Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Как влияют различные цвета на интерьер комнаты

Гобелен является одним из древнейших видов декоративного искусства. Гобеленовое переплетение, используемое в нем, было известно в XVI-XII в. в. до н. э. в Древнем Египте. Промышленное производство гобеленов возникло во Франции, на Парижской королевской гобеленовой мануфактуре.

В Россию гобелены производства этой мануфактуры были завезены во второй половине XVII века.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Ковроделие в наших краях имеет очень глубокие корни и прочные традиции. И никакие капризы моды не страшны этому искусству, созданному народом. Башкирские ковры, безворсовые паласы с их характерным орнаментом, не только не устаревают, но с годами все активнее входят в жилище каждого человека, и горожанина, и сельчанина. И придают ему уют, тепло, очарование. Гобелен возродился и продолжает развиваться у нас как совершенно новый жанр декоративно-прикладного искусства, а точнее, текстильного искусства. Он утверждает новую декоративную форму произведения, в которой авторы используют аллегорию, метафору, символ. Чувство красоты шерстяной пряжи, ее структуры, возможности цвета, природные свойства материала в сочетании со структурой и техникой ткачества позволяют передать самые тонкие состояния. Соблюдение чувства меры и декоративной условности позволяют создать очень красивые, выразительные вещи. Такие произведения могут служить прекрасным украшением квартиры или школьного интерьера.

История возникновения, традиции, мода

ГОБЕЛЕН (франц. gobelin), вытканный вручную ковер-картина. Первоначально — изделие Королевской мануфактуры в предместье Парижа Сен-Марсель, основанной в 1662 на месте мастерской семьи известных с 15 века красильщиков Гобеленов, по имени которых этот вид ковров и получил свое название.

Гобелены ткались на особых ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по частям. Отдельные участки сшивались тонким шелком. Характерной особенностью гобелена является рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность изнанки. Гобелены служили основным фоном для сложного и торжественного ансамбля барокко. Для них характерны исторические, мифологические, религиозные и литературные сюжеты. Выполнялись они и по особым случаям в жизни королевской семьи.

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Гобелены были настолько популярны, что ими стали называть в 19 веке шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения. Искусство гобеленов, пережив в 19 веке спад, вновь возродилось в первой половине 20 века.

С 1960-х годов при изготовлении гобеленов вводятся аппликации, коллаж (прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре) и ажурное плетение. Обнажается основа ткани, используются декоративные эффекты от рельефных переплетений. Помимо традиционных материалов, используются синтетические, кожа, шнур.

Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру и, конечно, будет востребован в будущем. В первую очередь это относится к художественно-эстетическому наследию России, в которой с наибольшей полнотой были выражены общечеловеческие ценности. Лучшие образцы этой культуры и сегодня могут служить прекрасным воспитателем чувств гуманизма, патриотизма, миролюбия.

Гобелен является одним из древнейших видов декоративного искусства. Гобеленовое переплетение, используемое в нем, было известно в XVI-XII в. в. до н. э. в Древнем Египте. Промышленное производство гобеленов возникло во Франции, на Парижской королевской гобеленовой мануфактуре.

В Россию гобелены производства этой мануфактуры были завезены во второй половине XVII века. Одним из первых привез 14 гобеленов Пётр Потёмкин, полномочный российский посол, служивший при дворе царя Алексея Михайловича, в 1668 году. Преподнесенные в качестве подарка, они сыграли большую роль в распространении гобеленов в России.

Отечественное их промышленное производство было организовано при Петре I. Необходимо отметить, однако, что еще со времен Киевской Руси россиянами изготовлялись ковры, подобные гобелену. Ковры служили не только для утепления княжеских хором, но и украшения жилищ, были элементом совершения различных обрядов. Они исполнялись из шерсти, льна, шелка, конопли. Ковры подразделялись на тканые и вышитые. Навыки и традиции ткачества приёмы украшения тканей были хорошо известны народным мастерам и передавались от поколения к поколению.

Были попытки открытия специальной мастерской по изготовлению ковров при царе Алексее Михайловиче.

