Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Методические рекомендации для учащихся по выполнению натюрморта на уроках изобразительного искусства

Живопись натюрморта имеет основополагающее значение в учебном процессе. Это необходимый этап постановки руки, глаза, развитие чувства, цвета, цельности ведения. Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразий. Натюрморт - это не случайный набор предметов, активное отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы. Передача материальности, живописно - пластических и смысловых связей предметов помогает в всезнании художественного образа. Методика работы над натюрмортом основывается на общей последовательности выполнения живописных изображений:

Рассмотрим только некоторые особенности этой методики. В процессе выполнения эскизов и набросков осуществляется набор наиболее интересного композиционного решения.

Композиция - это планомерное соединение предметов, преданное художником в своей работе. Каждый человек имеет свой индивидуальный художественный вкус и эстетическое чувство, поэтому композиция предметов, созданная одним человеком, например, для написания натюрморта, всегда будет отличаться от аналогичной композиции, созданной другим человеком. Тем не менее, закономерности композиционного построения и его восприятие человеком, как правило, одинаковые.

Если ты обведешь взглядом комнату, в которой находишься, то увидишь огромное количество предметов, находящихся в композиционной зависимости друг от друга. Воспринимать, а тем более изобразить все это целиком - очень сложно. Почему? Потому что наш глаз фиксирует фрагменты комнатного убранства, останавливаясь на определенных группах предметов и выделяя из них главный.

1. Это главный предмет обычно находится в середине композиционного набора предметов и, как правило, выделяется на фоне этого набора, цветом, формой, размером или природной фактурой, а иногда и несколькими такими признаками одновременно.

Чтобы лучше понять правило выполнения определенной композиций из множества видимых глазом предметов, пользуются «рамочным» правилом. Можно провести интересный и полезный эксперимент: взять пустую раму от картины и, держа в вытянутой руке постепенно надо наводить на предметы в комнате. Перед глазами будут почти готовые композиции натюрморта, а рама будет подсекать все лишнее.

Состояние цветовых отношений отражает взаимосвязь предметов и среды, поэтому единство тональных и цветовых отношений, переданных в изображении, свидетельствует о полноценном решении потолка. Для правильной передачи цветовых отношений натурной постановки при изображении каждого предмета необходимо определить его локальный цвет и изменения цвета на свету и в тени. При этом важно помнить, что каждый цвет важен, не сам по себе, а только в связи с другими. Важна доля его участия в общем, цветовом строе постановки. Живописца должна интересовать не только цветовая разница предметов, но и тональные отношения. Поэтому процесс живописи - это процесс постоянного сравнительного анализа предметов, натурной постановки, то есть процесс работы отношениями.

Правдивость живописного изображения зависит не от точности цветового оттенка, а от верной передачи отношений по силе света и цвета. Неправильно взятые по светлоте и насыщенности цветовые отношения ведут к путанице выявлений материальных качеств изображаемых предметов, состояния их освещенности, в передаче пространственных планов.

Г. В. Беда, автор учебника «живопись» для студентов педагогических институтов, справедливо считает, что процесс живописи методики цветовых отношений.

2. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиций зависит от смысла художника.

Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе симметрии, даже если использованы разные фигуры. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, говорят о неуравновешенности частей композиции.

Наши глаза легче движутся слева на право (как, например, при чтении и письме). Поэтому лучше, когда левый передний угол в картине зрительно менее загружен, а интенсивность композиции слева на право. При этом композиция не должна быть зажата в верхнем правом углу.

5. Также важно помнить, что предметы должны находиться в относительном равновесии по отношению друг к другу, а их местоположения в композиции должно уравновешиваться их размерами, цветом и наклоном.

Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках более интересной и выразительной композиции, то можно заметить, что изменение ракурса помогает создать образ натюрморта.

Обратим внимание еще на один момент - выполнение живописного этюда натюрморта. Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание отдельных предметов или композиции в целом. Например, серый, черный и белый фон часто образуют приятное сочетание, но светлые предметы на светлом фоне пропадают, а темные сливаются с темным фоном.

8. Один из ключевых вопросов создания живописного изображения является развитие целостного видения. В грамотном живописном этюде цветовые различия предметов натурной постановки переданы в тех отношениях, в которых они воспринимаются именно в момент наблюдения, а не вообще в природе.

Для правильного определения тоновых и цветовых отношений натюрморта необходимо развивать целостность видения, то есть стараться не разглядывать каждый предмет по отдельности, а пытаться увидеть его сразу, не выпуская из поля зрения фон. Конечно, при таком подходе пропадает четкость отдельных предметов, но зато можно ясно почувствовать их отношения по тону и цвету.

Можно сравнить с построением музыкальной мелодии, в которой каждый отдельный звук сам по себе ничего не выражает, но в гармоничном соединении с другими звуками производит нужное впечатление. Можно сыграть музыкальное произведение в более низком регистре или более высоком - мелодии при этом сохранятся. Но если нарушится взаимосвязь звуков, мелодия перестанет существовать. Это относится и к живописному изображению. Этюд может быть выполнен очень скрытными средствами в любой тональности. Совсем не обязательно передавать цветовые отношения в полную их силу, то есть, так, как они существуют в натуре. Но необходимо выдержать пропорциональные отношения от самого светлого до самого темного в пределах задуманной гаммы. Иначе живопись не будет воспроизводить, целостного, гармоничного впечатления. Метод работы отношениями или метод работы сравнивания позволяет точно определить цветовые отношения между предметами, создать реалистичное, подлинное произведение.

История возникновения и развития натюрморта, жанры и виды

Своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь изображают художники в натюрморте.

