Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мой знаменитый земляк Мустай Карим

«Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и её народ».

Дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Я живу в небольшом поселке Чишмы Республики Башкортостан, название которого переводится как «родник». Да, мой родной край славится своими звонкими источниками, воды которых имеют целебную силу.

Но самым великим даром земли нашей я считаю людей добрых, мужественных, безгранично любящих свой родной край, искренних, мудрых, наделенных талантом.

Я с гордостью могу назвать своим земляком одного из самых известных и уважаемых сынов родной Башкирии Мустая Карима, так как он родился в 1919 г. в деревне Кляшево Чишминского района, что находится совсем рядом с моим поселком.

Меня восхищает его жизненная мудрость, умение замечать красоту родной природы и оживлять ее в строках своих произведений, великое уважение к людям, стойкость перед невзгодами, терпение и вера в удачу. Именно поэтому мне захотелось узнать как можно больше о Мустае Кариме, о том, как он жил, о чем думал, чему он радовался, что его огорчало. А еще хочется поделиться этими знаниями со своими сверстниками, заинтересовать их творчеством и незаурядной личностью любимого поэта и писателя.

Вот передо мной его портрет. С фотографии смотрит на меня человек с пышными вьющимися волосами, тронутыми благородной сединой, мудрое лицо излучает доброту, искреннее радушие, на губах улыбка, а глаза печальные. Я нашла запись из его дневников от 3 марта 1978 г. Вот что он писал о себе: «Быть может, я самый грустный весельчак». О чем печалился этот человек?

Наверное вспоминались ему трудные испытания судьбы, через которые пришлось пройти в жизни. Нелегкое было детство. Но даже тогда, будучи еще ребенком, все тяготы голодных лет он переносил стойко. Эта мысль прозвучала и в одной сказке для детей. Он писал: «Эти беды не испугали меня. А закалили и научили быть стойким».

В книге «Мгновения жизни» писатель рассказывал о том, как им с братишкой приходилось целыми днями просиживать с удочкой у озера, в надежде принести домой хоть какую-то пищу. Особенно меня взволновало то, что он и его братишка Ильяс не по-детски терпеливо вели себя при этом и даже ободряли друг друга. А когда уставшие возвращались домой, то Мустай, которому было тогда 13 лет, нес до дома на закорках своего шестилетнего братика. Намного позднее он написал в своей книге: «Если бы люди почаще друг друга поднимали и несли, тогда и раскаяний было бы меньше».

И все-таки, детские годы писатель вспоминает с теплотой: «Однажды, в 1932 году, очень голодный год был, мы поздно пахали. Осенью. Шел дождь. Я пришел усталый, замерзший, голодный, и вдруг дома запахло кашей. Мать откуда-то достала крупы и сварила кашу с тыквой. Вот тогда я был очень счастлив».

Интересно было узнать, как играл и развлекался Мустай Карим, будучи ребенком. «Мы, мальчишки улицы Черчэ, - писал поэт, росли шумно, дружно, во всем подражая взрослым. За околицей у нас были свои игрушечные пашни и луга, мы ежегодно устраивали даже свой сабантуй с бегами, борьбой и другими состязаниями; победители получали в подарок красивые обертки из-под фамильного чая и мыла, которые мы на кануне собирали «с населения», обходя всю улицу».

Мустай Карим родился в ауле Кляш, на берегу прекрасной реки Дёмы. Я думаю, живописная природа стала источником для творческого вдохновения:

Ты знаешь, как на родине моей

Бежит вода жемчужная, как слезы,

Томятся белоствольные березы

В зеленом обрамлении полей?

Стихи он начал писать с 6 класса, а в 16 лет несколько стихотворных подборок было уже опубликовано в печати. Первая книга Мустая Карима вышла в далеком 1938 г. и была названа в духе времени «Отряд тронулся». Велико было мое удивление, когда я узнала, что этот талантливый поэт и писатель, оказывается, был в своем роду всего лишь вторым грамотным человеком! Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, - рассказывает писатель. – Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».

Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушел на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лежа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.

Писать и печататься Мустай Карим начал еще до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.

Поэты – фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за родину, за спасение всего человечества – и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию!