Процессу активного использования гобеленов в украшении различных помещений во многом способствовало налаживание внешнеэкономических связей со странами Западной Европы, а также рост путешествий россиян в эти страны. Широкому распространению гобелена в России способствовала и экономико-политическая ситуация. В этот период Россия выдвинулась в число наиболее влиятельных государств. Победа в Северной войне обеспечила ей выход к Балтийскому морю, активизируя контакты с европейскими странами, обогащая русскую культуру. Этот период характеризовался экономическим подъемом. Грандиозный размах приобрело строительство: возводилась молодая столица Петербург с большим количеством дворцов, общественных зданий. Новым интерьерам требовалось и новое декоративное убранство, прежде всего, по западным образцам. По указам Петра Великого создаются производства, способные обеспечивать строящиеся интерьеры всем необходимым (сукном, полотном, штофом, узорчатыми шелками), и обязательно - гобеленами. Активизации отечественного производства гобеленов способствовали и очень высокие таможенные сборы за их импорт. И путешествуя с приближенными по Европе в 1697 году, Петр I писал наместнику в Москве князю Ф. Ю. Ромадановскому: «. шпалеры французские,. здесь в Шпиньгюисе зело дёшевы. » Первая российская шпалерная мануфактура в Петербурге была создана в 1717 году. По приказу Петра I были приглашены мастера из Парижа с Королевской мануфактуры гобеленов для «вкоренения ковёрного художества» в России и чтобы «обучать российской нации учеников». Из приглашенных умельцев шпалерного дела необходимо, прежде всего, отметить Филиппа Бегагль-сына. Благодаря его стараниям первые русские ученики стали создавать самостоятельные работы уже в 1720-х годах. А к 1733 году на мануфактуре работали в основном уже только русские мастера.

Изготовление гобелена отличалось большой трудоемкостью. Так, четырьмя мастерами в месяц делался лишь квадратный аршин. Литературу, посвященную развитию искусства гобелена, проблемам размещения гобеленов в интерьерах можно подразделить на несколько типов. Первый - хроника процесса, каталоги выставок, статьи в периодической печати. Второй - опыты теоретического осмысления явления, дискуссии, проблемные статьи в журналах и сборниках. Третий - осмысление роли гобелена в контексте тенденций развития интерьера, альбомы и монографии по истории гобелена как вида декоративно-прикладного искусства.

Одной из теоретических проблем, вызывающих дискуссии среди искусствоведов, является определение терминологии, касающейся искусства гобелена.

На протяжении истории этот вид искусства назывался по-разному: «шпалера», «арраци», «вердюра», «гобелен». В XX веке появились новые названия - «настенный ковер», «текстильное панно», «таписсерия», «новая таписсерия».

Самыми ранними из дошедших до нас тканых стенных ковров являются немецкие шпалеры XI-XIII веков из церкви св. Гереона в Кёльне и из Гальберштатского собора, а также норвежская шпалера из Балдисхолла. Понятие «шпалера» (от нем. Spalier) закрепилось за этим видом искусства в научных публикациях, справочных изданиях, музейных каталогах применительно к произведениям, созданным до XX века.

В XIV веке в Аррасе ткачи изобрели технику так называемого «кипрского золота». Она заключалась в том, что для выделения и особой подсветки определенных мест гобелена стали использовать специальные утки - льняные и шелковые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота и серебра. Благодаря этому их искрящиеся шпалеры получили всемирную известность, а вид искусства получил еще одно название - «аррасы» (в Италии - Arazzo). В Польше это название прочно закрепилось за произведениями этого искусства, как и в России — «гобелен». Название «вердюры» эти произведения получили в XVI веке, в связи с возросшим интересом к пейзажному жанру в живописи, а вслед за этим и в гобеленовом искусстве. Изначально «вердюрами» (от фр. Verdure - зелень, трава, листва) называли собственно изображения животных и птиц на фоне растительности. Но довольно быстро это название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. Пейзаж в жанре «вердюр» строился по принципу кулис, как в живописи того времени. Впечатление пространства достигалось последовательной сменой по планам доминирующего цвета от тёмного к светлому.

В русском языке сосуществуют два практически равноправных термина «шпалера» и «гобелен». Они пришли в Россию в XVIII веке и почти сразу стали употребляться равнозначно. Хотя «шпалерами» следовало бы называть все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, а «гобеленами» (от французской фамилии Gobelins) - только произведения, созданные в XVII веке на королевской мануфактуре Гобеленов в Париже. Но слово «гобелен» настолько прочно вошло в обиход, что в XX веке стало употребляться применительно даже к изделиям машинного производства - обивочным и портьерным тканям

«Гобелен - название сугубо условное. Мы причисляем настенные ковры, о которых идет речь, к типу гобеленов, лишь принимая во внимание сложность сюжетов, их «картинность». Но на самом деле и техника исполнения, и материал в этих коврах подчас сильно отличаются от того, что мы видим в настоящих старинных гобеленах. Его определяющим признаком является наличие в произведении гобеленового переплетения. Кроме гладкого гобелена, к гобеленам относятся все произведения, выполненные в различных техниках или сочетанием их между собой, но с непременным использованием гобеленового переплетения.

