторвавшись от французов, которые несколько дней не знали, где находятся русские войска. Находясь в Тарутине, русская армия постоянно пополнялась войсковыми подкреплениями и ополченцами, накапливая силы для продолжения борьбы.

Характерно бережное отношения Кутузова к своим солдатам: видя постепенное истощение французской армии, он говорил: « Теперь за одного русского я не отдам и десять французов».

А в это время французская армия, находясь в Москве, попала в тяжелое положение. Жители покинули город, запасы провианта были вывезены (зато винные склады оставлены). В поисках продовольствия французы начали грабить дома. Вскоре начались пожары. Находясь в Москве, французская армия не смогла отдохнуть после похода, напротив она разложилась, превратившись в сборище мародеров. Наполеону стало понятно, что дальнейшее пребывание в Москве не принесет ему никаких выгод. Предложение заключить мир, переданное представителями Наполеона Кутузову, было отвергнуто. Ответ Кутузова был полон достоинства: «При назначении меня в армию слово «мир» ни разу не упоминалось. Я навлек бы на себя проклятие потомства, если бы меня сочли виновником соглашения с вами. Таков в настоящее время образ мыслей моего народа!»

Сражение под Малоярослацем завершило переход инициативы в руки русской армии. При переправе через р.  Березину 14-16 ноября французская армия потерпела окончательную катастрофу. Кутузов доносил Александру I: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля» .

Новый год Кутузов встречал уже в полном упадке сил. Он понимал, что совершил наиглавнейшее дело своей жизни, одержав победу, которая навеки останется в сердцах благодарных россиян. Но он не просил отставки и продолжал командовать армией, вошедшей в Польшу. Теперь рядом с ним постоянно находился император Александр. Когда в пограничном Силезском городке Штейнау жители поднесли царю лавровый венок, он приказал отдать его Кутузову со словами: «Лавры принадлежат не мне, а ему!»

        Академик Е. В. Тауре дал такую характеристику последнему периоду жизни фельдмаршала: «С очень пошатнувшимся здоровьем кончал Кутузов свой победоносный поход 1812 г. Тяжкой рабочей страдой была для него эта война. Обожание и безусловное доверие солдат, совсем особый дар повелевать, делая это так, чтобы повеление звучало ласковой просьбой, обаяние ума и влекущее благородство характера, - словом, все то, что в Кутузове покоряло людей начиная с первых же лет его жизни, очень, конечно, помогало Кутузову при всей его усталости, при всех приступах недомогания, которые он искусно скрывал от окружающих, нести невероятно тяжелый груз труда и ответственности. Старик, которому, считая, например, от дня Бородинского боя до дня смерти, оставалось жить ровным счетом семь месяцев и три недели, нес на себе бремя гигантского труда. Ему, великому патриоту, победоносному полководцу, по праву принадлежала бы честь ввести в марте 1814 русскую рать в Париж; ему, а не Барклаю и никому другому. Но смерть застигла его в самом начале новых кровопролитий, приведших к предвиденному им окончательному торжеству. »

В течение четырех месяцев заграничного похода Кутузов, старый и больной, явно чувствовал себя более независимым от двора, чем в течение всего похода 1812 г. Победитель Наполеона, спаситель России, кумир народа, он мог чувствовать себя минутами гораздо более царем, чем Александр. Приказы Кутузова исполнялись по всей России самым ревностным образом.

В конце марта старому фельдмаршалу стало трудно двигаться; в апреле он слег, и ему встать уже не пришлось. Нужно сказать, что во время его болезни в конце марта и в течение всего апреля Александру, принявшему на себя полностью бразды правления армией, удалось все-таки вопреки желанию фельдмаршала осуществить некоторые меры и отдать кое-какие приказы, вредоносные впоследствии, в мае, сказавшиеся под Лютценом. «Простишь ли ты меня, Михаил Илларионович?» - «Я вам прощаю, государь, но Россия вам не простит» - такой разговор произошел между ними у смертного одра великого фельдмаршала.

