Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Функциональная и синтаксическая классификации обстановочных ремарок А. Н. Островского

В лингвистической науке речь автора или ремарка долгое время рассматривалась как чисто служебный, вспомогательный по отношению к репликам персонажей элемент драматургического произведения, содержащий деловые советы, требования, предъявляемые автором пьесы к создателям спектакля: режиссеру, актерам. Поэтому в лингвистике ей уделялось мало внимания. Положение изменилось в последние 2-3 десятилетия, когда получила признание мысль о значимости, эстетической ценности всех компонентов текста художественного произведения. Не подвергая сомнению, приоритет диалога, который в драматургии является основным и с точки зрения содержания, и с точки зрения объема, исследователи обратились к изучению ремарок. Однако и к настоящему времени работы, посвященные ремаркам, немногочисленны. Из них мы можем назвать работы Л. А. Шуваловой, В. И. Комаровой, И. Я. Балягиной. Они исследуют ремарки в структурно-грамматическом аспекте, сосредоточивают внимание на описании предложений в составе ремарки, на классификации ремарок, но серьезных попыток установить взаимосвязь между функциональными и структурными особенностями ремарок ими не предпринималось.

Отдельные замечания о синтаксической структуре ремарок мы найдем у профессора А. Б. Шапиро, но они даны попутно в связи с изложением вопроса о пунктуации.

Обладая своими особыми структурно-грамматическими признаками и специфическими функциями, ремарки могут и должны быть самостоятельным объектом лингвистического исследования.

Предметом моего исследования являются обстановочные ремарки А. Н. Островского, их специфика. В соответствии со своей функцией (описание обстановки) обстановочная ремарка предшествует тексту драматургического произведения, его основе – диалогу, что обусловливает в свою очередь своеобразие ее синтаксической формы. Из всех видов ремарок в наименьшей степени исследованы обстановочные ремарки, поэтому мы и выбрали их предметом нашего изучения.

Материалом моего исследования являются пьесы А. Н. Островского с 1849 года по 1878 года. Интерес к этому драматургу вызван тем, что он является представителем и создателем так называемой «классической» ремарки, именно в его пьесах обстановочные ремарки получили быстрое развитие. В большинстве его пьес даны развернутые обстановочные ремарки не только ко всему произведению, но и к каждому действию в отдельности.

В своих «пьесах жизни» А. Н. Островский дает необычайно широкий охват русской действительности того времени. Раскрывая особый уклад жизни купеческого замоскворечья, рисуя жизнь чиновников, мещан, дворян, помещиков, студентов, актеров, драматург тщательно выписывает бедные комнаты мещанских домишек и купеческие особняки, залы в богатых барских домах и меблированные комнаты мелких чиновников, помещичьи усадьбы и театральные подмостки; общественный сад на высоком берегу Волги, лес, русскую дорогу. Социальная и историческая достоверность пьес А. Н. Островского усиливали в его обстановочных ремарках элементы описания, что вело к расширению и усложнению этих ремарок. Отличаясь тем же поразительным мастерством художественной отделки, что и диалог, они представляют собою классическую форму ремарок, описывающих обстановку.

В данной работе я ставлю своей целью показать своеобразие обстановочных ремарок как одной из разновидностей ремарок в пьесах А. Н. Островского. Для достижения этой цели мне нужно решить следующие задачи:

1) определить функциональные особенности и коммуникативные задачи обстановочных ремарок А. Н. Островского;

2) рассмотреть структурные признаки, свойственные обстановочным ремаркам;

3) выявить, какие именно синтаксические конструкции характерны для обстановочных ремарок А. Н. Островского;

4) исследовать обстановочную ремарку как одну из разновидностей сложного синтаксического целого и определить основные средства выражения в сложном синтаксическом целом;

5) выработать классификации обстановочных ремарок на основе стоящих перед ними коммуникативных задач и синтаксических особенностей;

6) установить взаимосвязь между функциональными и структурными особенностями обстановочных ремарок.

Для решения этих задач я использовала такие методы:

1) наблюдение над языковым материалом;

2) выбор обстановочных ремарок из подобранных пьес Островского;

3) систематизация собранных карточек с обстановочными ремарками;

4) функционально – текстовый анализ пьес А. Н. Островского;

5) анализ семантической структуры обстановочных ремарок.

Мною было собрано 83 карточки с ОР А. Н. Островского, которые передают основные черты «классической» ремарки.

Таким образом, исследование функциональной и структурно – грамматической специфики обстановочных ремарок является актуальными на данный момент. Я же хочу ограничиться изучением обстановочных ремарок только одного драматурга, являющегося создателем «классической» ремарки,- А. Н. Островского.

2. 1. Коммуникативные задачи обстановочных ремарок А. Н. Островского.

2. 1. 1. Функциональные классификации ремарок в лингвистике.

По своему содержанию, по выполняемой ими функциям ремарки представляют собой весьма пеструю картину. Отдельные исследователи, которые либо специально занимались изучением ремарок, либо касались вопроса о классификации ремарок попутно, в связи с решением других проблем, указывали на факт существования различных типов ремарок, причем каждый из исследователей в основу классификации клал свои основания.

Я хочу рассмотреть лишь некоторые классификации ремарок. Первой более или менее полной и четкой классификацией ремарок с указанием признака функционального деления можно считать классификацию Д. Х. Баранника и Г. М. Гая*, которые выделили следующие группы:

1) ремарки, комментирующие разговор действующих лиц;

2) ремарки, адресующие реплику;

3)ремарки, указывающие на условия и обстоятельства высказывания персонажа.

Отдельно они выделили ремарки, не имеющие отношения к диалогу, к которым относятся ремарки пейзажные, интерьерные.

Таким образом, проанализировав эти классификации, мы видим, что все исследователи, занимавшиеся этим вопросом, указывали на существование обстановочной ремарки, выделяя ее в отдельную группу. Но ни один из них не рассматривал функциональные особенности самой обстановочной ремарки как особой разновидности ремарок.

2. 1. 2. Функциональная классификация обстановочных ремарок А. Н. Островского.

Авторская речь в драматургическом произведении отличается от речи персонажей по целому ряду признаков, самым важным из которых является функциональный. Ремарки обладают явной коммуникативной направленностью и смысловой целостностью. Это позволяет определить ее статус с помощью понятия «текст в тексте»* авторская речь представляет собой своеобразный включенный текст, вторичный по отношению к диалогической речи персонажей, но необходимый в тексте пьесы как целостного произведения литературы.

