Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Наш дом и его обереги

Что же такое – наш дом? Вы когда-нибудь задумывались всерьёз: что такое дом? Место, в котором мы существуем: четыре стены, крыша, окна и двери?. Наверное, нет, потому что всё это есть и в гостинице, и в больнице. Дом – это место, где мы можем расставить свои вещи, как нам нравится, и заниматься тем, чем нам хочется. Где мы будем стараться создать уют и наводить порядок, куда станем ежедневно возвращаться из «большого мира».

Много ли на свете людей, для которых дом не является чем-то важным в жизни?

Меняя коротенькие штанишки детства на тесные джинсы отрочества, каждый из нас стремится вырваться из родительского дома. В подростковом возрасте дом часто кажется помехой, ограничивающей свободу, возможность скорее стать взрослым и самостоятельным. Но ведь это только кажется!

Итак, дом – это не только стены, пол и потолок. Наш дом – это, прежде всего мы сами, мы, которые творим, создаём наш дом, а затем защищаем и оберегаем его, самый дорогой подарок нашей жизни. И не важно, великолепный ли это особняк или комната в коммуналке.

Что такое оберег? Это предмет, способный, по представлению язычников, охранить от разных бедствий, а также заклинания, произносимые с этой целью

Какие обереги защищают дом?

Сегодня во всём мире наблюдается большой интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто лучше осведомлены о принципах Фэн-шуй и прочих экзотических учений, чем о культурных традициях собственного народа.

Первый раз я узнала об оберегах в кружке «Берестяное чудо». Ещё я увидела их в магазинах и в каталогах, но меня не привлекали их цена и то, что они все одинаковые, а когда ты изготавливаешь их своими руками, то каждый из них получается индивидуальный. В кружке я познакомилась с правилами изготовления некоторых оберегов и узнала немного об их защитной функции. Мне захотелось узнать о них гораздо больше. Меня привлекла эта тема тем, что сейчас обереги начинают своё возрождение и мне интересна их история, их смысл. В межшкольном учебном комбинате на швейном профиле у меня появилась возможность расширить свои познания в этой области, сделать своими руками различные изделия-обереги.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в оберегах. Символику оберегов см. в приложении 2.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жильё и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

Во всех мировых культурах дом – это нечто большее, чем безопасное и комфортное пространство. Поэтому традиционный славянский дом обычно строился как модель Вселенной.

Народное жилище имело четырёхугольную форму. Крестьяне связывали её с четырьмя сторонами света. Передний угол всегда был ориентирован на солнечную (южную или восточную) сторону. В интерьере он имел в большей степени символическое значение Солнца и Бога на небе. Поэтому назывался передний угол чистым, красным, божьим, святым углом. По диагонали от него (на север и запад) находился угол с печью, которая представляла собой символ Земли. Место перед печью отводилось для кухни, на Среднем Урале его называли – куть и середа. Угол возле входной двери назывался подпорожным и подполатным и имел хозяйственное назначение. Культ дома – один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости его защиты.

Главным естественным рубежом дома являются стены, проёмы, крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы.

Дверь тоже служила естественным оберегом. В домах у дверей вешали специально вытканные шторы.

Русский дом полон значения, и каждая деталь в нём носит не только практический, но и магический характер. Одним из таких мест в доме всегда был порог. Наряду с дверью и замком, порог образует непреодолимое препятствие для нечистой силы. В повседневной жизни не разрешалось садиться или вставать на порог, здороваться через него. Согласно обычаю, молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться порога, поэтому её подчас и носят на руках.

В народной медицине с порогом связывается идея преодоления болезни и избавления от страдания. Так, при боли в спине или пояснице человек ложился на порог, а младший в семье ребёнок, мальчик, клал ему на спину веник и легонько как бы рубил топором. При этом происходил обрядовый диалог: «Что сечёшь? – «Утин (болезнь) секу». – «Секи горазже, чтоб век не болело».

Одним из важных оберегов был плетень. Он выполнял защитные функции, не впуская во двор чужаков и врагов. На него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил. Переплетение прутьев плетня символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

В наше время внимание к внешней границе двора – ограде почти исчезло, тем не менее, по-прежнему жива традиция – прибивать на ворота подкову на счастье.

