Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мир дворянской усадьбы

Читая произведения русской классической литературы первой половины XIX века, я обратила внимание на то, что авторы уделяют большое внимание описанию дворянских помещичьих усадеб.

У меня появился вопрос: какую смысловую нагрузку несут эти описания в текстах произведений. Меня заинтересовала эта проблема.

Если описание усадеб встречается очень часто (ив лирических, и в прозаических произведениях), а мы знаем, что в художественных произведениях нет ничего второстепенного и случайного, то у меня возникла гипотеза, эти описания неслучайны и играют важную роль.

Таким образом, объектом моего исследования стали изображение усадеб помещиков-дворян, а предметом исследования - функции, роль этих описаний в художественных произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя Цель моей исследовательской работы:

1) определить место дворянских помещичьих усадеб в жизни русского общества, первой половины XIX века;

2) определить роль описания усадеб в произведениях русской литератур первой половины XIX века.

В ходе исследования я поставила перед собой задачи:

1) подобрать литературу, выделить описания в текстах;

2) определить значимость

3) сравнить описания;

4) проанализировать, сопоставить свои наблюдения с литературоведческими источниками и сделать вывод; Работая над данной проблемой, мы использовали следующие методы: наблюдения, сравнения, сопоставления, анализ литературы, обобщение.

Мир дворянской усадьбы

Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья; жирные обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька-казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; мухи, засиживающие окна и стены, и книги, и все; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся хозяева-помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сонные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы.

Внутри, в комнатах — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки. » - это описание дворянской усадьбы принадлежит известному русскому искусствоведу начала нашего века барону Николаю Николаевичу Врангелю. Он сумел наполнить его тем настроением, тем ароматом, которые были присущи этому замкнутому мирку, ставшему для многих талантливых людей России местом уединенных раздумий, общения, творчества.

Мир сельской усадьбы был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мертвых душах» - с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» - с любовью, Чеховым в «Вишневом саде» - с ностальгической грустью. Усадьба была родным домом для многих дворян XVIII — Х1Ъ веков, — военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе дворяне рождались и росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учебы и службы время. В усадьбе жили после выхода в отставку, Здесь же нередко обретали и вечный покой. Усадьба становилась для помещика надежным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы, эпидемии. В своей усадьбе дворянин отдыхал душой и телом, ибо жизнь здесь, лишенная многих городских условностей, была проще и спокойнее. Свободный от государственной службы, он больше времени проводил с семьей, близкими, а при желании мог уединиться, что в многолюдном городе всегда затруднительно.

На лоне природы, вдали от городской суеты нередко приходило творческое вдохновение. Вспомним знаменитую «Болдинскую осень» Пушкина. В своем псковском имении за три осенних месяца 1830 г. он написал 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершил «Евгения Онегина»/ В этом стихотворном романе есть признание поэта:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Усадебная культура сложилась е России сравнительно поздно ~ ко второй половине XVI11 в. В 1762 г. император Петр 111 издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. Очевидцы утверждают, что после обнародования указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались в город. Типичная картина переезда описана Пушкиным:

Обоз обычный, три кибитки

Везут домашние пожитки,

Кастрюльки, стулья, сундуки,

Варенье в банках, тюфяки,

Перины, клетки с петухами,

Горшки, тазы et cetera,

Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старые родительские дома в модные классические особняки, привозили сюда новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, картины, скульптуру, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Барская жизнь в деревне перестраивалась на новый лад.

Что представляла собой дворянская усадьба в XVI11 в? Многое зависело от того, для чего она предназначалась. Большинство усадеб, скромный и уютных, использовались для постоянного жилья. Другие - подмосковные Останкино, Архангельское, Кусково — служили своим хозяевам для отдыха и увеселений. Они нечасто наезжали сюда, хотя все здесь было нарядно, красиво, торжественно. Лишь в дни приемов, празднеств и развлечений знати оживали эти загородные дворцы. Именно о них пойдет далее речь.

Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам.