Каждая из ремарок выполняет в тексте пьесы свою коммуникативную задачу. Но прежде чем рассмотреть задачи обстановочной ремарки, нужно отметить: обстановочная ремарка предшествует тексту драматического произведения, его основе – диалогу, что придает ей, по сравнению с другими типами ремарок, большую самостоятельность от диалога. Все это в свою очередь обусловливает функциональное своеобразие обстановочной ремарки, как особой разновидности. Следует заметить, что у А. Н. Островского обстановочные ремарки находятся в начале не только действий, но и явлений, актов пьес.

Итак, местоположение обстановочной ремарки зависит от выполняемой ею коммуникативной задачи – описание обстановки. У А. Н. Островского обстановочная ремарка эту задачу выполняет по-разному: обстановка может описываться с точки зрения места и времени действия.

В зависимости от функциональных особенностей обстановочных ремарок А. Н. Островского мы можем выработать свою классификацию, состоящую из двух основных групп.

I) Место действия.

К первой группе мы отнесем ОР, знакомящие нас с местом действия, например:

Комната со сводами в нижнем этаже дома Каркунова. На правой стороне (от актеров) дверь в комнату Ераста, на левой – в коридор; поперек комнаты дубовый прилавок.

Эти ОР отличаются большим разнообразием, поэтому здесь мы можем выделить несколько типов.

1) Описание помещения

Сюда можно отнести ремарки, описывающие помещение: комнаты, залы, гостиные, сени, трактиры и т. д. Например:

Светлые сени в доме Воеводы на посаде. Прямо – входная дверь; налево от актеров - дверь в терем, направо – три небольших оконца задернуты одной тафтяной занавеской; в левом углу изразцовая печь, у печки железная кочерга, по стенам лавки.

А. Н. Островский описывает и бедные, и богатые дома, хотя преобладает описание богатых помещений. Например:

Большая зала в доме Вышневского, богато меблированная. Налево дверь в кабинет Вышневского, направо в комнаты Анны Павловны; по обе стороны на стенах по зеркалу и под ним столики; прямо входная дверь. («Доходное дело» Д. I).

Здесь мы можем выделить ремарки: а) с подробным описанием обстановки, например:

Вокзал железной дороги, зала для пассажиров первого класса; направо от актеров дверь в виде арки, ведущая в другую залу; прямо стеклянная дверь, за ней видна платформа и вагоны; на середине, поперек комнаты, длинный стол, на нем приборы, бутылки, канделябры и ваза с цветами.

(«Таланты и поклонники» Д. IV).

б) с описанием только расположения дверей, например:

Горница в доме Минина. Налево дверь в другой покой, прямо – в сени.

(«Козьма Захарьич Минин Сухорук» Д. V).

в) без описания помещения, но дается намек на обстановку дома, который описывался в предыдущих действиях или явлениях. Например:

Сени в доме Бастрюкова.

(«Воевода» Д. I, сц. 2, явл. 1).

Декорация та же.

(«Поздняя любовь» Д. IV).

Наиболее часто А. Н. Островский дает описание жилых домов: комнаты, залы, гостиной и т. д. , что говорит о том, что чаще действие пьесы происходит в домах, дворцах, а не в трактирах, вокзалах. У драматурга есть пьесы, где все действие происходит в помещении. Это, например, такие пьесы: «Свои люди – сочтемся», «Не все коту масленица». Причем в пьесе «Поздняя любовь» место действия одно и то же на протяжении всего сюжета:

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой

(«Поздняя любовь» Д. I).

Таким образом, в основном действие всех его пьес происходит в помещении, хотя бы в одном действии.

2) Описание улицы, природы

У А. Н. Островского мы можем найти также большое количество ремарок, изображающих улицу. Он дает описание: а) сада (городского, общественного, барского и т. д. ), парка. Например:

Старый густой сад; налево от зрителей невысокая терраса барского дома, уставленная цветами; с террасы сход в три или четыре ступени.

(«Лес» Д. III).

Городской сад. Направо от актеров задний угол театра (деревянного) с входной дверью на сцену; ближе к авансцене садовая скамья; налево, на первом плане, под деревьями, скамейка и стол; в глубине под деревьями столики и садовая мебель.

(«Таланты и поклонники» д. II).

б) двора, стана. Они описываются либо целиком, либо только часть их. Например:

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота

(«Горячее сердце» д. I).

Часть тушинского стана. Плетеные сараи, землянки, избы, позади высокий вал.

(«Тушино» сц. 4).

в) леса, оврагов, полян в лесу. Например:

Лес; две неширокие дороги идут с противоположных сторон из глубины сцены и сходятся близ авансцены под углом, на углу крашеный столб, на котором, по направлению дорог, прибиты две доски с надписями: на правой: «В город Калинов», на левой: «В усадьбу Пеньки, помещицы г-жи Гурмыжской». У столба широкий, низенький пень, за столбом, в треугольнике между дорогами, по вырубке мелкий кустарник не выше человеческого роста

(«Лес» д. II).

Ночь, овраг, покрытый кустами («Гроза» д. III, сц. 2).

г) городских улиц, площадей. Например:

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

(«Гроза» д. III, сц. 1).

Площадь в городе. Налево от зрителей ворота Воеводского двора, несколько узких домов; в углу проезд в городские ворота; на заднем плане, за строениями, городская стена, которая постепенно понижается к правому углу; через стену видна Волга и противоположный нагорный берег; направо, на первом плане, высокая Приказная изба, за ней соборная площадка, видна часть колокольни, далее спуск к Волге, видны крыши домов.

(«Воевода» пролог).

У А. Н. Островского в основном дается описание сада (9 карточек) и только в одном случае – галереи – в драме «Гроза». Д. V:

На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое - где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу.

(«Гроза» д. V).

Есть пьесы, где действие происходит в основном на улице. Например, в «Грозе» - действие I и V- в общественном саду, действие III- на улице, действие IV- в галерее на улице. Такое место действия постепенно усиливает конфликт в пьесе.

3) Место действия – город

У А. Н. Островского есть пьесы, где дается указание, в каком городе происходит действие, но нет описания этого места. Например:

Действие в городе Бряхимове.

(« Красавец – мужчина» д. I).

