Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ баобаба в мире художественной литературы

Каждое растение на земле традиционно наделялось в фольклоре и мифологии каждого народа своим аллегорическим значением. Всё это было осмыслено людьми и отражено в словарях аллегорий и символов. При этом аллегорический смысл и символический часто переплетались. Любое дерево – это часть пейзажа, а пейзажная картина имеет четыре основные смысловые функции (изобразительную, эмоционально-психологическую, аллегорическую, символическую). Символ – это многозначное иносказание, и фактически он вбирает в себя аллегорический смысл, который рассмотрен нами в ходе учебной деятельности при работе с текстами художественной литературы.

Предполагаемые результаты данной работы связаны с формированием навыков исследовательской деятельности у учащихся, которые помогут глубоко осознавать идейно-тематическое своеобразие прочитанных текстов.

Предложенный в работе анализ произведений О. Сулейменова и С. Экзюпери, разработку литературно- музыкальной композиции рекомендовать учителю словесности в качестве методического материала на уроках в 7 классе при изучении темы «Образы флоры в художественной литературе».

Баобаб относится к роду Adansonia семейства бомбаксовых. Произрастают в саваннах Африки, Северной Австралии, на Мадагаскаре. Во многих отношениях это самые удивительные создания на Земле. Их не слишком высокие (до 20 метров), но чрезмерно раздутые стволы, достигают в поперечнике 10, а в окружности 30-40 метров, несут на себе короткие чахлые кроны.

Продолжительность жизни баобабов вызывает споры. Одни ученые пределом считают две тысячи лет, другие – пять тысяч. Работавший в Сенегале французский ботаник Мишель Адансон, в честь которого этот род получил латинское название «адансония», нашел в 1794 году дерево, имевшее в диаметре 9 метров. Он определил его возраст в 5150 лет. Но так ли это было на самом деле? Ведь у баобабов нет годовых колец, по которым можно вычислить их возраст.

Под морщинистой корой гигантов скрывается рыхлая, пористая древесина, способная, как губка, вбирать в себя большие запасы воды – до 120 тысяч литров! Вот почему стволы баобабов бывают такими толстыми. Их сравнивают с огромными водными резервуарами.

Для сохранения тысяч литров жидкости под тропическим солнцем стволу нужна хорошая изоляция. Эту роль выполняет толстая кора, ещё более рыхлая и мягкая, чем древесина (от удара кулаком на ней остаётся вмятина, а винтованная пуля может и вовсе пробить гиганта саванны насквозь). Имея столь нежную кору и древесину, баобаб был бы очень уязвимым, если бы внутреннюю часть его коры не скрепляли прочные волокна.

Вода необходима баобабу, чтобы самому не пропасть и род продолжить. В период засухи в ход идут запасы влаги, дерево уменьшается в объёме, сбрасывает листву и очень быстро покрывается огромными 20-сантиметровыми белыми цветами со своеобразным запахом. Он привлекает летучих мышей, которые и опыляют цветы. Образующиеся несколько позже продолговатые плоды длиной до 40 сантиметров по форме напоминают огурцы.

Хотя ствол баобаба в засушливые годы худеет, дерево всё же прирастает в толщину примерно на 3 сантиметра в год. После дождей оно вновь набирают объём.

Из-за больших запасов воды древесина баобаба обычно загнивает, и ствол становится полым. Старые баобабы часто пустотелы. Иногда в них даже живут люди. На севере Австралии дуплистый ствол древнего баобаба одно время использовали для городской тюрьмы. Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой, он вмещал до 30 человек.

Жизнеспособность баобабов поразительна. Пожар может выжечь сердцевину дерева, но оно будет расти, как ни в чем не бывало. Кора, если её содрать, нарастёт снова. Корни в поисках воды способны разрастаться от дерева на сотни метров.

Из-за сочной древесины на баобабы часто нападают мучимые жаждой слоны. Своими бивнями они разбивают огромные стволы в щепки и поедают дерево почти целиком. Очевидно, животные получают с таким кормом много питательных веществ.

