Кто придумал краски и откуда они взялись
Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже!
Самой первой краской была глина. А глины бывают разные – желтые, красные, зеленоватые, белые.
Древние художники с помощью рисунков еще и колдовали, вернее, им казалось, что они колдуют. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деваться? – думали древние охотники-художники. – Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?» А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубления втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.
Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Ну прежде всего они использовали охру – краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают желтые, коричневые, красноватые.
Черный цвет давала сажа, копоть. Находили наши предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Шли тысячелетия. Понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица – желтую краску, отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны – коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Из чего делали краски.
Вот звучное название – пурпур. Это знаменитый цвет! В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
А индиго откуда? Так называется один из оттенков темно-синей краски. Индиго еще старше пурпура. Во всяком случае, ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом.
Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Название кармин тоже знакомо взрослым и маленьким художникам. У этой краски своя любопытная история. Кармин ведет свое начало от насекомых. Да-да, от крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль». Представляете, сколько нужно было наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
О красках можно рассказывать без конца. Хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого. Почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево? Помогает в этом химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки природы.
От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
Современные краски.
В художественной школе мы рисуем красками: акварельными, гуашевыми, а потом будем рисовать масляными.
Акварель – это водяные краски, растертые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.
Необходимо помнить, чтобы краски всегда были чистыми, перед тем, как брать новую краску, кисть нужно вымыть в воде. Воду в баночке необходимо периодически менять.
Гуашь, как и акварель, - клеевые водорастворимые краски, но отличие их в том, что они кроющие: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим.
Работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью.
Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. Гуашью легко исправить ошибку: положил свежий слой поверх испорченного и – все в порядке!
Эксперимент «Как я получала разные краски»
Эксперимент №1. «Акварель»
Красный, желтый, синий – основный цвета. Но мои любимые – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Их можно получить самой!
Однажды у меня растеклась краска синим цветом и попала на желтый фон, получился новый цвет – зеленый. И тогда я поняла: если смешать два цвета, то получится другой цвет. Так смешивая красный с желтым, получается оранжевый, красный с белым – розовый, синий с белым – голубой, синий с красным –фиолетовый.
В рисовании используются краски трех основных цветов: красного, синего и желтого. Все остальные цвета считаются производными ( т. е. промежуточные цвета) - их можно получить смешиванием основных цветов. Например: от смешения красной и синей красок получается фиолетовая; от смешения синей и желтой - зеленая; от смешения красной и желтой - оранжевая; от смешения красной и зеленой (т. е. от смешения всех основных цветов) - коричневая.
Оттенки красок могут быть разными и зависят от процентного соотношения смешиваемых цветов.
При подборе красок и их оттенков необходимо учитывать зрительное восприятие цвета. Красно-желтые цвета напоминают цвет огня и называются теплыми, а зеленовато-синие цвета напоминают цвет льда и называются холодными. На чертеже теплые тона зрительно выступают, а холодные удаляются.
Я нарисовала радугу и сделала таблицу смешивания цветов.
Красный Желтый Синий
Красный Красный Оранжевый Фиолетовый
Желтый Оранжевый Желтый Зеленый
Синий Фиолетовый Зеленый Синий
Эксперимент №2 «Натуральные красители» Мне приходилось наблюдать, как остаются нежелательные пятна на одежде и скатерти. Это пятна от кофе и чая, свеклы, ягод,.
Новый цвет можно получить с помощью природы, всего, что нас окружает. Например, свекла окрасила мои руки в красный цвет, когда я помогала маме ее чистить. Фиолетовый цвет можно получить из сока темного винограда, ягоды ежевики. Синий цвет - из черники. Зеленый – из листьев крапивы. Желтым цветом вас может окрасить одуванчик. Чайная заварка превратит вашу белую футболку в коричневую.
Это может пригодиться для окрашивания тканей. Для этого эксперимента я подобрала натуральные красители: 1. Кофе и чай – окрашивают в коричневый цвет
2. Луковую шелуху мы использовали при крашении пасхальных яиц, красно-коричневый цвет
3. «Молоко» от одуванчика – коричневый цвет
4. Шафран (куркума) дает ярко-оранжевую окраску. Столовую ложку шафрана развести в трех ложках воды, получается густая кашица. Потом эту кашицу развести в полстакане теплой воды и влить в 1,5 литра горячей воды. Туда опустить ткань и довести до кипения, потом оставить в кастрюльке с закрытой крышкой до полного остывания.
5. Чай каркаде дает густой малиново-лиловый цвет ( в соотношении 1:2). При окрасе ткани типа бязи цвет приобретает розово-красный, на шерсти приобретает сероватый оттенок. Для закрепления цвета можно прополоскать в воде с уксусом или лимонной кислотой.