Иногда указывается конкретное место действия пьесы в определенном городе. Например:

У Никольских ворот, в Москве.

(«Тушино» сц. 3).

Такие ремарки встречаются только в пьесе «Тушино». Ремарок, указывающих на город, у А. Н. Островского немного. В проанализированных пьесах я нашла только 7 таких ремарок, что говорит о том, что А. Н. Островский обычно в пьесах не указывал на город, описывал такое место действия, которое могло быть в любом городе.

Таким образом, местом действия в пьесах А. Н. Островского может быть и помещение, и улица, и какой-нибудь город. У драматурга есть пьесы, где действие происходит либо только в закрытых помещениях (например, «На всякого мудреца довольно простоты»), либо только на улице (например, «Горячее сердце», «Не было ни гроша, а вдруг алтын»). В большинстве же пьес местом действия является и дом, и улица. Например, в комедии «Бешеные деньги» действие I происходит в «петровском парке, в саду Сакса», а все остальные действия – в помещении: гостиной, зале, будуаре.

А. Н. Островский в основном всегда тщательно описывает место действия пьесы, вводя тем самым читателя в мир своих произведений.

II) Время действия.

Вторая группа в функциональной классификации ремарок – это ремарки, знакомящие нас со временем действия пьесы. Такие ремарки встречаются у Островского реже, чем ремарки, указывающие на место действия. Здесь также можно выделить несколько типов ремарок.

1) Указание года.

В пьесах мы можем встретить ремарки, которые указывают, в каком году происходит действие. Например:

Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове.

(«Горячее сердце» д. I).

Есть ремарки, где не только точно указан год, но и даны число и месяц, когда происходит действие. Например:

Действие происходит в 1672 году. Три действия – в воскресенье, в петровское заговенье, 2-го июня; эпилог – 4-го июня.

(«Комик XVII столетия д. I).

Сентябрь и октябрь 1608 года.

(«Тушино»)

Таких ремарок у Островского очень мало, так как для него важнее описать обстановку, чем указать конкретное число.

2) Время суток.

Есть пьесы, где ремарки указывают на время суток, когда происходит действие. Такие ремарки встречаются чаще, чем ремарки, определяющие год действия пьесы. Например:

Вечер, на столе две свечи.

(«Таланты и поклонники» д. III).

Сумерки. («Гроза» д. V).

Вечерняя заря. («Лес» д. II).

В пьесе «Горячее сердце» почти в каждом действии дан точный час, когда происходит действие: действие I – «восьмой час», действие II – «десятый час», действие V – «десять часов вечера».

Интересно то, что действие в пьесах в основном происходит в темное время суток, что усиливает впечатление гнетущей обстановки его пьес, где изображается «темное царство».

3) Время года.

Есть ремарки, где определен сезон действия пьесы. Хотя о сезоне говорится только в связи со временем суток. Например:

Ненастные осенние сумерки; дождь и сильный ветер.

(«Тушино» сц. 7)

Светлая летняя ночь.

(«Бесприданница» д. IV).

В основном у А. Н. Островского действие происходит летом, и только в пьесе «Тушино» - осенью. Из проанализированных нами пьес указания на сезон встречается только в четырех пьесах: «Тушино», «Горячее сердце», «Бесприданница», «Не было ни гроша да вдруг алтын».

Итак, ОР – это ремарки, описывающие сцену. Они дают возможность читателю сразу представить себе ситуацию, изображаемую в пьесе, вводят его в мир событий, происходящих в ней.

Наша функциональная классификация состоит из двух больших групп:

I – ремарки, описывающие место действия;

II - ремарки, указывающие на время действия.

Местом действия могут быть и помещения, и улица. Место действия почти всего подробно описывается, хотя иногда дается указание на город или обстановку, где будет происходить действие.

Также ремарки могут указывать и на год, и на время суток, и на сезон, когда будет происходить действие.

Обычно ремарки совмещают в себе описание места и времени действия. Например:

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота. Летний вечер, восьмой час.

(«Горячее сердце» д. I).

2. 2. Синтаксическая структура ремарок

А. Н. Островского.

Собрав и проанализировав все ОР А. Н. Островского, мы увидели, что все они структурно соответствуют предложениям обычной прозы. Ремарки могут представлять собой либо простые предложения, например:

Гостиная в доме Большова.

(«Свои люди – сочтемся» д. I), либо сложное предложение (вида бессоюзное), например:

Зала; одна дверь входная, две по сторонам.

(«На всякого мудреца довольно простоты» д. II), либо несколько (чаще 2) самостоятельных предложений, например:

Декорация первого действия. Сумерки.

(«Гроза» д. V), либо сложное синтаксическое целое, например:

Большая зала в доме Вышневского, богато меблированная. Налево дверь в кабинет Вышневского, направо в комнаты Анны Павловны; по обе стороны на стенах по зеркалу и под ним столики; прямо входная дверь.

(«Доходное дело» Д. I).

Отличительным признаком ОР всех типов является статичность в изображении обстановки, проявляющаяся в отсутствии всякого «движения».

В зависимости от структуры ремарок я разработала свою синтаксическую классификацию Ор А. Н. Островского, которая состоит из V больших групп:

I. ОР – простое предложение (ПП);

II. ОР – бессоюзное сложное предложение (БСП);

III. ОР – сложное предложение с различными видами связи;

IV. ОР – объединение двух предложений;

V. ОР – сложное синтаксическое целое (ССЦ).

Каждая из этих групп имеет свои синтаксические особенности, которые мы рассмотрим в следующих разделах. Интересно, что все ОР у А. Н. Островского – вводящие, они находятся в начале каждого действия, знакомя нас с описанием сцены.

I) Обстановочная ремарка – простое предложение.

В данном разделе рассмотрим ОР, представляющие собой простое предложение (ПП), которое может быть: а) двусоставным, например:

Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове.

(«Горячее сердце» д. I).

б) односоставным, например:

Сад летнего клуба.

(«Красавец – мужчина» д. I).

Эти предложения являются независимыми от контекста, т. е. самостоятельными в смысловом отношении, поэтому данные конструкции способны одни составить ремарку.

Сама ОР в виде ПП не позволяют дать подробного описания обстановки, а только указывают, где или когда происходит действие. Т. е. ОР – ПП выполняют функцию простого констатирования места действия, а дальнейшее описание, более подробно, выполняют ремарки других типов.