Местные жители находят применение любой части баобаба. Толчёную кору и листья употребляют как специи и пряности, листья едят как салат, используют для приготовления закваски, добавляют в другие блюда. Из мякоти плодов, мучнистой и кисловатой, напоминающей по вкусу имбирь, приготовляют прохладительные напитки. Из волокон коры изготовляют ткани, струны, нитки, рыболовные сети и верёвки, которые не может разорвать даже слон. Кстати, у жителей Африки существует поговорка: «Беспомощен, как слон, связанный баобабовой веревкой».

В истории и мифологии многих африканских стран баобаб олицетворяет жизнь, предстает хранителем земли.

К образу экзотического баобаба обращаются многие художники слова, среди них известный казахский поэт О. Сулейменов, который называет его «слоном флоры». В своём одноимённом стихотворении, написанном в 1978 году, «бетономастный баобаб» величественно и одиноко властвует над окружающей его природой. Редкие серые травы саванны под ветром издают жестяной звук, потому что жгучее солнце, безжалостно насладившись их влагой, высушило и превратило всё вокруг в мертвое царство с грустной мелодией, похожей на скрип двери заброшенного дома. Серые краски заменяют зелень растущих трав, голубизну манящего неба, животворящую силу плодородной земли, потому что главный принцип жизни в саванне – цветом не выделяться. Баобаб похож на слона, он неприступен для хищника, никого не боится и ни от кого не скрывается, он могучая сила саванн, с которой некому сравниться. «Упырь земной» высасывает влагу из почвы, обрекая растущую зелень вокруг на гибель.

Баобаб, обитающий в тусклой одноцветной саванне, становится грозной силой для окружающего живого мира. Поэтому баобаб не стал хранителем земли, а превратился в силу, опустошающую всё земное.

Сказка-притча Сент-Экзюпери – глубокое, насыщенное аллегориями и метафорическими образами произведения. Специфика жанра определяет наличие в ней философского подтекста. Читая эту сказку, словно заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю из точки, находящейся вне земли. С этой позиции уже не страна, а земля представляется родиной людей – прочным, надежным местом в космосе.

Земля – дом, который покидаешь и в который возвращаешься. Маленький принц – герой этой сказки рассказывает лётчику о своей далекой планете, «которая вся-та величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Там он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: « встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому. Так с образом баобаба возникает экологическая проблема. Сам писатель остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествия Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.

Баобаб становится вампиром, потому что большого диаметра корни его простираются по поверхности почвы на десятки метров, занимая огромное пространство земли. Мощная корневая система приспособлена для того, чтобы растение обеспечивать влагой. Эту особенность баобаба символически интерпретировал Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»

Таким образом, на основании знакомства с теоретическим материалом по данной теме и проделанным анализом художественных текстов О. Сулейменова и С. Экзюпери можно сделать следующие выводы:

1. В истории и мифологии африканских стран баобаб олицетворяет символ жизни и предстает хранителем земли, потому что это дерево саванн имеет продолжительность жизни до пяти тысяч лет, оно удивительно жизнеспособно и необходимо в быту у жителей Африки;

2. В художественной литературе, в творчестве О. Сулейменова и С. Экзюпери баобаб становится символом серости, закостенелости, разрушения, потому что мощная корневая система способна опустошать почву, не давая произрастать всему живому далеко вокруг себя;

3. В творчестве ряда поэтов появилась тенденции считать баобаб - символом духовной неразвитости и стремлением человека к материальному обогащению и личному благополучию.

Литературно-музыкальная композиция

«Живет на свете баобаб»

Живет на свете баобаб

1-ый ведущий:

Живет на свете Баобаб – как ободрение всем живущим. За свои пять тысяч лет он многое повидал: рождение и гибель держав, величие и падения фараонов, ураганы, несущие смерть. Потопы, несущие смерть. Пожары, несущие смерть. Дикие табуны, орды

2-ый ведущий:

Но – живет на свете Баобаб. Как ободрение всем живущим.

Его рубили, ломали и жгли, с него сдирали кожу- с него живого. Его пытались согнуть, как его согнешь, когда у него тридцать метров в обхвате? Были землетрясения, все вокруг сотрясалось, но он стоял, как положено стоять тем, кто намерен простоять тысячелетия. И все, что было срублено с него, - отросло.

