Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Народные промыслы на Севере

Мы родились и живем на Севере. Это необозримые просторы тайги, бескрайние болота, спокойные полноводные реки, отражающие в своих водах скупое на краски северное небо. Сурова природа Русского Севера. Трудные условия жизни выковали мужественную, гордую и сильную породу людей – северян и поморов. Были они умны и немногословны, а своё миропонимание отражали в предметах своего труда. Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такое разнообразие форм и творчества, как на Севре, вряд ли где можно найти!

В нашем семейном роду прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки занимались валянием валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из бересты кузова, корзины, туеса, украшения, выращивали и обрабатывали лён, ткали половики. Сегодня в печати много разнообразной литературы о народных промыслах и центрах народного декоративно – прикладного искусства. Но недостаточно информации о таких промыслах, как бондарное дело, валяние валенок, выращивание и обработка льна. К сожалению, нет единого литературного источника о народных промыслах нашей местности. Неудивительно, что мои земляки имеют недостаточное представление о ремёслах своего места, где живут, о национальных традициях, культуре своего народа.

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров-ремесленников. Надо спешить, ведь время неумолимо и к жизни, и к памяти людской. Надо перенять опыт молодым. Искусство народных промыслов – связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Цель работы: систематизация и обобщение материала о народных промыслах и мастерах моего семейного рода.

Задачи: изучить литературу, материалы прессы, традиционные способы работы умельцев, собрать опыт народных мастеров моей семьи, и познакомить земляков с народными промыслами нашего семейного рода.

Методы: беседа, интервью, анализ и синтез литературы, изучение прессы, практикум.

Объект исследования: семейный род.

Предмет исследования: народные промыслы.

1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Народные промыслы отражают культуру, религию, философию народа. Они обращены к природе, к раскрытию её внутреннего содержания, бережному использованию ресурсов, тесно связаны с географическими особенностями региона. Промыслы – это, во- первых, занятие охотой, добыча зверя, птицы, рыбы; во-вторых, мелкое ремесленное производство, включающее выпуск бытовых изделий ручным способом и изготовление народных художественных изделий. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создаёт атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Вещи, созданные мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива

2. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАШЕГО СЕМЕЙНОГО РОДА

2. 1 Добыча зверя, птицы, рыбы

Природно-исторические условия нашей местности создают предпосылки для развития промыслов. Леса и реки, богатые зверьём, дичью и рыбой, способствуют развитию промыслов по их добыче. Основным направлением охоты издавна является товарно-пушное. Промысловыми зверями являются белка, заяц, лось, горностай, куница, лисица, кабан, рысь, волк, норка. Рабочее время охоты на пушного зверя, как правило, подразделяется на два периода: подготовительный (с апреля по октябрь) и промысловый (с ноября по март). Добывают куропаток, рябчиков тетеревов, глухарей. Начинается охота на дичь обычно с конца сентября. Ведётся всю зиму и в среднем продолжается до начала марта. Основным видом охоты является охота с ружьём и собакой. Ею занимаются охотничьи хозяйства и отдельные охотники-любители. Распространено речное рыболовство. Издавна рыба всегда были ощутимым подспорьем в питании людей. Её ловили в реках и в озёрах. Население ловит разнообразную рыбу: от ерша до щук. Удачной считается рыбалка, если улов состоит из более ценных рыб – «белой рыбы» (зеляди, пеляди, сига, леща). Рыбу принято солить, замораживать, сушить, коптить, жарить Этим промыслом занимаются мой брат и отец, дяди.

2. 2 Художественная обработка металла

Изделия из металла составляют важную часть повседневной жизни людей. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечивают создание подлинного произведения искусства даже из железа. Финифть «усольского дела» вошла в сознание современных любителей старины благодаря удивительным украшениям на предметах культового характера. Финифть или живописная эмаль – уникальная роспись эмалевыми красками по белому эмалевому грунту на предметах из металла. В переводе с греческого «финифть» - блестящий камень. И действительно, белоснежные пластины из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. Прозрачность, чистота и звучность цвета эмалированных красок придают изделиям из финифти нарядность и декоративность. Эмаль оживляла перстни, серьги, пуговицы, нагрудные иконки, женские украшения с росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