«Болезненная и великая не для одних Вас, но и для всего Отечества потеря, — извещал Александр княгиню Кутузову о смерти ее мужа. — Не Вы одна проливаете о нем слезы: с Вами плачу я и плачет вся Россия!» Государь приказал забальзамировать тело покойного и отправить его в Петербург, туда, где Михаил Илларионович родился в благословенный сентябрьский день 1745 года: «Мне кажется приличным положить его в Казанском соборе, украшенном его трофеями»

Целых полтора месяца гроб с телом Кутузова двигался к Петербургу, ибо всюду хотели оказать ему достойные почести. В пяти верстах от северной столицы гроб сняли с повозки и далее до самого Казанского собора несли на плечах. В переписке с Михайловским-Данилевским Тургенев А. И. вспоминает: «Вы спрашиваете у меня о погребении светлейшего князя. Так, надобно было видеть все, здесь по сему случаю происходившее, чтобы судить о признательности народной к спасителю Отечества, ибо сие титло дают ему все, и история, конечно, не представит примера, когда бы глас народа был столь решителен и столь одинаков. Тело бессмертного покойника находилось долго в Сергиевской пустыне, за 13 верст отсюда. Туда спешил каждый отдать долг почитания и благодарности незабвенному, наконец тело было привезено сюда. За две версты от города лошадей остановили, и народ с нетерпением просил позволения выпрячь их и везти гроб на себе, что и сделал. Все знатные шли за гробом. При заставе народ воскликнул «Ура!», и верно великая душа покойного на небесах в среде Суворова и Румянцева слышала сие восклицание, происходившее от восторга, смешавшегося с душевною горестию. Все улицы, где везли фельдмаршала, были наполнены народом, все зрители плакали. Гроб был поставлен на катафалке в Казанском соборе. В пятницу новое печальное празднество занимало каждого жителя Петербурга. По Невскому проспекту с трудом пройти можно было. Я был в церкви при отпевании. В то время, когда гроб был снят с катафалка и понесен в приготовленную в церкви же могилу, яркие лучи солнца ударили из верхнего окна прямо на могилу, прежде же того погода была пасмурная. Таким образом само небо, казалось, принимало участие в сей горести народной и благословило в могилу победителя того, который вооружался против человечества, вооружился и против самого Бога. Так тело покойного было предано земле. Горесть была видна на лице каждого, и каждый благословлял его и с умилением молил Бога об умершем. Конечно, спаситель миллионов насладится достойную наградою за заслуги свои в будущей жизни, где нет горести, но где радость чистая и неотравляемая слабостями и пороками людей завистливых и пристрастных. »

Прав был Александр — вся Россия оплакивала своего героя, спасшего ее от одного из самых страшных вражеских нашествий. 16 апреля 1813 года Е. Б. Фукс писал П. М. Волконскому: «Милостивый государь князь Петр Михайлович! 16-го сего апреля в 9 часов и 35 минут пополудня свершилось ужаснейшее для нас происшествие. Обожаемый нами фельдмаршал князь Михайло Ларионович кончил дни свои. Удар сей столь сильно поразил меня, что от сокрушенного и обремененного печалию сердце не в состоянии я изъявить Вашему Сиятельству никакого утешения, кроме того, что славные подвиги его будут жить вечно в сердцах россиян и в летописях избавленного им Отечества. Имею честь быть с совершенным почтением и душевною преданностию, милостивый государь, Вашего Сиятельства покорнейшим слугою. »

Корифей военного искусства, первоклассный дипломат, замечательный государственный деятель - Кутузов прежде всего был русским патриотом. Там, где речь шла о России и ее военной чести, о русском народе и его спасении, - там Кутузов был всегда несокрушимо тверд и умел настоять на своем. Умел даже резко и публично оборвать царя, как он это сделал с Александром в день Аустерлица. Кутузов жил для России и служил России.  

