Авто  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Лексические, стилистические, художественные средства создания образа дороги

Академик Ю. С. Степанов, один из основоположников русской когнитивной лингвистики, в качестве важнейшего концепта в русской культуре рассматривает осенние сумерки, что натолкнуло нас на мысль поискать другие аналогичные концепты. Достаточно часто обращение русских поэтов и писателей, художников и композиторов к понятию «дорога» свидетельствует о том, что он занимает важное место в языковом сознании русских и, следовательно, может претендовать на роль концепта русской культуры.

Поскольку концепт есть «мысленное образование», единица человеческой памяти, представляющаяся в сознании человека образами, картинами, имеющими языковое выражение, начнем анализ данного концепта с лексического значения.

Для выяснения основного значения концепта «дорога» обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией В. И. Даля.

Дорога – ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье или расстоянье от места до места; самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают: большие, т. е. общие, почтовые и торговые; малые – уездная, от городка до городка, в стороне от больших; просёлочные – от селенья к селенью, в стороне от малых. Железная дорога – железянка или чугунка; шоссе – каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатанная. Гужевая дорога – конная, где проезжают лошадьми; верховая и пешая или тропа. В восточных губерниях дорога – сибирский путь, а в Сибири - улица. Дорожка – тропа, тропинка, стезя. Дороги – Млечный путь. Дорожник – путевник; дорожные записки, дорожный дневник.

Таким образом, основное значение концепта «дорога», зафиксированное в словаре, - путь, полоса, тропа. При употреблении его в разных произведениях концепт приобретает дополнительные семантические признаки.

Концепт «дорога» в устном народном творчестве.

Дорога– излюбленный образ русских сказок и былин. Всем известны сказки «Колобок», «Лиса и Волк», «Кот и Лиса», в котором герои идут, бегут, крадутся по дороге. Широко известна картина В. М. Васнецова « Витязь на распутье», изображающая раздумья богатыря на развилке дорог. С выбора дороги начинается любой подвиг богатыря. На дороге между Муромом и Киевом сидит Соловей- разбойник. Илья Муромец очищает дорогу от разбойника и делает ее свободной для проезда. На других картинах « Иван Царевич на Сером Волке», «Ковер-Самолет» воплощается мечта человека о счастье и покое в конце долгого пути, после приключений и испытаний. Нелегок их был путь к счастью.

Много сложено русским народом пословиц и загадок о дороге.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Дорогу осилит идущий.

Не бойся дороги, были бы кони здоровы.

В дороге и веревочка пригодится.

Дома спи, а в дороге не дремли.

По кривой дороге поломаешь ноги.

Чем длиннее дорога из дома, тем короче дорога домой.

Идя по дороге, гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.

А эти пословицы из культуры других народов.

Не стыдно пуститься по дороге, стыдно остаться в стороне. (Осетинская)

В дальней дороге не бывает легкой поклажи. (Китайская)

Одинокому и дорога долга. (Татарская)

А вот загадки о дороге:

Тянется нитка,

А в клубок не смотать.

Кабы я встала –

Я бы до неба достала;

Кабы мне язык да глаза –

Я бы все рассказала.

Идешь, идешь,

Конца не найдешь.

Устойчивые выражения о дороге:

Туда ему и дорога. Нечего жалеть его, лучшего не стоит

Всякому своя дорога. Свой путь, поприще.

Счастливой дороги! Пожеланье отъезжающему.

Отрезать кому дорогу. Не давать ходу, бегу.

Быть на хорошей дороге. Повышаться службою

Мир по дороге! Привет встречному.

До появления транспорта расстояния преодолевались пешком. Так родились сказочные и былинные образы калик перехожих, странников, нищих, слепцов, путешествующих по Русской земле. Калики перехожие были и сказителями, и лекарями, часто наделялись магической силой врачевания. Именно калики вылечили Илью Муромца, сидевшего сиднем 33 года, от недуга.

В нашей родной культуре есть суеверия и обычаи о дороге. Человека ожидает несчастье или неудача, если ему перебежит дорогу черная кошка или заяц, т. к. по языческой мифологии, в них может оборачиваться дьявол. Так появилось выражение перебегать дорогу. Существовал обычай: проводить уходящего или отъезжающего словами скатертью дорога, пожелав ему этим напутствием счастливого пути, например: «Путь вам чистый, дорога скатертью!» Скатерть – участница старинного русского предсвадебного обычая: перед тем как ехать к венцу, невеста тянет скатерть, покрывающую стол. Этот обряд имеет глубокое символическое значение: невеста с помощью описанного магического действа выражает желание, чтобы её сёстры вслед за ней вышли замуж. Следовательно, потянуть скатерть символически означает «потянуть сестёр в дорогу», причем дорога понимается здесь не буквально, а в метафорическом смысле - «путь к замужеству».