3-ый ведущий:

Пожары прожгли на сквозь, выжгли самую сердцевину. Но он все равно живет. И цветет. Когда погибали державы и умирали фараоны, когда вспыхивали пожары и возникали потопы, когда проносились по земле дикие орды и табуны – он все равно цвел, он жил, он твердел от всех этих испытаний. Нет, он не затвердел, древесина у него мягкая, недаром её любят жевать слоны. Баобаб не возражает: пускай жуют, всю не сжуют – все-таки тридцать метров в обхвате, из коры вьют веревки, и он тоже не возражает: новая кора отрастет. И плоды новые отрастут, хотя вечно их кто-нибудь объедает.

Закат солнца.

Гауссу Диавара

Приходит тихий золотистый вечер

По зарослям скользит неслышный бриз.

Дымящие костры на берегу зажглись.

Звучит свирель печалью человечьей.

Уходит солнце гибели навстречу.

Струиться кровь по серым облакам.

Размеренно рокочет океан.

Неторопливо наступает вечер.

На баобабах, кряжистых и древних,

Сидят орлы косматые и дремлют,

Усталые огромные орлы.

Из океана выплывает сумрак,

И заунывен лай собак безумных,

И рады звери наступленью мглы.

1-ый ведущий: Серая степь саванна. Редкие серые травы под ветром издают жестяной звук. Выцветшее от постоянного зноя небо. Главный принцип жизни в саванне -цветом не выделяется. Здесь даже бабочки - сплошь серые.

Бетономастный баобаб.

Ему – то от кого скрываться?

Он хищнику не по зубам,

Живет себе в степи приватно.

Он сам – и дерево, и лес:

Корнями чуть не в магму влез?

Предел количества и качества

Опустошитель.

Водокачка.

Вокруг него гектаров на сто

Нет ни травинки:

Все убил.

Упырь земной. Сосет, и баста!

И маскируется под пыль.

Ему бы символом зеленым

Шуметь листвою над пустыней,

Давать пристанище влюбленным

Святым отшельникам!

Не стыдно?

Польстим ему:

-Ты самый лучший,

Ты полон жизни, дерзок, смел,

Зачем ты рядишься под смерч?

Зачем ты сер?

-На всякий случай.

О. Сулейменов

1-ый ведущий: К образу экзотического баобаба обращаются многие художники слова, среди них известный казахский поэт О. Сулейменов, который называет его «слоном флоры».

2-ой ведущий: воем одноименном стихотворении, написанном в 1978 году, «бетономастный баобаб» величественно и одиноко властвует над окружающей его природой.

3-ий ведущий: Редкие серые травы саванны под ветром издают жестяной звук, потому что жгучее солнце, безжалостно насладившись влагой, высушило и превратило все вокруг в мертвое царство с грустной мелодией, похожей на скрип двери заброшенного дома.

1-ый ведущий: Серые краски заменяют зелень растущих трав, голубизну манящего неба, животворящую силу плодородной земли, потому что главный принцип жизни в саванне-цветом не выделяется.

2-ой ведущий: Баобаб похож на слона, он неприступен для хищника, никого не боится и ни от кого не скрывается, он могучая сила саванна, с которой некому сравниться.

3-ий ведущий: « Упырь земной» высасывает влагу из почвы, обрекая растущую зелень вокруг на гибель.

1-ый ведущий: Баобаб, обитающий в тусклой одноцветной саванне, становится грозной силой для окружающего живого мира.

2-ой ведущий: Поэтому баобаб не стал хранителем земли, а превратился в силу, опустошающую все земное.

Корявый баобаб,

Коряв стволом пузатым.

Полвека простоял в саванне

Поддерживая небеса.

А в серой, тусклой жизни этой

Нет ни домов, убежищ нет.

Но баобаб могуч и щедр

Спасти готов он всех от разных бед.

2-ведущий.