Проблема взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной средой интерьера существовала всегда. Фундаментальных трудов, всеобъемлюще исследующих закономерности взаимодействия гобелена и интерьера, не было создано. Часто ориентировались лишь на визуальную согласованность гобелена с архитектурными особенностями помещений. С 1960-х годов стали появляться работы о возможностях гобелена в формировании образа интерьера.

Региональный компонент

Ткачество относится к древнейшим достижениям культуры башкир. Ручное ткачество у башкир издавна была неотъемлемой частью натурального хозяйства.

С конца 18 века и особенно в 19 веке почти в каждой деревне выделяются ткачихи, которые работали по заказам односельчан. Развитие у башкир ткачества в конце 19 века в начале 20 века в разных районах Башкирии было разным. Областью наибольшего развития ручного ткачества были издавна земледельческие районы северной и северо-западной Башкирии. Одежда и предметы домашнего убранства ткались на ручном станке. Широкое распространение получило узорное ткачество, где геометризм орнамента обусловлен технологией (счетное переплетение нитей утка и основы). Здесь выделяются две наиболее характерные группы предметов. Одна - большие занавеси (шаршау) для разделения интерьера дома на мужскую (гостевую) и женскую половины, скатерти, ритуально-обрядовые полотенца, женские фартуки. Их ткали в закладной и выборной техниках (а полотнища еще и в браной) из шерстяных ниток тонкого прядения, выкрашенных в яркие цвета.

Ковроткачество у башкир было представлено в основном безворсовыми коврами, служившими для застилания нар. Ковры с полосатым орнаментом, употреблялись в качестве матрацев.

Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и центральной Башкирии, ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.

Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и красочным орнаментом. Праздничная и обрядовая одежда, а также предметы для украшения жилища орнаментировались узорами закладного или браного тканья.

Древний орнамент закладного тканья с течением времени подвергся крупным изменениям, в частности, он испытал влияние узоров браного ткачества.

В браном ткачестве процесс создания и ее орнаментация ведутся параллельно. В этом смысле браное тканье представляет как бы вышивание, производимое одновременно с процессом тканья. Узорами браного тканья украшались: скатерти, декоративные полотенца, нательная одежда.

Сложной формой узорного ткачества является многоремизное тканье. Узорами многоремизного тканья являются косые линии, зигзаги, елочка, ромбы. В многоремизном тканье ткались главным образом скатерти и занавески, реже – женские платья.

В 20 веке ткацкое дело башкир испытывало значительное влияние русского населения края. Результатом этого процесса явилось распространения русского типа станка и многоремизное ткачество.

Таким образом, в узорном ткачестве башкир мы видим наслоение различных времен в истории формирования башкирского народа, зримые следы его этнических и культурных связей с другими народами. Выявление и изучение этих наслоений важно как для разработки истории культуры, так и для решения вопросов этнической истории башкир.

История развития башкирского ковроделия

Ручное ткачество у башкир, домашний промысел. Наибольшее развитие получило в северных и северно-западных районах Башкортостана. Ткали занавеси, скатерти, полотенца, покрывала, молитвенные коврики, ковры узорчатый холст для праздничной одежды и др. В качестве сырья использовались растительные волокна (крапива, конопля, лен), овечья шерсть, козий пух; в конце XIX - начале XX вв. распространилась хлопчато -бумажная пряжа. Со второй половины XIX в. применяются готовые красители. Ковроделие было представлено в основном безворсовыми коврами, которыми застилали нары.

В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения; особенно в отдаленных от фабрично – заводских центров населенных пунктах они были недоступны для широких слоев населения. Однако, ковровщицы – мастерицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти.

Ареал распространения буй балас – главным образом южная часть Башкортостана. По технологии производства и художественному оформлению от простейших паласов с продольно-полосатым орнаментом – буй балас отличались: домотканые, безворсовые паласы – асалы балас или келем. Узоры на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (берда).

Виды паласов

По технике изготовления и особенностям художественного оформления различаются несколько видов ковровых изделий башкир. Простейшим видом ковров являются паласы с продольно-полосатым орнаментом - буй балас. Узор на них создается нитями основы и состоит из чередующихся разноцветных - гладких или зубчатых - полос. Уток не участвует в создании узора; его совсем не видно в фактуре ковра. Создается впечатление, что ковер сплошь состоит из продольных ниток. Достигается это тем, что нити основы, скрученные из двух ниток пряжи, плотно примыкают друг к другу, не оставляя зазора между собой. Ткутся буй-баласы без применения гребня; каждый раз нить утка, всегда более тонкая, прибивается к готовой части ковра с помощью ножевидной пластины. Это позволяет скрыть уток и сохранить полосатый рисунок орнамента, созданный ткачихой еще при сновании основы.

