Настенная живопись Североморска
В 2011 году наш город будет отмечать свой юбилей - 60 лет со дня рождения. К такой дате хочется, чтобы город выглядел обновлённым, свежим. Но сложности нашей жизни, обусловленные сменой курса развития страны, к сожалению, привели к приостановлению градостроительства. Поэтому, одна из городских проблем - поиск новых средств обновления уже существующего жилищного и общественного фонда.
Думается, одно из этих средств - настенная городская живопись, которой и посвящена моя исследовательская работа.
Настенная живопись, относящаяся к монументальной, своими историческими корнями уходит в далёкое прошлое. Когда-то это были пещерные рисунки (знаменитые пещеры Альтамира в Испании) или петроглифы на понойских камнях.
Первобытные художники-язычники, изображая животного, как бы <<замаливали>> его - обращались к высшим духовным силам с просьбой удачной охоты. Тогда настенная живопись выражала слабость человека перед миром и природой.
В римских домах I века до н. э. , сохранившихся в Помпее, Геркулануме, Остии, настенная живопись является своеобразным лицом жилища. Она свидетельствовала не только о вкусах и культурном уровне владельца дома, но и характеризует его общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности.
Вторым рождением в Европе монументальная настенная роспись обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном искусстве.
Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения - Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро дела Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Художники-маньеристы Паоло Веронезе и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, - Питер-Пауль Рубенс. Кстати по-латыни стена - murus, отсюда и художников, занимавшихся настенной живописью прозвали муралстами.
В ХIX столетии наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты - прежде всего Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших стены общественных зданий Мехико.
Со времён Петра Великого в России монументальная настенная роспись (и в интерьере и на фасадах) была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д. -Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф. -Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев-монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора.
В середине ХVIII столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса. В их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и внешнего оформления зданий. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные общественные и частные строения, уделяли пристальное внимание внутреннему декору, в том числе росписи потолков и стен. Не без влияния этих мастеров в моду входит альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные <<обманки>>, разнообразная колеровка и цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений и зданий. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.
Современная настенная живопись по своему практическому назначению относится к монументальной. Она имеет свои специфические черты. Это большие картины, украшающие строения изнутри и снаружи. Художник рисует их прямо на стене или потолке, благодаря чему они составляют одно целое с архитектурой. Важнейшей задачей художника является достижения синтеза, гармоничного соединения и логической связи, стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры. Такие картины приходится рассматривать издалека, и поэтому им совсем не нужны мелкие детали.
Настенная живопись предназначена для интерьеров фасадов, открытого городского пространства. С этим связана необходимость выбора для неё более прочных материалов, разработки технологий исключающих выгорание на солнце и размывание атмосферными осадками.
Предназначение настенной живописи разнообразно. Прежде всего, она украшает, обновляет здания, делает их привлекательными, создаёт особый колорит города. Тематика настенных рисунков может образовывать граждан, заставлять их задуматься о прошлом своей <<малой родины>>, а через познание прошлого будет проходить воспитание людей, формирование их гражданской позиции и прежде всего у молодёжи.
В Североморске настенная живопись представлена:
1. Герб г. Североморска (здание на углу улиц Душенова и Кирова).
2. Композиция <<Славный Северный Флот>> (дома №№ 6,8 по улице Сафонова).
3. <<Ветка рябины>> (дом №11 по улице Сафонова).
4. Абстрактная живопись (ряд зданий по улице Сизова).
5. Портрет Б. Ф. Сафонова (здание на центральной площади города).
6. <<Визитная карточка города>> (дом №1 по улице Северная Застава, на въезде в город).
7. <<Солнышко>> (дом №14 по улице Душенова).
8. Аппликация на здании магазина <<Евророс>> 9. Знак музыкальной школы на здании по улице Морской.
Эти работы выполнялись художниками ООО <<Алтай>> с середины 90- годов ХХ века.
Мотивами появления настенной живописи являются желание городской администрации отобразить своеобразие и уникальность нашего города и украсить фасады домов.
Из имеющихся в Североморске панно можно выделить три техники исполнения:
- это сама живопись, т. е. непосредственный рисунок красками на гладкой стене или рельефному изображению ( <<Ветка рябины>>, герб г. Североморска);
- панно, представляющее собой большой лист с нанесённым изображением и натянутый на основу (<<Визитная карточка города>>, портрет Б. Ф. Сафонова);
- аппликации, выполненные с использованием специальных самоклеющихся плёнок
(витрина магазина).
Мне захотелось продолжить работу над созданием настенных городских панно, но прежде поинтересовалась мнением своих сверстников. Был проведён социологический опрос. В нём приняло участие 115 ребят нашей школы. От их ответов зависело содержание моих проектов. Большинство (80%) обращают внимание на городскую живопись и желают принять участие в её разработке.
А вот среди любимых сюжетов хотели бы видеть: картины северной природы, граффити, сюжеты из истории города.
Продолжая тему поиска новых средств обновления зданий, учитывая традиции прежних работ и пожелания ребят, я разработала проект триптиха, который можно разместить на торцах зданий по улице Колышкина (дома №№ 4,6,8). Темой для триптиха служит связь между прошлым, настоящим и будущим нашего края.
Первая часть триптиха посвящена саамам - первым людям, появившимся на Кольском полуострове в 7 тыс. до н. э. Мы видим на нём фигуру саама и предмет его основного промысла, и источник жизни - оленя. Трудна была жизнь саамов, но они выстояли, время шло.
Вторя часть посвящена одному из сложных, переломных моментов в истории страны и края - Великой Отечественной войне (1941-45 г. г. ). Непреодолимой преградой встал тогда на пути захватчиков Северный Флот и части Карельского фронта. На моём панно изображена фигура памятника <<Алёша>> на фоне праздничного салюта, разрушенных зданий. Североморцы помнят героев войны и достойно несут службу по защите рубежей страны.
Третью часть я посвятила самой близкой для меня теме - теме моего детства, моей семьи, моих увлечений и успехов. На ней изображена семья как символ детской безопасности, защищённости на фоне городского пейзажа. Мы - дети, будущее Североморска.
Комментарии