1) Обстановочная ремарка – двусоставное предложение.

ОР – двусоставное предложение (ДП) встречаются только в 2-х пьесах А. Н. Островского: «Горячее сердце» и «Не было ни гроша да вдруг алтын»:

Действие происходит лет 30 назад, на самом краю Москвы.

(«Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).

Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове.

(«Горячее сердце» д. I).

Интересно, что такие ремарки находятся только в I действии. Что говорит о том, что время и место действия больше меняться не будет.

Как мы видим, эти ДП являются распространенными за счет обстоятельств места (« в городе Калинове» и «на краю Москвы») и времени («лет 30 назад»).

Хочу отметить, что действие обеих пьес происходит 30 лет назад, но в разных городах.

Таким образом, ОР – ДП двух пьес очень похожи как по структуре, так и по смыслу, что говорит о единой манере драматурга.

У А. Н. Островского встречаются не только полные двусоставные конструкции, но и ОР – неполные двусоставные предложения, например:

Действие в городе Бряхимове.

(« Красавец – мужчина» д. I).

2) Обстановочная ремарка – неполное двусоставное предложение.

В ОР сконцентрированы неполные предложения (НП) с общим значением нахождения, пребывания, местоположения при их неизменной синтаксической структуре: конструктивным ядром таких неполных предложений является имя существительное в именительном падеже и примыкающие к нему второстепенные члены предложения с различными обстоятельственно-атрибутивными значениями, наличие которых в данных конструкциях необходимо, т. к. предложения, лишенные такого важного элемента как глагол-сказуемое, нуждаются в других структурных компонентах.

По степени распространенности ОР – неполные двусоставные предложения (НДП) делятся на: а) ОР – НДП с определительно – обстоятельственными словами, например:

Небольшая комната на постоялом дворе

(«Не в свои сани не садись» д. I, 1сцена).

Слева от зрителей угол полуразвалившегося одноэтажного каменного дома. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).

б) ОР – НДП , где второстепенные члены имеют только обстоятельственное значение, например:

Сени в доме Бастрюкова.

(«Воевода» Д. I, сц. 2, явл. 1).

Светлица в воеводском доме.

(«Воевода» Д. II, сц. 1).

Терем в доме воеводы.

(«Воевода» Д. III).

Причем обстоятельственный второстепенный член (обстоятельства места) в 1-ом случае находится в препозиции по отношению к главному члену, а во 2-ом – в постпозиции.

ОР, представляющие собой только одно НП, у А. Н. Островского встречаются редко, поэтому можно сказать, что такие ОР являются единичным исключением в творчестве А. Н. Островского, что можно объяснить в какой-то степени индивидуальной манерой построения ремарки.

Теперь перейду к рассмотрению ОР – односоставные предложения.

3) Обстановочная ремарка – односоставное предложение.

Чаще из простых предложений в ремарках А. Н. Островского встречаются односоставные предложения (ОП) двух типов:

А)номинативные предложения, например:

В доме Подхалюзина богато меблированная комната.

(«Свои люди - сочтемся» д. IV).

Б)безличные предложения, например:

Рассветает.

(«Не было ни гроша да вдруг алтын» д. IV).

4) Обстановочная ремарка - номинативные предложения.

ОР – номинативные предложения – самые распространенные ремарки у А. Н. Островского. Обычно они имеют значение – указание на место действия пьесы без описания его, например:

Сад летнего клуба. (« Красавец – мужчина» д. I).

В ОР – номинативные предложения главный член выражен всегда неодушевленным существительным в именительном падеже. В зависимости от степени распространенности предложения, ОР – номинативное предложение можно разделить на: а) ОР – номинативное предложение, распространенное за счет определений, например:

Постельное крыльцо.

(«Комик XVII столетия» эпилог).

Определения могут быть выражены:

- прилагательным, например:

Светлая летняя ночь. («Бесприданница» д. IV).

- местоимением, например:

Декорация та же. («Поздняя любовь» Д. IV).

- словосочетанием, например:

Декорация второго действия. («Не от мира сего» д. IV).

б) ОР – номинативное предложение, распространенные второстепенными членами с обстоятельствами и атрибутивными значениями, например:

На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки

(«Гроза» д. V).

Таким образом, мы видим, что ОР – номинативные предложения могут иметь разную степень распространенности. Но как бы такая ОР ни была распространена, она не имеет своей целью подробно описать место действия.

Нельзя путать ОР – НДП и ОР – односоставные номинативные предложения. Если обстоятельство места (локатив) стоит в препозиции по отношению к существительному в именительном падеже, то перед нами – односоставное номинативное предложение; если же обстоятельство находится в постпозиции, а перед ним – подлежащее, выраженное отглагольным существительным в именительном падеже, которое требует при себе глагол, то это уже не номинативное предложение, а двусоставное неполное (по А. М. Пешковскому «Русский синтаксис в научном освещении»).

Гостиная в доме Большова. (двусоставное неполное предложение).

(«Свои люди – сочтемся» д. I).

В доме Подхалюзина богато меблированная комната. (номинативное предложение).

(«Свои люди - сочтемся» д. IV).

5) Обстановочная ремарка – безличное предложение.

У А. Н. Островского ОР, представляющих собой безличное предложение (БП), было найдено только два:

К концу действия на сцене темно.

(«Горячее сердце» д. III).

Рассветает. («Не было ни гроша да вдруг алтын» д. IV).

Причем эти ремарки обозначают время действия в пьесе, точнее, указывают на время суток. Можно сказать, что такие ремарки не характерны для А. Н. Островского

Таким образом, ОР, представляющие собой ПП, делятся на:

I. ОР – двусоставные предложения: а) полное ДП; б) неполное ДП.

II. ОР – односоставные предложения: а) номинативные предложения; б) безличные предложения.

Самыми распространенными являются ОР – номинативные предложения и ОР – неполные двусоставные предложения с главным членом – подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Следует отметить существование таких ОР, которые состоят из самостоятельно функционирующих «отсеченных компонентов»*, т. е. конструкций типа «В Ростове» («Тушино», сц. 6). Отпочковавшись от номинативного предложения, такие конструкции не нуждаются в контексте; они самостоятельны как в смысловом, так и в структурном плане. Таких ремарок у А. Н. Островского всего лишь 3 (2 – в пьесе «Тушино», 1 – в «Бешеных деньгах»):

* Комарова, 1973; 162

1) В Ростове («Тушино», сц. 6);

2) У Никольских ворот, в Москве («Тушино» сц. 3);

3) В петровском парке, в саду Сакса («Бешеные деньги» Д. I).