«Натюрморт» - это жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра.

«Натюрморт» (с французского) означает «мертвая природа».

«Натюрморт» (с немецкого) значит «тихая жизнь».

«Натюрморт» - постановка из неживых предметов (предметов быта, овощей.

фруктов, дичи и т. д. ).

Натюрморты бывают простые (из 2-3-х предметов) и сложные (3-4-х предметов и более), а также с гипсовой деталью, цветами и т. д.

Из многообразия жанров «натюрморт» выделяют два основных фактора художественной формы:

Предмет (объем, фактура)

Пространство (плановость натюрморта)

Термин «натюрморт» не надо воспринимать буквально, все, что изображается в натюрморте, - это всегда союз, сочетание предметов. соединенных волей человека в определенную композицию. Тем не менее, закономерности композиционного построения и его восприятия человеком одинаковы:

Выделение композиционного центра

Равновесие в композиции между предметами, в отношении их размеров, цвета и местоположения.

Для обучения натюрморт ценен тем, что каждый может создать постановку у себя дома из хорошо знакомых вещей, находящихся под рукой. Личные вещи, сохранившие еще тепло рук хозяйки, помогают художнику «войти» в мир натюрморта.

Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при использовании в натюрморте образуют свою среду, переносится в иное измерение. Сочетание простых предметов могут выражать самые легкие и возвышенные чувства, вызвать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути этих предметов. Натюрморт - это сообщение, иногда пиктограмма, которую необходимо разгадать, чтобы понять суть.

Развитие этого жанра происходило на протяжении столетий.

Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале 17 века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия. Рассматривая их ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Они словно поют гимн материальному миру. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (П. Клас в Голландии, В. Хеда во Фландрии, Ф. Снейдер и др. ). Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых. Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта - французского художника Ж. Шардена.

В 19 веке многие ведущие мастера живописи, работавшие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно, постимпресионисты, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван Гог). С начала 20 века к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством; увлекаются разнообразной фактурой. Натюрморты выполняют в строгой реалистической и в декоративной манере, и в манере кубизма.

В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фанок, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Тишинов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем мир человека, его мысли и чувства. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, в картине Ю. Пишенова «Ожидание» (1959г. ) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость этого ожидания, вызывая знакомые ассоциации. В картине «Актриса» этого же художника, через предметы раскрывается не только мир прогрессии, но и характер человека. В 17 веке складываются плавные черты натюрмортного жанра. В нем работают такие ведущие мастера живописи, как Рембрандт, Сурбаран. Переда и другие. Всех их объединяют одно общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала. Сформулированные в практической деятельности художников задачи искусства натюрморта существовали и в дальнейшем, но решение их не повторяло прямого опыта, а осуществлялось новыми средствами в соответствии с новыми требованиями времени.

Значительный вклад в развитие натюрморта внес французский художник 18 века Ж. Шарден, вошедший в историю мировой живописи как мастер бытовой жанровой картины. Главной темой Шардена было изображение жизни простых людей, их быта, повседневного труда, и свои натюрморты он пишет с предметов скромного домашнего обихода. Замечательными образцами этого типа натюрмортов являются «Медный брак», «Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином» и другие. Простота и классическая ясность композиций отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства».

Не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в созданий художественного произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира, которым ранее не предавалось большого значения. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, - передача света, воздуха, состояние природы. Световоздушная среда оказывает существенное влияние на восприятие изображаемых предметов. Начиная с середины 19 века сильное влияние, на судьбу искусства, стал оказывать импрессионизм. Старым академическим традициям, которые к этому времени выразились крайне условные формы салонного искусства, импрессионисты противопоставили свое понимание живописи. К. Монэ, К. Писарро, А. Сислей и другие художники, обратившись в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, решали проблему создания живописного изображения спектрально чистыми красками. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение.

Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивает и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передавать не сами свойства предметов, а мимолетную игру цветовых и световых пятен на его поверхности. Этим объясняется разное снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценке действительности.

Однако развитие жанра натюрморта в это время следует видеть не в русле общего движения импрессионизма, а скорее на пути преодоления его узких мест, связанных, в частности, с разрушением объемной формы. Известной реакцией на разрушение формы импрессионистами явилось искусство П. Сезанна, много работавшего в области пейзажа и натюрморта. Метод Сезанна основан на точном определений планов, составляющих-конструкцию объема, где каждый цвет - мазок должен выражать изгиб -поворот формы в соответствии с количеством полученных световых лучей. В таком аналитическом подходе к изображению натуры состоит положительная сторона живописи художника.

В конце 19 начале20 века художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий шаг в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением этих устремлений были такие направления, как кубизм, фовизм, супрематизм и другие, знаменовавшие упадок буржуазного искусства.

В этом сложном процессе поисков «нового» плодотворным было то, что наряду с бесплодным экспериментом в сферу поисков новых средств живописи вовлекались здоровые творческие силы. Наиболее талантливые из них, отдав дань формальным экспериментам, становились на твердую почву реализма и создавали яркие по идейному содержанию и форме художественные произведения. На этой почве выросло и развилось замечательное искусство натюрморта в России, лучшими представителями которого были К. Коровин, И. Грабарь, а в последствии П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн и ряд других художников, положивших начало советской школе натюрморта.