Все лучшие, бесценные черты русского национального характера отличают натуру этой необыкновенной личности, вплоть до редкой способности человечно, даже жалостливо относиться к поверженному врагу, признавать и уважать во враге храбрость и другие воинские качества.

Его любовь к России обостряла в нем естественную подозрительность к иностранцам, как только он замечал в них стремление использовать Россию в своих интересах. А его громадный и проницательный ум быстро открывал перед ним самые сокровенные тайны сложной дипломатической лжи и интриги. Оттого-то его и не терпели Вильсон и британский кабинет, и клевреты Меттерниха, и император Франц, и прусский король Фридрих-Вильгельм III, с отчаяния хотевший даже подкупить Кутузова предложением богатого подарка — большого поместья.

Кутузов жил для России и служил России, но дождался вполне достойного его бессмертных заслуг признания его национальным героем только в наши времена – в период борьбы с самым гнусным из всех агрессоров, когда-либо нападавших на русский народ - фашизмом.

Во время Великой Отечественной войны Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин по сути ничего не успевал читать, кроме донесений, шифротелеграмм, оперативных сводок, планов операций, отчетов наркоматов, дипломатической переписки. Однако несколько книг он не просто просмотрел, а перечитал и постоянно к ним возвращался. Его личный секретарь А. Н. Поскребышев по указанию вождя подготовил для него записку, где перечислялись книги о полководческом искусстве. Первой в нем значилась книга С. Борисова "Кутузов", изданная в Москве в 1938 г. Совсем не случайно с начала войны Сталин приказал повесить на стенах своего кабинета в Кремле портреты А. В. Суворова и М. И. Кутузова. Не случайно и то, что в своей короткой речи на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 г. Сталин, обращаясь к войскам, произнес: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!" Сталин не раз возвращался к великим полководцам прошлого, черпая в них веру в победу. Именно по его инициативе были учреждены полководческие ордена, в том числе Кутузова. Орден Кутузова представлял собой пятиконечную звезду с выпуклой лицевой стороной. Посредине – белый эмалевый круг с изображением М. И. Кутузова на фоне Кремлевской башни, вверху – рубиново-красная звездочка. По кругу – белая эмалевая ленточка с надписью «Михаил Кутузов», из-под которой выступают пять лучей серебристого цвета. Орден первой степени изготавливается из золота, а орден второй и третьей – из серебра.

Первое награждение орденом Кутузова было произведено 28 января 1943 года. Кавалерами ордена Кутузова первой степени стали 17 советских военачальников. Среди них - генерал-лейтенант И. В. Галанин, получивший дважды орден Кутузова первой степени, генералы А. С. Жадов, Г. Ф. Захаров, И. В. Тюленев, К. Н. Галицкий и многие другие. Двумя орденами Кутузова первой степени так же были награждены генералы А. А. Гречко, М. В. Захаров, И. С. Конев, М. С. Малинин. Три ордена Кутузова первой степени получил только один советский полководец – Маршал Советского Союза В. Д. Соколовский. Как и другие советские ордена, орден Кутузова вручался не только отдельным лицам, но и трудовым коллективам, воинским частям и соединениям.

Всего за годы войны орденом Кутузова первой степени было произведено 579 награждений. Его удостоились также 4 воинские части и соединения.

Первым кавалером ордена Кутузова второй степени стал герой Советского Союза 13-ой гвардейской стрелковой дивизии А. И. Родимцев. Вместе с ним этой награды были удостоены генералы В. Ф. Герасименко, П. М. Козлов и К. С. Мельник. Всего за время войны орденом Кутузова второй степени было произведено 3105 награждений. Орденом Кутузова третьей степени было награждено более 2200 человек и 1060 частей и соединений.

Образы славных предков не были забыты и после войны. Новым крейсерам проекта 68-бис были присвоены их имена. Среди них – имя фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Черноморцы, служившие на крейсере, с гордостью произносили: «Мы – «кутузовцы!»

