Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Художественное творчество А. В. Петухова

Вепсы – финно-угорский народ прибалтийско-финской языковой группы.

Вепсы – потомки летописной и легендарной веси, принимавшей участие в походах князя Олега. Впервые об этом народе историками было упомянуто в середине VI века. Древние арабские историки писали о вепсах: «Они с голубыми глазами и с волосами, как лен»

В древних летописях, в частности, в «Повести временных лет» упоминается племя весь, жившее на Белоозере, прямыми потомками которой являются вепсы. В разное время и в разных источниках вепсы именовались «чудью», «чухарями», или «кайванами».

Исконными землями этого народа были территории юго-западного Прионежья Карелии, северо-запад Вологодской и восток Ленинградской областей.

Язык, на котором говорят представители этого народа, относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорских языков и родственен финскому, эстонскому, карельскому, водскому, ижорскому и ливскому языкам. Помимо языка, эти народы объединяет удивительно богатая и разнообразная культурная традиция, его этнографическое и фольклорное пространство.

Основным занятием вепсов было земледелие, скотоводство, охота и рыбалка. Вепсы были известны как искусные ремесленники. Занимались изготовлением огнестрельного оружия, орудий труда, предметов домашнего обихода, различных изделий из серебра, керамической посуды, домоткачеством, шитьем.

В Х-ХII века они занимали довольно обширную территорию на северо-западе России и были известны под названием весь. Теснимые славянами, особенно новгородчиной, весь-вепсы постепенно сужали ареал своего обитания.

К концу ХIХ века россыпи вепсских поселений сохранились лишь на юго-западном побережье Онежского озера, по реке Ояти и по всей вепсовской возвышенности, что тянется от Онеги к городу Тихвину

В настоящее время вепсы проживают на этой же компактной территории. Но северная часть ее относится к Карелии, западная – к Ленинградской, и восточная – к Вологодской областям.

Численность:

На рубеже XIX – XX веков около 15 тысяч.

1926 год – 32 тысячи.

1959 год – 16 тысяч.

1979 год – 8 тысяч.

1989 год – чуть более 12 тысяч.

Проблема сохранения вепсской национальности общественно значима, актуальна для современного общества. Вепсский народ имеет богатую многовековую культуру. Еще с глубокой древности зародилось устно-поэтическое творчество народа. Из века в век, от поколения к поколению передавались песни, сказки, присказки, загадки пословицы. Что-то забывалось, отмирало, но возникали новые виды поэзии и сказок, новые образы и мотивы.

В современном обществе большое внимание уделяется возрождению и сохранению культуры малых народов. В нашем районе проживает малочисленная народность – вепсы, культура и язык которой оказались на грани исчезновения.

Вепсская культура уже имеет сегодня своих представителей в художественной словесности. Это прозаики В. Пулькин и А. Петухов, поэты В. Ершов и Н. Абрамов, которые сознают себя вепсами не только по рождению, но прежде всего по духу творчества: по идее, вдохновляющей их искусство, по миропониманию и художественному выражению. Их литературное становление, шлифовка мастерства происходили в лоне русской литературы.

Особое место в вепсской культуре занимает А. Петухов, он первый профессиональный писатель становящейся литературы. Он неразрывно связывает свое творчество с исторической судьбой вепсского народа, его фольклорным наследием. Писатель выходит за рамки воссоздания только и исключительно вепсского материала. При этом национальное начало его творчества не утрачивается, но проявляет себя в новом качестве. В центре внимания писателя Петухова находится современная деревня. Тема общезначимая и одновременно национально важная. Анализируя драму повсеместного отчуждения крестьянина от земли, писатель видит в этом процессе и национальную трагедию вепсов.

Поэтому предметом нашего исследования является изучение жизни и творчества вепсского писателя, нашего земляка Анатолия Васильевича Петухова.

Анатолий Васильевич Петухов – писатель, вепс по рождению.

Родина писателя – Шимозерье – вепсское селение. Относилось оно к Ленинградской области, а в 1937 году вошло во вновь образованную Вологодскую область (это бывший Оштинский, а ныне – Вытегорский район). Здесь в 1934 году 2 ноября в семье сельского учителя родился Анатолий Васильевич Петухов. Его отец, «сын потомственных крестьян и охотников, был в 30-е годы единственным в Шимозерье человеком, который имел высшее педагогическое образование. Он работал учителем русского языка и литературы в семилетней школе». Он очень хотел, чтобы его дети в совершенстве владели языком Пушкина, поэтому дома, в семье, и на уроках в школе будущий писатель говорил по-русски, а на переменках и на улице – на родном вепсском языке. Мать тоже работала в школе – занималась делопроизводством, вела бухгалтерский учет.