Имена К. Коровина и И. Грабаря часто упоминаются, когда говорят о русской ветви французского импрессионизма. Живопись Коровина во всем ее объеме - пейзаж, портрет, натюрморт - несет в себе живое, непосредственное чувство общения с натурой. Цвет в его работа, чрезвычайно подвижный, искрящийся, живо передает состояние натуры. Темами его натюрмортов служат природные формы: цветы, овощи, фрукты, рыба - все, что несет в себе живое дыхание жизни. Он пишет их в различной обстановке: в интерьере, на веранде, на открытом воздухе, на фоне морских далей - и каждый раз обнаруживает удивительно цельное восприятие мира. Он отбирает обычно несколько предметов, на составляет их так, что они создают впечатление реального куска природы. Компоновка проста и естественна, но она никогда не бывает статичной, всегда служит динамичному развертыванию цвета на полотне. Всегда в натюрморте имеется центр композиции, через который мы воспринимаем все богатство живописной среды.

Такое же стремление преодолеть ограниченность метода импрессионистов характерно для работ И. Грабаря, И. Машкова, К. Петрова-Водкина. Революция открыла перед ними широкие возможности, дала живой, идейный материал для воплощения в искусстве. Ряд натюрмортов свидетельствуют о формировании нового содержания в натюрморте. Темастроительства социализма прочно входит в искусство, становится определяющим фактором в создании художественного произведения. Так в натюрморте «Селедка», написанным К. Петровым-Водником в 1919 году, наметилась главная линия творчества художника.

В последующем развитии натюрморт значительно пополнился новыми темами, интересными стилевыми особенностями. В нем находят отражение характерных черт современной жизни, достижения науки и техники, культурного строительства.

В последние десятилетия в жанре натюрморта начинают работать многие молодые художники. Всероссийская выставка «Натюрморт» (1975г) показала не только массовость жанра натюрморта (на выставке были представлены работы более чем 150 авторов), но и широкий охват тем, отражающие жизнь в светском обществе.

Не порывая связь с современной действительностью, художники обращаются к опыту истории искусства. Нередко обращаются к искусству эпохи Возрождения, где живописцы видят не только красоту и выразительность рисунка, но и классическую простоту формы.

Натурные постановки, составленные из предметов различной окраски, являются наиболее подходящим материалом для изучения светосилы и диапазона тональных отношений. Кроме того, натюрморт, как многопредметная и, следовательно, многоплановая постановка, ставит студента перед проблемой обязательного решения пространственных задач.

Задачи и программы

Одним из важнейших задач сегодняшнего дня является улучшение подготовки школьников к жизни, к общественному труду, воспитания личности. В решении этой задачи наряду с общеобразовательной школой участвуют специально музыкальные и художественные школы. Уроки рисунка и живописи в школах и ДШИ по настоящее время ведется в русле единой методике, основу которой составляет реалистическая школа внимательного изучения натуры. Начиная с построения геометрических тел. рисунков натюрмортов, гипсов и заканчивая выполнением набросков и длительных рисунков живой натуры, - все это идет от общего к частному, а затем вновь к обобщению. Методика преподавания рисунка и живописи достаточно хорошо выверена в обучении учеников школы. Это же можно сказать и о методике преподавания в школе живописи, в основе своей следующей той же системе тщательного изучения и воплощения в красках натуры - от учебных этюдов и выполнение более сложных живописных задач в натюрмортах, портрете.

В 50-е начало 60-х годов широко распространившаяся теория, что заниматься с детьми рисунком, живописью, композицией следует лишь с 12-14 лет, приносила большой вред в наших начинаниях по приобщению детей к изобразительной деятельности с более раннего возраста, - вспоминает П. Ф. Рябов. Между тем психологические исследования убедительно доказывали перспективность занятий искусством с детьми именно этого возраста.

Переориентация педагогов на уроках живописи и рисунка, творческой работы с детьми начальных классов была сложной. Постепенно отрабатывался опыт ведения этих занятий. Появлялись разные программы, художественных достоинств ученических работ.

Программы ДШИ

Уроки изобразительного искусства в начальных классах закладывают основы чувственного познания у детей, чувства, мысли и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в зримой конкретной форме - в зрительных образах. Зрительно мы воспринимаем не только внешний облик предметов (форму, цвет, положение в пространстве, их связи между собой), но и тончайшие душевные переживания человека. Развитие зрительного восприятия помогает человеку глубже понять и оценить не только красоту предметов окружающей действительности, но и сложные эмоции людей.

Сегодня взрослого человека и ребенка окружают разнообразные предметы быта, удовлетворяющие их элементарные потребности, и предметы духовной культуры. Обе эти области предметной среды неотделимы от изобразительного искусства. Очень часто даже простая этикетка спичечной коробки, например, представляет собой настоящее произведение искусства. В первом классе в художественной школе дети должны усвоить основные правила пользования красками и кистями: приемы держания кисти в руке и движение руки с кистью в разных направлениях, навыки свободного скольжения кисти по бумаге, разведение краски нужного состава. С первого класса важно приучать детей выбирать цвета в соответствии замысла и поставленной перед детьми задачей. Необходимо также знакомить детей с такими элементами техники работы кистью, как заливка тоном внутри контура (изображение массы предмета). Ведение разнообразных приемов работы кистью в первом классе в художественной школе помогает более быстрому освоению их в 1-х и 3-х классах.

В начальных младших классах берутся легкие, по исполнению, темы. Например, тема урока: «предметы в нашей жизни» (выполнение рисунков с натуры). Здесь учитель ставит задачи урока:

1. Развивать у детей умение внимательно рассматривать предметы.

Развивать умение сравнивать предметы между собой, виде сходства и различия между ними (высокий - низкий, маленький - большой) и передавать эти особенности.

3. Размешать изображение на листе бумаги (в длину или в ширину листа), учитывая положение предметов перед рисующими, их формы и размеры. Рисунок должен быть крупного размера, но правильно расположен на листе и уравновешен на нем. Эти навыки не сразу могут быть освоены детьми, однако ставить перед ними такую задачу возможно и необходимо, чтобы развивать у них глазомер и чувство ритма (качества, необходимые человеку в любой деятельности).