Центром любой усадьбы служил барский дом обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамленная высокими деревьями, чаще всего липами, вела к нарядным воротам — въезду на территорию усадьбы. Эта своеобразная граница отделяла особый, неповторимый замкнутый мир дворянской усадьбы от внешнего суетного мира. Перед домом находился окруженный оградой или колоннадой парадный двор, куда в дни празднеств съезжалось множество экипажей с гостями.

Дом состоятельного помещика походил на дворец, украшенный снаружи колоннами, скульптурой, декоративной лепниной. Вход лежал через нарядный портик, на фронтоне которого часто красовался дворянский герб гит вензель владельца усадьбы. Иногда здание венчала круглая беседка — бельведер, с которой открывался чудесный вид на окрестности.

Часто к барскому дому примыкали флигели — одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и жилые помещения для прислуги. Как правило, в отдалении от усадьбы располагались многочисленные хозяйственные строения: конюшни скотные дворы, мастерские, погреба, псарни, а иногда и дворянские мануфактуры. В Архангельском, например, князья Юсуповы построили предприятие по росписи фарфора. На территории усадьбы находилась и церковь. Нередко единственным уцелевшим сооружением усадебного комплекса XVI1 в. оказывался именно храм.

Боярский дом был обычно одно-двухэтажным: нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные уютные жилые покои.

Почтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен во вкусе умной старины. Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах и печи в пестрых изразцах.

Так написал Пушкин интерьер онегинского, типичного для того времени, усадебного дома, назвав его замком.

Первым помещением дома был вестибюль. Здесь встречали гостей. Просторный и светлый, он создавал впечатление торжественности перед входом в комнаты. Во дворцах Кусково и Архангельском из вестибюля налево и направо открывается анфилада комнат, выходящих окнами во двор. Такая планировка боярского жилища, когда комнаты, словно бусины, нанизаны на одну нить, сохранилась со времени барокко. Через открытые двери с одного конца виден другой.

Парадный зал для званных обедов, балов и торжественных церемоний занимал центральное место в доме. Как правило, он находился за стеной вестибюля. К залу по сторонам примыкали комнаты, образую вторую анфиладу дома-дворца, выходившую окнами в парк. В эпоху классицизма парадный зал украшали колоннами, пилястрами, зеркалами, живописью и лепниной. В его интерьере преобладали два цвета — белый и золотой, что придавало помещению благородный вид и создавало выгодный фон для пестрых костюмов гостей.

Полы комнат выкладывали наборным паркетом, изготовленным по рисункам художников и архитекторов. Детали орнамента составляли из пластин различных пород дерева — ореха, дуба, березы, палисандра, отличавшихся по цвету, рисунку волокон, фактуре материала. Чем наряднее был зал, тем красивее и богаче делали для него паркет. Особой красотой и разнообразием отличаются паркеты останкинского дворца, одного из богатейших в Подмосковье,

Стены комнат в XVI11 в. драпировали шелковыми тканями (штофом), натянутыми на рамы. Нижнюю часть стены отделывали крашенными деревянными панелями

Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах.

(Евг. Онегин)

Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен. В Останкино есть Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. В очень богатых домах на стенах висели шпалеры — безворсовые ковры ручной работы, которые стоили баснословно дорого. В конце XVI11 в. в России появились более дешевые французские бумажные обои. Некоторые деловые помещения дома — комнаты, библиотеки — целиком облицовывали деревом.

Сверху стены залов украшал лепной карниз. Нередко и потолок имел лепной орнамент, но чаще его покрывали плафонной живописью на аллегорические или мифологические темы. В парадном (Танцевальном) зале кусковского дворца сохранился огромный плафон, выполненный известным французским художником Л'агрене. Тема его - «Слава рода Шереметьевых». Художник изобразил бога Аполлона, который с облаков взирает на крылатую Славу, возлагающую графскую корону на герб Шереметьевых. Вокруг плафона тянется орнамент, составленный из орденских звезд и лент, камергерских ключей и инициалов носителя этих знаков отличия — Петра Борисовича Шереметьева.