Средства передвижения и упряжь.

Издревле на Руси ездил на лошадях, запрягая их различными способами в многочисленные по числу и видам повозки, кареты, тарантасы и т. д.

Телега – четырехколесная повозка для перевозки грузов конной тягой.

В телеге путешествует герой-рассказчик в «Записках охотника» И. С. Тургенева.

Из телеги наблюдает за жизнью родной страны лирический герой М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Родина»:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Розвальни – широкая повозка на полозьях, расширяющаяся от переда к заду. В них сидит боярыня Морозова на прославленной картине Сурикова.

Тарантас – дорожная, крытая или открытая, четырехколесная повозка на длинных дрогах (брусьях). В тарантасе едет Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Кибитка – крытая дорожная повозка или сани с верхом. В кибитке путешествует П. А. Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина.

Бричка – дорожная повозка с откидывающимся верхом – будкой. В бричке едет Чичиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Из упряжи нужно назвать следующие элементы:

Узда – часть конской сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади.

Стремена – железные дужки с ушком, подвешенные на ремне к седлу для ног и всадника.

Поводья – ремни узды, которыми правят лошадью.

Названия этих элементов упряжи закрепились в устойчивых выражениях.

Держать в узде. (В повиновении).

На поводу у кого – нибудь. (Действовать не самостоятельно).

Разнообразны и названия мастей лошадей.

Саврасый – темно-желтый, с черной гривой и хвостом. В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского описана саврасая крестьянская клячонка.

Гнедой – темно-рыжий, с черным хвостом и гривой. В чичиковской тройке гнедым был Коренник.

Буланый – светло-желтый, с черным хвостом и гривой.

Вороной – сплошь черный.

Чубарый – с темными пятнами на светлой шерсти, хвост и грива черные. На чубаром едет Илья Муромец.

Например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» упоминаются эти масти лошадей.

Невозможно было представить деревенский праздник без нарядной тройки. Это мы видим на картине Б. Кустодиева «Масленица»

Гоголевская «птица тройка», которой писатель уподобил Русь, памятна каждому:

«Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в дин гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!. »

Дорога скорби и страданий.

Дорога в сознании русского народа связалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты:

Уж по той ли по дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи они солдаты сами плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

(Русская народная песня)

По дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь. В нескольких шагах от родового селения Некрасовых в селе Грешневе пролегла Владимирка – дорога скорби и страданий, проторенная кандальными цепями.

И. Левитан изобразил эту печально знаменитую дорогу на своей картине «Владимирка». Она напоминает нам те давние дни из истории царской России, когда колодники шли с бритыми лбами, в арестантских халатах, волоча цепи по земле. Поэтому народ прозвал Владимирку «дорогой, пробитой цепями». Кажется, нет конца и края уходящему вдаль Владимирскому тракту. Одинокая странница остановилась у ветхого креста помолиться о страдальцах, которые совсем недавно прошли здесь, взметая дорожную пыль. Эта странница выглядит затерявшейся среди равнинной местности, по которой тянется унылая Владмирка.

Печальное содержание картины, ее колорит соответствует ее настроению. Темные тучи сгущаются над горизонтом. По небу плывут беспокойные облака.

Владимирка получила свое название от находящейся недалеко деревни Владимирки.

А вот картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге», в которой показан тяжкий труд бурлаков, идущих по горячему песку. Их путь, дорога – это изнуряющая жара, дождь, ветер, болезни, смерти. У берегов Волги зародились и некрасовские строки: «Выдь на Волгу, чей стон раздается»

С середины 19 века в быт русского народа вошли железные дороги. Строительству первой железной дороги между Петербургом и Москвой Н. А. Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога»

Безграничность дороги и русской души

Важное значение концепта «дорога» для русских людей обусловлено особенностями национального характера россиян. Философ Н. А. Бердяев считает, что существует соответствие между безграничностью Русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же безграничность и необъятность, как и в русской равнине. Русский народ был народом откровений и вдохновений.

В одном из стихотворений П. А. Вяземский писал:

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и вёрсты нипочём!

Тонут время и пространство

В необъятности твоей.

( «Степь» )

С мыслями Н. А. Бердяева и П. А. Вяземского совпадает содержание отрывка из поэмы Н. В. Гоголя:

« И какой же русский народ не любит быстрой езды? Его ли душе, стремившейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда с ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на плечо к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадшую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны»

Н. В. Гоголь, создавая образ дороги, перечисляет, какие ассоциации возникают в сознании русского человека при этом слове.

« Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздухпокрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу!

<.> Кони мчатсякак соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; неведомый город, церкви со старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. <> А ночь! Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся! <> Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становиться ветер; покрепче в теплую шинель!. какой славный холод! Какой чудной, вновь обнимающий тебя сон! Толчок – и опять проснулся. На вершине неба солнце. « Полегче! Легче!» - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке Боже! Как ты хороша подчас далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонувший, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!»

Однако, при всей любви к дороге, к дорожным впечатлениям, все равно счастлива и прекрасна лишь та дорога, которая ведет к дому:

«Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьем колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут перед ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей, и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобызаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть угол, но горе холостяку!»

(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

Настроению Н. В. Гоголя созвучны мысли, высказанные А. С. Пушкиным в стихотворении «Дорожные жалобы»:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь сулил

То ли дело быть на месте,

По мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге размышлять!

То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай;

То ли дело, братцы, дома!

Ну, пошел же, погоняй!

Дорога – это символ жизненного пути человека, его судьбы. Об этом пишет А. С. Пушкин:

Хоть тяжело под час в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры, и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

(А. С. Пушкин «Телега жизни»)

Интересен смысл символов этого стихотворения А. С. Пушкина: телега – наша жизнь, ямщик – время, которое безвозвратно проходит. Образ ямщика – это аллегорический образ. Погонщик лошадей уж точно ни при каких обстоятельствах «не слезет с облучка», и поэтому телега жизни никогда не будет пустой и не остановиться.

А ведь трудно было представить путешествие по российским дорогам XIX - начала XX века без ямщика.

Слово «ямщик» - кучер на ямских лошадях – заимствованное во времена Древней Руси из тюркского языка. Произошло от «ям» - «Почтовая станция».

Образ ямщика в русском поэтическом творчестве занимает особое место. Ямщик – это символ дороги, одинокого долгого пути, беспокойства.

Эти мотивы отразились в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной,

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска

Ни огня, ни черной хаты

Глушь и снег навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Зимняя ночь придает пушкинской дороге особую окраску, делается акцент на словах тоска и скука. Все глаголы в стихотворении несовершенного вида, что подчеркивает отсутствие предела совершаемых действий. Возникает ощущение бесконечности происходящего. Отсутствие цветовой гаммы делает пейзаж до однообразия скучным. Следовательно, зимняя ночная дорога входит в семантическое поле пушкинской тоски. В. Серов, иллюстрируя это стихотворение, делает акцент именно на тоске и скуке. Тема «Зимней дороги» была использована П. Чайковским в первой части симфонии №1 «Зимние грезы». Уже из названия ясно, что П. И. Чайковскому интересны не столько зарисовки, сколько передача настроения, ассоциаций. Образ русской дороги, уходящей вдаль и рождающей разные думы, мечты возникает в представлении слушателя. Колорит музыки меняется: от тревоги и беспокойства до светлого и веселого настроения.

Много песен сложено о русской долгой дороге, о ямщике! ( « Степь да степь кругом» стихи И. Сурикова)

С середины XIX века в быт русского народа вошли железные дороги. Строительству первой железной дороги между Петербургом и Москвой. Н. А. Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога». Во времена И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского для обозначения железного поезда употреблялось слово «машина». Паровоз первоначально называли пароходом, такое словоупотребление встречается в знаменитой «Попутной песне» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования было подтверждено предположение о том, что концепт «дорога», используемый Н. Гоголем, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, художниками и композиторами несет серьезную смысловую нагрузку и используется для воссоздания черт русского национального характера.

Концепт «дорога» - один из важных концептов русской культуры, получивший множественные интерпретации в литературе, музыке, живописи. Каждый поэт, писатель, художник, музыкант придает этой теме свое мироощущение, смотрит на нее, исходя из своего жизненного опыта.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Концепт «дорога» - достаточно устойчивое явление в русской литературе. Многообразие его значений обусловлено разными представлениями поэтов и писателей о мире, принадлежностью их к тому или иному направлению, конкретным условиям появления того или иного произведения. Из проанализированных текстов мы выделили следующие атрибуты концепта «дорога»: кони, ямщик, верста / транспорт / снег, метель, тоска / русская земля, русская душа.

Целый ряд художников пишет на тему дороги, называя иногда свои полотна по-другому. Дорога у них – это и страшный образ, связанный с чернотой, смертью. адским трудом, и позитивный образ, соотносимый с миром, сном, отдыхом, мечтами. Дорога в восприятии художников пропитана не только страданиями, страхами, но и покоем, тишиной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)