Теперь мы рассмотрим ОР, представляющие собой бессоюзное сложное предложение. ОР – сложносочиненное и сложноподчиненное предложение у драматурга нет, хотя встречаются ОР, где есть придаточные части, но ведущая связь таких предложений – бессоюзная.

II) Обстановочная ремарка – бессоюзное сложное предложение.

Основным конструктивным элементом большинства обстановочных ремарок А. Н. Островского является бессоюзное сложное предложение (БСП) разной степени усложнения, имеющее строго определенные структурные особенности. В своей работе я отмечу эти особенности.

В соответствии со структурно – синтаксическими особенностями БСП и степенью их распространения можно выделить несколько их разновидностей:

1. БСП, части которых имеют предельно простую структуру и производят впечатление готовых формул. Например:

Деревенская изба; направо печь, перед печью люлька с ребенком, налево стол.

(Воевода. Д. III)

Большая терраса на даче, прямо сад, по сторонам двери. (На всякого мудреца довольно простоты. Д. V)

2. БСП с эллиптическими частями, осложненными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, например:

Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка. (Гроза. Д. III сц. 2)

Старый густой сад; налево от зрителей невысокая терраса барского дома, уставленная цветами; с террасы сход в три или четыре ступени.

(Лес. Д. III)

Обычно такие ремарки описывают улицу или природу (сад, овраги и т. д. ).

3. БСП, отдельные части которых могут дублировать основные структурные особенности ремарки («два стола, один с правой стороны, другой с левой»): номинативная часть, за ней безглагольные эллиптические конструкции, например:

Комната в доме Ашметьевых; три двери: дверь направо – в кабинет Ашметьева, налево – в комнаты Марьи Петровны, прямо – растворенная дверь в залу.

(Дикарка. Д. IV)

Комната в гостинице, довольно прилично меблированная; две двери: одна с левой стороны, другая в глубине, в переднюю; на стене зеркало.

(Красавец – мужчина. Д. III)

Указанные специфические особенности БСП, выступающих в качестве основного компонента в обстановочных ремарках, позволяют говорить, что такие ремарки построены по определенной синтаксической модели.

Чаще всего ОР – БСП состоит из номинативных или структурно неполных частей, например:

Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов.

(Гроза. Д. I)

Очень редко в таких ремарках может быть и двусоставная часть, например:

Сцена представляет русскую комнату; налево два окна; прямо дверь и направо дверь; по стенам лавки, на левой стороне деревянный стол и скамья.

(Не так живи, как хочется. Д. I)

Как я уже указала, неполные части, входящие в БСП, могут быть простыми по своему строению, или осложненными различными синтаксическими конструкциями, или объединяться в бессоюзные группы, соединенные также бессоюзной связью, например:

Зал в доме Окоемовых; в глубине входная дверь, направо от актеров дверь в гостиную, налево – в кабинет Окоемова; мебель и вся обстановка приличные.

(Красавец – мужчина. Д. II)

Такие объединения получают своеобразное оформление – БСП большего объема включает в себя БСП меньшего объема, где все части – номинативные или неполные конструкции:

Комната в доме Огудаловой; две двери: одна, в глубине, входная; другая налево от актеров; направо окно; мебель приличная, фортепьяно, на нем гитара.

(Бесприданница. Д. II)

Объединение таких эллиптических конструкций в сложное предложение, очевидно, возможно только с помощью бессоюзной связи, так как союзное соединение более ограничено в своих возможностях. На эту особенность БСП указывал академик В. В. Виноградов: «Отличаются они (БСП) от других типов сложных предложений своей компактностью и своими широкими возможностями сцепления и объединения простых предложений»*.

Отмечу, что такое включение бессоюзных предложений вновь в бессоюзную, более объемную конструкцию – излюбленный прием у

А. Н. Островского. БСП с таким строением, с такой организацией своих частей – самая многочисленная группа в обстановочных ремарках драматурга.

Такое широкое употребление БСП в обстановочных ремарках обусловлено, во-первых, их стилистическими особенностями, во-вторых, потребностями жанра. «Положение о большей сжатости, живости, разговорной легкости и изяществе БСП в литературном русском языке

* Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка). – Сборник «Вопросы грамматического строя», АН СССР, Москва, 1955; с. 427.

является общепризнанным в современной стилистике»*. Именно поэтому БСП с их лаконичностью, выразительностью являются для драматурга самым приемлемым материалом.

«Глубокое знание народного языка, тонкая наблюдательность помогли А. Н. Островскому найти подходящую форму создания лаконизма – включение неполных, эллиптических конструкций, их бессоюзных групповых объединений в БСП большого объема»**.

III. Обстановочная ремарка – сложное предложение с разными видами связи.

Такие ОР являют собой широко развернутую описательскую конструкцию. Их можно разделить на 2 группы:

1) СП с придаточным определительным, относящимся к главному члену:

Задняя занавесь на втором плане, посреди машина, направо отворенная дверь, в которую видна комната, налево вешалка для платья, на авансцене по обе стороны столы с диванами.

(Доходное место. Д. III)

Небольшая комната; направо окно на улицу, подле окна стол, на котором лежат принадлежности шитья; прямо дверь, налево за перегородкой кровать.

(Старый друг лучше новых двух. Д. I)

2) СП с придаточным определительным, относящимся к второстепенному члену, чаще всего к обстоятельству места:

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора; перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья; на заднем плане ворота.

(Горячее сердце. Д. I)

* Борковский В. И. Синтаксис древнерусских грамот. Сложное предложение. – Москва,, 1958; с. 55.

** Комарова В. И. , 1973; с. 89.

Интересно, что ОР – СП с разными видами связи представляют собой единую синтаксическую структуру: ведущая связь в таких ремарках – бессоюзная, одна из частей – придаточное определительное. Других видов придаточных частей в ремарках драматурга не встречается. Все это еще раз свидетельствует об относительной синтаксической устойчивости ремарок А. Н. Островского.

IV) Обстановочная ремарка – объединение двух предложений.