Предметы для рисования подбираются крупного размера. Их нужно поставить на уровне глаз, чтобы рисующие могли отчетливо воспринимать силуэты. Для этого задания удобно иметь цветную натуру (кувшин желтый, коричневый или красноватый). За предметами необходимо установить светлый фон: репродукции картин художников с изображением предметов быта, отдельные их фрагменты (А. Матисс, П. Кузнецов).

Предметы ставятся на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы один предмет не закрывал другой и детям легко было сравнивать их между собой. Урок начинается с беседы о роли и назначении знакомых детям предметов, о соответствии их формы и материала. Для примера учитель может показать, например, вазу для фруктов, блюдце или тарелку, которые служат разным целям. Он отмечает, что мы не только повседневно пользуемся этими вещами, но и любуемся ими. Очень часто художники изображают их в своих картинах. Затем учитель обращает внимание детей на поставленные для рисования предметы.

Анализ и формы поставленных предметов, сравнение их размеров и цвета проводиться путем вопросов к классу, что помогает учащимся более зорко и осмысленно воспринять их особенности, оценить красоту соотношений их функциональных частей. В вопросы к детям полезно вносить и игровой момент, оживляющий и обостряющий восприятие действительности. Такие приемы полностью зависит как от конкретной натуры, так и изобразительности учителя, его творческого отношения к преподаванию. Затягивать беседу на долго не следует. Надо быстро переходить к выполнению рисунка. При этом необходимо разъяснить детям, что рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы изображенные предметы были хорошо видны на расстоянии. С этой целью учащимся показываются репродукции произведений художников или их фрагменты. Начинать рисунок следует с легкого наброска формы предметов на листе бумаги, решая карандашом первую задачу: выбор положения бумаги перед рисующим в длину или ширину листа и размещение рисунка на листе.

Следующий этап - работа в цвете - включает поиски не только основного цвета предмета, но и его общей формы, характерных особенностей силуэта, характеристики функциональных частей.

Темп работы первоклассников обычно быстрый, так как они удовлетворяются приблизительным сходством рисунка с натуры. Поэтому после того как общая масса и силуэты предметов будут переданы, учащимся можно предложить украсить предметы и фон по собственному желанию. Связи предметов в пространстве учащиеся первого класса передают в своих рисунках условно. Они еще не зрители изображаемого события, а лишь прямые его участники, поэтому и не осознают значения единой точки зрения на предметы. Этим объясняется своеобразие их рисунков - характерная «прозрачность» изображения, несоответствие пропорций предметов по отношению друг к другу и другие особенности.

В то же время первоклассники уже способны к активному зрительному восприятия, они вполне сознательно могут сравнивать, сопоставлять свои впечатления от наблюдения действительности и строить рисунок на их основе, если в этом им оказывается помощь. Развитие зрительного восприятия пространства, умение видеть расположение предметов в пространстве - одна из наиболее сложных проблем учебной работы для этого возраста.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы дети в самом начале работы не задерживались на отдельных предметах, не пытались бы передать все их детали. Очень важно, чтобы, сравнивая цвета в натуре между собой, они широко и свободно закрывали форму предмета общим цветом, оставляя белым только самые светлые места, например, блики, если они есть в натуре. При составлении поурочных планов учителю легко уточнить конкретные содержания повторных заданий, представить их воспитательные задачи. Очень важно при этом учитывать интересы детей младшего возраста, не навязывать им непосильное их пониманию содержание. При составлений планов занятий изобразительным искусством необходимо опираться на материалы книги «Родная речь».

Для детей третьего класса полезно рассматривание и анализ репродукций картин художников, помещенных в конце книги. В картинах А. Пластова, И. Левитана, А. Рылова не только выражено разное состояние природы, но для них характерна и различная техника решения волнующей темы.

Программа по В. С. Кузину

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в коммунистическом воспитании учащихся. В соответствии с учебной программой изобразительное искусство ставит своими конкретными задачами:

-содействовать идейно-политическому воспитанию учащихся; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, его памяти, его представлению; ознакомить с произведениями изобразительного искусства, призвано содействовать всестороннему развитию личности школьника, обогащению его духовного мира.

В 1-х 2-х классах ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства проводится на уроках рисования с натуры, на темы декоративной работы. В 3-м классе беседам об искусстве посвящается и отдельные уроки.

Репродукции произведений художников для демонстрации на уроках рисования с натуры, на темы декоративного рисования подбираются в соответствии с темами учебных заданий на этих уроках.

Наибольший эффект достигается тогда, когда связь бесед по произведением изобразительного искусства с рисованием с натуры, на темы, осуществляется по конкретным, четко определенным направлениям.

Такими направлениями являются:

1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих объектов действительности, растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.

Так при рисовании с натуры листьев и веток деревьев, цветов необходимо анализировать картины - натюрморты, картины - пейзажи, а также другие произведения.

В процессе рисования с натуры (простым карандашом и акварельными красками) чучел животных, птиц, большой эффект дает демонстрация картин - натюрмортов. Например, натюрморты П. Кончаловского,

И. Машкова.

2. Изучение простейших законов цветоведения и их использования как выразительных художественно-эстетических средств в изобразительном искусстве. Практически на уроках можно демонстрировать с этой целью любое произведение живописи, его лучше заранее подобрать, наиболее ярко выявляющие особенности конкретного закона цветоведения. Для этого необходимо показать натюрморты, для сравнения, в холодной и теплых колоритов.