Берегиня, ты моя берегинюшка!

Спаси ты меня от нечисти лютой,

От духа злого, недоброго.

(Заклинание)

Отчего же обитателям теневого мира так интересны мы, люди, наш мир, наши дома? Предполагается, что человек, его личность, энергетика являются наиболее удачным сочетанием большой информационно-энергетической насыщенности, творческого потенциала, за счёт чего и получают обитатели теневого мира своё вполне определённое воплощение. Они постоянно стремятся отнять у человека часть его энергии, его эмоций, его разума и таким образом получить возможность своего дальнейшего развития.

Наши предки очень хорошо ощущали постоянное голодное «внимание» со стороны сущностей теневого мира, поскольку вся их жизнь была пронизана сетями различных защитных «узоров» и хитросплетений.

До сих пор в некоторых домах на стенах, дверях, косяках окон можно увидеть рисунки, призванные охранять дом, – обереги. Помогает ли это дому? «Безусловно!» – считает Анастасия Семёнова, автор-журналист серии книг «Истоки здоровья» . Чтобы иметь реальную защищающую силу, достаточно вышить или нарисовать определённый узор-оберег (см. табл. 1).

Таблица 1

Традиционные значения узоров-символов

Символ Значение символа

Крест Преграда злу, отвращение зла от дома

Круги Материнство, плодородие (удача, когда «дом – полная чаша»)

Звёзды Разум, творчество, успех в этих сферах деятельности

Дерево Долголетие, взаимосвязь всего со всем в этом мире

Квадраты Плодородие, усиливается продольной и поперечной штриховкой

Треугольник Человек; доброе, любовное общение

Волнистая линия Вода, Мировой океан; начало жизни, переменчивость и приспособляемость

Вертикальная волнистая линия Совершенствование, путь наверх, к вершине

Спираль Мудрость

Если постоянно держать в своём доме узоры, которые вам кажутся наиболее важными для его благополучия, то обереги защитят ваше жилище.

Вспомним наших прабабушек – сколько рушников, подзоров на кроватях было у них испещрено всякого рода узорами, и не только для красоты. Эти узоры ещё и охраняли их домашний очаг.

1. 2. 2. Домовой

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!

А. С. Пушкин, «Домовому»

Борьба с древней языческой верой продолжалась на Руси многие века и закончилась удивительным смешением христианской веры с местными обычаями и укладом жизни, образовав уникальную культуру православного христианства.

Многое было утрачено и забыто, но некоторые древние представления об окружающем мире и населяющих его существах и духах живы и поныне. Особенно «живучими» оказались мелкие добрые духи жилищ и разных отдельных мест крестьянского хозяйства, которых ещё называют общим именем «домовые». Это собственно домовой; баюнок – сказочник, песенник колыбельный; банник – дух бани; берегиня – подобное домовому божество, но женского рода; овинник – хозяин овина. Были также духи-проказники и шалуны – прокураты, прокуды. Отеть – дух лени. Кикиморы, бесы, шишиги более известны по народным сказкам. Домовые считались покровителями дома и хозяйства.

Домовой – дух домашний, хозяин дома, заботящийся о благополучии их обитателей, скотины во дворе. У славян существовал культ домового со множеством обычаев. Например, при переходе в новый дом обязательно приглашали домового с собой. Перед тем как ломать старую избу, брали икону, хлеб и призывали домового выйти из дома, чтоб не остался он под развалинами. Внешне облик домового походил на облик человека. Жил он как простой крестьянин, всей семьёй – с женой (кикиморой, доманушкой) и с детками.

Домовой приходит в дом по своему желанию. Но притягивают его к дому характеры людей. В доме, где люди работящие, и домовой такой же: следит за хозяйством, не даёт случиться пожару, убежать воде и тесту, сгинуть скотине, незримо будит хозяев в нужное время или в момент опасности.

Если же хозяева ленивые – и домовой не особо старается притянуть богатство и прибыль в дом. А вот в доме, где хозяева – сварливые пьяницы, домовой не живёт, по дому и по двору в таких хозяйствах ходит нечисть.