Обстановочные ремарки, представляющие собой объединение двух предложений, в пьесах А. Н. Островского встречаются тоже довольно-таки часто. По синтаксическим особенностям этих предложений обстановочные ремарки можно разделить на 2 большие группы:

1. ОР, где два предложения – простые: а) оба предложения – номинативные:

Декорация первого действия. Сумерки. (Гроза. Д. V) б) первое предложение – номинативное, второе – неполное:

Сад летнего клуба. Действие в городе Бряхимове.

(Красавец – мужчина. Д. I)

2. ОР, где первое предложение – номинативное, а второе – бессоюзное сложное предложение. Это второе БСП может включать в свой состав разные по структуре части: а) первая часть – номинативная, вторая – неполная двусоставная:

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

(Гроза. Д. III сц. 1) б) все части номинативные:

Сени постоялой избы на владимирской дороге. Деревянный стол, скамья, разная домашняя утварь.

(Тушино. Сц. I) в) все части неполные:

Контора в доме Большова. Прямо дверь, на левой стороне лестница наверх.

(Свои люди – сочтемся. Д. I)

Такие ОР обычно не имеют подробного описания обстановки, а только лишь указывают на то, где будет происходить действие пьесы.

Теперь осталось рассмотреть последнюю группу ремарок – обстановочные ремарки, представляющие собой сложное синтаксическое целое (ССЦ).

V. Обстановочная ремарка – сложное синтаксическое целое.

1) Обстановочная ремарка и ССЦ.

Обстановочные ремарки – сложное синтаксическое целое (ССЦ) – наиболее излюбленный тип ремарок у А. Н. Островского. Они встречаются в каждой его пьесе и выполняют определенную задачу – подробно описать обстановку, когда происходит действие.

Оценивая ремарку как ССЦ, необходимо выяснить, что же такое ССЦ, ремарка – обычная ли разновидность его с присущими ей синтаксическими признаками, отмеченными в лингвистике, или какое-то иное, своеобразное объединение предложений.

ССЦ – синтаксическое объединение двух или нескольких предложений, раскрывающих одну из микротем, связанных синтаксически и интонационно и выражающих коммуникативную целеустановку автора.

Как и всякому ССЦ, ремарке свойственно смысловое единство – единство описываемой обстановки, где происходит действие, единство содержания, которое «является наиболее заметной особенностью соединения законченных предложений – особенностью закономерной, глубоко органической: соединять можно только близкие по содержанию предложения»*. Внутреннее единство ремарки, целостность ее текста поддерживается опорой на один определенный образ, который создается

* Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – Москва,1961; с. 30.

необходимыми конструкциями, например:

Комната со сводом в нижнем этаже дома Каркунова. На правой стороне (от актеров) дверь в комнату Ераста, на левой – в коридор; поперек комнаты дубовый прилавок, за ним две конторки с табуретами; на стене часы. В глубине два окна.

(Сердце не камень. Д. III)

Ремарке также свойственно ритмико-интонационное и модально-временное единство – единая модальность и единый временной план настоящего времени, который вносят конструкции, имеющие общее значение настоящего времени (номинативные и неполные двусоставные – именные конструкции), например:

Чистая изба в доме Кочетова. Посередине входная дверь; налево, у печки, дверь за перегородку, у двери поставец; направо под окнами лавка, у лавки стол, на котором большие и малые книги.

(Комик XVII столетия. Д. III) или конструкции, в которых сказуемое имеет форму настоящего времени, например:

Небольшая комната в доме Торцова, заставленная разного рода шкафами, сундуками и этажерками с посудой и серебром; мебель: диваны, кресла, столы, все очень богато и поставлено тесно. Вообще эта комната составляет род кабинета хозяйки, откуда она управляет всем домом и где принимает своих гостей запросто. Одна дверь в залу, где обедают гости, другая во внутренние комнаты.

(Бедность не порок. Д. III)

Характерным признаком ССЦ является неполнота предложений, заключающаяся в том, что «соединение предложений выражает круг мыслей, взаимно дополняющих и поддерживающих друг друга»*.

Эти признаки обстановочной ремарки носят наиболее общий характер и относят ее к разновидностям ССЦ. Но поскольку обстановочная ремарка представляет собой синтаксическое единство, функционирующее в

* Фигуровский И. А. , 1961; с. 50.

драматическом произведении, то ее структура приобретает ряд специфических признаков, которые выделяют данную ремарку в особую разновидность ССЦ.

2) Структурно-семантические особенности обстановочной ремарки в аспекте ССЦ.

Описание обстановочной ремарки как особой разновидности ССЦ требует рассмотрения ее с двух точек зрения – с семантической и структурной.

Как объединение законченных предложений обстановочная ремарка характеризуется не только общностью темы, единством содержания, но и его замкнутостью. По мнению И. А. Фигуровского, суть замкнутости проявляется в завершенности структуры, в невозможности добавления какого бы то ни было предложения. Ремарке как сложной семантической организации предложений присуща замкнутость содержания, но эта замкнутость имеет глубоко своеобразный характер. Законченная (общая) мысль в обстановочной ремарке выражается экспозиционным предложением (экспозиционное предложение – это «не вообще первое предложение, находящееся в абсолютном начале ремарки, а то, которым открывается непосредственно описание обстановки»*). Следующие за ним конструкции, выражающие более частные стороны этой мысли, лишь конкретизируют ее, например:

Гостиная. С левой стороны от актеров окно, далее дверь в залу. С правой – дверь в спальню Зои, ближе к зрителям камин с экраном, большие щипцы для угля и прочие каминные принадлежности; недалеко от камина небольшой диванчик; мебель мягкая.

(Красавец – мужчина. Сц. 2).

Из данного примера видно, что описание обстановки начинается с предложения «Гостиная», которое и является экспозиционным; следующая за ним бессоюзная конструкция уточняет это экспозиционное предложение, дает подробное описание гостиной.

* Комарова В. И. , 1973; с. 50.

Конкретизацию общей мысли, выраженной экспозиционным предложением, можно осуществлять, очевидно, до бесконечности, основное содержание при этом не меняется, а только уточняется. Таким образом, выражая замкнутую мысль, экспозиционное предложение в то же время предполагает ее развертывание, что проявляется в добавлении необходимых по смыслу конструкций.