3. Изучение элементарных закономерностей светотени, теорий теней и выражение их в произведениях график (рисунки, наброски) и живописи. Особых эффект светотени дается в рисунках, в которых показаны контрастные отношения света и тени, что обычно наблюдается в яркий солнечный день.

4. Изучение законов композиции в творчестве мастеров, художники показывают яркие образцы композиционных решений; в квадрате, «золотом сечении», по диагонали и вытянутые по вертикали. Рисование бытовых предметов (и простым карандашом и красками) особенно ценно тем, что представляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределение светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной). Например, тема урока «Рисование с натуры натюрморта, состоящего из чайника, яблока и слив» (карандаш, акварель), - 3-й класс.

При выполнении этого задания решаются следующие учебно-воспитательные задачи: развивать умения учащихся рисовать с натуры несложный натюрморт, самостоятельно анализировать и сравнивать изображаемые предметы; учить передавать объем цветом, освещением и пространственные отношения между предметами натюрморта. Задание выполняется в течении двух уроков. В самом начале первого урока школьникам демонстрируется диафильм «Натюрморт». Проводиться анализ диафильма. Педагог задает вопросы детям: что изображают художники в натюрмортах? Кто автор натюрмортов, показанных на экране? и т. д. После ответов школьников задаются обещающие вопросы: что такое натюрморт?

На классной доске учитель демонстрирует последовательность линейного построения рисунка натюрморта. После рисунок стирается с классной доске, и ученики начинают рисовать.

Короткими отрезками ученики намечают общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта. Далее уточняется величины каждого предмета - чайника, яблока, слив. После этого детально прорисовываются все указанные объекты. Детально прорисовав данные объекты, учащиеся, снова уточняют их общие пропорции, размеры, пространственные отношения между ними.

На втором уроке еще раз проверяют свои рисунки, сравнивают их с натурой и исправляют замеченные ошибки. Затем школьники под руководством педагога внимательно анализируют цветовые отношения предметов натюрморта (цвет чайника, яблока, сливы, различные оттенки цвета на свету, в тени, в полутени, в рефлексах, определяют теплые и холодные градации цвета). После анализа натуры учащиеся завершают работу красками. С помощью последовательного насыщения цвета они определяют тень, полутень, свет, рефлекс, изображают объем предметов и пространственные отношения между ними.

Натюрморт устанавливается на специальных натурных постановках, на которые кладутся драпировки. Все драпировки в начальных классах должны быть светлыми, слабых, нежных тонов, без орнаментов и рисунков.

Особенно широко используются белые драпировки. Темные, насыщенные по цвету драпировки еще сложны для анализа, определения и изображения их младшими школьниками.

Для объяснения композиций натюрморта заранее сфотографировать несколько разных натюрмортов и затем продемонстрировать их детям с последующим анализом.

Таким образом, предусмотренные программами задачи, примерные задания и содержание знаний, умений и навыков по изобразительному искусству в детском саду и в начальных классах, общее развитие шести-семилетнего ребенка позволяют обеспечить преемственность в изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

Однако для этого необходимо выполнение следующих условий:

1. Обязательный учет учителем начальных классов той подготовки по рисованию, которую получает ребенок в детском саду, учет уровня развития его художественно-творческих способностей и эстетической восприимчивости. К сожалению, в школьной практике педагог часто не учитывает предыдущий опыт ребенка, в изобразительной деятельности, и объясняет первокласснику те явления и правили, которые он уже знает, и хорошо усвоил в детском саду. В результате – искусственное торможение развития изобразительных умений и навыков, недооценка реального уровня художественно-творческогоразвития первоклассника.

Ориентация учителя начальных классов на дальнейшее закрепление и развития представлений и впечатлений детей, накопленных ими в дошкольном возрасте. В начальных классах школы часто организуются экскурсии на природу, колхозные фермы, к историческим памятникам. Но такие экскурсии часто организуются и в детских садах, сопровождаются беседами и дают богатый материал для наблюдений.

Ориентация педагога на сближение методов обучения детей изобразительному искусству в начальных классах с методами обучения детей рисованию в детском саду. Обычно наблюдается большая разница в методах обучения детей рисованию в школе и в детском саду. И это правомерно. Школа ставит свои задачи, более сложные, чем в детском саду. Но нельзя забывать и о том, что первоклассник - это вчерашний дошкольник и ему еще трудно на первых парах привыкнуть к новому распорядку, режиму учебных занятий. Ему трудно организованно и дисциплинированно выполнять задание на уроке изобразительного искусства, когда яблоко такое красивое и так хочется подойти поближе и рассмотреть его (как это можно было сделать в детском саду), когда у соседа получился замечательный яркий рисунок и невозможно спокойно созерцать его. Поэтому в начальных классах следует использовать игровые приемы во время определения цветовых оттенков, во время упражнений на проведение линий и т. д. Учитель должен помнить: рисования в детском саду - самое интересное занятие для детей, это всегда для них праздник и радость. И этот праздник должен продолжаться в школе. И не в том ли причина раннего затухания у детей интереса к рисованию, что оно не редко преподается неинтересно, без учета специфики искусства?

Широкое использование в начальных классах различных изобразительных материалов: карандашей, акварели, гуаши, цветных мелков, сангины, пастели, фломастера, туши, цветной (тонированной) бумаги. Использование всех этих средств позволит успешнее развивать у детей эстетический вкус, понимание прекрасного, творческую самостоятельность и фантазию, тем более что все указанные материалы широко рекомендуются в детских садах и с удовольствием применяются детьми.

