Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ Бабы Яги-хранительницы входа в царство мёртвых

Тема исследования «Образ Бабы Яги – хранительницы входа в «царство мёртвых» возникла в ходе большой исследовательской работы то теме «Образ Бабы Яги в русских народных сказках», когда весь класс работал над проблемой – кто Баба Яга: добрая старушка или злая ведьма. В ходе работы выяснили, что Баба Яга в волшебных сказках действует в трёх воплощениях:

• Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

• Ягя-похитительница крадёт детей, приносит их в избушку на курьих ножках, потом пытается засунуть их в печь, чтобы приготовить себе еду, но, как правило, у неё не хватает хитрости, чтобы одолеть ребёнка.

• И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели – счастью молодых.

Баба Яга-дарительница живёт в сказочном дремучем лесу, который обычный человек не посещает. Но вот если у героя или героини беда, если жизнь их настолько невыносима, то они готовы пойти за помощью к страшной лесной старухи, которую народ в миру не иначе как ведьма, колдунья не называют. Но всё же Баба Яга – существо, по мнению многих исследователей, более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. На службе у неё и ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, потому что по силе их можно сравнить только с ней, таинственной лесной женщиной, которая сглаживает своё одиночество, общаясь с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Так чёрный кот символизирует неудачу, болезнь; змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение; ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Безусловно, такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых, поэтому говорим мы о ней как о хранительнице входа в «царство мёртвых».

Почему же «избушка на курьих ножках» всегда повёрнута дверью к дремучему лесу, а хозяйка её во всех сказках встречает героя традиционно: кормит, моет в бане и, как правило, отправляет в дальнюю дорогу на поиски своего счастья?

Первое наше открытие заключалось в том, что мы попытались объяснить, как же пришла в народную сказку «избушка на курьих ножках».

Первая версия.

Дело в том, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух высоких спиленных пнях – чем не курьи ножки?

Вторая версия.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых. Это было во времена язычества на Руси. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в мертвое царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к «избушке на курьих ножках», чтобы попасть в другой мир, мир волшебников и злодеев.

Третья версия.

Ещё больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах, так называемых «урах». В них обычно находились куклы- иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Кроме того, как правило, эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.

Второе наше открытие заключалось в том, что мы попытались объяснить роль (если можно так выразиться) «избушки на курьих ножках». Нам она представилась своеобразным порталом, местом, через которое герои могут перемещаться не только во времени, но и в пространстве. Значит, избушка это своеобразный пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Кроме того, вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова (в данный момент эти слова звучат как заклинания): «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. А тот факт, что избушка её на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Ему приходится делать судьбоносный выбор: пойти налево, направо или вперёд. Подобный выбор, но уже заранее делают гости Бабы Яги. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

Традиционно Яга встречает героя, который оказался в её избушке, словами: «Фу, фу, русским духом пахнет!» или «Фу- фу-фу! Доселева русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам проявляется, в нос бросается! Что, Иван-царевич, волею пришёл али неволею?». Прежде всего, хочется объяснить, почему фраза о «русском духе» упоминается во всех сказках. Дело в том, что постоянное место проживания Бабы Яги – дремучий лес, где она полноправная хозяйка. «Гость», прибывшего из земного «царства – государства» и зашедший в маленькую «избушку на курьих ножках», как правило, обут в кожаную обувь. В далёкие же времена для пропитки кожаной обуви русские широко использовали дёготь, который имеет стойкий запах – «русский дух». Вот он-то и раздражает чуткое обоняние лесной хозяйки. Возможно, слово «дух» здесь обозначает силу характера молодца, явившегося без приглашения в дом к Бабе Яге. Оказавшись в гостях у Бабы Яги (скорее всего она здесь будет выполнять роль колдуньи), герой просит её о помощи. В исследовании ритуальных действий хозяйки «лесной избушки», которые она производит над героем, и заключается ответ ещё на один волнующий нас вопрос. Сначала герой просит его накормить, напоить. Он не боится угощения, приготовленного Ягой, а значит, готов и дальше ей доверять. Ритуал кормления многими исследователями рассматривается здесь как обрядовое «покойницкое» угощение для живых, чтобы ненароком не приобщиться к миру умерших. Чтобы испытать «крепость духа» гостя, Яга сначала даёт ему три задания. Чаще всего в сказках мы читаем следующие строки: «Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила. накормила, спать уложила, а сама села рядом и давай расспрашивать». Действительно, она сама топит баню и моет в ней гостя. Если рассматривать историю возникновения этого ритуала, то волшебная баня Бабы Яги здесь является как бы средством извлечения души из тела героя. Ведь в царство Кощея Бессмертного (царство мертвых) он должен проникнуть незамеченным, как бы «живым трупом», не пахнув при этом «русским духом». Смелого путника ждёт множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать.

После того как герой, например, спасает свою невесту или получает «молодильные яблоки» для своего батюшки, он вновь встречается с Ягой, для того чтобы поблагодарить старуху, а заодно и пройти теперь уже ритуал «оживления». Но о нём, как правило, сказки умалчивают. Но вот если возвращение из «тридевятого царства» происходит без упоминания Бабы Яги, то герой непременно должен умереть от руки завистливого, например, родственника и пройти процедуру оживления при помощи «мёртвой» и «живой» воды.

Кто же такая Баба Яга в подобных сказках?

Говоря о роли Бабы Яги в подобных волшебных сказках, то она, безусловно, выступает в них не только как добрая колдунья-помощница, но и как хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Поэтому и внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным. Кроме «избушки на курьих ножках», Баба Яга проживает ещё и за огненной рекой, за Калиновым мостом. Считается, что огненная река – это тоже граница между белым светом и загробным миром. Калинов мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет реальный и волшебный миры.

Ещё одна деталь, позволяющая говорить о ней как Яге-«пограничнице»: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.

Со временем представление о Бабе Яге как о «живом трупе» рассеялось, и мы видим её в сказках чаще всего в образе доброй лесной старухи. Согласитесь, Баба Яга оказывает помощь героям совершенно бескорыстно, а значит она в большей степени положительный персонаж.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)