В доме имелась богатая библиотека, и Анатолий рано научился читать. Увлекался рассказами о природе. Любил мальчик общаться с пожилыми людьми: в них еще очень силен был культ остатков язычества; и Анатолий, затаив дыхание, слушал истории о леших, водяных, о разных обрядах. В их доме жила еще бабушка, мать отца, Мария Асоновна. По-русски она говорить не умела, хотя язык понимала. Бабушка завораживала мальчика историями о таинственных существах, незримо живущих везде и вокруг, и старинными вепсскими сказками.

До 1936 года обучение детей в Шимозере велось на вепсском языке, а позже – на русском. Запомнилось Анатолию с раннего детства, что дома говорили по-русски, а на улице по-вепсски. Так же и в школе уроки велись на русском языке, а на переменах слышался вепсский говор.

1941 год. Уже к осени райцентр Ошта, оказавшийся на линии фронта с финнами, был уничтожен. Отец ушел на фронт, а семья Петуховых (а Анатолия был еще старший брат и сестра) приняла эвакуированных ленинградцев. В Шимозере нашли приют сотни беженцев. Время было голодное, и детское увлечение – рыбалка – стало обязательным трудом. Зиму кое-как перебивались, а весной и летом сушили крапиву, корни, делали из них муку. В трудное время росли Анатолий и его сверстники, но никогда не приходило им в голову взять чужое. Слово «украсть» для людей было самым позорным. Честность, совестливость, порядочность – качества, привитые писателю с детства, он передаст потом и юным героям своих книг.

В школе Анатолий переходил из класса в класс с похвальными грамотами и после окончания семилетки в 1949 году был принят без экзаменов в Вытегорское педагогическое училище.

Три с половиной года учился в Вытегре, много писал стихов, пробовал себя и в прозе. На 4-ом курсе перевелся в Белозерск, где в свободное от учебы время работал в газете «Белозерский колхозник», печатал в ней свои стихи, басни.

В 1953 году окончил Белозерское училище и работал журналистом в разных газетах – в Череповце, на целинных землях в Омской области, в Нюксенском районе Вологодчины. В 1953 году он отослал в Москву около десятка своих прозаических опытов. Были они о сельской жизни, о природе. Московский критик Юрий Белаш написал обстоятельный отзыв. Он отмечал талантливость автора, несомненные достоинства рассказов.

Журналистика увлекла Анатолия Васильевича. Вначале собственный корреспондент молодежной газеты по юго-западным р-нам области, затем – целинные земли (Русско-Полянские земли на крайнем юге Омской области), работа в газете «Новая жизнь».

Там А. В. Петухов стал членом Союза журналистов. В 1959 году вернулся на Вологодчину. Два года работал в редакции Нюксенской районной газеты, являясь одновременно председателем районного Общества охотников. Впечатления тех лет легли в основу его первой повести «Лешак» (1966). Закончил факультет журналистики при Высшей партийной школе в Ленинграде, а с 1966 года обосновался в Вологде, заведовал в областной газете «Красный Север» сельхозотделом.

Первые стихи и рассказы появились в местной печати еще в 1953 году. В 1966 г. В Северо-Западном книжном издательстве вышла повесть «Лешак», затем в журнале «Север» была опубликована повесть «Тревога в Любимовке». В 1971 г в издательстве «Детская литература» издана книга повестей «Сить – таинственная река».

Рассказы и очерки А. Петухова печатались в журналах «Новый мир», «Москва», «Север», «Сельская молодежь», «Смена» и др.

А. Петухов – участник V Всесоюзного совещания молодых писателей, член Союза писателей СССР с 1972 года.

В настоящее время А. В. Петухов проживает в г. Вологде и продолжает заниматься публицистикой, проводит встречи с почитателями своего творчества разных возрастов, много сил отдает поддержке молодых начинающих авторов.

Анатолий Васильевич много делает для того, чтобы сохранилась вепсская культура, язык. «Судьба вепсов – моя боль, – говорит писатель. – С детства в нас закладывалось знание вепсского языка, обычаев, примет. И вот это приобщение к глубинным истокам культуры вепсского народа, переплетение с богатейшей природой, в которой прошло детство, – все это создало такие условия, что, где бы я ни находился, не мыслил свою жизнь без этого края».

В 1989 году как вепсский писатель и представитель Вологодской области, Анатолий Васильевич Петухов принимал участие в Днях литературы финно-угорских народов, что проходили в Йошкар-Оле. Он поднял животрепещущий вопрос о постепенном вымирании вепсского населения, об искусственно создаваемой разобщенности народа, в результате чего вепсы оказались жителями различных областей Северо-запада России.

