Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Книжная иллюстрация и её значение в восприятии поэзии

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского illustratio - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания.

В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Жанры, в которых художники выражали их содержание были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография (получение на цинковой доске штрихового рисунка), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства. Для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства они содержат какой-то рассказ:

• сложный, например, об историческом событии;

• простой, как бывает в натюрморте;

• рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи;

Рассказ иллюстрации определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

• иллюстрация на обложке или переплете;

• фронтиспис;

• заставка;

• полосная иллюстрация (во всю страницу);

• полуполосная;

• разворотная (на двух страницах);

• оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

• рисунки на полях;

• концовка.

Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги . Основными средствами выразительности, которые использовал художник стали: композиция, цвет, рисунок, линия, колорит. И. Я. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-Лягушка», «Василиса-Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Одна из особенностей иллюстраций художника - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Однако, по мнению критиков, превращение предметно-изобразительной формы в орнаментальную ограничивало познавательную ценность рисунка, столь необходимую в детской книге. И, наконец, в самом языке графики, адресованной детям, в системе творческих приемов, при помощи которых строятся изображение и образ, «не было настоящего понимания «детской специфики», продиктованной особенностями детского восприятия и понимания искусства».

Одним из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа, был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи .  Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин: «Витязь на распутье», «Три богатыря» и др. Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. Настоящие живописные полотна реалистично передают образы сказочных персонажей и великолепие родной природы, с помощью выразительных средств: композиция, рисунок, богатый колорит, живописные мазки, светотени и пр.

    Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Художник, передавая эти образы, наделяет их и человеческими качествами, в том числе пользуясь средствами выразительности: декоративная композиция, рисунок, декоративная живопись, колорит, цвет, светотень, линия, пятно, точка.

Художник Владимир Васильевич Лебедев впервые выступил в качестве иллюстратора детской книги в сборнике «Елка» (1918), вышедшем под редакцией М.  Горького. По меткому наблюдению Е.  Данько, этот сборник «механически соединил остатки прошлого детской книжки и начало пути ее будущего развития. Заглавная картинка А.  Бенуа — бледноватая, узорная елка и миловидные крылатые эльфы вокруг нее, тут же — розы, травы и бескостный, безликий младенец С.  Чехонина. Затем далее — картинки Ю.  Анненкова к сказке К.  Чуковского, где из путаницы ломаных линий и кружевных штришков гримасничают очеловеченные самовары, сливочники, чашки — и вдруг, совсем неожиданно, первый реальный образ в детской книжке за много лет — белозубый и черномазый трубочист В.  Лебедева. Жизненно веселый, построенный простыми, крепкими линиями, с метелкой под мышкой, с бубликом в прекрасно нарисованной руке, он почти ошеломляет своей конкретностью среди худосочного узора других страниц».

Эта конкретность, жизненная достоверность изображения и была тем принципиально новым качеством, которое В.  Лебедев внес в детскую книжную графику, обратив ее от стилизации к живому и меткому наблюдению реальной натуры.

Иллюстрации задуманы и построены с учетом особенностей детского восприятия, но, ни в какой мере, не имитируют приемов детского рисунка.

Эти рисунки — зрелый и полновесный удар по форме русской художественной графики. «Много разрозненных попыток делалось русскими художниками за последнее время, чтобы подготовить перелом в искусстве книжного украшения.

Самая мысль художника о книжном украшении стала уже другой. Полагаю, что сейчас, вот перед этими иллюстрациями к «Слонёнку», мы можем сказать, что смещение графического творческого сознания в новый культурный слой в главных своих чертах определилось. Мы имеем новый принцип в формах книжного украшения».

Писал Н.  Пунин: «Много разрозненных попыток делалось русскими художниками за последнее время, чтобы подготовить перелом в искусстве книжного украшения Самая мысль художника о книжном украшении стала уже другой. Полагаю, что сейчас, вот перед этими иллюстрациями к «Слонёнку», мы можем сказать, что смещение графического творческого сознания в новый культурный слой в главных своих чертах определилось. Мы имеем новый принцип в формах книжного украшения».

Язык графики В.  Лебедева подчеркнуто - сжат, он передает лишь основные связи изображаемых явлений. Ни пейзажа, ни орнамента — белый книжный лист становится той средой, в которой живут и действуют герои сказки.