Русский народ выдвинул немало великих полководцев, вошедших в историю нашей Родины как национальные герои. Среди них, бесспорно, одно из первых мест занимает генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов. Е. В. Тарле – российский историк, академик АН СССР (1927) писал о нем: « В необыкновенных случаях Кутузов бывал всегда на своем месте. Суворов нашел его на своем месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашел его на своем месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 г. ».

И закончить рассказ об образе Кутузова в истории хочется словами русского литературного критика В. Г. Белинского: «Этот человек есть не частное явление, а один из выразителей сущности народной жизни, один из представителей нравственного могущества народа Имя символическое, из собственного сделавшееся нарицательным».

Имя Кутузова в литературе.

Фольклор и художественная литература – это своеобразное зеркало, которое отражает жизнь народа, главное историческое событие страны, воспевает тех героев, которые принесли ей славу, защитили родную землю, свой народ, т. е. стали по- настоящему народными героями.

Первым откликом, на какие-либо крупные исторические события всегда являлись народные песни – этот устный учебник народной истории, начиная с былинных богатырей. Героями их становились те, кто стал близок народу по духу, смог защитить его, кто боролся за освобождения родной земли от захватчиков, угнетателей. Это герои такие, как: Вольга и Микула, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Пугачев и т. д.

Ярким примером является историческая народная песня «Наполеон пишет письмо Александру», в которой, кроме французского полководца, мы видим Михаила Илларионовича Кутузова, российского героя. Ответ Кутузова русскому царю представляет собой любопытнейший набросок к будущему эпическому образу Кутузова, созданному Л. Н. Толстым. Конечно, Толстой, как и Пушкин в своих интерпретациях исторических сюжетов, обращался к народному эпосу. Как характерtн ответ Кутузова из исторической песни:

Что вы православный царь, крепко призадумались?

Мы его, собаку, встретим середи поля,

Середи поля, середи Можайского,

Мы поставили ему столы- пушки медные,

Как скатерть постелим ему- гренадерушков,

Закусочку ему положим- ядра чугунные,

Пойлице ему нальем- зелен порох.

Подобный монолог Кутузова на разные лады воспроизводится во многих песнях. Кутузов – в народной песне о всенародно любимом полководце и французском майоре дает захватчику отпор:

Как ударил его Кутузов его в щеку:

«И ты врешь ли все, майорик, лицемеришь!

Я угроз ваших французских не боюся,

До самого Наполеона доберуся,

Доберуся, доберуся, я с ним порублюся».

Замечателен финал этой песни, в котором с большой художественностью убедительностью показана завязка будущего великого поединка:

Не красно солнце в чистом поле воссияло-

Воссияла у Кутузова вострая сабля

Над твоею ли над французской головою.

Так художественная реальность литературы вбирает в себя и историческую деятельность, и фольклорный пласт.

Около 100 художественных произведений (в основном, поэтических) посвящено Отечественной войне 1812 г. Жанры их разнообразны: от од Г. Р. Державина и В. А. Жуковского до басен И. А. Крылова. И практически в каждом мы видим Кутузова.

Так в своем « Гимне на прогнание французов из Отечества» Державин ставит Кутузова по значимости для русской земли в один ряд с такими великими героями, как Петр I, князь Пожарский, Дмитрий Донской.

«Мамай, Желковский, Карл путь свят

К бессмертью подали прямому

Перту, Пожарскому, Донскому;

Кутузову днесь- Бонапарт.

Доколь Москва, Непрядва и Полтава

Течь будут, из не умрет слава.

Как воин, что в бою не пал,

Еще хвал вечных не стяжал;

Так громок стран пусть покоритель,

Но лишь велик их свят спаситель».