Домовой – дух не светлый и не чёрный, он как обычный человек, и мерзости и добра в нём приблизительно поровну.

Домовые – существа жутко меркантильные. Селятся они с нами потому, что им это выгодно. Они получают кров, где живут, пищу, убранство, но честно платят человеку за это, помогая во всех делах. Из живущих в доме домовой всегда выбирает самого дельного и хозяйственного: его и бережёт, ему и помогает.

Домовой может менять облики, но человеку чаще всего показывается в привычном человеческом обличье, только маленького роста. У него непременно седая, длинная борода, волосы на голове всклочены. Они застилают его лицо. Голос у домового глухой и суровый. Он любит браниться, при этом употребляет ругательные слова. Считалось, что всё тело домового покрыто густой шерстью и мягким пушком. У него даже подошвы и ладони в волосах. Без волос только лицо около глаз и носа.

Беспокоить домового можно лишь в случае крайней необходимости, а не по простому любопытству. Если домовой на нас рассердился, то всё в доме пойдёт наперекосяк. Может начаться то, что сейчас именуется явлением полтергейста: грохот тарелок, брызганье воды, стуки в мебели и т. п.

Проще всего увидеть домового, встав на пороге, наклонившись и посмотреть сквозь свои ноги. Внутренним взором вы увидите своего домового и при этом не потревожите его.

Домовые так же бывают мужского и женского рода, образуют семьи, имеют детей-домовят. Растут, взрослеют, стареют.

Итак, как же заиметь этого спутника благополучия в доме, как его не потерять?

Когда вы въезжаете в новый дом, там чаще всего ещё нет домового. Если вы живёте хорошо, богато, счастливо, дружно, то вам лучше не искушать судьбу переменой. Заберите с собой своего старого домового на новое место жительства. Делается это так: берётся любой старый (который вы уже не носите) башмак, ставиться по середине старого дома и вами трижды в слух произноситься: «Домовой-домовеюшка, хозяин-батюшка, садись в сани, поедем с нами». Этот башмак привозите в свой новый дом и в первую ночь, когда вы там ещё не ночуете, оставьте его по середине комнаты.

Домовой – собственник дома. Если кто-то в отсутствии хозяев пытается переночевать в доме, где живёт хороший домовой, то спать гость будет очень плохо. Домовой будет мешать человеку и может даже наваливаться и душить. Чтобы это не произошло, останавливаясь на ночлег в чужом доме, даже с разрешения хозяев, произнесите перед сном: «Дядюшка-домовой, прими не век вековать, а ночь ночевать» – и будете спать спокойно.

Домовой любит, когда люди его вспоминают – подносят угощения, обращаются с просьбами. Иному домовому мало еды и питья, требуются вещи. Если в доме пропадают ложки, вилки, часто не можете найти какие-то предметы, подарите домовому монетки или что-то блестящее – положите их в угол, где он живёт. Хороший домовой в доме, хозяева с ним ладят – в доме будет богатство, счастье, спокойствие и беды будут обходить такой дом стороной. [6, С. 25-33].

В каждом доме – свой домовой. Только свой домовой позаботится о доме, только он является добрым. Чужой домовой всегда зол, он постоянно старается вредить человеку во всём. Против чужого домового произносят заклинание, чтобы защитить себя. В заговоре, как правило, испрашивалась защита светлых духов «от чёрта страшного, от чужого домового». Это пошло с древности, когда роды были большими и нередко враждовали друг с другом. Поэтому и получилось, что раз родоначальник другого рода – враг, значит, и домовой этого рода – враг.

Отношение к домовому как прародителю просматривается в разных обрядах, в частности перед постройкой дома. Верили, что новопостроенное жильё только тогда будет прочно, когда умрёт глава поселившейся в нём семьи. Он после смерти и будет охранять. Верили также в то, что тот из родичей умрёт раньше, кто первый вошёл в новый дом.

Домовой очень тесно связан с Родом. По сути, домовой – это тоже Род, но «род» – хранитель отдельной семьи, отдельного двора, а не целого рода. Хранителем целого рода является Род. В определенный исторический период род распался. По этому Рода заменил домовой.