Творческие интересы В.  Лебедева уже в тот период не были ограничены пределами черно-белой графики. Вслед за «Слонёнком» в 1923 —1924 годах он иллюстрировал и оформил четыре книжки сказок («Золотое яичко», «Медведь», «Три козла», «Заяц, петух и лиса»), вышедшие в издательстве «Мысль». Исполненные в технике цветной автолитографии, эти работы вносят в художественную систему В.  Лебедева ряд существенно - новых черт. Цвет становится здесь важнейшим средством образного выражения. Художник разрабатывает приемы живописного рисунка, где форма пронизана светом, а композиция строится на тонкой, внимательно выверенной гармонии тональных отношений.

Много лет спустя, Лебедев сам сформулировал основные принципы, которыми руководствовался, создавая оформление детской книги.

• Рисунок может быть очень обобщенным, плоскостным (хорошо сидящим в бумаге), но он никогда не должен быть схемой, увешанной деталями.

• Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия — фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть «объяснена» в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам.

• Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла.

• Общий замысел и известный такт должны помочь художнику воздержаться от внесения в композицию рисунков, непосредственно сделанных с натуры (при всей удачности такие рисунки часто вносят много натуралистического сора).

• Декоративность решается не прихотливостью орнамента, а объединением всех форм в целый организм. Цвет, извлеченный из краски путем сопоставления количеств окрашенных плоскостей, обеспечивает живописную силу рисунка. Просто яркость, пестрота еще не достаточны. Дети — чуткие наблюдатели, но склонны на первых шагах удовлетворяться эффектом — не нужно ограничивать их возможностей.

• Книжка должна вызывать радостное ощущение, направлять игровое начало на деятельность ребенка и желание побольше узнать».

В основу художественной системы, разработанной В.  Лебедевым и его сотрудниками, была, таким образом, заложена мысль об особой специфике детской книжной графики — мысль, продиктованная, с одной стороны, знанием особенностей детского восприятия и понимания искусства, и, с другой стороны, стремлением активно воздействовать на сознание ребенка, формировать и воспитывать его эстетическое чувство.

• Разумеется, декоративные качества рисунка и иллюстрации не отрицались; им, однако, отводилась второстепенная роль, а на первый план выдвигались иные качества книжной графики, отныне поставленной на службу познавательным целям — в первую очередь ясность, предметная точность и конкретность изображения. Книга мыслилась как целостное художественное единство, все части которого связаны между собой общим ритмом.

В.  Лебедев был основоположником и, бесспорно, наиболее ярким выразителем этой системы, но в ее создании активно участвовали и другие художники, вместе с В.  Лебедевым работавшие в ленинградской редакции детского отдела Госиздата. Среди них художники-иллюстраторы: Н.  Тырса, Н.  Лапшин и В.  Ермолаева.

Книжную иллюстрацию и её значение в восприятии поэзии нельзя переоценить, особенно если это иллюстрация к детским произведениям.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст.

Возможно, поэтому многие великие художники обращались к этому виду искусства. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др. , вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей.

1. 2. Иллюстрирование поэзии Т. М. Белозёрова художниками разных лет как проявление интереса к сибирской природе

Читая книги Белозерова, обратила внимание на интересные, разные по техникам и сюжетам иллюстрации к его стихотворениям, стала изучать, как поэтические образы выразили художники-иллюстраторы: В. Сутеев, В. Перцов, С. Гончаренко, Э. Булатов, О. Васильев, С. Г. Мельников, Н. И. Калугина, Т. Тюменцева, Н. Короткин, С. Калачёв, А. Гапоненко, Г. Акулова, Н. Я. Яцкевич,Н. И. Калита.

Более тридцати лет посвятил омской литературе писатель Т. М. Белозеров, но имя его знакомо не только омичам. Его известность перешагнула границы Омской области. Его книги издавались и издаются не только в нашем городе, но и в Москве, Киеве, Новосибирске, Свердловске, Барнауле. Произведения Т. Белозерова и в настоящее время публикуются в известных детских журналах и сборниках, учебниках по чтению для начальной школы.

