Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мировоззренческие теории героев Рэя Брэдбери как взгляд в будущее

Научно-фантастическая литература воздействует на наши представления о мире, обществе и о смысле жизни столь же разнообразно и противоречиво, как и научно- технический прогресс. Нередко она возвышает нас до статуса владык космических пространств и самой вечности, а бывает, что писатель - фантаст передает нам свой ужас перед трагическими коллизиями жизни и смерти, перед безднами мирового зла. Все мы ныне участники битвы за будущее. Одним из таких борцов является замечательный американский гуманист Рэй Брэдбери. Человек в мире этого писателя - фантаста сталкивается не столько с породившей его природой, сколько со своим собственным отчужденным Другим. Сотворенному чудовищу, все больше забирающему власть над своим творцом, способна противостоять, по убеждению Брэдбери, лишь абсолютная и, к счастью, неистребимая сила человеческого достоинства. Да, Машина опасна, но Человек должен и может найти достойные формы сосуществования и сотрудничества с ней, не подчиняться холодному и злому эгоизму мыслящего робота, а преодолеть неминуемые извращения цивилизации своей ответственностью за торжество добра в мире, своей любовью к ближнему и дальнему. Вот почему произведения американского фантаста оказались незаменимыми для «очеловечивания» научно-технического прогресса, для духовного усмирения разбуженных демонов.

Горячо выступая против антигуманности капиталистического общества США, он знает, что борьба добра со злом будет продолжаться еще очень долго. Однако писатель уверен, что человек отнюдь не слабее порожденных им технических или социальных монстров, что будущее можно держать под контролем человеческого разума, доброй воли. Брэдбери не закрывает глаза и на то, что человеческое зло, умноженное на своеволие Машины, способно ныне уничтожить весь мир. Предотвратить беду, впервые в истории нависшую над человечеством, попрать зло творения нравственным подвигом творца - таков главный смысл большинства произведений замечательного гуманиста.

Одним из самых крупных, прославивших Рэя Брэдбери на весь мир произведений, стал роман - предостережение “451’ по Фаренгейту”. Не надо быть фантастом, чтобы ощущать реальную опасность дегуманизации человека и общества в эпоху глобального наступления “Машин”. Тридцатитрехлетний писатель предвидел это одним из первых. Мотивом для этого глобального произведения, написанного в 1953 году, стало появление и развития телевидения. Если в России 50-е годы ХХ века стали периодом его зарождения, то в Америке оно уже поработило сознание жителей США.

Читая этот роман, мы переносимся в мир будущего. Смотрите и ужасайтесь! Однако не морлоки из уэллсовской «Машины Времени», пожирающие свой человекообразный скот, встретят нас на страницах повести. Читателя ждет знакомство с обыкновенными американцами, поставленными не в какие-либо фантастические условия, а именно в те самые условия, которые существовали в дни, когда Рэй Брэдбери гневно взялся за перо, и остались повседневной реальностью в современной Америке.

Американцев ХХI века окружают «чудеса» достижений техники, которые со свойственной ему прозорливостью сумел предугадать автор этого произведения. Радио и телевидение, автоматика и телемеханика, кибернетика и атомная техника достигли небывалого уровня развития. Но это не принесло людям ни счастья, ни радости; чудеса техники наступают на живую природу и разум человека. В царстве технократии люди глубоко несчастны и разобщены. Некогда мирные профессии, призванные служить человеку, обращены против него.

В романе Брэдбери читателю предстоит познакомиться с рядовым пожарником ХХI века, который давно уже не тушит пожары, не спасает людей и их имущество от огня. Нет, Гай Монтэг - главный герой повести, профессиональный и потомственный пожарник - начинает свою жизнь на страницах книги с того, что разжигает пожары. По приказанию властей он обливает керосином и поджигает дома, где есть хотя бы одна книга, не говоря уже о библиотеках. Достаточно кому угодно позвонить в пожарное депо и донести на соседа, прячущего книги, обыкновенные книги, будь то сочинения Шекспира или же Библия, все равно, - и вот уже свирепая команда в шлемах, украшенных символической цифрой 451 (451’ по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага), с воем мчится на своих машинах – саламандрах, чтобы уничтожить, испепелить «ужасные книги», плод мыслей и раздумий человека, а вместе с ними сжечь, превратить в пепел «зараженный» дом ослушника, преступившего основной закон будущего, запрещающий человеку читать книги.