Домовой (домовик, доможил, сусед, дворовик, хозяйнушко, дедок и др. ) – это домашний дух, черный страшный человек в шерсти, но может показаться и как женщина (его пара – кикимора), кошка, свинья, крыса, собака, теленок, серый баран, медведь, черный заяц (в связи с поверьями, что домовой – дух животного, заложенного в качестве строительной жертвы в фундамент дома); есть сведения о его змеиной природе.

К своему домовому относились достаточно тепло – он приносил в дом благополучие. Ежегодно 28 февраля после ужина домовому кое-где оставляли на загнетке (ямка на печи для жара) горшок каши, обложенной горячими угольями.

1. 2. 3. Веник

Наши далёкие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы. Их искренняя вера в чудесные возможности таких простых и привычных вещей как веник, венок и т. д. , нашла своё отражение в оберегах.

Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.

Веник, подвешенный вверх метёлкой, – к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Множество примет и поверий связано с веником. Издавна существовал обычай обметать веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Веники-обереги бросали вслед человеку, обладающему «дурным глазом», им обметали больного, мели дорогу жениху и невесте, ставили у изголовья кровати роженицы и у колыбели младенца.

Повесить веник-домовушку можно в любом месте дома. Но, поскольку излюбленным местом обитания домового является всё-таки кухня (считалось, что домовой мог обитать и под обычным веником), то и подарок для него лучше разместить на кухне. На Федорин день (24 сентября), когда домовой не покидал своего убежища, в доме не убирали и не выносили мусор.

Сделанный своими руками веник-обегег создаст на кухне позитивный настрой, поможет быстро справиться с домашней работой и подарит хорошее настроение всей семье.

1. 2. 4. Тряпичная кукла

Кукла «12 лихорадок»

Лихорадки, как известно в медицине, очень близки к горячкам. Те и другие по большей части происходят от простуды или появляются в человеке во время расстройства здоровья. Часто раненый от потери крови получает лихорадку. Лихорадки вообще господствуют между жителями приморских стран, а также в странах, изобилующих болотами; от того-то, может быть, народная поэзия создала миф о лихорадке, непременно возникающей или из Черного моря, или из моря-океана.

Лихорадка — это имя одной из двенадцати дочерей иудейского царя Ирода. По библейской легенде, узнав о рождении Иисуса Христа, он приказал устроить «избиение (т. е. уничтожение) младенцев». Отсюда нарицательное значение имени

Ирод — злодей. Ну а лихорадка, лихоманка — злодейка, приносящая страдания больному и его близким.

О лихорадках в народе существуют пословицы: «Лихорадка – не матка: треплет, не жалеет», «Лихорадка пуще мачехи оттреплет», «Уходила, умучила, согнула да скрючила».

Самый короткий заговор от лихорадки — «приходи вчера!»

Куклу «12 лихорадок» подвешивали на красной нитке над печкой на целый год. Каждый год на Святках (15 января) «12 лихорадок» заменяли.

По народному календарю 15 января – день Селивёрста. В народе говорили: «В Селивёрстов день заговаривают лихоманку», «Селивёрстов день гонит лихоманок сестёр за 77 вёрст», поэтому и вывешивали в этот день «12 лихорадок». Чтобы изгнать все хвори их дома, ранним утром 15 января топили печь по-чёрному, произносили специальные заговоры. Затем, одевшись во всё чистое, под присмотром самой старшей женщины в семье изготавливали 12 новых кукол, которые будут оберегать жилище весь год до следующих Святок.

Оберег состоит из 12 одинаковых кукол, которые изготовлены из 12 лоскутов ткани разных цветов, что является обязательным условием. Каждая из 12 кукол имеет своё название: Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Ледея, Трясея, Огния, Ломея, Пухлея.

Куклы «День и Ночь» – обереги жилища

Вариант 1.

Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Днём выставляли вперёд светлую, а ночью – тёмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Вариант 2.

