Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

О русских народных сказках

Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывают их родители, став постарше, мы с удовольствием читаем сами, а затем будем рассказывать их своим детям и внукам. Спросите любого человека, и он, не задумываясь, назовёт и расскажет вам с десяток сказок, а то и больше.

Во время знакомства со сказками Салтыкова-Щедрина возник вопрос: что такое сказка? Фантазия, занимательная история, абсолютно лишенная серьёзного смысла? Или это произведение, требующее глубоких раздумий и размышлений над прочитанным? Мнения в классе разделились, но практически никто из учащихся так и не смог доказательно ответить на поставленный вопрос.

Интересно, кто прав? Я решила найти ответ в критической литературе. Но оказалось, что этот вопрос давно является предметом спора. Так, К. С. Аксаков писал, что «сказка-это складка» (т. е. вымысел), а «песня-быль», поэтому имеет более глубокий смысл. А. Н. Афанасьев оспорил эти суждения, говоря, что «пустая складка» не могла бы сохраниться у народа в течение целого ряда веков.

Известный фольклорист М. Е. Халанский считал, что «сказка – это рассказ, не имеющий иной цели, как действовать на фантазию слушателей», ему вторил П. М. Соболев, говоря, что цель сказки - «это развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеальный, фантастический». Другие же исследователи, в частности М. А. Рыбникова, считали, что идеал сказки – «предмет серьёзного изучения, предмет науки», а А. С. Пушкин высказал мысль, что каждая сказка – «есть поэма!»

Нужно сказать, что и сейчас существуют подобные разноречия в суждениях о сказке.

Итак, какой же взгляд на сказку более правильный? Я вдруг отчётливо поняла, что мои познания в области сказки, как и моих одноклассников, слишком поверхностны, поэтому мы и не смогли ответить на такой серьёзный вопрос. Вспомнилось, что томик с народными сказками не брала в руки уже лет 5. Я решила изучить (более подробно, чем это было в 5 классе) теорию сказки, перечитать и проанализировать некоторые из самых известных и запомнившихся, чтобы понять, насколько верна наша точка зрения.

Объект: народные сказки.

Предмет: смысл, идея народных сказок.

Цель: раскрыть смысл, идею народных сказок, понять ёё влияние на формирование характера человека.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме;

2. Проанализировать народные сказки с точки зрения идейного смысла и исследовательские материалы по теме работы.

Гипотеза: если мы сможем раскрыть смысл народной сказки, понять её влияние на человека, то сможем доказать одну из точек зрения: сказка – серьёзное произведение или сказка – незатейливая, занимательная история.

Методы исследования:

▪ изучение теоретической литературы,

▪ сравнение,

▪ обобщение,

▪ анализ.

2. 1. Из теории вопроса.

Сказка — один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Народная сказка — вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно. Выделяют анекдотические, легендарные, басенные и др. Сказки классифицируют также по особенностям поэтики на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные и др. ; по стилю — юмористические, сатирические, героикопатетические и другие.

Тема самых распространенных сказочных сюжетов — судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старуха, жена-волшебница и т. д. Они противодействуют врагам: ведьмам, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и другим. В сказках воплощены мечты о чудесном способе облегчить тяжелый физический труд, овладеть силами природы.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к приемам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир; таково представление о существовании подземного царства и иных миров. Тем не менее, совпадение многих чудесных мотивов с магическими обрядами не означает их тождества. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью — в них воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои — носители положительного начала — неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.

Бытовые сказки отличаются острой социальной направленностью. Острота социального замысла навеяна кризисными явлениями в истории классового общества. Бытовая сказка нередко переходит в анекдот.

Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические произведения. Они назидательны. Излюбленный их герой — плут, хитрец, обманщик (лиса, заяц, ворон, паук и др. ). У сказок о животных свои поэтика и стиль (например, часто используется композиционный прием неожиданной встречи животных, песенные вставки и т. д. ). С течением времени эти сказки становятся преимущественно детскими. В них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла: четко разграничиваются положительные и отрицательные персонажи, резко сменяются сюжетные положения — от светлых и радостных к мрачным и грустным и обратно, обязательна победа добра над злом.