Но как же так? Ведь книга является ценнейшем источником той доброты, гуманности справедливости и любви, что и нужно передавать из поколения в поколение. ВдумайтесьЧерез несколько лет, а может, веков, точно такой же человек, как вы, но уже в совершенно другом, новом мире, откроет, может быть, ту самую книгу, которую написали вы, и будет изучать то время, в котором когда-то жили и мы. Люди умирают, поколения сменяются поколениями, однако книги молча передают из века в век ту бесценнейшую информацию, которую с таким трудом получили их предки. Да, эта маленькая вещица и является той связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим. Как много можно сказать, сделать, передать, завещать и научить с помощью книги! Она одновременно является учителем, наставником, руководителем и кладезем информации. Книга и является тем путем спасения человечества, а общество, которое уничтожает эти ценнейшие источники знаний, обречено сначала на духовное, а потом и на физическое вымирание.

Как можно было дойти до мысли уничтожить все книги? Брэдбери словами брандмейстера Битти отвечает на это: “ Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты; потом еще: десять – двадцать строк для энциклопедического словаря”. И далее: “Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется все меньше и меньше времени, и, наконец, эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать на кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты?” [2, с. 55] И никто из них не задумывался: « А зачем тогда жить вообще, если за тебя все делают машины?» Ради развлечений и удовольствия? Нет, жизнь всем дана одна и нужно прожить ее с честью, оставив после себя не только материальное наследие, но и духовное. Вот мы и возвращаемся опять к книге Произведение Брэдбери не «лупа времени», а «лупа совести», к которой взывает каждая его строка.

Меня, как человека, живущего в XXI веке, волнует проблема духовного образования нынешнего поколения. Ведь каким человека воспитаешь, таким он и вырастет. По мнению Джудит Мартин, “все мы рождаемся милыми, чистыми, и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества”[6, с. 321]. Именно поэтому школа, в которой ребенок проводит большую часть своего времени на протяжении десяти лет, является тем воспитателем нравственности в будущем гражданине. А что же мы видим на практике? Дети не хотят учиться, но это не их вина. Они еще маленькие и потому не могут понять, как важно для человека образование. Тем временем задача учителя – заинтересовать ребенка, воспитать из него индивидуума со своим мировоззрением, духовными устоями и идеалами, но ни в коем случае не впихнуть в ученика ту малую толику знаний, которые полагаются по школьной программе. Из- за такой системы преподавания дети не читают произведения классиков вообще или норовят проглядеть их в переложении. Сам фантаст в интервью с журналом “Wired” отметил: “ Практически все, описанное в романе “451’ по Фаренгейту”, сбылось: влияние телевидения, рост значимости местных телевизионных новостей, пренебрежительное отношение к образованию. В результате, существенная часть населения Земли попросту лишена мозгов. Хочу лишь подчеркнуть, что я все это описывал совсем не для того, чтобы предсказывать будущее, я попытался помешать его приходу”

Именно потому я и решила взять для исследования произведение замечательного американского гуманиста, “451’ по Фаренгейту”, отлично раскрывающее перед нами те принципы, которыми нужно руководствоваться в жизни. Читать необходимо, потому что книга является тем путем в лучшее будущее, к которому стремится человечество. А роман Брэдбери как раз и призван защищать новое поколение от тех ошибок, какие были совершены фантастическими героями романа. Итак, в своей работе я попыталась ответить на вопрос, интересующий меня как человека, живущего в нынешнем мире: как же нужно жить сейчас, чтобы потом не попасть в такое будущее, какое предсказал нам Рэй Брэдбери?

Великий гуманист XX века

Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным ,а привычное - новым

Сэмюэл Джонсон

Он возражает, когда его называют “самым выдающимся из ныне живущих фантастов”. Он предпочитает называть себя “сказочником, моралистом, впередсмотрящим”. Он заглядывает в Будущее и пытается передать нам оттуда весть. Более восьмисот произведений написано им. Это – несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, кино-, радио- и телесценариев, ряд статей, заметок, предисловий, интервью, а также множество стихов.

Чем же привлекла Рэя одна из самых важных профессий – профессия писателя? Здесь нельзя недооценивать семейную традицию. Предки фантаста по отцовской линии принадлежали к пуританам, которые в 1630 году пересекли Атлантику и поселились в Северной Америке. Созидательное трудолюбие этих людей умножалось на новаторскую предприимчивость. Впрочем, избыток сил, эксцентричность, критическое отношение к действительности не всегда приводили к добру, порождали конфликты с обществом, властями. Семейное предание гласит, что в 1692 году прапрапрабабушку писателя, Мэри Брэдбери, приговорили к сожжению на знаменитом процессе “салемских ведьм”.