Кукла имела две стороны: тёмную и светлую. Делали её под Новый год. Ежедневно утром и вечером эту куклу поворачивали то светлой стороной – на весь день, то тёмной – на ночь. Иногда такую куклу называли «Перевёртышем». Её брали в новый дом при переезде, дарили на свадьбу родители своей дочери или сыну.

Кукла «Пеленашка»

В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной помощи, какую мы знаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, сразу же после рождения мальчиков заворачивали в рубахи их отцов, а девочек – в юбки матери. Таким образом, со старыми вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей.

Чтобы сбить с толку злых духов, спелёнатую куклу подкладывали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнатым.

Сегодня такой способ пеленания младенцев считается варварским: ограничиваются жизненно важные функции ребёнка. Но в традиционном русском быту это был единственно признаваемый способ.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Кукла «Баба»

Ещё в начале ХХ века тряпичная кукла «Баба» была одним из самых распространённых образов народного искусства. Куклу шили практически в каждой семье. Кукла полагалась в приданое, она передавалась по наследству из поколения в поколение. Обязательным считалось обозначение груди у куклы, подтверждающее связь её с культом плодородия и материнского начала. Кукла выполнялась без лица. Считалось, что в кукле без лица (без души) не может селиться «нечистая сила», поэтому она оберегает ребёнка и дом от беды. Чтобы уберечь детский сон и покой, куклу клали рядом с ребёнком в колыбель. В этом заключалась обережная роль куклы.

Изготовленные обереги жилища (домовые, веника, куклы) представлены в презентации.

2. Технология изготовления оберегов

Технология изготовления оберегов представлена инструкционными картами с последовательностью операций. Инструкционные карты на изготовление кукол «День и Ночь», «12 лихорадок» составлены по описаниям мастера Агаевой И.; куклы «Пеленашка» по описанию Астраханцевой С. В. ; куклы «Домовёнок Кузя» по описанию Ивановой Т. А..

Инструкционная карта 1 на изготовление оберега «Домовой-1»

1. Выкроить из мешковины прямоугольник (20×80см. ).

2. Сложить прямоугольник по длинной стороне два раза вдвое, чтобы получился мешочек.

3. Соединить боковые срезы мешка ручными стежками швом «вперёд иголку».

4. Сложить нижние углы мешка треугольником и скрепить их ручными стежками «вперёд иголку».

5. Завязать мешок сверху шпагатом.

6. Сделать бороду домовому из льна: а) перевязать всю длину льна пополам шпагатом; б) согнуть и перевязать шпагатом ещё раз, чтобы получился нос.

7. Пришить нос и бороду к мешку.

8. Сделать домовому волосы из льна и привязать их к хвостику мешка шпагатом.

9. Завить волосы, чтобы получить кудри.

10. Разметить местоположение глаз и приклеить их.

11. Сплести лапоточки из бересты.

Инструкционная карта 2 на изготовление оберега «Домовой-2»

Начать изготовление оберега аналогично пунктам 1-8 инструкционной карты 1.

10. Обработка аналогично пунктам 10-11 инструкционной карты 1.

13. Изготовить из плотной бумаги шляпу – цилиндр.

14. Приклеить шляпу к хвостику мешка.

Инструкционная карта 3 на изготовление оберега «Домовёнок Кузя»

1. Выкроить из светлой льняной ткани квадрат произвольного размера.

2. Сплести из шпагата две косички для ног и одну для рук. Концы косичек скрепить нитками.

3. В центр квадрата положить синтепон и ножки.

4. Ткань свернуть, сформировать голову, перевязать ноги и голову нитками.

5. Протянуть под голову косичку для рук, перевязать куклу нитками по талии.

6. Изготовить брюки-порты, надеть их на куклу.

7. Из вязальных ниток сплести косичку-пояс и подвязать его брюки.

8. Из мешковины и синтепона сформировать лапоточки и привязать их нитками к ножкам.

9. Приклеить (пришить) глаза, нос. Прикрепить ручки к брюкам.

Инструкционная карта на изготовление оберега «Домовой - веник»

1. Распустить готовую мочальную кисть, сформировать из неё веник, перевязав шпагатом.

2. Положить заготовку под пресс, предварительно смочив её водой.