За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую – либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам в своих произведениях Башкирию. Ее щедрые пашни и заливные луга, ее горы, реки, озера – живут в его стихах многоцветно и живо.

Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников родных живую воду.

Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична, а его проза так мудра и понятна.

Меня удивляют и восхищают произведения, адресованные нам, детям. Когда читаешь их, забываешь, что автором является человек почтенного возраста. Настолько тонко прочувствованы детские переживания, тревоги и сомнения. Я уверена, что писатель был прекрасным психологом и точно знал, о чем думает ребенок, что его интересует, что волнует. По поведению и поступкам детей он «читал» их характеры. Это особенно ярко отображено в сказке «Когда Дед Мороз был маленьким».

Я заметила, что и в произведениях для детей писатель поднимает такие важные темы, как честность, трудолюбие, выносливость, преданность в дружбе. Мне очень понравилась его мысль: «Когда есть настоящие друзья, не так страшны даже враги».

Мне кажется, он, как добрый наставник, дает нам мудрые, жизненные советы. Мустай Карим старается оберечь нас от серьезных ошибок. В этом я вижу отеческую заботу о подрастающем поколении. Очень поучительны его рассказы и сказки «Туда или сюда?», «Листик и муравей», «В березовом лесу».

Читая детские произведения Мустая Карима, мне каждый раз кажется, что я беседую с близким мне человеком, который желает мне добра.

Он действительно был очень интересным, доброжелательным собеседником. Однажды Мустай Карим побывал на встрече с педагогами в нашей школе. Было это в 2000 г. Вот что вспоминает моя учительница, Сеничева Т. Ю. : «О чем бы он ни говорил: о профессии учителя, о политике, о своей жизни, он умел вызвать искренний интерес слушателей». Больше всего Татьяне Юрьевне понравилось то, что наш великий земляк воспринимал жизнь оптимистично, вселял уверенность, учил радоваться каждому прожитому дню. Его речь была насыщена искрометным юмором. Хотелось запомнить каждую остроумную фразу, каждое мудрое высказывание. А еще всем очень понравилось, что в общении с учителями, великий поэт и писатель проявлял искреннее уважение. Ни тени высокомерия и намека на его высокое положение! «Общаться с ним было легко и приятно, как с давним другом. После такой беседы на душе было радостно», - рассказала мне Татьяна Юрьевна.

А вот что вспоминает еще одна учительница нашей школы Басимова Р. Х. : «Он был веселым, сыпал различными пословицами, умел зажечь зал, то есть все слушатели были заинтересованы его выступлением. В зале не оставалось равнодушных. Мустай Карим был подвижен, энергичен. Одинаково уважительно беседовал и с солидными опытными педагогами, и с молодыми начинающими учителями». Когда Резеда Халяфовна попросила у него автограф и подала для подписи свои поурочные планы, он со смехом сказал: «Что же может учитель носить всегда с собою – самое дорогое, что есть у него, поурочные планы!» А еще Мустай Карим добавил: «Когда-то я тоже был учителем и знаю, какая у Вас нелегкая работа». Поэтому он поставил свою подпись и добавил: «Утверждаю». Планы, утвержденные самим Мустаем Каримом, Резеда Халяфовна бережно хранит и по сей день.

Долгую и интересную жизнь прожил великий сын Башкортостана, Мустай Карим. И прожил ее красиво, достойно, с гордо поднятой головой:

Родившийся человеком

Не ползать по ней рожден!

На ноги став однажды, не упади, держись!

Вот уже несколько лет, как нет этого талантливого человека, но его душа, его мысли живут в его прекрасных произведениях. И чем больше я читаю о нем, тем сильнее возрастает мой интерес к его творчеству и к личности самого Мустая Карима.

У меня есть мечта побывать в его родной деревне. Постоять у знаменитого «Колодца вдохновения», обнять белоствольные березки, так любимые поэтом и писателем. Встать на крутой берег реки Дёмы и ощутить чувство свободы и парения над родным краем. Хотелось бы побеседовать с односельчанами, которые знали его не только по произведениям, а лично были знакомы с Мустаем Каримом. Я думаю, эта мечта скоро осуществится!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)