Таким образом, строгое наблюдение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой по изобразительному искусству в начальных классах, обеспечит преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников, что является необходимым условием умственного развития детей, формирования у них эмоционально-эстетического отношения к действительности.

По программе Е. Е. Рожкова

Учение видеть в действительности и передавать в рисунках особенности цвета, его разнообразие и гармонию, выражать посредством цвета индивидуальные переживания учащиеся обучаются на протяжении всего курса.

Во всех случаях большое значение имеет задача выражения конкретной жизненной ситуации - темы. Поэтому самая простая постановка натюрморта и простейшие фрагменты пейзажа. Подросток начинает видеть действительность глазами художника, так как наблюдения и выражения выступают в единстве. Приведем пример работы над натюрмортом. Учащиеся шестых классов последовательно выполняли три задания. Первое задание: рисование с натуры группы предметов - ахроматическое решение (керамическая посуда темных и светлых тонов). Второе задание: рисование по памяти по той же группе в цвете (полная палитра). Третье задание: рисование совершенно другого по содержанию натюрморта (книги, стакан с карандашами, ветки) по описанию которые дает учитель.

Какой же вывод напрашивается из проделанной работы? Взаимопроникновение заданий, образующих систему учебной работы - развития учебных задач, должно осуществляться с учетом двух сторон изображения гарантирующих активный характер учебной работы. Первое - решение так называемых формальных задач. Их характеризует четкость учебной задачи, рассчитанной на постепенное овладение детьми элементарными изобразительными средствами, построения формы предметов, выражение на плоскости их конструкций и пропорций, пространства, цвета, света и фактуры.

Второе: овладение элементарным изобразительным средством должно осуществляться в виде содержательного изображения. Например. 23натюрморт из 4-5 предметов, в котором одновременно решается несколько задач, создает для школьников условия творческого поиска, в котором средства выражения всегда подчинены содержанию изображаемого, вытекают из содержания. Рисование с натуры, простейшие упражнения должны быть обогащены эмоциональными переживаниями.

Анализ натюрморта, который учащиеся проводят под руководством учителя, помогает им воспринять натюрморт целостно и оценить подбор предметов по смыслу, контрастности их форм, цвета, увидеть взаимосвязь предметов, особенности освещения - расположение собственных и пакующих теней.

Практическая часть

Трудности при выполнении натюрморта

Задание по живописи в 4-6 классах можно разделить на две группы: изображение отдельных предметов (фруктов, овощей, цветов, посуды, игрушек) и выполнение натюрмортов. Наиболее трудный раздел -выполнение натюрморта в цвете. Труден он и для учителя, и для учащихся тем, что программа определяет только круг изображаемых предметов (яблоко и эмалированная кружка, натюрморт из спортивных предметов, школьное оборудование). Это обуславливает выбор предметов и до некоторой степени сложность построения рисунка, но совсем не затрагивает проблем цветного решения, не определяет конкретной цветовой задачи. Ведь эмалированная кружка может быть и белой, и зеленой, и синей, яблоко холодным, почти одноцветно зеленым или красным, полосатым или румяным.

Наиболее простая задача в натюрморте, которую успешно решают учащиеся 10-11 лет, - передача локального (собственного) цвета предметов. Чтобы решить ее, учитель составляет натюрморт на первых порах не должны быть сложным по рисунку ( например, голубая эмалированная кружка и красный помидор на песочно-сером фоне). Натюрморты на передачу локального цвета можно выполнять в любом классе, усложняя цветовую задачу и меняя технику исполнения, но главное научиться передавать цвет предметов.

Процесс рисования натюрморта - это сложный комплекс мыслительных и практических действий художника. В отличие от фотографического способа получения изображения рисунок выполняется постепенно. Возникает вопрос, каким образом совместить целостное видение натуры с последовательностью ее воспроизведение. Чтобы преодолеть это противоречие, работу над рисунком надо расчленить на такие этапы, которые не нарушали бы принципа рисования от общего к частному.

В ходе над рисунком натюрморта студенту приходится решать целый комплекс задач - от размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики тоном с учетом освещения и среды. Чтобы успешно подойти к конечному результату (к завершенности рисунка), необходимо выбрать правильный путь, то есть определить последовательность ведения рисунка.

«Порядок» в рисовании натюрморта заключается в соблюдении последовательности процесса работы от начальной стадии рисунка до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает ученику возможность сознательно строить рисунок на каждой его стадии. При выполнении рисунка количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать:

1. композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2. конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;

3. светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений;

4. детальная проработка формы тоном;

5. обобщающий этап работы над завершением рисунка.

В ходе детальной проработки рисунка натюрморта может оказаться, что отдельные части будут, как бы переделаны, благодаря чему рисунок воспринимается дробно. Работа над рисунком натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, что двигается, с одной стороны, обобщением, как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой - конкретизацией предметов первого плана.

Лампы дневного света имеют, напротив, холодный синий либо розовый оттенок. Освещение носит искусственный характер, поэтому часть теплых цветовых оттенков пропадает, в то время как преобладают холодные цвета. Кроме того, искусственное освещение не дает полной шкалы светотеневых отношений в наблюдаемой натуре. Слишком подчеркнутыми оказываются собственные и падающие тени.