3. Сделать бороду домовому из льна: а) перевязать всю длину льна пополам шпагатом; б) согнуть заготовку пополам и перевязать шпагатом, чтобы получился нос.

4. Пришить бороду домового к венику.

5. Сшить шапку домовому.

6. Надеть шапку на ручку веника.

7. Приклеить глазки.

8. Приклеить зерно.

9. Приклеить божью коровку.

10. Приклеить деньги (бумажные).

Инструкционная карта 5 на изготовление куклы «Пеленашка»

1. Выкроить: а) из льняной ткани квадрат со стороной 40см б) две косынки в) квадрат из хлопчатобумажной ткани со стороной 25см (для пелёнки) г) прямоугольник (6×75см) для пояса

2. Скрутить квадрат.

3. Перевязать свёрток по линии шеи и талии.

4. Повязать на голову два платка (нижний и верхний).

5. Спеленать куклу в пелёнку.

6. Аккуратно подвернуть низ пелёнки.

7. Сложить пояс вчетверо по длине и закрепить.

8. Закрепить пелёнку поясом, не завязывая узлов.

Инструкционная карта 6 на изготовление куклы оберега «Баба»

1. Выкроить из белой ткани квадрат со стороной 26 см (для головы куклы).

2. Выкроить четыре квадрата со стороной 24 см: два – одного цвета и два – другого (для рук, туловища и груди).

3. В центр белого квадрата положить комочек синтепона, обернуть его и перевязать шею нитками.

4. Из двух других квадратов сформировать два шарика аналогично пункту 3, но мелких размеров (для получения груди).

5. Из оставшихся двух квадратов сформировать руки: свернуть квадрат по диагонали, затем пополам и скрутить конусом. Кисти рук перевязать ниткой.

6. Сборка куклы: соединить заготовки головы, рук и туловища в единое целое.

7. Одеть куклу в передник и повязать голову платком.

Инструкционная карта 7 на изготовление куклы «День и Ночь – 1»

1. Выкроить: а) – два квадрата со стороной 30см (один – из светлой ткани, другой – из тёмной); б) – два прямоугольника (18×14см): один – из светлой, другой – из тёмной ткани

2. В центр светлого квадрата положить комок синтепона для головы куклы.

3. Сложить квадрат по диагонали. Внутрь по центру уложить свёрнутую трубочкой бумагу.

4. Сформировать голову куклы, перевязав шею нитками.

5. Тёмный квадрат сложить по диагонали и привязать к голове нитками так, чтобы она чётко делилась на две части: тёмную и светлую.

6. Сформировать ручки: сложить углы светлой и тёмной ткани, связать их между собой так, чтобы со светлой стороны не было видно тёмной, а с тёмной – светлой.

7. Стачать длинные стороны прямоугольников (светлого и тёмного) для образования юбки швом шириной 0. 5-0. 7см.

8. Разутюжить швы.

9. Застрочить низ юбки, образуя шов вподгибку с закрытым срезом шириной 0. 7-0. 8см.

10. Сплести пояс из ниток.

11. Привязать по линии талии юбку поясом, предварительно подогнув её верхний срез на изнаночную сторону по 2см. Необходимо следить за тем, чтобы тёмной стороне куклы соответствовало тёмное полотнище юбки, светлой – светлое.

12. Для того, чтобы скрыть стык тканей, на голову нужно привязать толстую длинную косу.

Инструкционная карта 8 на изготовление куклы «День и Ночь - 2»

1. Выкроить из хлопчатобумажной светлой ткани квадрат со стороной 30 см.

2. В центр квадрата положить комочек синтепона.

3. Квадрат ткани сложить по диагонали, сформировать голову.

4. Перевязать шею нитками в тон ткани.

5. По бокам сформировать руки: уголки ткани загнуть внутрь, перевязав руки нитками в тон ткани.

6. Завязать пояс нитками в тон ткани.

7. На голове куклы закрепить потайными стежками ленту – повязку.

8. Вторую куклу изготовить аналогично первой, но из ткани и ниток тёмного цвета (обработка аналогична пунктам 1 - 7).

9. Из синей и белой ниток скрутить шнурок.