Эксперимент № 3 «Пищевые красители»
Натуральные пищевые красители
Цвет Красители
Белый Сахарная пудра, молоко, сливки, сметана, белые кремы
Желтый Шафран, высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса (состоящая из равных частей масла и тертой моркови, обжаренной в течение 3-5 минут до размягчения и процеженная через марлю).
Зеленый Сок шпината, листья крапивы
Коричневый Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой, жженка (пережженый сахар)
Красный и розовый Сок:
малины, клубники, клюквы, кизила, брусники, смородины, вишни, красных сиропов, варенья, вина, краснокочанной капусты или свеклы
Оранжевый Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры, смесь красной и желтой краски
Шоколадный Шоколад, какао порошок, жженка с красной краской
Синий Черника
Фиолетовый Сок темного винограда, ягоды ежевики
Жженка.
Сахар с водой (5:1) поместить в глубокую сковородку, которую ставят на медленный огонь и кипятить до получения массы темно-коричневого цвета, затем снять с огня и осторожно, маленькими порциями, при помешивании добавить воду. Соотношение сахара и воды должно быть 5:2. Полученный раствор процедить через мелкое сито.
Свекольный краситель.
1 красную свеклу протереть через крупную терку, поместить в эмалированную кастрюлю и залить водой так, чтобы она покрывала свеклу. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и кипятить на медленном огне в течение 1 часа. Затем жидкость слить, мякоть отжать, в раствор добавить щепотку лимонной кислоты, чтобы раствор не поменял цвет и был ярче, процедить, охладить. Красители красных оттенков можно получить увариванием соков красных ягод: смородины, вишни, малины и др.
Морковный краситель.
Морковь протереть через крупную терку и обжарить в сливочном масле (1:1). Чтобы сливочное масло не подгорало, сковородку смазывают подсолнечным маслом. Когда морковь станет мягкой (через 3-5 минут), а жир оранжевым, массу снять со сковородки, дать немного остыть и отжать через полотняную тряпочку или марлю, сложенную вдвое.
Краситель из шпината.
Сок шпината уваривают на медленном огне в течение 30-40 минут, пока окраска не станет интенсивно зеленой.
Соединение зеленого с желтым или оранжевым дает синий цвет.
Выводы:
Краски можно смешивать и получать разные цвета.
Краски можно найти в окружающей нас природе.
5. Новые знания помогли мне придумать сказку. Вот она!
Сказка про краски.
Жили-были краски. Они были дружные и трудолюбивые. Красная краска окрашивала розы, ягоды, яблоки. Желтая раскрашивала солнышко, одуванчики. Синяя разрисовывала небо, воду.
Однажды они поссорились. Стали спорить, кто из них важнее. «Я всех лучше, я всех нужнее» - заявила желтая краска. «Я раскрашиваю солнце, а без него все погибнет».
Синяя краска очень разозлилась и сказала: «Я раскрашиваю воду, и без нее тоже все пропадут». Красная краска решила их помирить: «Не ссорьтесь, милые краски. Все мы важны, а главное нужны друг другу. Без тебя, желтая краска, и без тебя. Синяя краска не будет зеленого цвета. Без меня и без желтой не будет оранжевого цвета. Без синей краски и меня не будет фиолетового. А значит мир будет серым и некрасивым. Давайте жить в мире и создавать новые цвета и оттенки».
Все краски согласились и помирились. Теперь они опять дружат и радуют нас.
А когда я раскрашивала картинки из серии «На реке» мне приходилось смешивать акварельные краски. Картинки получились красивые, а животные приобрели более естественную окраску. Вот одна из них.
А еще я приготовила ягодно-кремовый десерт. Его цвет будет зависеть от выбранных вами ягод.
РЕЦЕПТ.
Вам понадобится:
*2 чашки свежезамороженных ягод ( клубника, вишня без косточек, малина, ежевика или черника)
*1/2 чашки сахара.
*1 чашка взбитых сливок.
*Несколько ягод и листик мяты для украшения.
Способ приготовления:
Разморозьте ягоды и слейте воду. Засыпьте ягоды сахаром и дайте им настояться полчаса. С помощью миксера разомните ягоды и сахар. Если у вас нет миксера, раздавите ягоды ступкой или большой ложкой. Поместите ягоды в большую глубокую чашку. Выложите на них взбитые сливки и перемешайте. Украсьте свой десерт ягодами и мятой. Ваш десерт готов. Пальчики оближешь!
Заключение.
Теперь я знаю историю появления красок, знаю где их используют и научилась получать свои краски.
Комментарии