Склонность к литературно – журналистской деятельности обнаружилась у деда Рэя, издателя газет в штате Иллинойс на рубеже XIX-XX веков. Отец же писателя – Леонард Сполдинг Брэдбери (1890-1957) – работал электромонтером. С будущей своей женой, шведкой Эстер Мари Моберг (1888-1966), он познакомился в городке с индейским названием Уокиган, расположенном к северу от Чикаго на берегу озера Мичиган. Молодая небогатая пара не отличалась особой набожностью, зато увлекалась идущим в гору киноискусством. Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года. Второе имя Дуглас было ему дано в честь знаменитого актера немого кино Дугласа Фербенкса. С детства писатель рос в атмосфере большой семьи, окруженный любящими и заботливыми родственниками. С тех пор сплоченный круг родных и близких кажется Рэю одной из высших ценностей жизни, а детские годы в Уокигане - весной счастья.

Впечатлительная душа Рэя Брэдбери обладает редкостной способностью отчетливо вспоминать не только первые годы жизни, но чуть ли не первые недели младенчества. “ Будучи уже взрослым, я написал рассказ о самом себе под названием “ Маленький убийца”, в котором изображен ребенок, родившийся в полном сознании и памяти и вознамерившийся отомстить своим родителям за то, что они произвели его на свет,” - писал фантаст . В четыре года он посмотрел фильм “Собор Парижской Богоматери”. На экране силы мрака боролись с рыцарями добра. Малыш испытал сильное потрясение и с тех пор спал только при включенном свете; боялся тьмы. Магия книги захватывает Рэя с рождества 1925 года, когда тетушка подарила ему фантастический комикс “Жил – был однажды”. Затем она прочла мальчику книги Фрэнка Баума о чудесной стране Оз, а мать познакомила с рассказами Эдгара По. Потом пришла очередь Эдгара Райса Бэрроуза с его захватывающими романами о приключениях Тарзана в джунглях, о подвигах Джона Картера на Марсе. А мир научной фантастики открылся Рэю в 1928 году, когда ему в руки попал первый выпуск журнала Хьюго Гернсбека “ Удивительные истории”, и он с восторгом прочитал рассказ ”Мир гигантских муравьев”. Отныне его воображение становится пленником “страны фантазий”.

Смерть впервые потрясает писателя в 1926 году. Умирает дедушка, а затем – от воспаления легких - годовалая сестренка Элизабет. “ Смерть, - признается Рэй Брэдбери, - это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня”. Может быть, надеялся ребенок, существуют добрые и могучие волшебники, способные победить смерть?

Судьба сводит одиннадцатилетнего Рэя с известным фокусником “Магом Блэкстоуном”, гастролировавшим в Уокигане в 1931 году. Мальчику посчастливилось: кудесник на его глазах сотворил из ничего живого зайца. Об этом случае писатель вспоминал всю жизнь. Пораженный могуществом мага, он даже одно время хотел стать “величайшим волшебником мира”. В 1968 году он разыскал старого Блэкстоуна и снялся с ним на память.

Во время Великой депрессии в 1932 году отец теряет работу и в поисках ее перебирается в Тусон, в штат Аризона, совсем неподалеку от мексиканской границы. Но постоянной работы нет и там, семья возвращается в Уокиган. Так Рэю пришлось на автомобиле пересечь страну сначала с севера на юг, затем с юга на север. Увиденные по дороге автомобильные катастрофы, гибель людей настолько подавляют его, что он дает зарок никогда не водить машину. В середине апреля 1934 года безработный отец принимает приглашение доброго дядюшки Эйнара (позднее дядюшка Эйнар становится героем одноименного рассказа) и вместе с Рэем едет в Лос – Анджелес. Вот где раздолье для фантазий! Рядом с домом “ фабрика звезд” – киностудия Парамаунт, где можно взять автограф чуть ли не у самой Марлен Дитрих. Сохранилось фото: улыбающийся четырнадцатилетний Рэй – угловатый, в очках – плечом к плечу с кинозвездой Грейс Брэдли.

Рассказы – страшилки, разные жуткие истории так и сыплются из его уст и из–под его пера, а девочка – соседка печатает их на машинке. Это далеко не первые писательские пробы юного Брэдбери. В одном из интервью на вопрос: “В каком возрасте вы начали писать?”- следует ответ: “В двенадцать лет. Я не мог позволить себе купить продолжение “Марсианского воина” Эдгара Бэрроуза, ведь мы были бедной семьей и тогда написал свою собственную версию”.

В августе 1936 года в уокиганской газете появилась первая публикация Брэдбери – стихотворение “Памяти Вилла Роджерса”. А в 1937 году в достаточно солидной лос-анджелесской газете “ Антология студенческих стихов за 1937 год” было помещено его стихотворение “Голос Смерти”. В том же году Рэй становится членом лос-анджелесской “Лиги научных фантастов”, знакомится с Форрестом Аккерманом, Генри Каттнером, Рэем Харрихоузеном. Огромную помощь оказывает молодому таланту супруги Хейнлейны – Роберт и его жена Леслин.