СТОЛИК ИЗ КУСКОВА

Залы дома — дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали вазами, скульптурой. Все это богатые владельцы либо привозили из-за границы, либо заказывали у лучших московских и петербургских мастеров,

В XVIII в. в русских дворянских домах появилась мягкая мебель — стулья, кресла, диваны, софы. Их обивку подбирали под цвет и рисунок стен или изготавливали из той же ткани. Мебель стала более разнообразной — шкафы, кровати, бюро, секретеры. одних только столов несколько видов: ломберные (для игры в карты), бильярдные, туалетные, письменные, обеденные. Делали мебель из ценных пород дерева, украшали перламутром, слоновой костью, бронзовыми накладками. Некоторые образцы мебели того времени представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства.

В кусковском дворце хранится уникальный столик работы петербургских мастеров XVI11 в. На его крышке — точная панорама усадьбы, выполненная в распространенной тогда технике маркетри. Детали изображения и фоны вырезаны из различных пород дерева - клена, ореха, самшита, пальмы, палисандра, - подогнаны друг к другу с невероятной тщательностью и наклеены на крышку стола, а затем отполированы и покрыты лаком. Дворец, оранжерея, парк с аллеями выглядят на этой деревянной картине такими, какими они были двести лет назад.

В залах усадеб весело множество настенных зеркал. Но не только для того, чтобы хозяева и гости постоянно видели в них свое отражение. Зеркала зрительно увеличивали помещение и делали его более светлым. Часто огромное зеркало устанавливали в конце анфилады комнат, создавая иллюзию ее бесконечности. Такое можно увидеть в Останкино и Кусково.

Почти в каждом жилом помещении усадьбы имелась печь. Нередко она представляла собой настоящее архитектурное сооружение, облицованное кафельной плиткой с росписью и барельефами. В XVIII в. в моду, на английский манер, вошли камины. Правда, в условиях суровых русских зим они не смогли полностью вытеснить печь, которая требовала меньше дров и дольше хранила тепло. В кусковском дворце, к примеру, в нескольких помещениях соседствуют печь и камин.

В усадебных интерьерах XVIII в. имелась масса разнообразных осветительных приборов: с потолка в залах свисали люстры, бра крепили к стенам, торшеры ставили по углам комнат, жирандоли и подсвечники — на столы и камины. Светильники изготавливали из золоченой бронзы или дерева, украшали хрустальными подвесками или цветным стеклом. Количеством, богатством и разнообразием осветительных приборов примечателен останкинский дворец.

В усадебном доме появилось и множество предметов, неизвестных в старой, допетровской России: часы (напольные, настенные, каминные), музыкальные инструменты (клавесины, фортепьяно, механические органы). Через равные промежутки времени дом оглашался часовым боем. Музыкальные механизмы некоторых часов выводили целые мелодии. В усадьбах устраивали камерные концерты с участие не только хозяев и их гостей, но и профессиональных музыкантов. Основатель Останкино граф Николай Петрович Шереметьев, влюбленный в музыку и театр, неплохо играл на виолончели и нередко сам дирижировал своими крепостным оркестром.

Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи и скульптуры. Помещики побогаче покупали их за границей, преимущественно во Франции и Италии. Хозяева победнее заказывали своим крепостным художникам. Нередко в усадьбах работали талантливые крепостные мастера. Графам Шереметьевым, например, принадлежало крепостное семейство Аргуновых, из которого вышли известные художники, архитекторы, скульпторы.

Предметы искусства развешивали и расставляли в жилых комнатах и гостиных. Иногда целый зал отводился по картинную галерею, и хозяин с гордостью показывал ее своим гостям. Многие богатые вельможи — Шереметьевы, Юсуповы, Шуваловы, Строгановы - имели превосходные коллекции западноевропейского искусства. В их собраниях были произведения Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Тьеполо. Среди этих бесценных полотен часто можно было увидеть портреты хозяев имения и их предков.

Но не только картинные галереи были в новинку для усадебXVI11 в. В дворянских домах появились неведомые ранее специальные помещения: кабинеты, заставленные шкафами с книгами и раритетами; парадные столовые, карточные комнаты с ломберными столиками; бильярдные, парадные спальни с кроватями под балдахином в алькове. Так, постепенно, усадебный дом стал местом творчества, веселых развлечений, приятного отдыха.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В ту пору его чаще называли садом, как Пушкин в описании усадьбы Онегина: И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад.