Не менее значим образ Кутузова и в стихотворении Державина « Князь Кутузов- Смоленский». А в « Оде на смерть фельдмаршала князя -Смоленского апреля в 16 день 1813г» слышится почти вселенская горечь, скорбь от утраты славного сына Отечества.

Давно ль, давно ль, страна преславна,

В блаженстве царствовала ты!

Где ж, красота твоя державна?

Не тот и взор, не те черты!

Отколь там грусть, где дух великий?

Военный гений твой в слезах.

В густом тумане ратна сила,

Всеобща скорбь слышна в речах,

По лаврам ты идешь уныло!

Где сын твой, где бессмертный вождь?.

Спасителем Отечества предстаёт Кутузов в оде «Князю Смоленскому» К. Ф. Рылеева

«Герой, отечества спаситель!

Прими от сердца должну дань;

Бог наш защитник, покровитель,

Тебя нам ниспослал на брань!»

Пишет о Кутузове и А. С. Пушкин уже в первом изданном ещё лицейском стихотворении «Воспоминание в Царском Селе» (1812), когда воспевали победу русских в войне 1812 года:

«Сразились. Русский – победитель!

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Не здесь его сразил воитель поседелый»

Он запечатлел образ Кутузова во многих своих произведениях (их не менее 9), в их числе стихотворение «Перед гробницею святой»:

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седины:

«Иди спасай! Ты встал – и спас

Русским витязем, былинным богатырём предстаёт перед нами Кутузов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Два великана»:

В шапке золото литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далёких чуждых стран

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал

Посмотрел – тряхнул главою

Ахнул дерзкий – и упал

И уже в классической традиции оды решён этот образ в другом стихотворении поэта «Князю Голенищеву – Кутузову Смоленскому» :

И не умедлил бог! кто сильный постоит?

Ты стал в лице врагам, как ангел-истребитель

Образ Кутузова представлен и в произведениях других русских поэтов: А. Ф. Воейкова, Б. Ф. Раевского, В. А. Жуковского, Ф. Н. Глинки, Д. В. Давыдова.

Аллегоричен образ Кутузова в басне И. А. Крылова «Волк на псарне», явившейся откликом на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басни великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седины.

В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней. Поэтому когда Ловчий говорит:

«Ты сер, а я, приятель, сед»,- то здесь содержится не только намек на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с захватчиками»

Говоря о Кутузове, как о народном герое и анализируя его образ в художественной литературе, нельзя оставить в стороне роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир».

Писатель, прославляя в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе, как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его « против воли царя в полководца народной войны». И только это чувство поставило его на « высшую человеческую высоту».

Великий полководец появляется на переднем плане эпопеи в самые ответственные моменты войны: мы видим его накануне и в ходе Бородинского сражения, на совете в Филях и сразу после оставления Наполеоном Москвы, в Тарутинском сражении и в боях под Малоярославцем и Красным. Он всегда глубже и правильнее других понимает значение каждого сражения в ходе войны, умеет предвидеть дальнейший ход событий.

Его не интересует ни слава, ни богатство - он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой, душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слушают, ему верят и беспрекословно подчиняются:

« по непреодолимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передавались одновременно во все концы войска»

Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудрыми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух:

«Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Чувствовать этот дух, эту силу подвластно только человеку, действительно близкому народу, понимающему и чувствующему его душу.

Ярким примером неотделимости его от своих солдат, слиянии с ними в одну общую силу служит сцена молебна перед Бородинской битвой:

«В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошёл своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.

Когда кончился молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от усилий. Наконец он встал и с детски- наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, опять дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкая, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы».

Его настрой, его дух передаётся всем солдатам. Они перед битвой переодеваются в чистые рубахи, как идущие на смерть за святое дело: « - Ополченцы- те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство граф!

Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:

- Ты что говоришь про ополченцев? - сказал он Борису.

- Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.

- А!. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. - Бесподобный народ! – повторил он со вздохом».