Учеными составлены перечни типичных сказочных сюжетов, описаны приемы стиля, устойчивые формулы типа: «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», зачины вроде «жили-были» и концовки с упоминанием веселого пира по окончании злоключений. Для сказок характерны повторы (чаще троекратные), устойчивые словесные формулы («растёт не по дням, а по часам»), во многих сказках можно обнаружить стихотворные части, широко используются диалоги. Богат язык сказок. В них используются эпитеты (часто постоянные), синонимические обороты, сравнения, гиперболы.

Сказки передавались из уст в уста, рассказывались сказочниками, в которых совместилось как бы два творческих начала – созидательное и исполнительское. Существуют так называемые варианты сказок, которые возникали при исполнении одной и той же сказки разными рассказчиками. До нас дошли следующие имена сказочников:

2. 2 Анализ исследовательских материалов по теме работы и русских народных сказок.

Детям всегда нравились и нравятся сказки о животных. Помню, когда я читала их в детстве, меня интересовал вопрос, как узнали сказочники, что лиса хитрая и коварная, медведь добродушный, а волк глупый. Знакомясь с научными книгами о животных, поняла, что мнение, бытующее в сказках, часто бывает неверным. В частности, волк – очень умное животное, а лиса не так хитра в реальности, она и глупее волка, и менее опасна. Поиск ответа на вопрос ведёт в прошлое сказки, в историю возникновения вымысла. Многое в ней задано традицией, то есть сказки о животных, записанные в последние 200 лет, - это продолжение древних историй. В основном все «сказочные» животные раньше занимали разные почётные места в религиозных мифах, так как считались «первопредками» (идея тотемизма). Они были объектами почитания, внушали религиозный страх, их старались задобрить соблюдением магических ритуалов. Но мифические понятия и представления родового общества, прежде чем сделаться частью свободного вымысла сказок, претерпели существенные изменения. В условиях разложения родового строя древнейшие тотемические верования изживались, происходило низведение зверей с их высоких пьедесталов. Сказки же унаследовали не первоначальное «высокое» положение животных в мифах, а последующее, «низкое», когда звери часто оказывались объектом высмеивания. Многие сказки, утратив связь с религией, обрели вид сатирических рассказов, которые показывали неправду, коварство, лицемерие. А животные, по не совсем понятным причинам, стали носителями определенных качеств: хитрости, глупости, невежества и т. д.

Идейно-художественная атмосфера таких сказок – обличение, едкие шутки. Таким образом, только зная происхождение вымысла, предысторию сказки, у которой вековая история, можно понять дух обличения и критицизма сказок о животных.

Журавль и цапля, из одноимённой сказки, никак не могли сладить дело с женитьбой: всё ходили друг к другу, и никто не мог уступить. В произведении звучит ирония над героями, их спесью, которая не даёт возможности закончить дело, выгодное обоим. В другой сказке рассказывается: подавился Петушок бобовым зёрнышком, кинулась курица за водой, но не тут-то было: ей пришлось бежать к липке, к девице, к гребенщикам, калачникам и дровосекам, чтобы добыть глоток воды. Сколько хлопот, чтобы выполнить простое дело! Разве это кому-нибудь нужно? С полнотой, не известной никаким другим произведениям, в сказках о животных выразился шутливый склад характера русских людей.

Не все сказки откровенно сатирические, но все истории из жизни зверей и птиц имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам – поэтому и интересны. Вот Лиса выходит замуж за Котофея Ивановича, но это не просто отношения зверей, потому что главный герой – бурмистр. «Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена»,- говорит Лизавета Ивановна и велит волку и медведю, чтобы они принесли «на поклон» коту-бурмистру быка и барана, и те с готовностью повинуются. Действуют не звериные законы (кто сильнее, тот и прав) а людские, социальные. Страх, который испытывают волк и медведь, – это страх от сословной приниженности и чинопочитания, против которых выступает автор. А вот в истории как Рак Лису обогнал («Лиса и Рак») присутствуют и «звериный», и человеческий планы изображения, и понятно, что хитрая лиса унижена, т. е. на одну хитрость есть другая, более изощрённая, одному коварству может противостоять другое, более сильное. В сказке выражена общая художественная мысль, в чём-то сходная с пословицей: «На всякого мудреца довольно простоты». Хотя в отличие от пословицы в сказках о животных мысли «не доходят» до афористического суждения, ещё Гегель, анализируя средневековую поэму «Рейнеке-лис», выросшую из народных сказок, пришёл к выводу, что сказка имеет «некоторый характер всеобщности, благодаря которой становится для нас наглядным: так вообще идут дела на свете». Это утверждение Гегеля, считает один из исследователей В. Аникин, позволяет охарактеризовать степень всеобщности, поднимающую сказку над предметностью непосредственного «единичного» изображения (равно и над человеческим и над животным сюжетом), т. е. даёт возможность говорить о широком обобщении жизненных явлений в сказках.