В 1954 году переехал в Омск. В это время публиковался в сибирских газетах, журналах и сборниках «Сибирские огни», «Литературный Омск», «По зову сердца», «Сибирские просторы», «Юный сибиряк». Первая книга поэта «На нашей реке» вышла в 1957 году в Омском книжном издательстве, иллюстрировал ее К. П. Белов.

Художников, иллюстрировавших книги Белозёрова, было много. Но поэт искал «своего». Такой иллюстратор нашелся не сразу. В издательстве «Детская литература» запланирована была книга Белозёрова «Зимушка-зима». Художника, как правило, подбирает само издательство. При столичных издательствах их много, почти постоянный штат. И Москве не прикажешь, какого иллюстратора взять. Она сама приказывает и делает, как ей надо, тем более, если это книга провинциального писателя. Чего уж тут выбирать! Издатели предложили иллюстрировать книгу неизвестному Белозёрову московскому графику Николаю Короткину, имевшему большой опыт в оформлении детских книг.

Когда книга вышла, оказалось самое то, что поэту нужно. Рисунки были выполнены в карандашной технике, большой формат книги, много белизны, хорошо передан зимний колорит средней полосы России. С рисунков пахнуло хвойными лесами, морозным ветром, русской деревней с ее бытом и зимними праздниками.

Однако Белозёров заметил, что в рисунках он не видит Сибири. Художник возразил поэту: северные сибирские деревни и природа мало чем отличаются от деревень и природы средней полосы России. А смешанные леса — они и у нас такие же. Белозёров не согласился. Ему виделось и представлялось что-то большее. И все же в лице Николая Короткина он нашел соавтора.

А когда Омское книжное издательство было воссоздано, и книга «Подснежники» одной из первых включена в план, по его просьбе, все иллюстрации к ней предложили выполнить этому московскому графику. Белозёров пригласил художника в Омск и объяснил ему, чего ждет от него, и, прежде всего, — сибирского колорита в будущих иллюстрациях. На своей машине возил художника по ближним селам, показывал быт людей, природу, Иртыш. Кроме Иртыша, муромцевских мест да обрывистых круч Чернолучья и Красноярки, кажется, ничто художника не тронуло. Он заметил строгость, суровость и бедность равнинного омского пейзажа. И, как я увидел потом в рисунках этой книги и позже в других, художник остался верен себе: его любовь — Подмосковье, вся средняя полоса России, природа которой во многом схожа с природой нашего сибирского края.

На сегодняшний день вышло в свет 78 книг поэта общим тиражом около 19 млн. экземпляров, 56 из них являются прижизненными.

В Омском Государственном литературном музее имени Ф. М. Достоевского хранится архив поэта (ОЛМ-22, ОЛМ-135, ОЛМ-144, ОЛМ-306, ОЛМ-425, ОЛМ-554, ВОЛМ-10, ВОЛМ-45, ВОЛМ-49). Частично архив формировался при жизни Т. Белозерова, но большая часть была передана его вдовой Верой Ильиничной Белозеровой.

Каждый художник, иллюстрировавших произведения Т. М. Белозёрова, по-разному выражал свои впечатления в своих рисунках, становясь соавтором, сотворцом произведений, передающих читателям красоту сибирского края, его лиричность, загадочность и непредсказуемость. Только глубоко и проникновенно понимая, любя сибирский пейзаж и произведения Тимофея Белозёрова, можно прикоснуться к этому сотворчеству, к иллюстрированию его прозы и поэзии, запечатлеть и передать в своей работе образ природы в данный момент, будь-то игривая и нежная весна или суровая и снежная зима, проникновенное и лёгкое лето или багряная и грустная осень. Художник изображает свои впечатления от увиденного и услышанного, пытается передать их в своих работах, выполненных в разнообразных техниках, передавая интерес к данному произведению и показывая своё видение описываемого пейзажа, вкладывая в работу все эмоции и настроение.

Так, художник Светлана Гончаренко иллюстрировала произведения Белозёрова в акварельной технике, с элементами графики (тушь, перо) и тем самым показала лёгкость, воздушность, хрупкость окружающей нас природы, как бы призывая нас более трепетно и бережно относится к ней. Более художественными образы природы становятся благодаря таким средствам выразительности, как: композиция, рисунок, цвет, колорит, линия. Художник в иллюстрации на переднем плане зачастую показывает природу, человек лишь фрагмент композиции. В стихотворениях, где главный персонаж – человек, обязательно его образ дополняют образы природы.