Нередко устройство парка в богатых усадьбах обходилось ненамного дешевле, чем строительство самого дома-дворца. В первой половине XVIII в. в России были распространены регулярные, или французские, парки по образу знаменитого Версаля. В регулярном парке во всем чувствуется рука, точнее ножницы, садовника, царит строгий порядок и симметрия, нет четкой границы между архитектурой и живой природой.

Регулярный парк разбивали на ровной местности. Перед усадебным домом находился партер — открытая часть парка с газонами и цветниками. Партер пересекали прямые дорожки-лучи, украшали скульптуры, фонтаны, отдельные деревья. По сторонам партера располагались боскеты — участки парка, образованные стеночками стриженого кустарника (которые, как и ковры, назывались шпалерами) и прорезанные аллеями.

Культуре барокко, распространенной в середине XVI11 столетия, были свойственны различные зрительные эффекты. Бывало, парковая аллея, как анфилада комнат в доме, заканчивалась большим зеркалом; в саду расставляли «обманки»: вырезанные из фанеры и раскрашенные фигурки гуляющих - дам и кавалеров.

В усадебных парках чаще всего высаживали липы, березы и ели, реже клен, дуб, сосну. Многие помещики всерьез увлекались садоводством и разводили в своих имениях редкие теплолюбивые растения.

Нередко принадлежностью усадьбы была оранжерея. Одна из них, построенная еще в XVIII в. , сохранилась в Кускове. Когда-то здесь росли апельсины, миндаль, лавр, гранаты, бананы и кокосовые пальмы. Высота некоторых деревьев превышала 10 м. Летом в теплую погоду их в огромных кадках выносили в парк под открытое небо.

В 70-е годы французский регулярный парк в России постепенно вытеснил английский, пейзажный. Он строился на совершенно ином понимании природы. Высшей эстетической ценностью ее была признана первозданность, девственность. Искусство лишь следовало природе, подлежало ей. В пейзажном парке видимое вмешательство в природу сводилось к минимуму. Образно говоря, садовый зодчий уступил место садовому живописцу, примером для которого служит пейзажи знаменитых французских мастеров XVII в. Клода Лоррена и Никола Пуссена.

Новые усадебные парки теперь стали формироваться таким образом: перед домом, как дань старой моде, устраивали регулярный партер; за ним - пруд или река; далее взору открывалась естественная природа - поля, леса, луга. Именно так спланировано подмосковное Архангельское.

Основу композиции пейзажного парка составляли мотивы естественной природы. Если регулярные сады предпочитали располагать на ровном пространстве, то для пейзажных выбирали холмистый рельеф. На смену геометрически правильной форме бассейнов и каналов прийти реки и пруды с изрезанными берегами. Извилистые тропинки сменили прямые дорожки, свободная посадка деревьев — упорядоченную.

Изменился и характер парковой архитектуры. Все большую роль начинают играть романтические и сентиментальные мотивы. Парки стали украшать «романтическими» руинами. Кстати говоря, их изображения на картинах очень популярного в то время французского художника Юбера Робера можно было видеть во многих усадебных залах.

В парковом искусстве конца XVIII в. большое значение придавалось формированию определенного настроения. Показательно в этом смысле название многих построек — «Каприз», «Монплезир», «Храм молчания». Природа тек же, как и архитектура, была призвана воздействовать на чувствительные нотки человеческой души: печаль и грусть навевали склонившиеся над водой плакучие ивы, белые стволы берез вселяли жизнерадостность, мощная сталь дубов вызывала ощущение величия. Природа парка наводила на философские размышления. Этому способствовала и соответствующая архитектура — «Руссова хижина», «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция». И грустные, и приятные воспоминания вызывали монументы парка, установленные в память о близких, и дорогих людях.

Иногда в парках создавали уголки национальной культуры и природы — итальянской, голландской, китайской. В Кусково рядом с итальянским и голландским домиками когда-то были разбиты садики с цветами, характерными для этих стран. Такие уголки должны были вызывать ностальгические воспоминания о заграничных путешествиях, пробуждать мечты о далеких экзотических странах.