Всё вышесказанное подтверждает точку зрения, что сказка – не пустая выдумка, так как:

- сказка имеет вековую историю развития, имеет свои традиции, которые остаются незыблемыми на протяжении многих веков, связана с древними мифическими понятиями. «Почти всякая сказка, если в ней покопаться, оказывается мифом»,- говорил В. А. Луначарский;

- каждая сказка несёт в себе обобщённую мысль, сильную аналогией, какими бы человеческими подробностями и правильными наблюдениями над повадками зверей и птиц они ни были бы наполнены.

2. 3. Анализ русских народных сказок.

Прочитать сказку, «услышать её, по мнению известного философа И. А. Ильина, может не каждый, а лишь тот, кто «пробьётся сквозь «толщу своей душевной прозы и окаменевшей трезвости». Только тогда он сможет понять смысл и идею сказки, «про все узнает и сможет задавать ей любые вопросы» о смысле земной жизни, о счастье, «можно ли судьбу преодолеть?». Как быть среди злых сил? Можно ли их избежать? А одолеть? Можно ли прожить кривдою на свете и куда она ведёт? Что лучше: правда или ложь? Неужели вправду, те незатейливые, с детства знакомые сказки смогут помочь ответить на такие сложные философские вопросы?

Вот всем известная сказка «Курочка Ряба». Долгое время считалось, что важная воспитательная мысль сказки – не нужно поднимать шум из-за пустяка, это может повлечь за собой непредсказуемые последствия. А ведь если внимательно вчитаться, то увидим, что сказка сродни античной мудрости. Во-первых, «жили дед и баба», а они и символ культа предков, и символ мудрости. По подтексту понимаем, что никого кроме Курочки Рябой у них не было – значит, они - бедные. И вдруг – чудо! Снесла Курочка золотое яйцо. Вот теперь должны бы дед с бабой разбогатеть! Но не могут они с этим благом соединиться: дед бил – не разбил, баба била – не разбила. А тут стечение обстоятельств, судьба: мышка случайно мимо бежала, махнула хвостиком, и яйцо разбилось. Казалось бы, у золотого яйца и осколки имеют ценность. Но нет, благо хорошо только тогда, когда оно целое, нетронутое. И курочка обещает снести им простое яйцо. Вот она глубокая мысль: живите своей жизнью, будьте естественны. Таким образом, в сказках мудрость народная, в них схема жизненного пути человека.