В интервью для журнала «Карелия» в феврале 2006 года на вопрос: «Сейчас не будучи государственным деятелем, не могли ли вы прокомментировать положение малочисленных народов на карте России. Как вепсам найти и сохранить себя в современном мире?» Анатолий Васильевич ответил: « Народ жив, пока жив его язык, и язык жив, пока им владеет последний живущий на земле его носитель. Утешает лишь то, что подавляющее большинство языков коренных малочисленных народов достаточно хорошо изучено лингвистами, составлены и изданы словари, учебники для желающих изучать родной язык, на множество кассет записана живая речь и, конечно, за редким исключением на всех языках сделаны небезуспешные попытки создания национальных литератур. Все это является ценнейшим материалом для поколений, которые будут жить после ухода из жизни последних представителей того или иного коренного малочисленного народа России».

Критик Ирина Спиридонова, говоря о творчестве А. В. Петухова, отметила однажды, что « усилия художника продлить национальную традицию в письменном слове и передать следующему поколению дадут свои благодатные всходы.

2. Художественное творчество А. Петухова

Для юных читателей А. В. Петуховым написано несколько книг. Это «Врагам не будет покоя!» (1971) – по впечатлениям детства военного времени; «Сить – таинственная река» (1971) – повесть написана на берегах реки Сить (приток Кубены в Харовском районе); «Дай лапу, друг медведь» (1978) – к ее написанию подтолкнуло варварское отношение к медведям, которое неоднократно приходилось наблюдать Анатолию; «Без отца» (1987) – здесь показано нравственное становление героя.

Все они связаны с родными местами писателя. А то, что А. Петухов имеет педагогическое образование, сделало его книги интересными и нужными для подрастающего поколения.

Писатель умеет захватить читателя своей влюбленностью в лес, реку, знанием сельских забот, многих мелочей, какие известны только обитателю таежной деревни. Просто и непосредственно рассказывая о своих героях, будит благодарные чувства к природе. А они найдут добрый отклик в любой человеческой душе.

В 1972г. вышел «Словарь вепсского языка» (Л. : Наука; Ленинградское отделение, 1972), в создании которого писатель принимал самое непосредственное участие – был редактором издания.

С 1993г. преподавание вепсского языка в школах было снова официально закреплено, и Анатолий Васильевич пишет сейчас рассказы для детей на языке предков. Он лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества в честь юбилея Великого Октября (1977) за повесть «Дай лапу, друг медведь». Кавалер ордена Дружбы народов (1994).

Природа как важнейший фактор национальной и общечеловеческой жизни – другая, тесно связанная с первой тема его творчества, а в книгах для детей и юношества она занимает ведущее место. Анатолий Петухов активно пробует себя в жанре очерка и рассказа, но заглавным является жанр повести.

В начале своей литературной деятельности писатель отдал дань идеологическим установкам. Так, в первой повести «Лешак» он разоблачает частнособственническую натуру крестьянина.

Основные произведения, которые так хорошо известны читателю, это повести и рассказы: «Тревога в Любимовке», «Люди суземья», «Дай лапу, друг, медведь», «Лешак», «Сить – таинственная река», «Врагам не будет покоя», «Без отца», «В синем залесье» «Медвежья лядина», «Слопцы», «Корень рода», «Жребий». Почти все они написаны на вепсском, родном для писателя материале и рассказывают о жизни вепсов, вепсских деревнях, о таежной северной природе, поднимают глубокие исторические, нравственные и экологические проблемы.

«Тревога в Любимовке» - так называлась первая большая повесть, принесшая писателю известность. Она была написана на автобиографическом материале и отражала послевоенную советскую действительность – вторую половину 40-х голодных лет. Ее сравнивали с очерком В. Овечкина «Районные будни», повестями В. Белова. Небольшой отрывок, называвшийся «В трудный 46-й» был опубликован в газете «Красный Север» еще в 1966 году. Текст ее, остающийся и сегодня неполным, был напечатан в 1968 году в журнале «Север». Почему так получилось? Потому, что в ней были такие места, которые писатель был вынужден выпустить, да так и не вернул обратно. На то были разные причины, но, в первую очередь, политические. О многих фактах нашей истории тогда умалчивали – в частности, об этническом родстве финнов и вепсов, о страшных голодных годах после войны, о бесправии колхозного крестьянства. Тяжелые годы колхозной действительности, картины разоренной войнами и коллективизацией земель и нелегкие человеческие судьбы, - все это роднит повесть «Тревога в Любимовке» с повестью В. И. Белова «Привычное дело». Но, помимо исторических реалий, писателем поднимаются глубокие нравственные проблемы.