Парковая культура была богата и разнообразна. Архитектурное убранство — беседки, павильоны, гроты, эрмитажи, театры, оранжереи, фермы, вольеры, мостики — дополняла зелень: аллеи, боскеты, газоны, клумбы, галереи. Кривые, причудливо переплетающиеся аллеи, обсаженные стриженым кустарником, представляли собой настоящие лабиринты. Многочисленные пруды, бассейны, речки, ручьи, каналы, водопады, фонтаны «наводняли» усадьбу. В водоемах купались, катались на лодках, на искусственных островах устраивали пикники. В прудах разводили рыбу для барского стола.

Предусмотрительно расставленные в укромных уголках парка стулья, скамьи, лавки, сбитые из досок или сплетенные из березовых сучьев, как будто приглашали во время прогулки присесть и отдохнуть в тени деревьев, предаться мечтам, объясниться в любви.

Особая роль в украшении парков отводилась скульптуре. Статуи античных богов и мифологических героев (Аполлона, Юпитера, Марса, Венеры, Геракла), исторических личностей (Цезаря, Цицерона, Гомера, Александра Македонского), аллегорические изваяния («Меланхолия», «Дружба», «Любовь», «Америка», «Азия») были разбросаны по всему парку. Поближе к водоемам устанавливали фигуры водяных божеств — Нептуна, Наяд, рядом с цветниками — растительных: Флоры, Дафны; у виноградников — скульптурные изображения Бахуса, Селена.

Богатый, многообразный мир садов и парков не был ограничен архитектурой, скульптурой, зеленью и водой. Здесь обитали многочисленные живописцы, примером для которых служит пейзажи знаменитых французских мастеров XVII в. Клода Лоррена и Никола Пуссена.

Новые усадебные парки теперь стали формироваться таким образом: перед домом, как дань старой моде, устраивали регулярный партер; за ним - пруд или река; далее взору открывалась естественная природа - поля, леса, луга. Именно так спланировано подмосковное Архангельское.

Основу композиции пейзажного парка составляли мотивы естественной природы. Если регулярные сады предпочитали располагать на ровном пространстве, то для пейзажных выбирали холмистый рельеф. На смену геометрически правильной форме бассейнов и каналов прийти реки и пруды с изрезанными берегами. Извилистые тропинки сменили прямые дорожки, свободная посадка деревьев — упорядоченную.

Изменился и характер парковой архитектуры. Все большую роль начинают играть романтические и сентиментальные мотивы. Парки стали украшать «романтическими» руинами. Кстати говоря, их изображения на картинах очень популярного в то время французского художника Юбера Робера можно было видеть во многих усадебных залах.

В парковом искусстве конца XVIII в. большое значение придавалось формированию определенного настроения. Показательно в этом смысле название многих построек — «Каприз», «Монплезир», «Храм молчания». Природа тек же, как и архитектура, была призвана воздействовать на чувствительные нотки человеческой души: печаль и грусть навевали склонившиеся над водой плакучие ивы, белые стволы берез вселяли жизнерадостность, мощная сталь дубов вызывала ощущение величия. Природа парка наводила на философские размышления. Этому способствовала и соответствующая архитектура — «Руссова хижина», «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция». И грустные, и приятные воспоминания вызывали монументы парка, установленные в память о близких, и дорогих людях.

Иногда в парках создавали уголки национальной культуры и природы — итальянской, голландской, китайской. В Кусково рядом с итальянским и голландским домиками когда-то были разбиты садики с цветами, характерными для этих стран. Такие уголки должны были вызывать ностальгические воспоминания о заграничных путешествиях, пробуждать мечты о далеких экзотических странах.

Парковая культура была богата и разнообразна. Архитектурное убранство — беседки, павильоны, гроты, эрмитажи, театры, оранжереи, фермы, вольеры, мостики — дополняла зелень: аллеи, боскеты, газоны, клумбы, галереи. Кривые, причудливо переплетающиеся аллеи, обсаженные стриженым кустарником, представляли собой настоящие лабиринты. Многочисленные пруды, бассейны, речки, ручьи, каналы, водопады, фонтаны «наводняли» усадьбу. В водоемах купались, катались на лодках, на искусственных островах устраивали пикники. В прудах разводили рыбу для барского стола.