И это действительно так. Вспомним сказку «Царевна-лягушка» Главный герой - человек из высшего сословия – Иван-царевич. Какие же критерии оценки человека в царских семьях? В первую очередь, это закон почитания отца и матери, их наказа. Три дня ищет младший сын свою стрелу, находит её у лягушки-квакушки, боится, что» люди засмеют», а в жёны все равно берёт. Почему? Опять-таки отцовский наказ не выполнить- грех, может, жалко стало, а может, подумал, что от судьбы не уйдёшь. Вот и отец, к тому же царь, а значит, человек, умудрённый личным и государственным опытом, не посмеялся, а рассудил: чему быть, того не миновать, значит надо брать в жёны квакушку. Но в чужую семью войти не просто, необходимо пройти испытание. Что ценят в женщинах? Умение хлеб печь, чтоб семья не голодала, умение рукодельничать и умение быть весёлой, общительной. Вот он мудрый опыт житейский. А ещё учит сказка, что в семье решение надо принимать сообща, посоветовавшись, выслушав другую сторону, тогда и мир, и лад будет всегда. Неправильно поступил Иван: слишком быстро захотел решить все проблемы, а это, учит сказка, невозможно. Исчезла любимая, а без неё жизнь немыслима, да и вина лежит тяжким камнем на сердце. И отправляется царевич в дорогу. Дорога в сказке – это проверка личности, это символ. Часто герой идёт по лесу. Лес-это жизненная стихия, наполненная враждебными силами, которые соблазняют, путают героя, сбивают с пути истинного. Вот и Ивану-царевичу придётся много пережить, проявить и настойчивость, и терпение, и мужество, но без сердечности, доброты, жалости не обрёл бы он верных друзей. И снова напоминание: даже малое добро возвращается к нам добром. Иван же, пройдя все испытания, нашёл свою любовь, Василису Премудрую, и стали они жить в согласии. А как иначе? Нелегко досталось им счастье, а значит, и ценить они его будут по-настоящему. А сказка советует: боритесь за своё счастье, не опускайте руки, и оно обязательно к вам придёт. Она напоминает, какова цена человеческих отношений, в чём их значимость.

Главный герой наших сказок – Иван-дурак. Он, как правило, 3-й сын, слабый, нежный и, как говорят сейчас, контактен. Умеет со всеми ладить, ко всем прислушивается, все чувствует и слышит, собирает советы с миру по нитке. Он уязвим, но он побеждает. И получается, что сила – в уязвимости? Удивительная формула. А вспомните проблему выбора, решаемую этим героем в сказках. Часто герой выбирает самый трудный путь, потому что там, где сможешь победить зло, где потребуется сила, мужество, терпение, там обретешь счастье и благополучие. Замечательная мысль. Не помешало бы прислушаться к ней молодым людям нашего поколения. А сказка про Емелю-дурака? Кажется, что это насмешка над здравым человеческим смыслом: царевна полюбила дурака, Емеля свое чудесное средство употребил не на приобретение завидных благ, а на пустячные дела, которые запросто мог бы сделать и сам. Но сам мир, который его окружает, неразумен: в нем царит жестокость, обман, и страдает, чаще всего, тот, кто не ворует, не делает карьеры, кто добр, честен и незлобив. Не правда ли напоминает устройство нашего сегодняшнего мира? Так вот, смысл сказок о дураках не в прославлении дурачества, а в осуждении тех, кто кичится своим превосходством, не ценит простодушия, честности. Дурак нужен сказке для оценки ценностей «разумного мира» Дурак он в глазах окружающих потому, что живёт не по их законам выгоды и корысти, а по законам честности и справедливости. И в сказке-то именно дураку везёт, на его стороне удача. Правильно всё в сказке.

Удивителен образ женщины в русских сказках. Главная героиня всегда духовна. Например, Марья Моревна из сказки «Финист – ясный сокол». Авторы наделяют ее всеми чертами, которые радуют нас в других людях: это и золотые руки, и красота внешняя, и кротость, и терпеливость, и умение любить. Девушка, не задумываясь, отправляется на поиски любимого, и настолько она удивительный человек, что все к ней тянутся: и птицы, и животные, и даже три Бабы-Яги не могут устоять против обаяния и помогают ей. Казалось бы, совсем легко быть приветливым, ласковым, внимательным, легко завоёвывать сердца окружающих. Но думаю, что в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке скрыта огромная сила. Сколько времени могла она идти нелегкой дорогой, преодолевать трудности, да ещё и радоваться всему самому малому и обычному. Побеждает Марьюшка, обретает любимого, а сказка убеждает: сила женщины в её любви, в преданности, в способности преодолеть все трудности ради близких людей. Такие женщины всегда вызывают восхищение. Помните, кому Кощей Бессмертный доверил свою тайну смерти? Да, женщине. Не смог устоять перед её обаянием. Это его и погубило. Но в сказках у нас мало погибает персонажей: никто не испытывает удовольствия от чужой гибели. У нас сказка носит не истязательный, а соревновательный характер. Побеждают ум, находчивость, любовь, терпение.