В 1998 году была создана ювелирная мастерская «Усольские эмали». Предпосылкой послужило открытие в Архангельской области крупнейшего в Европе месторождения алмазов, а также желание возродить традиции мастеров. На сегодняшний день предприятие производит различные ювелирные украшения, начиная от классических обручальных колец и заканчивая изделиями с жемчугом, топазами, бриллиантами. На данные момент мастерская освоила более 500 моделей. Каждое изделие проходит специальную экспертизу в Северной инспекции пробирного надзора, где его проверяют и ставят клеймо соответствия пробе золота. Мастерская изготовляет ювелирные изделия и по заказам населения. До 600 человек в месяц обращаются в мастерскую отремонтировать и переделать свои украшения. Всё начинается с рисунка. Затем изготавливается мастер-модель. Ажурные узоры в ней вырезаются вручную специальной полоской закалённой стали под названием штихель. 16 технологических циклов должна пройти модель, чтобы стать сверкающим ювелирным изделием. Закрепка камня – ответственный момент. Камень вставляется под микроскопом в полностью сделанное и отполированное изделие.

Здесь работает мой двоюродный брат Красюков Андрей Владимирович. Он гравёр-закрепщик. Генеральным директором является Павлов Владимир Владимирович. В одно время у котласских мастеров появилось опасение, что мода на финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования она своего от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены. В этом могут убедиться мои земляки.

2. 3 Изделия из драни

Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса и хранения различных запасов и предметов домашнего обихода. Корзины в посёлке изготавливают из дранки прямоугольные, квадратные с открытым верхом, потому что они легкие. Выражение «подниматься из корзины» в Архангельской области означало «начинать жить, прося милостыню». Отправляясь ли за ягодами, за грибами, девушки гадали, подбрасывали вверх пустые корзины; если корзины падали на землю дном, то означало, что она будет полной, если набок – наполовину, если вверх дном, то пустой. По словам мастера, моего дяди - Головина Зосима Исааковича, корзина из драни (сосновой щепы) - лёгкая и не красит бельё. Ободок и ручки к корзине лучше делать из черёмухи (не красит в отличие от ивы). Можно делать корзины из ели. Они крепче и красивее, но тяжелее.

2. 4 Художественные изделия из бересты.

Береста - практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. В наши дни широко известны берестяные туески, короба, кузова, корзины, шкатулки. Плетением из бересты занимаются педагог Нюхина Лариса Анатольевна и ее ученики. В каждом промысле изделия имеют свой характер оформления. В Котласском районе туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преобладают красный, синий, зелёный цвета. Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различный декоративные работы. Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, карандашницу и другие предметы.

В доме моего прадедушки было как в сказке. Кругом туески, короба, корзины. Видно, что они в доме главные предметы утвари. Одни туески - широкие, приземистые, другие – вытянутые в трубочки, третьи радуют стройными пропорциями. В туесах он хранил соль, муку, крупу, солил на зиму грибы и замачивал морошку и клюкву.

2. 5 Щепная птица

Делают мастера в посёлке птицы счастья, потому что это для них и дань уважения предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее. Художники называют их жар-птицами. По словам мастера Щукина Андрея Витальевича, моего дяди – это драночные птицы, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. А родилось это понятие из одной легенды. В одной семье ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок спросил: «Татку, а скоро лето?» - «Скоро, скоро, сынок, ещё немножко, и будет лето», - ответил отец. Ему пришла в голову мысль подвесить на потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. И он сделал птицу: головка, крылышки, хвост – как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Соседи, узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу, и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

В каждом деле есть свои премудрости. Андрей Витальевич признаётся, что недалеко от посёлка Шипицыно есть болото, заросшее сосновым лесом. Сосну, выросшую на этом болоте летом можно разодрать без всякой предварительной подготовки. А зимой, когда дерево мёрзлое, так только подождать, пока растает. Можно сделать тончайшие пластинки шириной полторы ладони, а длиной в три метра, настолько она мягкая. После расщепления срезают скосы, хвост разламывается, и перья закладываются одно за другое. Выкладывается хвост, крылья, потом птицу подсушивают. Чтобы крылья и хвост после сушки не выгибались, он их закрепляет. С плоскими крыльями птица парит от малейшего движения воздуха. Андрей Витальевич любит красоту, любит простых, добрых, работающих людей, любит пение птиц, и свои птицы он дарит родным.