Правда, многие современные художники пишут свои картины при искусственном «дневном» свете. Но при этом надо учитывать, с одной стороны, опыт творческой работы, с другой - то обстоятельство, что современные выставочные залы оборудованы лампами искусственного света. Учебный натюрморт надо выполнять при естественном дневном освещении. Солнечный свет дает белое освещение. Но и он не постоянен. Со временем состав световых лучей меняется, что становится особенно заметным к вечеру. Во время самостоятельной работы учащихся обращаем их внимание на правильную последовательность рисования - от общего к деталям; на роль вспомогательных, тонких линий на определение пропорций предметов по высоте, ширине; на значение вертикальной осевой линии при построении предмета быта симметричной формы (например, кувшинчик). Напоминаем ученикам, о необходимости сравнивать свой рисунок с предметами натурной постановки. При коллективном анализе детских работ возможно обращение к таблице «цветовой круг». С помощью цветового круга дети объясняют, какие цвета они смешивали, чтобы получить оттенки цвета в натюрморте.

Программа для выполнения натюрморта - (свое мнение и предложение)

В учебной программе по рисованию натюрморта, также в живописи занимает одно из центральных мест, так как выполнение этого задания дает возможность изучить основные принципы реалистического рисунка и развивает творческие способности учащихся.

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Учебные задачи

При выполнении этого задания будущие художники должны научиться: - рисовать с натуры предметы с передачей перспективного сокращения объема;

-передавать объем предметов средствами светотени, увязать их между собой и выдерживать тоновую закономерность всей постановки; сравнивать свой рисунок с изображаемыми предметами и справлять замеченные в рисунке ошибки; пользоваться различной штриховкой (косой, по форме), а в живописи мазочками для выявления объема, формы изображаемых предметов; педагог должен объяснить ученикам, что при изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет требует к себе особого отношения: предметы и драпировки переднего плана требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки: предметы и драпировки дальнего плана могут быть изображены в общих чертах, достаточно выразить характер их формы.

Для выполнения перечисленных выше задач необходимы знания принципов линейно-конструктивного изображения формы, теорий линейной и воздушной перспективы, а также владение техникой рисования.

А теперь можно поговорить о постановке учебных натюрмортов.

Постановка учебных натюрмортов с драпировкой

Устанавливая натюрморт до начала урока, прослеживаем за смысловым содержанием этой учебной постановки. Смысловое содержание

Предметы для натюрморта подбираем такие, чтобы они были связаны между собой определенным сюжетом: «кухонный натюрморт», «стол художника» и т. д. Ни в коем случае нельзя устанавливать рядом несовместимые по смыслу предметы. Например, рядом с чайником или рубанком нельзя ставить гипсовую голову или чучело птицы. И тем не менее все предметы должны быть разнообразными не только по форме, но и по размерам, материалу, фактуре.

Сопоставление предметов по форме, фактуре, размеру и тону

Постановку натюрморта начинаем с более крупных и выразительных в тематическом отношении предметов. В моем примере таким предметом является чайник. К главным предметам подбираем дополнительные. В одних случаях они могут подбираться по принципу однородности материала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других - по принципу разнообразия материалов и тоновых отношений. Не рекомендую рядом ставить предметы одинаковые по размеру и форме - нарушают композиционный центр. Лучше всего сопоставлять предметы различные по форме, размеру и тону. Контрастные сопоставление большого с малым, светлого с темным, сферической формы помогает ученику определить характерные особенности предметов и справится с решением учебной задачей.

Организация предметного пространства

Одной из учебных задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства, степени удаления предметов. С этой целью элементы натюрморта расставляем так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана. Это с одной стороны, придает естественность натюрморта, а с другой - помогает ученикам передать пространство и воздушную среду между предметами. Большое внимание надо уделять освещению. Искусственные верхнее и боковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр, показать второстепенные предметы.

Натюрморт устанавливаем на специальных натурных подставках, на которые кладется драпировка. Она помогает объединять предметы между собой. В одном случае она служит фоном, в других - элементом композиции.

Основные этапы работы над натюрмортом

Чтобы работа проходила успешно, надо попросить учеников четко сформулировать последовательность работы над рисунком отдельного предмета - чайника, яблока и драпировки. Можно вызвать нескольких учеников к учительскому столу и попросить перечислить эти этапы: предварительный анализ постановки, выбор формата листа и точки зрения (места изображения); композиционное размещение изображения на листе бумаге; передача характера формы предметов и их пропорций. Выполнение в цвете; выявление объема предметов и драпировки посредством светотени; детальная проработка формы предметов; подведение итогов работы над натюрмортом.

Первый этап. Предварительный анализ постановки.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратить внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садится против света не рекомендуется.

Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально. Альберти писал: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины».

Второй этап. Композиционное размещение изображения на листе.

Начинать всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда ученику приходится растрачивать много сил и времени, чтобы достигнуть успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что, кроме размещения изображения на листе бумаги, ученику необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости. В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящем от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное расположение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которое непременно влияет на постановку натюрморта.

На классной доске учитель должен продемонстрировать последовательность работы натюрморта. Учителю также следует показать правильную и неправильную постановку рисунка на листе. Затем учитель стирает рисунки с доски, и ученики приступают к работе.

Третий этап. Передача характера формы предметов и их пропорций. Выполнение в цвете.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорций а также расположение в пространстве. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в, отдельности - чайника, яблока и драпировки. Построение формы предметов ведем тем же способом, как и в заданиях по рисованию отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей. Метод линейно-конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Ученику важно ясно представить себе расположение предметов (следков) на плоскости стола, расстояния между ними. За тем он должен представить себе эту плоскость со следками, изображенную в перспективе. Здесь же, в линиях, следуют их не искать на каждом предмете в отдельности. Более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения. Затем красками покрываем всю поверхность листа. Делаем заливку каждого предмета. Таким образом, мы выполнили третий этап работы. А теперь переходим к четвертому этапу.