Кроме того, в нашей сказке, отмечают исследователи, есть, так называемые, яруса превосходства. Медведь сильный там, где надо сломать дерево, а когда надо опуститься на дно морское, здесь уже ярус превосходства рыбки или лягушки. Каждый оказывается значимым на своём уровне! Сегодня ты победитель – завтра я, сегодня ты играешь очень важную роль, а завтра наступит моё время. Не правда ли, очень гуманная идея?

Вы замечали, что наши сказки «безденежные»? Речь почти никогда не идёт о богатстве и накоплении. У нас герои-романтики, для которых любовь, прощение превыше всего. И путь к счастью героя лежит через выполнение воли другого человека, через вхождение в его судьбу. Вспомните, девушка идёт решать свои проблемы, по пути яблонька, печь, речка просят о помощи, и она, забывая свои невзгоды, приходит им на помощь. Она все время делает что-то для других, и это помогает ей пройти все этапы пути. Совершается душевный обмен: помогая муравью, пташке, герой как бы набирается сил от общения с окружающим миром, т. е. свою жизнь ты сможешь построить тогда, когда научишсяь отдавать себя другим, получая взамен силу и энергию.

Вспоминается ещё одна замечательная сказка о «Правде и Кривде». Два мужика отправляются в путь, чтобы решить важный (философский) вопрос: как лучше жить по Правде или по Кривде? Большинство встретившихся людей, причём из разных сословий, говорят, что с помощью лжи, подтасовок, обмана жить легче. Кажется, зло победило добро, к тому же Кривда выколола глаза Правде за кусок хлеба. Но оказывается, с Кривдой невозможно выйти на новый уровень жизни, необходимо пройти мучения, страдания и, умывшись в ручье, прозреть, но это зрение – духовное, высокое, без чего жить в мире было бы очень сложно. А Кривда наказана, потому что она безнравственна.

Перечитав заново и проанализировав сказки, могу сказать, что они, действительно, дают ответы на все сложнейшие вопросы бытия:

• в чём смысл жизни;

• как строить свою семейную жизнь;

• что такое счастье;

• как относиться к своим ближним и близким, к родителям;

• что делать, если в дом, в страну пришла беда;

• как жить: по правде или лжи?

Причём делают это сказки ненавязчиво: «не любо – не слушай», может быть потому и слушается, что не против воли, что заколдовывает своей простотой и необычностью, таинственностью и мудростью. В наш прагматичный век, когда многие родители предпочли колыбельной и сказке компьютер, когда по телевидению все больше транслируются зарубежные мультфильмы (со своей идеологией, своим взглядом на мир), так важны наши сказки, которые способны порадовать душу, пробудить сердце.

2. 4 Анализ северных народных сказок

Во многих сказках говорится о привязанности человека к родным местам. Моя родина – Север, край суровый, но удивительный, как и удивительна его культура, литература, в частности сказки. Я имею в виду сказки коренных народов: ханты, манси, селькупов и т. д. Они не имели собственной письменности, но устное народное творчество было очень развито. На протяжении XIX-XX веков сказки, предания, легенды собирали русские, венгры, а в последние годы этим занялись и выходцы из северных народов. (Собиратели сказок – Р. Ругин, Еремей Айпин, Иван Истомин, Л. Лапцуй и др. )

Особенность северных народов – их близость к природе, бережное отношение к каждой травинке, цветку, боязнь разрушить красоту природы, так как она – неотъемлемая часть их жизни. Так же бережно они относятся и к животным: только жизненная необходимость заставляет их убивать. Часто в их сказках животные выступают в роли наставника или учителя: видимо, суровые условия жизни вынуждают человека не побеждать животное, а жить с ним в мире, заимствуя его опыт. В волшебных ямальских сказках действуют особенные фантастические герои (Налим, Болотный дух, Старик-месяц, Пурга и т. д. ), а в бытовых - решаются проблемы обыденного бытия человека, в них выражаются народные представления о правилах и нормах жизни.

«Давным-давно, когда ещё олени с людьми не дружили, когда ханты и манси не ездили, не летали, а по лесам и болтам ходили, себе пищу добывали, а мудрые древние старики говаривали: «Не пойдешь – не пожуёшь» стояло стойбище древних манси»,- так начинает одну из своих сказок Анна Митрофановна Конькова, бабушка Аннэ, ,в которых рассказывает о своём народе манси, об их обычаях, убеждениях, взглядах на жизнь.