2. 6 Глиняные свистульки

Около посёлка Шипицыно есть месторождения цветной глины (красной, голубой, белой). Глина – один из самых распространённых природных материалов, освоенных человеком ещё в глубокой древности. Из неё умелые руки гончаров делали посуду, а из остатков глины - детские игрушки. Это свистульки – животные. Глину долго мнут, пока она не станет совсем мягкой. Затем делают заготовки, катают дупли. Дупли – это деревянные палочки, утолщённые с одной стороны, похожие на кегли. На них накатывают глину. Чтобы поверхность была ровной, её смачивают водой и заглаживают. Заготовки укладывают как дрова, накрывают смоченной в воде тряпкой, чтобы глина не сохла. Затем начинается работа над свистулькой. Заготовку снимают с палочки. В руках у гончара конусообразная вытянутая трубка, полая в широкой своей части. Её изгибают под углом, заделывают широкое отверстие: собрав стенки щёпотью и вытянув их, замыкают пустоту внутри. Палочками проделывают дырочки, через которые вдувается воздух и выходит наружу. Так получается свисток. Теперь всему изделию придают вид какого-нибудь животного. Ухватив тремя пальцами толщу глины под свистком, оттягивают вниз короткие ножки. Вертикальная часть свистульки – это шея. Изогнув её конец, и разделив её на три части, вытягивают морду животного, рога и уши. Круглой палочкой делают глаза-углубления. Изделия сначала сушат, а затем обжигают в русской печи. После обжига глина становится слегка розоватой. Её покрывают масляной краской с добавлением некоторого количества лака.Сам мастер обязательно дунет – проверит, как свистит глиняная лошадка или птичка. Дунет и засмеётся Игрушка радует – значит, делали её добрые руки. Это ремесло освоила моя сестра Лахтионова Мария.

2. 7 Выращивание и обработка льна

Для получения хорошего льняного волокна нужен нежаркий и влажный климат. И вот такие условия для выращивания льна имеют южные районы нашей области, в том числе и Котласский. Отцветёт лён, созреют на нём семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие на земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. Такая традиционная технология требует большого количества ручного труда. Лён несколько раз переворачивают, пока он не превратится в льнотресту – сырьё для получения волокна. После этого лён можно будет расчесать – расщепить его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут отдельные нити. А из нитей соткут ткань, которая словно сохранит в себе северную прохладу: в льняной рубашке, на льняной простыне легче переносится жар. По словам моей прапрабабушки, Кудриной Марии Александровны, огород был от дома до реки, где выращивали лён. В старину в каждом доме выращивали лён и делали из него одежду и бельё. А сегодня этим промыслом в посёлке не занимаются.

2. 8 Вышивка

Вышивка – одна из наиболее распространенных видов искусства. Счетную вышивку выполняют на хлопчатобумажной или льняной ткани. В ней получили распределение такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, крест. Этими швами выполняли геометрические мотивы вышивки, рядом с которыми можно встретить изображение птицы, человеческой жизни, древо жизни. Вышивки помещали в виде широкой полосы на столешницах, на концах полотенец, женской и мужской одежде. Особенностью счетной вышивки является чёткое построение узора в виде бордюра или полос. В узоре вышивки всегда выделяют крупнее мотивы орнамента, вокруг которых группируется мелкие мотивы. По колориту вышивки сдержанны и мягки, несмотря на то, что в них преобладает красный цвет. Строчная вышивка выполняется по сетке, образованной за счёт выдёргивания определённого количества нитей ткани по основе и утку. Орнаментация этой вышивки повторяет виды счётного шитья, однако она решается в белом цвете, в силу чего основной эффект в ней достигается за счёт фактурных светотеневых разработок ажурного узора и дополнения его настилом и пушистых нитей. С искусством крестецкой строчки связано мастерство многих поколений вышивальщиц. В прошлом преобладали накидки на подушки, порывала, накомодники, подзор. Сейчас в связи с изменением быта эти вещи почти ушли из жизни. Есть и многоцветная гладьевая вышивка. Она украшает одежду и предметы быта. Сохранились покрывала, накидки на подушки, накомодники, постельное бельё с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд. Работы моей бабушки Кудриной Валентины Николаевны прекрасны.