Четвертый этап. Выявление объема предметов и драпировки посредством светотени

Как мы уже выяснили, объем предметов в живописи передается при помощи мазка, цвета и лепки формы средствами светотени. В процессе обучения в живописи с натуры ученики должны видеть и понимать взаимосвязь конструкции предметов с явлениями светотени. В живописи, особенно важную роль играет смешивание цветов, поэтому надо приучить учащихся, чтобы они могли сравнить предметы между собой. Объяснить, что, когда желтый предмет и красный рядом стоят, мы видим сочетание оранжевого цвета.

Пятый этап Детальная проработка формы предметов

Прокладку тени надо начинать с самого темного объекта, что дает возможность правильно определить силу тона собственных теней на других предметах. Чтобы придать устойчивость предметам на плоскости и, обозначить саму плоскость. Основные светотеневые прокладки необходимо решать не к белой бумаге, а к фону, поэтому работа над фоном должна идти одновременно с выявлением объема.

Этому этапу работы над натюрмортом должно быть уделено самое серьезное внимание. Ведь от того, насколько верно решена большая форма, насколько правильно найдены основные тональные отношения, зависит детальная дальнейшая проработка всех предметов.

При детальной прорисовки надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Проработка формы помогает сделать рисунок убедительным и выразительным.

Шестой этап. Подведение итогов работы над натюрмортом.

Этот этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, с выявлением светотеневых оттенков, материальность предмета. Прорабатывая отдельные предметы или детали, не следует доводить их до полной завершенности сразу, надо все время вести сравнения их как между собой, так и с натурой. Не нужно забывать, что рисовать нужно начинать от целого к частям и от части к целому. В ходе детальной проработки может оказаться, что отдельные части будут, как бы переделаны, благодаря чему работа воспринимается дробно.

Заканчивая работу, ученики под руководством педагога анализируют отношения предметов натюрморта, определяя общий тон чайника, яблока, драпировки и других предметов, различные оттенки на свету, в тени, в полутени: на переднем и заднем плане. Надо смотреть на работу через прищуренные глаза.

Рекомендуется после выполнения задания выставить работы учеников и предложить сравнить и оценить их достоинства и недостатки. В основу изучения курса рисунка натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Чтобы учащиеся могли легко сравнивать с рисунком натюрморта, составленного из предметов сложной формы и различной тональности. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые натурные постановки, которые позволяли бы ученику накопить необходимый запас знаний и навыков изобразительной грамоты и художественных средств для решения более сложных задач.

Каждая натурная постановка заключает в себя конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как учебного задания обеспечивает активность ученика в процессе работы над каждым заданием, так как он знает, что от него требуется, какие задачи предстоит решить на каждом этапе построения рисунка и каким должен быть конечный результат.

Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы обучения изобразительному искусству в школе и в других заведениях - тема обширная. Хотелось бы еще раз подчеркнуть многогранность и динамичность занятий рисования натюрморта, зависимость заданий от непрерывности развивающейся жизни, того окружения, в котором находиться школа. Роль учителя в организации учебного процесса, в выборе задания и его конкретном преломлений очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его, формирование мировоззрения средствами искусства. Большую роль в выполнении задач, в эффективности работы с детьми играет творческая подготовка учителя к проведению уроков. Очень важное значение в работе имеет темп выполнения заданий. В младших классах дети еще не умеют целенаправленно наблюдать - характер процесса работы у них импульсивен, поэтому быстрота выполнения заданий почти всегда является нормой. Но чем больше школьник учится наблюдать действительность, размышлять в процессе выполнения заданий, чем сложнее и многограннее становится его работа над изображением, тем быстрее сохраняется его интерес к заданию.

Относительно длительные задания (2-3 урока) могут быть в работе с натуры над натюрмортом, в работах на темы, при выполнении декоративных композиций. В работе над натюрмортом, промежуточная работа приносит положительный результат. Сделанные учащимися дополнительные наблюдения действительности, просмотр своего рисунка, размышление над ним и хотя бы небольшая практическая работа создают мост между уроками, который во многих случаях может решить успех выполнения задачи, поставленной перед школьником. Урок складывается из разнообразной работы учителя и детей: беседы, опроса учащихся, просмотра репродукций, практической работы над изображением. Чем активнее участвуют дети во всех частях урока, тем больше они получают удовлетворение от урока, тем выше результат их творческой работы. В ходе рисования разнообразных предметов быта учащиеся овладевают техникой рисунка и приемами работы различными рисовальными материалами (карандашом, углем, сангиной).

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве.

История развития различных жанров живописи - живое свидетельство этой неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие действительности, осмыслить ее эстетически.

Цвет в натюрморте говорит зрителю о многом. Он передает раскраску предметов, выражает живое чувство художника и меру его понимания прекрасного. Умение пользоваться цветом, понимание формы, мастерство в передаче вещественности, материальности и фактуры раскрывают перед живописцем возможность прикоснуться к правде жизни, приблизиться к. природе, передать ее естественное, полноправное, трепетное бытие. Советские художники развили и углубили в своем искусстве и эту область живописного познания мира. Но путь еще не закончен. Впереди еще много новых открытий, и то, на что мы старались указать в своей работе, далеко не исчерпывает всех возможностей жизнерадостного и гуманистического искусства натюрморта.

Классический натюрморт, отражающий тихую интимную жизнь вещей, все чаще и чаще видоизменяются. Художник расширяет стоящие перед ним задачи, выводит предметы обихода, быта или своей профессии во внешний мир. Включаясь в жизнь, выражая и отражая действительность, натюрморт получает новую, интенсивную творческую жизнь в наши дни, искусство натюрморта помогает понимать все значительное и прекрасное в жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)