Отличительным признаком ОР является статичность в изображении обстановки, проявляющаяся в отсутствии всякого движения. Ремарка представляет собой такое описание, в котором «застывшими» оказываются не только вещи, предметы, создающие обстановку, но и действующие лица, принимающие участие в той или иной сцене. Даже те сцены, в которых в связи с их содержанием необходимо движение, развитие, несут на себе отпечаток того же состояния покоя, например:

Сени исчезают. Середина Волги, вдали берега. Является лодка, все приободряются, надевают шапки, берут весла. Бастрюков и Дубровин встают на ноги.

(Воевода. Д. III явл. 2)

Данная статичность в ремарках создается конструкциями, имеющими ярко выраженное описательное значение.

Отмеченные мною семантические особенности ОР обусловили и специфику их структуры. Ремарка – это не только своеобразное целое в семантическом отношении, примечательна и синтаксическая организация входящих в нее предложений.

Первое предложение в ОР – ССЦ имеет разную синтаксическую структуру. Описание обстановки открывается:

1. в подавляющем большинстве номинативным предложением, например:

Приемная у Крутицкого. Дверь выходная, дверь направо в кабинет, налево в гостиную. Стол и один стул.

(На всякого мудреца довольно простоты. Д. IV сц. 1)

2. иногда двусоставным предложением, которое строится обычно по одной и той же схеме: подлежащее + сказуемое, выраженное глаголом в настоящем времени, например:

Сцена представляет бедную комнату в квартире Ивановых. Налево на первом плане окно, дальше дверь в комнату хозяйки; прямо дверь выходная, направо дверь в комнату Лизаветы Ивановны. (В чужом пиру похмелье. Д. I)

Наличие номинативного предложения или группы номинативных предложений определяет и другую черту обстановочных ремарок – использование определенных типов предложений для ее развертывания. В ремарках с номинативным зачином возможны не всякие предложения, только определенного типа*. Такими конструкциями являются:

1. безглагольные предложения, конструктивным ядром которых является главный член – существительное в именительном падеже с примыкающими к нему второстепенными членами, например:

Усадьба Гурмыжской, верстах в пяти от уездного города. Большая зала. Прямо две двери: одна входная, другая в столовую; направо от зрителей окно и дверь в сад; налево две двери: одна во внутренние комнаты, другая в коридор. Богатая старинная мебель, трельяжи, цветы, у окна рабочий столик, налево круглый стол и несколько кресел. (Лес. Д. I)

2. двусоставные предложения со сказуемым, выраженным глаголом в настоящем времени, например:

Небольшая комната в доме Торцова Вообще эта комната составляет род кабинета хозяйки, откуда она управляет всем домом и где принимает своих гостей запросто. Одна дверь в залу, где обедают гости, другая во внутренние покои.

(Бедность не порок. Д. III)

* Солганик Г. Я. О структуре номинативных прозаических строф. – Вопросы стилистики. Сборник статей к 70-летию со дня рождения проф. К. И. Былинского, МГУ, 1966.

3. двусоставные предложения с составным именным сказуемым, именная часть которого выражена категорией состояния, например:

Площадь в городе. Налево от зрителей ворота воеводского двора, несколько узких домов; в углу проезд в городские ворота; через стену видна Волга и противоположный нагорный берег; направо, на первом плане, высокая Приказная изба, за ней соборная площадь, видна часть колокольни, далее спуск к Волге, видны крыши домов.

(Воевода. Пролог)

«Все эти предложения близки по синтаксическому строю и значению к номинативным и имеют ярко выраженный описательный характер. В составе строфы они объединяются единой (описательной) модальностью, единым временным планом настоящего времени»*.

Таким образом, в структуре ССЦ, каким является обстановочная ремарка, большой синтаксический вес имеют номинативные предложения, составляющие основу его структуры, определяющие его тематическое и смысловое единство. Уже само наличие в ремарке номинативных предложений предопределяет в целом ее синтаксическое строение.

Характеризуясь замкнутостью содержания, обстановочная ремарка имеет в то же время открытую структуру, т. е. семантическая замкнутость в ремарке не предполагает замкнутость синтаксическую.

Ремарки в большинстве своем, на мой взгляд, являются открытыми структурами. Эта открытость проявляется в том, что количество отдельных составляющих их частей может быть увеличено включением новых.

Особенно отчетливо открытость структуры обстановочных ремарок проявляется в группе ремарок, состоящих из экспозиционного номинативного (реже двусоставного) предложения и следующих за ним неполных двусоставных предложений. Свое яркое выражение обстановочная

* Солганик Г. Я. , 1966; с. 165.

ремарка такого состава получила именно в драматургии А. Н. Островского. Ремарки с подобным строением по степени распространенности в его пьесах почти не уступают ремаркам, оформленным как БСП. Приведу пример подобной ремарки:

Сад; направо на подклети горница, прямо против зрителей терем, тоже на подклети, с открытым переходом вокруг; с переходу дверь в сени, соединяющие терем с горницей; под сенями проезд. Из сеней лестница и несколько колен с площадками на столбах; во всю длину лестницы крыша на точеных столбиках. За теремом, в глубине, надворные строения, налево забор и задние ворота.

(Воевода. Д. V)

Описательность двусоставных конструкций, входящих в состав обстановочной ремарки А. Н. Островского, подчеркивается и формой выражения подлежащего, как правило, оно выражается неодушевленным существительным, например:

Бедная комната, соседняя с кухней. С правой стороны окно, под окном небольшой письменный стол, на нем разбросаны книги; перед столом стул, далее в углу, горка с книгами В глубине узкая дверь в кухню, направо от двери тонкая перегородка, у которой между дверью и горкой, мягкий ситцевый диван, служащий постелью Корпелову; над диваном на стене висит штора. (Трудовой хлеб. Д. I)

Открытые структуры имеет и группа ремарок, у которых после экспозиционного номинативного предложения вместо неполных двусоставных предложений следуют номинативные.