Предусмотрительно расставленные в укромных уголках парка стулья, скамьи, лавки, сбитые из досок или сплетенные из березовых сучьев, как будто приглашали во время прогулки присесть и отдохнуть в тени деревьев, предаться мечтам, объясниться в любви.

Особая роль в украшении парков отводилась скульптуре. Статуи античных богов и мифологических героев (Аполлона, Юпитера, Марса, Венеры, Геракла), исторических личностей (Цезаря, Цицерона, Гомера, Александра Македонского), аллегорические изваяния («Меланхолия», «Дружба», «Любовь», «Америка», «Азия») были разбросаны по всему парку. Поближе к водоемам устанавливали фигуры водяных божеств — Нептуна, Наяд, рядом с цветниками — растительных: Флоры, Дафны; у виноградников — скульптурные изображения Бахуса, Селена.

Богатый, многообразный мир садов и парков не был ограничен архитектурой, скульптурой, зеленью и водой. Здесь обитали многочисленные птицы и звери. Для них отводили специальные вольеры. Пение соловья; лебедь, плывущий по водяной глади, олень, мелькнувший вдалеке между деревьями, - все это создавало идиллическое настроение единения с природой. В целом усадьба являла собой образ Аркадии — созданного фантазией античных поэтов места беззаботной и счастливой жизни, полной празднеств и развлечений.

Частью светского ритуала, формой общения с друзьями и соседями, просто отдыхом и развлечением дворян были многочисленные усадебные праздники. Богатые приемы демонстрировали гостям благополучие хозяина, его радушие и гостеприимство. Проходили они и в усадебном доме, и на свежем воздухе. В парке имелась особая аллея игр с качелями, каруселями, кегельбаном. Летом были популярны прогулки по саду, катания на лодках, стрельба из луков и ружей по мишеням; зимой ~ катанья с ледяных гор. Многие помещики — заядлые охотники — держали в своих усадьбах своры дорогих охотничьих собак, имели коллекции отличных ружей.

Ни один праздник не обходился без музыки. Некоторые богатые помещики, как мы уже знаем, имели собственные оркестры, составленные из крепостных музыкантов. В XVIII в. в русских усадьбах часто можно было услышать роговую музыку: каждый инструмент (рог) мог излить звук лишь одной тональности, и задача музыканта состояла в том, чтобы в нужный момент сыграть свою ноту. Раньше оркестры из 30 и более музыкантов по звучанию напоминали орган. Современники утверждали, что роговая музыка была слышна на расстоянии нескольких верст.

Иные праздники в усадьбах продолжались по несколько дней, а количество гостей, принимавших в них участие, исчислялось сотнями. На грандиозные празднества, которые устраивали в Кусково, собиралось до 30 тыс. человек, съезжались до 2800 карет. Обычно праздник начинался с утра и продолжался, чуть ли не до рассвета — длительные застолья, балы, спектакли, концерты сменяли друг друга и завершались великолепным фейерверком.

Особой частью для хозяина считалось посещение его поместья монархом. Чего только не выдумывал тогда владелец усадьбы, желая угодить высокому гостю. В апреле 1797 г. император Павел 1, недавно вступивший на престол, решил посетить Останкино — имение богатейшего помещика России, обер-гофмаршала двора графа Николая Петровича Шереметьева. Для императора был приготовлен сюрприз. К усадьбе вплотную подступила Марьина роща, закрывшая с дороги вид на дворец. В то время, когда Павел проезжал через рощу, в мгновение ока часть деревьев вдруг упала, и взору императора открылась чудесная панорама Останкино. Оказывается, накануне по указанию Шереметьева деревья были подпилены и рядом с каждым поставлен человек. По сигналу они повалили участок рощи, поразив Павла необыкновенной сменой вида.