Художники Н. Короткин, С. Г. Мельников и Н. И. Калугина выполнили иллюстрации к произведениям Белозёрова в графической технике карандаша, туши и пера, показывая красоту сибирского края и его оживлённость с помощью таких выразительных средств как композиция, рисунок, линия, пятно, штрих. В иллюстрациях этих авторов можно встретить образы людей, птиц, кораблей. Лодки, бакены на реке, прибрежные сюжеты и просто течение реки передают неторопливость, спокойствие и уравновешенность сибирского пейзажа с его птичьими голосами, шуршанием камыша, плесами воды, запахом дымка из дымоходов деревенских домов зимой.

Художник А. Гапоненко передаёт образы природы, животных и людей с помощью живописных мазков (гуашь) и в технике акварели (см. Приложение 3). Пользуясь выразительными средствами: композиция, цвет, колорит, пятно, рисунок, художник показывает красоту сибирского пейзажа, величие тайги и трепетность её обитателей.

II. Практическая часть «Мои иллюстрации к произведениям Т. Белозёрова»

После более глубокого знакомства с творчеством художников-иллюстраторов детской книги и художников, иллюстрировавших произведения Т. Белозёрова, стала пробовать изображать речные пейзажи в разных техниках. Одну работу выполнила гуашью на тонированной бумаге для пастели. Эта работа приняла участие во II Белозёровском фестивале в Омском государственном литературном музее имени Ф. М. Достоевского, посвящённом 80-летию поэта в номинации «Изобразительное искусство». Ещё несколько работ выполнила в живописных техниках. В данных техниках легко передаётся состояние природы родного края в разное время года, в разных состояниях и образах, с помощью таких выразительных средств живописи как: композиция, цвет и колорит, светотень, рисунок, с помощью которого из составляющих его линий создаются пластические образы. Попыталась передать настроение поэтических произведений Т. М. Белозёрова, богатство сложного колорита природы и родного Прииртышья.

В отражении и передаче образов родной природы в своих композициях помогла сама природа, которую описывал Тимофей Белозёров, использовав средства выразительности литературы: метафоры, сравнения, эпитеты. Но увидеть эти поэтические образы, которые лягут в основу художественной композиции, помогает, в том числе и фотография, ведь фотопейзажи дают возможность запечатлеть краткий миг, остановив мгновение, а затем попытаться перенести его в свою работу. Среди многих прекрасных стихотворений этого автора для себя я выделила особенно его стихи, в которых описывается речной пейзаж. Стала наблюдать и фотографировать прибрежные иртышские пейзажи, чтобы затем запечатлеть это самой в разных художественных техниках .

Было интересно попробовать выполнить работы и в технике компьютерная графика: «Ночью», «Непогода», «Город на Иртыше» , с помощью средств выразительности пятно, линия, штрих, точка попыталась передать настроение природы в разное время года, суток.

Несколько работ выполнила в технике гуашь: «Речка, поле и трава», «Рябина», «Подсолнухи», «Теплоход», «Дыхание весны», «Топтыжка». Используя в своих работах такие средства выразительности как, композиция, рисунок, живописные мазки, пятно и линия, изобразила сибирские пейзажи со свойственной им поэтичностью, строгостью и гармонией. Над иллюстрацией к произведению «Топтыжка» было особенно интересно работать, т. к. вместе с настроением природой нужно было передать образы людей, медвежонка и той необычной ситуации, в которой оказались персонажи: «Миг – и уже косолапый спасён, /Вот уже поднят на палубу он».

Использовав средства выразительности: пятно, линия, штрих, точка, а также цвет и разнообразную фактуру бумаги для пастели, в работе «Издалека» и «Седая, мудрая река» изобразила сибирский пейзаж, иллюстрирующий строки поэта: «В дальний край издалека», «Седая, мудрая река»

В этих листах попыталась передать оживлённость сибирской природы, но её немногословность, уравновешенность .

В работе «Деревья зимой» попыталась передать прозрачность и хрустальность звенящего зимнего воздуха средствами колорита, ньюансировки оттенков розового, голубого, чуть лилового цветов через белила в технике гуашь, а также средствами композиции, рисунка, линии и пятна передать красоту графичности зимних деревьев, хрупких, стройных, ждущих тепла.