Простые солдаты воспринимают Кутузова не как высокопоставленного командующего, « ваше высокопревосходительство», а как командира, заботящегося о своих солдатах, вовремя ли их кормят, подвезли ли обмундирование.

Они чувствуют в нём родного человека. Он для них – отец! Он и внешне выглядел не по-военному. Это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях, присущих народу, сквозит « простота, добро и правда» - черты великого полководца.

И лишь один раз Кутузов не подчинился общему духу, общей силе. На совете в Филях, вопреки всеобщему победному настроению, он приказал оставить Москву, чтобы спасти армию для дальнейшего освобождения страны:

«- Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперёд своим тяжёлым телом. ) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: « Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение. » господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление». [6,223]

Но и в этой сцене, идя наперекор общему мнению, глазами ребёнка, крестьянской девочки Малаши, воспринимается как свой, родной человек. «Дедушка» - ласково про себя называет его Малаша.

А когда французы были изгнаны из России, Кутузов считал, что его миссия выполнена: Отечество было спасено. Он не видел смысла в заграничном походе: « Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Как мы видим, образ Кутузова представлен более чем в 100 произведениях художественной литературы, а также в произведениях устного народного творчества. Это дает нам право с полной уверенностью говорить, что М. И. Кутузов – подлинно народный герой.

Образ Кутузова в различных видах искусства.

Народный герой Его имя известно всему народу, его помнят, чтят потомки. Образ народного героя должен быть всегда рядом с народом, его должны узнавать и знать не только по описаниям в истории и литературе, но и иметь возможность видеть своего героя. И здесь на помощь приходит изобразительное искусство: живопись, скульптура и, конечно же, кино. В память о славных победах русского оружия над армией Наполеона, М.  И.  Кутузову воздвигнуто много памятников. Первый из них был установлен по указанию Короля Прусского в 1815 г. в г. Бунцлау. На сужающемся кверху четырёхгранном обелиске, напоминающем штык, застыл распластавший свои могучие крылья бронзовый орёл, который сжимает в лапах лавровый позолоченный венок. Это символ победы, одержанной войсками под командованием Кутузова в Бородинском сражении. На лицевой грани обелиска укреплён острием вверх огромный позолоченный меч как предупреждение любому агрессору о неизбежном отмщении. На перекрестье, отделяющем рукоять меча от его клинка, римскими цифрами начертан памятный для России 1812 год - MDCCCXII. Основание памятника, выполненное из тёмно-розового гранита и напоминающее куб, отделено от верхней части обелиска трёхступенчатым карнизом. На нём выбиты золотыми буквами слова Кутузова о Бородинском сражении: "Неприятель отражён на всех пунктах". Под ними в нише - бронзовый барельеф, изображающий командный пункт Кутузова во время битвы. Кутузов в расстёгнутом сюртуке и кавалергардской фуражной шапке, с разложенной на коленях картой, сидит на маленькой скамейке. За спиной Кутузова стоят (слева направо): начальник штаба 1-й армии А. П. Ермолов, помощник генерал-квартирмейстера Главного штаба полковник К. Ф. Толь, командир отдельного казачьего корпуса генерал от кавалерии М. И. Платов. Перед Кутузовым главнокомандующий 1-й армией генерал от инфантерии М. Б. Барклай-де-Толли, за его спиной - казак. В симметричную нишу на задней стороне постамента вмонтирована бронзовая доска с надписью: Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при Бородине 26 августа 1812 года".

13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела. После захоронения Кутузова, в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было. Решено было поставить перед Казанским собором памятник Кутузову и генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли, под командованием которого русские войска завершили освобождение Европы от наполеоновского владычества и в марте 1814 года с победой вошли в Париж. Работа над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли была поручена малоопытному молодому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу. В 1822 году с ним был подписан контракт, согласно которому в течение пяти лет Лауниц должен был создать портретные статуи в рост Кутузова и Барклая-де-Толли.