Началась изнурительная, но радостная работа. Копился писательский опыт, начинающий писатель продолжал участвовать в самодеятельных театральных постановках, поэтических вечерах, вкладывая во все страсть и не боясь творческих перегрузок.

Университета он не заканчивал, помешала бедность. Пришлось начать трудовую жизнь продавцом газет. “ У меня не было средств, чтобы поступить в университет. Впрочем, университет ничего не дает для становления личности: писатель должен заниматься этим сам. Я посещал публичную библиотеку, работал там часами, по три, четыре дня в неделю. К двадцати годам я уже прочитал все значительные пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую историю, знаменитые повести и рассказы”, - вспоминает он. Мастерство росло с каждым новым произведением, и главное – Рэй Брэдбери нашел свой стиль, в котором отразилось страстное переживание писателем каждой художественно исследуемой ситуации.

“ Перенеси на бумагу то, что чувствуешь, - вот что значит стиль, - свидетельствует он. - Все остальное – не более чем крем на торте, украшение, “декор”. Некоторые думают, что стиль – это фантазия. В действительности стиль – это правда. Даже если моя правда состоит в том, чтобы слышать, как кричат динозавры Если вы разовьете свои пять чувств, то вы сможете воздействовать на людей. Вы сумеете передавать им вкус вещей, их форму и цвет, самые невероятные ощущения! Вы сможете придумывать фантастические истории. Логика чувств убедит человека, что все это реально”. В 1942 году писатель – фантаст перестает продавать газеты и переходит на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. Идет война против гитлеровского нацизма с его расовой ненавистью, подавлением личной свободы, уничтожением неугодных книг. Рэя из – за его близорукости не берут на военную службу, а в Лос-Анджелесе, где он в то время живет, Брэдбери знакомится с мексиканскими юношами, и эта дружба впоследствии дает ему материал для рассказа “ Чудесный костюм цвета сливочного мороженого”(1958).

На молодого американского писателя – гуманиста всегда производили огромное впечатление успехи науки и техники. Еще в 1933 году он исследовал вдоль и поперек Всемирную выставку в Чикаго, а в 1939 году специально поехал на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где, кстати, принял участие в первой международной конференции научных фантастов. Павильоны Всемирных выставок , а с 1940 года и проекты “ Страны фантазии” Уолта Диснея навеяли ему образы марсианских городов, механизированного и автоматизированного быта. Он даже видел в развитии технологий самый верный путь к человеческому счастью и некоторое время разделял упования технократов.

Гитлеровский “новый порядок”, использующий достижения технического гения человека для античеловеческих целей, не только показал молодому Брэдбери неосновательность технократических иллюзий, но и вызвал тревогу за будущее человечества. Писатель убеждается, что технизированное общество, состоящее из разобщенных и отчужденных людей, неизбежно порождает тиранию, не оставляет места для человеческого самовыражения. Происходит поворот фантаста к художественному исследованию отчуждения человека в мире, где восторжествовал культ Машины – механической, электронной, бюрократической.

На протяжении всей жизни Рэй Брэдбери остается даже не книголюбом, а книгоманом. Он любит книги и ненавидит тех, кто способен уничтожать их. В библиотеках проходило его детство, юность и молодость, книжные магазины он посещает при каждом удобном случае. В 1946 году в одном из книжных магазинов он встречает белокурую худощавую девушку – Маргарит Сусанну Маклюр (Мэгги) и влюбляется в нее на всю жизнь. Год 1947 стал переломным в жизни писателя. 27 сентября он обвенчался с Мэгги, а за день до этого сжег “ миллион слов” своих забракованных сочинений. В том же году вышла радиопьеса “Луг”, получившая признание как одна из лучших одноактных пьес сезона, а также первый сборник его рассказов “ Темный карнавал”.

На первых порах доход четы Брэдбери составлял примерно 250 $ в месяц: половину из них зарабатывал Рэй, а другую половину – Мэгги. Дела шли в гору по мере того, как росла известность американского фантаста. В 1950 году появляются “ Марсианские хроники”, в 1951 году публикуется микроповесть “Пожарный”, из которой в 1953 году вырастает знаменитый роман “451’Фаренгейту”. “Марсианские хроники” и “451’ по Фаренгейту” прославили тридцатитрехлетнего Брэдбери на весь мир. Во всех крупных произведениях американского мыслителя неизменно затрагивается основной конфликт человеческого существования: между “ да” самоутверждения в творческом созидании и “нет” самоотчуждения механической закостенелости.