Спустя несколько дней Шереметьев устроил в Останкино праздник в честь приезда еще одного венценосного гостя — польского короля Станислава Понятовского. Присутствовало «358 российских господ и иностранных министров», среди них 64 человека свиты короля, 107 русских князей и княгинь, 45 графов и графинь. В останкинском театре по этому случаю была сыграна одна из самых зрелищных опер репертуара — «Самнитские браки». После спектакля начался бал, затем гости наблюдали с балконов великолепный фейерверк. Напоследок был дан ужин на сто персон. Когда высокий гость возвращался в Москву, дорогу от усадьбы до города освещали горящие смоляные бочки.

Праздники в усадьбе были шумными, веселыми, яркими. В будни жизнь в помещичьем доме затихала, становилась монотонной и обыденной, примерно такой: барин просыпался до восхода солнца, молился с дьячком, принимал с докладами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Затем пил чай и отправлялся в церковь к заутрене. По возвращении домой завтракали, к вечеру обедал со своим семейством.

Нередко обед длимся часа три: подавали до сорока и более блюд - на Руси во все времена любили хорошо поесть. Ужинать не было принято. Вскоре после обеда, отдав распоряжения по хозяйству и помолившись, хозяин ложился спать. Если сон не шел сразу, барин садился в кресло и, читая что-нибудь из античной или, перебирая четки, произносил молитвы. Таков был привычный распорядок дня отнюдь не рядового, малообразованного дворянина, а знатного барина елизаветинского времени Василия Васильевича Головина. Он получил образование в Петербурге и за границей, знал латынь, голландский, немецкий и французский языки, увлекался географией и астрономией.

К концу XIX в. усадебная культура пришла в упадок. Чехов был прав: Лопатинские топоры вырубили вишневые сады Раневских. Лишь в русской классической литературе — от Державина до Бунина — остались бесценные свидетельства усадебной жизни XVIII-XIX вв.

Русская классическая литература - от Державина до Блока - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие писатели (Пушкин в Захарове, Лермонтов в Тарханах, Некрасов в Карабихе, Блок в Шахматове) уже в детстве познакомились с живым источником русской культуры, национальными традициями и характерами. Боратынский впитал поэзию родного края в тихой Мааре, нашёл в Муранове «милую страну», в которой «сердце томное, больноедля дружбы расцвело, и счастье вновь уразумело». Пушкин впервые ощутил себя национальным поэтом в Михайловском, Тургенев среди парижской суеты уносился мыслью в родное Спасское.

В «деревне» жили прототипы их героев Каждый писатель творил свой собственный мир, исходя из личностного видения, индивидуального опыта, в реальной атмосфере «дворянского гнезда», в котором он родился, воспитывался и жил.

В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» имение, сад- это символ, символ России. Раневская. Хозяйка усадьбы, не способная реально оценивать сложившуюся ситуацию. Привыкшая питаться в хороших ресторанах, раздавать деньги нищим она не может и представить, что деньги могут закончиться, что скоро может вообще потерять своё имение. Здесь она выросла, для неё сад-это символ детства,

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Я пригашаю вас совершить небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. Только для этого нам с вами надо открыть пушкинские страницы, страницы повести «Барышня-крестьянка».

Итак, от шоссе или просёлочной дороги мы въезжаем в аллею, которая приводит к воротам парадного двора. Такую аллею часто называли въездной, потому что именно через неё можно было подъехать к дому.

Мы с вами заехали, «в одну из отдалённых наших губерний». Губерния - это основная административно-территориальная единица в России с начала XVII века. Следовательно, Российская империя делилась на губернии, а губернии - на уезды. И мы с вами оказались в уезде «одной из отдалённых наших губерний» (отдалённой от столицы). Въездная аллея привела нас к воротам. Это ворота Григория Ивановича Муромского. И снова обратимся к словарю: усадьба - отдельный дом со всеми примыкающими строениями, угодьями. Если обратиться к словарю В. И. Даля, то увидим, что там слово усадьба наполнено более конкретным содержанием: «Усадьба - это господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом». Господский - значит принадлежащий господину, т. е. дворянину, помещику, барину.

Давайте на первых страница повести найдем описание действующих лиц, помещиков Берестова и Муромского, и описания их усадеб. Их усадьбы не похожи, они разные, словно подстать своим хозяевам. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он встроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. «Английский сад», «конюхи одеты английскими жакетами», «поля обрабатывал он по английской методике».