Подлинным поборником справедливости и ревнителем общественного блага является герой «Тревоги в Любимовке» - «потомственный крестьянин, хлебороб и лесовик, на все руки мастер», Тимофей Ярыгин. Вернувшийся после войны в родную деревню, он оказывается единственным здоровым мужиком, добытчиком для всей деревни – охотником и рыболовом. Вынужденное «браконьерство» его – по сути дела, подвиг, акт самопожертвования ради односельчан, прямой вызов системе.

«Сурово показывает автор трудную жизнь послевоенной деревни. В непримиримом конфликте оказываются отвоевавший свое Тимофей Ярыгин, делящий горе с соседями, и председатель сельсовета Ипатов, давно уже утративший порядочность»[3], - так в 1969 году писал о героях повести критик Л. Кудреватых в газете «Правда». Но мог ли он тогда сказать больше?

Это теперь мы догадываемся, что жители Любимовки – вепсы, теперь мы знаем о том, что по законам того времени была ограничена охота, был запрещен самовольный промысел дичи, расценивавшийся как браконьерство. В озерах и реках запрещалось ловить неводами и сетями рыбу, а каждый, кто имел корову, должен был бесплатно сдавать государству молоко и мясо. Тогда, в 1947 году, на восемь лет лагерей осудили двух многодетных вдов – одну за бутылку молока с фермы, а другую – за восемьдесят ржаных колосков, унесенных голодным детям. Все это – пережитое, увиденное и написанное автором, до сих пор не перестает волновать читателя. Один из героев повести – ловкий и сноровистый подросток – Прошка Смирнов – это сам автор.

В конце 60-х годов Анатолий Петухов посетил родной Шимозерский край, к тому времени уже опустевший и опустошенный. Удручающие картины увидел писатель: разоренные дома, заросшие пашни, гибнущие леса. И тридцать лет спустя художник не может без боли вспоминать увиденное. Из этой боли родилось лучшее произведение Анатолия Петухова – повесть «Люди суземья», реквием родине.

К этому произведению писатель шел долго, вновь возвращаясь и переделывая написанное. В 1972 году был опубликован рассказ «В синем залесье», давший название сборнику произведений художника, что указывает на его центральное место в книге. В следующем году рассказ был переработан в повесть «Люди суземья», а шестнадцать лет спустя вышел второй, существенно переработанный ее вариант.

В центре повествования – семья Тимошкиных, представители трех поколений которой оказались вместе спустя четверть века. В вепсское село - Саргу, где нет ни телефона, ни телеграфа, ни обычной проезжей дороги, куда можно добраться лишь пешком или на лошади, приезжает Василий Кирикович Тимошкин, успешный, в общем-то, человек, бывший начальник строительства, вышедший на пенсию. В маленькой деревушке Кимьярь, что в тридцати километрах от Сарги, живут его постаревшие родители-вепсы. К ним он приезжает из Сибири, где ныне живет, и не один, а вместе с сыном Германом – семнадцатилетним подростком, прежде и не подозревавшем о своих вепсских корнях. Конфликт поколений – отцов и детей – решен писателем очень серьезно, на высоком нравственно- патриотическом накале, но при этом не теряет художественных достижений.

В повести «Люди суземья» Василий Кирикович Тимошкин решил показать сыну Герману сказочные красоты вепсского края. Если в рассказе юный Тимошкин выведен городским снобом, насмешничающим над стариковской причудой отца, то в повести образ претерпит значительные изменения.

События, которые развернутся в Кимьяре, покажут, что ерничанье Германа – напускная бравада юноши, оказавшегося в непривычной обстановке.

Встреча с дедом и бабушкой, которых он ранее никогда не видел, знакомство с жизнью последних обитателей вепсских деревень, приобщение к духовным богатствам народа и красоте земли, равно обреченным на сиротское существование, перевернули душу Германа. Именно он, а не отец услышит в Кимь-яре зов крови и зов совести.