10. Прикрепить потайными стежками шнурок сзади к повязкам на головах кукол.

Инструкционная карта 9 на изготовление оберега «12 лихорадок»

1. Выкроить из хлопчатобумажной цветной ткани квадрат со стороной 15см.

2. В центр квадрата положить комочек синтепона для головы куклы.

3. Свернуть ткань так, чтобы голова оказалась в центре.

4. Полученный свёрток согнуть пополам, отделить голову нитью. К голове привязать красную нить.

5. Поднять переднюю часть ткани к голове, положить комочек синтепона – это тельце куклы.

6. Опустить переднюю часть ткани и перевязать красными нитками крест на крест.

7. Изготовить ещё одиннадцать таких же кукол из разных тканей (обработка аналогично пунктам 1-6).

8. К длинной красной нитке привязать за нитку на голове все двенадцать кукол.

Инструкционная карта 10 на изготовление оберега «Веник – 1»

1. Выкроить из хлопчатобумажной ткани детали сарафана и рубахи.

Детали кроя сарафана: а) клин юбки – 8 деталей (прямоугольник со сторонами 520×140мм); б) лиф – 2 детали (прямоугольник со сторонами 520×120мм); в) бретели – 2 детали (прямоугольник со сторонами 70×360мм).

Детали кроя рубахи: г) перед и спинка цельновыкроенные с рукавом – 1 деталь; д) косая бейка – 1 деталь (прямоугольник со сторонами 280×30мм горловины; е) накладная деталь рукава – 2 детали (прямоугольник со сторонами 50×250мм); ж) завязка горловины – 1 деталь (прямоугольник со сторонами 540×20мм); ж) завязка рукава – 2 детали (прямоугольник со сторонами 300×20мм); и) косынка – 1 деталь

2. Обработка деталей сарафана

Заготовить юбку.

Сметать клинья по боковым срезам так, чтобы срезы располагались на лицевой стороне. Стачать боковые срезы клиньев швом шириной 0,7см. Разутюжить швы.

3. Наметать тесьму на соединительные швы, закрывая срезы.

4. Настрочить тесьму.

5. Собрать верхний срез на сборку.

6. Наложить изнаночную сторону тесьмы на изнаночную сторону нижнего среза юбки, наметать и настрочить.

7. Перегнуть тесьму на лицевую сторону юбки, наметать её отлетной край и настрочить.

8. Заготовить бретели.

Сложить бретель вдвое лицевой стороной внутрь, сметать срезы швом шириной 1см, стачать, разутюжить, вывернуть, выметать кант, приутюжить.

9. Заготовить лиф.

Сметать боковые срезы швом шириной 1см, стачать, разутюжить.

10. Наметить на лифе местоположение бретелей.

11. Приметать бретели к лифу, сложить детали лифа лицевыми сторонами внутрь, сметать верхние срезы и обтачать швом шириной 0,7см. Шов разутюжить, вывернуть лиф на лицевую сторону, выправить и выметать кант, прострочить.

12. Приметать нижнюю часть лифа к юбке, притачать, шов заутюжить в сторону лифа. Нижний срез верхней части лифа подогнуть на 1см, наложить на шов соединение с юбкой, наметать и настрочить.

13. Обработка деталей рубахи

Сметать боковые срезы и срезы рукава швом шириной 1 см, стачать, обметать, заутюжить.

14. Наметать накладную деталь на рукава до локтя, срезы закрыть тесьмой с обеих сторон, настрочить.

15. Обработка низа рукава аналогична низу сарафана.

16. Заготовить завязки.

Деталь сложить в четверо по длине и приутюжить. Соединить накладным швом с закрытыми срезами.

17. Перевязать рукава завязками.

18. Обработать горловину кулиской:

Боковые срезы косой бейки заметать и застрочить.

Обтачать косой бейкой горловину, вывернуть на лицевую сторону, подогнуть отлетной край, наметать и настрочить на горловину.

Вставить завязку в горловину.

19. Обработать низ рубахи швом вподгибку с закрытым срезом (шов шириной 1см).

20. Выполнить окончательную ВТО изделий.

21. Одеть веник в рубаху, сарафан, повязать косынку.

