Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Лунно-солнечные календари

Стремление людей хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяцы и годы привело к тому, что в разные эпохи были созданы различные календарные системы.

Основной задачей своей творческой работы я считаю изучение истории создания календарей, их достоинств и недостатков, а также я попытался провести анализ реформ различных календарей и сравнить различные календарные системы.

Ещё в глубокой древности люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой. В поисках разгадки этих явлений человек обратил внимание на небесные светила - Солнце, Луну, звёзды- и на неукоснительную периодичность их перемещения по небосводу. Это были первые наблюдения, которые предшествовали зарождению одной из самых древних наук - астрономии и созданию первых календарных систем. Мне кажется, что людям стало легче жить, зная, что на смену ночи всегда приходит день, а за холодной зимой приходит всегда весна.

Календарь- система исчисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз луны, смена времен года. Слово «календарь» пришло к нам из Древнего Рима, calendarium- буквально означает «долговая книжка», должники платили проценты в день календ. В Древнем Риме «календой» называли первый день месяца.

Люди с древних времен стремились согласовать между собой сутки, месяцы, годы, поэтому разными народами были созданы различные календари. Календари можно разделить на три главных типа: лунные, солнечные и лунно-солнечные. Мне кажется, что разные подходы к созданию календарей были обусловлены разобщенностью людей в древности. Создание календаря в древности являлось одной из главнейших задач астрономии.  

Лунные календари основываются на движении Луны вокруг Земли. Лунный календарь с годом в 354 суток применялся в третьем тысячелетии до н. э. в городах-государствах, существовавших в междуречье Тигра и Евфрата в Месопотамии. С образованием Вавилонского государства в том же тысячелетии лунный календарь стал вавилонским. Продолжительность лунного года составляет приблизительно 354,367056 суток, следовательно, лунный год короче солнечного почти на 11суток. Все даты лунного календаря ежегодно перемещаются вперед на 11суток относительно сезонов солнечного года, и это является решаюшим недостатком древнего лунного календаря. Много позже в другую историческую эпоху лунный календарь был введен в обиход в более совершенном виде. В седьмом веке н. э. на Аравийском полуострове образовалось новое государство - Арабский халифат. Лунный календарь там был усовершенствован и был принят как государственный, но основной недостаток календаря – перемещение дат по сезонам почти на 11 суток за солнечный год – нельзя исправить никакой реформой.

Историки рассматривают введение неудобного лунного календаря в Арабском халифате как одно из средств обособить арабов от других народов, чтобы создать сильное арабское государство. По мере завоевания соседних стран Арабским халифатом лунный календарь вместе с мусульманской религией распространился на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Южной Европы.

В настоящее время мусульманский лунный календарь применяется наряду с другими календарями в тех странах Азии и Африки, где распространен ислам.

Лунно- солнечные календари возникли как и лунные в древнем мире, но позже лунных. Эти календари являлись более совершенными, в них лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Один из первых таких календарей появился в начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с новолуния. Для связи с солнечным годом периодически вставлялся 13 -й месяц, то есть лунно- солнечные календари представляют собой комбинации лунных месяцев с солнечными годами. В настоящее время сфера действия древних лунно- солнечных календарей в странах Юго- Восточной Азии постепенно сокращается, но они сохраняют свое значение в сфере народных традиций.

Солнечные календари основаны на периодичности смен времен года. В основе солнечного календаря лежит продолжитеность солнечного года, равного 365,2422 суток.

Один из первых солнечных календарей зародился в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры

Солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти во всех странах мира, ведет свою историю от календаря древних римлян. Известно, что в середине восьмого века до н. э. римляне использовали календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 304 дня. В седьмом веке до н. э. была произведена реформа римского календаря: к календарю добавили еще 2 месяца, а число дней увеличили до 355. Но все же календарный год был короче тропического более чем на 12 суток, и календарные числа с каждым годом все меньше соответствовали явлениям природы.

Новая реформа римского календаря была проведена в 46 году до н. э. римским государственным деятелем и полководцем Юлием Цезарем. К разработке реформы был привлечен александрийский астроном Созиген. Созиген (Sosigenes) — александрийский ученый, жил в I в. до н. э. Был приглашен Юлием Цезарем в Рим для работ по исправлению календаря, в которых Созиген и принял деятельное участие. Философские труды Созигена, в том числе комментарий на трактат Аристотеля «De Cael», не сохранились

С 1 января 45 года до н. э. начался счет по новому календарю, получившему название юлианский. Главным в этой реформе было отключение календаря от оборота Луны и введение високосного дня каждые четыре года. Так был создан современный солнечный календарь в его первозданном виде. Месяцы стали структурными единицами, а введение високосных дней почти прекратило смещение календаря по сезонам года.

Юлианский календарь с високосными годами не был достаточно точным. Средняя продолжительность юлианского календарного года составляет 365 суток 6 часов, это на 11минут 14 секунд превышает астрономический год. Расхождение в одни сутки накапливается за 128 лет, и к концу шестнадцатого века расхождение достигло 10 дней. В 1582 году католическая церковь провела реформу, для этого следующий после 4 октября 1582года день был объявлен 15 октября. Календарь был назван григорианским по имени осуществившего эту реформу римского папы Григория ХIII. Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Для устранения источника неточности юлианского календаря по григорианскому каждые 400 лет исключаются три високосных дня в годах конца столетий, первые две цифры которых не делятся на четыре. В силу этого были невисокосными 1700, 1800, 1900 г, а 2000- уже високосный. В результате данной поправки расхождение в 1 сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливается не за 128 лет, а за 3323 года, что на будущее время обеспечило практически достаточное астрономическое постоянство календаря. Мне хочется, чтобы наряду с именами Юлия Цезаря и папы Григория Х III, в честь которых календари были названы юлианским и григорианским, чаще упоминались имена александрийского ученого Созигена, итальянского врача, математика, астронома Алозия Лилио, астронома Христофора Клавиуса, которые принимали активное участие в разработке реформ календаря.

В заключении я хочу обратить внимание на то, что на нашей планете Земля, в разных странах до сих пор используются различные календари, вот почему, на казалось бы простой вопрос: «какой сейчас год?» в разных странах мы можем получить разные ответы. Поэтому мне очень хочется, чтобы человечество пришло к единому летоисчислению. И тогда людям было бы проще общаться и решать общечеловеческие проблемы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)