После приезда в Кимярь и первой радости узнавания Василий Кирикович начинает тяготиться встречей с родиной, которая вместо «возвращения в сказку» детства обрушила на него град молчаливых упреков. И Василий Кирикович находит предлог, чтобы сбежать из отчего дома задолго до окончания отпуска. Даже весть о смерти отца не вернет его обратно. Но то, что по малодушию не сделает старший Тимошкин, примет на свои юные плечи Герман. Он вернется в Кимьярь, чтобы похоронить деда по древнему вепсскому обычаю. На могиле деда он клянется в верности вепсской земле. Так заканчивается первый вариант повести «Люди суземья»

В дальнейшем писатель отказывается от такого прямолинейного решения конфликта и характеров. Он исключает из сюжета смерть старика Тимошкина. В редакции 1989 года повесть заканчивается тем, что, невзирая на болезнь деда, Герман вынужден подчиниться отцу и уехать вместе с ним. Потрясенный и растерявшийся от всего случившегося, юноша, правда, надеется вернуться. Но сколь прочно и осуществимо в будущем его желание, герой и сам пока не знает.

От такой переработки финала повесть много выиграла в художественной правде. Протянулась невидимая нить к душе избалованного, но неиспорченного Германа Тимошкина от заброшенной, но такой прекрасной вепсской земли, от стариков, до последнего вздоха исполняющих свой долг. Душевное обретение родины стоит физического возвращения.

Содержание повести «Люди суземья» находится в напряженном диалоге, а порой и полемике с ее названием. Не может родная земля быть «суземной», то есть бедной, неплодородной. Так считают в повести влюбленные в нее и вдохновенно отдающие ей свой труд члены семьи Маркеловых; и с ними солидарен писатель. В этом контексте определение «люди суземья» приобретает другой – нравственный смысл: это те, кто, подобно Василию Кириковичу Тимошкину, своим вольным или невольным предательством превращают отчий край в безымянный, бесхозный – суземный.

Особый и очень важный пласт творчества Анатолия Петухова, о котором нельзя не сказать, - книги для детей и юношества. «Сить – таинственная река», «Дай лапу, друг медведь», «Без отца», другие повести и рассказы, где автор обращается к подрастающему поколению. Знаток российского севера, влюбленный в родной край, заядлый рыбак и охотник, писатель в книгах, адресованных детям, становится их проповедником и наставником в мире природы. Помогает в этом художнику вепсская культура.

После «Тревоги в Любимовке» А. Петухов написал повесть о военном времени «Врагам не будет покоя!». Героями ее были вепсы – жители маленькой деревеньки Коровья пустошь, которые с оружием в руках противостояли сильному врагу. Главный герой – озорной, самовольный мальчик Ленька Егоров быстро взрослеет. Отец убит на фронте, мать и сестра погибли в Ленинграде от разрыва бомбы. Мстить! – это желание определяет поступки Леньки. И не считаясь с мнением взрослых, он бежит из детдома. Едва не умершего с голоду подбирает его семидесятилетний Федор Савельевич Кириков. Подросток оказывается среди удивительных людей – похожих и непохожих на обычных русских. Именно здесь Ленька учится терпению, наблюдательности, умению молчать. Узнает мальчик и настоящую дружбу. Автор немногословен, когда раскрывает душу подростка: он видит ее в поступке, в действии, и это убеждает более всего. Привлекает повесть и тем, что просто и непритязательно рисуется обстановка – тайга, знакомая А. Петухову и его героям, - она для них надежная союзница.

Мальчик живет надеждой уйти к партизанам, догадывается, что молчаливый дед и его внук Митя связаны с ними, не подозревая, что совсем близок тот день, когда ему, юному партизану, придется держать оружие в руках, стоять на дозоре, идти в бой и погибнуть от шальной пули

Действующим «лицом» остается тайга в повести «Сить – таинственная река». Пространных пейзажных описаний в ней нет. Но природа – лес, речки, озеро – везде, куда, ни ступает мальчишеская нога. К примеру: «Вязкая старица выглядела впечатляюще. По берегам черные от воды и почти лишенные листьев заросли ивы, то тут, то там зеленеют островки камыша и рогоза, местами торчат из воды, причудливо протянутые коряги, увешанные тиной и мхом. И всюду трава – элодея, кувшинки, кубышки, стрелолист.

- Ну что, поплывешь? – скрывая усмешку, спросил Сережка.

- Конечно!

- Валяй! Лодки, смотри, нету, запутаешься, некому вытаскивать»

Встреча с природой уже проявляет характеры. А если выйти в лес, чтоб захватить в норе живых волчат, думая при этом, что мать-волчица кинется вдогонку?. на это надо не только безрассудную смелость. И, кроме отчаянности, есть у Васьки Гуся уверенность в силе своих рук, есть знание повадок зверей. У него, из-за нужды мало поучившегося в школе подростка, вообще много знаний: и как птицу поймать, и где и в какое время рыбу лучше ловить – нужда в послевоенной деревне и не только этому учила. А у Васьки есть еще и активность в характере, и настойчивость.