Так сказка «Каждый другом силён» повествует о взаимоотношениях Зайчонка и Выдрёнка. Вроде бы и интересы их не всегда совпадают, а умеют быть настоящими друзьями: вовремя прийти на помощь, быть правдивыми друг с другом, не смеяться над недостатками, а если понадобится, то и жизнь спасти. Да, каждый становится сильнее, если рядом настоящий друг, верный, искренний, умеющий понять и простить, напоминает сказка. Ещё она учит бережно относиться ко всему, что окружает, потому что «на земле ни одна песчинка, ни одна былинка не лишние. На земле всё к месту, всё с великою пользою» Как было бы хорошо, если бы все люди руководствовались в жизни этим негласным законом, по которому предлагают жить северные народы. Очень важно прислушиваться к старым людям, считает один из героев – охотник, они прошли немало жизненных дорог, которые научили их мудрости, а теперь они могут поделиться и с тобой своими знаниями и, возможно, помогут избежать ошибок в жизни. Но без собственного опыта человек не сможет двигаться вперёд, а поэтому не надо сидеть на месте, пора в дорогу, потому что «дороги, где бы они ни лежали – многому учат»

А бабушка Аннэ продолжает рассказывать сказки о том, что маленькая Мышка может обмануть хитрую, видавшую виды Лису («Умный Сойтын»), что всё на земле устроено разумно, потому что «земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают» («Зайчонок и Комполэн»), что жадность и нарушение законов, традиций может привести к беде («Жадная Тэряйка»). Из её сказок понятно, что животные и люди очень связаны между собой, чувствуют горе и беду друг друга. живут в согласии и дружбе, приходят на помощь в трудную минуту, восстанавливая справедливость и закономерность в природе, нарушенную ими же («Маснэ и Зайчонок»)

Часто в сказках народов Севера прославляется трудолюбие, ведь без умения трудиться, не прожить на свете, ведь «человека руки кормят. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут». Вот герой из сказки «Миколкина кямка» достиг благополучия благодаря своему умению трудиться. Он до тех пор плёл ловушки для рыб (кямки), что «из кончиков пальцев капля за каплей стала сочиться тёплая кровь». Сказка учит, что только трудом можно добиться благополучия, стать прекрасным и внутренне, и внешне, найти своё счастье.

Ненецкая сказка «Три сына» рассказывает о трёх молодых людях, которые отправились искать счастье, но удалось его найти только самому младшему, потому что он уважал, любил и ценил свою мать, прислушивался к её советам, был настойчивым и трудолюбивым. Такую простую формулу счастья предлагает эта сказка, но почему-то не все смогли ею воспользоваться, видимо, не хватило им той самой любви к труду и упорства в достижении цели. Именно эти качества принесли удачу молодому человеку, который смог «вычерпать звёзды из ручья» и тем самым уничтожить злого волшебника и помочь всем бедным оленеводам вернуть своё добро. А сказка учит: главные составляющие успеха – это трудолюбие, целеустремлённость, упорство и, конечно, любовь к близким. Думаю, люди смогли бы многого достичь на жизненном пути если бы пользовались этой формулой. Просто, доступно и мудро.

А вот непослушание, лень (говорится в сказке «Храбрый Яндо и его сестра Тэюне») обязательно приведут к беде: из дома уйдёт тепло, уют, любовь. Вернуть их можно, только преодолев холод, голод, препятствия и преграды, счастье и радость приходят к тому, кто идёт им навстречу, кто хочет и может победить Зло внутри самого себя, а это сделать очень непросто, потому что необходимы сила воли, желание и вера. Яндо и Тэюне, брат и сестра, смогли победить зло сначала в самих себе, а затем и в окружающем мире и спасли близкого и родного человека – мать. Любовь и почтение к родителям, желание исправить свои ошибки обязательно, говорит нам сказка, принесут удачу.