Ткутся буй паласы узкими полотнищами, которые затем разрезаются на равные по длине будущего паласа куски и сшиваются незаметными стежками. В зависимости от назначения, палас состоит из пяти-семи или семи-девяти таких полотнищ. Ритмичное повторение полосок одинакового рисунка и цвета создает своеобразную орнаментальную композицию ковра. В зависимости от того, из какого материала они изготовляются, паласы делятся на несколько видов. Более зажиточные люди, естественно, старались заказывать «басма» или же «асалы» паласы. Башкиры Нуримановского района изготовляли «сук» паласы. По словам мастериц этого региона «асалы» паласы изготовлялись только у коренных башкир. После перехода к оседлому образу жизни башкиры украшали паласами свои дома: вешали их на стены и устилали на деревянные нары. А когда ехали в гости украшали сани или же повозку «асалы» паласами. Богато украшенная повозка говорила о знатности гостя и требовала соответствующего приема. В повседневной жизни использовались обычные буй паласы или же «тырнаклы» ногтевые. В зависимости от материала, которого изготовляется, буй паласы. В многодетных семьях чаще всего были в обиходе тряпичные паласы.

Цвета сочетания

При подборе цветов нужно учитывать, как будет смотреться изделие на расстоянии. Расположенные рядом различные цвета должны сочетаться друг с другом. В моем изделии главными цветами являются черный, красный , зеленый, оранжевый. Что бы придать старинный оттенок, я добавляла в основные цвета нейтральные. Как фон в основном использовали черный цвет.

Красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет был синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Башкир изначально исходил из того, что «Красота важнее Пользы».     

Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зелёный цвет – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе. Это, в свою очередь,  в качестве характерной особенности башкирского мировоззрения, предопределило приверженность башкир к духовному коллективизму и «сформировала особую экологическую ментальность».

Жёлтый цвет символизировал цвет  Солнца, яичного желтка, мажорный цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Жёлтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот могли ему навредить, если их много». Вообще башкиры предпочитали золоту, серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское. «Дух нестяжательства, отсутствие стремления к накопительству и безмерной роскоши в быту господствуют в душе башкира. Счастье народ связывал не с богатством, а с душевной щедростью, жизненной мудростью и трудолюбием».

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. «Милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись смысложизненными ценностями башкир. Чистота башкир проявлялась и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами». Белый цвет был цветом праздника, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

Реже применяющийся синий цвет – цвет неба, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир, об их философско-созерцательном образе мышления. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность.

Место паласа в семейных обычаях и ритуалах башкир

Паласы - самые крупные и значительные декоративные формы в многоцветной текстильной стихии убранства дома. В его художественно- образном решении крупные, выразительно читающиеся геометрические узоры в текстильных предметах создают ощущение масштабности, значительности жизненного пространства в доме. Это целый мир, в котором экспрессия цветочно - растительной орнаментики сочетается со строгой упорядоченностью геометрических узоров, подчеркивая тектонику интерьерного пространства, тем самым усиливая впечатление устойчивости, прочности бытового уклада башкир.

Большие многодельные вещи ткутся долго, в часы уединения, воспоминаний, под тихие напевы. Цветной клубок пряжи распускается под руками мастерицы, и нить вплетается в процессе работы в таинственный узор, знакомый с детства и вечно новый. Цветная пряжа для ковровщицы - живой творческий материал, несущий в себе неограниченные художественные возможности в работе.

Полукочевой уклад жизни выработал у башкир свое отношение к миру вещей. Его характеризует традиционно устойчивые типы предметов, необходимых, даже обязательных, в любом доме, независимо от социального положения его обитателей, только у бедных их было мало, а у состоятельных и богатых - много. Выработалось представление о необходимости минимального количества вещей, способных обеспечить быт в условиях частых переездов. Строгая продуманность, функциональная обработанность каждого предмета придавала ему особую материальную и художественную значимость, составляя свою систему духовных ценностей, освященных магико- религиозными представлениями.

Заключение

В заключение хочу процитировать слова М. И. Калинина: « Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, это есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия».

Изучив многовековую историю, традиции башкирского ковроделия и научную литературу я сделала вывод, что ковры и декоративно-прикладные изделия в доме играют не только эстетическую роль, но они также по-особому влияют на зрительное восприятие и ощущения человека

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)