Только за все это его не хвалят, - не всегда в пользу оборачиваются такие качества, и слывет Васька Гусь озорником и лентяем. А что ему делать, если ему стыдно за мать, слабую, изломанную судьбою женщину, если не знает, как ей помочь, хоть и стремится всеми силами.

А. Петухов не избегает разговора о трудном в жизни. Ему не надо и приукрашивать своего героя: за его грубой дерзостью открывает автор жалость к матери, справедливость к младшим друзьям. Отсюда и начинается становление Василия Гусева.

Нет, ни чьим-то желанием в миг волшебно переменился Васька Гусь. Лес и река, уличная дружба, собственное чувство достоинства – все это сыграло свою роль. И, конечно же, взрослое окружение. Ведь тут не только бесхарактерная мать или пьяница-бригадир, – но тракторист Прокатов, человек жестковатый, но чуткий, и новый бригадир Пахомов, что вернулся в родные места из города. И, наконец, рождение первого чувства к деревенской сверстнице – Таньке. Все это мало-помалу формирует характер мальчишки, ведет его на верную дорогу в жизни.

Сюжет повести «Без отца» внешне несложен: у десятиклассника Димы Козырева в больнице умирает отец, сорокалетний учитель, уважаемый в селе человек. Подросток остается за старшего в семье, где, кроме него, брат-пятиклассник Костя и семилетняя Оля. Семья начинает жить без отца

Вскоре Дима понимает, как нелегко выполнить последнюю волю близкого человека: «Живи по совести! По правде живи. Чтобы ни перед кем не было стыдно». На собрании подросток произносит слова, в наше прагматичное время, быть может, кажущиеся наивными: «Воровать лес не буду. Нельму ловить не буду»[6]. Жизнь по совести для него становится главной целью.

Автор показывает нравственное становление героя. Пусть для многих он кажется «белой вороной», но его поддерживает Вика, ее отец, - значит, со временем поймут и остальные.

В конце повести Дима оказывается в сложной ситуации: выйти одному, безоружному, к четырем вооруженным браконьерам или отсидеться в камышах. Он без колебаний выбирает первое, и браконьеры отступают

Анализируя вышеперечисленные повести А. В. Петухова, можно сделать вывод, что все их герои несут в себе высокое нравственное начало, ответственность и трудолюбие, полученные ими от старших поколений, родной природы, самой вепсской земли.

Не случайно в своих воспоминаниях А. В. Петухов отмечает, что он и «сам взращен старшим поколением, от которого перенял все знания, обычаи, обряды. Очень ценю то, что со мной старики разговаривали по-взрослому, обучая всем делам. И сам всегда общаюсь с молодыми, понимаю их душу, состояние и настроение».

2. 1. Характеры вепсов в повести «Люди суземья»

Прочитав все художественные произведения А. В. Петухова, я поняла, насколько трепетно писатель относится к нравственным качествам человека. Все герои писателя оставили глубокий след в моем сердце. Наиболее интересной в плане взаимоотношений отцов и детей мне показалась повесть «Люди суземья». В центре повести – семья Тимошкиных. Здесь представлены три поколения, которые встретились спустя четверть века.

В вепсское село - Саргу, где нет ни телефона, ни телеграфа, ни обычной проезжей дороги, куда можно добраться только пешком или на лошади, приезжает из Сибири вместе с сыном Германом – семнадцатилетним подростком - Василий Кирикович Тимошкин, успешный, в общем-то, человек, бывший начальник строительства, вышедший на пенсию. В маленькой деревушке Кимьярь, что в тридцати километрах от Сарги, живут его постаревшие родители-вепсы. Василий Кирикович Тимошкин не был на Родине двадцать пять лет – он был занят ответственной работой. Связь с родителями поддерживал коротенькими письмами и переводами денег. У Василия Кириковича сложные взаимоотношения с сыном. Чтобы как-то сблизиться с Германом, найти общий язык, он вспоминает о своей далекой Родине и решается показать ему сказочные красоты вепсского края.

После приезда в Ким-ярь и первой радости узнавания Василий Кирикович начинает тяготиться встречей с родиной, которая вместо «возвращения в сказку» детства обрушила на него град молчаливых упреков. И Василий Кирикович находит предлог, чтобы сбежать из отчего дома задолго до окончания отпуска. Даже весть о смерти отца не вернет его обратно. Но то, что по малодушию не сделает старший Тимошкин, примет на свои юные плечи Герман. Он вернется в Ким-ярь, чтобы похоронить деда по древнему вепсскому обычаю.