Индийский ботаник К. М. Вайд склонен именно баобаб, считать мифическим

Деревом «кальпа-врикаша», так часто упоминающимся в индийском эпосе и запечатленным в древних скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо только встать под ветви дерева, и оно, подобно нашей скатерти-самобранке, даст все, что у него просят. Баобаб действительно много дает человеку. Из коры получают грубое, необычайно прочное волокно, идущее на изготовление рыболовных сетей, мешков, седел, бумаги и даже одежды. Листья отваривают и едят как овощи. Плоды заменяют фрукты, из них приготавливают также напиток типа «лимонад»,отсюда и еще одно название баобаба-лимонадное дерево. Полые стволы деревьев используют как временные жилища Ии кладовые для хранения зерна, а в крайне засушливых районах Африки их специально приспосабливают под резервуары для хранения воды. Баобабы - листопадные растения и в безлистном состоянии нередко имеют курьезный вид деревьев. Творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость тех мест. Тогда его пересадили на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен своей судьбой, рассердившись на постоянные жалобы дерева, творец вырвал его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор и растет вверх корнями.

Чтение стихотворения Высотского.

Песенка о переселении душ.

Кто верит в Магомета, кто – в Аллаха, кто – в Иисуса,

Кто ни во что не верит – даже в черта, назло всем, -

Хорошую религию придумали индусы:

Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя-

Родишься вновь с мечтою,

Но если жил ты как свинья -

Останешься свиньею.

Пусть косо смотрят на тебя – привыкни к укоризне, -

Досадно – что ж, родишься вновь на колкости горазд.

А если видел смерть врага еще при этой жизни -

Живи себе нормальненько –

Есть повод веселиться:

Ведь, может быть в начальника

Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником – родишься вновь прорабом,

А после от прораба до министра дорастешь, -

Но если туп как дерево – родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить,

Гадюкой с длинным веком, -

Не лучше ли при жизни быть

Приличным человеком?!

Так кто есть кто, так кто был кем? – мы никогда не знаем.

Кто был никем, тот станет всем, - задумайся о том!

Быть может, тот облезлый кот - был раньше негодяем,

А это милый человек – был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,

Я обхожу искусы, -

Удобную религию

Придумали индусы!

3-ый ведущий: В истории многих стран Черного континента баобаб олицетворяет жизнь и предстает хранителем земли. Правда, удивительная живучесть экзотики саванны использована Высоцким весьма нелицеприятно.

1-ый ведущий: Баобаб единственное дерево в Африке, в котором устраивались склепы для усопших вождей. На другом конце континента, в бассейне реки Замбези, считается, что самое большое в тех местах дерево- "Баобаб Чидзере"-это этнический герой, первый местный государственник, собиратель земель нынешних Замбии, Зимбабве и Мозамбика, преобразившейся в древесного богатыря. По легенде Чидзере превратился в дерево с глубокими корнями, так как не хотел покидать свою страну под напором сильного врага. В Гвинеи автору этих строк не раз доводилось слушать рассказы сельских старожилов о том, как от баобаба зависит благополучие племени, которому он "служит", что с этими деревьями связана судьба урожаев, поскольку их стволы могут хранить большие запасы воды.

2 ведущий: Ислам и христианство не поколебали веры африканцев в мистическую силу баобаба. В Лесной Гвинее (западная часть Гвинейской Республики) местные священники-христиане вырезают на стволах баобабов лики Иисуса, которые затем служат иконами, у которых собираются прихожане. Зрелище, надо сказать, очень впечатляющее. При этом Христос, безусловно, считается чернокожим, ведь в эпоху работорговли именно он не допустил гибели десятков миллионов африканцев, позволив части из них выжить на новых землях, по ту сторону Атлантики.

3 ведущий: Многие марабуты (исламские духовные наставники) также почитают баобаб. Со сбором урожая целые кланы во главе с марабутами устраивают торжественные церемонии, посвященные лесному исполину. Мусульманские иерархи (имамы) обычно относятся к этому весьма толерантно. В трудах историков из дакарского института фундаментальных исследований Черной Африки сообщается о том, что исламские миссионеры, начавшие проникать на африканский запад с середины 8 века, специально отмечали свои маршруты посадкой баобабов возле деревень, жители которых признавали верховенство Аллаха над традиционными духами.

(Инсценировка 5 главы «Маленького принца» Сент-Экзюпери)

На маленькой планете Маленького принца

Есть большое правило;

Следуйте, пожалуйста, ему:

Встал, умылся рано,

Не забудь планету в порядок привести

Если сделал мало,

Ох, сделал мало

То свою планету от гибели можешь не спасти.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)