В ремарках А. Н. Островского двусоставные предложения, у которых в роли подлежащего выступают имена собственные, - крайне редкое явление. Приведу пример:

Небольшая площадь в Кремле, недалеко от собора. К концу, в пятом явлении, начинает смеркаться. Выходит Лыткин; Павлик крадется к нему из-за угла. (Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Д. III)

Основными средствами связи в ОР – ССЦ являются лексический повтор, синтаксический и лексический параллелизм. Лексический повтор – повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающее эмоциональность, подчеркивающее ключевое слово. Параллелизм – стилистическая фигура речи, заключающаяся в повторе грамматических или лексических конструкций с целью усиления экспрессивности текстового фрагмента. Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста, композиционный прием, подчеркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведении. Например:

Сад. С правой стороны (от актеров) видна часть большого помещичьего дома, выход в сад из нижнего этажа через стеклянную дверь. Перед домом площадка, которая ограждена редкими решетками из вьющихся растений с большим полукруглым навесом над площадкойНа площадке садовая мебель: скамья, кресла и столики. Налево густой сад; в глубине, в левом углу, выдается часть флигеля. (Блажь. Д. I)

В данном примере 1 предложение – экспозиционное, следующие – конкретизируют и уточняют его тему. 2, 3 и 4 предложения соединены с помощью лексических повторов («дома» - «перед домом»; «над площадкой» - «на площадке»), 2 и 5 – лексический параллелизм («на правой стороне» и «налево»); 3, 4 и 5 – синтаксический параллелизм (одинаковое построение предложений или отрезков речи).

Анализ показал, что экспозиционные номинативные предложения в составе ремарки выполняют не только семантико-стилистическую, но и синтаксическую функцию. Заключая в себе основную мысль ремарки, экспозиционное предложение оказывается ее темой, которую конкретизируют следующие за ним взаимосвязанные конструкции, структурный лаконизм которых, полнота выражаемой ими мысли возможны только на фоне экспозиционного предложения. При отсутствии экспозиционного предложения в некоторых случаях смысл неполных предложений был бы непонятен.

Итак, анализ структуры ремарок позволяет сделать следующие выводы:

1. с точки зрения содержания обстановочная ремарка – ССЦ представляет собой целостное описание, опирающееся на один и тот же художественный образ (описание обстановки);

2. как и всякое ССЦ, ремарка характеризуется смысловым единством, своеобразной замкнутостью содержания, единой описательной модальностью и единым временным планом, а также ритмико-интонационным единством. Но поскольку ремарка предназначена для описания не вообще обстановки, а обстановки в драматическом произведении, ее синтаксическая структура приобретает ряд специфических черт, выделяющих ремарку в своеобразную разновидность ССЦ;

3. обстановочная ремарка – ССЦ у А. Н. Островского включает в свой состав в основном описательные конструкции, связь между которыми осуществляется с помощью целой предикативной единицы – экспозиционным предложением.

«Ремарка – такая разновидность ССЦ, которая производит впечатление устойчивой структурной схемы, постоянной формальной основы, которая в каждом конкретном случае наполняется определенными конструкциями»*.

* Балягина И. Я. Драматургическая ремарка как тип текста (на материале русских пьес 1920-х годов). - Кандидатская диссертация, Самара, 1993, с. 158.

III. Заключение.

А. Н. Островский – представитель и создатель так называемой «классической» ремарки. Именно в его «пьесах жизни» обстановочная ремарка получила наиболее полное развитие. В своей научной работе я провела лингвистическое исследование структурно-грамматических признаков и специфических функций обстановочных ремарок великого драматурга. Своеобразие их синтаксической и стилистической формы состоит в том, что обстановочная ремарка предшествует тексту драматического произведения, его основе – диалогу. У А. Н. Островского встречаются как краткие, так и развернутые описания обстановки.

В своей работе я показала, что обстановочная ремарка – одна из разновидностей ремарок в пьесах, которая требует необходимого всестороннего изучения, что является актуальным в настоящее время.

Определив функциональные особенности и коммуникативные задачи ОР, проанализировав их синтаксическую структуру, я разработала две классификации ОР А. Н. Островского:

I. функциональная классификация ОР, отличающаяся большим разнообразием, поэтому здесь я выделила еще 2 типа ОР:

1) место действия;

2) время действия.

Эти ремарки дают возможность читателю сразу представить себе обстановку и ситуацию, изображаемых в пьесе, указывают на время действия, вводят нас в мир событий, происходящих в ней. Чаще всего место действия подробно описывается, хотя иногда встречается просто указание на город или обстановку, где будет происходить действие. Обычно ремарки в пьесах А. Н. Островского совмещают в себе описание места и времени действия.

II. синтаксическая классификация ОР, состоящая из 5 больших групп:

1) ОР – простое предложение а) ОР – двусоставное полное предложение; б) ОР – двусоставное неполное предложение; в) ОР – односоставное номинативное предложение; г) ОР – односоставное безличное предложение;

2) ОР – бессоюзное сложное предложение;

3) ОР – сложное предложение с разными видами связи (причем ведущая связь – бессоюзная);

4) ОР – объединение двух предложений;

5) ОР – сложное синтаксическое целое.

Проанализировав синтаксические особенности обстановочных ремарок А. Н. Островского, я пришла к выводу: несмотря на специфические особенности разобранных ОР, все они построены по определенной синтаксической модели, что свидетельствует о единой художественной манере драматурга. Выбранные им синтаксические структуры с их лаконичностью и выразительностью являются для А. Н. Островского самым приемлемым материалом. Все ОР соответствуют предложениям обычной прозы, их отличительным признаком является статичность в изображении обстановки, проявляющаяся в отсутствии всякого «движения». Излюбленным типом ремарок у драматурга являются ОР – сложное синтаксическое целое. Они встречаются в каждой его пьесе и выполняют определенную задачу – подробно описать обстановку, когда происходит действие. В большинстве своем такие ремарки являются открытыми структурами, в которых количество предложений может быть увеличено включением новых. Связь между компонентами ССЦ осуществляется за счет предикативной единицы – экспозиционного предложения.

Я хотела бы еще раз отметить, что ремарки – это неотъемлемый элемент драматургического произведения, обладающий своей индивидуальной значимостью и эстетической ценностью. Наблюдать за функциональными особенностями ремарок и исследовать их синтаксическую структуру очень познавательно и увлекательно. В будущем мне бы хотелось исследовать не только ОР А. Н. Островского, но и попытаться разработать классификацию всех типов ремарок великого драматурга, заняться изучением стилистических особенностей ремарок других известных драматургов: А. П. Чехова, М. Булгакова, А. С. Грибоедова и других.

Завершая свою работу, я хотела бы процитировать отрывок из высказывания И. И. Чернова об А. Н. Островском: «Его называли «драматургом по слуху, его талант – речевой. Александр Николаевич обычно не смотрел, а слушал свои пьесы. Находясь за кулисами, не видя актёров, он тем не менее безошибочно оценивал их исполнение».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)