Стремление одних людей самоутвердиться через господство над другими может усилиться социальными механизмами и привести к различным социальным недугам. Обратное воздействие больного общества на нравственный выбор людей, как показано в романе “451’ по Фаренгейту” (созданного в период маккартистской “ охоты за ведьмами”), раскачивает таран Зла, сокрушающего голос совести. Через человеческую душу проходит трещина: одни проваливаются в бездну бездуховного существования (Милдред), другие сознательно встают на сторону побеждающего Зла (Битти), и лишь немногие стремятся сохранить человеческое достоинство (Кларисса).

Роман – предостережение “451’ по Фаренгейту” и до нашего времени остается актуальным. Автор в те далекие дни пришел к выводу, что правящая буржуазная элита, если ей будет дан организованный отпор, уже в 1975 году устроит Великий Костер, в котором сгорят прекраснейшие книги, сокровищницы человеческой мечты. Однако, будучи оптимистом, американский мыслитель завершает свой роман нотой надежды – прозревшие одиночки учитывают ошибки человечества, вспоминают все ценности, дающие людям спасение, и гарантируют поколениям благополучие и мир. “ Да, - говорят книголюбы, - мы – память человечества, и поэтому мы, в конце концов, победим. Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну”

Этот замечательный роман насыщен глубокой символикой, философскими размышлениями о судьбах человека и человечества в обществе массового потребления в “постиндустриальную” эпоху. Могучему аппарату отчужденной власти и террору обезличивающей технологии противостоит, как всегда у Брэдбери, неодолимый, идущий из бытийных недр выбор своей личной самобытности, неподвластности ничему, кроме как своей внутренней совести.

Ныне Рэй Брэдбери продолжает добиваться взаимопонимания между людьми доброй воли, призывает сохранить зеленый космический оазис – Землю. Оптимизм его действителен. Пусть космос станет, считает он, пространством творческого самоосуществления человека, а не театром звездного апокалипсиса. Конечно, непозволительно заботиться о дальнем, забывая о ближнем, и писатель вполне осознает эту простую истину. Вокруг себя он стремится создать атмосферу доброты и участия. Его дом в лос–анджелесском пригороде, где он вместе с женой воспитал четырех дочерей, открыт для близких и далеких друзей. Семья, общение с друзьями, любовь к людям вдохновляют его на труд во имя добра. И стучит каждодневно по утрам его пишущая машинка

Мировоззренческие теории героев.

Теории ничего не доказывают, зато позволяют выиграть время и отдохнуть, если ты вконец запутался, стараясь найти то, что найти невозможно.

Марк Твен

Философская концепция автора проявляется в романе не только через символику и интерпретацию духовных традиций, но и, что весьма существенно, через мировоззренческое кредо героев. В определённом плане книга представляет собой диалог, или дискуссию, в которой каждый участник-персонаж стремится отстоять своё видение жизни, своё "я". Каждый герой проповедует собственное "вероучение", являясь в какой-то степени пророком и претендуя на роль духовного учителя для Монтэга, а в лице Монтэга - для всего мятущегося, жаждущего докопаться до смысла жизни человечества. Таким образом, можно разделить всех действующих лиц книги на две группы: первая - выразители "официальной" идеологии, считающие опасным всякого рода инакомыслие: Битти, жена Монтэга Милдред, её подруги; вторая - так называемые "диссиденты" - Кларисса, Фабер, Грэнджер. Гай Монтэг по образу своего мышления находится где-то между ними - сначала ближе к первым, затем - ко вторым.

Каждый из персонажей выступает на сцену со своим монологом, последовательно подталкивая главного героя к выработке собственного кредо.

Он терзается сомнениями: надо ли прислушиваться к миру, как Кларисса, или оставаться к нему равнодушным, как Милдред? Надо ли смириться с необходимостью уничтожения всего того, что выходит за рамки массового уровня культуры, как считает Битти, или пытаться сохранять нравственные и культурные ценности, как предлагает Фабер? Все эти люди оставляют неизгладимый след в душе Монтэга, общение с ними способствует формированию его мировоззрения.

Но персонажей-наставников следует рассматривать не только в сюжетном контексте. Ведь роман Брэдбери - это ещё и философская аллегория. Герои-философы нужны ему, чтобы посредством их высказать ту или иную точку зрения. С их помощью писатель размышляет о судьбах мира, о культуре, об общечеловеческих проблемах. И, нужно отметить, даже в рамках единой идеологии форма философского мышления героев книги отнюдь не одна и та же.