Инструкционная карта 11 на изготовление куклы оберега «Веник – 2»

1. Насыпать в небольшие целлофановые пакетики по 2 столовые ложки крупы, бобов, фасоли; связать шпагатом.

2. У искусственных цветов отделить листья и продеть сквозь отверстия шпагат, завязать узел.

3. Привязать пакетики к прядям веника.

4. Приклеить на метёлку веника сухофрукты, красный горький перец.

5. Приклеить на ручку веника искусственный листок.

6. Привязать красную ленту к ручке веника.

Реклама изделий представлена в буклете.

3. Экономический расчёт

На изготовление оберегов были израсходованы следующие материалы (см. табл. 2):

Таблица 2

Наименование материалов Единицы измерения Расход материалов Цена Сумма, руб.

материалов, руб.

Лоскут тканей – – – –

Нитки швейные катушка 0,5 10-00 5-00

Сантехнический лён шт 2 20-00 40-00

Отделочный элемент «Божья коровка» шт 3 10-00 30-00

Семена подсолнечника пакет 1 8-00 8-00

Веник шт 2 40-00 80-00

Глаза пары 3 10-00 30-00

Тесьма отделочная м 5 10-00 50-00

Лента атласная м 0,3 4-00 1-20

Синтепон (обрезки) – – – –

Шпагат (обрезки) – – – –

Семечки тыквенные пакет 1 12-00 12-00

Супер-клей универсальный «Контакт» шт. 2 24-60 49-20

Кукуруза, горох, бобы (сушеные) пакет 1 21-00 21-00

Итого: 326-40

Затраты на электроэнергию складываются из затрат на освещение, работу утюга и работу швейной машины с электроприводом. Так как работы проводились в дневное время, то затраты на освещение равны нулю.

Расход электроэнергии:

А = NT, (1) где А – расход электроэнергии, кВТ;

N – мощность, кВТ;

T – время работы, час.

Стоимость электроэнергии:

С = AЦ, (2) где C – стоимость электроэнергии, руб. ;

Ц – цена 1 кВТ/ч.

Таблица 3

Затраты на электроэнергию

Показатели Утюг Швейная машина

Время работы с оборудованием, час

Мощность оборудования, кВТ 1 0,095

Расход электроэнергии, кВТ*ч 1 0,05

Стоимость

1 кВТ *ч электроэнергии, руб. 2-00 2-00

Стоимость электроэнергии, руб.

2-00 0-10

Итого: 2-10

Итак, расходы составили: 326 руб. 40 коп. + 2 руб. 10 коп. = 328 руб. 50 коп.

Заключение

Выполняя эту работу я узнала много нового и интересного.

В наши дни мир стал более беспощадным, но в душах людей по-прежнему живёт вера в добрые чудеса и, кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то ещё. У многих в доме есть предметы, которые выполняют обережную функцию.

Я узнала историю оберегов, узнала их защитную функцию, технологию их изготовления. Оказалось, что изготовление оберегов не так сложно. Этому сможет научиться каждый. И при определённом упорстве и заинтересованности можно изготовить свой оберег.

Созданные моими руками обереги нравятся мне больше, чем те, что продают в магазинах. Если кто-то сделает оберег своими руками, то он окажется для него по-своему совершенным.

Работа над темой проекта помогла мне открыть для себя прелесть этих наивных и в то же время исполненных глубокого скрытого смысла вещей-оберегов.

Наши предки хорошо понимали, что они, являясь частью природы, подчиняются законам её развития. В основе их мировоззрения лежали идеи мира как единой системы, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

Мне хотелось попробовать научиться использовать лучшее из опыта прошлых поколений, чтобы объединить это со знаниями и возможностями современности, сделать наш мир более добрым и гармоничным. Я думаю, что мне это удалось. Обращение к славянским традициям раскрывают истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяет украсить и защитить дом, сделать оригинальный подарок на свадьбу или новоселье.

Особенность славянских оберегов в том, что они открывают простор для творчества. Помимо традиционных, я попробовала сделать свой собственный семейный оберег. В работе меня вдохновлял личный интерес и возможность сделать что-то своими руками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)