Встреча Германа с дедом и бабушкой, которых он ранее никогда не видел, знакомство с жизнью последних обитателей вепсских деревень, приобщение к духовным богатствам народа и красоте земли, перевернули его душу. Здесь Герман знакомится с семьей Маркеловых – трудолюбивых, заботливых, влюбленных в свою землю, даже в трудный момент не оставивших ее. На родине отца, на вепсской земле он встретится с необычной девушкой Катей Маркеловой.

Именно Герман, а не его отец услышит в Кимь-яре зов крови и зов совести. На могиле деда он клянется в верности вепсской земле.

А. В. Петухов мастерски вплетает в сюжет нескольких героев. Они все своеобразны, каждый со своими мечтами и стремлениями. Здесь показан характер каждого из них. Сюжет поражает своей патриотичностью и нравственными отношениями. Внимательно вчитавшись в повесть, мы видим Германа – семнадцатилетнего подростка с девически чистым и свежим лицом, представленного городским снобом, не желающим учиться дальше, его сложные взаимоотношения с отцом. Сложность их отношений состоит в том, что вся жизнь Василия Кириковича распределена по определенной теории. Герман попытался объяснить эту теорию Кате: « У отца есть своя теория – «лестница жизни». По его мнению, все люди располагаются в жизни по ступенькам. Самые влиятельные, с большим весом в обществе – «элита» - занимают верхнюю ступеньку, а самые простые, обыкновенные «работяги» - нижнюю. Остальные, в зависимости от должности, располагаются между нижней и верхней ступеньками, чем выше должность – тем выше ступенька».

До поездки в Ким-ярь Герман даже не подозревал о своих вепсских корнях. Городской сноб, привыкший праздно проводить время, не мог представить себя рабочим человеком. Но прожив рядом с дедом и бабушкой, рядом с семьей Маркеловых, он начинает понимать, в чем состоит смысл жизни. Герман много размышляет образом жизни, которую проводил раньше в городе, до приезда в далекую деревню. Встреча с Катей перевернула всю его жизнь. В конце повести он проявляет решительность и возвращается в Ким-ярь. На протяжении всего произведения раскрывается его характер, показано его отношение к прошлому и настоящему. Вопреки указаниям отца Герман возвращается в деревню, и как раз вовремя: умирает его дед.

Очень неприятное впечатление производит отец Германа – тучный низкорослый человек с глубокой лысиной и высоким покатым лбом. На полном лице брови как бы раздвинуты и приподняты внешними концами, прямой и тонкий нос, губы прямые и тонкие с опущенными к низу углами, отчего рот казался большим и немного брезгливым. Василий Кирикович потомственный вепс, предавший свою Родину, почти забывший своих родителей. Покинув четверть века назад родную деревню, он стал крупным начальником строительного треста. Перед ним все заискивали. И только вышев на персональную пенсию он стал подумывать о поездке к родителям. Он мечтал о той сказке детства, в которой он рос, а приехал к жесткой действительности. Дом обветшал, родители постарели и едва сводили концы с концами. После приезда домой Василий Кирикович стал тяготиться присутствия старых родителей, упреков Митрия Маркелова. Когда пришла телеграмма от жены, он решил немедленно ехать домой под предлогом неприятностей дома, а на самом деле – сбежать от ответственности, от немых вопросов. А вопрос висел в воздухе очень важный – заберет ли Василий родителей к себе или нет. И этот вопрос осмелился задать Митрий Маркелов: «Я так разумею, что ты приехал за ними (родителями). Хватит, натосковались, намучились, - Митрий встретил холодный взгляд Василия Кириковича и осекся. Он вдруг понял, что тот и не думал увозить отца и мать. »

Уехав из Ким-ярь и получив в дороге весть о смерти отца, он не вернулся. Здесь автор показывает бессовестность, черствость души Василия Кириковича, его трусость и боязнь ответственности.

Отец Тимошкина - Кирик Савельевич – тощий, сутулый старик в холщовых кальсонах и в длинной исподней рубахе с подслеповатым взглядом. Лицо сморщенное, серое, поросшее седыми волосами, густые брови, крупный прямой нос, и широкие скулы.

Мать – Акулина Матвеевна – высокая сухая старуха. Они – обиженные судьбой - четверть века ждали встречи с сыном, надеялись, что он заберет их к себе в город доживать свой век. Ждали молча, надеялись, но тем не менее оправдывали своего сына его занятостью на службе. Кирик Савельевич говорил Ивану Маркелову во время переселения: «Других забирают, а ежели Василий не приехал? Да и до нас ли ему? Он на большой государственной службе, на письмо и то времени нету»[9].