Английский сад. Если бы мы с вами не были на экскурсии в кускове, нам было бы очень трудно понять и представить без описания, что такое английский парк. Английский сад- это незаметный парк, где было больше естественной природы, не тронутой человеком. Такой парк располагался на холмах с большим количеством деревьев – дубов, клёнов, берёз, лип.

Продолжаем дальше наш с вами путь. Мы въезжаем в усадьбу через ворота («Настя за воротами ожидала пастуха»). Они иногда оформлялись в виде торжественной арки, отделанной скульптурными изображениями зверей. Но если есть ворота, то барская усадьба, наверно, огорожена и имеет границы. Проверим наши предположения («Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише»).

И вот мы с вами по главной аллее парка подъезжаем к барскому дому, который и является центром усадьбы. («Коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала во двор и покатилась около густо – зелёного дернового круга. Старый Берестов взошел на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского». ) Берестов взошел на парадное крыльцо, к которому подъезжали гости. А еще было заднее крыльцо, выходившее на хозяйственный двор (Лиза «вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле»).

А теперь давайте войдем следом за Берестовым в дворянский дом и посмотрим, какие же комнаты там были.

Гостиная. («Она явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов Возвратясь в гостиную, они уселись втроём»). Обычно в гостиных принимали гостей, отсюда и название. Часто свое название гостиная получала по цвету обивочной ткани, которой отделывали комнату. Гостиные заставляли диванами, креслами, их обшивка не должна была соответствовать обшивке стен. Вспомните Кусково, в гостиную непременно ставили Ломберные столы для игры в карты, их отделывали зелёным сукном. Своё название они получили от названия карточной игры «ломбер». На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Столовая. («Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую»). Рядом со столовой находилась буфетная для хранения посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Сама же кухня была подальше от дома: нельзя было раздражать хозяина неприятными запахами.

Кабинет. («В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет»). Это комната, где хозяин занимался интеллектуальным трудом.

Спальни; библиотека, где наряду с книгами, хранились гербарии; комнаты для горничной, мисс Жаксон; девичья («Лиза засадила за шитьё всю девичью»), где жила женская прислуга.

А теперь давайте посмотрим, какие строения и угодья примыкали к барскому дому в пределах усадьбы.

Ферма. («Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму»).

Конюшни. («Конюхи были одеты английскими жокеями»).

Пастбища для коров. («Деревенское стадо потянулось мимо барского двора»).

Зверинец. («Муромский. предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец»).

Алексея на охоте постоянно сопровождают собаки, следовательно, должны быть псарни. Если господа имели в своём распоряжении коляски, то должен быть и сарай для них, среди хозяйственных построек были баня, дровяной сарай.

Теперь давайте заглянем в повседневную жизнь помещика в древней усадьбе. Жизнь здесь текла по законам самой природы: с восходом солнца вставали, с заходом ложились. Этот режим давал энергию и силу душе. Дворянин же, просыпался очень рано («семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра»; «Отец похвалил её за раннюю прогулку»; «Он всякий же день, рано поутру, ходил с ружьём на охоту»).

А. С. Пушкин попытался нам показать сутки в усадьбе, так называемый денной круг. Есть ранее утро, есть полдень в гостиной, есть глубокий вечер в усадьбе.

Я попытаюсь вам рассказать не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы. А можно ли сказать, что слово «усадьба» ассоциируется со словом «судьба». Давайте посмотрим повнимательнее, что одинакового мы с вами увидим в этих словах: уСаДьБа – СуДьБа, повторение согласных, ведь так.

Усадьбу ещё называют – дворянское гнездо. Да, усадьба – это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь постигал русский язык и «русский дух», здесь к нему приходила первая любовь.

Вот я и познакомила вас, опираясь на повесть А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка», с русской дворянской усадьбой, жизнью дворян в усадьбе, в которой много узнали о русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, верности, о том, как зарождалась любовь, о счастье.

На примере этой повести мы с вами пришли к выводу, что все-таки, дворянские усадьбы играют большую роль в произведениях русской литературы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)