В середине 1827 года Лауниц представил рисунки моделей памятников. Однако все варианты были отвергнуты, было вынесено заключение, что скульптор не справился с заказом. Исполнение заказа было передано Академии художеств. В августе 1827 года академией был объявлен конкурс на проекты статуй полководцам, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и Н. А. Токарев, но все они старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя прямо и не отказывались от нее. Главная причина затруднений скульпторов заключалась в категорическом условии конкурса, столь необычном для того времени, — изобразить полководцев в современных им форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках. В середине 1828 года из Рима были вызваны в Петербург для участия в конкурсе выпускники академии С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Лишь двое этих скульпторов и приняли участие в новом конкурсе 1829 года на лучший проект памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

Поскольку Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем стал талантливый скульптор, бывший крепостной Орловской губернии Борис Иванович Орловский. Эскизы Орловского были одобрены, и скульптор принялся за работу. Ему предстояло решить три основные задачи: найти конкретно-исторические формы воплощения основной идеи памятников в сочетании с их эмоциональным содержанием; впервые в русской монументальной скульптуре реалистически решить художественные образы; отыскать принципы архитектурно-пространственного решения памятников для создания единого ансамбля с Казанским собором. Проектирование постаментов было поручено архитектору В. П. Стасову. В 1830 году Орловский приступил к созданию глиняной модели статуи Кутузова в натуральную величину и уже в следующем году закончил ее. Гипсовый вариант будущей статуи встретил всеобщее одобрение. В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7 371 килограмм) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С. К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К. А. Тон.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. А всего за девять дней до этого знаменательного события на 45-м году жизни скончался создатель первого монументального памятника Кутузову в России Б. И. Орловский. Нескольких месяцев не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В. П. Екимов. Памятники полководцам размещены на середине расстояния между собором и осью Невского проспекта. Такая установка обеспечила их самостоятельность при одновременном композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей площади. Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812 г. , 1813 г. , 1814 г. и 1815 г. ».

Для создания исторически достоверного портрета Кутузова скульптор использовал парадный портрет полководца в рост работы Д. Доу для Военной галереи Зимнего дворца. Однако Орловский в известной степени идеализировал фигуру Кутузова, придав ей более энергичное звучание. Нет в скульптуре и строгого портретного сходства с лицом полководца. Основное внимание в изображении полководца было обращено на его воинственную позу и жест победителя. В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой — фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла. Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Как и требовали условия конкурса, фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов. Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге.

И все же наряду с перечисленными реалистическими чертами просторный плащ, обильно драпирующий фигуру полководца, очень напоминает римскую тогу — неотъемлемую деталь классических статуй. Статуя Кутузова явилась первым шагом к исторической конкретности и жизненной достоверности образа в русской монументальной скульптуре, первым шагом в этом жанре искусства от классицизма к реализму.

В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие — Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

В живописном месте у подножия Демержи, на трассе Симферополь-Ялта расположен необычный памятник. На каменной стене – барельефы с изображением военной амуниции давно минувших лет и боевых знамен, чаша фонтана и в центре – портрет молодого офицера русской армии. Гордый взгляд, в котором ясно видна решительность и твердость, на мундире – награды России за воинскую доблесть. Не узнать этого человека просто невозможно – это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Это место так и называют - Кутузовский фонтан. На чугунных плитах памятника выбиты строки: «В бою с турками 24 июня 1774 г. подполковник Кутузов во главе своего батальона со знаменем в руках ворвался в деревню Шумы и выбил оттуда неприятеля». «Близ сего места в сражении против турок Михаил Илларионович Кутузов, что после стал фельдмаршалом и князем Смоленским, ранен в глаз. » В двадцатых годах XIX столетия при строительстве дороги Симферополь-Ялта на этом месте был сооружен памятник. Именно здесь находится целебный источник, водой которого солдаты промывали раны своего командира. Этот памятник является одним из наиболее почитаемых алуштинцами. Молодожены после регистрации брака считают своим долгом возложить цветы великому полководцу. Здесь поддерживается порядок, а на камнях лежат живые цветы. Здесь всегда останавливаются туристы, приезжающие в Крым.