Так и остались в Ким-ярь с тайной надеждой, что может Василий приедет за ними. Вместо сына их помощниками стала семья Маркеловых.

Маркеловы были давнишними соседями Тимошкиных. Всю жизнь они прожили в дружном согласии. Митрий Маркелов – добродушный, сухонький старичок. А. Петухов показывает его в повести, как саму совесть человечества. Он осуждает Василия Кириковича за то, что он не хочет забирать своих старых родителей, так им обиженных и выговаривает ему прямо в глаза.

Его сын - Иван Маркелов – крупный ширококостный мужик с коричневым от загара лицом. Трудолюбивый, выдержанный, преданный своей родной земле. Жена Ивана – Нюра – дородная крупная женщина со сдержанным характером, добрая и приветливая.

Старший сын Ивана – Михаил. Жил в городе, но всей душой стремился домой – поближе к лесу и озеру. Внешне он был похож на младшего брата Петра: такой же светлоглазый, большеносый, скуластый. Но в лице его было что-то мужиковатое, не хватало той интеллигентности, которая уже успела наложить на будущего филолога свой отпечаток. Вернулся в родные края и стал лесником. Очень внимательный и задумчивый, мог подолгу любоваться всякой живностью.

Петр – студент петрозаводского университета. Был выше ростом и плечистее Германа, черты лица грубее: нос крупный, глаза расставлены широко, надбровные дуги бугристы, чисто бритый подбородок тяжел но это лицо, которое отнюдь нельзя было назвать красивым, оставляло неожиданно приятное впечатление. В нем сочетались черты мужественности и добродушия, особенно заметного в открытом взгляде светло-серых с голубизной, глаз. Занимался спортом – плаванием, очень целеустремленный. Много читал, изучал вепсский язык, топонимику, записывал вепсскую речь.

Катя только закончила десятый класс в Чудрино. Тихая, скромная, хозяйственная. Темные, плавно изогнутые брови, аккуратный прямой нос, немного крупноватые, чуть вздутые губы – лицо как лицо, ничего особенного. Но в нем, как и во всей фигуре девушки, была непередаваемая скрытая прелесть, глубокое спокойствие и достоинство. Толстая каштановая коса свисала ниже пояса и змеей плавно изгибалась на спине девушки при каждом шаге.

Младшие Колька и Люська – бойкие, трудолюбивые подростки. Колька общительный, легко идущий на контакт подросток, а его сестра немного диковата. В повести показано уважение к старшим и почти благоговейные взаимоотношения между собой, которые проявляются в их поступках.

На протяжении всей повести Герман Тимошкин находится в тесном контакте с этими героями. Будучи раньше избалованным и легкомысленным он попадает совершенно в другой мир – мир добропорядочных, чтящих свои обычаи и влюбленных в родную землю, людей. Столкнулся с миром стариков, брошенных своими детьми и доживающих свой век в нищете, но с достоинством. Поначалу Герман относился с брезгливостью к деду и бабушке – ведь он представлял их совершенно другими. Прожив бок о бок с ними, он начинает понимать, насколько нелепо были прожиты все годы в городе. Деревенский мир научил Германа чуткости, состраданию, постоянному размышлению над своими поступками. Герман производит впечатление порядочного человека, хоть и немного нерешительного.

Встреча с такими людьми, как Герман, семья Маркеловых, дед и бабушка Тимошкины учат справедливости, трудолюбию, чуткости, нравственности, патриотизму и доброте. А. Петухов в повести высказывает посредством старика Тимоя в поздравительной речи Петру, главную мысль, дающую определение нравственности человека: «Запомни! Забыл отца-мать – для роду потерянный, забыл свой язык – для народу потерянный. А землю родную забудешь – птичьим перышком станешь. Выше птицы то перышко ветер носит, а что в ём толку?. »

3. Выводы.

В работе представлены редкие, ранее неизвестные широкому кругу читателей материалы, основанные на воспоминаниях писателя, фотографии. Материалы исследования имеют практическую значимость. Их можно использовать при проведении классных часов и уроков внеклассного чтения в школе.

Анализируя материал, собранный во время бесед с А. В. Петуховым, критические статьи в газетах о его произведениях, его публицистику и художественные произведения для детей, можно сделать следующие выводы:

- Весом и значителен вклад писателя в сохранение культуры вепсского народа и развитие современной литературы в целом.

- Своим творчеством он стремится укрепить национальную память вепсов.

- Его повести несут большой заряд веры в людей, учат читателя быть справедливее, добрее, утверждают истину, что нет ничего выше, чем родная земля и труд на этой земле. Труд, который формирует самые благородные черты человеческих душ.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)