Кларисса воспринимает жизнь непосредственно, эмпирически, её оценки - большей частью прямые умозаключения из её личного, практического опыта: ". Я всё-таки люблю наблюдать за людьми. Иногда я целый день езжу в метро, смотрю на людей, прислушиваюсь к их разговорам. Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут". Она мечтает о чудесном: о поэзии, природе, цветах, о том, что не дозволено в том мире будущего. Глубоко поэтичная, мыслящая, мечтающая, созданная для другой жизни, для жизни в ином мире – мире правды, тепла и света, она, носительница заботливо переданных ей традиций гуманизма, культуры, проходит через весь роман, а затем, незримо присутствуя в нем даже после того, как уже сошла с его страниц, надолго останется в памяти каждого, кто прочел книгу.

Милдред всегда готова принять точку зрения большинства. Её философия - философия толпы. У неё нет собственного мнения, она не может аргументированно обосновать правильность или неправильность того или иного действия. Эта опустошенная женщина, отгородившаяся от жизни ракушками-радиоприемниками, которыми она затыкает уши, и тремя телевизионными стенами своей гостиной, мыслит штампами, как и её приятельницы миссис Фелпс и миссис Бауэлс, появляющиеся в одном из эпизодов. Перед нами жертва эфирных тисков, оглушенная репродукторами, ослепленная телеэкранами. Мы видим ее глазами героя: “сожженные химическими составами, ломкие, как солома, волосы, глаза с тусклым блеском, словно на них были невидимые бельма, накрашенный капризный рот, худое от постоянной диеты, сухощавое, как у кузнечика, тело, белая, как сало кожа. ”. Милдред никогда не читает книг, страшась их, она только слушает. Ричард Никсон метко подметил: ”Телевидение в его нынешней форме есть опиум для американского народа”. Жена Монтэга не видит, а только смотрит жадными до зрелищ глазамиИ в ответ на признание мужа, что вчера пожарники сожгли тысячу книг и вместе с ними заживо женщину, она равнодушно спрашивает: “Ну и что же?”. Нам понятны будут ее поступки в повести, поступки, к которым хотят подготовить среднего обывателя американской идеологии .

Совсем иное дело - брандмейстер Битти. Начальник Гая знает, о чём говорит. И этот герой, пожалуй, наиболее сложная и едва ли не самая трагическая фигура в книге: ведь он сам вынуждает Монтэга убить его. Недаром Фабер подозревает, что Битти - их единомышленник. Брандмейстер умён, он способен самостоятельно мыслить, а говорит убедительно, с множеством аргументов. И всё же его монолог у постели переживающего духовный кризис (после сожжения живой женщины в доме вместе с книгами) Монтэга двусмыслен: с одной стороны, он оправдывает уничтожение культурных ценностей, с другой - выражает скептическое отношение к массовой культуре: "Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги - в подслащенные помои. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. Теперь, вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания".

Битти вполне осознаёт, к чему катится их мир. Но, сознавая неправильность этого пути, он всё-таки делает выбор - приспособиться, стать таким, как все. И только когда уже ничего не исправить, он понимает свою ошибку и умирает, потому что у него нет другого выхода: ни повернуть назад, ни идти вперёд он не может.

Фабер в повествовании играет роль критика. Он сопротивляется существующей Системе по-своему: внешне ведя такой же образ жизни, как все, а наедине с собой оставаясь "старомодным" университетским профессором. Его речи порой кажутся даже излишне напыщенными, он любит учить, наставлять, он склонен даже ворчать. Но и этот старик иногда чувствует себя беспомощным: " При всех моих знаниях и скептицизме я никогда не находил в себе силы вступить в спор с симфоническим оркестром из ста инструментов, который ревел на меня с цветного и объёмного экрана наших чудовищных гостиных. Сомнительно, чтобы один глубокий старик и один разочаровавшийся пожарник могли что-то изменить теперь, когда дело зашло уже так далеко. ". Это, скорее, пассивная идеология, философия критики, а не действия.

Активные мыслители - "люди-книги". Их устами говорит Грэнджер: " За эти двадцать или более лет мы создали нечто вроде организации и наметили план действий" . Их философия - философия действия, они заучивают наизусть содержание книг, держат связь друг с другом и разрабатывают принципы, пусть и утопические, на которых будет построено новое, посттехнократическое общество. Рассуждения они подкрепляют поступками.

Собственно, встреча с каждым из "учителей" для Монтэга соотносится с одним из этапов его духовного развития. Общение с Клариссой пробуждает в нём сомнение в правильности жизненного выбора, с Милдред и её подругами - открывает глаза на пустоту его существования, с Битти - даёт понимание причин духовного кризиса в обществе, с Фабером - позволяет назвать, наконец, вещи своими именами, с Грэнджером и его единомышленниками - помогает определить своё жизненное предназначение. Каждый из этих персонажей есть, таким образом, в каком-то смысле часть самого Гая

Монтэга, зеркало его философских раздумий.