В 1912 г. на Бородинском поле, у деревни Горки архитектором Воронцовым-Вельяминовым установлен обелиск героям Отечественной войны 1812 г. В 1953 г. в г. Калининграде был установлен памятник Кутузову по проекту Лукашевича Я. , позднее этот памятник был перенесен в г. Правдинск (бывший Фридланд). В 1954 г. памятник Кутузову появился и в Смоленске у подножия Соборного холма; автор — скульптор Г. И. Мотовилов.

В 1973 году по проекту скульптора Томского Н. В. в Москве около музея-панорамы «Бородинская битва» был также поставлен памятник прославленному полководцу.

Небольшой памятник Кутузову установлен в 1959 году в поселке Володарск-Волынский (Житомирская область, Украина), где было имение Кутузова. Старинный парк, в котором находится памятник, также носит имя М. И. Кутузова.

Облик Кутузова сохранили для потомков и художники. На картинах русских художников Кутузов предстает перед нами и величественным – портреты М.  И.  Кутузова кисти Р.  М.  Волкова, Д. Доу, и уставшим от праведных дел – как на картине Шепелюк А. «Кутузов во время Бородинской битвы», и принимающим важное для всей страны решение об оставлении Москвы – картина Кившенко А. Д. «Военный совет в Филях».

В 1943 году на киностудии Мосфильм по заказу Сталина был снят исторический фильм о деятельности М. Кутузова во главе русской армии во время Отечественной войны 1812 года «Кутузов». Премьера фильма состоялась 13 марта 1944 года. В 1946 году за этот фильм были удостоены Сталинской премии режиссер В. Петров, оператор М. Гиндин и актер Алексей Дикий.

Большое внимание, оказанное великому полководцу Кутузову М. И. со стороны деятелей искусства, не случайно. Только народный герой по праву заслуживает таких почестей и памяти потомков.

Заключение.

Начиная работу над темой своего исследования, я задавала вопрос «Кто он – народный герой?» Среди многих ответов, которые я получила, проводя опрос, был такой: «Лишь тот является героем, для народа, кто совершил, деянье пребольшое, с пользою на долгие века. Никто другой того не смог бы сделать. Он духом – Царь! При этом тело разное бывает. Устойчив, как скала в преодолении проблем. Подобно чистоте ручья, он скромностью сияет. По широте души – бескрайние поля. И словно близкий друг, в минуту трудную, поможет. И Родину свою, он чтит. При сем – других не унижает. И даже, если бы унизили его, то – лишь с достоинством приемлет унижение такое. Стратег умелый, только не во всем, ведь он неидеален. И мудрость равновесия меж сердцем и умом, как красота вселенной. "

Я полностью согласна с этими словами. Сейчас и я могу ответить на свой вопрос. Народный герой тот, кого любят и помнят, чьи дела и помыслы были неразрывно связаны с судьбой своего народа, кто был вместе с народом в самые трудные времена. И этим героем по праву мы называем Михаила Илларионовича Кутузова. Его имя, образ известны каждому жителю нашей страны от мала до велика. О нем нам рассказывает история, его жизнь и деятельность описывают литераторы, его облик сохранили для нас художники и скульпторы.

Но не только в искусстве запечатлено имя прославленного полководца. Его именем названы: орден, которым были награждены около 7 тысяч человек; один из крейсеров ВМФ; астероид (2492 Кутузов); в Москве существует Кутузовский проспект, Кутузовский переулок и Кутузовский проезд, станция Кутузово Московской окружной дороги, станция метро «Кутузовская», улица Кутузова.

Все это говорит о том, что для русского народа Кутузов М. И. – настоящий народный герой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)