2. 9 Кружевоплетение

Ручное кружево выполняют путём переплетения нитей, намотанных на коклюшки – круглые деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерицы создают нужный узор. По способу плетения кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева выполняют несколькими парами коклюшек в зависимости от ширины кружевной полосы. При сцепной технике число коклюшек увеличивают в несколько раз и выплетают отдельные участки кружевного узора, которые потом соединяют с помощью вязального крючка. В парной технике выполняют обычно мерные кружева: их можно отмерить и обрезать в нужном количестве. Сцепную технику применяют для выполнения штучных изделий – скатертей, салфеток, занавесок, дополнений к одежде. Мастера выполняют кружевные подзоры, покрывала, накидки на подушки, воротнички и манжеты . Кружево покоряет своей непосредственностью и неброской прелестью узоров. Ведь его создатели – русские женщины, трудолюбивые и гостеприимные хозяйки, понимающие красоту северной природы, рассказывают в кружеве обо всём, что окружает их в жизни. Моя бабушка Кудрина Валентина Николаевна занимается этим ремеслом.

2. 10 Ткачество

Современное ткачество развивается очень активно, потому что вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимостью композиционного решения, богатством орнамента, разнообразием структурных плетений . В деревнях и сейчас можно увидеть нарядные узорчатые полотенца, которыми хозяйки украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты, скатерти – столешницы, покрывала, коврики.

Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. Для этого она разрежет тряпки на длинные ленточки, разберёт их по цвету и смотает в клубки. Затем садится за ткацкий стан, и лоскутки складываются в полосы, клетки, и получается половик. С ними в доме теплее и уютнее. Половики мастерицы делают в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме лоскутки. Чаще можно увидеть в доме половики с поперченными полосками. Они многокрасочны, каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну - две полосы, как припев в песне, повторяет полоску красного или синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно. В нашей семье предпочитают делать полосы широкие, цвета сдержанные, серебристые.

Половики можно не только ткать. Их вяжут толстым крючком, начиная с центра, накладывая потом по кругу. Вязаные ковры рыхлые, почти ажурные. Коврик можно и сшить. Сначала плетётся косичка – шнур, а затем косички разных цветов выкладываются по кругу и крепко сшиваются между собой. Центр обведён ярким кольцом – малиновым или оранжевым, в тонкой чёрной окантовке, а вокруг него разливаются рябенькие полосы, разбегаются, как круги по воде, чёрно-белые, сине-белые косички. Иногда в середине такого коврика лежат шесть-семь небольших разноцветных кружочков, обведённых общей широкой полосой по краю. Для того, чтобы сделать коврик – не нужен ткацкий стан, требуется только немного лоскутков и игла, а радости и красоты в нём много.

2. 11 Лоскутное шитье

А вот ещё одни круглый коврик – младший брат лоскутного одеяла. Он весь построен из мелких обрезков ткани, настроченных на холщовую основу вершинами к центру. Ряд треугольников коричневых, ряд белых, ряд лиловых, оранжевых Пёстрые кольца, кажется, острыми зубчиками нанизаны одно на другое. Не половик, а маленькая тряпичная мозаика. Да ведь и лоскутное одеяло – тоже своего рода мозаичное панно. Уголки, ромбы, квадраты тканей в горошек и цветочек, в полоску, в клетку, гладкие складываются в замысловатые картинки, как в калейдоскопе. И словно широкой рамой, совсем по картинному, обведено оно по краям полосой ситца в крупных розах. Одеяла во многом родственны половикам, дорожкам – и по характеру, и по общему строю, и по материалу: ведь основа у них одна, рождаются они из натянутых тряпок. Они зажили новой жизнью . Сегодня лоскутным шитьем занимается в посёлке Сватковская Ольга Александровна, близкая знакомая нашей семьи.