Поэтические произведения Т. М. Белозёрова: «Невесело в берёзовом лесу!» и

«Плакала Снегурочка, а также иллюстрации Светланы Гончаренко, вдохновили на создание, на наш взгляд, прозрачных, лёгких, по-весеннему хрупких работ «Первоцвет» и «Берёзы» . Работы выполнены в новой для автора графической технике монотипия, тушь и перо. В передаче степени освещённости весенней природы, пробуждающейся после суровой зимы, помогли такие средства выразительности, как: светотень, цвет, линия, штрих, пятно.

Заключение

Познакомившись с творчеством художников, иллюстрировавших произведения Т. М. Белозёрова, среди которых: Спартак Калачёв, Светлана Гончаренко, Николай Короткин и другие, я увидела, насколько глубоко и проникновенно эти художники понимают поэзию Белозёрова и поэтому, на мой взгляд, привносят в неё свои оттенки, настроение, чувства, обогащая его произведения, становясь его соратниками, соавторами, сотворцами и даже друзьями.

Побывав в музее имени Фёдора Михайловича Достоевского и познакомившись с фондами музея, узнала много нового: познакомилась с иллюстрациями разных авторов, которые выразили свои впечатления от произведений Т. М. Белозёрова в своих рисунках, выполненных в разных техниках: живопись, графика (тушь, перо), компьютерная графика, акварель; с творчеством авторов, которые посвятили свои книги Тимофею Белозёрову. Например, сибирский поэт Владимир Балачан свою книгу «Земной поклон» подписал: «Душевно с любовью на долговечную дружбу Т. М. Белозёрову», а в своей книге «Благодарю» автор Владимир Макаров обращается к Т. М. Белозёрову со следующими словами: «Дорогому, единственному Тимофею Максимовичу Белозёрову».

«Вы поэт медлительный, поэт раздумья и молчанья», - так писала о Тимофее Максимовиче Белозёрове известная поэтесса Е. Благинина. А вот как отметила его творчество А. Барто: «в детскую литературу вошел еще один мастер детской литературы. Вошел человек своеобразный, умный, добрый поэт».

Изучая творчество художников, иллюстрировавших произведения поэта, гипотеза данного исследования подтвердилась: иллюстрирование произведений Белозерова есть проявление интереса художников к сибирской природе, т. к иллюстрации в книгах - это пейзажи.

Выясняя, на самом ли деле иллюстрирование произведений Т. М. Белозерова есть проявление интереса художников к сибирской природе, с помощью анализа многих иллюстраций, изучения и анализа литературы по проблеме исследования, знакомства с архивными документами и материалами Омского Государственного литературного музея им. Ф. М. Достовского убедилась, что, действительно, художников в произведениях поэта привлекает богатство живописных образов сибирского пейзажа и возможность передать свои впечатления о сибирской природе и о Прииртышье средствами изобразительного искусства.

Практическая часть исследования, состоящая из иллюстраций, выполненных к произведениям Тимофея Белозёрова и составленный мультимедийный альбом, помогут заинтересовать и увлечь этой темой других, помогая открыть для себя тайны живописных и графических техник.

Я не хочу заканчивать работу с данной темой, и, даже, уверена в том, что буду продолжать получать новые знания и находить ответы на интересующие вопросы. Эта работа оказала на меня большое значение, так как перевернула в моем сознании понимание искусства иллюстрации, дала много тем для изучения и размышления.

В ходе исследования, на наш взгляд, цель была достигнута. Состоялось знакомство с творчеством художников и их иллюстрациями, выполненными в разных техниках: гуашь, акварель, тушь, перо, гуашь на тонированной бумаге для пастели. А также на практическом уровне для себя открыла нюансы таких средств выразительности, как: пятно, штрих, точка, линия, композиция, цвет и колорит, светотень, рисунок, с помощью которого из составляющих его линий создаются пластические образы.

Ещё раз убедилась в актуальности исследования, так как, в преддверии 80-ти летнего юбилея Тимофея Максимовича Белозёрова, данное исследование действительно актуально, потому что, на наш взгляд, интерес омичей к его творчеству по- прежнему высок, а книги Белозёрова – это проявление патриотических качеств автора к родному краю и родной природе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)