Во многих своих сказках северные народы пытаются дать своеобразное объяснение явлений человеческого и животного мира, например, «Отчего карась плоский», «Почему рыбы живут в воде», «Отчего у зайца длинные уши», «Почему собаки только лают», «Почему Сова охотится за Мышкой» и многие другие. Так у зайца длинные уши оттого, что он любит подслушивать; карась, который в прошлом был «круглый, как котёл», поплатился за хвастовство и насмешку над другом-медведем (тот его прихлопнул лапой), а Сова охотится за Мышкой потому, что та оказалась обманщицей: оставила компаньона Воробья без еды на всю зиму. Во всех этих сказках торжествует Добро над Злом, наказываются отрицательные поступки героев.

Особенно интересна история объяснения бережного отношения человека к огню. («Хозяйка огня»). Оказывается, как-то разгневалась женщина на огонь, изрубила его и залила водой. Погас огонь во всём стойбище, а это верная гибель, ведь огонь, говорится в сказке, «светит, греет и кормит». Погиб огонь, и зажечь его теперь можно только от человеческого сердца. И женщина, совершившая ошибку, отдав своего ребенка, бросается на камни очага. Так она спасает всех от неминуемой смерти. Может быть, потому и относятся северные народы к огню как к живому существу, что он от человеческого сердца зажжён.

Итак, в северных сказках выражены народные представления о добре и зле, прославляются доброта, уважительные отношения к родителям, к старшим, любовь и дружба, трудолюбие и упорство. Люди, обладающие такими качествами, вознаграждаются, к ним приходят удача и счастье. А осуждаются в сказках жадность, лень, неблагодарность, трусость, герои же, обладающие такими чертами характера, наказываются. Кроме того, в этих сказках отражены представления северных народов о происхождении некоторых явлений человеческого и животного миров, отражены их мировоззрение, быт, нравы и обычаи.

Таким образом, сказки коренных народов Севера дают уроки доброты, честности, мужества, а иногда и хитрости, смекалки, выражают их стремления, мечты, мудрость, которые передаются из поколения в поколение как нечто важное, вечное, что не теряло и не теряет своей значимости для человечества в целом.

Особенностью ямальских сказок является то, что они лаконичны, просты, нет витиеватости, «плетения словес», как это можно встретить в русских сказках. Думаю, в этом тоже отразились особенности условий жизни на Севере: суровость климата, сложные условия жизни, немногословность людей - силы нужно тратить разумно. Но, несмотря на отличие северных сказок от сказок других народов, есть и общие сюжеты, которые переходят из сказки в сказку: например, история о трёх сыновьях и о трёх дочерях, история Пигмалиона в разных интерпретациях. Это ещё раз подтверждает мысль о «всеобщности» сказки, о сходстве человеческих устремлений, желаний, мыслительной деятельности у всех людей нашей планеты.

III. Заключение.

Перечитав заново давно известные сказки, познакомившись с новыми, в частности, сказками народов Ямала, изучив теоретический материал по вопросу, мы смогли раскрыть смысл и идею сказок, «приоткрыть» тайну этих произведений и пришли к следующим выводам:

• сказки – это не просто занимательные истории, призванные веселить человека, а произведения, способные ответить на серьёзные вопросы;

• сказка имеет вековую историю развития, традиции, передающиеся из поколения в поколение, а несерьёзные, пустые произведения не смогли бы выдержать испытание временем;

• в сказках отражается мировоззрение, быт, национальные особенности народов, но при этом она сильна аналогией, т. е. несёт в себе обобщённую мысль, характерную для многих народов и времён, а значит, воплощает потребности и идеалы, общие для всех людей;

• сказка даёт уроки доброты, мужества, говорит об экологии души и природы, о самоценности человеческой личности.

Одно из положений гипотезы подтверждено.

Работая над темой, мы узнали, что сказки,

-по утверждению врачей – психологов, помогают снять с ребёнка стрессовые нагрузки;

-помогают личности гармонично развиваться, вселяют уверенность;

-помогают создать стереотип образца и женского, и мужского поведения.

Теперь я точно знаю: жизнь очень мудро устроена, потому что на определённых этапах она возвращает нас к сказке, в которой, «и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее». И если «посетит тревога о судьбе России, придут «мысли черные» о личной судьбе, жизнь покажется «несносной раной», вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу»,- советует И. А. Ильин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)