2. 12 Крестьянская кукла

В Загорском музее есть тряпичная кукла – плотный валик из белого полотна, вышитые глаза, нос, рот, на лбу низко повязана косынка. Валик одет в юбку и кофту, сшитые без затей, украшен ниткой стеклянных бус. Такую куклу можно было встретить в каждой деревне, но потом волна подешевевших фабричных игрушек захлестнула и городской, и крестьянский дом. Тряпичная кукла исчезла из быта и мира ребёнка.

Полстолетия назад трёхлетней деревенской девочке не надо было втолковывать, как и во что играть. Она заворачивала в тряпицу полотенце и укачивала. Девчонка не сомневалась, что под одеяльцем есть ручки и ножки, что дитя её плачет, и поэтому нужно песню петь. Став постарше, девочка могла себе сама сшить куклу – бабушка учила, как вышить глаза, мать давала несколько бисеринок для бус, старшая сестра отдавала лоскутки от своего рукоделия. Волосы были из мочала. Польза народной игрушки не исчерпалась только тем, что она ничего не стоила. С малолетства девочка приучалась рукодельничать, потихоньку вживалась в детский мир, качала своего тряпичного ребёнка, наряжала, готовила в невесты. Крестьянская кукла проста в изготовлении. Поэтому её могут освоить не только художники и рукодельницы. Мастерство можно освоить быстро, посмотрев, как бабушка шьёт куклу. Самодельных куколок не сравнить с современными, искусственная красота которых быстро теряется. У моей бабушки, Кудриной Валентины Николаевны кукла была сделана из фуфайки. А детской посудкой были разбитые глиняные кринки.

2. 13 Валянье валенок

Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку, как нечто устаревшее и просто забавное. Несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и тёплого, чем русские валенки. Их называли ещё «катанки». Достоинство валенка в том, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть только один недостаток: они боятся сырости, поэтому на подошву вначале надевали резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Технология вяления передавалась из поколения в поколение. У каждого умельца свой секрет, и валенки получались особые. После того, как романовскую овечку обстригли, шерсть моют, вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину – в результате получается тонкое, мягкое, серое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Эта заготовка уже отдалённо напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Здесь нужна физическая сила и много терпения. Затем валенок отправляют сушиться. Его остаётся только побрить, чтобы он сделался гладким и блестящим. Мой прадедушка Камкин Николай Емельянович тоже для моей бабушки и своей семьи валял валенки.

2. 14 Северные козули

Во всех семьях моих родственников по рецептам своих бабушек к Рождеству мамы своим детям выпекают козули из пряничного теста виде коней, птиц. Тесто оставляли на ночь в большом глиняном горшке («ночёвка»). Сначала наливают из кринки воды, добавляют масла, соли. Пережигают сахар, чтобы тесто было коричневого цвета, добавляют ароматных пряностей – корицы и гвоздики (для запаха и необычного вкуса). Всё замешивают мукой, просеянной через сито (решето), чтобы комочков не было, и оставляют тесто на холоде. Затем его делят на части, раскатывают коржи скалкой. Тесто вырезают металлическими формами и пекут, украшают цветной сахарной глазурью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе систематизирован, обобщен материал о народных промыслах и мастерах нашего семейного рода. Эта тема взята не случайно, так как 2008 год был объявлен Годом семьи. Нам хотелось более подробно узнать о своих родственниках, их занятиях. В процессе работы над этой темой мы увидели, насколько разнообразны увлечения людей, и как бережно они относятся к народному творчеству.

Собранный здесь материал может быть использован на уроках географии в курсе 9 класса при изучении тем: «Народные художественные промыслы», «Северный экономический район» и «География Архангельской области», на уроках мировой художественной культуры и во внеклассной работе.

Данная работа также может представлять интерес для тех жителей посёлка, кого интересуют народные промыслы, кто желает их освоить, кто любит свою малую родину и стремится познать её. В дальнейшем можно начать более глубокое изучение народных промыслов посёлка Шипицыно. Хотелось бы подробнее изучить плотницкое и столярное дело, потому что в нашем посёлке есть такие мастера. Поиск новых путей сохранения народных традиций, передача векового художественного опыта молодому поколению – задача сегодняшнего времени. Задача будущего времени – возрождение веками складывающихся промыслов посёлка Шипицыно.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт, как необходимые предметы. Возрождая и умножая традиции в народных художественных промыслах, люди сохраняют самобытность своего народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)