Место, которое занимает роман "451` по Фаренгейту" в литературе, непосредственно связано с его основными философскими идеями. Именно с этой точки зрения традиционно рассматривают его критики. Один из авторов изданного в США сборника статей о Рэе Брэдбери Дж. Уатт называет это произведение "оригинальным образцом жанра "романа-предостережения" и "единственной крупной символической антиутопией нашего времени", А. И. Мирлис в своей диссертации "Современная научно-фантастическая литература" - "социальным романом в форме научной фантастики". А Н. Пальцев в предисловии к одному из сборников Брэдбери на русском языке пишет, что "американскому ученику британских антиутопистов удалось подарить своим читателям нечто принципиально новое: лирическую антиутопию, в рамках которой важнейшим катализатором кризисного состояния общества выступало состояние душ, эмоциональная смятенность его членов".

Нас интересует, прежде всего, философский подтекст романа. И с этой позиции можно назвать его не только литературной или социальной антиутопией, но и философским романом о судьбах нашей культуры и цивилизации. Это попытка осмыслить глобальные социальные тенденции нашего времени, прежде всего, определить место человека в завтрашнем мире.

Среда, окружающая человека - это система, которая заставляет его соответствовать себе. " Сложный небывалый окружающий нас мир чудес научно-технической революции будет "тащить" homo sapiens, "впихивая" в него свойства, которые этой системе нужны. "- предсказывает писатель . И в этой страстной вере американского писателя в лучшее будущее – подлинный гуманизм его правдивой и мужественной книги. Гуманизм Рэя Брэдбери – это его вера в лучшую часть молодежи, показанной нам на страницах романа в противовес молодым бездельникам, развлекающимся автомобильными катастрофами и убийствами сверстников (и это не из мрачного будущего, а из современной хроники США), той молодежи, которую олицетворяет светлый образ юной Клариссы.

Старики ученые, знающие наизусть тексты Шекспира и Данте, ясноглазые Клариссы, подобные солнечным лучам, взбунтовавшиеся в решающий час пожарники-поджигатели и множество других простых, готовых проснуться людей из народа, - вот те, кто, по глубокому убеждению писателя, способны победить в исторической борьбе человечества за культуру. Однако нельзя останавливаться на достигнутом - это ведёт к упадку всей системы. Необходимо преодолеть застой, встать на путь дальнейшей эволюции - такова основная морально-философская идея романа.

Двуплановая символика огня

Если бы мы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания.

Жюль Ренар

Наряду с религиозной символикой в романе необходимо выделить также линию символики огня, которой посвящён значительный пласт повествования. С этим символом связано и название книги: 451` по Фаренгейту - температура, при которой горит бумага.

Символику огня здесь отличает двуплановость, характерная для творчества Брэдбери вообще. "Пожарники" не тушат пожары - огнеупорные дома не горят. Они сжигают книги, находящиеся под запретом.

"Жечь было наслаждением, - так начинается роман. - Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгивает на мир ядовитую струю керосина, искажающего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории". "Жгите, жгите всё подряд, - призывает брандмейстер Битти. - Огонь горит ярко, огонь очищает".

Здесь огонь есть орудие и символ разрушения, уничтожения. И в то же время - символ соблазна, искушения. Соблазна дать выход агрессии, покончить со всеми трудностями, разом разрубив "гордиев узел", и снова погрузиться в безмятежность.

Битти хорошо это понимает: " - Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Что влечёт к нему старого и малого?. Огонь - это вечное движение. То, что человек всегда стремится найти, но так и не нашёл. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни. И всё же, что такое огонь? Тайна. Загадка. Учёные что-то лепечут о трении и молекулах, но, в сущности, они ничего не знают. А главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной - в печку её".

Но такая идеология не устраивает Гая Монтэга, пережившего духовное прозрение. Он раздумывает, пытаясь добраться до глубинной сути огненной стихии, пытаясь понять, почему он не может жить дальше так, как он жил, прийти к какому-то логическому выводу: "Луна и лунный свет. Откуда он? Ну, понятно, от солнца. А солнце, откуда берёт свой свет? Ниоткуда, оно горит собственным огнём. Горит и горит изо дня в день, всё время. Солнце и время. Солнце, время, огонь. Огонь сжигающий: Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси; Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит".

В лесу Монтэг видит костёр, вокруг которого сидят "люди-книги": "Этот огонь ничего не сжигал - он согревал.

Главный герой видел руки, протянутые к его теплу, только руки: тела сидевших вокруг костра были скрыты темнотой. Над руками - неподвижные лица, оживлённые отблесками пламени. Он и не знал, что огонь может быть таким. Он даже не подозревал, что огонь может не только отнимать, но и давать. Даже запах этого огня был совсем другой" Монтэгу, кажется, что "мир весь сосредоточился здесь, у этого костра, словно мир - это лежащий на углях кусок стали, который эти люди должны были перековать заново".

В последнем эпизоде представлена вторая ипостась огненной стихии - созидательная. Вряд ли аспект двойственности здесь случаен. Древние философы рассматривали огонь как один из первоэлементов мироздания, а у мыслителей ХХ века отношение к данному символу довольно противоречивое. Так, в одной из книг Агни Йоги, интерпретированной Н. К. и Е. И. Рерихами, сказано, с одной стороны: "Все процессы в Космосе направляет огонь. Невидимый процесс жизни направляется огнём духа", а с другой: "Бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождений ясного сознания. Это пламя - пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди него нельзя. И как при некоторых болезнях надо менять место, так от злого пламени надо спастись бегством". В Мирах Возмездия ("Роза Мира" Д. Андреева) Огонь - это собственно огонь, пламя, уничтожающее структуры материи (сравните с уничтожением книг в романе Брэдбери). В Мирах же Просветления (там же) Огонь - уже некая мощная энергия, несущая свет.

Следовательно, согласно философской традиции, мы можем выделить в аспекте символики огня два противоположных начала: огонь созидающий, "огонь духа", и огонь сжигающий, представляющий собой разрушительную энергию. Оба этих начала присутствуют в книге Р. Брэдбери. Горение как конструктивная энергия, и горение как апокалипсическая катастрофа - это символические полюса романа Брэдбери, раскрывающего через символику сложную, раздвоенную природу человека - как созидателя и как разрушителя. Здесь содержится ключ к пониманию всего произведения, придающий повествованию целостность и обострённую глубину.

Роман как предостережение будущего поколения

Жизнь как глина: хочешь счастья – слепи его, не хочешь – она никого не держит.

Жизнь человека- это цепь сложных комбинаций его действий- событий. Как он проживет, ее зависит в основном от него самого. Мы живем хорошо или не очень, со смыслом или без оного, по совести или нет. Но я думаю, что каждый человек, хоть раз в своей жизни, задумывался, зачем он живет. И пусть не всегда находил цель, то самое, ради чего мы живем. Если природа нас создала, значит, это было для чего-то нужно. Значит нужно продолжать жить. Но как?. Оставляя после себя новое, лучшее поколение, привнеся в мир нужное человечеству. Не нужно забывать слова Некрасова:

Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте,

Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ!

Выбирая тему для научной работы, я руководствовалась теми проблемами, которые являются злободневными в наше время; проблемами, которые волнуют меня, как человека. Общаясь со сверстниками, существуя как обычный подросток XXI, наблюдая за событиями в мире, я понимаю многие вещи, набираюсь жизненного опыта. У меня формируется свое мировоззрение, вопросы, принципы, которыми я буду руководствоваться в дальнейшем. Потому, прочитав роман замечательного американского гуманиста “451’ по Фаренгейту” я решила поднять в своей работе проблему бездуховности нового современного поколения.

Сколько людей – столько мнений, именно поэтому для каждого критика, исследовавшего роман, перед глазами вставала одна, самая главная на его взгляд проблема, для каждого своя. Для меня же, именно тема потери духовных ценностей человека оказалась близка по духу.

Рэй Брэдбери призывает нас измениться, посмотреть на жизнь по-другому, найти цель в жизни и бороться за свои идеалы и убеждения, стремясь к этой цели. Даря детям жизнь, подумайте: а что вы сможете оставить им в духовное наследство? Но Брэдбери оптимист и он верит в человечество. Жизнь воспринимается им как фантастический дар. “К черту смерть и тьму! – провозглашает он. – Изберем же жизнь!”. Нужно верить в способность человека создать достойное будущее. Книга Брэдбери полна страстной защиты жизни на Земле, тревоги за человека, истинной веры в него. И в этом ее подлинный гуманизм. Так давайте же жить, руководствуясь душой и сердцем, жить по совести, не оглядываясь назад, воспитывая себя, жить, а не существовать.

Так роман “451’ по Фаренгейту”, изданная у нас в 1956году, и в наши дни звучит как грозное предостережение. Прислушайтесь к предупреждению замечательного американского моралиста, провидца и сказочника Рэя Дугласа Брэдбери!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)